СОВЕТСКАЯ
МУЛЬГИПЛИКАЦИЯ

Мультипликация, несмотря на т0, что
она требует огромного и не полдающегося
механизации трула, все же завоевала себе
прочное место в кинематографии. Она сле-
лалась признанным и любимым зрелищем
и взрослых. и детей.

Советской мультипликации до послелне-
го времени пе уделялось лостаточного вни-
мания. У нас были такие исключительные
достижения. как «Новый Гулливер» Птут-
ка (так называемая 0б’емная мультипля-
капия, слеланная с участием кукол). Но
самая живая. легкая и подвижная форма
мультипликации — рисованный фильм —
до поелелнего времени не получила у вас
широкого. массового распространения.

На экранах лишь изредка появлялись
такие картины. И только одна приобрела
заслуженную известность—«Квартет» Ива-
нова, крыловская басня, очень остроумно,
легко и увлекательно показанная при +0-
мощи мультипликапионного рисувка. Вине-
матографическими организациями . проволн-
лась совершенно неверная типражная «по-
литика» в отношении рисованных фальмов:
их издавали в количестве 15—20 ansen-
пляров.

В прошлом году создана специальная
студия «Союзмультфильм», об’единивтая
все разрозненные начинания в области ри-
сованного фильма. Это мероприятие от-
крыло широкую дорогу советской мульти-
пликации, и уже в настоящий момент мож-
но говорить о немалых ее достижениях. И
так как новые работы будут печататья
в тираже 150—200 экземпляров, то совет-
ский зритель скоро с ними познакомится.

Отличаются живой выдумкой, свежеегью
H характерностью рисунка, хорошей легко-
стью лве работы Сутеева — «Колобок» и
«Отважный моряк». В первом случае остро-
умно использована известная сказка, во
втором — показаны ‘приключения веселъ-

удачи иностранной мультипликации связа-
ны © поисками такого образа: всемирно-
известный Микки-Маус Диснея, проказниоа
Бетти Бупп, кот Феликс английских муль-
типликаций. Нет никаких оснований прене-
брегать этим опытом. Надо применить его
в советской мультипликации.

Очень интересна работа  Ходатаевой
«Возвращенное солнце». Здесь выясняется,
что возможности рисованного фильма не
ограничиваются только комическим гроте-
ском. Ненепцкая сказка, прекрасная в своей
глубине и наивной мудрости, сказка о том,
как морское чудовище похитило солнце в
как храбрый ненец Итти освободил солние
с помошью волшебной белой птицы, пере-
дана очень ярко средствами рисованного
фильма. Фантастика приобрела здесь ка-
кую-то своеобразную убедительность и,
скажем, лиричность. _

Мы выбрали лучшие из десятка рисовав-
ных фильмов, которые скоро увидит ©0-
ветекий зритель. Эти работы имеют суше-
ственные ` недостатки, коренящиеся отча-
ств в сценариях. Так, в «Колобке», Ня-.
пример, имеется мало оправданное и растя-
нутое вступление, отяжеляющее фильм, 3
в «Отважном моряке» — ненужное «обра-
мление», которое только тормозит действие.

Недостатки происходят и потому, что
мультипликации делаются художниками,
которые еше не стали в полной мере ре-
жиссерами. . Е

Картина «В Африке жарко» Бабиченко
{отличающаяся остротой и характерностью
рисунка) неудачна потому, что спенарай ее
плох, надуман, тяжеловесен. То же самое
следует сказать о картине Иванова «Лиса-
строитель», о картине сестер Брумберг
«Стрекоза и муравей». Вопрое о сценарии
риеованного фильма имеет первостененное
значение.

ным, знакомым, популярным. Все крупные

чака-матроса, не унывающего при самых
тяжелых обстоятельствах. l

В связи с последним фильмом нало по-
ставить вопрое о «характерах» рисованно-
го фильма. Лисы, волки, зайчата, мелвежа-
та — все это очень благодарный материал,
который, конечно, всегда будет привлекать
внимание мультипликаторов. Но едва ли
следует этим ограничиться. И «Отважный
моряк» показывает, с каким успехом рисо-
ванный фильм может брать «героев» не
только из мира животных, что уже стало

° традицией.

