=s

м

‘I

а
№]

tit

12 ФЕБРАЛЯ 1937 Г., № 42 (7008)

EU SRR EE Pa eles eee

РАНЕНЫЕ
ЗАБЫВАЛИ 0 РАНАХ

Полуказарма, в которой мы расположи-
лись, состояла из двух комнат: в кухне по-
местилея штаб сводной бригады тов. Поку-
са, там же находился главнокоманлующий
Народно-Революционной Армией тов. Баю-
хер. Во второй комнате, отделенной от шта-
ба небольшим коридором, я разместила на-
шу санчасть.

Под Волочаевкой уже гремели орудийные
выстрелы. Через несколько часов начали
поступать раненые. Быстро переполнилась
наша комната. Бойцов укладывали на пол.
Фельдшер, санитары и бойцы из обоза уже
не справлялись с переноской ‘и перевозкой
раненых. Создалась очерель. Люди лежали
и в комнате, и в коридоре, и в сарае, и в
бане. Некоторые из раненых грелась у ко-

-стров на улице, под открытым небом. Вею-

ду — на снегу,
EDOBH, °

Хирургическими ножнинами мы разреза-
ли сапоги, валенки, брюки, рубашка и, 96-
мыв инструмент, делали операции. Наши
халаты из белых превратились в красные.

Нам некогла было записывать, спраши-
вать/—кто. из какого полка. Наша полко-
вая санитарная часть стала лазаретом для
всего боевого участка. К нам шли раненые
бойцы особого Амурского полка, кавалерий-:
ского, 3-го Читинского и 4-го и Б-го
Амурского. Все они были нам одинаково
дороги.

Раненые бойцы даже не стонали, они
терпеливо жлали очереди на перевязку. По-
мню случая, когда бойцы, забывая о себе,
уступали товарищам свою очередь.

Ночью к нам в санитарную часть зашел
тов. Блюхер. Озабоченно окинул он взгля-
10м лежавших на полу раненых, потом
стал говорить им что-то ласковое и теплое.

Многае раненые бойпы не хотели уез-
жать в тыл. Несколько человек просили:

— Оставьте Hac, товариш военком,
злесь. с

Сознание долга заставляло бойцов забы-
вать о своих ранениях.

‘Утром 12 февраля я снова уехала за ра-
неными к Волочаевке, По: дороге узнаю,
что Волочаевка уже взята.

Мы остановились у проволочных загра-
ядений. На проволоке висели люди. Мно-
тие были мертвы. Мы снимаем бойцов с
проволоки и везем их в Волочаевку. Веюлу
в поселке следы жесточайшег боя, дома
разбиты, стекол. нет. От взрывов снарядов
снег покрылея землей.

Мне было приказано перевести санчасть
в Волочаевку. Впервые за эти дни радостно

на полу — стояли лужи

‚ улыбнулея наш прекрасный фельдшер Иван

Васильевич Спиридов. Самоотверженно ра-
ботал он в волочаевские дни и спае многих

бойцов: .
АННА ЛЕБЕДЕВА.
Орденоносец, бывший комиссар
санитарной части Особого Амурско-
-го полна. 3
—о

„Члый сне

(Былина дальневосточных
крестьян)

Соберу-возьму в поле белый снег,
Положу его себе на сердце,
Растоплю его слезой-пламенем,

— + Пусть смешается грусть души моей
С кровью алою пролетарской.
Понесу-снесу это снадобье
На веселый пир, на буржуйский стол,
Расхмельным-хмельна брага красная—
В ней есть капелька друга милого...
Пейте, пробуйте, зверя лютые,
№рювь народную, пролетарскую!

Ах, да нет же, нет-——не расстанусь я
С красным снадобьем, со своей слезой,
Ни за дешево, ни за дорого

Не продаст себя боль души моей.

М детям свопм— малым крошечкам—
Буду: сказывать, заповедывать:

— Детки малые, кровь отца—

Это кровь борца за свободушку!

