ТОРЖЕСТВЕННОЕ ЗАСЕДАНИЕ В БО

ПОСВЯЩЕННОЕ СТОЛЕТИЮ СО ДНЯ СМЕРТИ А.

41 ФЕВРАЛЯ 1937 Г., № 41 (7007)

= = КО x TT ee ee ee Ee

ЛЬШОМ ТЕАТРЕ,
С. ПУШКИНА

Вступительное слово А. (С. Бубнова

(Председатель Всесоюзного Пушкинского комитета)

Жизнь и творчество А. С.

Пушкина

(Сто лет тому назад нала страна и рус-
сваля литература понесли утрату, тяжесть
пы трапизм которой в полной мере можем
оценать только мы, люди сталинской эпохи.

Сто лет тому назад под Петербургом, в
местности, называемой Черная Речка, был
убит на дуэли великий руский поэт, родо-
начальник новой русской литературы и 0-
здатель русёкого литературного языка Але-
ксаняр Сергеевич Пушкин.

Дворянин но происхождению, литератор
по профессии, поэт по призванию и дея-
тельности, Пушкин был одним яз величай-
ших деятелей своей эпохи, передовым
мыслителем своего времени, гениальным
преобразователем русекой литературы и ве-
ликим художником слова.

Его произведения обладатот такой исклю.
чительной. силой художественной выразн-
тельности, глубиной ума и чувства, что
они по достоинству и всеобщему признанию
могут быть названы бессмертными.

Непреложность этого факта со веей оче-
вилностью обнаружилась уже в тех откли-
ках, которые вызвала смерть великого на-
родного поэта даже в те, ныне так беско-
нечно далеко от нас отстоящие, темные го-
ды николаевского самодержавно-крепостни-
ческого режима. Все передовое; все сохра-
нившее в себе хотя бы искру протеста и
даже просто человеческого достоинства, при
первой же вести о тяжелом ранении поэта
поднялось с такой силой, что всесильная,
казалось бы, николаевская власть и жан-
дармерия забились в жалком перепуге и не
нашли ничего более разумного, ках © тру-
сливой поспешностью под охраной войск п
жандармов умчать тело поэта — гордость,
славу и честь страны — из столицы в
глухую деревню.

В атмосфере этого возмущения другой
великий поэт, продолжатель’ пушкинских
традиций, через несколько лет уничтожен-
ный деспотизмом, — Михаил Юрьевич Лер-
монтов бросил в лицо николаевекому дво-
рянско-помещичьему самовластию обличи-
тельное стихотворение, собравшее в себе
весь гнев, горечь, скорбь и возмущение
подлым убийством «дивного тения» pyc-
ской поэзии, совершонным по воле правя-
щей клики.

Пушкин был великим гуманиетом в са-

MOM лоподлинном и лучшем смысле этого
слова, 1
о Белинский, заканчивая свои статьи
1844 года о «сочинениях Александра Пун-
кина», подчеркивал, что «к особенным
свойствам его поэзии принадлежит ее спо-
собность развивать в людях чувство изящ-
ного и чувство гуманности, разумей под
этим словом бесконечное уважение к до-
стоинству человека, как человека».
‚А. С. Пушкин был тлашатаем нового
пе только в первый период своей жиз-
ни, до дворянско-буржуазного восстания
14 декабря 1825 года, но и после него, в
самую мрачную пору в истории царизма—-
в николаевское время.

Пришла пора, когла надо отмести реак-
ционную легенду о том, что после разгрома
восстания декабристов Пушкин пошел на
полное примирение с николаевоким прави-
тельством и чуть ли не сделался. сторонни-
ком дворянского самодержавия.

Пушкин был политическим поэтом,
творцом блестящих эпиграмм, которыми он
беспощадно разил самовластных правите-
лей, ханжей в поповеких рясах, аристо-
кратическую чернь, сиятельных мракобе-
сов, холопов и невежд всех мастей. Он
был другом декабристов. Политической за-
слутой Пушкина было то, что в период тяж-
кой реакции он сохранил основное в своих
взглялах, сумел с громадным тактом и поли-
тическим достоинством вести себя на про-
тяжении всех этих лет, до конца остался
верен своей дружбе с декабристами, о чем

Бронзовая медаль, отлитая на Монет-
ном дворе в Ленинграде.

