А. С. Пушкин в парке {Болдино).
Картина художника И. Г, Антронова (художеет

осо о ооо осо

Пушкинская Каменка

Декабриет Якушкин, приехавший на юг
для созыва делегатов на московский с’езд
«Союза благоденствия», рассказывает в
своих записках:

«Приехав в Каменку, я полагал, что ни-
кого там не знаю, и был приятно удивлен,
когда случившийся здесь А. С. Пушкин
выбежал ко мне с распростертыми
об’ятиями».

Поэт приехал из кишиневекой ссылки в
гости в Каменку — именые В. Л. Давыдова,
гле постоянно собиралея кружок Южных
декабристов. :

Мы располагаем письмом самого поэта,
написанным уже после того, как декабри-
CTH раз’ехалиеь, а он, простудивитись,
остался в Каменке:

«4-го декабря 1820 г. Село Каменка,

Вот уже 8 месяцев как я веду етранни-
ческую жизнь... Был я на Кавказе, в &ры-
му, в Молдавии и теперь нахожусь в Киев-
ской губерния в деревне Давыловых, милых
и умных... Время мое протекает между ари-
стократическими обедами и демагогически-
ми спорами. Общество наше, теперь рас-
сеянное, было недавно. разнообразная и
веселая смесь умов оригинальных, людей
известных в нашей России».

В этот же день, 4 декабря 1820 года,
здесь, в Каменке, Пушкин написал стихо-
творения «Нереида» и «Редеет облаков ле-
тучая гряда» — отзвуки крымеких виеча-
тлений — и продолжал начатую еще в Гур-
зуфе поэму «Кавказский пленник». .

Крепостной Давыдовых Никифор Были-
на был послан в окрестности села, чтобы
разыскать Пушкина и позвать его к 0бе-
ду. Он нашел его на высоком кургане.

_— Как вы не боитесь гулять здесь?
Тут волк недавно телку разорвал, — спро-
сил Никифор.

Пушкин отвечал:

— У нае в России есть такие волки,
что сотнями людей с’едалт...

Этот диалог до сих пор передается в
Каменке из уст в уста.

Мельник Иосиф Федорович Кравченко
из колхоза «Жовтень» рассказывает, как
дед его Иван Лукьянович, оставшись сиро-
той, был определен мальчиком на господ-
скую кухню: чистить кастрюли. Один раз
он попалея на глаза Пушкину, тот обла-
скал мальчика и научил его азбуке.

о  МКолхозник В. П. Безверхий передает
рассказ своей бабушки, которая служила

у. В. Л. Давыдова:

— Пушкин часто разговаривал с кре-

Ода «Вольность», во многом определив-
тая судьбу Пушкина, была написана им
под влиянием Радищева. Отихотворение это,
датируемое 1817 годом, определило навсег-
да отношение Пушкина к правительству.
Он соединил здесь свою судьбу © судьбою
революционера Радищева.

Имя Радищева сопровождает жизнь Пуш-

ина.

В 1823 г. в письме в Бестужеву из ки-
шиневского изгнания Пушкин  товорит:
«Как можно. в статье о русской. словесно-
сти забыть Радищева? Кого же мы будем
помнить?»

В 1836 т. Пушкин пилтет свое знамени-
тое стихотворение «Памятник», в котором
он подводит итоги своего творчества. Пуш-
кин определяет, чем он добылся права на
славу. В черновике «Памятника» он ставит
себе в заслугу то, что восславил свободу
вслед Радищеву.

