ЫЙ

:
Классик естествознания

Его творческая мысль еще горела огнем
молодости, в его голове было еще много
незавершонных ярких идей и радужных
планов. Для нашей сопиалистической роди-
ны эта потеря‘ особенно тяжела еще и
потому, что, под влиянием железной логики
бесповоротного развития исторических CO-
бытий в нашей стране, Иван Петрович
па склоне лет нашел в себе достаточно сил
выпрыгнуть из удушливо-гнилого окруже-
ния. Со свойственной ему исключительной
честностью и прямотой Иван Петрович пе-
ревооружился также и политически, познал
и принял нашу эпоху, преклонял свою се-
‘Ty голову перед нашей новой радужной
действительностью, отдавал себе отчет, для
кого он работал и для кого надо работать
с еще большей энергией и энтузиазмом.

Иван Петрович был счастливым уче-
ным потому, что последнюю треть своей
славной творческой. деятельности он про-
водил в эпоху победы рабочего класса в
нашей стране, в условиях нашей совет-
ской действительности. За этот период вре-
мени на благородной советской земле его
творчество не только пышно расцветало
и давало невиданно обильный урожай, но
еще при его жизни многие ростки гигант-
ского дерева его школы росли в самостоя-
тельные единицы. Иван Петрович был сча-
стливым потому еще, что любимое им де-
ло стало частицей великого социалистиче-
ского строительства.

Уже тол, как Павлова нет среди нас.
Сразу же после его кончины волей пар-
тии и правительства были предприняты
широкие мероприятия к тому, чтобы лело
Ивана Петровича продолжало дальше раз-
виваться с еще большим размахом и глу-
биной, достойными нашей великой эпохи.
При этом, естественно, 060б0е внимание
было уделено тем очагам развития учения
Павлова, которые до его смерти неносред-
ственно руководились им самим. С этой
целью руководство основным и непосред-
ственным делом Павлова было возложено
на одного из его старых учеников, на его
достойного продолжателя, крупнейшего уче-
ного отечественной и мировой науки —
зкалемика Л. А. Орбели. Наряду с этим
были предприняты мероприятия, чтобы
основной кадр учеников Ивана Петровича
имел возможность сплоченно работать под
руководством J. A. Орбели,  протолжать
дальше развивать учение Павлова по на-
меченным им путям.

В силу того, что акад. 1. А. Орбели
eme задолго до смерти Павлова организа-
ционно от него был разделен и руково-
дил многими институтами и лаборатерия-
ми страны, были предприняты организа-

Имя Ивана Петровича Павлова вошло
в число имен бессмертных классиков есте-
ствознания.

Шестидесятилетней упорной, напряжен-
пой, ‘кропотливой и исключительно плодо-
творной работой этот гигант мыели и тру-
да сделал ряд огромной ценности вкладов
в мировую сокровищницу науки. С его
именем связано современное. учение о тро-
фической иннервации тканей, ныне так
успешно развиваемое его учениками —
акад. 1. А. Орбели и проф. А. Д. Сперан-
cru. OH является подлинным творцом
одной из самых разработанных глав ‹на-
шей науки — современной физиологии
пищеварительной — системы. Гениальный
ум Ивана Петровича вывел биологию из
того тупика, в котором она очутилась B
конце прошлого столетия. Биология, так
успешно развивающаяся по всем основным
линиям, беспомощно стояла тогда перед
трудностью и сложностью разгадки гран-
диозных тайн самого высшего творчества
природы — большого мозга высших жи-
вотных; Иван Петрович создал гордость
современной биологии — грандиозное ма-
терналистическое учение о высшей нерв-
ной деятельности.

Триумфальное шествие Павлова Ha
трудном поприще биологических наук 3а-
мечательно и ценно тем, что Павлов в
процеесе своего научного творчества с по-
разительной силой и ясностью разрешил
и развивал ряд сложнейших и оригиналь-
пых областей физиологии. Расширяя и
углубляя теорию нашей` науки, он помо-
гал выкорчевыванию корней идеализма из
биологии, способствовал торжеству  мате-
риализма в сложнейших вопросах есте-
ствознания.

