Г

ххх

Коммунисты на ppoume

В январе на. стандии Бира, куда я
прибыл после отхода наших ‘частей от *Ха-

баровска, я был назначен комиссаром свох-

ной стрелковой бригады.

Дел никаких принимать не приходилось.
Вепемнив свою старую профессию кузне-
ца, я подковал себе лошадь и решил сра-
зу отправиться на передовую линию.

На станции Ин, помню, произошел курь-
езный случай. Наши части только начали
занимать линию обороны под Ином, когда

MEI раз’ясняли задачи предстоящего насту-

пления. Детали наступления не были, ко-
нечно, известны. Но о том, что `наступле-
ние предстоит, знали все.
Мы знали, что белогвардейцы, засевиие
в Волочаевке, будут бороться до послел-
него издыхания. Волочаевка была глав-
ным опорным пунктом каппелевевих банд,
и падение ее решило бы сульбу белогвар-

дейшины на Дальнем Востоке. И вот к

этому упорному бою не на жизнь, & на

сток.

роны исполняющий должность главкома
всех вооруженных сил ин походного ата-
мана казачьих войск русского восточного

Kk *
ДОКУМЕНТЫ ИНТЕРВЕНТОВ

13 СОГЛАМЕНИЯ ЯПОНСКОГО КОМАНДОВАНИЯ
~~ EMENOBCKIMM ГЕНЕРАЛАМИ

Хабаровск, части японских экспедицион-
ных сил, не принимая активного участия
в борьбе с большевиками, временно ок-
купируют районы, освобожденные OT
красных, оказывая помошь действующим
отрядам в их борьбе с большевистским

8 июня. 1921 года. Крепость Владиво-

Мы, нижеподписавшиеся, с одной сто-

побережья, начальник Гродековской груп-
лы войск генерал-лейтенант Савельев и
начальник штаба Гродековской группы
генерал-майор генерального штаба Собо-
лев и; с другой стороны, представители
дипломатической миссии при штабе 11-й
дивизни японских императорских сил
капитан Аримато и лейтенант Хигуши
в силу полеомочий, данных нам главио-
команлующим всеми вооруженными СИ-
лами и походным атаманом всех казачь-
их войск на русском восточном побе-
режьи и начальником штаба японских
экспелиционных сил в Сибири, заключи-
ли этот договор относительно следую-
mero:

Вверенные мнё силы должны прове-
сти настулдение против Народно-Рево-
люционной Армии ДВР...

Наступление ведется по следующему
плану: ;

‚а) Первая Гродековсная воинская часть
движется по направлению к озеру Хан-
ка-Анучино, где она соединяется с ча-
стями второй северной (хабаровской) во-
инской части.

нас вызвали к телефону. Оказалось, беле-
твардейцы, перехватив тде-то наш провох,
решили побеседовать. Беседа состояла из
взаимных комплиментов, которые я здеев
приводить ‘не решаюсь. Нам угрожали,
что, если мы не’ снимемся ‚и не эвакуи-
руемея в Благовещенск, нас разгромят. На
это учтивое предупреждение мы отвечали:
— He пройдет и нескольвих дней —
мы булем в Волочаевке. Тогда поговорим ..
На передовые позиции я ехал ночью
влвоем с командиром одного из полков. На
участке, занимаемом полком, шел бой.
Бой, проходивший под Ином, имел ре-
пающее значение. Противник пытался за-
хватить станцию Ин и здесь. укрепиться.
Велогвардейны наступали цепями в 6бе-
тых халатах. Важно было, чтобы нап
бойцы их своевременно обнаружили. Я
подходил к бойцам, проверял, как стреля-
ют, видят ли они пель.
Наступление белогвардейцев на Ин про-
валилось. Не спасли халаты. Бойцы свод-

смерть с врагами народа коммунисты го-
товили в своих беселах бойцов.

’ По инициативе коммунистов вечерами
в Народном доме устраивалиеь сиектакли.

В небольших  сценках изображались
картины быта белой армии. Снектакли эти
пользовались большим успехом. Мы пока-
зывали классовое лицо  белотварлейпев,
разоблачали планы белого меркуловекого
правительства, в’ частушках  высменвали
наполеоновсвкие замыелы зарвавшихея гене-
ралов. Они воображали себа Мипиными,
которые должны спасти Россию. Зрители
наптего Народного дома не раз сами шуна-
ли штыками белобандитов и поэтому оглу-
шительным хохотом вотречали появляв-
шихся на сцене хвастливых генералов,
японских оккупантов.

