_бораторию поэта и его работу над языком.

13 ФЕВРАЛЯ 1937 Г., № 43 (7009)

ВСЕСОЮЗНАЯ ПУШКИНСКАЯ ВЫСТАВКА

< «хх

х *«

СОБЫТИЕ КРУПНОГО
ЗНАЧЕНИЯ

Столетие со дня смерти великого поэта
превратилось во всенародное чествование
его памяти и показывает единение поэта
и народа. Среди многочисленных меро-
приятий, проводимых в связи © этой
годовщиной, одно из центральных мест за-
нимает Всесоюзная Пушкинская выставка.

Значение этой выставки огромно. Впер-
вые после смерти поэта она должна co
всей  историчаской полнотой показать
жизнь великого поэта, его творческую дея-
тельность, борьбу с самодержавием и ги-
бель в этой борьбе.

Перед выставкой поставлена задача по-
казать Пушкина как создателя русского
литературного языка, родоначальника но-
вой русской литературы, гениального ио-
эта, обогатнвшего человечество бессмерт-
ными произведениями художественного
слова.

Естественно, что должна быть показана
огромная любовь к Пушкину, проявляемая
в Советском Союзе, исключительная забота
партии и правительства к литературному
наследию Пушкина, влияние Пушкина на
советскую литературу и литературы наро-
дов СССР, отражение пушкинското творче-
ства в театре, живописи, скульптуре.

Под Всесоюзную Пушкинскую выставку
отведен весь второй этаж Исторического
музея. Тысячи экспонатов расположены в
17 огромных залах. Выставка разбита на
три основных раздела: 1) жизнь и твор-
чество А. С. Пушкина, 2) культурное на-
следие Пушкина при царизме и 3) Пуш-
кин и советская современность.

Первые одиннадцать зал отведены под
материалы прижизненного. периода. Слеци-
альный раздел раскрывает творческую ла-

современность». Последний, семнадцатый
зал целиком посвящен показу Пушкина в
советской живописи и скульптуре.

Выставка должна открыться 16 февра-
ля. Сейчас, за три дня до открытия, свое-
временно спросить: в какой мере устрон-
тели выставки справились с возложенной
на них задачей?

Бесспорно, проделана большая работа. !
Но она нас пока удовлетворить не может.
Ответственность з& дело, стоящая перед
выставкой, слишком: велика.

Недостаточно показаны на выставке 06-
шественно-политическая обстановка пуш-.
кинского времени, крепостное право, ЖИЗНЬ
народа в ее реальности, скитания поэта,

доначальника новой русской литературы.

Слишком много на выставке пышного
великолепия ампира, придворной роскоши.
и слишком мало представлен тот мир, ко-
торым действительно жил Пушкин в своей
кипучей творческой работе. Жизнь Пушки-
на прошла в основном в ссылках, в воль-
ных и невольных скитаниях по стране, в
общении с народом, в горячих литератур-
ных боях, в творческом уединении. Она
заполнена литературной работой, неустан-
ным трудом. Золоченая оболочка быта
окружала поэта только в самые последние
годы его жизни, и до чего она была тя-
гостна ему! Вот это главное для познания
поэта и раздиравших противоречий ero
жизни как раз недостаточно показано на
выставке.

В уста Татьяны Пушкин вложил сло-
ва о томивших его самого постылой мишу-
ре и ветхости маскарада, о своей тоске по
полке книг, по бедному жилищу. В «Ёги-
петских ночах» Пушкин рассказывает о
Чарском (и опять-таки больше о себе), что
кабинет его был убран, как дамская спаль-
ня, но что его томила рассеянная свет-
ская жизнь и что он «втайне предпочи-
тал печеный картофель» и знал истинное
счастье только тогда, когда в уединении
писал с утра до поздней ночи.

Разве эти прямые указания Пушкина
не обязывали устроителей выставки уде-
лить несравненно большее внимание тому
внутреннему миру, которым подлинно жил
великий поэт?

Мало продумана связь между отдельны-
ми залами. В каждом зале — свой хозяин,
но не чувствуется общего хозяина выстав-
ки, который давал бы единые установки,
общее идейно-организационное направле-
ние всей работе.

