Пролетарии всех стран, соединяйтесь!

В

Орган Ментрального Комитета и МК

40 (1006)

SSS ae

10 февраля 1937 г., среда

сесоюзная Коммунистическая Партия (больш.).

ЦЕНА ТО КОП.

=:

А. С. Пушкин. .

В Автолитография художника Н. А. Павлова (кабинет графики Всероссийской академии художеств. Йенинград).

Сегодня исполняется 100 лет со дня трагической
смерти величайшего русского поэта, создателя

BHN@). ——

СЛАВА РУССКОГО НАРОДА

Прошло сто лет с тех пор, как рукой
иноземного аристократического прохвоста,
наемника царизма, был застрелен величай-
ший русский поэт Александр Сергеевич
Пушкин.

Пушкин целиком принадлежит нам, на-
шему времени, он живой и долго еще. бу-
дет жить в будущих поколениях. Пуш-
кин — слава и гордость великого русского
народа — не умрет никогда.

Влияние Пушкина на развитие культу-
ры нашей страны безгранично. Его бессмерт-
ные творения стали основой — грамт-
ности. Устами Пушкина впервые загови-
рили сотни миллионов людей. Пушкин
поднял наш язык — по природе своей бога-

тый и гибкий — до необычайной высоты,

сделав его выразительнейшим языком в
мире. }

Пушкин никогда еще не был так попу-
лярен и любим, как в настоящее время.
Это произошло уже по той простой при-
чине, что никогда не было в нашей стране
столько грамотных, читающих людей. Но
не в этом только дело. Впервые читатель
встретился с подлинным Пушкиным без
ворыстного посредничества многочиеленных
искажателей текстов поэта, без реакциов-
ной цензуры, без скудоумных и ничтожных
толкователей. старавшихся причесать буй-
ного Пушкина под свою буржуазную гре-
бенку. Пушкин предстал перед народом в
настоящем своем обличии: поэта и гражда-
нина, и народ полюбил его, как лучшего
друга.

Пушкин предвидел это время. Он всегда
помнил о народе и творил для народа. Во
многих произведениях поэта можно встре-
тить своеобразную перекличку © будущими
поколениями. Достаточно вспомнить потря-
сающее стахотворение «Намятник». № бу-
дущему читателю прямо обращается Пуш-
КИН И ВО второй главе «Евгения Онегина».
Немного иронически, но с глубоким волне-
нием мечтает он, что будущий читатель
взглянет

«На мой прославленный портрет,
Н молвит: то-то был Поэт!»

Этому читателю он шлет свое .«бла-
годарение». Слова поэта дошли 0
назначению. Голос его звучит как мощ-
ный призыв к творческой жизни и борьбе.
Прочитав знаменитое «Здравствуй, племя
младое, незнакомое!». советский читатель
может с полным правом ответить: «Здрав-
ствуй, Пушкин, родной и близкий!»

Пушкин целиком Ham, советский, ибо
советская власть унаслеловала все. Что
есть лучшего в нашем народе, и сама она
есть осуществление лучших чаяний на-
родных. Сейчас. в сотую годовщину смерти
великого русского поэта. нет более акту-
альной темы. чем — Пушкин и современ-
ность. В конечном счете творчество Пуш-
кина слилось е Октябрьской социалистиче-
ской революцией, как река вливается в
окезн..

В стихотворении «Деревня» (1819 год)
Пушкин писал:

0, если б голое мой умел сердца тревожить!
Почто в груди моей горит бесплодный
map
И не дан мне в удел витийства грозный
zap?
Увижу ль, о друзья, народ неугнетенный
И радство, падшее по манию царя,
И над отечеством свободы просвещенной
Взойдет ли наконец ‘прекрасная ‘заря?

В то время Пушкин еще надеялея на
реформы «просвещенных государей». Но
уже через. два года, задумавшись над
судьбами и историей своей родины, Пуш-
кин восклицает: «Одно только стралиное
потрясение могло бы уничтожить в Poc-
сии закоренелое рабство». Мы. знаем, что
это была не только мечта. Пушкин сам
стремился к восстанию и был очень огор-
чен; что не мог принять участия в его
подготовке.