В лучших иностранных рисованных
фильмах видно стремление создать такой
образ, который переходил бы из одного
фильма в другой, становился бы привыч-

Несколько слов о работах с куклами.
«Лису и волк». «Репку» (работы Сарры
Мокиль) отличает тяжеловесноеть. Они
как-то безрадостны. Хочется предпочесть
им рисованные фильмы.

программе 1937 года студия «Союз-
мультфильм» имеет 12 картин. Судя по
спенарному портфелю. можно сказать, что
зайцев. слонят, лие, волков и прочего
зверья запланировано достаточно. Но не
сделано ни одной попытки продолжить ин-
тересный опыт «Отважного моряка». Во-
вторых, все внимание улелено сказочно-
басенным сюжетам. Это неплохо. Но cae-
довало бы попытать силы и в области
фантастики, политическаях шаржей.

И. АНИСИМОВ.

Звуковые кинотеатры в колхозах

В станицах Азово-Черноморского края
по инициативе передовых колхозов раз-
вернулось строительство образновых зБу-
ковых кинотеатров. Сейчас идет стройка
в 12 районах (Азовском, Ейском, Tem-
рюкском, Приморско-Ахтареком. Ачапеком,
Красноармейском, Славянском, Новотита-
ровском, Черноерковском, Геленджикском,
Мостовском, Белоглинском).

В Черноерковском. районе закончено
строительство образпового кинотеатра в
рыбапком колхозе им. Микояна. Вино-
театр имеет большой ` зрительный зал,
проеторный вестибюль,  библиотеку-чи-

тальню, комнату игр, буфет, раздевалку.

Тлавное управление  кинопромышлен-
ности обеспечивает первые 12 образцовых
колхозных кинотеатров звуковой аппара-
турой, радиоузлом и маленькими электро-

заявки на аппаратуру и переводятся еред-
ства на ее покупку.

Новое строительство колхозных кино-
театров идет по типовым проектам, pa3-
работанным архитекторами П. Струковым,
В. Лоренцони и В. Кубеп, Имеются типо-
вые проекты для деревянных и каменных
кинотеатров на 150 и 250 зрителей.

БЛАГОУСТРОЙСТВО В СЕЛЕ ШУШЕНСКОМ

КРАСНОЯРСК, 17 февраля. (Hopp. Крайисполком решил в течение этого
«Правды»). Красноярский крайисполком  года побтроить в Шушенском сельскую
принял решение о благоустройстве села электростанцию на 60 киловатт, пустить
Шушенского, Ермаковского района, где три   звуковую киноустановку, оборудовать ха-

О ее ВО Вы заготовить 400 ше
г мов колхозников. 30-километровая moc-

волюпии должны быть капитально отре- я у
монтированы все общественно-культурные сейная дорога соединит село с JCHHCKEM
учреждения села (клуб, изба-читальня автомобильным трактом.

На благоустройство  Шушенского в

школы, радиоузел и др.), озеленены его
улипы и площади, проложены. хорошие до- 1937 г. будет израсходовано свыше 250
тысяч рублей.

роги и тротуары.

АЕ 0 S

КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ

Страницы из истории экономичесной мысли

Адам Смит. — Исследование о природе п причинах богатства народов.
Том 1. Соцэкгиз. М-—Л. 1935 г. Стр. ХХ - 371. Цена 8 р. 25 к.

Том П. Соцэктиз. М,—Л. 1935 г. Стр. 475. Цена 10 р.

Давид Рикардо. — Сочинения, том П. Нанала политической экономии и
податного обложения. Огиз—Соцэкгиз. М. 1935.  Отр. ХЬ + 295. Цена 8 р. 35 к.

Ж. Симонд де Сисмонди. — Новые начала политической экономии или о
богатстве в его отношении к народонаселению. Том. 1. Соцэкгиз. М. 1936 г. Стр.
386. Цена 11 р. `

К. Родбертус. — К познанию нашего государственно-хозяйственного строя.
Пять теорем. Ленингралское отд. Соцэкгиза. 1935 г. Стр. 199. Цена 4 р. 35 к.

