_

13 ФЕВРАЛЯ 1937 Г., № 43 (7009)

а ПРАВДА

На международные mene

ВАШИНГТОНСКИЙ О

ВИЗИТ РЭНСИМЕНА

Английская печать, сообщив на-лнях о
возвращении из поездки в США англий-
ского министра торговли, весьма скупо ин-
формировала о результатах далекого путе-
шествия мистера Рэнсимена. Вашингтон-
ский визит, видимо, не оправлал надежд
Лондона, который, стараясь обезопасить
себя от назревающей военной угрозы в
Европе, пытается страховаться... за океа-
ном. Предметом беседы между английским
министром торговли и президентом США
был, как сообщала печать, целый ряд во-
просов: о военных долгах. о международ-
ной торговле, о стабилизации валют а т. х.

Олнако, как становится ясным теперь,
не эти вопросы составляли существо ва-
шингтонеких переговоров. Хорошо оеведо-
мленный английский журналиет Авгур еще
накануне поездки Рэнсимена в США ocro-
рожно намекал, что в Вашингтоне будет
обсуждаться англо-французский план эко-
номической помоши Германии. Соединен-
ные Штаты приглашаются включиться в
эту «коллективную» помошь, взамен кото-
рой Гитлер должен хать «неопровержимые
доказательства своего миролюбия». Анслий-
ские дипломаты только и занимаются тем,
что стараютея сунуть насильно в руку
Титлера ветку мира.

Конкретно говоря, в Вашингтоне речь
шла о предоставлении Германии об’елинен-
ного англо-американского займа в 500 мил-
лионов долларов. Такое предложение,
как писала английская печать, было
сделано Рэнсименом в Белом доме (зда-
ние, где помещается президент). 06 этом
же писал в «Нью-Йорк уорлд телеграмм»
ни американский экономист Джон ann.
Утверждая, что Англия пытается склонить
Соелиненные Штаты к предоставлению Гер-
мании крупного ‘займа, Флин призывал
оказать энергичный отпор этим попыткам.
Характерно, наконец, что сам государетвен-
пый секретарь (минастр иностранных дел)
США Хэлл счел необходимым опровергнуть
«слухи, булто англайский министр торго-
BIH высказывался за, предоставление Суеди-
ненными Штатами займа Германии».

Влиятельные круги английского финан-
совото капитала (представленные председа-
телем Аиглийского банка Монтегю Норман-
ном и др.), с их огромными заморожен-
ныхи в Германии кредитами, продолжают
субсихлировать гитлеровский режим.  Их по-
пытки привлечь теперь к этому делу аме-
риканских миллиардеров, видимо, были
малоуспешны, хотя, надо отметить, агита-
ция мистера Рэнсимена имела пол собой
опрелеленную почву. Так, олин из влия-
тельных бюллетеней американского финан-
сового капитала «Валей итон семплемент
ту амэрикен леттер» от 16 января писал:
«У Германии нет выбора. Она должна вов-
вать, если ей не окажут экономической
помощи. Больше того, эту помощь нужно
оказать немедленно».

Английская буржуазия хочет откупиться
от тотовящей войну Германии. На прак-
тике же получается, что она способствует
вооружению Германии.

«Не потребует ли мини финансов
предоставления ему полномочий, — заявил
в палате общин депутат Дальтон, — лля
того, чтобы не допустить отпуска средств
на вооружение Германии?» Запрос, как
видим, сформулирован не без злой иронии.
Он был слелан Невилю Чемберлену в мае
1936 г., когда в Англии особенно усили-
лись разговоры 0 предоставлении новых
займов Германии.

“Английская помошь фашистекой Герма-
нии илет в самых различных направле-
ниях, В декабре 1936 года в Англии, на-
пример, ‘было образовано новое общество
«Компенсейшен  брокере», в задачу кото-
рого вхохит реализация плана товарообме-
на между английскими колониями и Гез-

манией. Иначе говоря, это означает снаб-
жение Германии необходимым ей. стратегя-
ческим сырьем. Шо мневию английской га-
зеты «Файненшиал ньыюс», план товаро-
обмена с Германией представляет собой
«новую попытку косвенного прахобтазхе-
ния крехитов Германии».