ИИ ВЕ И ЗИ ЕК ЕЕ ЕВЕ

В ЕЕ БЕРЕТЕ ВЕ ЕАН

на Тих

ПРАВДА

RRA CEE RA ЕЕ ОИЫ Г

ТЕНЕВАЯ НИ ВАА КБЕ КАКА ah SNOT

У бронепоезда японских оккупантов. Кровавая расправа японцев — расстрел группы приморских партизан.
Фото из Пентрального музея Красной Армии. (Москва).

У проволочных заграждений

Бойцы с нетерпением
своих командиров:

— Блюхер на фронт приехал, должно
быть, скоро в наступление пойдем?

— Должно быть, скоро, — отвечали
командиры.

10 февраля я получил праказ провести
боевую разведку в направлении западной
окраины станции Волочаевка. Ночью рота
отправилась в путь. - ti

В утру мы добрались до железнолорож-
ной ветки. Целый день плохо одетые бой-
цы укрывались в глубоком снегу.

Под вечер мы двинулись к проволочным
заграждениям. Больше двух километров
шли без дороги, п пояс проваливаясь в
свет. Нам попались кусты,  оплетенные
проволокой. Ножниц для резки проволоки
у нас не было. Молча мы рвали проволоку
штыками.

В девять часов вечера мы были у це-
ли — У главной линии проволочных за-
граждений. Измученные тяжелым перехо-

спрашивали у

дом, мы е холодным остервенением приня-
лась разрушать проволочные заграждения.

Неожиданно на левом фланге послышал-
ся шум паровоза. Подошел бронепоезд бе-
лых и открыл сильный огонь из орулай и
пулеметов. Е

Мы пробовали отетреливаться, пытались
задержаться около проходов. Но сильный
отонь врага заставил нае отойти назад.
’Мне пришлось отходить почти послед-
ним. На своих плечах я нес командира
отделения Гаврилова, раненного в ноту.

На рассвете 12 февраля раздалось три
орудийных выстрела. Это был сигнал в
штурму Волочаевки. He было предела ра-
дости бойцов, ибо велика была жажда
победы!

Рота, которой я командовал, шла по про-
торенной дороге, через! проходы, слелан-
ные нами накануне в разведке.

И. ЖЕЛНИН.
Бывший командир роты особого
Амурского полка, у

СМЕРТЬ КОМАНДИРА

К Волочаевке мы подошли утром 11 фе-
враля. Полк расположилея в открытом по-
ле. Впереди чернел лес, но`он не стоял на
керню, так как почти весь был срезан
неприятельскими ‘снарядами. т

Взять Волочаевку в’ этот день не уда-
лось. Мы отошли на километр от сопки и
расположились на ночлег. Стояла страш-
ная стужа, а костры разводить было нель-
зя. Мы разгребали глубокий енег и делали
для себя логовища в сугробах. Ветки дуб-

‘няка служили нам подстилкой. Вряд ли

кто из нае спал в эту ночь. Каждому хо-
телось скорее итти в наступление. да и
лютый мороз не давал возможности 2а-
крыть глаза.

— Ничего, ребята, — говорили мы друг
другу, — завтра погреемся в Волочаевке!

Наконец, наступил долгожданный рас-
свет. В $ часов утра 12 февраля мы по-
лучили приказ наступать. Промерзшие до
костей, бойцы ринулись вперед. Вокруг
нас свистели пули, рвалась шрапнель. Это
не страшило бойцов. Шадали раненные и
убитые товарищи,‘ но оставшиеся в живых
неудержимо шли вперед.

Вскоре мы были’ уже почти у самого
проволочного заграждения. В это время ра-
нили командира нашего отделения Станот-
кина. Это был высокий, коренастый чело-
век. Пуля попала ему в грудь, винтовка
выпала из рук силача, и он унал в енег.
Я подбежал к нему. чтобы оказать помощь.

‚-— Вперед, вперед, Вловиченко!-—хрип-
ло крикнул он мне. — Я могу итти сам...