—_—Й—=—»ь—<»ЙЙЙЙЙ^

он не без чувства законной гордости и ека-
зал нам в словах: «в мой жестокий век в0с-
славил я свободу».

В 1827 году Пушкин пишет послание
декабристам в Сибирь — «Во глубине
сибирских руд храните гордое терпенье».
В том же году в стихотворении «Арион»
он снова возвращается мысленно к своим
друзьям-декабристам: «нас было много на
челне», «погиб и кормщик, и пловец», &
о себе замечает: «я гимны прежние пою
и ризу влажную мою сушу на солице под
скалою». В том же году, в день лицей-
ской годовщины, 19 октября, он шлет
привет друзьям: «в краю чужом, в пу-
стынном море и в мрачных пропастях
земли!»

В 1828 тоду над головой Пушкина co-
бираются тучи: «снова тучи надо мною
собралися в тишине»,— пишет он в стихе-
творении «Предчувствие». И здесь же,
перед лицом надвигающейся «беды», он
восклицает: «Понесу-ль навстречу ей не-
преклонность и терпенье гордой“ юности
моей?»

B 1830 году он пишет, сожженную им,
десятую главу «Евгения Онегина», кото-
рого Белинский называл «энциклопедией
‘русской жизни и в высшей степени народ-
ным произведением». В этой десятой гла-
ве он набрасывает злую карикатуру Ha
паря Александра 1, вспоминает европей-
екие революционные события 20-х го-

ов — «Тряслися грозно Циренеи, вулкан
Неаполя пылал..» и ‘снова обращается
мыелью своей к декабристам. В 1830—31
году среди других повестей он набрасы-
вает «Историю села Горюхина», при
чтении которой невольно вспоминается
«История одного города» великого сати-
рика и замечательного революционного
писателя — М. Е. Салтыкова-Щедрина.

В эти же, примерно, годы Пушкин
подсказывает Гоголю темы и сюжеты его
произведений: «Ревизора» и «Мертвых
душ».

В эти же годы интересе Пушкина обра-
щается к народным восстаниям, связан-
ным с именами Степана Разина и Емель-
яна Пугачева.

B 1833 году он едет в Оренбург и в
другие районы Пугачевского ‘крестьян-
ского ‘восстания, изучает на месте это
народное движение. В 1834 году выходит
«История Пугачева». В предисловии Пуш-
кин пишет: «булущий историк, которому
позволено будет распечатать дело о Муга-
чеве, легко исправит и дополнит мой
труд — конечно, несовершенный, - HO
добросовестный», а в «общих замечаниях»
записывает: «весь черный народ был за
Пугачева», «одно дворянство было откры-
тым образом на стороне правительства».

В 1836 году Пушкин пишет свое за-
мечательное стихотворение «Я памятник
воздвиг себе нерукотворный...»

В письме к своему другу Чаадаеву, от-
носящемуся к 19 октября этого же года,
он с ногодованием пишет 06 ‘условиях
Николаевского режима, «в котором обще-
ственного мнения не существует, где все
равнодушны в понятиям о долге, . спра-
ведливости, правде, где цинически прези-
рают мысль и человеческое достоинство».
И после этого. могут находиться люди, ко-
торые осмеливаются утверждать, ‘что в
николаевское время Пушкин переменил
фронт своих убеждений!

`В день столетия с0 дия смерти поэта
надо 06060 подчеркнуть, что он был гла-
шатаем нового в эпоху крепостничества.
Й, будучи таковым, он должен был под-
нать и поднял свой страстный голос поли-
тического протеста против «барства дико-
го», против мракобесия, против издева-
тельств над человеческой личностью и
всех гнусностей николаевекого правления.
И погиб в этой борьбе,

История его жизни -—— это история не-
прерывных гонений, травли ‘и издева-

тельств.

«Его травил Булгарин, — писал в свое
время А. М. Горький, — искажала цен-
зура, Бенкендорф преследовал выгово-

рами... Наконец, против него была пуще-
на в ход клевета и-— вскоре его застре-
лили».