Трудно понять, писала та же газета,
почему английское правительстве одобрило
этот план. Два года назад английское пра-
вительство санкциониревало продажу авиа-
ционных моторов «Ролле-Ройе» Германии
и сейчас осознает, что это была ошибка.
Через` 1ва гола, иронизирует газета, соот-
ветствующие официальные хина. быть мо-
жет, поймут, что план товарообмена яв-
ляется еще большей ошибкой. Ибо эконо-
мическая помощь Германии будет eno-
собствовать ее подготовке к агрессии.

Но эта финансовая помощь уже не уло-
влетворяет сейчае Гитлера. В своей не-
давней речи в четвертую годовщину при-
хода к власти фашистов он прямо заявил,
что кредиты — ато паллиатив. Германии
нужны колонии. Только они обеспечат ей
необходимое сырье. Тон  титлеровекого
дипломатического эмиссара в Лондоне Риб-
бентропа становится все .развязней. В на-
чавшихея англо-германских переговорах он
намерен хиктовать свои условия мистеру
Галифаксу. ы

Английская буржуазия, боящаяся ока-
заться вовлеченной в войну, идет по пути
наименьшего сопротивления: откупаясь, она
неизменно ведет в отношении германского
агрессора политику пепуетительства и по-
блажев. Но путь попустительства агрее-
сору — путь, который рано или поздно
ведет к войне. В Англии видят, что гитле-
ровская Германия лихорадочно готовится к
этой войне и что германские вооружения
направлены и против Англяи. Поэтому

английские империалисты, как никогда,

усиленно вооружаются, выпуская   с этой
целью специальный заем и стремясь зару-
читься дополнительными базами снабжения
на случай войны. Поездка Рансимена в
Вашингтон преследовала и эту немаловаж-
ную задачу. Как недвусмысленно намекал
английский еженедельник «Спектейтор»,
темой беседы между Рэнсименом и Рузвель-
том были вопросы о производетве оружия
и о сырье.

«Мистер Рэнсимен, — писал журнал, —-
должен был проявить понятный интерес к

вопросу о снабжении Англии Амери-
кой во время войны». Англия, заявил
Рансимен представителям  вашингтонской

печати, «изучает вопрос 0б источниках
сырья, которые можно будет использовать
в военное время». Она, несомненно, хоро-
ше помнит, какую роль играли в прошлую
империалистическую войну «нейтральные»
Соединенные Штаты.

Теперь Англия добивается гарантий
США в том, чтобы закон о нейтралитете
не препятствовал английским закупкам в
военное время. Вашингтонский корреепон-
дент «Морнинг пост», подводя итоги поезд-
ки Рэнсимена, прямо указывает, что речь
илет 0 заключении англо-американского
торгового соглашения, но что главным
препятствием в этому является возражение
США против английской системы квот и
неуверенность Англии в том, какую пози-
цию займет конгрессе (парламент) США в
отношении торговли в случае войны.

Все напряженнее становится обстановка
в Европе. Война в Испании приобретает
все более ожесточенный характер. Герман-
ский фашизм действует все агрессивнее и
Hardee. Эта сгущенность европейской атмо-
сферы неизменно довлела над мистером
Рэнсименом в его путешествии за океан.

Г. АНБОР,

Противоречивые сообщения
об американском займе Германии

НЬЮ-ЙОРК, 11 февраля. (ТАСС). Газеты
Херста помещают. сообщения из Вашингто-
на о том, что Экспортно-импортный банк
США изучает способы финансирования экс-
порта сырья в Германию. Правительство,
указывают газеты, надеется, что Германия
умерит свои’ требования возвращения ей
Болоний, если получит сырье из Америки.
Сотрудники банка заявили, что банк пы-
тался финансировать продажу хлопка Гер-
мании, но безуспентно, так как Германия
оказалась не в состоянии гарантировать
оплату заказов в долларах.