П. РОМАНОВСКИЙ

Командир Волочаевского полка, орденоносец

Боевые

Всей стране известны славные волоча-
евские бон. 0 бесстратии, мужестве бой-
цов-волочаевцев сложены песни, из уст
в уста передаются народные сказания.
Я хочу рассказать о последующей жизни
Волочаевекого полка, о том, как сегодня
хранят боевые традиции полка его бойцы
и командиры.

Волочаевский полк имел возможность
показать в боях 1929 года, во время кон-
фликта на Китайско-Восточной железной
дороге, что славные традиции героев Во-
лочаевки живы. Во время конфликта полк
был брошен для разгрома банл белогвар-
дейцев, засевших в небольших крепостях,
расположенных вблизи границы. Белокитай-
ские генералы пытались создать в этих кре-
постях очаги вооруженных банд для на-
летов на Советский Дальний Восток. Co-
вместно с пограничными частями Волочаев-
ский полк уничтожил эти белобандитские
гнезда и до основания разрушил крепоети.

этих боях молодые волочаевцы под-
твердили верность героическим традициям
своих старших братьев. Помню бойпа
тов. Зотина. Умнрая от полученных в боях
ран, он написал письмо товарищам: «Я свой
долг перел страной выполнил. Я ‘умираю
снокойво, потому что победа за нами».

На лругом участке — под Лахасусу —
второй батальон  Волочаевского полка,
которым командовал тов. Ермолаев, также
блестяще. выпоянил боевое задание. Под
сильным огнем противника батальон, вме-
сте во взводом краснофлотцев с канонер-
ской лодки «Бурят». высадил десант а ко-
POTKHM, решительным ударом захватил
укрепленный район. Сотни белокитайцев
были взяты в плен во главе с командую-
шим крепостью Ли Мен-ченом.

традиции

После операции под Jaxacycy китай-
ские генералы стянули войска, подготав-
ливая налет на советскую территорию.
На сей раз центром бандитского очага
являлся город Фукдин. Командарм тов.
Блюхер поставил задачу уничтожить со-
средоточивающиеся китайские войска и
белые банды. Выполнение задачи было
везложено на 2-ю Краснознаменную ПШри-
амурскую стрелковую дивизию.

Второй батальон волочаевнев снова по-
гружен на канонерскую лодку «Бурят» и
во главе десанта наносит первый удар
под Фукдином. ЁВитайские войска отбро-
шены в город. Здесь, в уличных боях,
враг был разгромлен и разоружен.

Сотни бойцов, десятки командиров по-
казали образцы стойкости и мужества в
этих боях. За боевую доблесть и отвагу
при ликвидации конфликта на КВЖД
много бойцов, командиров и политработ-
пиков-волочаевцев было награждено вые-
шими наградами.

В 1932 году перед Волочаевеким пол-
ком была поставлена очень ответственная
и сложная боевая задача: зимой нужно
было совершить большой поход в совер-
шенно дикий и необжитый район. Нред-
стояло итти без дорог, преодолевая суг-
робы, пробираясь через тустую тайгу.
Задача усложнялась тем. что личный с0=
став полка был очень молод. Бойцы но-
вого призыва еще не окончили первой
ступени обучения. Но тлавная трудность,
пожалуй, была не в самом переходе. По
прибытии на место предстояло положить
начало жизни в этом неизвеланном районе.

Приказ получен. Полк выступает в
поход. Мы ночуем в тайге у костров, в

Е моему удивлению, Станоткин встал и
тоже пошел вперед. Слелав несколько ша-
гов, он зашаталея и снова упал.

В это время мы были уже у самых про-
волочных заграждений. Пули‘врага не’оста-
новили красных бойцов. С яростью -броси-
лись мы к проволоке, стараясь прорвать
это последнее препятствие. По телам на-
ших товарищей, застрявших на проволоке,
мы ворвались в расположение врага.

Мы поднялись на вершину сопки и
установили на ней пулеметы. Белые пани-
чески убегали за Волочаевку. Остался еще
один вражеский бронепоезд.