С эшелонами из Забайкалья приезжали
коммунисты, комсомольцы-— посланцы пар-
тии на Восточный фронт. Их приезд еще
больше поднимал дух бойцов. Приезжавигие
рассказывали, как рвутся на Восточный

партизанским движением...

„.В начале наступления русских войск
японское командование оказывает им Ма-
териальную помошь в сумме 590 тысяч
иен (500.000) и поставляет в распоряже-
ние русского командования слежующее
оружие и снаряжение: 3.200. винтовок
различных типов, 350 тысяч патронов,
24 пулемета различных типов, 24 ящика
патронов к. ним, 6 полевых и 2 горных
трехдюймовых орудия и 75 ящиков сна-
рялов к ним. Количество оружия и CHa~
ряжения, в случае надобности, может
быть . увеличено...

„.После оккупации Хабаровска япон-
ское командование обращается с хода-
тайством к японскому императорскому
правительству о снятии ареста с денег,
вложенных  генерал-лейтенантом атама-
ном Семеновым в Иокагамский банк, и
о передаче этих денег русскому коман-
дованию..,

..До восстановления прочного порядка
на Лальнем Востоке японское командо-
вание берет на себя охрану порта и кре-
пости Владивостока и удерживает в сво-

‘рам во фланг, в особенности— кавалерией...

фронт коммунисты Забайкалья.
Способным, умеющим писать коммуни-
стам мы поручали писать листовки в 05-
манутым солдатам белой армии. Листовки
распростравяхти через фронт с помощью на-
селения. Был издан приказ по войскам
Амурского округа: «Стараться распростра-
нять газету «Ваеред» среди белогвардей-
цев».
Вольшую работу проводила коммунисты
среди населения. Помню, как мы исполь-
зовали отобранное у пленного офицера его

ной стрелковой бригады уничтожили в
этом бою сотни врагов.

Станция Ин была пунктом, где сосре-
доточивались сплы Народно-Революционной
Армии для решительного наступления на
Волочаевку. Именно здесь надо было 060-
бенно активно развертывать политическую
работу. т

Коммунистов и комсомольцев в бригаде
было не так уж много. Мы распределили
свои силы по ротам и взводам так, чтобы
каждое подразделение было обеспечен

партийным влиянием. В ожидании приказа
к наступлению мы проводили с бойцами
` беседы, предварительно ‘собирая коммуни-
стов и инструктируя их.
`О чем мы товориля с бойцами? — Одна
мысль пронизывала наши беседы: «При-
морье должно быть советским!» В беседах

письме белогвардеец, излагая свои взтля-
ды на взашиоотношения с населением Даль-
него Востока, называл кфестьян

белой армии, — писал он,— надо нам. быть
первое время ласковыми и не показывать
серой скотинке кнута». Это письмо сослу-
жило нам, коммуниетам, хорошую службу.

частям первой группы.

групп.

неоконченное письмо к товарищу. В этом

мии по мере того, как она продвигается
«серой
скотанкой». «Чтобы укрепить положение

их руках контроль по линиям Уссурий-
ской и Китайско-Восточной железной до-
роги.

‚‹ После занятия Хабаровска и 06в0-
бождения страны от коммунистического
правительства, главноксмандующий всех
восруженных сил и походный атаман всех
казачьих сил восточного побережья г®-
нерал-лейтенант атаман Семенов Времен-
но, впрель до созыва местного народно-
го собрания, осуществляет полноту гра-
жданской власти на территории Дальнего
Востока,

После очищения Приморской, Ca-
халинской, Камчатской, Амурской и За-
байкальской областей и свержения вла-
сти ДВР, немедленно производятся вы-
боры в народное собрание для устано-
вления демократического правления на
Дальнем Востоке.

Когда на Дальнем Востоке будет ‘вос-

6) Вторая северная (хабаровская)` во-
инская часть выступает одновременно с
первой частью в направлении на Ану-
чино-Иман, где она присоединяется к

в) Отдельные части третьей владиво-
стокской группы перевозятся по морю
в гавань Святой Ольги, Тетюхе и на-
правляются в Анучино, где они присое-
диняются к частям первой и второй

г) Небольшие партизанские отряды ус-
сурийских казаков реформируются и слу-
жат для очищения от красных тыла ар-

вперед.