В том же году Пушкин пишет статью
«Александр Радищев». Именем Радищева
Пушкин как бы замыкает свою поэтиче-
скую жизнь, на заре которой поэт обра-
щалея к Радищеву как к учителю и вдох-
новлялся его гневной музой. :

Среди статей Пушкина последних лет
есть «Путешествие из Москвы в Петер-
бург», статья, написанная как бы в ответ
на знаменитое «Путешествие из Петербур-
та в Москву» Радищева. Мы встречаем
здесь много упреков Радищеву, звучащих

обывательски. Поэтому статья вызывала
изумление у пушкиниетов.
Терой пушкинского «Путешествия из

Москвы в Петербург» — старый домосед-
москвич, нарушивший ober  домоседства
лить потому, что построили новое пюссе:

Пушкин вею жизнь свою провел в ски-
таниях, его не пугали тогдашние дороги.

Пушкин приводит в своей статье боль-
шие выдержки из «Путешествия» Радище-
ва и тут же дает к ним комментарии сво-
его «путешественника», привыкшего к
«тихому образу жизни».

Нельзя эти высказывания пушкинекого
«путешественника» приписывать целиком
самому Пушкину. Пушкин нарочно ввел в

Армии).

ви Е 4

венная выставка в Центральном Доме Красной

эро ооо ом

стьянами. Слушал песни девушек и коб-
зарей. У входа в парк Пушкина гурьбой
встречали дети, он им дарил лакомства...
`В ноябре 1822 тода Пушкин вторично
приезжал в Каменку. На обратном пути из
Каменки он специально заехал в Тульчин,
центр южных декабристов, возглавляемых
Пестелем.

В тетради пушкинских черновиков ка-
менского периода вырвано 30 страниц.
Уничтожены автором и южные записки.
Поэтому многое из произведений этого пе-
риода до нас не допгло.

«Не могу не сожалеть о их потере. Я
в них говорил о людях, которые после
сделались историческими лицами, с открэ-
венностью дружбы и короткого знакометва.
Теперь некоторая трогательная торжествен-
ность их окружает и, вероятно, будет дей-
ствовать ‘на мой слог и образ мыслей».

Это свидетельство самого Пушкина под-
тверждает, что влияние каменских друзей
продолжалось и после разгрома декабри-
сетов. \

В годы революции, когда беднота ворва-
лась в господсвую усадьбу, кто-то крикнул
из толпы: Е

— Слой, товарищи! Здесь жил Пуш-
кин!

В «Зеленом домике» было проведено пер-
вое собрание комбеда.

На кургане, куда ходил, не боясь вол-
ков, поэт, растут сортовые хлеба ‚артели
им. Косиора. К пушкиноким дням выстроена
каменная школа имени Пушкина. Сад име-
ни Декабристов, грот, «Зеленый домик»,
мельница, скала на реке Тясмин окруже-
ны народными легендами и посещаются
сейчас сотнями экскуреий.

До революции в почти неграмотной Ва-
менке люди пели пушкинского «Узника» и
из уст в уста передавали «Сказку о попе
и работнике его Балде». Теперь люди всех
возраетов еще до. рассвета собираются у
книжного магазина. Важдый хочет прине-
сти в семью томик Пушкина.

Тракторист Каменской МТС Федор За-
бой с орленом Ленина на груди много чи-
тает Пушкина. На сахарном заводе пуш-
кинская олимпиада вовлекла все семьи ра-
бочих. (Кстати, музыкальное оформление
спектакля ведется на одном из инструмен-
тов, которого касались пальцы Чайковско-
го, создавшего здесь, в Каменке, музыку

«Евгения Онегина»).
Д. КОСАРИК,

=

В. ШКЛОВСКИЙ

свою статью рассказчика, чт0б иметь воз-
можность маневрировать. Вот, например,
пушкинский рассказчик тлубокомысленно
повествует: «Не могу не заметить, что со
времени восшествия на престол дома Ро-
мановых у нас правительство всегда впере-
ди на поприще образованности и просвеще-
ния». Фраза эта звучит для Hac по-ще-
дрински.

Поэт ощущал духоту своего времени и
моментами думал, что даже сумасшествие
лучше, чем «благонамеренное» пребывание
с домашними и друзьями в стране, где гос-
подетвовала николаевщина.