Для нас, людей эпохи строительства со-
пиализма, особенно важна еще другая сто-
рона научного творчества Ивана Петрови-
ча, выгодно отличающая его от многих
других классиков нашей науки, именно:
огромная практическая польза каждой
из разработанных им областей физиологии.
06 этом говорит все возрастающее значе-
ние, которое сейчас придается учению 0
трофической иннервации тканей.. 06 этом
говорит тот-факт, что. почти вся современ-
ная терапия болезней пищеварительной си-
стемы базируется на трудах школы Павло-
ва. 06 этом же говорит та огромная польза,
которую получила современная клиника
нервных и психических заболеваний от
учения Ивана Петровича о физиологии и
патологии высшей нервной деятельности,
тот все растущий, интерес, который про-
являют передовые работники этих областей
к учению Павлова.

Все это не случайно. Это естественно
вытекало и вытекает из подхода Ивана
Петровича к целям и задачам научной ра-
боты, из его внимания к голосу человече-
свой практики, из самой` сущности его
многогранного творчества. Не. случаен его
интерес к теории и практике патологии,
не случайно то, что он на закате своей
замечательной жизни и славной творческой
деятельности именно по своей собственной
инициативе сам пошел в клинику, сам
продвинул свое учение о нормальной и пато-
логической деятельности высших отделов
пентральной нервной системы в невроло-
тическую и психиатрическую клиники.

части институтов и лабораторий Ивана
Петровича © некоторыми лабораториями и
институтами акад. J. A. Орбели. И вот
сейчас, подводя итоги проделанной ра-
боты за тол, мы должны прежде всего

шой и ‘сложной реорганизационной pa-
боты. :

В об’единившихея новых институтах и
лабораториях, прекрасно оснащенных н0-
вейшим оборудованием, и аппаратурой оте-
чеетвенного и заграничного производства,
созданы лучшие условия для успешной и
плодотворной работы не только по физио-
логии и патологии высшей нервной дея-
тельности, но и по многим другим  елож-
ным проблемам физиологии. Впереди пред-
стоит кипучая творческая работа.

Проф. Э. АСРАТЯН.

ee ЕЕ ВЫ Se

Проф. П. АНОХИН

Потеря Ивана Петровича для советской и
мировой науки тем велика, что, несмотря
на свою глубокую старость, он был полон
жизни в самом обширном смысле этих слов.

т БЕН ee

Zee

Год назад умер академик Иван Пет-
рович Павлов. Чтобы оценить потерю, по-
несенную с его смертью советской наукой,
надо помнить, что на протяжении шести-
десяти с лишним лет творческой работы
навловекого гения выросли по крайней ме-
ре три поколения русских физиологов. Это
значит, что почти все физиологи Советеко-
го Союза являются или непосредственными
его учениками, или учениками его учени-
ков.

Можно без преувеличения сказать, что

по экспериментальным приемам, по pado-
чим гипотезам п по всему. своему мировоз-

Было бы ошибочно’ думать, что «школа
академика Павлова» — это та группа его
учеников, которая работала непосредетвен-
нос ним и получала от него ‘личное
руководство. Его ученики — это все те,
которые приняли его методы эксперименти-
рования ин научного мышления. Его шко-
ла— это пример всей его исключительной
жизни, насыщенной трудом и творчеством.
А жизнь он прожил поистине исключитель-
НУЮ!

Пример всей его жизни, напряженного
трула и борьбы за высшие достижения в
научном творчестве — все это является та-

зрению совегская физиология глубокими кими же элементами его «школы», каки
корнями уходит в обширное научное На-   операция изолированного желудочка или
следие Павлова. Не менее важно его влая-   учение 0б условных рефлексах. Вечно

ние и на зарубежную науку. Уже в том
периоде, когла Павлов подвел итоги своей
деятельноети по изучению физиологии пи-
щеварения, его имя широко стало извеет-
но за гранипей.