Тибель великого гуманиста Шутикина 3
условиях средневекового деспотизма WERO-
  лаевского времени есть не только 10зор-
  toe клеймю на этом социально-политиче-
  ском укладе, являющемся далеким проти-.
‘THM JM Bade страны, но эта трагиче-
ская дата обладает значительной долей
злободневности, Наша мыель от могалы
  поэта, загубленного режимом средневековой
империи, обращастся к тем, кто ныне в вар-
вароких условиях фашизма переносит тяг-
` чайтние гонения и издевательства, и Tye He
  только «история литературы», но и `любая
  отраель культурной деятельности превра-
тилась, по меткому выражению русского
  революционного публициста, «в мартиролег
или регистр каторги». Капиталистическое
рабство в отвратителыном обличии фапииз-
ма в бессильной з10бе тоичет демократию
п культуру, уничтожает все, чему отдали
свою мысль и таланты лучлиие умы чело-
Бечества, пускает в ход ради ocTamenua
своих преступных целей самые варваюовие
способы борьбы и истребления, не брез-
гуя услутами самых низких и развращен-
ных подонков общества. :

Пушкин был великим борцом на попри-
ще литературы и критики.

Здесе р полной мере и в самой блестя-
щей форме нашли свое выражение его мо-
гучий темперамент и генаальные творче-
евме силы.

Свой славный путь развития к резлизагу
он проделал в непрерывных боях, умея
всегда занимать в борьбе именно те пози-
вии, которые являлась отправными точка-
ми для дальнейшего под’ема русской лите-
ратуры,

Пушквин в этой области работал с 060-

бенной напряженностью, он обличал, учил
и наставлял. Мы чтим его как родоначаль-
ника новой русской литературы и осново-
положника реализма.
Попытки изобразить дело литературного
развития Пушкина так, что он, якобы, в
последний период своей жизни стал на
позиции так называемого «чистого» искус-
ства, должны быть отнесены к той же
категории либерально-обывательских вымы-
слов, которые должны быть co всей реши-
тельностью отброшены, как совершенно
несостоятельные.

Громадная  преобразовательная работа
Пушкина в областа литературного языка
общеизвестна.

Пушкин был вождем современной ему
литературы, которую он сам создал и за

a

BOE РЕЧИ ПЕЧАТАЮТОЯ ПО СОКРАПШТЕННОЙ СТЕНОГРАММЕ

развитие которой он бородея © присущей
ему громадной силой.
Величайшая ответственность, которую он
нес за литературу и за литературный язык,
выражена им в. следующем изречений:
«только революционная голова, подобная...
Пестелю. может любить Россию — так,
как писатель только может любить ее, язык.

_ Вее должно творить в этой России и в этом

пусском языке».

Его резлизм в области. хуложественной
итературы свонми корнями уходил   B
основные принцины его’’миревоззрения, В
зотором имелась надицо  материалистиче-
ские тенденции, атеизм и ть сумма идей,
оторые называютея просветительной фило-
nomen. ь a

Вокруг этого великого. имени велась и до
‘их пор ведется ожесточенная литературно-
чолитическая борьба.

Реакционер Катков писал в июне 1880
года, что Пушкин «принадлежал к русской
партии». 06 этом омерзительном деле не
было бы никакой надобности говорить, если
бы это глумление над великмм поэтом не
принимало в царской России довольно-таки
широких размеров.

Это же по сути дела провозгласил на
пушкинеком юбилее в 1880 году и писа-
тель Достоевский при поотрении мрако-
беса К. Победоносцева и реакционера
А. Суворина.

Говоря о произведениях Пушкина, До-
стоевский в этой своей речи особо подчерк-
нул: «Тут уже подсказывается русское ре-
шение вопроса, «проклятого вопроса», 10
народной вере и правде: «Смирись, гордый
человек, и прежде Beero еломи свою гор-
дость. Смирись, праздный человек, и преж-
де всего потрудись на родной ниве», вот
это решенае по народной правде и нарол-
ному разуму. «Не вне тебя правда, а в
тебе самом: найдя себя в себе, подчини
себя себе, овладей собой, и узришь прав-
ду».

