хжх

BY PPEAG SGA

Пушкин родился на рубеже ‘восемнадца-
того и девятнадцатого веков. Буржуазная
Французская революция стояла ‘у его ко-
лыбели. Гравюры времен Французской ре-
волюции и встретят посетителя Всесоюз-
ной Пушкинской выставки при входе в ее
первый — зеленый зал. Зеленый цвет —
цвет молодости, цвет устава «Союза благо-
денствия»— «Зеленой книги», цвет «Зеле-
ной лампы» — литературного филиала тай-
ного общества. .

Вот картина Репина «Пушкин на ‘авте
в лицее», виды Царского Села, ныне’ став-
шего городом Пушкиным: Дальше — тет-
радь под стеклом: это запись лекций воль-
нолюбивого преподавателя лицея Вуницы-
на, сделанная рукою лицейского товари-
ща Пушкина А. М. Горчакова. Тетрадь от-
крыта на страницах, говорящих «0 рес-
публиканских образах правления».

«Поскольку народное собрание представ-
ляет народ, то ему принадлежит верховная
власть...», — читаете вы в тетрали.

Рядом — карикатура товарища Пушки-
на Илличевекого: «Лицейские профессора,
ищущие милости у графа А. К. Разумов-
ского». Все замскивают перед графом.
В непринужденных позах стоят перед. Ра-
зумовским лишь Куницын п лицейский
воспитатель Будри, родной брат Марата
(это, кстати, — единственные дошедшие до
нас изображения Куницына и Будри).

Тут же властитель дум юного Пушки-
на -— Вольтер, «поэт в поэтах первый». Он
представлен прекрасным портретом и бес-
смертной скульптурой Гудона. У декабри-
стов и у Пушкина — одни и Te me ‘идей-
ные истоки их вольномыелия.

Эпоха «Сотоза спасения». 1817 год. Сре-
ди портретов друзей—под стеклом еписок
оды «Вольноеть». Со строки «Калигулы
последний час» текст нисан рукою восем-
надцатилетнего Пушкина. В строке «Погиб
‘увенчанный злодей» после слова «по-
гиб» — курносый профиль Павла 1. нари-
‘сованный Пушкиным.

Около портретов членов «Зеленой лам-
пы» —— Никиты Всеволожского, Як. Толето-
го, Ф. Глинки и других, портрет Сергея Тур-
тенева (акварель К. П. Брюллова) и дека-
бриста Николая Тургенева, старшего това-
риша Пушкина, оказавшего столь большое
влияние на его политические взгляды. На
портрете Николая Тургенева надпись: «Бра-
ту и другу Ауковскому. Париж. 1827 г.»
(Тургенев был’ уже в то время политиче-
ским эмигрантом).
<. Дальше, Пушкин — автор «Деревни»,
борец против крепостного права. Под порт-
ретом Радищева, чья ofa «Вольность»
вдохновила одноименное произведение Пуш-
кина, — портрет молодого Чаадаева, друга
Пушкина, к которому он обратил свои пла-

менные строки: «Товарищ, вепь: взойдет

сна, заря пленительного: счастья». Портрет
Чаадаева рисован за границей: замечатель-
но оттенен нежный румянец юношеского
лица.

Многочисленные списки «Деревни» как
бы иллюстрируют слова Александра Го
том, что Пушкин наводнил Россию возму-
тительными стихами. Тут же — подлинная
.Бупчая крепость 1819 года: княжна. Вар-
вара Долгорукова продала «тайному совет-
ниву сенатору и кавалеру» Алексею Ильи-
чу Муханову пелую семью дворового чело-

века с женою и 4 детьми... Документ этот  .

является неплохой иллюстрацией к пуш-
кинской «Деревне».
Мы во втором зале синем. Это —
цвет морской воды, которую’ впервые уви-
дел Пушкин Bo время южной ссылки.
“Тут — большая картина: Пушкин у мо-
`ря-— работы Айвазовского и Репина. Здесь
же отображен период южной ссылки: Ви-
шинев, Каменка, Одесса, Южное общество
декабристов, встреча с Пестелем. Много-
численные портреты южных декабриетов—
друзей и знакомых Пушкина; в том чис-
ле — «первого декабриста» Владимира Ра-
еБского с редкого фотоснимка 1863 года и
декабриста В. Л. Давыдова.