В‘ нашей стране ликвидированы экс-
плоататорские классы. Это факт, который
бесспорно можно -зачислить в величайшие
достижения истории человечества. Сколько
исступлений, проклятий и клеветы вызвал
этот факт в стане наших врагов! Подлые
преступления троцкистеких бандитов есть
прямая реакция контрреволюционной бур-
жуазии на ликвидацию  экеплоататоров
в нашей стране. Но сквозь етолетие Пуш-
кин протягивает нам дружескую руку в
знак солидарности. Сохранилось живое
свидетельство отношения Пушкина в экс-
плоататорам. Вот что записал в свой днев-
ник ‹ один 43 современников Пушкина
князь П. Долгоруков:

«Охота взяла Смирнова спорить с ним
(е Пушкиным), и чем более он опровер-
гал его; тем более Пушкин разгоралея, бе-
сился и выходил из терпения. Наконец,
полетели ругательства на все сословия.
Штатекие чиновники —— подлецы и воры,
генералы — скоты большею частью; один
классе земледельцев — почтенной. На дво-
рян русских особенно нападал Пушкин.
Их надобно всех повесить, а если 6 это
было, то он с удовольствием затягивал
бы петли».   5

Конечно, это было. сказано в пылу сно=
ра, но мы сразу узнаем здесь темперамент
Пушкина. Он радостно’ рукоплескал бы ги-
бели . эксплоататорских классов. «Один
класс земледельцев — почтенной», обижен-
но записал князь Долгоруков, и это пока-
зывает, как Пушкин относился к угнетен-
ному крестьянству, к народу. Освобожде-
ние крестьян Пушкин считал главным
условием дальнейшего развития горячо
любимой им родины.

Пушкин был дворянином. Это дало по-
вод глупым вульгаризаторам об’явить дво-
рянским все его творчество. Какая низкая
клевета! Пушкин прежде всего глубоко на-
роден и в произведениях своих и в поли-
тических взглядах. Это хоропю выразил
М. Горький: . ;

«От кого бы я не происходил, — гово-
рит Пушкин, — образ мыслей моих от это-
го никак бы не зависел». Это слова че-
ловека, — добавляет Горький, — который

а

чувствовал, что для него интересы всей
нации выше интересов одного дворянства,
а говорил он так потому, что его личный
опыт был шире и глубже опыта дворян-
ского класса».

Нет нужды преувеличивать революцион-.
ные взгляды Пушкина. Ёго величие за-
ключено в его бессмертных и никем не
превзойденных ‘произведениях. Но Пушкин
не. был бы тениальным поэтом, если бы
он не был великим гражданином, не от-
разил бы в той или иной мере революци-
онные чаяния своего народа. Они сам это
понимал. Подводя итог’ своему творчеству,
за несколько месяцев до роковой дуэли,
Пушкин видел главную свою заслугу в
том, «что в. мой жестокий век восславил
я свободу». Именно поэтому говорил поэт:
«Слух 060. мне пройдет по всей Руси ве-
ликой, и назовет меня всяк сущий в ней
язык». ‘

Сбылись мечтания! Нет теперь в нашей
необ’ятной родине такой народности, кото-
рая не имела бы своей письменностя. Вме-
сте с грамотой познают многочисленные
народы и гениальные стихи Нушкина.
Пушкин одинаково близок сердцу русско-
го и украинца, грузина и калмыка, бли-
зок сердцу всех национальностей Совет-
ского Союза.

Единый в своем национальном много-
‘образии советский народ торжественно
чтит Пушкина как крупную веху своей исто-
рии и огромное явление сегодняшнего дня.

Пушкин давно перерос границы своей
страны. Все прогрессивное, культурное че-
ловечество преклоняется перед его гением.
Пушкин глубоко национален. Поэтому он
и стал интернациональным поэтом. В co-
кровищнице его поэзии народы всего ми-
ра находят и еще найдут неиссякаемый
источник глубоких мыслей и благородных
чувств.

Над миром собрались сейчас грозные
‘тучи истребительной войны. Ее готовят
фашистские изуверы, варвары, попираю-
щие солдафонским сапогом все культур-
ные ценности, созданные человечеством.
Разум, наука, культура угнетаются фаши-
стами. Поджигатели войны обращаются
к тьме средневековья, к допотопным вре-
менам людоедства и там черпают свои
«илеи» и мораль. Произведения великого
гуманиста Пушкина являются обвинитель-
ным актом этим выродкам и душителям
свободы. Все, кто заинтересован в борьбе
с фашистами, повторят вместе с нами пол-
ные оптимизма и человечности слова
Пушкина: «Да здравствуют музы, да
здравствует разум!.. Да здравствует еолн-
це, да скроетея тьма!»

Русский народ fax миру гениального
Пушкина. Русский народ под руководством
велякой партии Ленина-——Сталина, свершил
социалистическую революцию и доведет ее
до конпа. Русский народ вправе горхиться
своей ролью в истории, своими писателями
й поэтами.

Пушкин — слава нашего народа, и на-
род своей деятельностью умножает эту славу.

русского литературного языка, гения мировой
литературы

Александра Сефеевича

и.