Помню, когда мы установили пулеме-
ты, к нам подбежал командир нашего ба-
тальона тов. Усов. Он приказал немедлен-
но же спустить пулеметы ниже, за сопку.
Мы быстро выполнили его приказание. В
ту же минуту на площадку, где стояли
пулеметы, упал неприятельский снаряд.
Нас засыпало землей, однако пулеметы и
бойцы остались неврелимы. Но командир
батальона тов. Усов, не успевший еще
отойти и 20 шагов, был убит осколком
разорвавшегося снаряда. Он пал от послед-
него вражеского выстрела, — бежавшие
белые больше не стреляли!..

Со слезами на глазах отнесли. мы тело
своего командира к подножью сопки, в из-
бушку. Тут, у избушки, мы поклялиеь
сбросить врага в океан. И эту клятву мы
выполнили. - Н. ВЛОВИЧЕНКО.

Бывший боец 5-го отдельного
пехотного полка. -

разбитых среди сугробов палатках. Про-
ходим ежедневно положенные по уставу

км в сутки. Но затем бойцы втяги-
ваются в поход. В концу пути полк легко
делает по 60 км в сутки.

В этих краях изредка встречаются
поселки. С великим радушием и тенло-
той встречало население красноармейцев.
Местные жители слыхали о Красной Ар-
мии, но увидели ee впервые. Охотно по-
могали они нашим бойцам всем, чем
только могли. ’В этом было выражено
жровное родство народов Советского, Сою-
за со своей Красной Армией.

10 февраля 1932 года полк закончил
свой знаменитый переход. И тогда был
основан в тайге наш небольшой городок.
Мы натянули палатки, устроили землян-
ки и расположились биваком в лесу. На-
до было начинать строиться. Кто не зна-
ет северную тайгу с ее вечной мерзло-
той, тот вряд ли может себе предста-
вить. как трудно ее покорить.

Дни проходили в напряженной работе.
Расписание жизни полка было построено
соответственно задачам: работа чередова-
лась с боевой учебой.

Сначала построили хлебопекарню, ба-
но, несколько бараков, поставили неболь-
шой лесопильный завод. Потом построили
деревянную и железную дороги, сделали
вагонетки.

Первое время лег возили на себе, так
как дорог не было. № весне прорубили
несколько лорог. Возили по ним воду,
лес, продовольствие. Но пришла весна, и
дороги наши пропали, пришлось строить
новые. Соорудили первый таежный водо-
провод, проложив на 3 километра дере-
вянные желоба. Водопровод в тайге! —
это было большое торжество для всех во-
лечаевцев. ?

Наконец, в тайгу прибыли. наши семьи.
Жены начальствующего состава быстро
освоились с обстановкой. Появился л0-
зунг: «Нужно всем больше работать, что-
бы в ближайшее время лучше было
Жить». Женщины вместо туфель надели

ЭСКАДРОН
_ В ТЫЛУ ВРАГА

Вечером 11 февраля начальник правого
крыла вызвал к себе командира эскадрона
Бобрина и меня.

— Вашему эекадрону с батальоном ше-
того полка, — сказал он, — предетойт от-
ветственная задача. Нужно пойти в обход
Волочаевкя, разрушить железнодорожную
линию и, тажим образом, отрезать Воло-
чаевку от Покровки.

Глубокой ночью мы собрали бойцов и
сообщили им о предстоящей операции.

Боевой дух народоармейцев был на-
столько высок, что убеждать никого не
приходилось. Бойцы в один голос заявили:

— дем команды к выступлению!

Герои-народоармейцы не унывали. Вспо-
Mupaw бойцов Гафура Афлитонова, Карла-
тина и Волосникова. Оны где-то раздобыли
гармошку и, в ожидании приказа о вы-
ступлении, устроили веселые плясви.