д) Дата начала наступления о©преде-
ляется по соглашению с японским. коман-
дованием не позже 1 июля 1921 года.

е) В зависимости от степени успешно-
сти наступления, начинается наступление

42 ФЕВРАЛЯ 1837 Г., № 22 (7008)

ИЕ TST

xx *

«Волочаевка или смерть»

нё сразила пуля. Я указал бойцам на не-
лепую смерть товарища, и мне удалось за-
ставить народоармейцев применяться к
местности.

Бойцы проявляли изумительный героизм.
Я послал бойца Лазарева с донесением в
командиру батальона. Трудно сказать, как
Лазарев ухитрился пробраться под таким
смертоносным огнем туда и обратно. Он
возвратился с приказанием комбата. Полу-
шубок ‚Лазарева был прострочен пулями.

Иван Саткин, неутомимый, энергичный
боеп-коммунист, поднимал бодрость у сво-
их усталых товарищей’ Он беседовал с
бойцами, раз’яснял им обстановку. бам он
уливительно легко и бодро перевосил все
лишения. Когда мы пошли в атаку, он взял
гармошку и под убийственным огнём бе-
лых заиграл марш. И после штурмовой
ночи с 11 на 12 февраля, которую бойцы
провели на снегу, при сорокаградусном мо-
розе, гармонь и песни Саткина действова-
ли, как самая вдохновляющая музыка.

Бойцы наступали с криками: «Волочаев-
ка или смерть!» Мы шли, стреляя на-хо-
ду, полные ненависти к белой cBope и
японским интервентам, готовые ко’ веему.
Я видел, как бойцы голыми руками рвали
проволоку, бросались на проволоку, при-
лавливая ее собственными телами к_сне-
гу, рубили лопатами, били прикладами.

Перед выступлением в роте, которой я
командовал, было 130 бойцов, а когда за-
няли Волочаевку, осталось только 40. че-
‚ловек. Остальные пали в бою, были ране-
ны или обморожены.

Доблестные бойцы, преодолев позиции
белых, бросились но улицам Волочаевки
преследовать врага. Потом, измученные, но
радостные и ликующие, мы пошли на от-
лых. Мы заходили в избы, где топились
печи: на столах стояла каша и горячая
картошка, оставленные белыми.

В. КУДАЕВ.
Бывший командир 7-й роты 3-го

Когда наш полк стоял еще в Забайкалье,
меня послали. делегатом от коммунистов
полка на армейскую конференцию. На этой
конференции с докладом о положении на
Дальнем Востоке выступил тов. Серышев.
Тов. Блюхера в то время не было, он
уехал с советской делегацией в Дайрен.
Докладчик рассказал нам о переходе кап-
пелевцами нейтральной зоны и о !

наету-
пленяи белых на Хабаровск. © конферен-
пии мы вернулись полные решимости оево-
бодить Дальний Воеток от белых банд и
японеких интервентов, Мы рвались в бой.

‚Вскоре к нам на фронт прибыли главком
Народчо-Революционной Армии В. В. Блюхер
п член военного совета П. П. Постышев.
Они беседовали с нами, раз`яеняли нам
тактику белых, которая сводилась к ула-

Соединивитись в тесные, дружные ряды,
мы пошли в наступление. Шли мы ночью.
Снег валил крупными хлопьями. По пути
нам попадались раненые и убитые, кото-
рых уже заметал снег.

Наступали мы тремя цепями. Я послал
Ирана Саткина, златоустовекого рабочего,
человека атлетического телосложения, уста-
новить связь с соседним 6-м полком. Толь-
хо такой силач, как баткин, мог пробить-
ея через метель и сугробы и связаться с
полком. Он вернулся довольный и неуто-
мимо шагал с нами дальше...

Вскоре белые обнаружили нас и откры-
ли огонь из орудий. Но снаряды переле-
тали и почти не причиняли нам вреда. По-
том заговорили пулеметы и Винтовки.
Дальше продвигаться стало невозможно.
Белые, укрывшись за колючей проволокой,
развили сильный огонь.