Вот как описывает это влняние Парлова
ла иностранных ученых крупнейший ав-
глийский физиолог Джозеф Баркрофт: «Хо-
тя лично Павлов и не был достаточно хо-
рошо известен. в Англии, тем не меяее имя
Павлова с начала 90-х годов прошлого ето-
летия. в связи се его работами по пищерз-
рению, стало чем-то вроде заклинания...
Его книга «Физиология главных пищева-
рительных желез» произвела глубокое впе-
чатление во всем научном мире п сразу
вылвинула Павлова не только среди первых
физиологов, но и среди ученых прочих
наук».

Известно, что за всю серию этих работ
по пищеварению акалемик Павлов получил
Нобелевскую премию. После того как пер-
вые работы акалемика Павлова по услов-
‘ным рефлексам стали известны иностран-
‘ным ученым, интересе к нему еще больше
возрос. В настоящее время имеется уже
целый ряд иностранных лабораторий, кото-
рые посвятили свою работу изучению
нервной леятельности по методу Павлова.
Особенно широкое распространение полу-
чил метод условных рефлексов в Америке.

юный п бодрый, © глазами, зажженными
творческим энтузиазмом, он всегда  по-
являлся там. где его ученикам требовалась
помощь и поддержка.

Если оценивать все трандиозное насле-
дие Павлова в общем историческом плане,
то должно отметить следующие две черты,
которые красной нитью прошли через всю
его творческую жизнь.

1. Стремление Павлова притти к такому
эксперименту, который бы, насколько это
возможно, приближалея ко естественным
условиям жизни организма.

2. Симпатия Павлова к векрытию нерв-
ных механизмов физиологических процес-
сов, какой бы степенью еложности они ни
обладали. Эт0—так называемый «павлов-
ский нервизм». Стремление Павлова по-
рваль-с традиционными методами физиоло-
гического‘ эксперимента обнаружилось уже
очень рано, в самом начале его научной
деятельности.

Уже в 1878 году он делает попытку от-
казаться от наиболее употребимого спосо-
ба измерения кровяного давления на нар-
котизированном и обездвиженном живот-
nom. Хотя ‘этот способ и дал многое для
физиологии, да и сейчас еще часто упо-
требляется в эксперименте, но все же пля
многих случаев, там, где требуется опре-

‘

‘побеседовать со всеми ‘работниками, озна-

ционные ‘мероприятия в смысле слияния.
гносил в кажлый такой научный спор огром-

отметить успешное завершение этой боль-.

Е И ЕЕ ЕЕ ЕЕ eS ЕЛ

`логию.

26 ФЕВРАЛЯ 1937 Г., № 56 (7022)

—

РУССКИИ УЧЕНЫЙ И.П; ПАВЛОВ—1936

Лечени

В какой бы области физиологии ни про-
текала творческая деятельность И. П Пав-
лова, рано или поздно его мысль неизменно
выходила за пределы физиологическых ра-
мов и устремлялась в сторону медицины.
Так случилось и тогда, когда об’евтом его
исследования стала работа высших отде-
лов пентральной нервной системы. Изуче-
ние нормальной деятельности этих отделов
{высшей нервной деятельности) вызвало у
И. П. Павлова живой интерес и Е заболе-
ваниям толёвного мозга, т. е. в тем заболе-
ваниям, которые у Человека издавна из-
вестны пол названием «душевных болез-
ней» и составляют предмет психиатрии.