Позднее Гоголь в письме о «Мертвых
душах» так описывал Россию того времени:
«..и дышит нам от России не радушным,
родным приемом братьев, но какой-то холод-
ною, занесенною вьюгой почтовою станци-
ею, где видится один, ко всему равнодупт-
ный станционный смотритель, с черствым
ответом: «Нет лошадей!»

Россия была бесприютной, скитальческой
страной. Но Россия была для. Пушкина
страной любимой. Он скитался по ней, ee
узнавая. Дорога, кибитка, странствия 0б-
легчали его душевное состояние.

Он видел русскую природу, которую до
него никто не умел так описывать, он ви-
дел русскую весну с лебами, зеленеющими
пухом, русское лето, золотую осень. Он
видел долгие русские зимы, долгую, длин-
ную русскую дорогу с метелью.

Но больше всего и лучше всего он ви-
дел в России русских, видел ее народ.

В крепостнической России он разглядел
подлинное лицо человека из народа; «Взгля-
ните на русского крестьянина: есть ли и
тень рабского унижения в его поступи и
речи? (0 ео смелости и смышленноети
й говорить нечего».

Пушкин  странствовал. Ему в нашей
стране, казалось, были известны весе поч-
товые тракты и несколько поколений ям-
щиков. Редкого станционного смотрителя
не знал он в лицо. Много раз выслушал
Пушкин те слова. которые холодили сердце
Гоголя: «Нет ре Но Пушкин вадел
дорогу для своей, страны.

Пушкин мечтал о политической прозе,

В Боллинском районе, при ликвидации

церкви, старожилы нашли «летопись села
Молчанова», которую писал B
уже значительно позднее Пушкина. В ней

поп Лебедев

рисовались все те же картины, которые
когда-то заставили омраченного поэта вос-
клиБнуТь:

«Друг человечества печально замечает
Везде невежества губительный позор».

Вот записи попа:

«Хлеба нет, скота нет, корма для скота
нет, соломы для отопления и крыш нет,
дров нет» (1888 тод). «Нищей братии
становится вое больше и больше. С са-
мой осени едят чистую  лебеду»
(1889 год). «За бескормицей народ. ли-
шилея почти всего скота, продавая оный
за бвеценок: именно, лошадь доходила до
1 рубля, корова до 5 рублей. Нищей бра-
тии весьма умножилось, но к несчастью
мало подают. Народ хворает какой-то
непонятной болезнью вроде горячки, от
которой нередко умирают; так что в ны-
нешнем году было умерших почти срех-.
него возраста до 50 человек» (1890
тод). «Приходит сев ржи, а сеять будет
нечего. Пожалуй, поля так и останутся
незасеянными. Крестьяне, забыв свои с6-
мейства, уезжают куда глаза глядят»
(1891 год).

И так из года в тод. Страшный доку-
мент. Так было во всем Болдинском районе.
Район этот до революции славился профес-
сиональными нищими. Как только конча-
лись осенние работы хлебопалицев, болди-
нец садился с бабой и детишками на, клячу
и отправлялся «побирать».

Пушкинское имение Болдино ничем не
отличалось от других окрестных селений.
Нищета, царство неграмотности, соломенные
повети, отсутствие бань, курные избы.

Ныне все больше и больше изменяется
лицо Болдинского района. Меняются и люди.
В самом Болдине — четыре колхоза. У кол-
хоза «Трудовик» есть 6 веялок, 5 жнеек,
крупорушка, просорушка, шерстобитка; есть
яблоневый сад в 2 тысячи деревьев, пасека
в 120 ульев. В Болдине — радиоузел, элек-
тричество, клуб, библиотека, 50 велосипе-
дов, патефоны. Отстроен Дом советов, зало-
жен Дом культуры имени Пушкина, будет
строиться больница. Приведен в порядок
парк, в оранжереях его цветут гвоздика,
настурции, бегония, флокеы, левкои, ре-
зеда...

