В

ПР

№4 00D)

Нет такого’ уголка на советской земле,
где бы имя Пушкина не произносили с
необычайной любовью и сердечным волне-
  нем, Сто лет назад свинцовая пуля, на-
   Правленная рукой ничтожноге и гнусного
убийцы, оборвала жизнь величайшего
поэта — дивного гения русского народа.
(то лет — огромный срок! Однако за этот
период память о великом поэте не только
не. угасла в серлце народа, но, напротив,
имя его стало дорогим и близким для мил-
лионов людей.

Народ, освобожденный революцией от
пут самодержавия и капиталистической
экснлоатации, воспылавший жаждой к
культуре, утвердивший великие принципы
свободы и демократии, добившийся счаст-
ливой жизни, припадает к чистому источ-
нику пушкинского гения, черная в нем
радость и наслаждение.

Народ советской земли в дни пушкин-
« ских торжеств поднимает знамена во сла-
BY неумирающего, вечно живущего среди
нас великого поэта. Народ советской земли.
отмечает знаменательную дату торжествен-

ными, собраниями,  митингами, ; Чтени-
ями, спектаклями. Нарох восклицает:
Пушкин — наш!

Рабочие и писатели, ROTNOSHURH и уче-
ные, красноармейцы и -интеллигенты, дети
и юноши на всех. языках советских наро-
дов чествуют Пушкина как своего люби-
мого поэта. =

Пушкин погиб, . затравленный высшей
знатью,’ ‚униженный и оскорбленный ко-
ронованным жандармом Николаем 1. Поэту

He могли простить его свободолюбия, его

я 7 истиной и чистой любви к народу и от-
чизне. Еще в начале своей творческой

жизни Пушкин п ал:

: «На лире скромной, благородной

Земных богов я не хвалил;

j И в силе, в гордости свободной,

Кадилом лести we Kamm.

Свободу лишь учася славить,

4 Стихами. жертвуя лишь ей,
  Я не рожден царей забавить
и Стыдливой Музою моей».

После смерти Пушкина известный вель-
  Moma князь Паскевич писал Николаю Г:
  «аль Пушкина, как литератора, в то
1` время, когда его талант созревал; но че-
ловек он был дурной». Николай [ ему от-
ветил: «Мнение твое о Пушкине я совер-
’  шенно разделяю, и про него можно спра-

р@дливо сказать, что в нем оплакивается

) будущее, а не прошедшее».

Так венценосный невежда оценил бли-
3  стательное творчество поэта, создавшего
 , Мировые шедевры художественного слова.
и Знать и высшее общество делали все,

чтобы затушить свет пушкинского гения

и сбросить его имя в пропасть забвения.
  Этого не удалось сделать. Радикальная
русская интеллигенция усилиями своих
лучших представителей — Добролюбова,
Белинского, Некрасова — подняла на щит
Пушкина и понесла золотые плоды его
творчества в народ, для счастья которого
OH жил, творил и страдал.

Впоследствии царское правительство
слелало фарисейскую и лацемерную попыт-
KY примирения с мертвым Пушкиным.
Казенные перья цензоров и продажных пи-
сак стали восхвалять Пушкина, как хри-
стианина и верноподданного. Для успеха
этого дела искажался образ великого поэта,
причесывались его стихи, принижалась
его гигантская роль в создании русской
культуры.

Старая Россия дважды публично отме-
чала память Пушкина: в 1880 году,
кола в Москве стараниями частных
жертвователей был поставлен памятник, и
в 1899 году, когда иснолнилось 100 лет
св дня рождения поэта.

«Московские ведомости» в № 156 за
880 год дают любопытное описание,
живо характеризующее пушкинские дни
того времени: «По окончании панихиды,
в помещении старосты Исаакиевского со-
бора генерала Богдановича, были пригла-
шены к завтраку. представители духовен-
ства, университета, науки и литературы...
После тоста в честь памяти Пушкина
отец Васильев произнес речь, в которой
весьма рельефно очертил значение Пуш-
кина, как‘ христианина и поэта».