Еще летом 1918г. И. П. стал регулярно
посещать одну из ленинградских психиатря-
ческих больниц, знакомясь здесь с. различ-
ными картинами нервно-психических забо-
леваний. Но особенно близко он подошел
к проблемам клинической психиатрии в по-
следние 5 лет своей жизни, когда но поста-
новлению нашего правительства, пошедше-
го навстречу его желанию, при вверенных
ему лабораториях была открыта спепиаль-
ная психиатрическая клиника. я

В течение последних лет, в процессе
экспериментального исследования высшей
нервной деятельности животных, в_ Физио-
логических лабораториях И. ИП. Навлова
было установлено, что при всяком чрезмер-
ном, как по длительности, так и по интен-
сивности, раздражении нервные клетки
перехолят в состояние торможения и пре-
кращают свою деятельность, обнаруживая
как бы предел евоей работоспособности. Это
торможение, предохраняющее нервные клет-
ки от губительного для них истощения, ве-
дущего к их разрушению, было названо
запредельным или охранательным. Г

Еще значительно ранее того, как в ла-
боратории были изучены явления охрани-
тельного торможения, в клинике внимание
И. П. Павлова было привлечено к картанам
так вазываемого кататоничесвого ступюра,
чаще всего наблюдающегося при пизофре-
нии. Внимательно изучая этих больных, на-
ходящихся в течение многих недель и ме-
еяцев в состоянии полного оцепенения,
обездвиженности и молчания, И. П. пришел
в конце концов к заключению, что их нерв-
ная система, резко ослабленная под влия-
пием каких-либо внешних истощающих в03-
действий или внутрителесных нарушений
(заболевания обмена веществ, токсические
процессы и т. п.), находится в состоянии
разлитого охранительного торможения, пре-

Академик И, П. Павлов и американский физиолог Вальтер Кеннон в Бостоне .
г в 1929 году. .

Павловские «среды»

Эти беседы по средам имели для нас,
молодых сотрудников, огромное воспита-
тельное значение и представляли громал-
ный научный интерес. Обсуждая работы,
Иван Петрович извлекал из своей фено-
менальной памяти опыты,  проделанные
Много лет назад бывшими сотрудниками:
Он помнил все опыты до мелочей, до от-
дельных цифр. ло клички каждой собаки.
Bea колоссальная работа, пролеланная на
протяжении свыше двух десятков лет мно-
тими исследователями, сохранялась в его
  памяти, как будто сделанная вчера.

Благодаря этим «ерелам» чрезвычайно
повышалея интерес к своей работе. Каж-
дому работнику становилось ясным, какое
значение и какой смысл имеет его  соб-
ственная небольшая работа в общем гро-
мадном деле. 3

Эти «среды» стали настоящим  опера-
тивным штабом, куда притекали сврления
со всего фропта научной работы, где они
взвешивались и оценивались и где строи-
зись планы новых атак и новых наступле-
ний. А ‹«нагтупление» на неизведанное пе
прекращалось у Ивана Петровича ви на
одинь день.

Не мудрено, что скоро «ереды» стали при-
плекать все большее число физиологов. В
небольшой библиотеке можно ‘было видеть
бывших «павловнев», теперь самостоятель-
ных ученых, на несколько дней оказав-
шихся в Ленинграде, физиологов из других
анститутов, психиатров,  невропатологов
и т.м. Библиотека перестала вмещать всех
желающих. Пришлось перенести «среды»
в обиирный зал Физпологического инсти-
тута. Можно сказать, что в последние
годы - весь о физиологический  Ленинграл
собиралея на павловекие «ередых».

С 10 часов утра до 5 часов вечера Иван
Петрович Павлов регулярно проводил в ла-
боратории. Он успевал переговорить о ра-
боте со всеми сотрудниками и присутетво-
вать на ряде опытов, где он считал свое
личное присутствие особенно важным.

Но по мере роста евоих лабораторий и
увеличения числа сотрудников Ивану Пе-
тровичу становилось все труднее успевать

комиться с зезультатами их опытов и на-
метить план работы на ближайшие дни.
И тогда Иван Петрович выделил опреде-
ленный лекь и часы, специально посвятив
их обсуждению ведущихея работ. Это бы-
ли среды; с 10 ло 12 часов.

И вот по средам в библиотеку Физиоло-
:нческой лаборатории Академии “наук (впо-
следствии Физиологичеекого института, а
затем Института высшей нервной деятель-
ности) к 10 часам утра стали собираться
сотрулники из лабораторий’ Ивана Петро-
вича в Институте экспериментальной меди-
цины, в Военно-медицинской академии и
местные работники лаборатории Академии
наук. Так начались, ставигие впоследствии
столь популярными, павловокие «ереды».

