10-

HS
Ни.

—

pF.
ле-

ЧА,

at
01°

ep:
ПОХ

кой

Но

30-

pro
par
ТБ
pe-
i

ra

ys
yi

ys
ко
pa-

ст

4 ИЮЛЯ 1945 г., № 158 (9929)

es Е

Дар чехословацкого правительства
Академии наук СССР

Беседа с министром народного просвегцения Чехословацкой
респиблики профессором Зденек НЕЕДЛЫ

Как уже сообщалось в «Правде», пра-
тительство Чехословацкой республики по-
становило передать в дар Академии
наук СССР хранящийся в Праге рус-
ский исторический архив. Посетивший М -
скву министр народного просвещения
Чехословацкой республики профессор Зде-
nex Неедлы в беседе с корроспондентом
«Правды» поделилея подробностями о про-
исхождении этого архива и его содержа-
НИИ.
— Народы освобожденной  Чехослова-
кни,— заявил профессор Зденек Неедлы,—
пренеполяены чувством глубокой благодар-
ности Советакому Союзу за избавление на-
шей страны от гитлеровцев. Одним из про-
явлений этого сердечного чувства являет-
ся решение чехословацкого правительства
0 передаче. в дар Академии наук ООСР, в
связи с её 220-летием, русокого историче-
ского архива, наечитывающего в своих фон-
дах свыше 10.000 инвентарных номеров.

Пражокий архив возник в двадцатых го-
дах текущего столетия, когда за предела-
ми Созетокой Росели оказалось много доку-
ментов, связанных .с деятельноетью рус-
ских частей ин соединений — участников
первой мировой войны 1914—1918 годов.
В него вошли, в частности, представляющие
значительный исторический интерес ма-
териалы, освещающие боевую жизнь дон-
еких казаков.

Из года в год архив пополнялея новыми
документами. В его фонды поступили мате-
риалы, хранивитиеся ранее в Англии, Фран-
ции, Швейцарии и других странах Заладной
Европы. Удалось приобрести и документы,
отражзющие заграничную работу русских
революционеров пропклого столетия.

Архив даст советоким исследователям но-
вые сведения для изучения революционного

Подготовка к наблюдению затмения солнца

9 июля 1945 года произойдет полное за-
тмение солнца. В беседе с корреспондентом
«Правды»  член-корреспондент Академии
nays CCCP, председатель Всесоюзного ‘астро-
номо-геодезического общества профессор
А. А. Михайлов сообщил:

— Первыми предстоящее полное затме-
ние солнца увидят жители штала Айдахо
(Соединенные Штаты Америки). Тень, ки-
дазуая луной на землю, образует полосу,

движения в Госсии. Громадную ценность
представляет, например, входящий в него
лондонский архив Александра Герцена: егэ
переписка, наброски литературных и фи-
лософских произведений. Значительное ме-
сто в коллекции важнейших документов 3а-
нимает архив друга и советника Герцена—
поэта-революциюнера Николая Огарёва.

Специальный раздел составляют письма,
произведения подпольной печати, листовки
и другие документы, относящиеся к началу
двалцалого столетия. Из них можно почерп-
нуть интересные сведения о революционном
движении на Дальнем Востоке Российской
империи в период с 1903 по 1908 год, о
деятельности русских революционеров, эми-
грировавших после 1905 года во Францию
я Швейцарию.

Ценные данные в архиве найдут иселе-
дователи, лзучающие историю гражданской
войны в СССР.

Документы, содержащиеся в архиве,
исключительно разнообразны. Наряду с

дневниками и письмами отдельных лиц
здесь можно найти коллективные труды,
произведения печали, фотографии, геотра-
фичесжие карты и даже денежные ассигна-
ции. Вея эта богатейшая коллекция хра-
нитея сейчас в Праге, в специальном по-
мецении Славянского института. Muo-
те её документы, представляющие боль-
шой исторический интерес, пока ещё не
опубликованы.

Вынося решение о передаче русского
исторического архива в дар Академии налв
СССР, правительство Чехословацкой pec-
публики исходило из намерения  все-
мерно помочь учёным Советского Союза в
изучении славного пропелото великого рус-
ского народа.

96 сотых диска солнца. В Москве и в боль-
шинетве других пунктов ООСР, где пред-
стоит наблюдать частное затмение, про-
должительность его составит около двух ча-
сов.