Мы находились у проволоки. Противник
выбивал одного бойца за другим. С гулом
разрывались снаряды, поднимая вихри сне-
га, смешанного с землей.

Помню, как в это время Анатолий Гру-
лин — верхнеудинский комсомолец, стоя
стрелял в белых. На крики «ложись!» он

не отвечал и продолжал стрелять, пока его

Читинского полка.

Сычева по приказу начальника штаба
главнокомандующего ‘должны пройти че-
рез китайскую границу в район Благо-
вещенска; одновременно с тем занимается
Иман. ;

В то время, как русские силы  про-
двигаются вперед и занимают Иман —

штаб привозили подарки бойцам. Это были
простые, но очень нужные вещи. Помню,
из Икатеринославской и Песчано-Озерской
волостей крестьяне прислали вместе с мя-
сом, салом и хлебом теплую одежду.

Из-за сильных морозов вода в кожухах
пулеметов залгерзала, и пулеметы отказыва-
лись работать. Простая мысль пришла
нам в голову — вместо воды наливать В
кожуха керосин. Но где его достать? Мы
обратились за помощью кв крестьянам, И
в0т к нам в штаб, ореди других подарков,
  крествяне ‘стали привозить в жбанах керо-.
син. Они собирали его ‘в деревнях фунта-
ми, чтобы «подогреть пулемет».

Запомнилиеь замечательные терои-боль-
шевики. Коммунистка Лебедева была ста-
PHIM участником партизанской борьбы на
Дальнем Востоке. В сражениях партизан
`‹ японцами она была несколько раз ра-
нена. Под Волочаевкой Лебедева была Ео-
миссаром санитарной части. Бесстрашная
женщина во время боя неотлучно находи-
лась средя бойцов; нитурмовавших Воле-
чаезку.

Большевики пцементировали ряды Народ-
но-Революционной Армии, они подымали
дух бойцов, они были веегда впереди в
боях за очищение Советского Дальнего. Во-

от 6 ноября 1921
  правительства

«По приказанию господина командую-
шего пмператорскими японскими войсками
генерала Тачибана. в ответ на отношение
вашего преросходительства or 3 ноябри
сего года за № 441, уполномочен заявить
следующее:
Генерал Тачибана, обсудав ваше заявле-
ние о формировании белых партизанских
отрядов. принимая во внимание происхо-
дяшие в Дайрене переговоры с правитель-
ством ЛВР. а также согласно русско-япон-
ского соглашения от 29 апреля 1920 гола,
не может допустить официально формиро-
вание каких-либо вооруженных частей,

Командующий Особой _Kpacuosua- стока от японоких интервентов и белогвар-   Роме милиции и резерва в пределах 30-
менной Е nee дейских банд. верстной нейтральной зоны, но в то же
маршал оветекого оюза * aN / ь самое время, и навес Ч време: M
Блюхер, бывший  главнокомандую- № ТРЕГУВЕНКОВ А Ни BA М duumieaiaaiues

Орденоносец, бывший ‘комиссар ,
сводной стрелковой бригады.

Sue По: АЕ

Я. ПОКУС

Комдив, бывший командир сводной стрелковой бригады, штурмовавшей Волочаевку
f

`ВОЛОЧАЕВСК

нить эту задачу. На Дальнем Востоке бы-   под Волочаевкой, — я почувствовал пол-

ли сильны традиции партизанеких отря-   ную уверенность в нашей победе.

дов, действовавших разрозненно, ОИ Утром 10 февраля был отдан приказ о
x . Глав- т

ших решения по своему усмотрению. 11аВ-   переходе частей в решительное наступле-

кому пришлось много поработать над вие-   3 Наши 4 garg
дрением в Народно-Революционную Армию . Паши пехотный и кавалерийский пол-
ки обошли Волочаевку с севера и достигли

принципов регулярной армии, —дисципли-
нированной, организованной, подчиненной   проволочных заграждении. Батальон 0с0бо-
то Амурского полка начал решительную

единой воле,
С. прибытием тов. Блюхера на Дальний   атаку в центре, направляя свой удар на
командную высоту. Пехотный полк под

Восток на фронте наметилось значительное

улучшение. Бойцы Народно-Революционной   командованием тов. Захарова атаковал про-

Армии забыли свои неудачи Свежая фалан-   тивника е юга. +

га коммунистов подняла дух войск, всели- Бой завязался по всему фронту. Бойцы
неудержимо стремились вперед, однако