ЖИ а

ПЛЕ

Если бы в советскую школу вошла сей-
час няня Пушкина, беззубая, в темном
платочке, — какой бешеной бурей восторгов
встретили бы ее ребята!

Но не хотел бы я быть Бенкендорфом

. или, скажем, Дантесом. Попадись они, те-
перь советским школьникам, растерзали бы
их школьники на месте! Не дали бы и сло-
ва сказать. :

Только б этого Дантеса и видели!

Школьников в СССР свыше’ двадцати
пяти миллионов, и весе они за Пушкина
‘тотовы хоть в-огонь. ,

Пойдите на Всесоюзную Пушкинскую вы-
етавку, в зал, где представлен Нушкин В
творчестве советских детей, и вы своими
тлазами увидите, что Пушкин лая совет-
ского тткольника — один из лучших IN0-
дей. Отнюдь не старинный писатель, а с0-
временник, почти олнокашник и, главное,
вполне советский человек.

Веселый, добросердечный, свободолюби-
вый, простой, он по ощущению школьни-
ков должен бы жить только в нашу эпоху,
H Bee они страшно жалеют его за то, что
ему по какой-то жестокой случайности до-
велось родиться чорт знает когда.

В этом они видят роковую ошибку ero
” бпографии и по-своему исправляют ее: вы-
черкивают долгое столетие, ‘которое легло
между ними и Пушкиным, и щедро наде-
дяют поэта своими собственными вкусами
и склонностями, =,

Зезошибочным детским инстанктом они
чувствуют в нем своего. И попробуйте,
спросите у них, особенно у Школьников
младшего  возраета, как, например, отно-
силея бы Пушкин ну хотя бы к фантиз-
му, — они 6¢3 минуты ‘раздумья в один
толос ответят, что Пушкин, живи он сей-
час, ненавидел бы фаптистов так же пла-
менно, как ненавидят они,

На Всесоюзной Пушкинской выставке
есть рисунок деревенского школьника, Воре-
нева: «Дантес убивает Пушкина». Коренев

ОЕ ee ee

SMEOM:

так сказать, общешкольное отношение к.

В центре — рисунок Кардовского «Пуш-
кин в Каменке среди лекабристов». В ‘вит-
рине под зеркальным стеклом посетитель
увидит кишиневский дневник Путикина,
(случайно уцелевший отрывок) и письмо
к Гнедичу (1820  т.), в котором говорится

`0б «аристократических обедах» и спорах,
‘которые вел Пушкин.

На 060бом, щите — иллюстрации к ‘за-
падноевропейскому революционному ‘дви-
жению двадцатых‘ годов ` пропелого  века,
оказавшему столь сильное ‘влияние и на
Пушкина, ина декабристов.

Более всего. ‘материала: 0 связях. Пуш-
кина с декабристами — в следующем зале,
посвященном селу Михайловскому. На cre-
не — известная картина Н, Н. Ге «Пуш-
кин в Михайловском». Встреча Пушкина ©
Пущиным. В этот приезд Пущин рае-
сказал Пушкину “о существовании тайного
общества декабристов. Пушкин знал He
телько о существовании общества, но и.о
самом заговоре, о чем писал в письме Жу-
ковскому в январе 1826 года. °

В следующих витринах — номера «Рус-
ского инвалида», в которых : напечатано
первое сообщение о восстании декабристов
и угроза тем, кто, зная что-либо о заго-
воре, не донес о том правительству. Над
витриной -——  две картины  Кардовеко-
те, изображающие восстание 14 декабря.