Решение 0б организации Всесоюзной
Пушкинской выставки было вынесено еще
в мае прошлого года. Времени для рабо-
ты было вполне достаточно. 0б этом крас-
норечиво говорит опыт такого огромного
начинания, как организация Музея В. И.
Ленина. Гигантская работа по созданию
музея была выполнена в течение 70 дней,
е 10 ноября 1935 года по 21 января
1936 года.

Не было у устроителей пушкинской вы-
ставки нехватки и в деньгах. Правитель-
ство отпустило на это дело крупные сред-
ства. Широкую помощь в собирании мате-
риалов оказали Академия наук СССР, Все-
союзный комитет по делам искусств, Цент-
ральное архивное управление, Государст-
венный музей и другие государственные
хранилища, предоставившие в распоряже-
ние выставки многочисленные экспонаты.

Выставка откроется на-днях. Десятки и
сотни тысяч советских граждан, почитате-
лей величайшего русского поэта, пройдут
16 залам выставки. И прямая обязанность
руководителей выставки в кратчайший срок
закончить работу, восполнить пробелы, вы-
править недочеты в организации выставки.

Огромный интерес представляет раздел о
связи Пушкина с декабристами и о восета-
нии 14 декабря 1825 года.

В четырех залах развернут раздел, по-
священный теме «Пушкин и советская

Всесоюзная
А. С. Пушкин — работа скульптора
С. Д. Меркурова.

Пушкинская выставка.

a

т Е

Е. ГАБРИЛОВИЧ

его работа как историка, его роль как po-

.

Всесоюзная Пушкинская выставка. А. С. Пушкин читает стихи своим друзь-
ям: А. О. Россет (Смирнова), В. А. Жуковский и Н. Н. Пушкина (справа).

Новая картина художника П. С. Афанасьева.

Поэт в ссылке

Толетое «дело об отправлении Коллеж-
ского Секретаря Александра Пушкина к
Главному попечителю колонистов Южного
края России ген. лейтенанту Инзову..:»
начинается высочайшим именным указом
от 4 мая 1820 года о выдаче Пушкину,
еред его от’ездом в ссылку, «1.000 руб-
лей ассигнациями на курьерские отпра-
вления».

Среди экспонатов — материалы о свыл-
ке Пушкина выделяются своей исключи-
тельной красноречивостью и подчеркивают
неприкрытый цинизм парских чиновников.

Залы, посвященные пушкинской ссыл-

ке, увешаны портретами современников —

друзей и недругов поэта, заполнены мно-
гочисленными изданиями его бессмертных
произведений. Под стеклом витрин — под-
линные документы вековой давности, ри-
сующие обстановку непрерывной слежки
за опальным поэтом. В Санкт-Петербурге
не спускали глаз с далекого юга, где жил
и творил гений мировой литературы.

На юг постоянно поступали запросы о
жизни Пушкина, его политических свя-
зях. ‘С санкции царя граф Каподистрия
запрапивал у генерала Инзова о поведе-
нии Пушкина:

«Повинуется ли он теперь внушению,
от природы’ доброго- сердца, илм „порызам
необузданного и вредного воображения?»

А Пушкин в эти тоды ‘создал своего
«Кавказского пленника», «Бахчисарайский
фонтан», начал «Евгения Онегина», набра-
сывал планы «Цыган».

По службе в министерстве иностранных
дел Пушкин получал в год содержание в
размере 700 рублей ассигнациями. На вы-
ставке есть расписка’ Пушкина от 9 июля
1821 года, удостоверяющая получение
685 руб. 30 коп. «за вычетом на гошпи-
таль» и почтовые расходы. Нушкин весь-
ма иронически относился к казенному жа-
лованью:

«Правительству угодно. вознаграждать
некоторым образом мои утраты,— писал
он в одном письме— я принимаю эти
700 рублей не так, как жалованье чи-
ноВника, но как паек ссылочного ‚неволь-
ника».

рт Paes J

ДОКУМЕНТЫ ВЕЛИКОЙ ЖИЗНИ.

Огромное репинское полотно открывает
собрание картин, рукописей, документов
’на Пушкинской выставке. Публичный эк-
замен в Царскосельском лицее. Курчавый
мальчуган, с сияющими глазами, в мун-
дире — Пушкин. Полукруг «почетных» го-
стей: эполеты, шелка, ордена, обвисшие
животы, лаковые сапоги со шпорами. Рав-
нодушные глаза, лениво оглядывающие
тонкую фигурку юного поэта: кто этот
мальчик, прилично ли вообще его слу-
шать? И пламенный взлет отроческой руки,
словно стремящейся прорвать этот ску-
чающий полукруг.