ла в людей бодрость и уверенноеть. Мы
наше наступление в этот день не увенча-

были готовы итти на штурм грозной Воло-
лось успехом, Будучи не в состоянии пре-

чаевки.
одолеть проволочные заграждения, части

Познния противника у Волочаевки была
весьма для него благоприятна. Волочаев-   Народно-Революционной Армин залегли у
сопок. На южном участке одна рюта на-

ская сопка являлась командной высотой
чала перелезать через проволоку. но запу-

над обширной равниной.  Волочаевекие
укрепленные позиции, расположенные во-   талась, и вбе ее герои-бойпы погибли. Мы
не имели ни ножниц, ни топоров, делать

щий вооруженными силами Дальне-
восточной республики.

ВЕ ЕСА =

В концу 1921 года основные фронты
гражданской войны были ликвидированы.
Только на Дальнем Востоке, в районе При-
морья, пользуясь покровительством Япо-
нии, еще продолжали существовать остат-
ки белогвардейщины. Враг ибтекал кровью,
задыхался, но не прекращал своих бандит-
ских налетов.

В конце 1921 года белогвардейские ча-
сти под командованием генерал-майора
Молчанова неожиданным и быстрым насту-
плением потеснили наши малочисленные
передовые отряды, расположенные по Уесу-
рийской железной дороге, и вынудили их
к отходу. В конце декабря 1921 года бело-
твардейцы заняли Хабаровск, а в начале
января 1922 гола овладели станцией Воло-
чаевка. Наши войска отошли к стан-
ции Ин.

Тлавнокомандующий Народно-Революци-
онной Армией товарищ Блюхер только-что
вернулен из Дайрена. По его поиказу к
станции Ин были переброшены Читинская

Выдержка из отношения. японской военной миссии во Владивостоке
года, за № 654, на имяочлона приамурского

Документы взяты из подготовляемого к печати сборника Далькрайархива
«Японская интервенция на Дальнем Востоке в документах».

Крестьянство хорошо понамало наш боль-   на Хабаровск, о юн
шевистскай язык. Из деревень в нам в Zi ы а , 5
р ж) п DAMIARCEME ) ЗАСА Fenenay майор зоваться прелпочтительными правами

при получении охотничьих, рыболовных
и лесных концессий в Приморской, Кам-
чатской областях, а также концессий на
эксплоатацию минеральных богатств И
золотых руд в Приморской и Амурской
областях. 7

Н. Меркулова

приамурекому правительству в деле на-
иронального строительства, генерал Тачи-
бана отдает соответствующее распоряжение
начальнакам гарнизона B TOM, чтобы фор-
мпрованию указанных отрядов за пределами
З0-верстной полосы не чинить  препят-
етвия...

Что же касается выдачи винтовок, пу-
леметов и патронов, то генерал Тачибана
@ сего числа сделал распоряжение в селе
Раздольном майору Ногассакая выдать гене-
рал-майору Овсяновекому 800 штук вин-
товок, 10 пулеметов и соответственное ко-
личество патронов...

Подписи: Начальник военной миссии

полковник Геми.
Секретарь Накао.

БОЕ eS ЕЕ ЕВ ВЕРЕ Е Ая ВЫ В

нёчем, Но и приостанавливать штурм или
отетупаль мы считали невозможным.

Уже наступала ночь, крепчал мороз. На-
ши бойцы, плохо одетые, продолжали ле-
жать на снегу, ожидая приказа. Никто не
покилал линию фронта. Только обморожен-

ных мы относили в небольшую полуказар-”

уму, в которой помещался пигаб командова-
ния фронта и штаб сводной стрелковой
бригады.

Многих замерзавших отогревали у коет-
ров, на открытом воздухе. Только после
псправления разрушенных  железнодорож-
ных моетов удалось начать эвакуацию ра-
неных и обмороженных на станцию Ин. Но
это было уже на рассвете 11 февраля.

Весь второй день боя прошел в пере-
стрелке, Вдали, на нашем правом фланге,
слышалась артиллерийская канонада. Это
наша Забайкальская группа под командо-
ванием тов. Томина вела бой с частями
тенерала Никитина у деревни Нижне-Снас-
ское.