Здесь сосредоточены и портреты дека-
бристов, с которыми был знаком или дру-
жен Пушкин. i

Интересны подлинные документы и ка-
рикатуры того времени. Иностранная кари-
катура изображает двух братьев —— Вон-
стантина и Николая, вежливо приглашаю-
щих друг друга на пустующий российский
трон, над которым на ниточке’ висит ко-
рона. Genres портрет «императора»
Вонстантина, который «оперативно» дей-
ствующие типографщики уже уснели из-
готовить сейчас же после смерти ^Але-
ксандра Г.

В витринах — подлинники писем Пун-
кина к В. Рылееву и А. Бестужеву.

В центре комнаты огромный стол с под-
линными следственными делами декабри-
стов — друзей и знакомых Пушкина: Пе-
creas, Бестужева-Рюмина, Владимира Pa-
евского. Тут же следственные ‘дела дека-
бристов, отразившие: влияние ‘стихов Пуп-
кина на движение  лекабристов. Особенно
обращает на себя внимание дело декабри-
ста Иванова, раскрытое на листах, где на-
писан‘ пушкинский «Кинжал». КВрамоль-
ный текст Tyco) ‘зачеркнут. по‘ приказу
Николая [и снабжен выразительной резо
люциней:

«С высочайшего‘. соизволения _ помарал
всенный министр. Татищев».

Послание `` Пушкияа к’ декабристам
«В Сибирь» (подлинник не дошел до Had)
и ответ ему’ Одоевского — в. центре сле-
дующей ‘витрины. Над ними‘ картины на
темы о сибирской каторге декабристов. Ри-
сунок’’ декабриста  Н. `П. Репина — плот-
ный частокол, окружающий тюрьму’ дека-
бристов,— вызывает воспоминание ‘0 TOM
частоколе в Чите, через“ который жена
декабриста Александра Григорьевна Му-
равьева, привезшая в Читу «Послание в
Сибирь»; передала Пушину посвященные
ему Пушкиным стихи «Мой первый друг,
мой друг бесценный».

Рядом — «Дамекая улица» в’ Чите —
рисунок декабриста Репина (так ‘была
прозвана улица в честь поселившихся тут
жен декабристов), его же рисунок — вы-
ход декабристов на каторжную работу и
акварель ‘декабриста Юшневекого — «Ча-
совые у входа в тюрьму на’ Петровском
заводе»; В. витрине под этими картина-
ми драгоценный документ -— подлинное
письмо Пушкина Вяземекому. 0 ‘стихами
о декабристе Николае Тургеневе («Так
море, древний душегубец»). Текст сильно
выцвел и читается уже с трудом, (но тем
больше волнуют эти пушкинские строки.

М.

НЕЧКИНА.

К. ЧУКОВСКИЙ

МЯ МЛАДОЕ..

живет в’Северной области, в деревне Ко-
жуховой. Дантееа он нарисовал в виде гер-
манского ротмистра, затянутого в фашиот-
ский; мундир.

Потому что, по его ощущению, не может
не быть фашшистом враг и убийца Пуш-
кина! 1

Недаром на многих рисунках, сделанных
младшими школьниками, Пушкин изобра-
жен пионером: сидит маленький Пушкин и
слушает нянину сказку, а вокруг шен у
него пионерский  ослепительно-краеный
талстук. и :

Скажут: до чего эти дети не, чувствуют
исторической правды! Впрочем, я говорю
сейчас о маленьких школьниках. Основное
ими угадано верно, что между ними п. Пуш-
виным действительно ner. преград, что
к Пушкину действительно. применимы сл-
ва, сказанные школьником-поэтом. Tope-

Ты в страну, где’ счастье. расцветает,
‚  Вак в евмью’ родную, ‘перешел.
(Москва, 174-я школа).

В миллионах стихов, сочиняемых. нынче
школьными поэтами о Пушкине, он изобра-
жается бойцом и героем. —

Пушкин; еловно ‘буревестник,
Вьетея смело над царями,

написала о нем в Аисловодске шести-
классница Мая Юдина и выразила’ этим,

Пушкину.