Жизнь в лицее течет под сенью царско-

ставке портреты тогдашних театральных
див. Желтые, словно высохшие, тогдашние
театральные афиши:

«Сего дня в пятницу 25 апреля рос-
сийскими придворными актерами пред-
ставлено будет:

ОДНА ШАЛОСТЬ
Действующие лица: Церберти, живопи-
сец; Армантина — питомица его; Фло-
риваль — гусарский ротмистр; Себа-
стьян — краскотер...» ,

Но Пушкин не забывает и иных занятий.
Второй щит, украшенный пожелтевшими от
времени портретами, демонстрирует нам
его литературных друзей. Это — общество
«Арзамас», члены которого получали клич-

сельских кущ, среди озер, «грибков», по-   ки: Батюшков — «Ахилл», Вяземский —
трепанных временем статуй: все это пред-   «Асмодей», Денис Давылов — «Армянин»,
ставлено в картинах и миниатюрах вы-  Жуковский — «Светлана».

ставки. Сам Пушкин — «Сверчок» — работает

Первые рукописи. Они выписаны  ста-
рательно, немного витиевато, с завитушка-
ми, заставками, с точным соблюдением то-
чек и запятых. Подпись с широким рос-
черком, замысловато загнутым, похожим
на клумбу или на парик.

И рядом рисунки. Угловатые, остроно-
вые рисунки. Подпись: рисовал Александр
Пушкин.

Наставники вовсе не в восторге от этих
поэтических и графических занятий. Рав-

без устали. В маленькой комнате на Фон-
танке он пишет «Руслана и Людмилу».
Он обрушивает на чиновный и мундирный
Петербург эпиграмму за эпиграммой. Он
ищет сближения с, тайными революцион-
ными кружками. Он пишет оду  «Воль-
ность»:

Тираны мира! трепещите!

А вы, мужайтесь и внемлите,

Восстаньте, падшие рабы!

Поэма «Руслан и Людмила» издана. Ре-

нодушным и критическим оком  взирают   акционная критика встречает поэму В
они на это слишком пылкое чадо, поручен-   ШТЫКИ. :
ное им. И вот, неподалеку от рисунка «со- «Позвольте спросить, — пишет «Вест-

ник Европы», — если бы в Московское
Благородное собрание как-нибудь  втерся
(предполагаем невозможное возможным)
тость © бородой в армяке, в лаптях и за-
кричал бы зычным голосом: — Здорово,
ребята! — неужели вы бы стали таким
проказником любоваться?»...

И журнал дает понять, что именно та-
ким «мужичиной» в лаптях является Пуш-
КИН.

Литературные единомышленники Пуш-
кина горячо приветствуют поэму. На вы-
ставке мы видим портрет Жуковского
с его надписью:

«Победителю-ученику от побежден-
ного учителя в тот высокоторжествен-
ный день, в который он окончил свою
поэму «Руслан и Людмилу».

Ода «Вольность» и несколько политиче-

баки с птицей» лежит отчет о поведении
Пушкина:

«Имеет более блистательные, нежели
основагельные дарования, более пыл-
кий и тонкий нежели глубокий ум. При-
лежание его к учению посредственно,
ибо трудолюбие еще не сделалось его
добродетелью... Довольно начитан в рус-
ской словесности, знает много басен
и стишков»...

В 1817 году — первый выпуск лицея.
Пушкин переезжает в Петербург. Зачислен
на службу в министеретво иностранных
дел. Шаг за шагом знакомят нас выставоч-
ные щиты с этим первым петербургским
периодом жизни Пушкина. Вот люди —
военные и  штатские, среди которых
проводил время юноша Пушкин.

Он посещает театры. Мы видим на вы-

верстовые столбы, почтовые станции.

ских эпиграммы и песен Пушкина попа-
дают в руки петербургскому генерал-губер-
натору Милорадовичу. Пушкину . грозит
ссылка в Сибирь, даже водворение. на по-
каяние в Соловецкий монастырь. После
долгих хлопот друзей, Пушкина ссылают
в Екатеринослав, в канцелярию генерала
Инзова.