Исторические документы донесли до нас

ae

11 февраля 1937 г., четверг.

de

правду 0 том, как пушкинские дни
1899 года воспринимались хозяевами
жизни — мракобесами дворянами и куп-
цами. Директор серпуховекой гимназии
внес в городскую думу ходатайство об от-
крытии в городе училища ‘имени
Пушкина. Городская дума постановила:
«В виду того, что Пушкин ничего особен-
ного для Серпухова не сделал, ходатай-
ство директора гимназии отклонить».
Администрация Екатерининской железной
дороги запретила своим служащим 01-
праздновать память Пушкина, вынесши
решение: «Г-н Пушкин никогда по мини-
стерству путей сообщения не служил и
чествовать так или иначе ero — дело
писателей, а не железнодорожных агентов».

Нынешние пушкинские дни —— подлин-
HO ‹ всенародное торжество.  ЧМенинеко-
сталинская национальная политика, осво-
бодившая народы царской России от коло-
ниального рабства, сплотила многонацио-
нальное население советской страны в

единую, дружную семью. Русский народ,

жизнями своих лучших сынов проложив-
ший путь к свободе и счастью, пользуется
любовью и уважением всех народов нашей
необ`ятной родины. Русская культура, выс-
шим достижением которой является лени-
низм, питает своими живительными соками
культуру других народов, уделом которых
были ранее ассимиляция или вырождение.
Русский язык стал языком мировой резо-
люции.

Естественно, что Пушкин — дивный ге-
ний русского народа, близок и русскому,
и украинцу, и узбеку, и грузину, и якуту.

Именно теперь сбылись вешие
поэта, сказавшего:

«Слух 0б0 мне пройдет по всей Руси

великой,

И назовет меня всяк сущий в ней

ЯЗЫК...»

Телеграф и радио приносят сообщения
0 том, что во всем мире, за исключением
стран, подвластных звандалам-фашистам,
губителям цивилизации, происходят тор-
жественные празднества в честь Пушки-
на. Пушкин дорог всему человечеству.

10 февраля на торжественном заседании
в Большом театре, посвященном Пушкину,
присутствовали руководители партии и
правительства, присутствовал товарищ
Сталин, В Пушкинском комитете, возгла-

вившем организацию торжественных празд-”

неств в Честь Поэта, участвовали члены
советского правительства, участвовали
ученые и писатели всех республик и наро-
дов, входящих в Советский Союз. Вся на-
ша многомиллионная и многонациональная
страна чествует память гениального рус-
ского поэта.

Вчера на грандиозном митинге в Моск-
ве у памятника Пушкина выступивший
стахановец завода имени Фрунзе тов. Бу-
тусов сказал: «Несмотря на то, что’ про-
mao cro лет, Пушкин созвучен нашей
эпохе, он нам дорог, как величайший рус-
ский поэт, как гений мира».

Да! Пушкин нам близок и созвучен. Раз-
ве не волнуют нас горячие пушкинские
строки, полные величайшей любви к ро-
дине?!

«Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне поевятим
Души прекрасные порывы!»

Целый век отделяет нас от того дня,
когда погиб Пушкин. Все изменилось за
‘это время под солнцем нашей родины.
Й если поэт, кляня в сердцах свою судь-
бу. говорил: «чорт догадал меня родить-
ся в России с дупюю и талантом», — то
траждане нашей родины, живущие в
сталинскую эпоху, знают, что  счаст-
ливее людей их страны нет никого на
свете! Они знают также и то, что вели-
кий поэт, всю жизнь мечтавший о благе
родины, вечно будет жить среди своего
народа, познавшего счастье свободной
ЖИЗНИ.

Осуществилась мечта великого гения.
Народ сбросил с себя вековое рабство, на-
шел путь к подлинной свободе и культуре.
С гордостью он берет творческое наследие
Пушкина и несет его бережно и любовно,
как великую драгоценность, на радость
своей родины и грядущих поколений.