На «средах» кажлый из сотрудников по
очереди докладывал 0 своих последних
спытах, о своих неулачах и достижениях.
Результаты опытов подвергались оживлен-
ному обсуждению, порой ‘возникали споры
п. дискуссии, при чем ничто так не радо-
вало Ивана Петровича, как столкновение
мнений и торячие дебаты. Со свойствен-
ным ему темпераментом ‚ Иван. Петрович,

В КВАРТИРЕ
И.

На углу набережной Невы и 7-й линии
Васильевского острова стоит crap
дом, украшенный колоннами. На стене хо-
ма мраморная квадратная доска, на которой
золотыми буквамн высечена надпись:
«Здесь. жил и умер `
великий советский ученый

ный азарт. Тут же планировадиеь лаль-
нейшие опыты, которые должны были дать
ответ на поставленный вопрос, рептить, на

чьей стороне правда. Конечно, в огромном Пенное начинание Ивана Петровича— академик
бельшинстве случаев «господин факт» ре-   павловекие «среды» продолжается и по- Иван Петрович
ал епор-в пользу Павлова, но случалось   выне в физиологическом институте им. ПАВЛОВ.
пногла. что правильным оказывалось об   И. П. Павлова. 1849 — 1936».

На этих «ередах», которыми теперь руко-
волит Л. А. Орбели, попрежнему заслуши-
`ваютея доклады сотрудников, ведутся об-
суждения, возникают научные дискуссии
и планируется работа на будущее.

_ Мы тверло верим, что хотя Ивана Пе-
тровича нет уже среди нас, но лело его
живо. и при той мощной поддержке, кото-
рую партия и правительство оказывают
науке вообще и делу Павлова в чает-
ности, оно будет расти и развиваться
на пользу нашего строительства п во сла-
ву советской науки. поемертная маска.

Проф. Е. КРЕПС. Рядом кабинет великого ученого. Шка-

eT ЕЕ РЕ Ы SS a ee 88
————

Скромная лестница ведет во второй этаж.
Попрежнему на дверях висит медная до-
щшечка: «Иван Петрович Иавлов».

Ничто не изменилось и в квартире. Же-
на покойного, Серафима Васильевна, любов-
но и тшательно хранит все. связанное ©
памятью И. НП. Павлова.

Стены_ гостиной,, где любил отдыхать
Иван Петрович, все так же урешаны кар-
тинами, так же стоят все тот же диван,
кресла, статуэтки. В этой комнате лежало
тело покойного, здесь была снята с него

яснение, ланное тем или иным сотрудниЕом,
и тогда ИМван Петрович тотчас’ признавал
его правоту, подчеркивал ее, всячески оло-
бряя проявление самостоятельности мысли.
п никогла не держась за старые об`ясне-
няя, если можно: было найти более про-
стое толкование. Нередко получалось так,
что сотрудники оказывались «более рояли-
стами, чем сам король». Они еще крепко
держались за толкование, данное Павловым
Hexen назад, а сам Иван Петрович, неот-
„ступно облумывая и на все лады перево-
рачивая в своей голове вопрос, давал ему
уже иное, новое толкование. `

ВЕЕТ ИЕ

Таким образом, мы видим, что в этих
направлениях павловский гений нашел се-
бе достойных последователей, которые со-
здают славу советской науки. И еели сам
Павлов положил начало своей школе еще
задолго до революции, то «учение о тро-
фической иннервации» акад. Орбели и
«учение о нервной трофике» проф. Спе-
ранекого надо считать  лействительными
созданиями советской науки.