Прощай, Петербург! тройка,
Мы
видим на выставке одну из таких станций.
Утлый домишко, петух на крыше, свинья
У забора, ребятишки в грязи.

Тут же карта невольных странствий
Пушкина: Екатеринослав, Кавказ, Тамань,
Керчь, Гурзуф, Кишинев, Бендеры.

Литературный успех Пушкина растет.
Издан «Кавказский пленник». Восторжен-
ные отзывы. Десятки подражателей. На
витринах выставки лежат книги-подража-

Бричка,

ния: «Московский пленник», «Киргизский
пленник», «Пленник Турции», и просто
«Пленник», и даже... «Дагестанская уз-
ница»...

Одесса. «Приморский бульвар» — бу-
дочник на фоне платанов и кипарисов.
«Дворец Воронцова» — дом с колоннами,

павлины, дворняжки, куры, провинциаль-
ные франты, навозные кучи.

Пушкин и граф Воронцов. Знаменитый
«рапорт» Пушкина в ответ на зачисление
в экспедицию для наблюдения за саранчой:

-Саранча летела, летела
И села.
Сидела, сидела — все с’ела

И вновь улетела.

Ссора с Воронцовым. Эпиграммы следуют
за эпиграммами... Полуподлец, но «есть
надежда, что полный будет наконец...»
Письмо-доное Воронцова к министру
иностранных дел Нессельроде с просьбой
отозвать Пушкина из Одессы.

«Здесь есть Много людей, — писал
граф Воронцов, —а с эпохой морских
купаний число их еще увеличится, ко-
торые будучи восторженными поклон-
никами его поэзии непомерным восхва-
лением способствуют затмению его Гго-
ловы и признанию себя отличным пи-
сателем, между тем как он в сущности
только слабый подражатель не совсем
почтенного образца—лорда Байрона»...

SSS ИЕ На

В этих словах поэт точно определил свое
положение. В начале 1823 года он обра-
тилея к графу Нессельроде с просьбой ис-
хлопотать ему отпуск дяя свидания с `се-
мейством.

«В следствие доклада моего о сем госу-
дарю императору, его величество соизво-
лил приказать мне — пишет Нессельроде
генералу Инзову,— уведомить г-на Пуш-
кина чрез посредство вашего ‘превосходи-
тельства, что он ныне желаемого им по-
зволения’ получить не может».

В середине 1824 года Александр Т pac-
порядился выслать Пушкина в Михайлов-
ское, под надзор гражданских и духовных
властей.

В экспонированном на выставке «Деле

——_ a

‘o высылке Пушкина из Одессы в Пеков-

скую губернию» имеется весьма любоныт-
ная протокольная приказная запись:

«Государь император пб дошедшим до
его величества многим сведениям изволил
усмотреть, что коллежский секретарь Пуш-
кин, к нещастию не только не переменил
новедение и дурных правил, кои ознамено-
вали первые шаги общественной его жиз-
ни; но даже распространяет в письмах
своих предосудительные и вредные мнения.
В следствие сего его величество повелел
исключить г-на Пушкина из списка чи-
новников коллегии иностранных дел...»

Потянулись годы михайловской ссылки.
В это время имя поэта-отшельника уже
тремело изиерекатывалось по всей стране.
В Михайловском Пушкин создал «Бориса
Годунова», закончил «Цыган», написал
«Графа Нулина», продолжал работу над
«Евгением Онегиным».

Правительство Николая { решило обез-
оружить Пушкина, «простив» его. И в сен-
тябре 1826 года опальный поэт © фельх’-
егерем был отправлен в Москву на сви-
дание с царем.

Репрессии, примененные Николаем Пал-
киным к величайшему русскому поэту, как
известно, не прекращались и после его
возвращения из ссылки. Они приняли
только иной характер, не менее жестокий.
Они привели к гибели поэта.

Л. БЕРЕГОВОЙ.

Начаты «Цыганы». Написаны две пер-
вые главы «Евгения Онегина». И Пушкин
сообщает: «Пишу новую поэму «Евгений
Онегин» тде захлебываюсь желчью. Две
песни Уже готовы».

Доносы графа Воронцова на Пушкина
привели к тому, что Пушкина исключают
из списка чиновников министерства ино-
странных дел и отправляют в село Михай-
ловское, под надзор местных властей.