ким ‘памятникам экономической  мыели.
В течение последних пяти лет знаменитое
«Исследование о природе и причинах 60-
гатства народов» Адама Смита вышло

Загнивание современного капитализма
сказывается, между прочим, очень ярко
в отношении буржуазии к культурному на-
следству. Реакпионная буржуазия отрекает-

станциями. Из колхозов уже поступают

‚номической анатомии классов», как выра-

ся, как от грехов молодости, от корифеев
мысли. выдвинутых ее классом тогла, когда
он еще развивался по восходящей линии.

Эту участь разделяют вместе с другими
и великие буржуазные экономисты, некогла
положившие начало научному познанию за-
конов производства, распределения и обме-
на в капиталистическом обществе. Имена
Адама Смита и Давида Рикардо, этих луч-
ших Представителей буржуазной экономи-
ческой науки, вызывают ненавиеть у a-
шистских мракобесов. Даже в Англии, на
ролине этих экономистов, их учение пре-
дается забвению, их произведения перепе-
чатываются все реже и реже.

-Еливетвенным наследником и , восприем-
пиком всего лучшего, что’ создала человече-
ская культура на протяжении всей истори
общества, является рабочий класс. «Марк-
сизм, — писал Ленин, — завоевал себе
свое всемирно-историческое значение как
илеологии революционного пролетариата
тем, что он, марксизм, отнюль не отбросил
ценнейшие завоевания буржуазной эпохи,
а, напротив, усвоил и переработал все, что
было ценного в более чем лвухтысячелет-
нем развитии человеческой мысли и куль-
туры»  ). Никогда, ни в одной буржуазной
стране издание и изучение лучших творе-
ний человеческой культуры не принимало
и Не могло принять таких масштабов, как
в СССР

Огромен в нашей стране интерес к вели-

1) В. И. Ленин. Сочияения, т. ХХ,

стр. 409—410.

ta Рикарло

в двух изланиях. Главное сочинение Дави-
«Начала политической эконо-
мии и податного обложения» ‘с 1929 г.
выдержало также два издания. ,

Алам Смит (1723 — 1790) — один из
виднейших представителей буржуазной
классической политической экономии, пы-

тавшейся вскрыть внутренние закономер-

ности буржуазного способа производства.
Алам Смит впервые разработал учение этой
школы в более или менее развитой форме.
Величайшая ero заслуга — об’яснение
стоимости товаров трудом, затраченным на
их производетво.

Смит отчетливо показал деление совре-
менного ему общества на три класса: рабо-
чий классе (живущий за счет заработной
платы), буржуазию (получающую прибыль
на капитал)’`и землевладельцев (получаю-
щих земельную ренту). Считая труд источ-
ником всякой стоимости, ‘Смит должен был
сделать и сделал вывол, чтб и прибыль ка-
питалиста, и рента землевладельца явля-
тотся продуктом трула рабочего. Путаясь,
правда, в этом вопросе и часто отступая от
такого об`яснения, Смит, однако, этим своим
выволом подготовил почву для об’яснения
корней капиталистической эксплоатации.

Лавил Рикардо (1772—1823) — послел-
ний и самый крупный представитель влаз-
сической школы. В его лице классическая
буржуазная политическая экономня лостиг-

ла вершины своего развития. Рикардо по-

шел значительно лальше Смита. устранив
ряд противоречий поелетнего. Развивая тру-
довую теорию стоимости, Рикардо показал,

@ СОСТОЯНИИ РОДИЛЬНЫХ ДОМОВ В МОСКВЕ,
‚ЛЕНИНГРАДЕ, ГОРЬКОМ И ХАРЬКОВЕ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ КОМИССИИ СОВЕТСКОГО КОНТРОЛЯ
ПРИ СОВНАРКОМЕ СССР

Проверкой выполнения декрета прави.
тельства от 27 июня 1936 га в части уве-
личения материальной помощи роженицам
и растарения сети’ родильных,домов. уста-
невлено, что отделы здравоохранения  гор-
советов Москвы, Ленинграла, Горького и
Харькова, встав перел фактом большой пе-
регрузки родильных домов, не приняли 6Er-
стрых оперативных мер к обеспечению ро-
женип квалифинированной врачебной по-
мошьюо, наллежащим уходом и предметами
первой необходимости (стерильный матерп-
ал, постельное белье, одеяла, посуда п
проч. ). cutee