Специально созданная комиссия Акаде-
мии наук CCCP проделала больную рабо-
ту, предшествующую наблюдению солнеч-
ного залмения. В пункты, расположенные
по всей полосе полного затмения, уже вы-
ехали экспедиции Главной астрономической

‘овнаркоме СССР установил начало 1945—
46 учебного года в высших учебных заве-
дениях и техникумах—1 сентября. Студен-
там вузов и учащимся техникумов  предо-
етавляютея полуторамесячные каникулы ©
15 люля по 1 сентября.

ея довоенный трафик занятий в вузах и
техникумах: осенний семестр—с 1 сентяб-
ря по 24
25 января по.б февраля, весенний се-
местр-——е 7 февраля по 30 июня. я

ки приёма в высмтие учебные заведения и
техникумы: прибм заявлений— по 15 авгу-
ста, приёмные экзамены-—е 1 по 25 авту-
ста, зачисление в число етудентов—е 25
по 30 августа, & лиц, принимаемых, в ео0т-

ПРАВДА

Вчера на выпускном вечере в 29-й школе Фрунзенюкого района гор. Мюсквы были

вручены аттестаты зрелости окончившим школу. На снимке: группа выхускниц,
удостоенных золотой медали (справа налево): И. В. Птицына, С. А. Брусенцева,
Е. В. Гливенко, Т. Д. Карбышева а Ю. М. Грейсух. Фото С. Коршунова.

Начало учебного года в вузах и техникумах — 1 сентября

Комитет по телам высшей школы при  ветствии е правилами приёма, без экзаме-
нов, по 15 автуета. Предельный срок’ за-
числения ‘на оставшиеся вакантные ме-
eta — 10 сентября. Лица, не приступив-
Mune к занятиям до 10 сентября, отчиеляют-
ся из учебного заведения.

Как и в прошлом году, руководители го-
сударетвенных, кооперативных и обществен-
ных предприятий, организаций и учрежде-
ний обязаны предоставлять лицам, допу-
щенным к приёмным экзаменам в вузах и
техникумах, отпуск без сохранения 3apa-
ботной платы на период этих экзаменов,
с учетом времени, необхотимого для проезда
в учебное заведение и обратно. Принятые
в высшие учебные заведения и техникумы
освобождаются от работы за 10 дней до на-
чала учебных занятий,

8 « (Або.

С нового учебного гола восстанавливает.
января, зимние. каникулы-—®

На 1945 под установлены следующие еро-

Производственные успехи
металлургов

отведены итоги работы предприятий
черной металлургии в июне. Доменщики и
сталевары добились в прошлом месяце pe-
кордной выплавки чугуна и стали. Еще 60-
лее эначительно в03рос выпуск проката и

Угольная промышленность
перевыполнила полугодовой
план

Утольная промышленность перевыполни-
ла государственный план добычи угля за
июнь, 3& второй квартал и первое полуго-

которая пересечет штат Монтана, террито-

ряю Канады, Гудзонов залив, южную часть   обсерватории в Пулкове, Таликентекой,.

Баффиновой земли. Олееской, Кмевокой и Абастуманекой 0й-

На восточном берегу Гренландии зона   серваторий, астрономического института им.
наблюдения полного солнечного залмения   Штернберга, Ленинградского и Вазанского
достигнет крайней северной точки. На 70-м   университетов и других научных ортапи-
градусе северной широты и 20-м градусе   заций. Экспедиции снабжены инетрумен-

заладной долготы полное затмение бу-
дет иметь ‘наибольшую  продолжитель-
ность — 75,6 секунды.

Пробежаз через Гренландекое море, лун-
чая тень на широте Северного полярного
круга коснется побережья Норвегии, пере-

сечет Швепию, Ботнический залив, Фин-
ляндню и у берегов Ладожского озера вету-
пит на территорию

Злесь в пределах полосы полного затме-
ния расположены Рыбинек, Ярославль,
Иваново, Шуя. Аральек, №зыл-Орда и доу-
гие города. Заключительную фазу полного
затмения можно будет наблюдать в горах
К северу от Андижала.

Весь путь длиною около 12 тысяч ви-
лометров лунная тень пройдет за 147 ми-
HYT со средней скоростью около 1,4 кило-
метра в секунду.

Москва и ряд других крупных горолой
нашей страны, в том числе Горький, Куй-
бышев, Сызрань и Ташкент, будут нахо-
диться недалеко от границы полосы полно-
го затмения. В этих городах удается наблю-
Дать частное затмение очень большой фа-
зы.