Несколько иначе дело обстоит с физно-
логией высшей нервной леятельности, ко-
терой`Лавлов посвятил последние тридцать
пять лет своей жизни. В силу того, что
расцвет павловской школы был связан с
широким развитием ‚учения 06 условных
рефлексах, как раз именно эта область
имеет в советской физиологии наибольшее
число последователей, а отсюда естествен-
ное многообразие и линий изучения. Наи-
более цельным направлением в области
высшей нервной деятельности является
школа проф. Быкова (ВИЭМ), который на-
правил изучение условных рефлексов в
сторону работы внутренних органов”и ин-
тимных биохимических процессов в орга-
низме. Результаты многих ‘исследований
его лаборатории показали, что через кору
головного мозга можно влиять на все вну-
тренние органы по принципу временных
связей, т. е. условного рефлекса.

Эти пселедования, конкретизируя все
старые, темные представления 0 «само-
внушениях» ?н психотерапевтических в03-
действиях, ставят на научный фундамент
вопрос о практическом воздействии через
центральную нервную систему на интим-
ные пропеесы человеческого организма.

Классическая линия изучения условных
рефлексов, как она велась самим академи-
ком Павловым, представлена рядом частных
работ, которые. ведутся в разных лабора-
ториях ВИЭМ и Академии наук (Подкопаев,
Андреев, Розенталь, Купалов и Петрова).
Из сказанного видно, что в области выс-
шей нервной деятельности мы видим боль-
шее разнообразие линий исследования, чем
это было ‘в области. изучения  тро-
фической функции” нервной системы. На-
ряду с организационными вопросами шко-
лы после смерти учителя очень важным
оказался также и вопрос о путях дальней-
шего развития павловского научного Ha-
следия.

Учитывая многообразие рабож советских
последователей Павлова ин чрёзвычайно
широкую: деятельность иностранных уче-

`Так, например, собственно пищеваре-
ние, полно и всесторонне разработанное в
лаборатории Павлова еще в 90-х годах, в
настоящее время ставится в теснейшую
связь с процессами не только нервной, но
и гуморальной регуляции. Это направле-
ние, представленное в школе проф. Разен-
кова (ВИЭМ), дало уже богатейшие резуль-
таты, сделав «павловский нервизм» ядром
этого нового направления, известного под
именем нейро-гуморальной теории. Она
ведет об’яснение сложных соотношений в
организме не только е точки зрения одного
‘чисто нервного фактора, но пытается, —
в во многих случаях успешно, — об’еди-
нить нервный процесс со специальными
жидкостными, химическими возбудителями,
которые тесно переплетаются с самим
вервным процессом.

Другая ‘линия исследования, начатая
акад» Павловым, нервно-трофические
функции организма-—в настоящее время
стала наиболее характерной чертой веей
советской физнологии и медицины. Нача-
Toe еще в. семидесятых - годах прошлого
столетия блестящее исследование Павлова
06 «усиливающих нервах сердца» шаг за
шагом оформлялось потом в представление
о наличии в организме широко разветвлен-
ной нервной системы, заведующей трофи-
кой, т. е. сложными биохимическими ус-
ловиями жизнедеятельности отдельных ор-
ганов.

Вопрос о трофической функции сразу же
был поставлен на прочный. физиологиче-
ский фундамент, как только старейший
ученик И. П. Павлова Орбели со своим со-
трудником Гинецинеким показал прямое
действие симпатической нервной системы
на утомленную и работающую мышцу. Это
открытие послужило стимулом для органи-
запии нелой школы иселедователей, об’-
елиненных в настоящее время академиком
Орбели. Но, наряду с чисто физиологиче-
ской линией изучения трофической иннер-
вации, из лаборатории же Павлова разви-
галось и другое, более универсальное fH,
если так можно выразиться, более ме-
днпинское направление. Оно широко из-
вестно в нашем Сотозе как «учение о нерв-
ной трофике» проф. Сперанского. Здесь
взглялы на трофическую функцию нервной
системы развились в представление 00

делить
мальной, естественной жизни животного,
этот метод неприменим. Молодой Навлов,
имевший уже определенную методическую
концепцию, предложил способ, по которо-
му у нормального, веселого животного в ес-
тественных условиях можно было измерить

кровяное давление в условиях HOp-

кровяное давление, сохраняя всю TO-
ность прежнего метода.