Проверка показала, что в родильных до-
мах им. Фрунзе (главврач т. Лейбович—
г. Москва). им. Снегирева (главврач т. Мп-
нин—г. Ленинград), родильных. домах Яля-
новского и Ленинского районов гор. Горь-
кого ив 21-й гинекологической больнице
т. Харькова организация помощи рожеви-
пам поставлена совершенно неудовлетвойн-
тельно. Все выявленные проверкой безоб-
разные факты в ряде подильных ломов яв-
ляются результатом того, что алминистра-
ция указанных родильных домов отнеслась
к своим обязанноетям исключительно п9-
бюрократически, допустив  возмутительно
небрежное ‘отношение к уходу за роженя-
пами. :

Проверка показала, что при вниматель-
HOM, заботливом отношении со стороны ад-
министрации и обслуживающего персонала
родильных домов (родильный лом им. Вла-
ры Неткин в Москве, больница им. Воня-
пина в Ленинграде), трудности и недостат-
ки, вызванные поступлением большого ко-
личества рожениц, были быстро преодоле-
ны п все необходимое для  удовлетвори-
тельной организации помощи роженипам
было сделано.

Комиесия Советского Контроля при СНЁ
СССР постановляет:

1. Указать Народному Комиссару здраво-
охранения СССР т. Каминскому Г. Н. и
президиумам Московского, Ленинградеко-
ro, Горьковекого и Харьковского горсоветов
на то, что местные органы злравоохранения

<.

бюрократически отнеслись в выполнению
декрета правательства от 27.YI—1936 г.,
не приняв своевременно необходимых мер
& расширенаю п подготовке сети родиль-
ных домов лля нормального обслуживания
увеличивающегося числа рожении. ›

9 Обязать Наркомздрав СССР и пред-
седателёй указанных городских’ советов
немедленно принять решительные меры. по
устранению ‘всех векрытых проверкой не-
лостатвов в ролильных домах и своевре-
менно провести все практические меро-
принятия. связанные с подготовкой и орга-
пизаплей бесперебойного и ‘нормального
снабжения. мелико-санитарным -оборудова-
нием п инвентарем вновь открываемых рю-
лильных домов. вотупающих, в экспзюата-
нию» 0 провеленных мероприятиях с006-
щать в КСЕ к 1-му марта 1937 года.

3. Припять к сведению сообщение На-
ротного. Комиссара здравоохранения тов.
Каминского. что заведующий Горзлравотде-
лом Моссовета. т. Ефимов Д. И. освобожден
от работы. кав запустивший лело и неспра-
гившийся с работой,

4.`Поручить Уполномоченным Вомиссии
Советского Коптроля по: Ленингралекой,
Горьковской и Харьковской областям на
основание результатов проверки паложить
взыскания на лип, виновных в неудовле-
творительной постановке дела обслужива-
ния роженип.

5. Принять К
т. Буланина, Что’
сеть ролильных домов и увеличивает число
тодильных коек к 1-му мая с. г. до 4 125,
гместо существующих 2.435, с безуслов-
ным обеспечением коек оборудованием,
персоналом и финансированием по факти-
ческому. наличию рожениц в родильных
домах.

„Председатель Номиссии Советского
Ксйтроля при СНК СССР

Н. АНТИПОВ.

Секретарь Бюро Номиссии
Советского Контроля

А. НАЗАРЕТЯН,

сведению сообщение
Моесовет расширяет

RNIN A RRA A

Советские спортсмены — победители кросса на приз газеты «Юманите» в Па-

риже. В первом ряду (слева ‘направо): Bacay mene мастер спорта Серафим
Знаменский (занял первое место в беге мужчин), Н. Соболева (заняла второе
место в беге женщин), Е. Зайцева (заняла`‘первое место). Во втором ряду:
Георгий Знаменский (занял второе место в‘ беге мужчин), Е: Васильева (заняла
третье место) и М. Иванькович (занял третье место в беге мужчин).

Фото В. Гребнева.

жлом шагу натыкались на эти  противоре-
чия. В ряде важнейших вопросов они по-
этому запутались и сбились с пути пра-
вильного об’яснения законов капитализма
на путь его-——пусть непрелнамеренной —
защиты. Яизь вритически используя и пе-
рерабатывая учение классиков, Марке п
Энгелье создали непревзойденную полити-
ческую экономию’ пролетариата. Это тео-
ретическое оружие рабочего класса развито
‘дальше Лениным и Сталиным. Вот почему,
внимательно. изучая произведения” вели-
ких буржуазных экономистов, наш чита-
тель должен помнить 06 их классовой
отраниченности.