рассветом 12 февраля мы уже шла
в обход. Следом за кавалерией двитались
батальон и два орудия. Вскоре неприятель-
ский наблюдательный пост обнаружил на-
шу колонну и нас стали обстреливать
шрапнелью. Но белые стреляли плохо. Спо-
войно дошли мы до ближайшей опушки
леса. Отсюда были видны окопы белых.

Из окопов стреляли. Завязывать бой не
входило в нашу задачу, и; взяв в сторону,
мы направились к дороге, что илет из
Волочаевки на Нижне-Спасское.

Немного снустя. на этой дороге показа-
лись подвода и несколько всадников. Бой-
цы второго взвода бросились им наперерез.
Всалники успели ускакать, но подвода бы-
ла взята в плен. ;

Возчиком оказался белый солдат.

— Белые вела наступление на Нижне-.

Спасское, — сказал он, — но появились
ваши, и, наверное, белые будут теперь от-
ступать по этой дороге.

Действительно, через несколько. минут
на дороге показались бегущие белогвар-
дейцы. Мы встретили их свинцовым шква-
лом. Белогвардейцы бросились с лороги в
сторону, уходя на деревню Дежневка. Их
преследовал по пятам Троидко-Савскай ка-
валерийский полк. М же двинулись даль-
ше, в тыл Волочаевки.

Олин яз уходивших броневиков белых
зазкег эшелон с хлебом. стоявший ча же-
лезнодорожной линии. Бросившись вперед,
расстреливая на-ходу белых, мы во-время
подоспели к эшелону и откатили вагоны»

Задача была выполнена; линия, нахо-
дившаяся в тылу врага, была в наших
руках. В. ШИШКИН.

Бывший военком партизансного
эскадрона при Амурском полку.

ЕЕ ЕЕ ЕО ВИЗА

ЕСИ: Я

сапоги или ичиги и вместе с мужьями
выходили на работу. Прошло не так уж
много времени — и появились дома на-
чальствующего состава, казармы. Начали
обозначаться контуры будущего городка.
— Как назвать это место?—думали мы.
И решили: волочаевцы брали Волочаев-
ку штурмом, а это разве без боя доста-
лось? И назвали’ мы свой ‘поселок «Но-
вая Волочаевка». Это было одобрено всеми
строателями, и городок под этим названием
был занесен на географическую карту.
Новая Волочаевка — значительный го-
родок. Сегодня у нас имеется отличная
дорога. Путь, который мы проезжали
раньше за двое суток, теперь во много
раз скорее совершаем на машинах. Там,
где раньше лошадь везла во вьюке лишь
четыре буханки хлеба, теперь катаемся
на велосипедах. Там, где раньше бежала
вода по первобытным желобам, теперь
действует отличный водопровод, который

‚подает воду прямо в котлы столовых и

бань. Красноармейцы живут в хороших,
культурных общежитиях. Нашу  пре-
красную школу-семилетку областные ор-
танизации ставят всем в пример. Конюш-
Би строились из хвои, а сейчас наши
боевые кони находятся в капитально по-
строенных конюшнях. Раньше постанов-
ки и концерты устраивали на вольном
воздухе — сейчас у нас есть Дом Крае-
ной Армии. Раньше приходилось прини-
мать рожениц в землянках и лечить боль-
ных в палатках, теперь имеется пре-
красный госпиталь со всеми отделениями и
ame рентгеновским кабинетом.

В самоотверженной борьбе за освоение
Дикой тайги исключительную роль сыгра-
ла боевая подруга командира — его жена.
Мы гордимся тем, что на совещании жен
начальствующего состава в Москве были
награждены все наши делегатки.

В 15-ю годовщину штурма Волочаевки
мы можем заявить: волочаевцы были, есть
и будут верными сынами своей родины!

Поселок Новая Волочаевка.

По телеграфу.