_ Пролетарий всех стран; соединяйтесь!
SEES!
сесоюзная Коммунистическая Партия (больш

_ Орган Центрального Комитета и MK ВКП).
  ЦЕНА ТО КОП.

’Осуществилась мечта
великого поэта

слова

Вчера в Большом тёатре состоялось торжественное заседание,

посвященное столетию со OHA смерти велико русскою поэта
А. С. Пушкина.

На заседании присутствовали. товарищи Сталин, Молотов, Каганович, Ворошилов,
Орджоникидзе, Андреев, Микоян, Чубарь, члены ЦК ВКП(б) и правительства.

На многочисленных. собраниях и митингах трудящиеся Советского Союза демонстри-

ровали свою любовь к ооортнему тению русского народа.

Президиум торжественного заседания в Большом театре Союза ССР, посвящен ного столетию со дня смертй Александра Сергеевича Пушкина. В первом ряду
(слева направо): товарищи Кирпотин, Луппол, Лахути, Межлаук, _ Ворошилов, Жданов, Бубнов, академик Комаров, Филатов, Акулов и Керженцев.

Вчера в Болышом театре

№ 6 часам вечера вчера зал Большого
театра заполнили лучитие люди столицы —
стахановцы-орденоноецы, бойцы и команди-
ры Ирасной Армии, вузовцы, школьникл,
ученые, литераторы. В центральной ложе---
гость Москвы, финляндский министр ино-
странных дел г-н Холетн и члены дипло-
матического корпуса. Среди гостей в зале—
внуки и правнуки великого юбиляра.

По ярусам красными кольцами протяну-
лись бархатные ленты с пушкинскими
строфами. Золотые буквы повиты искуе-
ственными цветами: астрами, маками, хри-
зантемами... Искусно подобранные выдерж-
ки из пушкинеких стихов раскрывают мо-
гучий талант поэта, любовь к своему на-
роду. веру в его будущее. Над позолотой
лож в овале из цветов — портрет Пушкина.

На сцене еще пуого. Вот медленно сколь-
зит занавес, и восторженных взглядам при-
сутетвующих открывается удачно выпол-
ненная скульптура Пушкина. Поэт стоит
на постаменте с вытянутой рукой. Плащ
полз на одно плечо. Глаза устремлены
вперед, лицо светится вдохновением.

В правительственной ложе-— товарищи
Сталин, Молотов, Каганович, Ворошилов,

Орджоникидзе, Андреев, Микоян, Чубарь,
Петровский, Жданов, Ежов, Димитров,
Хрущев, Kocapes, Межлаук, Антипов,

Булганин, Филатов, Шкирятов.

В 6 часов 30 минут выходят на ецену
и занимают места в президиуме члены Все-
союзного Пушкинского комитета товарищи

Ворошилов, Жданов, Бубнов, Межлаук,
Акулов, Киселев, Серафимович, Демьян
Бедный, Тихонов, Орлов, Цявловский,
dynnoz, Безыменский, Гладков, Лахути,

Табидзе, а также президент Академии наук
СССР академик В. J. Комаров, писатели
Вс. Иванов, Микитенко и другие.

Перед тем, как открыть торжественное
заседание, председатель Всесоюзного Ifym-
кИНСкого комитета тов. А. С. Бубнов про-
износит краткую речь о великом художни-
ке слова, гениальном преобразователе рус-
ской литературы, столетие со дня смерти
которого отмечает советский народ. С боль-
иим вниманием слушает зал выдержки из
писем рабочих, колхозников, красноармей-
цев, выражающих всю глубину народной

любви к своему поэту. Под звуки «Интер-
национала» торжественное заседание от-
крывается.

С доклалом о жизни и творчестве Пуш-
вина выступает директор Института миро-
вой литературы имени А. М. Горького—
тов. И. В.. Лупнох. - я

Место Луппола на трибуне занимает
поэт  Н. Тихонов, выступающий от Ленин-
традекого Пушкинского комитета. Тихонов
говорит быстро, словно боится, что ему не
удастся высказать всех мыслей. Яркими
штрихами рисует он те перемены, которые
произошли в нашей стране за минувшее
столетие. Он говорит © радости жизни, ко-
торую познал наш народ.