Иное место в истории экономической
мысли занимает третий автор, работа кото-
рого появилаеь недавно в ‘русском пере-
веде, — швейцарский экономист Сисмонди
(1773—1842).

Если Рикардо представляет вершину раз-
вития классической политической экономии,
то Сисмонди ее завершает. Он уже отра-
жает начинающееся разложение этой шко-
лы, он являетея, как отмечает Маркс, вы-
разителем ее сомнений. Сисмонди в. отли-
une от Смита и Рикардо — мелкобуржуаз-
ный идеолог. Представляя класс, которому
капиталистическое развитие грозит разло-
жением и гибелью, он боится бурного раз-
вития капитализма. Он критикует этот
строй, обнажая‘ его вопиющие противоре-
uns, Живя в начале ХХ века, когда ма-
шинный переворот в. Англии и во Фран-
ции породил резкое: обнищание масс, Сис-
монди с ужасом говорит о ростё нищеты,
ндущем одновременно с’ бурным ростом ка-
-питалистического производства.

Но его критика буржуазного строя уто-
пична и реакционна.
соображениях суб’ективной справедливости,
на «доказательствах» нелепости и неразум-
носта этого. строя. В частности он придает
огромное значение противоречию. между
производетвом и потреблением, делающему,
по его мнению, капитализм невозможным
‚Современнему обществу, е его противоречия-
ми и нищетой, Сисмонди противопоставляет
«мирный», «спокойный» труд мелких ре-
месленников и крестьян, т. е. докапитали-
стические формы производства, пройденные
этапы развития, а не новый, более разви-
той коммунистический строй.

что стоимость измеряется: рабочим временем,
затрачиваемым на производство товароз.
Рикарло не только ясно понимал, что бур-
жуазное общество состоит из разных. клас-
сов, но он видел противоположность инте-
рееов этих классов. Тем самым он сделал
большой шаг вперед в деле изучения «эко-

жается Марке.

Великая историческая роль Смита и Ри-
карло в том, что они подготовили учение
Маркса. По замечанию Ленина, «Адам
Смит и Давид Рикардо, исследуя экономи-
ческий строй, положили начало трудовой
теории стоимости. Марке продолжал их’ де-
ло» *). Но между экономическим учением
Маркса, показавшим историчность  капи-
тализма и неизбежность его революционного
крушения, и учением его предшественни-
ков, буржуазных экономистов Смита и Ри-
кардо, — огромное раестояние. Лишь враги
и фальсификаторы марксизма, вроде Ряза-
нова, могут, наперекор исторической дей-
ствительности, приписывать классикам
чуть ли не роль революционных критиков
капитализма и по существу отождествлять
учение Маркса с учением классиков.

На самом деле Смит и Рикардо, будучи
лучшими представителями буржуазной на-
уки, все же стояли пеликом на позициях
своего класса. Они считали капитализм
единственно разумным и ‚естественным
строем. Понимание ero исторически-пре-
ходящего характера было им чуждо. Прав-
да, Смит признавал существование 0с0бо-
го периода «первобытного состояния
общества», предшествовавшего накоплению
капитала и частной собственности на 36-
млю, Но этот период представлялся ему как
некая временная аномалия, временное от-
клонение от «нормального пути» развития.
В будущем же он не видел никаких пре-
град к развитию капитализма. Что касается
Рикарло, то он находил капитал даже у пер-
вобытных охотников и рыболовов,

Как буржуазные экономисты, Смит и Ри-
кардо не могли правильно понять и вскрыть
противоречия капитализма, хотя опи па ка-

*) В. И. Ленин. XVI,
стр.  35:

Утопическая в реакциониая суть теории
Сисмонди ° была  вскрыта Марксом и
Лениным. Денин в своей замечательной ра-

Сочинения, Т.

ЧУБИК

РАССКАЗ

Мать пекла ‹ оладьи. Замечательные
сладьи,—ячменные, пополам с картошкой.