Американские экспортеры хлопка в на-
стоящее время изучают проект безналичного
обмена товарами с Германией, :

Как сообщает агентство Юнайтед Преес
из Вашингтона, в кругах министерства фи-
нансов. опровергается слух о том, что ан-
глийский миняестр торговли Рансимен пред-
ложил США принять участие в предоста-
влении Германии международного ‚займа.

Однако газета «Нью-Йорк уордд теле-

грамм», ссылаясь на сведения из банков-
ских кругов Нью-Йорка, пишет, что. визи-
ты Рэнсимена и директора Английского
банка Отто Нимейера связаны с обсужде-
нием вопроса о займе, который прехпола-
гается в сумме 500 man долларов. По
словам газеты, «в обмен за предоставление
займа от Германии потребуют согласия на
сокращение вооружений и отказа от воен-
ной экспансии, а, возможно, и возвраще-
ния Германии в Лигу наций».

Газета далее сообщает, что предееда-
тель фирмы «Дженерал моторе экспорт
компани» (лочернее общество «Дженерал
моторс») Джемс Муни недавно в речи. про-
изнесенной в Рочестере (штат Ню Йорк),
предлагал оказать Германии финансовую
помощь.

ЛОНДОН, 11 февраля. (ТАСС). Прави-
тельственная печать опровергает слухи о
том, что Рэненмен во время своего пребы-
вания в США предложил якобы Рузвельту
дать заем Германии. /

КОНФЕРЕНЦИЯ ГЕРМАНСКИХ КРЕДИТОРОВ

БЕРЛИН, 11 февраля. (ТАСС). В Бер-
лине открылась очередная конференция
иностранных кредиторов, обсуждающая во-
прое о возобновлении моратория на замо-
роженные в Термании краткосрочные кре-
дИтЫ, :

На этот раз часть иностранных креди-
торов категорически отказывается возобно-
вить мораторий в отличие от прошлых лет
и требует новых уступок со стороны Гер-
мании. Так, английские кредиторы отказы-
ваются возобновить мораторий более чем
на шестимесячный срок. За это время они

намерены лобиться окончательной ликви-
лации залолженности путем «особых согла-
шений» о дополнительном ввозе германских
товаров в Англию.

Представители Германии против этого
требования возражают, считая, 910 «060-
бое соглашение с английскими кредитора-
ми взорвало бы общее соглашение о м0-
ратории». :

Американские кредиторы co своей сторо-
ны также пред’явили psi требований о
скорейшей ликвидации германской задол-
женности. _ >

ОБРАЩЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО КОМИТЕТА
_ БОРЬБЫ ПРОТИВ ВОЙНЫ И ФАШИЗМА

ПАРИЖ, 12 февраля. (ТАСС). «Юмани-
те» публикует обращение Межлунаролногв
комитета борьбы против войны и фашиз-
ма к Блюму, Боллуину и генеральному се-
кретарю Лиги напий Авенолю по поводу
зверств испанских мятежников в Малате.
В обращении, переданном по телеграфу, го-
воритея:

«Мы глубоко взволнованы открытой
массовой военной интервенцией ино-
странных войск в Испании, Просим вас

вмешаться © тем, чтобы немедленно

прекратить убийства пленных и граж-

ланского населения».

Обращение подписали: Ромэн Poaaan,
профессор Ланжевен, Андре Мальро, Фран-
cn Журден (Франция); Норман Энджеля
(Англия), Изабелла Блюм (Бельгия), про-
фессор Неедлы (Чехословакия), сенатор
Брантинг (Швения), Генрих Манн (Герма-
ния), Шервуд Андерсон, дос Пассос, про-
фессор Уорд (США), Мак Леода (Канада).