В Москве в момент наибольшей фазы за-
тмения —в 17 часов 24 минуты по мос-
ковскому времени — будет закрыто луной

Полет аэростата «СССР ВР-70»

Вчера, в 13 часов 5 минут, с площадки, рас-
положенной близ Москвы, стартовал в сво-
бодный полет аэростат «СССР ВР-70» об’е-
мом в 600 кубических метров. Полет пред-
принят Центральной аэрологической обсер-
ваторией Главного управления гидрометео-
рологической службы Красной Армии с
целью научных наблюдений за атмосферным
электричеством. Экипаж состоит из коман-
дира— старшего лейтенанта Зиновеева и на-

единому плану, что особенно важно для

тами и приборами, необходимыми для своей
работы.

В наблюдениях примут участие свыше
150 научных работников, в том числе зкз-
демик В. Г. Фесенков, возглавляющий ко-
миссию по подготовке и проведению на-
блюдения солнечного затмения 1945 года,
академик Н. Д. Папалекеи, члены-коррес-
понденты Академии наук Г. А. Тихов, С. Н.
Блажко, (С. В. Орлов, А. А. Михайлов и xpy-
гие ученые.

Все наблюдения будут проводиться по

исследования изменений, происходящих в
солнечной короне. Во время затмения
должны изучаться солнечная корона и хро-
мосфера (слой газов, окружающий видимый
диск солнца), а также излучение различ-
ных частей фотосферы солнца (его види-
мой светлой поверхности), отклонение све-
товых лучей от прямолинейного пути пол
влиянием солнечной массы и т. д. Будут
оргажизованы магнитные наблюдения. В
пяти различных пунктах решено провести
фотографические наблюдения солнечной ко-
роны однотипными приборами.

С помощью отраженных радиоволн пред-
стоят также наблюдения над ионизацией вы-
соких слоев земной атмосферы.

учного сотрудника — инженера Боровикова,

Поздно вечером от т.т. Зиновеева и Боро-
викова была получена телеграмма, в кото-
рой они сообщили, что посадка произведена
благополучно у деревни Банеево, в районе
города Александров, Владимирской области.

Этим первым после войны научным поле-
том аэростата положено начало серии раз-
носторонних научных наблюдений, которые

восстановлением цехов для производетва
товаров. широкого потребления. Как извеет-

выжиг кокса. .

По сравнению с июнем 1944 года вы-
плавка чугуна возросла на 19 процентов,
стали — на 18 процентов и выпуск про-
ката— на 22 процента. Успенгно работали
горняки, добывитие на 46 процентов боль-
ше железной руды, чем зв июне пропилого
года. BP nt

Высоких показателей добилиеь металлуо-
ги восстановленных предприятий Юга.

ЕО

О производстве товаров
широкого потребления

Секретариат ВЦОПС обсудил зопрос о ра-
боте профсоюзных организаций в связи ©

но, промышленным предприятиям союзных
наткоматов разреено продавать через евою
торговую сеть рабочим и служащим до 25
‘процентов пролукцщии, вырабатываемой эти-
ми цехами из отходов предприятия. бекре-
тариат ВЦСПС предложил фабрично-завод-
ским комитетам добиться, чтобы кварталь-
ные планы выпуска товаров широкого по-
требления были установлены ©воевременно.
Совместно © директорами заводов необхо-
димо создать бригады инженерно-техниче-
оких работников, рабочих и профаютива
для выявления возможности расптирения
производства изделий ширпотреба.
Профсоюзы должны вместе с заводекими
бюро рабочего изобретательства организо-
вать сбор предложений о лучшем иеполь-
зовании отходов производства для выработ-
ви товаров, регулярно обсуждать на про-
изводственных совещаниях вотросы уве-
личения выпуска изделий, улучшения их
качества и снижения себестоимости. Надо
установить повселневный контроль над
своевременной доставкой товаров, выраба-
тываемых цехами птирпотреба, в матазины
орсов для продажи рабочим и служащим.
(ТАСС).

дие 1945 года.

Прирост добычи угля в первом полугодия
1945 года в сравнении с первым полуго-
дием 1944 года составил более 26 процен-
тов.

Особенно хорошо работали в июне и пере-
выполнили план добычи утля комбинаты:
Оталинутоль,  Артемутоль,  Ростовуголь,
Молотовуголь, Челябинекуголь, Свердловек-
уголь, Востсибуголь, Хабаровскуголь, Груз-
уголь и треет Ленинградуголь.

Июньекий план добычи угля выполнили
также комбинаты Ворошиловградуголь, Дон-
бассантрацит, Москвоутоль, Кузбаесуголь,
Кемеровуголь, Карагандауголь и Приморек-

УГОЛЬ.
ое
Юбилей старейшего педагога

Общественность Москвы вчера тепло от-
метила 80-летие старейшего педагога-обще-
ственника, действительного члена Академии
педагогических наук РСФСР и заслуженного
деятеля науки Николая Владимировича Че-
хова. юбилей совпал с 55-летием его
общественно-педагогической деятельности.