Бережно наклонив бутылку с конопля-
ным маслом, женщина емочила пальцы и
принялась натирать обветренное липо. Че-
тыре дня ходила она по пригородным се-
лам «ес обменом». Вее это время не уни-
малась колючая пурга-нозёмка. От мороза
трескались губы, елезились глаза,

Сельская беднота, дочиста ограбленная
офицерскими батальонами. Временного пра-.
вительства и гайдамаками, помочь горожа-
нам не могла. Приходилось пытать счастья
только в кулацких дворах. Здесь откры-
то глумились, кричали еще с порога:
«Вог даст», спускали цепных собак.

Кипело сердце: точно  сговорившись,
повсюду предлагали работнипе за празд-
ничную паплиновую юбку, 38а две сБово-
роды и полотенце то вов гороха, то пя-
Tok sun. Exe передвигая ноги, побрела
домой, в Киев, обменяв вещи на узелочек
язменной муки и полбутылки конопляного
масла,

В подвале — темно. Значит Ванюшка не
приходил. Нашарила ключ под крыльпом.
Вошла, зажгла лампу-коптилку.

Перед печью-—вязанка дров. На столе—
заботливо. прикрытый ветошью  ломоть
хлеба. Паек. Позаботился...

И тут только вепомнила, что со вче-
рашнего, дня еще ничего не ела.

Когда, разболтавши жидкое тесто, стала
печь оладьи, загромыхали в сенях знако-
мые шаги.

Bomes,— такой  озабоченный и XMY-
рый,— в громадных соллатских сапогах, в
ллинной, не по росту, шинели. Бережно
поставил в угол кавалерийский карабин.
где ты, мама, ходишь в такое
время?.. Четвертый день арсенальцы дер-
жат осаду...

Покачиваясь, присел у стола. Снял па-
паху. Жирным заманчивым чадом ударило

t
ных сафьяновых сапожках. 3а поясом у
него торчал выкраденный из кавого-то му-
зея кривой турецкий ятаган.

У каждого пехотинца виднелся наруказ-

ный знак: белые череп и кости на чер-
ном поле. Это был один из передовых от-
рядов петлюровского «Куреня смерти».

Елва только последние шеренги голов-

ной колонны вошли в узкий железный ко-
ридор моста,
гранита, внезапно стеганули по ним Ina
пулемета,

как сзади, из-за штабелей

Одним из льюисов оруловал Ваня Шзф-

ранский.

На мосту гайламаки валились рядами,

Иные в панике карабкались кверху, по
ажурным пролетам, иные прыгали на лел
се десятиметровой высоты.
пехоту. Крики, пальба, суматоха.

Кони топтали

Вторая колонна «Куреня смерти», шел-

шая велед’ за первой, разом расеыпалась в
цепь и, открывши яростный огонь, стала
заходить в тыл отчаянным пулеметчикам.

Ваниному товарищу, солдату Шумейко,

вражеская пуля попала в затылок... Олин
льюис Умолк.

A Чубик, изогнувшись в три погибели

за прикрытием, сеял очередями, прямо в
упор, уже по наступающим.

Мельком оглянулся: сзади, по льду, под

крадывались к нему уцелевшие пехотинцы.

Еще раз черканул нал заснеженным 6e-

регом огненный веер... Послелние патро-
ны... Веё кончено!

Кула бежать? Спасение только вон там,

в узком лабиринте слободских переулков,

Мальчик Сехал на животе по скольз-.
кой насыпи и, вытаскивая из-за пазухи
старенький наган, помчался к ближайшей
усадьбе. Пули дзыкали нал головой. Чело-
век десять конных петлюровцев ринулись
велел за ним.

Чубик юлил меж сараями, корявыми

вишнями, палисадниками. Вот голубятня,

вот опрокинутый баркас... Туда. что ли?
Нет, увидят!..

Кула угодно, только не домой, узнают—
маме не сдобровать.
дальше, влево... .

Он знал, у жены лоцмана’ Перепелицы
есть пустой коровник. отличное место.

Подбежал. А там — полно абщадей, ка-
кне-то люди в деревенских кожухах....

Пропало! a

В сторону, через огороды! у

Внезапно выроели два черношлычника,
таившиеся у забора, занесли штыки...