Гоминдана все местные

Перед пленумом
ЦИК Гоминдана

ШАНХАЙ, 11 февраля. (ТАСС). В связн
& приближением третьего пленума ЦИК
яронекие газеты
единолушно предсказывают создание в Ки-
тае нового правительства без участия про-
японских элементов. Газеты предсказывают
также пеудачу деятельности группы Ван
Цзин-вея и клики «Политических учений»
(реакционная группа, выступающая за со-
глашение с Японией).

Охлновременно газеты ¢ тревогой  при-
знают крупные успехи нанкинского прави-
тельства в деле об’единения страны, уеи-
дивщиеся особенно в связи с мирным раз-
решением спаньского конфликта, а также
рост лвижения народного фронта, Японсказ
газета «Шанхай майници» пишет, что
«китайские массы требуют войны оротав
Японии и не желают понимать ее реаль-
ных намерений».

БЕЙПИН, 11 февраля. (ТАСС). Выходя-
шие в Северном Китае гоминлановские га-
зеты. развернув кампанию по’ подготовке к
пленуму ЦИК Гоминлана, выступают про-
тив единого фронта. ,

Орган хэбей-чахарекого политического
совета «Бейпин ныюс» выступает е другой
точкой зрения, высказываяеь против вся-
вой гражланской войны и за об’елиненное
сопротивление иностранной агрессии.

ШАНХАЙ, 11 февраля. (ТАСС). Журнал
«Чайна уикли ревью» цитирует статью,
помещенную в гонконгской газете «Кун-
шанжибао». ~

Защищая твердую политику по отноше-
нию к Японин, газета не видит возможно-
сти улучшить японо-китайские отношения
и предсказывает неизбежность войны Япо-
нии с Китаем. Вместе с тем газета критя-
кует Ван Цзин-вея.

Заседание совета

министров Японии

ТОКИО, 11 февраля. (ТАСС). На состо-
явшемся 10 февраля заседании совета ми-
нистров Японии обсуждался проект бюдже-
та, составленный новым министром финан-
сов Юки. Заседание было довольно продол-
жительным и несколько раз. прерывалось,
Олнако пока никакого соглашения о бюл-
жете не достигнуто.

Атентство Домей Цусин пишет, что про-
ект намечает сокращение расходной части
бюджета 1937—3858 года, примерно, на
300 млн иен. Сокращение прехполагается
провести в первую очередь за счет сниже-
ция субеилий местным органам алминистра-
пни, а также уменьшения расходов всех MU-
нистерств. Как и ожидалось, Юки в своем
проекте преллагает лишь ничтожное” со-
кращение бюджетов морского и военного
министерств в размере 20—25 млн иен по
важдому министерству, да и то в форме не-
ренося расходов на эту сумму в бюджеты
будущих лет, Военное министеретво не со-
гласно даже на такое сокращение своих

расходов.
о

УБИЙСТВО

ЦЗИ ШОУ-ГУАНА

БЕЙПИН, 11 февраля. (ТАСС). 8 февра-
ля в городе Гуйхуа (столица провинции
Суйюань) был убит член суйюаньского
провинциального комитета Гоминдана Цзи
Шоу-гуан. а также ранены лва других дея-
теля местной организации Гоминдана Бань
Си-жень и Чжай И-цин. Нападение совер-
шено 5 вооруженными липами во время
происходивиего у Цзи Шоу-гуана совеща-
ния. Предполагается, что убийство совер-
шено на политической почсе.

—= —=—_—_

ПЯТЬ СМЕРТНЫХ ПРИГОВОРОВ

В ГЕРМАНИИ

БЕРЛИН, 12 февраля. (боб. корр. «Прав-
пы»). Имперский суд отклонил апелляцию
подсудимых и утвердил приговор по делу
25 коммунистов, осужденных в феврале
прошлого года в Берлине по обвинению в
том, что они напали на помещение отряда
штурмовиков в октябре 1931 года, 5 обви-
няемых приговорены к смертной казни, 0с-
тальные—к каторге на сроки от 5 до 14 лет.

; А. Климов.