От Украинского Пушкинского ‘комитета
выступает драматург Микитенко. Он начи-
нает свою речь по-украински, передает
приветствие трудящимся столицы и всем
народам Советского Союза, а затем пере-
ходит на русский язык. В его словах зву-
чит неиссякаемая любовь украинского на-
рода к Пушкину.

Следом за Микитенко от Грузинского
Пушкинского комитета говорит поэт Та-
бидзе. Пушкин первым из русских поэтов
сумел понять и оценить свободолюбивый
народ солнечной Грузии. Табидзе говорит о
том огромном влиянии, которое оказало
творчество Пушкина на развитие грузин-
ской литературы. ,

Представитель Академии наук. СССР
академик Орлов обещает от лица ученых
Советского Союза, что они еще энергич-
нее возьмутся за изучение великого пуш-
кинского наследства.

Последними выступают поэты Демьян
Белный и А. Безыменский.

Снова звучит «Интернационал». Торже-
ственное заседание о’ звлется закрытым.

После торжественного заседания состоял-
ся концерт с Уучастаем лучитих артистиче-
ских сил столицы, оркестра Большого
театра, Государственного симфонического
оркестра Союза ССР, Государственного хора
Союза CCP, Краснознаменного ансамбля
красноармейской песни и пляски Союза
CCP и др. Творчество Пушкина было
представлено в музыке, плясках, отрывках
из драмалических произведений.

СООБЩЕНИЕ

Фото М. Калашникова.

0 БЕСЕДАХ

НАРОДНОГО КОМИОСАРА ИНОСТРАННЫХ: ДЕЛ тов, М, М. ЛИТВИНОВА
6.МИНИСТРОМ ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ ФИНЛЯНДИИ г-ном Р. ХОЛСТИ

Народный Комиссар Иностранных Дел
тов. М. М. Литвинов имел несколько бесед
< приехавим. в Москву Министром Ино-
странных Дел Финляндии г-ном Р. Холетя.
Эти беседы дали возможность дружествен-
ного широкого обмена мнений по вопросам,
касающимся как советско-финляндеких вза-
имоотношений, так и общего международ-
ного положения.

В результате обмена мнений собеседники
пришли к заключению, что в рамках су-
ществующих советско-финляндеких  согла-
шений имеется возможноеть бесперебойно
развиваль и ‘укреплять дружественные

.

добрососедские отношения между обоими
государствами ‘и что-в этому стремятся и
будут стремиться оба правительства.

Далее, собеседники констатировали, что
нынешнее международное положение тре-
бует от всех миролюбивых государств осо-
бых усилий к укреплению всеобщего мира
на основе коллективной безопасности и дру-
гих принципов Лиги Наций и что, идя в
этом направлении, внешняя политика со-
ветекого и финляндекого правительств с9-
здает возможность полезного сотрудниче-*
ства между ними. (ТАСС).

Беседа Министра Иностранных Дел Финляндии
г-на Холсти с сотрудником ТАСС

‚10 февраля перед от’ездом из Москвы
Министр Иностранных Дел Финляндии г-н
Холстя в беседе с сотрудником ТАСС поде-
лился своими впечатлениями от пребыва-
ния в Советском  Сотозе.

— Я очень счастлив, — сказал г-н
Холсти, — что сделал визит в Москву, где
до сих пор никогда не был.

Министр подчеркнул при этом, что этот
его визит в Москву имел особое значение
для развития отношений между Фирлян-
дией и ОССР..

— Уже много раз говорилось, —продол-
жал г-н Холети, — что Финляндия — един-
ственная страна, которая платит свои дол-
ги. Следует отметить, что эта честность
проявляется ею не только в области фи-
нансов, но и в политике. ’

С 1921 года Финляндия — член Лаги
Наций, а согласно устава Тиги Наций чле-
ны этой международной организации долж-
ны быть в мире между собой. В последнее
время в международной прессе было не-
мало шума. Высказывалиеь предположения,
что Финляндия, якобы, согласна проводить
политику, не отвечающую уставу Лиги На-
ций, и что Финляндия может принять уча-
стие в соглашениях помимо Лиги Наций.
Я искренне надеюсь, что после моего ви-
зита в ООСР все эти слухи будут рас-
сеяны.