В свое время Пушкин скорбел по поводу

наших дорог, имея в виду и болдинские..

Он. надеялся, что:
Лет чрез пятьсот дороги верно
У нас изменятся безмерно,
Шоссе Россию здесь и тут,
Соединив, пересекут.

Ужовский тракт в 42 километра сейчас
соединяет Болдино со станцией железной
дороги Ужовка. По этому тракту циркули-
рует автобус, доставляя колхозников Ha
станцию. Это-— большое ‘приобретеняе для
жителей и предмет гордости для советской
власти района и партруководства.

В Болдине все дети ‘учатся, в райо-
we 7 неполных средних школ и одна
средняя школа, несколько библиотек, дет-
ские ясли. Выросла на селе своя интелли-
генция,— кого только тут нет: и летчики, и
инженеры, и тракториеты, и шоферы, и
комбайнеры, и электромеханики... У Koa-
хозника Лобанова сын-—-полковник. Ecre-
ственна тяга болдинцев к просвещению, их
любовь к литературе, естественен и TOT
интерес, который они проявляют в Цушки-
ну, к пушкинской годовщине. —

К столетию co Дня смерти Пушкина
здесь по инициативе райкома начали. го-
товиться давно. Создан пушкинский ко-
митет. На пленумах сельсоветов были
доклалы о жизни и творчестве великого
земляка, а для пропаганды произведений
его среди колхозников созданы курсы
чтецов. Чтецы стали руководителями лите-
ратурных пушкинских вечеров в колхозах
и пушкинеких кружков, — таких кружков
насчитывается около 20 по району.

тр is = Tl ВЕ

БОЛДИНО

ит ЕЕ

Проведены две интересные пушкинекие
олимпиады: одна для взрослых, другая для
детей. Клуб в это время был украшен зе-
ленью с лозунгами: «Здравствуй, племя
младое, незнакомое!» и т. п. Сельская пло-
щадь в эти дв» дня, пока продолжалась
олимпиада, была запружена народом. Мно-
тие пускались на хитрости, чтобы  про-
накнуть в переполненный клуб, — так ве-
лика была охота видеть на сцене’и слушать
произведения Пушкина. Отавили тогда «Ру-
салку» силами колхозных драмкружков.
И спектакль удался. Потом читали Пуш-
кина, пели Пушкина, рассказывали Пуш-
кана. Особенное внечатление произвел хор
старух, исполнивших песню «Как на Пуш-
RHUHCKOM Дворе...» — старую песню, дошед-
шую до нас еще от крепостного pasa,

«Веселее стало с пушкинским юбилевм
в районе, — призналея нам один колхоз-
Вик, — вот я за осень два раза всего был
в клубе, а сейчае, перед пушкинекими дня-
ми, за короткое ‘время сходна туда pas пят-
надцать».

№ 10 февраля готовятся новые поста-
новки самодеятельных кружков и большой
маскарад. В тот же день установят мемо-
риальную доску в память поэта.

Й библиотека в Болдине отличилась за
это время. Она вложила немало труда в
дело сближения поэта с читателями. Она
создала пушкинскую фотопередвижку: поэт
в портретах, в цитатах и комментариях.
Фотопередвижка раз’езжает по колхозам в
сопровождении лектора. В Болдине сейчас
полторы тысячи читателей. Дети имеют
отдельную библиотеку, где устраиваются
тромкие читки, где можно увидеть альбомы
детских расунков на пушкинекие темы.

Имя Пушкина окружено в Болдине ле-
гендами, особенно распространенными среди
стариков. Некоторые страстно отстаивают
несомненное знакомство своих предков с
поэтом: одни-де доставляли поэту дрова,
другие якобы возили его в тарантасе,
третьи встречались с ним в березовой роще,
четвертые получали от него за услуги по-
дарки. Они укажут вам дерновую скамейку,
на которой якобы сидел Пушкин, переле-
сок, в котором он писал одну из глав «Оне-
тина», лиственницу перед барским домом,
которую посадил своими руками поэт; по-
кажут чернильницу и кресло, будто бы
поэту принадлежавшие...