РЫДЗ-СМИГЛЫ ПРИГЛАШЕН

В БЕРЛИН

БЕРЛИН, 12 февраля. (Соб. корр. «Прав-
ры»). Как передают, поездка Геринга «на
охоту» в Польшу связана с переговорами
6 Данциге. Геринг передаст маршалу Рыдз-
Синглы приглашение, Гитлера. приехать

весной в Берлин.
‚ А. Климов.

Рисунок художников Кукрыниксы.

Новости из свежего источника.

В КОМИТЕТЕ
ПО НЕВМЕШАТЕЛЬСТВУ

ЛОНДОН, 12 февраля. (ТАСС). Подко-
миссия при председателе Международного
комитета по вопросам невмешательства B
лела Испании вчера имела лва заседания—
утреннее и вечернее.

Утреннее заселание было посвящено во-
просу о плане морского контроля, который
предусматривает расстановку патрульных
судов влоль всего испанского берега во
внетерриторнальных водах. Каждое сулно,
ваправляющееся в Испанию, должно бу-
лет прехварительно заходить в один из
точно опрехеленных нейтральных портов
и брать там на борт двух  инепекторов
Межлунаролного комитета, которые должны
булут контролировать характер грузов при
их выгрузке в испанском порту. Патруль-
ные суда бутут проверять, имеются ли на
борту направляющихся в Испанию коммер-
ческих папохолов инспектора Международ-
ного комитета, Г

Самый план морекого контроля не выз-
зал возражений ни с чьей стороны, но
зато очень острые споры возникли в связи с
вопросом, какие именно страны должны не-
сти патрульную службу у пспанских берегов.

Представители Германии—Риббентрон и
Италии—Гранди упорно отстаивали прел-

ложение, чтобы морской контроль осуще-^

сткляли четыре страны — Англия, Фран-
ция, Германия и Италия, уже имеющие
сейчас в иенанских водах свои военно-
мерские силы; желая на этом конкретном
примере продемонстрировать наличие яко-
бы уже сложившегося «пакта четырех».
Не решаясь сказать это открыто, полным
голосом, оба представителя фашистских
стран, в обоснование своего требования,
ссылались на наличие якобы непреохоли-
мых технических трухностей при раснтире-
нии круга участвующих в патрульной
службе государств. Впрочем  Риббентроп

.  Что-то неясно также бормотал о существо-

вании возражений принципиального харак-
тера против такого расширения.

За Гранли и Риббентропом, конечно, бе-
жал петушком представитель Португалии
Монтейро. который, олнако, счел необхо-
димым заявить, что в случае, если в пат-
рульной службе примут участие какие-
либо иные державы сверх четырех, то Пор-
тугалия тоже желает быть допущенной к
этой службе.

Отвечая представителям фашистских
стран, представитель СССР тов. Майский
заявил:

«В ходе работ Международного коми-
тета мы видели немало странных ве-
шей, но никогда не было ничего более
странного, чем те речи, которые мы

_ только-что слышали из уст представите-

лей Германии и Италии. Непонятно во-
обше, как мог возникнуть самый во-
проб о том, что участие в морском кон-
троле должно быть ограничено только
четырьмя державами.

В самом деле, Межлународный коми-
тет состоит из представителей 27 госу-
дарств. Фундамент, на котором построен
Комитет,—это тесное сотрудничество ме-
жлу всеми этими государствами по осу-
ществлению тех залач, которые стоят
перел Комитетом. Когла Комитет прини-
мает какое-либо решение, он это делает
на основе одобрения всех его членов. И
когла теперь Комитет предполагает вве-
ление морского контроля в Испании, бы-
ло бы очень желательно, чтобы весе его
члены приняли участие своими судами в
осуществлении этой меры. Конечно, Ко-
митет не может требовать такого `уча-
стия от каждого своего члена в обяза-
тельном порялке, но он может лишь
приветствовать каждого члена Комитета,
тотового полю этого_бремени принять на
свои плечи.