За свою долгую жизнь Н. В. Чехов —
учитель учителей — прошел большой и слав-
ный путь. Он воспитал целую плеяду спо-
собных научных работников. Его перу при-
надлежит более 700 печатных работ по исто-
рии народного образования, методике пре-
подавания русского языка в нерусских шко-
лах, по основным вопросам педагогики и
школоведения.

За многолетнюю плодотворную работу
проф. Чехов был отмечен орденом Трудового
Красного Знамени. 27 июня 1945 года Пре-
зидиум Верховного Совета СССР наградил
его орденом Ленина.

“’Цествование юбиляра прошло в дружеской
атмосфере. Заседание открыл. нарком про-
свещения РСФСР тов. В. П. Потемкин. Дей-
ствительный член Ажадемии педагогических
наук Е. Н. Медынский сделал обзор обще-
ственно-педагогической деятельности Чехо-
ва. С приветствиями выступали представи-
тели Академии, Дома ученых, профсоюзэв,
научных и педагогических институтов Мо-
сквы.

Озонь из леса

Густые сосновые леса высокой стеной
тянутся вдоль фовных, как натянутый
шнур, дорог Литвы. По этим широким зелё-
ным аллеям днем и ночью катились тяже-
лые немецкие грузовики, пушки, миномё-
ты, громыхали гусеницами танки, стучали
сапоги пруссаков. А по ту сторону леса
тудели рельсы, и протяжный  паровозный
гудок эхом блуждал между сосен в этих руд-
ницких, подбродских, свенцянских лесах.

Внезапно из этих лесов возникал огонь,
и здесь на оживленных магистралях, за
сотни километров от фронта, разыгрывались
бои. не предусмотренные никакими плана-
ми немепкого командования. Это партизан-
ские отряды обстреливали колонны немец-
ких машин, истребляли солдат, подрывали
рельсы. мосты, электростанпии, Внезапный
огонь из леса был обычным явлением Ha
литовских дорогах. Немпы окружали леса,
посылали в хутора карательные отряды,
сжигали целые деревни, вешали людей на
площадях, а огонь из леса усиливался, и
партизанские удары крепчали, множилось
число убитых немецких солдат, сожженных
машин, подорванных поездов.

Когла едешь по Литве, то видишь вы-
рубленные или сожженные вдоль дорог
участки леса. построенные у хуторов дере-
вянные крепости с бойнипами и веюду —
колючую проволоку. за которой прятались
немепкие офицеры и гестаповцы. Литовские
партизанские отряды «Вильнюс», «Жаль-
терис»; отряд имени Костаса Калиновекаеа
и другие превратились в такие боевые еди-
ницы, которые требовали особого внимания
терманского командования и отвлекали на
себя воинские части, направлявшиеся на
фронт.

0браз легендарного народного героя Лит-
вы, который в замке на берегу Нема-
на вместе со своими воинами сражался

с тевтонами за независимость любимой ро-
HHH, образ человека, который, оставшиеь
В одиночестве, продолжал мочом сносить
головы псам-рыцарям. а затем, окружен-
ный, не сдалея, а бросился в горящий ко-
стер, — был знаменем литовских партизан.
Этим образом были воодушевлены отваж-
ные сыны литовокого народа Брюнислазвас
Урбанавичюе, Винцае Пляткуе, Ионае Лав-
риновичюе, Ионае Кляус п сотни друтих
литовцев, дравшихея за свои хутора, села
и города, за свою свободу и независимость.

Когда на участке железной дороги Под-
бродье—Игналино партизанами было спу-
шено под откос несколько эшелонов: немцы
вырубили в этом районе лес, прилегающий
к полотну, поставили 4 пушки. 16 станко-
вых пулеметов, установили 2 прожектора,
построиля несколько дзотов. через каждый
километр расставили сторожевые будки ©
солдатами. Деревню Могеляны, находящую-
ся в этом районе, они шревратили в кре-
пость и считали, что этот участок, по ко-
торому каждые 15 минут проходили поезда,
гарантирован от партизаноких ударов. Но
именно здесь Брониелавае Урбанавичюс—
молодой, смелый парень из Свенцян-—вме-
сте с Борисом Гольдбергоя под шум про-
ходящих поездов подобралея ночью к по-
лотну дороги, в течение шести минут уста-
ловил тяжелую мину нажимного действия
и отполз обратно в лее.