Ссылке в Михайловское посвящен ` боль-
шой раздел выставки. Тут и самое сель-
HO — ряд гнилых изб па холме над речкой.
Осенний парк, желтые листья на дорожках
и на скамейках. Пушкинские рукописи,
исчерканные, покрытые рисунками, запи-
сями сбоку, снизу, сверху страницы. Аль-
манахи и журналы, в которых в то время
печатался Пушкин: «Полярная звезда» —
с лирой в цветах на обложке, «Московский
телеграф», «Мнемозина» Кюхельбекера.

Бесконечные месяцы ссылки. Работа над
«Борисом Годуновым». Источники,  кото-
рыми пользовался Пушкин в этой работе:
Карамзин, «Летопись 0 многих мятежах»,
«Польский летописец», Шекспир на фран-
цузском языке. Отдельные главы «Онеги-
на» -—— тоненькие серые, голубые бро-
шюрки. Книги, которые, по свидетельству
Пушкина, читала Татьяна, в том числе
книга «Мартын Задека, ста шестилетнего
старика любопытное предсказание на бу-
дущие времена с приложением фокуса-по-
куса или волшебные игры». План заду-
манного побега Пушкина 3a границу:
Псков, Рига, Митава... Г

И, наконец, страшные рисунки, изобра-
жающие повешенных декабристов, с пере-
черкнутой надписью: «И я бы мог...»

Коронация Никблая — Пушкин вызван
в Москву. у

Опять годы странствий, годы‘ скиталь-
ческой жизни.

Наступает‘ пора самого зрелото, самого
пышного расцвета пушкинского творчества.
Написаны «Полтава», «Анчар», «Брожу ли
я взоль улиц шумных». Однако расцвету
этому сопутствуют все возрастающие оже-
сточенные нападки литературных  вратов,
обстреливающих поэта из всех подвелом-
ственных им орудий.

Журналы Булгарина и Греча из номера
в номер преследуют Пушкина. Появляется
седьмая глава «Онегина», и вот какую
cee дает ей «Северная пчела»:

«В № «Московского телеграфа»
между прочим сказано: ныне требуют
от писателей не одной подписи знамс-
нитого имени, но достоинства внутрен-

ee ре Е Я

ОКНО. В

Пушкин жил в царствование двух рус-
ских царей: Александра Ги Николая Пал-
кина. Эти годы, судьба поэта и судьба
его «народа показаны на Пушкинской вы-
ставке в залах Исторического музея.

В витринах под стеклом мы видим до-
кументы эпохи: Мы видим подлинные ру-
кописи Пушкина и копии, переписанные
от руки его современниками.

Вот известное стихотворение,
щееся строками:

Увижу ль, о друзья, народ неугнетенный
И рабство, падшее по манию царя...

Оно представлено на выставке рядом
списков. В одном из них последняя стро-
ка читается так:

«И рабство падшее, и падшего царя».

Глядишь a многочисленные рукопис-
ные копии. и встает время Александра Т
и Николая Палкина,— время, когда, за-
першись на ключ, вольнодумцы перепи-
сывали множество раз «Вольность» и
«Кинжал» и раснространяли эти стихи,
рискуя попасть в сибирскую ссылку. ‘Эта
рукописная агитация — характерная чер-
та пушкинского времени.

Но не одни только рукописи Пушкина и
рукописные копии отражают его время.
Трудно посетителю сразу охватить Пушки-
ниану в живописи, портреты друзей, вра-
гов поэта, картаны, гравюры, рисунки,
иллюстрации, показанные на выставке.
Вспоминаешь умное, нервное и несколько
грустное лино декабриста Н. И. Тургенева.

В памяти возникают строки:

Одну Рощию в мире видя,
Преследуя свой идеал,
Хромой Тургенев им внимал
И плети рабства ненавидя,
Предвидел в сей толпе дворян
Освободителей крестьян.

Не’ многие из написанных с натуры
портретов Кюхельбекера, Рылеева, Пущи-
на, Якушкина дошли до нас. Они запе-
чатлены только в стихах поэта:

Меланхолический Якушкин,
Казалось, молча обнажал
Цареубийственный кинжал...

Восстание 14 декабря 1825 года особен-

кончаю-.