Путеводителем в нашей внешней поли-
тике служит следующее изречение: у ма-
ленькой страны никогда не может быть
слишком много друзей и слишком мало
врагов.

С большим удовлетворением говорит г-н
Холети о своих встречах и беседах в Мо-
скве с М. И. Калининым, В. М. Молото-
вым, М. М. Литвиновым, маршалом . Совет-
ского Союза №. Е. Ворошиловым, марша-

лами -боветского Союза А. И. Егоровым и
С. М. Буденным и Н. Н. Врестинским.

— Моя поездка в СССР, — заявил да-
лее г-н Холсти, — дала мне большое удо-
влетворение. Можно не сомневаться в том,
что добрососедекие отношения обеих стоан
ириведут к плодотворным результатам.

Как только рассеятся неверные слухи
о политике Финляндии, о которых я уже
говорил, — можно ‘будет организовать та-
кое сотрудничество, которое будет вполне
гармонировать с задачами и целями Лиги
Наций.

Отметив, что в декабре 1935 года фин-
ляндский парламент единодушно голосовал
за сотрудничество с скандинавскими стра-
нами, — г-н Холети сказал:

— Когда в октябре прошлого года бы-
ле создано нынешнее правительство  Фин-
ляндии, премьер-министр т-н Каллио в
своей программной речи подчеркнул, что
главная задача правительства создать са-
мые лучшие отношения со всеми нащиями
мира, поскольку это зависит от финляня-
ского правительства. И теперь, в Москве,
я рад констатировать, что речь главы пра-
вительства вполне отвечает политике се-
годняшнего дня Финляндского правитель-
ства. Я очень доволен, что эта. манифе-
стация лойяльности Финляндии по отно-
шению к Лиге Наций найдет свое’ отра-
жение и во взаимоотношениях с Советским
Союзом. Я убежден, что существование Ли-
ги Наций необходимо для упрочения мира
и укрепления коллективной безопасности
во всем мире. Именно’ поэтому я сохранил
свой пост постоянного представителя Фин-
ляндии в Женеве.

— У меня есть вера в хорошее буду-
щее этой международной организации, —
заявил в заключение беседы г-н Холсти.

T

ОТ’ЕЗД МИНИСТРА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ

#

11 февраля в 0 час. 30 мин. поездом
«Красная стрела» выехал из Москвы че-
рез Ленинград обратно в Финляндию ми-

нистр иностранных дел Финляндии г-н
Холети с женой.
На Ленинградском вокзале министра

провожали: заместитель народного комисса-
ра иностранных дел тов. Н. Н. Крестин-
ский, заместитель председателя Моссовета
тов. Б. А. Штернберг, заместитель коман-
дующего войсками Московского военного
округа комкор тов. Б. С. Горбачев, заве-

О Товарищи Сталин, Молотов, Андреев, Микоян, Димитров и_Буденный в ложе Большого. театра .10 февраля 1937, года. . . Фото: м. Калашникова. дующий 1-м Западным отделом НЕИД тов.

ФИНЛЯНДИИ г-на ХОЛСТИ

М. А. Карский, заведующий протокольным
отделом НВИД тов. В. Н. Барков, комен-
дант города Москвы комдив тов. М. Ф. Ду-
кин, пом. зав. 1-м Западным отделом НЕЙИД
тов. А. В. Фехнер, весь состав финлянд-
ской миссии в Москве во главе с послан-
ником бароном Ирье-Коскинен и члены ди-
пломатического корпуса.

Вместе с г-ном Холети выехал сопровож-
давший министра директор департамента
министерства иностранных дел Финляндии
г-н Паюла с женой.

(ТАСС),