Естественно, вое эти стихотворцы стре-
мятея обрадовать Пушкина тем, что борьба,
его была не напрасна, что т свобода, о ко-
торой он когда-то мечтал, стала в нынентнее
время реальностью:

Ты видишь, Пушкин, вот где он,
Расцвет пленительного счастья,
Россия  ветала ото сна;

Й на дворцах советской власти
Мы пишем вап имена! —

проявляют теперь
Даже младшие, зачатываясь
] «Мертвой цпаревной», «Рыбаком и рыбкой»,
  «Балдою»,
жественной пушкинской формы. «Это чте-
пие вкуснее варенья», — сказал мне под
Ruesom звтороклассник Игнатий Граб, когда
я в пионерлагере: прочитал у
рывки из’ «Руслана и Людмилы»...

18,6 миллионов экземпляров
произведений А. С. Пушкина

Бесконечное количество экспонатов уста-
навливается сейчае в апфиладе зал. Пуш-
кинской выставки. Пушкин живет здесь в
живописи, скульптуре, макетах тватраль-
ных постановок. Но прежде всего Пушкин
живет в снигах,

Судьбу тения, его популярность, его
связь в народом можно. восстановить шаг
за шагом по маленьким и большим, 6кром-
ным ‘и роскошным, полуистлевним и еше
пахнущим ‘свежей  титографекой краской
книгам,

Вот разрозненные книги прижизненных

‚изданий великого ноэтз.

Вот восемь томов посмертного собрания
сочинений. Оно было издано друзьями
Пушкина поеле его убийства. Убористый
шрифт, дешевая бумага:

Только через 18 лет после смерти по-
эта, в 1855 году, вышло, наконец, так на-
зываемое «полное» собрание
Пушкина: несколько солидных академиче-
ского типа томов. Это были книги для из-
бранных;:

Анигами для сравнительно ограниченно-
то круга читателей остаттся и последую-
щие издания Пушкина на протяжении трех
четвертей века. Изданий не так много. 06-
разцы всех произведений Пушкина, издан-
ных в царской России, могут свободно уме-
ститьея на нескольких полках. Почти не-
заметное место занимает десяток убогих
книжечек на языках народов России. Пе-
реводились лишь отрывки прозы и ноэзии
Пушкина. Этот раздел выставки открывает-
ся тощим. сборником стихов ЗЙуковскога,
Пушкина, Лермонтова, Баратынского и Гне-
дича в переводе на армянский язык. Выпу-
men сборник в 1855 тоду «иждивением
трузинского дворянина Никиты Мурачева».

Но вот открывается огромный зал совет-
ских изданий Пушкина. Рухнула преграда

сочинений

между Пушкяным и народом. Вниги mostra
мощным потоком устремились к массовому
читателю. Собранные вместе, от «Деше-
вой библиотеки», изданной в 1918 году
па шершавой бумаге, до прекрасных по-
следних изданий, они являются лучи
свидетельством крепкой, нерушимой связи
Плинкина с советскими массами,

В самый трудный перзод, в 1919. году,
партия и правительство уделяли внимание
Пушкину. Выло начато издание ‘полного
собрания сочинений великого поэта, вышел
первый том. Вроме того, в 1919 году от-
дельными книгами вышло еще 14 произ-
велений Пушкина. Их общий тираж соста-
вил около полумиллиона экземпляров. Бни-
ги Пушкина. издавались на той же бумаге,
на которой печатались революционные в03-
звания, и‘посылалиевь на ‘фронт вместе с
агитационной ‘литературой.

В сотнях тысяч экземпляров выходили
произведения Пушкина и в последующие
тоды.

Цифры ноказывают, что в Советском Co-
юзе в среднем за год книг Пушкина из-
дается немногим меньше, чем было выпуще-
но за все время в царской России. С 1918
года по 1936 год вышло 335 изданий
Пушкина.
18,6 миллионов экземпляров.

Пушкин зазвучал на 52 языках народов
СССР. Стихотворения и‘ проза Пушкина
любовно’ изданы на казахском, калмыцком,

ингушском, вепеком, грузинском, карель-

ском, лезгинском, ойротском, татском, эвен-
кийском и десятках других языков. На
хантэйском языке вышли сказки Пушкина.