ASE he EE ERE een Ge an OA Pe De ESS BNL iin bis Mae One ДИДЕНКО

ом океане свой закончили поход»

+ %
М. САНГУРСКИЙ

Комкор, заместитель командующего войсками ОКДВА

Прошлые и будущие бои

15 лет назад представители Дальне-Во-
сточной республики, приглашенные на Ва-
шинттонскую конференцию,  разоблачили
кровавые дела японской  интервенцаи на
Дальнем Востоке в 1920—1921 тг. Для
того, чтобы затушевать вмешательство Япо-
нии в дела Дальне-Восточной республики,
японский генеральный штаб немедля орга-
низовал в Приморье выступление белой ар-
мии и изобразил его как белоповетанческое
движение, свободное от японской поддержки.

Под опекой японцев белогвардейские ча-
сти осенью 1921 года стремительно повели
наступление и, тесня наши разрозненные
передовые отряды, вскоре заняли Хабаровск,
& затем и Волочаевку.

Бои пол Бикином, Казакевичевом, Ином,
Ольгоктой и Волочаевкой. были последней
встречей японских наемников с нашими ре-
гулярными войсками, защищавшимя Даль-
ний Восток.

В голы гражданской войны дальневосточ-
вый театр военных действий был весьма
беден, он не мог служить базой для сколь-
ко-нибудь значительных сил. оснащенных
даже такой относительно слабой техникой,
какая была в то время.

Пропускная способность Читинской же-
лезной дороги снизилась в 1921 году ло
215 пар поездов в сутки, а Амурской—
до’ полуторы пар поездов в сутки. Населен-
ные пункты вдоль железных дорог были
‚весьма редки и малочисленны. В обстановке
суровой амурской зимы это обстоятельство
чрезвычайно затрудняло боевые операции.

Дальне-Восточная республика после 4-лет-
ней оккупации переживала глубокий хозяй-
этвенный упадок. В 1921 голу, в сравне-
вии с 1916 годом, население на Дальнем
Востоке сократилоеь на 30 проц. Резко 60-
кратились посевные площади, погибло свы-
ше 30 проц. скота, добыча угля снизилась
на 75 проп.

Такова была крайне неблагоприятная 0б-
становка, в которой Народно-Революционной
Армии пришлось развертывать свои боевые
действия.

Белогвардейцы в конце 1920 года и на:
чале 1921 года вывезли из Забайкалья в
Приморье 3 корпуса войск общей числен-
постью в 4.140 штыков, 1.800 сабель, 80
пулеметов и 12 орудий—все, что осталось
от колчаковских и семеновских банд. 3a
счет местного населения ряды белобандитов‘
пополниться почти не могли. Белогвардей-
свая армия продолжала умирать, ибо для
Дальнего Востока она была буквально ино-
родным телом.

Через год после переброски белых войск
на Лальний Восток белые могли сконцен-
трировать для решительного боя под Воло-
чаевкой только 3.300 штыков, 1.800 са-
бель, 15 орудий и 3 бронепоезда. Волочаев-
Ka была решающим испытанием для бело-
гвардейской армии. Недаром генерал Мол-
чанов в своем приказе накануне волочаев-
ского боя писал: «Вопрос самого нашето бы-
тия требует полного напряжения всех сил
для достижения успеха».

Отсутетвяе необходимых средств выну-
дило правительство Дальне-Восточной респу-
блики пойти на резкое сокрашение Народно-
Революционной Армии. Это сокращение не-
посредотвенно отразилось на боевом составе
войск Восточного фронта, где к 10 февраля
1922 года сосредоточилось 6.200 штыков,
1.400 сабель, 300 пулеметов, 30 орудий,
всего лишь 2 танка и 3 бронепоезда.

В отношении боевой выучки народоар-
мейцы уступали противнику. Техническая
оснащенность была крайне слаба.

Несмотря на некоторое численное прево-
сходство Народно-Революционной Армии, со-
отношение ее сил и укрепившихся в Воло-
чаевке белогвардейцев было не в нашу
пользу. Известно, что чаети, ведущие на-
ступление, должны значительно превосхо-
дить обороняющегося противника как чис-
ленно, так и по своей технической осна-
щенности. Такото превосходетва тут не бы-
л0. И все-таки Народно-Революционная Ар-
мия, ее геройские, самоотверженно  драв-
шиеся войска нанесли белым под Волочаев-
кой смертельный удар и несколько позже
навсегда выбросили белые войска и ино-
земных оккупантов с последнего клочка
занятой ими советской территории.