В письме к Побелоносцеву (19 мая
1880 гола) Достоевский писал: «Мою речь
о Пушкине я приготовил, и как раз, в Ca-
мом крайнем духе моих (наплих, то-есть.
‘осмелюсь так выразиться) убеждений...»

Когда А. Суворин приветствовал Достоев-

ского за произнесенную им речь, то послед-
ний ответил: «А, каково? Наша- взяла!»
о Победоносцев писал, что Достоевскому
удалось «отодвинуть назад безумную вол-
ну, которая готовилась захлестнуть памят-
ник Пушкину», добавляя к этому: «ра-
дуюсь за вас и особливо за правое дело,
которое вы выручили».

Тогла же с программной речью выступал
И. С Тургенев, истолковавший Пушкина
в духе либерального направления,

Знаменательно то, что к толкованаю
Пушкина по образу и подобию Достоевеко-
то присоединились и либералы в тот пе-
род, когда они после революции 1905 го-
JA скатились к «вехам», о которых Ленин
В 6806 время писал: «позорно-знаменитая
книга «Вехи», имевшая громадный успех
среди либерально-буржуазного общества,
насквозь пропитанного ренегатекими стре-
млениями...»

Веховен Гершензон писал таж: «Смиряй-
ея пред совершенством, созерцай его бес-
‘корыетно: ‘тогда, бездействием умиления,
ты хоть мимолетно вступаешь в покой с0-
вершенства. Пушкан трогательно любил это
чувство, лелеял его в себе и © любовью
изображал в других».

Й далее, он договаривается до прямого
тлумления над Пушкиным, утверждая ни
более, ни ‘менее, что Пушкин «ненавидит
просвещение и науку». Здесь уже либе-
ралы не только, ка говорил Ленин, «при-
менялись к подлости», но они «построили
сваю теорию «подлости». у

Революционный разночинец Г. И. Успен-
ский в «Отечественных записках» писал:
«Дело в том, что г. Достоевский к всеевро-
пейскому, всечеловеческому смыслу русского
скитальчества  ухитрилея присовокупить
великое множество уже не всечеловеческо-
го, а всезаячьего свойства... Такие заячьи
прыжки дают автору возможность превра-
тить мало-по-малу все свое «фантастиче-
ское делание» в самую ординарную пре-
поведь полнейшего омертвения».

За Пушкина стояли революционные де-
мократы во главе се Добролюбовым и Черны-
шевским. Й это более чем понятно. Пушкин
стоит на той магистрали умственного раз-
внтия нашей страны, ко обозначена
такими именами, как’ Радищев, декабристы,
Белинский, Герцен... ` a!

С громадной любовью относился к Пупе
кину великий писатель рабочего класса
А. М. Горький. :

Только великая страна победившего со-
циализма по достоинству может оценить
великого поэта А. С. Пушкина и воздать
ему по его великой славе и тению.

Пушкин принадлежит тем, кто борется,
работает, строит и побеждает под великим
знаменем Маркса-—Энтельса — Ленина —
Сталина. Он принадлежит тем, кто в жесто-
BUX битвах под руководством великих
вождей Ленина м Сталина отстоял страну
от буржуазно-помещичьей интервенции В

страну из тисков послевоенной paspyxu,
кто поднял ее на громадную высоту стра-
вы победившего социализма, великой и
несокрушимой дружбы народов, ее населяю-
щих, кто могучей поступью ведет ее пох
непобедимым знаменем Ленина— Сталина к
коммунизму.

Пушкин принадлежит народам Союза Со-
ветеких Социалистических Республик.

Пушкин— великий национальный поэт,
И силой своего могучего гения он поднялея
на такую высоту, что народы всего мира
чтут его как великого интернадионального
поэта.

Празднование столетнего пушкинского
юбилея превратилось в громадное всена-
родное движение, ‘

Правительство и партия проводят wUWe-
лую программу мероприятий, связанных с
этой великой датой.

Размах пушкинских торжеств — пова-
затель гигантского расцвета советской
культуры, которая растет и мужает в
эпоху великой Сталинской Конституции.