К вечеру вее железнодорожные мосты,
лежащие на нути к Волочаевке, были при-
ведены в полную исправность. № фронту
были подтянуты наши бронепоезда № 8
и № 9. Это еще больше воолушевило бой-
цов. Люди были готовы к штурму, к с8-
MOMY ренттельному, к самому героическо-
му. «Умереть или, победить!» — часто го-
ворили тогда на фронте.

Командование рептило нанести главный

Солице-—советы

(Эвенкийская песня)

В темноте мы были долго,
Не видали света солица,

С нами в юртах жило горе,
Наши дети умирали,

Голод в гости приходил...

А теперь над миром встало
Comune светлое — советы.

т его лучей горячих

Ожявают лес и камни,
Воды рыбой закипают,
Умножаются олени,

Звери. ходят табунали,

Сердце весело стучит.
т его лучей горячих
Разбегаются повеюду

Выстроходные малиины,

Над тайгой стальные птицы
Пролетают впёрегонки,

По рекам бегут без весел
Долки с хитрыми винтами.
В лодках гости праезжают
И беседуют, как братья,
Это все пришло с советом,
Это с солнцем нам удалось!

Записано у эвеннов
Хабаровской области.

ЕЕ ПКЕ РЕЯ gee an ЬЩЕЖЕ-1

‘

Комдив Я. 3. Покус, бывший коман-
дир сводной стрелковой бригады,
штурмовавшей Волочаевку.

лочаевских позиций и стремительно овла-
деть деревней Волочаевкой.

Штурм началея на рассвете 12 февраля
по заранее условленному сигналу. Непре-
рывно гремела артиллерия. Массовым огнем
обрушились наши пулеметы на белогвар-
дейцев. Две роты начали перелезать через
проволоку, но запутались в ней. Белогвар-
дейский бронепоезд направил на них свой
огонь.

Под прикрытием артиллерии наш броне-
поезд № 8 полным ходом пошел на броне-
поезд врага. Было решено: или расстрелять
его в упор, или таранить с хода, чтобы
спасти пехоту. Тогда белогвардейцы напра-
вили огонь всей своей артиллерии на наш
бронепоезд. Один из снарядов попал в кон-
трольную площадку, другой ударил в паро-
воз, третий разворотил борт пулеметной
площадки. Не обращая внимания на вихрь
снарядов, геройский экипаж продолжад ве-
стй поезд вперед, приблизился к броне-
поезду врага; разбил его переднее орудие
и ворвался в расположение белогвардей-
ских частей.

В этот момент по всему фронту послы-
шались крики «ура». Бойцы преодолели,
наконец, ‘проволочные заграждения. Наша
обходная колонна уже зашла в тыл Воло-
чаевки и ударила по белогвардейской бри-
таде. В это же время в тылу у белых по-
дожгли два моста. В самый момент штурма

Взятие волочаевской укрепленной позн-
пии решило участь города Хабаровска.
Спасаясь от наших частей, которые шли
по пятам, враги народа, купленные япон-
скими империалиетами, решили даже не
заходить в Хабаровск. Они потянулись к
югу и далее к океану, rye UX UM ждала
окончательная гибель.

Через два дня — 14 февраля — части
сводной стрелковой бригады вступили в
Хабаровск. Торжественно и радостно ветре-
чали нас трудящиеся города, перенесшие
кошмарные дни белобандитского террора.

Пиурм Волочаевки навсегда останется
одной из самых блестящих страниц ието-
рии гражданской войны. Победители воло-
чаевского боя покрыли себя неувядаемой
славой. Это вынужденно признали даже
наши враги. Командующий  волочаевекой
группой белогвардейцев полковник Apry-
нов, оценивая бой, говорил: «Я бы дал
кажлому из красных солдат, штурмовав-
ших Волочаевку, по георгиевекому кресту».

Герои-бойцы и командиры, погибшие в
бою под Волочаевкой, были похоронены на
сопке, за обладание которой они отдали
свою жизнь. На вершине сопки сооружен
памятник, который всегда булет напоми-
нать 06 одном из исторических эпизодов
борьбы народа за свою свободу и счастье.