Бронислазае рассказывает:

— Когда мы отползли, то слышали где-
то немецкий говор, смех, пение, которое Jo-
носилось из дзота, где-то лаяла собака, и
все это постепенно заглушалоюсь нарастаю-
щим шумом приближающегося поезда. Серд-
ца наши сжались. Секунды тянулись мед-
ленно. Затем мы увидели красно-белый
блеск, услышали взрыв, волнами покатив-
шийся по лесу, и десятки менее оглушитель-

ных взрывов. Немцы открыли беспорядоч-
ную стрельбу из пушек и автоматов, но бы-
ло уже поздно.

На этот раз подрывной отряд Урбанави-
ч10са пустил под откос 7 вагонов со снаря-
дами, которые взрывались в течение не-
скольких часов, 2 самолета, установленные
на платформе, и уничтожил многих немцев.
Три дня не ходили потом поезда по этой ожи-
вленной военной магистрали. Это был шеет-
надцатый эшелон, взорванный Урбанавичю-
сом. В этом же районе Брониелавас взрывал
шоссейную дорогу, которую несколько лет
назад строил своими руками.

7 нсября 1943 года, в день, когда
немцы жестоко расправлялись с народными
метителями, неуловимый Урбанавичюс вме-
сте со своим братом Болеславом и партизаном
Пестовским вочью вошли в свой родной го-
род Свенцяны. Они тихо проникли во двор
электростанции, прошли мимо флигеля, где
находилось 170 эсэсовцев, и незамеченными
пробралиеь в злание станции.

— Руки вверх!—крикнул Брониславае
четырем мастерам и отвел их в сторону. Он
сам привязал взрывчатку к машинам, взял
с собой мастеров и ушел, Через несколько
минут раздался оглушительный взрыв, ко-
торый потряе весь город. Эсэсовцы, как оша-
лелые, выскочили на улицу и открыли бес-
порядочную стрельбу. Но группа Урбанави-
чюса была уже далеко.

Нет возможности описать все подвиги, со-
вершенные этим смелым, отважным парти-
заном. Он был неутомим, молод, энергичен.
Ему помогали его брат Болеслав и сестра Ре-
гина, которая часто приходила в лес с но-
востями, а уходила в город с листовками.
Каждый раз. после этого на улицах. Свенцян
красовались лозунги, призывающие бить
пруссаков. Взбешенные немцы посылали
против партизан одну карательную экепе-
дицию за другой. Комиссар отряда Винцае
Пляткас рассказывал мне, как гестаповцы
расправлялись с жителями деревни Пер-
цупа.

— Эсэсовцы приехали в деревню на двух
грузовых машинах, за ними приползли два
тяжелых танка. Деревня была окружена. По
команле офицера из домов выводили стари-
ков и женщин и расстреливали на площади.
приговаривая: «Партизан». Не пощадили
даже шестилетнего мальчишку, который ска-
зал офицеру: «Дядя, не убивай меня». Под
конец они обложили дома соломой и под улю-
люкание офицеров подожгли их вместе с
людьми, которые находились там. Когда же
несчастные жертвы пытались выскочить из
огня, их встречали автоматной очередью.
Так была сожжена эта деревня, так погибли
ее жители. Уцелели лишь те, которые в этот
момент находились в поле, и те, кто был в
лесу у пафтизан.

Преступление немецких мерзавцев в Пер-
цупэ не запугало и не остановило партизан.
В этот же день в районе Перцупэ, который
немцы считали уже покоренным, был убит
офицер. Взорвались на минах две автомали-
ны с солдатами и подорван один танк.
Замученные гитлеровокими палачами жите-
ли деревушки‘ были отомщены.

Огонь из леса усилился, поезда продол-
жали катиться под откос, паровозы взле-
тали на воздух, танки на полном ходу сва-
ливались в кювет с порванными гусеница-
ми. В Литве шел бой, беспрерывный и упор-
ный. Фронт тянулся по лесам, которыми так
богата Литва. Литовская земля горела под
немцалии. Их не спасали ни репрессии, ни
крепости в хуторах, ни колючая проволока.

Так сражались за свою свободу литовские

крестьяне, рабочие, интеллигенты, не поже-
лавшие видеть на своей земле непрошенных,
ненавистных пруссаков.

Правительетво высоко оценило заслуги
перет Родиной. литовских партизан. Указом
Президиума Верховного Совета СССР от
2 июля 1945 г. отважному сыну Литвы
Врониславас Урбанавичюс присвоено звапие
Тероя Советекого Союза.

М. МЕРЖАНОВ.