Мы умножим наши победы. Под руко-
волетвом товарища Сталина Союз Советских
Социалистических Республик непоколебимо
идет к коммунизму. (Бурные аплодисменты).

толь: гражданской войны, тому, кто вырвал.

‘лицо все поэтические элементы революци-

ДОКЛАД И. Е.

`ЛУППОЛА

(Директор Института мировой литературы им, А. М. Горького)

( волнением необычайным выхожу Я
на эту торжественную трибуну. Говорить $
Пушкине, о родном и близком для всех нас,
стихи которого е детства запечатлелиеь В
нашей памяти, —— задача труднейшая, нэ
и радостная. Говорить о Пушкине после
Гоголя и Белинского, после Герцена и Чер-
нышевского —— задача тяжелейшая и вме-
сте е тем безотлагательная.

>

Пушкин создал русский литературный
язык, Пушкин был родоначальником новой
русской. литературы, Пушкин обогатил ч8-
ловечество бессмертными произведениями
художественного слова. Это так! И это зна-
ли уже и великий сатирик Гоголь, и «не-
истовый Виссариен», Но мы не просто по-
вторяем эти слова, мы вкладываем в них
новое, более богатое содержание, ибо но-
вое и более богатое содержание вложила ъ
них история: Мы собрались сегодня, Р
день столетия гибели Пушкина, и мы с9-
брались в год Сталинской Конституции
Союза Советских Социалистических Респуб-
лик. Созданный Пушкиным русский лите-
ратурный язык в процессе Октябрьской с0-
циалистической революции стал_ близким,
общепринятым У всех народов Советского
Союза. Новая русская литература, родона-
чальником которой был Пушкин, стала с0-
ветской литературой.

Обогащение человечества бессмертными
пушкинскими произведениями приняло по-
истине грандиозный размах.
`Мы собрались сегодня, чтобы отметить
сотую годовщину смерти Пушкина. Почему
же нам так радостно? Пушкинское торже-
ство есть торжество ленинско-сталинской
национальной политики, ибо Сталин,
Сталинская Конституция вернули Пушкина
егб народу, его народам, о которых он тав
задушевно говорил в «Памятнике».

ж* *

Детство и юность Пушкина проходили в
то время, когла

Металися смущенные народы;

Й высились и падали цари;

И кровь людей то славы, то свободы,

То гордости багрила алтари,
то-есть когла отгремели уже громы_ Фран-
цузской буржуазной революции и Наполе-
он, «мятежной Вольности наследник», с0
своими армиями чистил «авгиевы конюш-
ни» феодальной Германии.

Належлой новою Германия кипела,

Паталась Австрия, Неаполь восставал,

Й самовлаетие лишь север укрывал.

Самодержавно-креностническая Россия
стала оплотом европейской феодальной коа-
лиции. Либеральные обещания начала цар-
ствования Александра 1 вылнлиеь в уси-
ление крепостнического гнета. В стране

‘вепыхивали крестьянские восстания. Сре-

ди армейского дворянства’ родилось рево-
люционное лвижение, которое привело к
декабрьекому восстанию 1825 г..

Первые жизненные впечатления детства
Пушкина составили, однако, не эти поли-
тические события (их восприятие пришло
позже, в лицее), а сказки няни Арины Po-
дионовны и французокие книги из библио-
теки отца. Пушкин-ребенок пристрастился
к галантной лирике франнузов: apna,
Грекура, Грессе, «Ванюши Лафонтена».

Немудрено, что ученические годы Пуш-
кина-лицеиста стали’ и ученическими го-
nama Пушкина-поэта. Французская книж-
ная литература на первых порах даже как
будто одержала верх над сказками ня-
ни, — она была более созвучна миру OT-
роческих восприятий ‘и чувствований.

Любовь, дружба, вино — вместилище
счастья, — таковы мотивы первых ли-
цейских опытов Пушкина.

Чуть позже вливается в  ученическое
творчество Пушкина новая, модная роман-
тическая струя «унылых элегий». ‘

Но неправильно было бы думать, что
только этими мотивами исчерпывается ран-
няя муза Пушкина. Ведь и Ленский

Из Германии туманной
Привез учености плоды:
Вольнолюбивые мечты.