Пушкина читают весе. Пушкин стал
любимым поэтом народов СССР.

Г. НОВОГРУДСКИЙ.

Всесоюзная Пункинская выставка. А. С. Пушкин в лицейском саду.
Работа ‘скульптора Р. Р. Бах. 7

обралцается к нему шестиклассница Мая
Вайниггейн из образцовой школы в Пяти-

горске.

‚ Отихи поразительные. Если бы я сам не
видал этой Маи, я с трудом поверил бы, что
они написаны 12-летним ребенком. В них

с предельной четкостью выражено наше, со-
ветское отношение к
например, понадобилось дать квинт-эссен-
цию ‘того, что говорится сейчас во всем на-
шем Союзе о Пушкине,
именно это пятиестишье маленькой Man.

Пушкину. Если бы,

получилось бы

Il.
Но дико было бы думать; будто это пред-.

ставление о Пушкине, как о борце и’ герое,
делает ребят нечуветвительными к бесемерт-
ной красоте его стихов. Именно потому’ и
стремятея сни пралать ему’ возможно’ боль-
ше героических черт; что
билея он им как поэт.

уж очень полю-

Детский зал выставки весь наполнен

этой любовью.

«Пораженный гармоничноетью и красо-

той его сталя, я с головой ухожу в чте-
ние, — пишет ученик восьмого класса Му-
хин, —— читаю все стихотворения без раз-
бора,
ностью композиции»
пачарекого, Ленинград).

увлеченный стройностью и язяще
(1-я школа им. Лу-

«Лучше, проще и музыкальнее эти мые

сля выразить никто не мог бы и едва ли
KTO сможет», — пишет об одном отрывке
из, «Евгения Онетина» семикааесник Соспов
(1-я опытная школа им. Горького, Москва).

‘Таких отзывов на выставке— множество.
В музыке пушкинского стиха школьники
небывалую  чуткоеть,
«Салтаном»,
ощущают

очарование  худо-

Бостра от-

А в Москве я познакомился с девочкой
° [двенадцати лет, Марой Воронцовой, кото-

рая в прелестных стихах поэтично и про-
сто выразила Пушкину свое восхищение—
именно за то, что он такой прекрасный
поэт:

Ты добр. и прост, — я это знал,
Простить ты: вольность мне мою.
Итак, мой Пушкин, посвящаю
Тебе я песенку свою. .

Люблю тебя, твои творенья,
С тобой во сне и наяву,

В тебе ищу я вдохновенья,
С тобой расту, тобой живу.

Люблю с Людмалою прекрасной
В: саду волшебном я гулять,
Над Карлом, чудищем ` ужасным,
Люблю до елез я хохотать.

С Марней бедной я страдаю...
Ш т

Без всяких восторженных слов, без ме-
тафор, без восклицательных знаков умудри-
лась эта Мара Воронцова, ученица 5-го
класса 59-й школы Киевского района, вы-
сказать свою душевную признательность
Пушвину за ту радость, которую ero стихи
доставляют ей изо дня в день. у

Вообще поэзия Пушкина впервые яви-
лась советскому школьнику как прекрас-
нейшее достижение искусства. За все годы
существования наркомпросовских школ пе-
дагоги как будто впервые постигли, что в
литературе есть поэзия, красота, музыкаль-

‘ность, художественность.

В этом неоценимая заелуга пынепенего
пушкинского года.

Конечно, даже Пушкин был не в силах
совершить беспримерное чудо и вырвать
с корнем из наркомпросовской педагогиче-
свой практики вульгарную социологизацию
литературных явлений. Но все же он и
здесь оказал нашей школе немалую по-
мощь. Самое звучание его поэтической ре-
чи, самая прелесть его языка, его ритмики
настолько сильнее всяких мертвых лите-
ратуроведческих схем, что, пусть бы те-
перь попыталея какой-нибудь школьный
Ефремин заявить в одном из старших клас-
сов, будто, скажем, «Вурдалак»> воплощает
в себе хищническую природу . захудалого
помещика Пушкина, —его дружно освистал
бы. весь. класс; я

Vix общий тираж составил.