HO остро ощущается здесь, среди портретов

друзей Пушкина — декабристов. Шаг 3a
шагом можно’ проследить вольные м не-
вольные скитания поэта.

«Я жил тогда в Одессе пыльной»...—
вот старинная гравюра, изображающая
этот город в начале прошлого века.

Аромат эпохи, аромат приморского го-
рода, «где ходит гордый славянин, фран-
цуз, испанец, армянин, и грек, и молда-
ван тяжелый...», и здесь же, рядом с тор-
говым городом южной буржуазии — кре-
постное . право, схожее с рабством негров
в южно-американских штатах.

«Тенистая Каменка» и «пустынный
уголок», сельцо Михайловское, в точно-
сти изображенное в хорошо выполненном
макете.

Русские большие дороги, проселки, ки-

-битки, карантины, шлагбаумы, подорож-

ные, фельд’егеря, заушающие . ямщиков,
битые проезжающими станционные смо-
трители, инвалйды-будочники, крепостные
и дворовые люди — все это видишь воз-
вращенным из тьмы времен, здесь, в за-
лах Пушкинской выставки, и над всем
возникает мерзкая тень заклейменного
молодым Пушкиным царя Александра I: :

Властитель слабый и лукавый,
Плешивый щеголь, враг труда, «=
Нечаянно пригретый славой,

Над нами царствовал тогда.

Умер Александр. Наступает царствова-
ние Николая Палкина. Новый царь ве-
тает и ссылает декабристов. Грустен и
страшен Петербург.

Город пышный, город бедный,
`Дух неволи, стройный вид...

Г?

него... Справедливо! Холодный прием,
оказанный публикой поэме «Полтава»,
служит ясным доказательством, что
очарование ‘исчезло. И в самом деле,
можно ли требовать внимания публики
к таким произведениям, как например,
УИ глава «Евгения Онегина»? Мы спер-
ва подумали, что это мистификация,
просто шутка или’ пародия...»

Путешествие в Арзрум. Снова брички,
тройки, полосатые верстовые столбы. Воен-
но-Грузинская д юрога. Прекрасная картина
Соколова-Скаля, изображающая встречу
Пушкина с прахом Грибоедова. Подвода с
гробом, равнодушный, босой инвалид:

— 10 вы везете? — спрашивает Пупе-
КИН.

— Грибоеда.

Болдинская осень. Отдел, посвященный
ей, открывается на выставке блестящей
картиной Серова. Осень, туманная даль,
голые сизые поля, унылая грязь. И Пуш-
кин, хлещущий коня на серой, размытой
дороге.

«Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери»,
«Каменный гость», «Пир во время чумы»
— всем этим произведениям болдинского
периода посвящены экспонированные на
выставке картины лучших русских худож-
ников. Изумительны иллюстрации Врубе-
ля: Моцарт, склонивигийся над фортепиано,
и Сальери-— убийца, восхищенный тением
своей жертвы,—бросает в стакан яд.

Москва. Дом Нащокина — огромный
макет того времени с кабинетом, залом,
биллиарлом.

Женитьба. Жизнь в Петербурге.

Работа Пушкина над русскими народны-
ми сказками. Материалы: «Русские в сво-
их пословицах», «Древние российские сти-
хотворения» ; «Былины», собственноручные
записи Пушкиным русских народных ска-
зок.

«В зрелой словесности, — пишет Пуш-
кин,— приходит время, когда умы, наску-
ча однообразными произведениями искус-
ства, ограниченным кругом языка услов-
ленного, избранного, обращаются к свежим
вымыслам народным и к странному просто-
‚речью, сначала презренному».

Проза: «Повести, изданные Александром
Пушкиным». Тут же, в витрине, проза тех
времен. И Павлов, и Лажечников, и За-
госкин, и «ДвойниЕ» Антония Погорель-
ского, и «Пестрые сказки с’ красным слов-
цом, собранные Иринеем Модестовичем Го-
мозейкою, магистром философии и членом
разных ученых обществ...»

ЭПОХУ

Николаевский Петербург — город плац-
парадов и военных смотров.

Можно часами рассматривать своеобраз=
ный живописный документ — картину ху-
дожника Чернецова «Парад на Марсовом
поле в 1831 году». Под зелено-бледными
небесами правильными геометрическими
прямоугольниками выстроены гвардейские
полки. На первом плане — вельможи, ди-
пломаты, военные атташе восточных
стран: в экзотических мундирах, и тут же
скромная группа штатеких литераторов —
Крылов, Жуковский, Пушкин, повернув-
шийся спиной к Марсову полю. Можно
разглядеть даже невеселую улыбку поэта.