В Болдине легко найти старых колхозниц
и колхозников, которые наизусть. прочитают
крупные вещи Пушкина. Собрание ero co-
чинений — обычное явление в колхозной
избе. Нам довелось беседовать с одним из
молодых болдинцев — Иваном Кузиным.

— «Евгения Онегина» читали? — епро-.
енл Я.

— Ну, как же, все читал.

— Как все?

— Так. У меня полное собрание сочи-
нений.

— Однотомник?

— Нет, шебтатомник. Но неё позднейшее,
четвертое издание, и не первое красное, а в
желтой обложке.

Удивительно и вместе с тем приятно
слышать эти разговоры об изданиях Пуш-
кина в бывшей его «горюхинской земле».

Насколько вообще Пушкин любим наро-
дом и проник в него, можно’ судить по та-
кому курьезу. Один из стариков, неграмот-
ный, не разделял Восторженного отнотения
прочих к поэту. Однажлы он сказал сыну,
который не выпускал Пушкина из рук:

— Пушкин, Пушкин, вое только Пуш-

кин. Вот заладили. Точно других сочини-

телей не было на свете. В старину по-
моему лучше песни складывали.

— Ну скажи, если знаешь, кто лучше
‘песни складывал?

Старик пригорюнилея, встряхнуя BOA0-

сами и запел: Я
«Буря мглою небо кроет...»

Н. КОЧИН..

Село Болдино, ыы
Горьковской области.

Дорога сейчас то белеет снегом; то тем-

_ неет пробивающимся сквозь снег асфаль-

РБУРГ

о журналистике. Звание журналиста он
ставил очень высоко. :

Ho для того, чтобы уметь писать жур-
нальную статью в тогдашней бездорожной

России, нужно было учиться искусству
обиняка.
Пушкинский «Современник» ‘не имел

права печатать политические статьи; поли-
тические статьи являлись в нем под мас-
кой разбора заседаний французской Акаде-
мии наук, под маской. пита? из речей
французских академиков.

Через питату Пушкин рассказывал 0
том, как «борется песня с господствующей
силой».

Пушкин, создатель «Истории села Горю-
хина», Пушкин-журналист, был предше-
ственником русской просветительной жур-
налистики, создавал то мастерство журна-
листа, которое помогло Белинскому и Чер-
нышевекому сыграть свою историческую

роль.

„Пушкин учился цитировать, чтобы в ци-
тате показать чужое правильное мнение,
чтобы натолкнуть читателя на мысль.

Статья «Путешествие из Москвы в Пе-
тербург», которая пестрит цитатами из Ра-
дищева, не была напечатана при жизни
Пушкива. 9

Пушкинский путешественник в преди-
словий хвалит московское птоссе. Чтобы
построить это шоссе, в 1826 тоду особым
указом была запрещена постройка дорог по
всей России. 06 этом мы знаем из книги
«Россия в историческом и географическом
отношениях» Фаддея Булгарина. Только
таким путем улалось достроить дорогу, на-
чатую еще в 1816 году. Все силы бро-
шены были на этот тракт.

Любопытно проехать сейчас, в наши дни,
по следам пушкинекого путешественника,

Москва долго we кончается, фабрики
продолжают ee, и 2% привычно. Не-
привычно только, когда около станции
Химки, в снежном поле, видишь большое
здание. Я

Оно еще в тепляках, на нем надпись:
«Речной вокзал». Это— вокзал порта пяти
морей. Воды еще нет. Вода придет сюда
весною.

‚том, то желтеет на под’емах песком.

Черная Грязь. В сторону поворот на
Сходню, и там рядом- идут вее время со-
оружения канала Москва-_ Волга,

В главе «Черная Грязь» Радищев писал
о принудительных браках среди крестьян.