ПОДВИГ

На Ерасной площади * еходились нити
русской истории, от этой площади идут до-
роги во все стороны нашей родины.

Вот здесь, в верхнем этаже Историческо-
го музея, в широких залах, расположилась
Пушкинекая выставка. 5

Она высится над площадью, где рубили
голову Степану Разину. На этой же. пло-
щади пленный, закованный в цепи Пуга-
чев был выставлен для обозрения россий-
ским дворянам. Даже скованный, он пугал
ИХ.

Пушкинская выставка расположилась
неподалеку от старого здания новиковской
типографии, rye сходились свободолюбцы
екатерининских времен.

Выставка обширна, она начинается с
первых лет поэта и доходит до наших дней.

В ней суммирован опыт поколений, из-
учавших произведения Пушкина.

Выставка построена как система графи-
ческих— изобразительных комментариев к
произведениям. Пушкина.

На стенах мы видим портреты тех, ря-
дом с которыми он жил, портреты тех, ко-
го он упоминал в своих стихах. В витри-
нах расположены книги поэта и отзывы о
них.

Поэт прошел свою жизнь не по битым
дорогам, хотя он знал, что счастье, житей-
ские удачи можно было найти только на
обычных нутях. Он писал; «,..Я жил ина-
че как обыкновенно живут. Счастья мне
не было. Счастье только на торных доро-
гах».

Выставка документирует историю огром-
ной жизни, отданной за наше счастье.

Даже человеку, знающему Пушкина, вы-
ставка дает много. Недостатком ее являет-
ся то, что на ней мало показана страна.
Устроители выставки шли по ‘следам локу-
нентов. Й ближайшее окружение Пушкина
закрывает от нае порою Россию, ее доро-
ги, пушкинские скитания.

Мы входим в ‘первый зал, в‘`зал лицея.
Мы вспоминаем стихи: ‘

...Мюбимые сады,
Отоят населены чертогами, вратами,
Столпами, башнями, кумирами богов
Й славой мраморной, и медными хва-
лами
Екатерининских орлов.

Ищенть это классическое окружение мо-
лодого Пушкина в Царском Селе. Но кар-
тины скупы, они He дают возможности
войти в тот город, который сейчас так пре-
красно назван — Пушкин.

Хотелось бы видеть на этой выставке
хотя бы в макете лицейсвую комнату
Пушкина, его комнату в селе Михайлов-
ском...

В лицейском зале на стене выделены
стихи из послания к Жуковекому:

И вы восстаньте же, парнасские жрецы,

Природой и трудом воспитанны певцы

В счастливой ереси и`вкуса и ученья,

Разите дерзостных друзей  непросве-

щенья.

Эти стихи 1816 года еще неопытны и
архаичны, но в них есть сознание. счаст-
ливой ереси веселого Пушкина.

На-днях здесь будут развешены табли-
цы, дающие анализ языкового состава
пушкинских стихов. Экспонаты выставки
наглядно показывают, что труд Пушкина
над русским языком был подвигом мысли.

Мы пользуемся завоеваниями Пушкина,
забывая в них труд поэта и смелость его.

В болдинеком зале в витринах лежат
журналы.

ВЫСТАВКА

ххх

43 (7009)

ЖИ ЕЕ es

13 ФЕВРАЛЯ 1937 Г., №

МЫСЛИ

Иные репензенты считали стихи Пушкиз
на недостаточно изумительными. Один из
них курсивом отметил неудачные, по его
мнению, выражения Пушкина в «Евгении
Онегине», Бот они:

Синея блещут небеса.
Еще прозрачные, леса
Как будто пухом зеленеют.

Для одного рецензента Пушкин баналев,
для другого—он слишком изыскан.