ИЕ Ту РАК

И 1 ae eee

МАЛЕНЬКИЙ Б
ФЕЛЬЕТОН a
Гражданин Перчиков небыл рабом своих
страстей. Разумно’ управляя своими жела-
ниями, он умел довольствоваться доступным
и, выражаясь фигурально, «не строил в03-
душных замков». Но одна непоборимая
страстишка у него все-таки была: Перчи-
ков любил помыться в бане. И не просто
помыться, а со вкусом, е удовольствием, ео
специальным банным мылом, от которого
возбуждающе пахнет горьким миндалем, с
бэрезовым веником, и при этом е некото-
рым даже «сервисом». Любил, чтобы поуха-

живали за ним немного, чтобы в предбан-

нике под ногами была постлана дорожка,
чтобы ему предложили ножницы для педи-
кюра, а то и бутылочву кваса или хотя бы
ситро.

Первое разочарование постигло Перчико-
ва в первый год войны, когда кассирша ба-
ня сказала;

— Приносите свое мыло, теперь война!

Друтой раз ему сказали: приносите свои
простыни. Третий раз ему приказали при-
вести свой замок на шкафчик для одежды.
Когда же Перчиков, придя в баню, не на-
щел в шкафчике ни одного гвоздя для одеж-
цы, он возмутился и вызвал директора.

— Her гвоздей, — равнодушно заявил
лиректор, — сами должны понимать —
война! Би

Перчиков понимал. Он приносил все
свое — мыло, гвозди, замок, даже электри-
ческую лампочку. Он мирился с грязью,
с неубранными следами предыдущего посе-
тптеля, сам мыл ванну и делал все то, что
должны были делать разболтавшиеся слу-
жители. Когда же однажды, намыливитись,
он вдруг обнаружил, что все краны отка-

зали подавать воду, чаша терпения Перчиз
кова переполнилась. Он не стал носить в
баню свою воду и начал мыться дома.

И вот прогремели победные: салюты окон-
чания войны. От них повеяло ароматом
мирной жизни, и в душе у Перчикова про-
будились довоенные привычки. В первую
же субботу он, торжествующий, пошел в ба-
ню. И каково же было его удивление, когда
он нашел там ту же грязь, грубость и рав-
нодушие персонала.

Оскорбленный в лучших своих чаяниях,
он вошел в кабинет директора и излил свое
возмущение. Директор привычным жестом
развел руками.

— Что поделаешь, сами должны пони-
мать — война... — сказал и осекся.

А Перчиков торжествующе поднял палец
кверху.

— Нет, врешь, — закричал он, — кон=
чилась война, кончилась! Теперь уж вы
извольте понимать. это.

Доб директора покрылся потом. Он в пер-
вый раз почувствовал баню...

Пытливый читатель задаст вопрос: зв
какой бане это произошло?

Не в этом дело. Дело в том, что к подоб-
кой «бане» должны быть готовы многие
директора, управляющие и завы, коим госу-
дарство доверило обслуживание бытовых
нужд трудящихся. Им придется понять, что
теперь они уже не смогут прикрывать
ссылкой на войну свою безрукость, непово-
ротливость, лень,

Й чем скорее они поймут это, тем луч-
ше будет и для них, и для окружающих,

В. МОНАСТЫРСКИЙ.

Выступление Андре Марти

ПАРИЖ, 2 июля. (ТАСС). В произне-
сенной 27 июня на с’езде французской ком-
партии речи секретарь ЦК партии Андре
Марти определил отношение компартии к
задачам будущего ‘учредительного собра-
ния.

Марти напомнил прежде-всего, что пять
лет тому назад началось осуществление
позорного ‘перемирия c гитлеровской Гер-
манией. Подлость и предательство всех ос-
новных органов власта во Франции выяви-
лись в полной мере, и авантюрист Лаваль
получил официальные полномочия от пала-
ты депутатов и сената, торжественно со-
бравшихся в казино. Начался наиболее мрач-.
ный период в истораи Франции, Если бы не
было союзных армий и прежде всего Крас-
ной Армии, то французская нация была бы
стерта с лица земли.

Между тем, продолжал Марти, повиди-
мому, весь этот опыт ничему не послу-
жил. Народ справедливо охвачен растущей
тревогой перед ужасным положением Фран-
ции. Промышленность хиреет, сельскохо-
зяйственная продукция сокращается, луч-
ших людей армии притесняют и изгоняют,
черная биржа и торговля из-под полы зара-
жают все, предатели остаются безнаказан-
ными, патриотаческие газеты лишены бума-
ги, внешняя политика, цепляющаяся за ста-
рые осколки фашизма и за прошлое, терпит
поражение за поражением. Народ задает
вопрос, что же будет завтра? Как спасти
страну? Как выйти из нынешнего положе-
ния? Чтобы дать ответ, нужно изучить при-
чины катастрофы 1940 года, которая поро-
дила  нынешнее положение.