Идеи Франпузской революции 1879 года,
идеи революционной по тому времени бур-
жуазии выражались в определенных фило-
софских и поэтических понятиях и образах.
Так, борьба против тирании и фанатизма,
против- рабетва и предрассудков означала
борьбу против абсолютистево-феодального
строя и религиозно-церковной идеологии.

‘Ha их место хотели поставить свободу, ра-

венство, законы, обосновывая их естеетвен-
ным правом, как высшим законом. В ието-
рии искали идеальные образцы и находили
шх в естественном состоянии первобытного
человека и в республиканском Римё. И вот
у 16-летнего Пушкина уже встречаются та-
кие мотивы:

Я рабство ненавижу...

Свободой Рим’ возрос, a рабством
- ;  погублен.

Эти ранние мотивы гражданской лирики

укреплялись у Пушкина в общении с Ча-
адаевым, и накануне. окончания лицея у не-
го уже была налицо сильнейшая оппозиция
самодержавно-крепостническому строю. Он
не хотел быть ни писарем, ни уланом, ни
капитаном, ни асеесором, —

‚Друзья! немного снесхожденья —

Оставьте красный мне колпак.

Выеокого, прямо революционного звуча-

ния эти мотивы достигают у Пушкина в
оде «Вольность», написанной под впечат-
лением «Вольности» Радищева. Здесь на-

онной традиции естественного права. Пуш-
кин — против союза тирании. и фанатизма
(«Власть в стущенной мгле предрассужде-
ний»), против рабства («везде бичи, вез-
де железы, законов гибельный позор»).
Пушкин требует свободы и законов («6
Вольностью Святой законов мощных - с0че-
танье») и обосновывает все это естествен-
ным правом:

Владыки! Вам венец и трон

Дает Закон -— а не Природа —

Отоите выше вы Народа,

Но вечный выше вас Закон.

Такого политического жанра русская ли-

тература еще не знала, а между тем он с0-
ставлял у Пушкина нерв его поэтического
творчества.

В один и тот же 1817 год Пушкин с0з-
дает задушевно-лирическое, уже по-настоя-

щему пушкинское‘ — «Простите, верные
дубравы» и революционную оду .«Воль-
ность». В одно и то же время Нушкин пи-
шет скорбно-гневную «Деревню» и увле-
кательного «Руслана», в котором еще не-
уверенно поэтически прощупывает *

Дела давно минувших дней, %

Преданья старины глубокой :
и вполне уверенно рвет со старой поэти-
ческой традицией.

Ясно, что против Пушкина выступили
ве только литературные птишковисты, но
и далеко нелитературные жандармы, и в
1820 году Пушкин — это общеизвестно—
оказался в беылке на юге. Ссылка не сло-
мила духа Пушкина. В эти`годы он с0-
здает «Кавказского пленника», «Бахчиза-
райский фонтан», начинает «Евгения @не-
тина», замышляет «Цыган». Его якобин-
ские настроения в эти годы не подлежат
сомнению.

Но нет. мы счастьем насладимся,
Кровавой чашей ‘причастимся, —
пишет он В. 1. Давыдову. Именно пото-
MY, что вольнолюбивые желания лишь
крепли у Пушкина в южной ссылке, она
оказалась в глазах  правительственных
кругов недостаточной, и уже в 1824 году

поэт пишет Языкову:
Но злобно мной играет счастье:
Давно без крова я ношусь,
Куда подует самовластье;
Уснув, не знаю, где проснусь.
Всегда гоним; теперь в изгнанье,
Влачу закованные дни.

В селе Михайловском Пушкин зоздает
свой шедевр — «Бориса Годунова», пере-
ходя, таким образом, от Байрона к системе
«отца нашего Шекспира»; что было есте-
ственным и закономерным ‘этапом в твор-
ческом развитии Пушкина, подеказанным
всеми его предшествовавшими творческими
исканиями.

После поражения декабрьского восстания
1825 года Пушкан, отправленный с
фельд’егерем в Москву, едет договаривать-
ся и уславливаться с Николаем Т отно-
сительно дальнейшего своего бытия. Но
силы неравны—-и поэт вынужден к
уступкам, однако, отнюдь не в принципи-
альным.