Книга Радищева вышла в 1790 г. Ко
времени Пушкина прошло 43 года. Но
Пушкин так же должен был констатиро-
вать:

«Вообще, несчастие жизни семействен-
ной есть отличительная черта во нравах
русского народа. Шлюсь на русские пес-
ни: обыкновенное их содержание—или жа-
лобы красавицы, выданной замуж насиль-
но, или упреки молодого мужа’ постылой
жене. Свадебные песени наши унылы, как
вой похоронный. Спрашивали однажды у
старой крестьянки, по страсти ли вышла
она замуж? По страсти, отвечала старуха,
я было, заупрямилась, да староста грозид-
ся меня высечь. Таковые страсти обыкно-
венны».

Неволя была тогда общая. Неволя раз-
ная, но она неволила не одних
Ведь написал же Пушкин:

..Для бедной Тани
Все были зкребии равны.

Дорога бежит. Изменились деревни, че-.

рез которые ехал Пушкин. От его времени
сохранились лишь старые деревья с чер-
ными гнездами, В снегу стоят вловые леса.

Вот Пешки, в которых когда-то был Ра-
дищев. Здесь описал он русскую избу:

«Четыре стены до половины покрытые,
так, как и весь потолок, сажею; пол в
щелях на вершок, по крайней мере, порос-
ший грязью; печь без трубы, но лучшая
защита от холода, и дым, всякое утро зи-
мою и летом наполняющий избу; окончи-
ны, в коих натянутый пузырь емеркаю-
щийся в полдень пропускал свет; горшка
лва или три (счастлива изба, коли в одном
из них всякий лень есть пустые шти!)».

Пушкинский домосод, попавший в путе-
шествие, не возражает Радищеву. Он еще
усугубляет его картины:

«Наружный вал русской избы мало
переменилея го времен Мейерберга. Посмо-
трите на рисунки,  присовокупленные к
его Путешествию. Ничто так не похоже
на русскую деревню в 1662 году, как рус-
ская деревня в 1833 году. Изба, мельни-
ца, забор—даже эта елка, это печальное
тавро северной природы-—ничто, кажется,
не изменилось»,

<

рабов.  .

Могила А. С. Пушкина в селе Пушкинские горы (бывитий

настырь), Калининской области:

OHO AO HO тю осо

Святогорский мо-
Фото М. Озерского.

ооо осо ооо

Изархивных документов

Среди документов прошлого, хранящихся
в наших архивах, есть немало дел, посвя-
щенных Пушкину. Вряд ли можно найти
более красноречивые свидетельства отно-
шения царской России к великому поэту,
чем эти пожелтевшие от времени офипи-
альные бумаги.

Вскоре после смерти Пушкина генерал-
аудиториат представил «на высочайшее
благоусмотрение» свое заключение пб «де-
лу о дуэли»: aa

«Генерал-аудиториат находит из под-

судимых поручика барона Ётора Гекке-  `

рена виновным в ‘противузаконном вы-
зове камер-юнкера Александра. Пушкина
на дуэль и в нанесении ему на оной
смертельной раны... Генерал-аудиториат
полагает его, Геккерена, за вызов Ha
дуэль и убийство на оной камер-юнкера
Пушкина, лишив чинов и приобретен-
пого им юссийского дворянского ‘до-
стоинства, написать в рядовые...
Престунной же поступок самого
камер-юнкера Пушкина, подлежавшего
равному с подсудимым Геккереном на-

казанию за, написание дерзкого письма

в министру нидерландекого двора и 3a
согласие принять ‘предложенный ему
противузаконный вызов на дуэль, пэ
случаю его смерти предать ».
Николай наложил резолюцию: «Быть по

сему, но рядового Геккерена, как не рус-

ского поданного’ выслать с жандармом за
границу, отобрав офицерской патент. Ни-
колай». :

Правительство боялось революционных

стихов Пушкина и жестоко варало за их
распространение. Документы военных ap-
хивов показывают, что с особенным усер-
дием политическая лирика Пушкина пре-
следовалась в армии.