Qn выстрелил в них трижды, почти не
целясь, шлепнулея сразмаху в канаву,
вскочил и снова побежал что было духу.

в ноздри. Чуть усмехнулся.

— Оладки! Давно я не ел. Не спал,
‚в6ё некогда... Ничего ты не знаешь, мать,
‘сколько народу полегло. Друзякина нет,
Зевака нет, Забавский, кузнеп, тоже
убит...

И, уже не слыша изумленного возгла-
са матери, лобавил:

— Когда будут готовы оладки, разбу-
дишь. Когда придут за мною, тоже разбу...

Он, не раздеваясь, склонился к столу И
мгновенно заснул.

...В печи дотлевали уголья. Сын спал, а
мать сидела рядом, не решаясь его разбу-
дить. Губы мальчугана. были полуоткры-
ты. На затылке упрямым хохолком топор-

Подальше от дома. По-

щились волосы: именно за эту особенность
все, — и ребята-зикольники, и красногвар-
дейцы,—прозывали мальчугана «Чубиком».

..Перед рассветом кто-то настойчиво за-
тарабанил в окно. Чубик вскочил первым.
Вышел в сени. У дверей ожидал его сол-
дат Шумейко.
. Пошептались. ‘На цыпочках вбежал в
комнату, обнял встревоженную мать.

— Ну, мне пора... Держись. мама, гвоз-
дем! Карабин пока на чердаке спрячешь.

Вепомнил про оладьи. Олну сунул в
рот, еше с полдюжины распихал по кар-
манам:

— 9х, теплые, красота!

вышел, плотно прикрыв за с0б0ю

дверь.

В напряженном безмолвии лежало Бро-
варское шоссе. Медленно рассеивалась ут-
ренняя мгла...

По накатанному снегу запокали подко-
вы. Пятеро конных гайдамаков выросли на
пороге. Они двигались стброжко, шагом,
держа винтовки по-казачьи, у передней
луки.

Дозор, поскрипывая седлами, миновал
поелелнюю гряду придорожных верб и с
гулким топотом вступил на Русановекий
мост.

‚Вслед за ним двинулась пехота. Впере-
ди, на тонконогой английской кобыле ехал
усатый - сотник В барашковой шапке, с

черным шлыком, в зеленой бекеше, в крас-

боте «К характеристике экономического ро-
мантизма» (эта работа дана Сопэкгизом в
качестве введения в сочинению Сисмонди),
критикуя Сисмонди, одновременно показы-
вает близкое родство с его идеями теорий
злейших врагов марксизма — народнаков.
Народники, каки Сисмонди, критиковали ка-
питализм утопически, с точки зрения суб’ек-

ка тоже была реакционной, ибо они мечтали
с возврате от капитализма назад, к «народ-
вому производству», т. е. к отсталому про-
изводетву мелких ремесленников и крестьян.

Вритика Сисмонди актуальна и в на-
стоящее ‘время. Многое у него заимствова-
лип ренегат марксизма Каутский и пругие
тесретики реакционной  сопиал-длемокра-
тии. Перепевом учения Сисмонди является
и антимарксиетская теория накопления
Розы Люксембург, подхваченная троцки-
стекими предателями.

розовый и

тивной «правды-справедливости». Их крити--

Аптека... Громадные шары у витрины—
голубой. Такие знакомые..,
Аптека!.. Здесь продавались мятные яе-
пешки. На копейку — три штуки...

Лысый провизор выронил весы.

— Вуда? Что?

— Молчать! А то...

Вороненое дуло нагана сверкнуло перед

глазами рыжего скряги.

И сразу — в подсобное помещение, за
ящики, ‘набитые шалфеем, содой, мылом
«Належда».

Взвел курок.—— Эх, только четыре пат-
рона!.. А :

Топот. Звякнуаи двери. Что-то упало...

— Где он?

— Ничего. не знаю!

— Где?

И вдруг — тишина. Мальчуган почти
явственно. представил себе дрожащий ука-
зательный палец аптекаря.

Ворвались... Бах, бах... Олин упал..,

Чубик судорожно нажимал спусковой
крючок. Цок, клац... Осечка!.. Клац...

Эх, эти самодельные патроны! Яростно
швырнул револьвер в чье-то усатое рыло.
Потом — круглую бутыль © чем-то жил
ким, прозрачным...