Эти причины, продолжал Марти, о кото-
рых никто больше не говорит, центральный
комитет компартии четко установил в под-
полье 2 года тому назад. Прежде всего
Франция была побеждена потому, что она
была в одиночестве перед гитлеровской ар-
мией, а сна была в одиночестве потому, что
различные правительства никогда не пере-
ставали поощрять гитлеровско-фашистскую
агрессию, и потому, что обе палаты фран-
цузского парламента допускали и одобряли
эту политику. Франция была изолирована в
июне 1940 г. потому, что желали этой изо-
ляции, саботируя коллективную  безопас-
ность м порывая с франко-советеким сою-
зом.

Фактитески все дело национальной обо-
тоны Франции находилось в руках трестов.
Во Франции не было ни одного администра-
тивного совета крупного ленного
предприятия и крупного банка, в составе ко-
торого не было бы трех или четырех гене-
ралов или адмиралов, становившихся таким
образом преданными слугами трестов и
дейслвовавших против Франции. Высшие ру-
ководатели армии мыслили уже не как
офицеры-—носители воинской чести, на ко-
торых возложена оборона нации, а как по-
литиканы, находящиеся на службе «Комите
де форж» и крупных банков.

ся внешняя, внутренняя и военная по-
леитика с 1936 по 1940 год, заявил Марти,
была прямо противоположна самым торже-
ственным и определенно выраженным обя-
зательствам, под которыми большинство де-
путатов подписалось перед своими избира-
телями в 1936 г. Таким образом, тресты
‘имели достаточно власти в довоенной поли-
тической системе, чтобы насмехаться над
решенаями, вынесенными на основе всеоб-
щего голосования. и узурпировать суверени-
тет народа. Государственная измена. — вот
преступление трестов,— сказал Марти. Он
призел мяожество примеров преступной свя-
зи трестов с врагом и отметил, что преступ-
никам чаше всего ‘даже не пред’являли об-
винения. Подобно паразатам феодалам, ко-
торые во время революция 1789—1793 гг.
без колебаний предали Франщию, «200 се-
мейств», эти руководители трестов, совер-
шили предательство по классовым мотивам.
Поэтому конфискация их имущества в поль-
зу страны является мерой национальной
безопасности. Тресты, где бы они ни опери-
розали — во Франщии, в Америке или где-
либо еще, лишены родины, и, как указал
вице-президент США Уэллес, они образуют
«тайное сверхправательство». Поэтому ли-
шенные родины тресты должны быть устра-
нены. Это устранение должно быть OCBA-
щено конституцией.

Далег Марти отметил, как агенты тре-
стов, которые раныше интенсифицировали
производство, стараясь обеспечить победу
Германии, увеличивая в то же время своа
прибыли, теперь тормозят экономическое
госстановление Франции в силу ненависти
к народу и угрожают демократии. Всг по-
чему. сказал Марти, не пожелала наказать
предателей, вот почему не сформировали
большую республиканскую армию, вот по-
чему систематически пренебрегают всякими
решениями  Консультативной — ассамблеи.
Давление трестов с каждым днем все боль-
ше тормозит осуществление программы На-
цаонального совета сопротивления и с каж-
дым днем делает все более проблематичным
и более затруднительным возрождение

Францин.

Марти формулирует некоторые
принципы, без которых невозможно добить-
ся возрожденая Франции. Сила правитель-
ства — в народе, говорит оратор, подчер-
кивая, что нужно сделать выбор: или с тре-
стами и крупными банками, находящимися
в руках предателей, или с народом. Народ
дал законную основу временному прави-
тельству, возглавляемому генералом де Гол-
лем. Правительство будет пользоваться тем

большим авторитетом внутри страны и вне
её, чем больше оно будет опираться на на-
род. Андре Марти заявил, что возможно
создать национальное  @представительство
путем избрания национального учредитель-
ного собрания на основе всеобщего избира*
телыного права при равном, прямом. и Tali-
Hom ‚голосовании. Пока пройдет краткий
срок, необходимый для проведения общих
выборов, дееспособность правительства внут“
ри страны и вне её должна быть вначи-
тельно повышена путем возврата к элемен-
тарным принципам демократии.