Рецензент заявляет, YO пушкинекие
прилагательные должны называться не
прилагательными, а прилепительными: они,
по.его мнению, насильно прилеплены в
словам. OH приводит список, довольно
длинный; ему не нравится «кибитка уда-
лая», ему не нравятся стихи:

Однообразный и безумный,
Как вихорь жизни молодой,
Кружитбя вальса вихорь шумный...

На выставке видишь, как современники
хватали Пушкина за край одежд, удержи-
валн его от шага в будущее, от  новото
поэтического языка.

До Пушкана только Тредьяковекий ре-
пталея говорить о простонародных пиевате-
лях и ссылаться на их авторитет в обла-
сти стиха. Ho для Пушкина поэзия была
делом жизни, а не программным пунктом.

Стихи Пушкина сопровождают посетите-
ля выставки.

Голос поэта становится все яснее. Поэт
преодолевает условный стиль прошлого и
создает новый стиль —— стиль мысли.
Язык стиха сближается с разговорным язы-
ком, живая речь входит в ритм стиха,
определяет и движение строки, и движение
строфы. ;

Пушкин широко понимал значение язы-
ка. Он говорил: «Писать единственно язы-
KOM разговорным— значит не знать язы-
ка».

В первоначальных стихах перемежают-
ся элементы церковно-славянского языка,
отзвуки французских фраз, куски просто-
речья.

Но поэт вырастает. Он борется за язык,
хак за средство мышления. q

‘Пушкинская pasa рождается на тла-
зах. и
Часто думают, что пушкинская проза
вырбела в пушкинском письме. Но перво-
начальный язык писем описателет и свя-
зан в лдопушкинекой литературой. Стоит
вспомнить описания природы в” письме
Пушкина в брату из. Врыма. БН

Новая, короткая фраза рождается ‘в -на-
бросанных Пушкиным планах будущих
произведений, она рождается там, где мысль
предельно уплотнена. Фраза коротка, пере-
ход от фразы к фразе дается через точку
с запятой.

Пушкинекая прозаическая фраза корот-
ка, но не отрывиста. От фразы к фразе
идет непрерывный поток мыслей. :

Предшественник Пушкина Батюшков

говорил, что он подобен нишему, который
на своем убогом инструменте хочет пере-
дать божественную гармонию.
о Пушкин создал сам инёгрумент, заново
перестрожя наш язык, сделал его полно-
ценным, совершенным и способным в раз-
BHTHIO.

Сложные взаимоотношения элементов
пушкинской речи, ноказанные в экспона-
тах, лают представление о пути поэта,

В. ШКЛОВСКИЙ,

«НЕБЛАГОНАМЕРЕННОЕ СОЧИНЕНИЕ»

(Из документов выставки)

СТАРОРУССНОМУ ВОЕННОМУ
ПОЛИЦЕЙМЕЙСТЕРУ
10 августа 1829 года
©

Старший ад’ютант 2 поселенной трена-
дерской дивизии, птабс-капитан Цыбуль-
ский довел до сведения моего, что в 1825
тоду какой-то молодой человек читал ему
неблатонамеренное сочинение «Вольность»,
творение А. Пушкина. .

О И ЕЕ ИЕ

Сами шкельники поняли, благодаря дли-
тельному и плодотворному общению с Пуп-
киным, всею лживость метода вульгарных
социологов.

В 15-й школе Дзержинского района (в
Ленинграде) десятиклассники, например,
сочинили на-днях сатирическую повесть
«Дантес выстрелил», где выесмеивают всю
эту вульгарщину,

В повести Пушкин, воскресший из гро-
ба, ходит по Советскому Союзу, и все его.
приводит в восторг. Но случайно он попа-
дает в одну ленинградекую школу и слы-
шит, как учитель толкует учащимся, буд-
то в «Медном всаднике» главная героиня—
Нева и будто «в лице Невы Пушкин хотел
изобразить восстание декабристов». Услы-
шав это, Пушкин грустно поник головой.

Дальше школьники в той же сатере би-
чуют TeX  горе-критиков, которые все
еще пытаются представить великого ‘на-
ционального гения «идеологом обрёченного
феодального класса, не лишенного буржуаз-
ных прослоек».