Вот почему вызывает крайнее изум-
ление стремление Германии и Италии
непременно ограничить участие в пат-
рульной службе лишь четырьмя держа-
вами. И если, тем не менее, представи-
тели только-что названных стран упорно
цепляются за наличие якобы непреохо-
лимых технических трулностей, препят-
ствующих расширению количества стран,
то невольно возникает подозрение, что
дело тут не так просто, как нам хотят
его представить. Нет ли за этими рас-
суждениями о технических трудностях
каких-либо скрытых мотивов? Не соби-
раются ли Германия и Италия на самом
деле проводить политику дискриминации
по отношению к определенным членам

Англо-германские переговоры

ЛОНДОН, 12 февраля. Вчерашняя 2-ча-
совая беседа германского посла в Лондоне
Риббентропа с Галифаксом, исполняющим
обязанности министра иностранных дел,
происходила с глазу на глаз.

Беседа эта в основном была посвя-
щена изложению германской точки 3pe-
ния на методы и условия «умиротворения
Европы». Раббентроп по многим причинам
не раскрыл всех своих карт. Примерно за
30 минут до прибытия германского посла
в министерство иностранных дел, в палату
общин был внесен законопроект о выпуске
военного займа на сумму в 400 млн фун-
тов стерлингов. Для фон-Риббентропа та-
кое странное совпадение лолжно было по
крайней мере явиться весьма ясным наме-
KOM на то, что он должен держаться в
определенных рамках при обсуждении столь
мекотливого вопроса, как германские коло-
ниальные требования, обращенные прежде
всего в Великобритании,

По сведениям из осведомленных источ-
ников, Риббентроп лишь поставил вопрос
0 «принципиальном» признании за Герма-
нией права на колонии. Это был, как в
таких случаях говорят, зондаж или’ нащу-
пывание почвы. Передают, что Галифакс
ответил уклончиво, ссылаясь на то, что
этот вопрос касается не только Великобри-
тании, но п других стран и Лиги наций в
пелом.  Германскому послу было’ также
указано на то, что в Женеве создан спе-
цвальный комитет по вопросам распрелеле-
ния сырья и Германия могла бы хелегиро-
вать туда своих представителей. Иными.
словами, из этого не вполне прямого и
ясного ответа можно сделать тот вывод, что
на данном этапе переговоров Великобрита-
ния еще не заинтересована в том, чтобы
высказаться определенно. Великобритания
хатела бы, чтобы Германия согласилась на
иные формы экономической помощи в об-
мен на гарантии с ее стороны, воплощен-
ные в общеевропейском соглашении.

п

По телефону от лондонского
корреспондента «Правды»

ее

По существу большая часть беседы была
посвящена последней теме.

Судя по тем отдельным указаниям, ко-
торые просочилась в журналистекие круги,
позиция обеих сторон в этом вопросе пред-
ставляется в следующем виде.

Фашистская Германия не намерена от-
казываться от своей обширной военно-хо-
зяйственной мобидизапии, именуемой «че-
тырехлетним планом Геринга», но она
очень заинтересована в том, чтобы поду-
вить широкую экономическую помощь и
разрядить напряженное экономическое но-
ложение в стране. Риббентроп долго до-
казывал Галифаксу, что германские воору-
жения вызваны только тем, что’ Германия
«лучше других понимает опасность боль-
шевизма». Но Германия так же понимает
желание Англии заключить общеевроней-
ское соглашение, которое устранило бы
опасность войны в ближайшем будущем,
По мнению Риббентропа, на пути к этому
соглашению стоят лва препятствия: во-
первых, все та же «большевистская опас-
ность». и, во-вторых, связанные с ней
франко-советский и  чехословапко-совет-
ский пакты 0 взаимопомощи. Ничего но-
вого, таким образом, Риббентроп выдви-
иуть не мог.