Оратор напоминает, что коммунистиче-
ская партия желала, чтобы правительство
было реорганизовано с учетом результатов
муниципальных выборов. Нужно, чтобы пра-
вительство расширило свою опору в мас-
сах, восстановив коммунальные свободы,
вернув избранным мэрам и муниципальным
советникам власть, которой они были лише-
ны по чрезвычайному декрету от августа
1640 г. упразднив чудовищную безответ-
ственную бюрократию, начиная от област-
ных поефектов и кончая многоообразными
комитетами «дезорганизаций». Наконец, по-
па понять, что восстановление основных сво-
бод является одним из необходимых усло-
BH мобилизашии народа на под’ем хозяй-
ства путем осуществления программы На-
ционального совета сопротивления,

Основная  юбязанность правительства,
сказал Марти, состоит в том. чтобы пре-
доставить слово народу путем безотлага-
тельного избрания национального учреди-
тельного собрания, ибо всякий под’ем и
обновление могут исходить лишь из суве-
ренитета народа. Андрэ Марти напомнил
заявление генерала де Голля от 23 июля
1942 года и указ, принятый 21 апреля 1944
года. Он подчеркнул, что согласительный
комитет социалистов и коммунистов 22 ию-
ня высказался за выборы ‘учредительного
собрания в октябре 1945 года. Такого же
мнения придерживаются и Всеобщая конфе-
дерация труда, «Фрон насьональ», менынин-
ство н большинство МЛН {Движение на-
ционального освобождения), католическая
газета «Об» и огромное большинство граж-
дан.

Отметив, что конституция 1875 года, кото-
рая была сносной ло 1914 года, теперь пло-
ха, Марти заявил, что коммунистическая
партия в начале сентября 1944 года пору-
чила специальной комиссии фазработать в
общих чертах новую конституцию. Каковы
эти общие черты? Нужно прежде всего при-
нять во внимание, что единственной зако-
нодательной властью является власть, исхо*
дяшая от народа. Депутаты, будучи уполно-
моченными своих избирателей, ответствен-
ны перед ними и могут быть отозваны ими.
Во-вторых, сами депутаты должны передать
свон полномочия назначенному ими прави-
тельству, которое, следовательно, несет от-
ветственность перед ними ‘и может быть
отозвано ими. С другой стороны, привиле-
гин и келейный выбор высшей администра-
ции должны быть упразднены и уступить
место демократической системе, предпола-
ггющей наличие института ответственных и
сменяемых чиновников, которые не будут
больше агентами трестов. Назначаемые пре-
фекты и супрефекты должны также исчез-
нуть. Наконец, во имя общественной безопас-
ности тресты должны быть ликвидированы,

Переходя к вопросу о контроле над ор-
ганами исполнительной власти, Андре Мар-
ти; при полном одобрении с’езда, указывает,
что вооруженные силы должны находиться
под контролем законодательного собрания.
ПЛемократизация суда, сказал он, предпола-
гает выборность судей. Необходимо учре-
лить при правительстве 4 болыших совеша-
тельных органа пю экономическим, социаль-
ным, культурно-просветительным и военным
вопросам. Члены этих совещательных орга-
нов лолжны быть избраны Национальным
собранием, и они должны заменить собою
несменяемые и безответстзенные государ-
ственные органы, которые несут ответствен-
ность разве только перед трестами. Имуще-
ство последних, — заявил Марти, — очевид-
но, должно быть конфисковано без возна-
граждения собственников, но с выдачей воз-
мещения честным мелким и средним акцио-
нерам.

Казалось бы, — говорит далее Марти—
что должны были бы ориентироваться на
действительно демократическую конститу-
цию, а между тем нам готовят конституцию
президентского типа преддверие личной
власти. Некоторые утверждают, что она по-
ходила бы на американскую конституцию.
Нет,—заявляег Марти,—президентское пра-
вительство, которое некоторые готовят нам,
является правительством не американского
типа, а бонапартистского типа. Это — прави-
тельство, которое освятило бы личную
власть на манер власти Петэна.

Единственно, — сказал Марти, — кто Mo-
жет руководить, спасти страну, это люди
действия, а они закалились в борьбе. Нуж-
но, чтобы еще до зимы всеобщие выборы в
учредительное собрание подняли огромную
волну, которая сметет все прогнившие остат-
ки вишизма и фашизма.

И это, подчеркнул Марти,—грандиозная
задача коммунистической партии, которая
должна поднять огромное движение масс за
национальную перестройку в связи с вы-
борами в национальное учредительное собра-
ние. Нужно послать в учредительное собра-
ние новых людей, которые выросли в борь-
бе и для которых слово «невозможно» —
не французское слово,