Огонь. Блеск занесенных клинков.

— Да здравст...

№ вот они, осколки на полу... Совсем
близко. Й запах, знакомый, удивительно
приятный запах мятных. капель...

AJIMM OXPEMEHKO.

ошибками и искажениями. Это, несомнен-
но, — большой промах. Давно пора обеспе-
чить подлинно научный. перевод. работ 550-
номистов-влассиков. Перевод этот должен
базироваться на многочисленных указаниях
насчет терминологии, языка и хода иссзе-
дования Смита и Рикардо, имеющихся в pa-
ботах учителей марксизма-ленинизма.

Далее, необходимо было снабдить сочи-
нения Смита и Рикардо толковым науч-
ным аппаратом, справками и прежл
веего хорошими вводными статьями, 6о-
терые помогли бы читателю  вритиче-
ски разобраться в экономическом УЧе-
нии переводимых авторов. Издательство 0
в этом отношении облегчило себе работу,
Оно попросту перепечатало в сокращеннох
tule главы работы Д. Розенберга, напи-
сапной в другой связи, при чем дАаы
преимущественно главы, критикующие уе-
толологию авторов. Эта «методологическая»

Вея она строится на  -

критика, оторванная от разбора конкрет-
ных экономических взглядов Смита н Р!-
карло, становится крайне абстрактной,
схематичной п малопонятной лля широкого
читателя. Ничего нет во вволных статьях
06 историн переводов этих классавов в Рос-
син и СССР. Совершенно обойден такой
вопрос, как ‘отношение современной, в 069-
бенности фашистской «науки» к классикам,

Сисмонди повезло, но не по вине изла-
тельства. Злесь читатель имеет  перел
собой статью Ленина «К характеристике
экономического романтизма», лающую ис-
черпывающий разбор теории Сисмонди.
Кроме того, дана краткая биография Си-
смонди. Впрочем, и тут редакция #8
сочла нужным подробно показать читате-

лю, в чем актуальность критики Сисмонли
в настоящее время.

Издание. классических  произвелений
буржуазной экономической мыелн — б02ь-
шое п нужное дело, отвечающее запросам
гогантеки выросшего культурно советского
читателя. Межлу тем Соцэкгиз не всегда
подходит к этому делу с достаточной серъ-
езностью. Но меньшей мере странно, «910
издательство щедро издает таких экономи-
стов, как Родбертусе (за В 1936 г.
выпущены две его работы), в то время габ
в издании работ крупнейших экономистов,
сыгравших прогрессиввую роль в 1сто-
рии науки, как Кенэ, В. Петти и др.. про-
является медлительность. Не изданы д. сах

Особую роль в историй экономической
мысли сыграл четвертый из рецензируе-
мых авторов — Родбертуе. Реакционные`
терманские профессора, проповедники на-
сквозь буржуазной и лживой теории «госу-
дарственного социализма», а тавже их фа-
`шистствующие и фашистские последователи
не без основания противопоставляют «госу-
дарственно мыслящего» «немецкого социа-
листа» Родбертуса революционному комму-
низму Маркса. В действительности учение
померанского помещика Родбертуса, как
небо от земли, далеко от научного комму-
низма. Чего стоит его «критика» капита-
лизма, вадно из того, что он свою программу
называл «монархической, национальной и
социальной». Ёго «открытия» в области
стоимости, денег, ренты, об`яснения кризи-
сов лашь повторяют в ухудшенном виде
классиков и мелкобуржуазных критиков
капитализма — Прудона ин Сисмонди. ы

в эз

Издавая русские переводы работ Смита,
Рикардо и Сисмонди, издательство должно
было помочь читателю полнее н лучше
понять их, критически в пим подойти.

Выполнило ли эти задача издательство?

Начнем с переводов. Особенно строгие
требования должны быть пред`явлены к пе-
реводам Смита и Рикарло. Межлу тем имен-
но здесь издательство пошло по линии наи-
меньшего сопротивления. Оно переизлало —
с некоторыми поправками — старые пере- 1 ПОР ин три тома писем Рикардо, предета-
воды; относительно которых прекрасно   ВАЯЮших исключительный интерес.
известно, что они грешат многочисленными ! И. ЛАПИДУС