Лукина

_ В, ФЕВРАЛЯ-
ГОДОВЩИНА ВЗЯТИЯ
ВОЛОЧАЕВКИ

ХАБАРОВСК, 9 февраля. (Корр. «Прав-
ды»). 11 февраля 1922 года, в 23 часа
30 мин., команхир сводной стрелковой Opura-
лы Я. 3. Покус подписал приказ о взя-
тии Волочаевки. На следующий день ча-
4Фти Народно-Революционной Армии после
героического штурма разгромили белогвар-
лейские полчища каппелевцев и овладели
волочаевскими позициями. С тех пор исто-
рический день волочаевского боя-—12-фев-
раля — отмечается ежегодно.

Через три дня исполняется 15-летие те-
роического боя. В ‘связи с этим в частях
Особой Краснознаменной Дальне-Восточной
Армии состоятся вечера воспоминаний. В
Краснознаменном волочаевском полку про-
водится вечер. посвященный боевым тра-
лициям героев Волочаевки. Комсомольцы
Хабаровска обратились к маршалу Совет-
ского Союза тов. Влюхеру с просьбой в ка-
нун годовщинье—11 февраля—выетупить
со своими воспоминаниями на торжествен-
ном собрании молодежи города.

В связи с предстоящей в октябре пят-
налцатой годовщиной окончательного очи-
щения Дальнего Востока от японских ин-
тервентов и белогвардейских банд, в му-
зеях и архивах края начался сбор мате-
риалов и документов для большой выстав-
ки о действиях японских оккупантов на
территории Дальне-Восточного края.

об р

Прием у посланника Финляндии

1B Честь Министра Иностранных

Дел Финляндии

9 февраля по случаю пребывания в Мо-
expe Министра Иностранных Дел Финлян-
дии г-на Холсти Чрезвычайный ПШослан-
ник и Полномочный Министр Финляндии
в СССР г-н Ирье-Косвинен дал в честь
министра обед.

На обеде присутствовали тт. В. М. Мо-
лотов, К. Е. Ворошилов, А. И. Микоян,
В. И. Межлаук, А. П. Розенгольц, А. И.

Егоров, Н. Н. Брестинский, Б. С. Стомо-

няков, полпред СССР в Финляндии тов.
9. А. Асмус, Директор Политического Де-
партамента Министерства Иностранных Дел
Финляндии г-н ПаюлаА, ответственные ра-
ботники НКИД и чины финляндекой
миссии.

После обеда состоялея прием, на кото-
ром присутствовали члены дипломатиче-
ского. корпуса, лица ‘высшего командного
состава РЕКА, руководители советских уч-
реждений, представители советской обще-
ственности и представители иностранной
печати. (ТАСС). .

БЕРЛИНСКАЯ

ФАБРИКА ЛЖИ

ПАРИЖ, 9 февраля. (Соб. корр. «Прав-
ды»). Орган радикалов «Эр нувель» обра-
щшает сегодня внимание на систематическое
распространение ложных сообщений, кото-
рым занимается германское министеретво
пропаганды. Действуя через различных
подставных лиц, германский фашизм пу-
скает в ход всевозможные ложные слухи
в Варшаве, Будапеште и Вене. Оттуда эти
схухи проникают на страницы некоторых
не в меру гостеприимных газет в Лондоне
и Париже, не говоря уже о самой берлин-
ской печати.

Берлинская кампания ложных слухов
направлена не только против СССР, но и
против Франции. Так, атенты Геббельса
распространяют сообщения о «безнадежном
положении франка», о «создании советеко
го правительства на юге Франции» ит. п.
«Эр нувель» замечает:

«Само с0б0й разумеется, что во всех
этих сообщениях нет ни слова правды...
Все более’ и более ясно, что ложные слу-
хи, которые распространяются по миру,
имеют одну и ту же фабричную марку:
«Сделано в Германии».

Н. Майорский.
SQ

ОТСТАВКА ВОЕННОГО МИНИСТРА
ЯПОНИИ

ТОКИО. 9 февраля. (ТАСС). Агентетво
Домей Цусин сообщает, что военный мя-
нистр Накамура в виду болезни подал в от-
ставку. Отставка Накамура принята. Воен-
ным министром сегодня назначен главный
инспектор военного обучения японской ар-
мии генерал Сугияма.

Следует отметить, что первое сообщение
о болезни Накамура появилоеь в печати
5 февраля. Газеты указывали, что Нака-
мура «легко простудился; что. не помешает
ему принимать активное участие в дея-
тельности правительства». Агентство До-
мей Цусин. однако, ссылаясь на правитель-

ственные круги, сегодня утверждает, что
Накамура заболел тифом.
жж #

Генерал Сугияма (рол. в 1880 г.) в

прошлом занимал ряд командных постов
в японской армии. В 1933 году был на-
значен начальником управления японской
военной авиации. В 1934 г., в бытность
генерала Хаяси военным министром, за-
нимал пост заместителя начальника гене-
рального штаба армии. Ушел в отставку
после военно-фашистского путча в То-
кио в феврале 1936 г.