Войска построены для ‘парада, через
мгновенье кавалерия маршем пройдет” че-
рез поле мимо Николая Палкина, а еще
через час, когда опустеет поле, лазарет-
ные фуры подберут выбитых из седла,
раздавленных во время церемониального
марша солдат.

Парады, балы, похожие на парады,
«скука, холод и гранит» — вот николаев-
ский Петербург, николаевская эпоха.

С нескрываемой враждой и презрением
посетители выставки будут рассматривать
тупое и наглое лицо Дуббельта, лису-
Бенкендорфа и «красавца» Дантеса, пажа
герцогини Беррийской. С печалью остано-
BATCH люди там, где рукой . Жуковского
зарисован Пушкин в гробу. Усталое, .из-
можденное страданиями лицо, икона. — на
груди. Икона’ положена на груль вольно-
думца, автора «Гавриилиады». Еще кар-
тина на ту же тему «Пушкин на смерт-
ном одре», выписанная с излишним стара-
нием свеча у изголовья, точно художник
хотел 06060 подчеркнуть, что поэт умер,
«как подобает христианину».

Выходить на Красную площадь, ви-
дишь живую, кипящую, трудовую Москву
наптих дней, но еще долго не можешь за-
быть эпоху, от которой нас отделяет бо-
лее чем сто лет. Еще яснее постигаешь
мощь гения, высоко поднявшегося над
своим тусклым и страшным временем.

Л. НИКУЛИН.

Всесоюзная

Один из проектов памятника А. С.

Пушкину. Работа скульптора Забела
(1880 г.).

Пушкинская выставка.

м. КА М НЕ

Новая грань творческих интересов Пуш-
кина. Занятия его историей. Возрастающий
интерес к могучей личности Петра Ги па-
раллельные работы над историей вождя
крестьянского восстания Пугачева. Тут же
виды пугачевских мест — Казань, Орен-
бург, куда Пушкин отправился за мате-
риалами — документами, воспоминаниями
современников. Карта пушкинского пути.
Вырастающие на этом материале верши-
ны пушкинского творчества: «Медный
всадник» и «Капитанская дочка». При
«Медном всаднике» — серия ` превосходных
рисунков Александра Бенуа.

Все туже стягивающаяся петля нико-
лаевского гнета и материальных тягот. По-
пытка издания журнала, сближения с Бе-
лИНСкИ.

Дуэль. Дуэли посвящен последний зал.
Тут собрано многое. Последние литератур-
ные труды Пушкина, «Современник»... Це-
лая галлерея подлецов, приведших поэта к
гибели: царь Николай, Бенкендорф, Уваров,
Петр Долгоруков, Теккерен, Дантес. Круг
замкнут. Тщетно пытается поэт вырваться
из этого круга. Николаевский Петербург
кренко держит его за горло.

Картина Наумова, изображающая дуэль.
Й картина советского художника Горбова
на ту же тему; зимний день, поляна, Пуш-
кин, навзничь упавший в снег, испуган-
ный Данзас и равнодушный Дантес.

Под’езд дома на Мойке. Слуга с отча-
янным лицом выносит из саней смертельно
раненного поэта.

Смерть. Рисунок Жуковского: Пушкин в
гробу. Острый профиль, курчавые волосы,
завиток на щеке, огромная свеча у изголо-
вья. Тайный вывоз тела из перкви. И
страшная скачка сквозь ночь, сквозь ме-
тель вдоль тех же полосатых столбов: гроб
гения с жандармом у изголовья.

Святогорский монастырь на пригорке.
Деревья, далекий русский простор. Могила
Пушкина. Тишина.

И величественные слова, высеченные па
мраморе и прибитые над входом в зал, —
слова, столь мощно оправдавшиеся ныне
в нашей советской стране:

) Her, весь я не умру — душа в заветной
лире

Мой прах переживет и тленья убежит —

И славен буду я, доколь в подлунном

мире
Жив будет хоть один пиит.

eee

oe eR AMORA SS eS

Aap anergy Aa reer овнинв фокзалваньды