Германский посол также повторил уже
известные условия, выполнение которых
позволило бы Германии примириться с cy-
ществованием этих пактов. Германия хотё-
ла бы, чтобы из франко-советского пакта
был из`ят приложенный к нему прото-
кол, предусматривающий автоматическое
применение пакта, если одна из подписав-
ших его сторон подверглась бы неспрово-
цированной агрессии. Из пакта должен
быть также исключен пункт, гласящий, !

что в случае, если Совет Лиги наций не
сможет принять единоглаеного решения по
вопросу о неспровоцированной агрессии
против Франции или СССР, то эти держа-
вы оставляют за собой свободу действий.
Наконец, к пакту должен быть, по мне-
нию Германии, приложен новый протокол,
который «уточнил бы» понятие агрессора
И поставил бы вступление в силу прел-
усмотренных пактом обязательств о взаи-
мопомощи в зависимость от единогласного
решения той межлународной организации,
которая была бы на то уполномочена. Та-
кую же операпию предлагается проделать
H с чехословапко-советским пактом.

Речь, конечно, идет не о том, чтобы
из’ять из франко-советекого и чехословай-
ко-советского пактов несуществующее «ан-
тигерманское острие», а в том, чтобы эти
пакты не могли вступить в действие
против агрессора, если в роли такового
окажется германский фашизм.

Любопытно, что именно сегодня лорд Ро-
термир выступил в «Дейли мейль» с под-
робной статьей против Чехословакии. По
мнению сиятельного друга хозяев Риббен-
тропа, Чехословакия «не имеет права на
существование» и должна быть разделена
между Германией, Австрией и Венгрией;
т. е. попросту уничтожена как незавиен-
мое государство. Известно, что при всей
своей любви к германскому фашизму Ро-
термир не склонен уступать ему каких-ли-
бо английских колоний в Африке, но в ви-
де компенсации готов отдать ему на раз-
грабление ряд стран в Европе.

Английская позиция пока может быть
выражена классической английской форму-
лой: ждать и наблюдать. Но следует учиты-
вать такие выступления, как статья Ротер-
мира в «Дейли мейль». Дело в том, что в
Англии отнюдь не умерли планы сделки с
Германией за счет кого-либо третьего.

И. ЕРМАШЕВ.

Международного комитета?
это.

Господин Риббентроп только-что горя-
ч0 защищал перед нами необходимость
возможно серьезного осуществления кон-
троля и высказывал опасения, как бы
раситирение круга держав не повело к
замедлению в его реализации. Но тут же
господин Риббентроп заявил, что он лол-
жен обратиться к своему правительству
за получением новых инструкций. еели
Комитет признает необходимым привле-
чение к патрульной службе других дер-
жав сверх четырех.

Из прошлого опыта мы знаем, что от-
веты из Берлина и Рима, как правило,
приходят на волах. Стало быть, omac-
ность новой задержки идет не со сторо-
ны СССР, желающего принять участие
в осуществлении морского контроля, а со
стороны господина Риббентропа, желаю-
щего консультировать свое правитель-
ство. Тогда невольно возникает еще один
вопрос: а не являются ли выступления
германского и итальянского делегатов
лишь новым звеном в той тактике оття-
жек и отсрочек, которую до сих пор с
таким— увы, несомненным — успехом
проводили представляемые ими прави-
тельетва?

Созлавшееся положение совершенно
ясно: СССР считает своим долгом, как
член Международного комитета, принять
участие в несении патрульной службы
вокруг Испании, и против этого не мо-
жет быть никаких отводов. Bee, что
сейчае требуется, — это срочная выра-
ботка техническими экспертами плана
контроля, построенного на основе не
четырех, а большего количества дер-
жав».