Воскрешая в памяти знаменитый воло-
чаевскай бой и другие бои того времени—
под Бикином. Вазакевичевом, Ином, Ольгок-
той, интересно представить — как будет
сражаться современная Красная Армия,
если ей придется отражать нападение на
Дальний Восток? Боев под Хабаровоком
больше не будет, равно как и «штурмовые
ночи Спасска» булут в другом месте.

Как выглядит сегодня наш Дальний Во-
сток? Народное хозяйство края бурно ра-
стет. Появляются новые’ города, новые про-
мышленные центры. Десятки предприятий
выросли в крае за последние годы. Все гу-
ще и гуще, заселяются необозримые про-

странства Дальнего Востока. Обширные и
многолютные поселки не только тянутся
узкой лентой вблизи железнодорожной маги-
страли, она широко разбросаны и в глубине
края. Дальний Восток покрывается сетью
шоссейных и грунтовых дорог. Вместо одно-
путных и неразвитых Читинской и Амур-
ской железных дорог край связан теперь
отличной двухпутной магистралью, осна-
щенной по последнему слову железнодорож-
ной техники.

Соседи видят, как мы растем. Вот что
говорят они по этому поводу: «Не будет
преувеличением сказать, что экономическая
карта Восточной Азии полностью обновлена.
Цель строительства состопт в том, чтобы
обеспечить сообщение с центральной частью
Союза и сделать Дальний Восток экономи-
чески самостоятельным, что создаст колос-
сальную военную самостоятельность Дальне-
Восточной армии CCCP. Темпы этого
строительства заставляют поражаться».
(«Памфлет военного министерства Японии»!
изд. 1936 г.).

Невиланно быстро росла и крепла вся
страна, вырос и расцвел Дальне-Восточный.
край, неизмеримо повысила свою Goecnocot—
ность Красная Армия. В 1932, году в Япо-
вии были в моде официальные и приват-
ные писаки, пытавшиеся преуменьшать б96-
способность Красной Армии. Один из таких
«мыслителей», известный военный писа-
тель Синсаку Хирата, писал в журнале
«Вунгой Синдзо»: «Русские — неподходя-
щая раса для воздушных операций... Недо-
статком являются ее воздушные силы».
Уже в 1934 году этот же Синсаку Хирата
вынужден был продемонстрировать свою не-
послеловательность: и меланхолично  отме-
тить: «В Приморье сосредоточены большие
силы бомбовозов с радиусом полета около
2.500 километров, поэтому, к несчастью
{ля нас, эти бомбовозы могут достать
вплоть ло Токио».

Излюбленное занятие литераторов мили-
таристской Японни — кричать на всех пе-
рекреетках о завоевательных планах Kpac-
вой Армии, находящейся на Дальнем Восто-
Ke. Запугивая население Японии, оправды-
вая дополнительные военные ассигнования,
военные литераторы разжигают империали-
гтические устремления.

Что можно ответить этим писакам?

\! Нам вполне хватает нашей советской терри-

тории, и неба над этой территорией для нас
вполне достаточно. Но, действительно, 0бо-
ронять их мы будем, не щадя ‘ни землю, ни
небо врага.

В порядке самоутешения некоторые за-
рубежные исследователи выражают сомне-
зе в возможности использовать наши мощ-
ные мотомеханизированные и воздушные
силы в суровых условиях дальневосточного
театра военных действий — в горах, в тай-
ге, в болотах, на крупных речных прегра-
дах, в сильные морозы.

Увы, они разочаруются и в этом!

Мы будем применять сокрушающие уда-
ры по врагу. Это сделают прекрасные со-
ветские машины, руководимые нашими му-
жественными бойцами под командованием
того же самого главкома Народно-Револю-
ционной Армии, теперь маршала Советского
Союза тов. Блюхера, который бил врага и
15 лет назад.