В 18927 году начальник главного штаба
военных поселений рапортовал‘ своему на-
чальству:

«Bame сиятельство от 28-го минув-
его июля предписать мне изволили:
отобрать показания от штабо-капитана
Ландеберга и прапорщика Бабятинского,
имеют ли они вольнодумственные стихи,
от кого оные получили, на кавой конец,
кому показывали или давали читать,
тде оные хранятея, чьего сочинения, и
какого именно содержания... У прапор-
mura Бабятинского найдены две тетра-
ди стихотворений: в первой, между про-
чими, ееть на 3-й странице «Ода на
свободу», сочинение Александра Пушии-
Ha... Выше означенные две тетради

честь имею представить при сем, и доне-
сти, что Бабятинекий содержится под
арестом, впредь до повеления».

риводим любопытный документ позд-

нейшего времени. В «Деле С.П.В. Цензур-
ного Комитета» за 1899 г. хранится 10-
клад цензора Головина о рукопиеи на ма-
лороссяйском наречии под заглавием «Укра-
инские переклады 3 Пушкина».

«Рукопись эта представляет собою пе-
реводы нескольких произведений А. 0.
Пушкина. Хотя, по существу в ней не

` заключается чего-либо противуцензурно-
то, но, руководствуясь высочайшим по-

_‘велением ‘от 26 мая 1876 года, коим

переводы на малоросийском языке He
допускаются, цензор не признает воз-
можным дозволить настоящую рукопись
к печати». ; ; i
В 1903 году исполняющий ‘должность

московекого губернатора сообщал  москов-
скому генерал-губернатору: 3

«Московская городская дума, в васе-
дании 26 января 1899 года, расемотрев
доклад городской управы по. вопроеу о
порядке чествования городом ‹ Моеквою
столетия со дня рождения А. С. Пушки-
на; между прочим, постановила: хода-
тайствовать 0 наименовании площади 1
Тверских ворот в честь А. С. Пушки-
на—Пушкинскою... Считаю долгом пря-
совокупить, чт0  указываемая выше
Тверская площадь в среде местного на-
селения носит также весьма распростра-
ненное и часто употребляемое название:
«Страстной площади» поз расположению
в этом месте монастыря вогимя” иконы
божьей матери, именуемой «Страстной».
В виду этого, по мнению моёму, предшо-
лагаемое тородской думой присвоение
этой площади. наименование «Пушкив-
ской» предетавлялось бы неудобным.
т тенерал-губернатора последовало от-

ношение: }

«..я вполне разделяю приведенные
вами соображения об отсутствии каких-
либо оснований к. удовлетворению этого
ходатайства».

Только советская власть нашла «осно-
вания» назвать площадь, на которой стоит
памятник Пушкину, его именем.

Публикуемое в сегодняшнем номере п9-
становление ЦИК СССР о переименовании
Детского Села_в гор. Пушкин, о присве-
нии имени Пушкина ряду улиц, Музею
изобразительных искусств в Мб i
Ленинградекому театру драмы лишний раз
показывает, как страна Советов чтит па-
мять величайшего своего поэта.

СИЕ ВИ

Наша молодая машина «М-1» уносит
нае вперед. Haka Ha розовом снегу сей-
час веселая.

Бегут станции. В деревнях на дороге
сейчас есть дома городското типа;

В Завидове и в Городне, описанных Ра-
дищевым, сохранились почтовые станции.
Почтовая станция Геродни—двухэтажный
дом, во дворе—аркады, по сторонам камен-
ные здания. Я

В станционном здании сейчас располо-
жена больница. В глубине двора— новая
грязелечебница.

Между Городней и Завидовым тянется
длинная насыпь. Желто-красная, тяжелая
и высокая, она отгораживает, поля от Вол-
ги. которая Весной разольется назсегда,.