Но особенного расцвета эксперимента-
торский гений Павлова достиг в области
выработки так называемых  «хрониче-
ских» методов для изучения пищевари-
тельных процессов. Здесь он произвел
целую революцию, и после его операций и
исследований глава о пищеварения была
построена заново. В сущности это же стре-
мление экспериментировать в естественных
условиях он в значительной степени пере-
нее и на изучение нервной деятельности
по разработанному им методу условных ре-
флексов. Все эти методы так обогатили фи-
зиологию, такие широкие горизонты рас-
крыли перед этой наукой, что академик
Павлов по праву вошел в ее историю как
«старшина  физиологов мира» — звание,
полученное им на международном конгрес-
се физиологов в СССР.

Что же стало из его богатейшего насле-
дия ведущим ‘для современной физиологии
и какие линии развития продолжаются у
нас в СССР теперь, когда не стало нашего
учителя?

В смысле общего влияния Павлова на
научное мышление его значение перешло
далеко за пределы физиологии и, как пра-
Вильно заметил Баркрофт, оказало влияние
и на другие науки.о жизни. В самой же
физиологии ‘К’ настоящему моменту четко
определились три направления, инициати-
ва которых по праву приналлежит акаде-
мику Павлову: это —— пищеварение, уче-
ние о нервно-трофических функциях и уче- и
ние о высшей нервной деятельности. упивереальном значении центральной нерв-
направления, разрастаясь и связываясь   HOH системы для всех случаев болезнен-
со смежными пауками. заполнили собой по   ных слвигов в человеческом организме, п
существу почти всю современную Ффизио-   910 човело в революционному перевороту

в ряде областей медицинской правтики.

Sis oy eS Pa at ee ee ee

e CHOM

дохраняющего ее от дальнейших непосиль-
ных расходов.

Тогда совершенно естественно B клинике
возникла мысль о том. что усилия лечащего
врача должны быть устремлены не на TO,
чтобы как-либо прервать это состояние
больного, как-либо нарушить его, а, наобо-
рот, должны быть направлены к тому, чтобы
всемерно углубить охранительное торможе-
ние, дать возможность истощенным нервным
клеткам восстановиться.

Для этой цели было решено перевести
у этих больных охранительное торможение
при помощи снотворных и наркотичеёких
средств в крепкий и длительный сон, не
останавливаясь и перед глубоким нарко-
зом (в течение 10—12 суток). Работа эта
была начата клиникой в первых числах
supapa 1936 г., еще при жизни И. П..,
и сразу же дала обнадеживающие резуль-
таты, доставившие ему большую радость,

Смерть И. П. Павлова не прекратила этой
работы. В течение 1936 г. напряженная
работа всего коллектива БЛИНИБИ и © кон-
сультанта-терапевта проф. П. Шварц
дала возможность провести 85 длительных
наркозов, при чем в ряде случаев теория
охранительного торможения нашла пре-
красное подтверждение: больные верну-
лись домой и возвратились к трудовой дея-
тельности. -

Клиника провела большую работу и
в области  экспериментально-клиниче-
ского исследования различных форм охра-
нительного торможения, стараясь выделить
из них те формы, которые в наибольшей
степени поддаются лечению. Однако как в
области усовершенствования самого метода
сонной терапии, так и в уточнениях пока-
заний для его применения предстоит еще
большая работа. На том исследовательском
пути, который был указан и завещан по-
койным академиком И. П. Павловым, Ели-
ника стремилась к установлению теснейшей
связи между  патофизиологией головного
мозга (патологией высшей нервной хеятель-
ности) и исихиатрией, между лаборатор-
ным экспериментом и клинической прак-
THROM. Е

Ибо «ланные науки всегда проверялись
практикой, опытом. Наука, порвавшая
связи с практикой, с опытом, — какая же
это наука?» (Сталин). =.

Проф. А. Г./ИВАНОВ-
СМОЛЕНСКИИ.