Проелушав  комментарим этих ученых,
Пушкин, по словам авторов, дошел до того,
что сам же громогласно признался, будто
его стихи, посвященные Керн («Я помвю
чудное мгновенье»), есть аллегория, где-под
именем Анны Нетровны выведена... сво-
бода.

Эта школьная сатира-—урок для педаго-
тов и кратиков: если уж сами школьники
заявляют протест против такого опошления
Пушкина, значит возможно надеяться, что
вульгарному социологизму действительно
близок конец.

Школьники вообще очень чутки к. ма-
лейшему проявлению пошлости и жестоко
быют в своей сатире халтурщиков, присо-
савиихся к Пушкину.

Вот, например, каким образом один из
ec персонажей, актер Заикайский, читает
по радио пушкинский «Памятник»:

«Я памятник себе воздвиг, но рукотвор-

ный,

К нему... (Вх. Кх!). К нему не зарастет

народная тропа.

Вознесся выше он тдавою непокорной

Александринского листа (Kx. [ix!)...

столба...

Вскоре после этого в Пушкину прихо-
дит. Маяковский:

— Аленсандр, Сергеевич, разренгите пред-
ставиться...

Поручаю вам, г. майор, узнав от штабе-
капитана Цыбульского, кто имеет у себя
таковое сочинение, получить оное. скром-
ным образем и представить ко мне.

(Дело по первому столу первого отделе-
ния дежурства главного штаба его импе-
раторското величества по воённому поселе-
нию. О неблатонамеренных сочинениях,
оказавшихся между офицерами Киевского
тренадерского полка. № 61, 1829 год.).

2 SSE = Е ЕЕ

Они долго беседуют, и. Маяковский дру-
жески советует Пушкину:
Бойтесь пушкинистов! ‘
Я и то боюсь, признается Пушкин.
— Александр Сергеевич, — пристает
один из них в Пушкину Скажите, пожа-
луйста, какую звезду вы подразумевали в

стихотворении  «Редеет облаков летучая
гряда»? Я полагаю, что Юпитер. Ведь
правда?

а сатира свидетельствует, какие суро-
вые требования стали пред’являть к нам
наши школьники, под какой строгий кон-
троль берут они нашу культурную деятель-
ность. Та благодатная помощь, которую
они получили от Пушкина, сейчас еще не
подлежит учету, но она скажется в бли-
жайшие годы. Советекая интеллигенция
станет еще более могучей от того, что вся
она на школьной скамье прошла, так ска-
зать, «через Пушкина».

Ведь Пушкин — первый писатель, ко-
торого школьникам довелось изучить в его
историческом окружения, первый  писа-
тель, существующий для них не в безвоз-
душном пространстве, а в определенной
общественной атмосфере, среди огромного
количества лиц и событий. Благодаря Пуш-
кину советские школьники узнали и Ша-
ховского, и Гнедича, и Булгарина, и Жу-
ковского, и Нессельроде, п Пущина, и Вя-
земского, и Дельвига, и Влюохельбекера, и
целые пласты культурно-исторических фак-
тов. связанных с его биографией.

о0бще школьники девятого — десятого
классов отнеслись к Пушкину со свой-
ственной им серьезностью. Просмотрите хо-
тя бы груду их школьных сочинений по
Пушкину, присланных на Всесоюзную вы-
ставку. Почти во всех этих сочинениях
видна глубокая вдумчивость я такая эрудя-
ция, которая была бы немыслима тода че-
тыре назад. Вот заглавия некоторых из
этих школьных работ: «Европа и Азия в
творчестве Пушкина», «Оперы Чайковекого
ну тексты Пушкина», «Пушкин в критике
современников и его полемика е ними»,
«Пушкия в переводах на французский и
немецкий язык», и пр. и пр. Эти малень-
кие диссертации характеризуются науч-
ным уклоном и полным отсутствием той
трафаретности, которая недавно была не-
от емлемым качеством классных работ,

Пушкян в значительной мере позюгает
нашей школе в ее перестройке.