Бывшие командиры Народно-Революцион-
ной Армии, ныне в большинстве окончив-
шие военные академии и другие военные
школы, пойдут в бой не только на лохма-
тых таежных лошадях, но и нё прекрасных
советских боевых машинах, не знающих
преград.

Бойцы, которые ведут эти машины, спо-
койно переносят все испытания я отлично
лействуют своим оружием. Они, братья щ
сыны героев Волочаевки, сами будут та-
кими же героями.

Отряд Бойко-Павлова, ворвавшийся в Ха-
баровск, состоял из 600 бойцов, которые
имели 4 пулемета. Теперь Красная Армия,
как показали осенние учения прошлого го-
да, легко может послать в тыл врага отря-
II BO MHOTO раз сильнее.

15 лет назад наймиты японского импе-
риализма—белогвардейекие генералы были?
разбиты под Волочаевкой армией славных,
мужественных бойцов, но технически слабо
оснащенной. Если нам попробуют навязать
войну, нашим врагам придется столкнуться
пе только с советским героизмом, но и G
советской техникой. А героизм плюс техни-
ка — решающие условая победы.

И мы победим, как победили под Воло-
чаевкой! Мы говорим об этом с полной уве-
ренностью, потому что на защиту каждой
пяди нашей социалистической родины под-
нимется все население Советского Союза,
потому что мы крепим нашу оборону, по-
тому что нас поведут к победе товарящ
Сталин и железный нарком маршал (Сбвет-
ского Союза товарищ Ворошилов.

По телеграфу.

Санитарная летучка № 2

Во время волочаевеких боев я работала
сестрой в санитарной летучке № 2. Так
называли тогда санитарные вагоны, в кото-
рых мы во время боя перевозили раненых.

Рано утром 11 февраля нашу летучку
прицепили к бронепоезду и быстро перебро-
CHIH к месту волочаевеких боев. —

В нескольких километрах от станции Bo-
лочаевка мы увидели разложенные у же-
лезнодорожной полуказармы костры. Вокруг
них стояли и сидели раненые. Сама полу-
казарма была занята тяжело ранеными, ко-
торые лежали на полу.

Мы наскоро перевязывали раны бойцам,
влвоем с санитаром нереносили тяжело ра-
неных в вагон.

‚Вернувшись с. летучкой на станцию
Ин и слав там раненых в приемный покой,
мы снова поспешили к месту боя.

Когда мы во второй раз под езжали к по-
луказарме, было уже темно. Слышалась бес-
прерывная орудийная канонада.

‚ Раненых было еще больше. Их пришлось
размещать не только в летучках. Те, кто
был в состоянии двигаться, садились на
броневик, на площадки, всюду, где только
можно было пристроиться. :

В приемном покое на станции Ин не
успевали раздевать раненых. Многие ле-
жали одетые, с вянтовками.

Всеми силами старались мы облегчить
страдания наших героев. С нетерпениез
ждали мы санитарного поезда, е которым
решено было увезти раненых в тыл, в дей-
ствительно больничную обстановку. Когда,
наконец, поезд был подан, мы натолкну-
лись на нежелание многих раненых уезжать
В ТЫЛ.

— Немного подлечимея и вернемся снова,
бить белых, говорили уезжавние бойцы.

Пока мы доехали до Благовещенека, в
поезде остались только тяжело раненые.
Многие бойцы выходили на станциях, что-
бы уехать обратно на фронт.

Как мне хотелось тогда быть хирургом!
Я могла бы спасти не одну замечательную
жизнь. После того, как своры белых банд
И японских интервентов были изгнаны ©
Дальнего Востока, я осуществила свою меч=
ту. Партия послала меня учиться в мели-
цинский институт, Теперь я уже много лет

таботаю хирургом.
Е. ЛАПЕКИНА.
Бывшая сестра санитарной летучки Л 2.