АКАДЕМИКА

П. ПАВЛОВА

фы и полки, уставленные книгами. Пись-
менный стол, где все предметы оставлены в
том же порядке, как и при жизни Ивана
Петровича. Малый перекидной календарь
открыт Ha 21- февраля 1936 года-нослед-
нем рабочем дне ученого, накануне грип-
позного заболевания, приведшего в смер-
тельному исходу. Тут же чернильный
прибор, сделанный в виде пирамиды и
сфинкса у ее подножия. Слева, у окна, —
статуэтка Jl. И. Менделеева, сидящеге в
кресле, работы академика Гинзбурга.
В центре стола, за чернильным прибором, —
фотокарточки профессоров Мартынова и
Грекова, сделавших Ивану Петровичу не-
сколько лет назад удачную операцию. По
бокам заботливо расставлены фотографии
любимых внучек-— Людмилы и Марии.
Среди сзмых дорогих реликвий Серафи-
ма Васильевна хранит и телеграмму това-
рищей Сталина и Молотова, заботливо под-
державших ее в тяжелые дни после кончи-
ны Ивана Петровича.

я Н. ВОРОНОВ.
у Ленинград.

Ш

ных в этом направлении, перед классиче-
ским учением условных рефлексов стоит
сейчае важнейшая проблема взять в свои
руки инициативу по об’единению разно-
образных направлений исследования. Но
совершенно очёвидно, что эта задача мо-
жет быть выполнена только при наличия
и обратного влияния. Учение 0б условных
рефлексах должно быть тесно связано, без
потери его принципиальной сущности, с9
всеми  хостижениями мировой науки в
области физиологии центральной  нерв-
ной системы. Только при этом условии
мы можем рассчитывать на сохранение
того высокого авторитета советской на-
уки, который ей был\ создан нашим
тениальным учителем. Не может быть ни-
какой, даже самой великой, теории, ° ко-
торая ухолила бы от связи с успехами
смежных наук и не испытывала бы на се-
бе их влияния.

Мы, ученики Павлова, все знаем, как
тесно сам Иван Петрович был связан со
всем тем, что делается в мировой физио-
логии, и потому после его смерти холжны
еше более развивать это взаимное обще-
ние. «Изоляционистская» линия в учении
об условных рефлексах принесет только
врел, в в первую очередь вред для совет-
ской науки.

А между тем такие настроения в неко-
торой степени свойственны кое-кому из п0-
следователей учения Павлова, и налипо
опасность, что эти настроения могут сде-
латься прикрытием для невежества.

Вот почему поручение руководства
всеми лабораториями академика Павлова
академику Орбели надо считать чрезвычай-
не благоприятным фактором для развития
учения Павлова. Широкий фронт исследо-
ваний школы Орбели по линии общей ней-
рофизиологни п его компетентность в BO-
просах мировой неврологии служат Ереп-
вой порукой тому, что дело Павлова #8
верном пути.

Трудно в размерах этой статьв дать
достаточно полное представление о размахе
того влияния, которое оказал на советскую
физиологию гигант мысли акалемик Пав-

вспахал русскую физиологическую целилу
ц щедро сеял в нее вею жизнь семена своего
неистощимого творчества, и сейчас совет-
ская наука собирает богатую жатву.

Учение Павлова — бессмертный влад В
мировую науку.

лов. Крепкими мускулистыми руками OF

et

A „г

04%

Ha MS

pact

weno В
рудниче
sm Te
ga acct
ig Hoe
(pao.

hones
уни
пблиЕ
Орде
ТОВ
gered

ib. 0
тва»
ина
пбудь

зрегова
Олнот
АМИ

Дени
п про

мен
азия
Час
рану
рат
+ Tap
mney
тон
пани
(mtd
nvaHe
qecr
lym
1B Pit
Yo)
i, we
стро
вот
втрое
bi a
Cam
ео:
Ta,

ВАНО

baer
м,

ep

ton

lune

Ry

aon

>
ait

Shae
ag
iba]
rpaty
} by
OH
ayaa
nay
an
it)

bi