Здесь все переменилось. В Завидове есть
‘звуковое кино, торцовая дорога, бани, би-
блиотека.

12 заводов расположены между Завидо-
вым и Городней.

а разольется, и дома с будущего дна
Волги переселяются сюда.

Сюда пришел дом покойного поэта С.Д.
Дрожжина. Открыта библиотека его имени.

Жители переселяются к опытной тор-
фяной станции, туда, где разрешена зада-
ча обезвоживания торфа, тде из торфа де-
лают бензин.

В Городне электричество. Между Город-
ней и Тосом стоит каменная двухэтажная
школа.

В Городне был Радищев и описывал ре-
крутекий набор. Не плач старухи поразил
Радищева. Его поразила радость одного из
призываемых, который сказал ему: «Труд-
на солдатская жизнь, но лучше петли».

: Эта тема при Пушкине не потеряла сво-
ей горечи. Тема страшной николаевской ре-
крутчины была живой в литературе его
времени, й

В Городне и Завидове недавно прошел
призыв в Красную Армию. Во время при-
зыва выходила ежедневная газета. На при-
зывной пункт только двое новобранцев
пришли в лаптях. Это были сезонники
торфяники. ‘

Люди, призывавииеся. в 1936 roxy,—
широкогрудые, грамотные, —и с каждым
голом выше процент безусловно тодных.

Человек здоров. Он годен в авиацию, а
У него мать, жена и ребенок. Ему пола-
гается льгота, но он просит взять его в
армию.

Спрашивают: как же жена и мать?
етоворилея — они на завод.
Жена просит, чтобы я we ne

——

Служба в Красной Армии стала у нае
делом чести. -^?

Долго тянется насыпь канала Москва—
Волга, за нею сосновые перелески. Дорога
идет к городу Калинину.

‚. Калинин ‘сильно отличается от старой

Твери домами, заводами, чистотой площа-
дей, асфальтом улиц. В сосновом парке, на
краю города, большая сельскохозяйствен-
ная выставка.

Над льном работают звенья моляковцев.
1.300 делегатов, из них 1.124 женщины,
собрались недавно на с’езд.

Моляковцы получают с гектара урожай
льняного волокна тонну и больше; они
перекрыли по урожаю Францию и Герма-
НИЮ.

В 1937 тоду в области не будет льня-
ных полей, засеянных нечистосортными се-
менами. Надо будет оставить несколько 34-
поведников, несколько полей с беспородных
льном для образчика, для исследователь-
ской работы.

В городе Торжке сейчас большой инсти-
тут льна.

Ускоряя создание новых сортов, инети-
тут посылает семена на юг, чтобы собрать
два урожая в год.

В Вышнем Волочке Радищев смотрел на
шлюзы. Он здесь благословлял тех, кто
«сделал реку рукодельною». Радищев на-
деялся, что каналы «не скоро заравняют-
ся». Но Радищев оптибея.

Из года в год уменьшалось количество
судов, проходивших через каналы. В 1859
году прошло здесь около тысячи судов, а 8
1888 по 1890 год- только одно.

Мелела Волга, мелела Тверца, Вышие-
волоцкая система отмирала. Через нее гна-
ли только лес.

Вышний Волочек — сейчас город довольно
большой н веселый, город текстиля.

Канал, воспетый Радищевым и погу-
бленный царским режимом, спит. Его раз-
будят через год. Ленинград и Москва вес-
ною свяжутся накрепко.

‚Весною придет Волга на новое дно, по-
доидет к новым берегам. В новое путеше-
ствие пойдут пароходы из Ленинграда 38
Москву. Вода подойдет к вокзалу Хиики.

У Сходни разольется вода, и над водою
будут петь советские женщины новые
песни.

У Торжка подымется Тверца. Изменится
Волга у старой церкви на Городне,

Путешествия Радищева и Пушкина уБо-
ротили наш путь в будущее,