«Стансы» 1827 года — не капитуля-
ция, & условия, которые ‘ставит Пушкин
Николаю. Он выдвигает широкую програм-
му: искренность правительственной поли-
тики, служение народной правде, разви-
тие наук, просвещения, промышленности,
возвращение декабристов. Одновременно
Пушкин направляет декабристам, чтобы
поддержать их дух, свое знаменитое сти-
хотворение «В Сибирь». № тому же 1827
году относится и «Арион», в котором Пуш-
кин осмысливает свою политическую судь-
бу и подчеркивает верность своим взгля-
дам:

Я гимны прежние пою
И ризу влажную мою
Сушу.на солнце под скалою.

Нужно понять, что Пушкин в эти годы
больше, чем когда-либо, был в плену, в
когтях у царя, что в 1827, году против
него было возбуждено дело в связи с от-
рывком из «Андрея Шенье», что в 18239 г.
было поднято еще одно дело в связи с
«Гавриилиадой», и тогда станет ябно ду-

шевное состояние Пушкина, вылившееся в.

такой шедевр, как «Бесы», — это образ-
ное и вдохновенное раскрытие темных сил
николаевской России.
усугубилея травлей литературных мещан —
Булгарина, Греча и им подобных царских
угодников и холопов. И вот могучий «Про-
рок» 1826 г пушкинский идеал поэта—
с вещими зеницами, чтобы видеть люд-
скую скверну, с жалом мудрой змеи, что-
бы глаголом жечь сердца людей, через
«Поэта» 1827 г., который «людской чуж-
дается молвы», сменяется  «Ноэтом»
1830, г., не требующим наград за подвиг
блатородный и идущим доротою свободной,
куда влечет его свободный ум.

А свободный ум Пушкина влек ето к
художественному познанию глубин сердец
и страстей человеческих, к образному вы-
явлению вольнолюбивой народной души
русской. В эти тоды (1830—1835) Пупе
кин заканчивает бесемертного «Евгения
Онегина», создает «Скупого рыцаря»,
«Мопарта. и Сальери», «Каменного гостя»,
«Пир во время чумы». И в эти же годы
Пушкин дает потомству «Повести Белки-
на», «Историю села Горюхина», цикл ска-
зок © весьма недвусмысленным отношением
в понам и царям. Проблема путей и судеб
человеческих, народных, государственных
поднимается на поистине недосягаемую
высоту в «Медном всаднике», и «Ужо те-
бе!» Евгения, брошенное им в лицо кумиру
на бронзовом коне, звучит как об‘явление
прав личности, как заявление о достоин-
стве индивида пред лицом общего.

Нет, конечно, Пушкин был неудобен са-
модержавно - крепостническому ‚режиму в
целом, и было решено убрать его. И вот
нашлись доброхотные инквизиторы, учи-
нившие Пушкину невыносимые пытки, на-
шлись утонченные приемы великосветской
облавы и травли, нашелся международный
проходимен, — н не стало Пушкина, вели-
чайшего русского поэта,

Tuer самодержавия,

Царизм мог физически убить Пушкина,
но не был в состоянии лишить народ пуш-
кинского языка и пушкинской литерату-
ры, ибо пушкинский язык стал русским
литературным языком и пушкинекая лите-
ратура-——новой русской литературой.

Язык— существенное начало каждого ‘на-
рода, ибо без языка нет и народа, но
язык-—историческое явление, он изменяет-
ся во времени. Ко времени Пушкина, уже
чувствовалось несоответствие — русского
языка «образу мыслей и чувствований»
русского же народа. Пушкин считал созда-
ние литературного языка важнейшим по-
литическим делом: «только революционная
толова, — писал он в 1822 году, — подоб-
ная... Пестелю, может любить Россию—
так, как писатель только может лю-
бить ее язык. Все должно творить в этой
России и в этом русском языке». Ломоно-
сов уже сделал свое дело——«основал сло-
весность своего отечества», но ко времени
Пушкина ломоносовский язык явно уста-

ел.