Риббентрои и Гранди не выдержали
этой лобовой атаки и перешли к отступле-
нию. Они стали заверять Комитет, что не
имеют никаких принципиальных возраже-
ний против участия СССР в контроле и
что их беспокоили лишь технические
трудности. Далее они клялиеь и божились,
что не хотят задерживать осуществление
контроля, в доказательство чего Риббен-
троп предложил немедленно же передать
вопрое на рассмотрение технических экс-
пертов. При этом представитель Германии
хотел навязать экспертам явно неприем-
лемую программу работ. Однако предетави-
тели Франции — Корбен, Англии — Пли-
мут и Швеции — Пальмштерн, в общем
поддержавшие точку зрения представите-
ля СССР тов. Майского, добились того. что
экспертам была поставлена иная залача,
а именно: разработать план контроля на,
базе участия шести держав (Англия,
Франции, СССР, Германии, Италии и Пор-
тугалии), так как другие государства не
изявили желания принять участие в па-
трульной службе.

Korda соответствующая резолюция пол-
комиссией была уже принята, Риббен-
троп, лочно очнувшись от пристального
изучения потолка (он неизменно сидит па
заселаниях в позе индийского бонзы со
скрещенными на груди руками, со взором,
устремленным вверх), вдруг воскликнун:

— Но позвольте, ведь при такой про-
грамме эксперты приготовят совсем не тот
доклад, который мне нужен.

Эта наглая и бестактная выходка гер-
манского «сверхлипломата» вызвала все-
общее возмущение, и некоторые члены Ко-
митета реагировали на нее негодующими
возгласами.

На вечернем заседании полкомисеии об-
сужлались главным образом финансовые
вопросы. При этом выяснилось, что Гер-
мания хочет платить свой взнос на по-
крытие расходов по контролю в марках, а
Италия — в лирах, хотя разработанных
Комитетом планом предусмотрен платеж в
мировых валютах.

Лорд Плимут от имени английского
правительства настойчиво: просил прелста-
вителей обеих фашистских стран придер-
живаться установленного правила, подчер-
кивая при этом, что речь идет о сравнии-
тельно небольших суммах, имеющих ни-
чтожное значение в общем обороте вели-
ких держав. Представитель Германии счел
нужным прибедняться и стал усерлно до-
казывать  непосильность такой жертвы
лля германских финансов. Ему решитель-
но возражали Плимут, Корбен и Пальм-
штерн. Всеобщее олобрение вызвало заяв-
ление представителя СССР тов. Майского:

«Если Германия в состоянии в тече-
ние многих месяцев содержать в испан-
ских водах многочисленный флот, то
она, конечно, в состоянии платить свою
долю в кассу Межлународного комяте-
та в мировой валюте».

Заседание подкомиесии рептило настаи-
вать перед германским и итальянским
правительствами на необходимости уплаты
взносов в общем порядке.

YP

‚ ПРОЕКТ КАНАЛА
МЕЖДУ ПОЛЬШЕЙ И РУМЫНИЕЙ

«Бюллетен котильен» (орган француз-
ской тяжелой промышленности) сообщает,
что во время недавнего посещения Bapma-
вы румынским министром иностранных
дел Антонеску обсуждадея вопросе о с9-
единении главнейших рек обеих стран.
Был выдвинут проект прорытия канала,
соединяющего Вислу через ‘реку Сан с
Прутом либо с Днестром. Бюллетень ука-
зывает, что польские спепиалисты выска-
зываются за первый вариант (Висла —
Прут), так как он дает выход к Черному
морю для промышленного района Польской
Силезавки, При этом намечается также соеди-
нение нового водного пути с системой
германских рек и каналов.

В Румынии больше склоняются ко второ-
му варианту — Висла — Днестр, (ТАСС).

——©9

Не выйдег

И: ностранная хроника

$ В Финоком заливе 65 рыбаков ня
оторвавшейся льдине унесены в море
Часть из них спасена, остальные снабжа-
ются продовольствием при помощи само-
летов.

$: На станции Раумо (Финляндия) про-
изошло столкновение товарных поездов.
Разбито более десяти вагонов. Убытки со-
ставляют 25 тысяч финских марок.

# В районе Калькутты (Индия) на трех
дтутовых фабриках забастовало 15 тысяч

р рабочих. Бастующие требуют выплаты пен-

сий престарелым, создания страхового фон-
да и увеличения зарплаты.