Японская печать считает Сугияму вы-
дающимся генералом. По своим полити-
ческим взглядам Сугияма примыкает к
группировке генерала Хаяси, нынешнего
премьер-министра Японии. Сугияма —
сторонник тщательно’ подготовленной
«большой войны»,

Я А 1

жа

Exegi monumentum *)

Я памятник себе воздвиг нерукотворный, -

К нему не зарастет народная тропа,

Вознесся выше он злавою непокорной
Александрийскою столпа.

Нет, весь я не умру — душа в заветной лире

Мой прах переживет и тленья убежит —

И. славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет. хоть один пиит.

Слух обо мне пройдет по ‚всей Руси великой,
назовет меня всяк сущий в. ней язык,

И зордый внук славян, и фин, и ныне дикой
Тунуз, и дру: степей калмык..

„И долю буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые. я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.

Веленью божию, о Муза, будь послушна,

Обиды не страшась, не требуя венца,

Хвалу и клевету приемля равнодушно,
не оспоривай злупца.

А. Пушкин

*) Памятник я воздвиг.

ОБ ОЗНАМЕНОВАНИИ 100-ЛЕТНЕЙ ГОДОВЩИНЫ С0 ДНЯ СМЕРТИ
`° ВЕЛИЧАЙШЕГО РУССКОГО ПОЭТА А, С. ПУШКИНА

Постановление Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР

В ознаменование 100-летней годовщины со дня смерти величайшего русского
поэта А. С. Пушкина Центральный Исполнительный Комитет Союза ССР. постановляет:

1. Государственному музею изобразительных искуеств в Москве присвоить имя
А. С. Пушкина. ‘

2. Переименовать ул. Большую Дмитровку в Москве в Пушкинскую улицу.

3. Нескучную набережную Москва-реки переименовать в Пушкинскую набе-
режную.

4. Переименовать Останкино в Москве в Пушкинсное,

5. Переименоваль г. Детское Село в г. Пушкин.

6. Государственному Ленинградскому академическому театру драмы присвоить
имя А. С. Пушкина. :

7. Переименовать Биржевую площадь в г. Ленинграде в Пушкинсную площадь.

Председатель Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР
М. КАЛИНИН.
Секретарь Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР

in .-И. АКУЛОВ.
Москва, Кремль. 9 февраля 1937 г.

Прием Министра Иностранных Дел Финляндии
Председателем ЦИК СССР тов. М. И. Калининым

. Вчера, 9-го февраля, Министр Инострая-  Финляндии в СССР барон Ирье-Коскинен
ных Дел Финляндии г-н Холети был при- и` Заместитель Народного — Комиссара
нят Председателем Центрального Исполни-   Иностранных Дел тов. Н. Н. Врестинский.
тельного Комитета Союза СОР тов. М. И. : ах :

Валининым.

При приеме присутствовали Чрезвычай-
ный Посланник и Полномочный Министр

9-го февраля утром миниетр и сопро-
вождающие его лица осматривали Оружей-
ную палалу в Времле. (ТАСО).

Председателем СНК Союза ССР
тов. В. М. Молотовым

После беседы тов. В. М. Молотов лал в
честь г-на Хологи завтрак.

На завтраке, кроме упомянутых лиц, при-
сутетвовали товарищи: В. Е. Ворошилов,
Л. М. Ваганович, В. Я. Чубарь, А. И. Ми-
коян, В. И. Межлаук, А. Н. Розенгольц,
А. С. Бубнов, Б. С. Стомоняков, Директор
Политического Департамента Финляндского
Министерства Иностранных Дел г-н Паюла,
тт. М. А. Карский, А. М. Могильный, В. М.
Барков и Я. С. Ильинский.

Во время завтрака тов. В. М. Молотов и
т-н Холсти обменялись приветственными
речами. (ТАСС).

Вчера, 9 февраля с. ‘г., Министр
Иностранных Дел Финляндии г-н Холсти
был принят Председателем Совета Народных
Комиссаров Союза CCP тов. В. М.
Молотовым. *

При приеме присутствовали: Чрезвычай-
Финляндии в СССР г-н барон Ирье-Коеки-
нен, Заместитель Народного Комиссара
Иностранных Дел тов. Н. Н. Крестинский и
Полпред СССР в Финляндия тов. 9. А.
Аемус.

Вчера Министр Иностранных Дел Финляндии г-н Холсти был принят Пред-
седателем Совета Народных Комиссаров Союза ССР тов. В. М. Молотовым.
На снимке (слева направо): Заместитель Народного Комиссара Иностранных

Дел тов. Н. Н. Крестинский, тов. В. М. Молотов и г-н Холсти.
Фото Н. Кулешова,