” Нам трудно сейчас оценить все дело
Пушкина, потому что он создал не новый
язык для литературы, & новый русский
литературный язык, наш язык, на котором
мы говорим. Этот язык был создан Пушки-
вым единственно правильным и простым
путем: при опоре на исторические формы
языка в древних памятниках народной сло-
зесности и на живую, разговорную народ-
ную речь. Однако, по мысли Пушкина, ли-
тературный язык не должен полностью
совпадать с языком разговорным. У самого
Пушкина налицо и специфические литера-
турные обороты, и ‘простые общежитейские
слова, и старописьменные элементы, но все
это сливается в ‘единый, чарующий слух,
одновременно пластический и музыкальный
язык Пушкина. Это очарование’ слияния
разнородных языковых элементов и cocTa-
вляет тайну поэтической формы Пушкина.

Один язык еще не составляет литерату-
ру, елово само по себе мертво, жизнь ему
дает мысль. Слово поэта, так сказать, не
должно быть умнее, красивее заложенной
в нем мысли. Отсюда требования Пушкина,
которые привели его к реализму, к новой
русской литературе. «Точность и крат-
кость —писал OH,—BOT. первые достоин-
ства прозы. Она требует мыслей и мыс-
лей— без них блестящие выражения ни Е
чему не служат». Пушкин был за просто-
речие, но отнюдь не за простомыелие.

Ясно, что при таких установках Пуп-
кин не мог остановиться ни на классициз-
‚ме, ни на романтизме.

Решительно нужно было искать для рус-
ской литературы иных, новых путей.
«Утомленный вкус, — писал Пушкин в
предисловии к «Борису Годунову», —= тре-
бует иных, сильнейших ощущений и ищет
их в мутных, но кипящих источниках но-
вой, народной поэзии». Истина искусства,
таким образом, по Пушкину—не в услов-
ной схеме классицизма и не в преувеличен-
ной односторонности романтизма, а в прав-
доподобии, «в истине страстей, правдоподо-
бии чувствований, в предполагаемых 0б-
стоятельствах», в «правдоподобии характе-
ров и положений». Все эти черты и харак-
теризуют его собственное творчество, да и
как же иначе, когда целью трагедии, идеей
высокого искусства должны быть по Пуп-
кину «Человек и народ. Судьба человече-
ская, судьба народная». Художественному

раскрытию этих идей служат и «Борие То-
дунов», и «Евгений Онегин», и «ДУбров-
ский», и «Мелный всадник», и’ «Пророк»,
и «Памятник». Так пушкинский резлизх
положил начало новой русской литературе.

ном дворе в Ленинграде.
Рельефное изображение А. С. Пуш-
кина сделано по портрету работы
В. А. Тропинина.

И если Пушкин впитал в себя и русскую
народную словесность, и достижения миро-
вой литературы, то он и оказался тем м0-
гучим древом русской литературы, Ha K0-
тором выросли Лермонтов и Гоголь, Некра-
сов и Щедрин, Толстой и Достоевский, Ч
хов и Горький, ибб Пушкин первый 481
нам художественную энциклонедию русской
Жизни.

И если раньше загнанный из задворви
вультурной жизни, лашенный средств про-
свещения народ был orroprayr oT cBoen
поэта. то ныне, в эпоху Сталинской: Вон-
ституции, он навсегда обрел евоето ‘певиа,

`В этот торжественный час нет ни одною
завода. ни одного колхоза, ни одной кресно-
армейской части, ни одной школы, где бы
не звучело слово Пушкина и не отдавалось
могучим эхом в налиих сердцах,

Душа Пушкина в заветной лире пере-
жила его прах и убежала тленья, ибо был
народной душой, и к нерукотворному пз-
мятнику Пушкина нас привела народная
тропа’ социализма.

Гордости человека, познанию им 680%
достоинотва учил нас на заре. нашей лите-
ратуры великий Пушкин.

Чести, доблести, славе и геройству ¢0-
циалистического труда, в котором вея наша
человеческая гордость и все наше’ челове-
ческое достоинство, научил нас товарищ
Сталин. (Продолжительные аплодисженты),

—-