И много еще замечательных памятников

круг, закрывали подетупы к Хабаровску на
узком участке, стиснутом © двух сторон   прохолы в проволочных загражлениях было

широкими и многоводными реками и про-
зоками. С векрытием рек Хабаровек был
бы недосягаем, а наступающие оказались
бы беспомощными ереди топких болот в
птироко разливающихся Амура и Тунгуски
в их многочисленными притоками. Волоча-
евская позиция. таким образом, была клю-
чом к овладению Хабаровском.

Тем ‘временем белогвардейцы  укрепля-
лись у Волочаевской сопки, окружая ее
тустой сетью проволочных заграждений.
Враг, учитывая особенности евоей позиции,
решил отсидеться здесь до весны. Однако
в лагере противника уже чувствовалась
неуверенность.

Накануне штурма Волочаевки нам уда-
ось. захватить приказ генерал-майора
Молчанова, в котором он пишет о тяжелом
положении белых войск и требует напря-
жения всех сил для достижения победы,
В этом приказе уже отчетливо звучали
нотки отчаяния. Вогда я, командовавший
тогда сводной стрелковой бригадой, прочел
этот приказ, — & это было накануне боя

бригада и Троицко-Савский кавалерийский
полк.

удар белогвардейским частям в центре во-

Эта группа,-—сказал нам Блюхер, —
добьет белых.

Партизаны Приморья, —— героические от-
ряды Бойко-Навлова и Шевчука, — начали
атаковывать с тыла базы белых войск.

К этому времени войска фронта попол-
нились большой группой коммунистов. Это
были командиры и политработники Ёрае-
ной Армии, которые прибыли на Дальний
Воеток по указанию Центрального Коми-
тета партии. : :

Польшая заслуга, тов. Блюхера на Даль-
не-Восточном фронте состоит в том, что ему
удалось провести коренную реорганизацию
армии, Блюхер понимал, что  оконча-
тельный разгром врага. может совершить
только армия, спаянная железной дисци-
плиной, подчиненная единому командовА-
нию, отлично владеющая оружием и искус-
ством ‘ведения боя. Нетрудно представить
с6бе, с каким напряжением должны были
работать командиры и политработники На-
родно-Революционной Армии, чтобы выпол-

Ябзакефииебо Ф
(бободрое’
ea SUOKY

о 40

д фот

противник должен был выделить часть сво-
их сил на тушение мостов и на противо-
действие нашим частям, вышедитим ему в
Тыл. ты

Ниурм  Волочаевки не обошелся без
больших жертв. Много бойцов погибло
много было обморожено. Вепоминаю одного
врача-героя, который тут же, на морозе,
делал операции, спасая раненых, хотя сам
он уже начал чернеть от обмораживания.
Вспоминаю также водителя танка. который
на глазах у всего полка выскочил из маши-
ны, пытаясь что-то исправить, но был ра-
нен. Белогвардейцы мгновенно кинулись к
нему. Уже в последнюю минуту он выхва-
тил гранату и взорвал мотор и себя.

Виля, с каким упорством продвигаютея
наши части, белогвардейцы поняли, что. их
песенка спета. Под прикрытием огня своих
бронепоездов и артиллерии они начали от-
ступать. Вскоре Особый Амурский пехот-
ный полк ветупил в деревню Волочаевку.
В это время группа тов. Томина после
рр боя заняла ряд поселков на реке

борьбы создали строители Дальне-Восточ-
ного края за эти 15 лет. Из Волочаевки—
ранее незаметной станции Уссурийской до-
роги—теперь идет новая железнодорожная
магистраль на север: Она проходит у под
ножья Волочаевской сопки, на вершине
которой стоит бронзовый боец. Она идет
далеко на север, к новым поселкам, вы-
росшим за эти годы среди тайги, к юному
городу Комеомольску, к корпусам гигант-

ских цехов, к вновь строящимся мощных
заводам.

За эти 15 лет, что прошли со дня воло-
чаевского штурма, ‘наш Дальне-Восточный
край расцвел и окреп, стал великим, не-
приступным форностом страны Советов наз
Тихом океане. Бойцы Особой хорошо знают
и всегда будут помнить «штурмовые ночи
Спасска, волочаевекие дни». @ гордостью
хранят они героические традиции граждан-
ской войны. Кели враг посягнет на пашу
родину, эти бойцы так же бесстрашно я
отважно, как их братья и отцы под Воло-
чаевкой, обрушатся на врага и раздавят
его там, откуда он пришел.

а А

——— Е ма