М Е т ae

e-
=
=
0-

aC
H-
Ш
(-

‚ тилкам, думаю купить их.
— Чт же? Раньше не собрался — те-  на квартире. № его возвращению нало вы-
перь с’езхи,— говорит тов. Сероштан.— Да   строить хату, чтобы жил в своей. Да еще
не задерживайся, сегодня —— завтра в Поле   кое-кому надо выстронть. Всё это будет
зависеть от того, какой соберем урожай.

5 ИЮЛЯ 1945 г, № 159 (9930)

==

Секретарь райкома Иван Кузьмич Серо-
штан вызывает по телефону председателей
K0IK030B и спрашивает: всё. ли подготовлено
к уборке, отбиты ли косы, налажены ли
лобогрейки, хватит ли тележек для перевоз-
ки зерна?

Утром он ехал степью и видел полоски
совсем пожелтевпюго ячменя. Еще три дня
назад казалось, что раньше чем через де-
сять дней косить не начнешь, а вот поди
ты: ячмень созрел. Ват-вот пюдоспеет и пше-
ница. Поэтому секретарь райкома и торопит
председателей колхозов, диреклоров МТС.
Кому-то он говорит в телефонную трубку:

— Вы считаете ремень пустяком? А как-
хе без него молотить будете? Неважно, ока-
зывается, батенька мой, у тебя делю.

Вскоре в кабинет вошел председатель
голхоза «За Родину» тов. Заболотний. Это
с ним секретарь вел разговор о ремне.

— Собираюсь, Иван Кузьмич, в город
с’ездить,-—— явно с виноватым видом говорит
председатель колхоза.

—- Зачем?

— Есть там на примете ремни к мол-

выезжаль надо.

Секретарь попросил телефонную станцию
соединить его с крайземотделом: надо выяс-
нить положение © полотнами,

хом на лошадях, нз грузовиках из всех ста-
ниц приехали в районный центр председа-
тели колхозов, агрономы, директора МТС.
В райкоме шло последнее предуборочное ©0-
вещание. Разговаривали о самом волнующем

для работников сельского хозяйства: 06  года надо построить овцеферму, конюшню,
уборке урожая. На столе появился кем-то  три назеса, несколько амбаров, да и госу-
датетву в этом году надо дать больше хлеба
для восстановления нормальной жизни в

принесенный сноп зрелого ячменя. Люда
рассматривают ето, считают зерна в колось-
ях и дружно, не спеша, словно совершая ка-
кое-то таинство, говорят о вилах на урожай.
Это не трудно понять. Урожай — это благо-
получяе колхозников и рабочих, ближайшее
будущее страны.

Урожай хороший. Его надо в. короткие
сроки и без потерь убрать. Поэтому на co-
вещания много говорили о ‘нелочетах, пусть
самых мелких, хотя район хорошо подгото-
вился к уборке. В последнем мы убедились.
отправившись по следам совещания в кол-
хозы, где наблюдали высокое предуборочное
напряжение. “

Вет колхоз «Комсомолец». Он, пожалуй,
наиболее ярко отражает положение района

с полтотовкой к уборке. Колхозу предстоит

убраль 844 гектара хлеба и других куль-
тур. Трудоспособных в колхозе—160 чело-
век. Нагрузка большая! Но колхозники хоро-
шо подготовились к страде и рассчитывают
косовицу, скирдование и обмолот завершить
в 33 рабочих дня. заботливые кузнецы и

плотники зафанее подготовили инвентарь a
Во время уборки они будут нахо-
длиться в поле, чтобы в случае нужды ока-
зывать помошь. Волхоз составил подробный
план уборки урожая и хлебосдачи. Выделе-

машины.

ны косари. Инвалид Отечественной войны
Иосиф Шульга и старик Павел Тихонович
Ходько, как люди с опытом, будут клепать
и оттачивать косы. Уже определено, Ето

В Прокуратуре Союза ССР

В связи с принятым ХИ Сеселей . Вер-
ховного Совета Союза СОР законом «0 де-
мобилизации старших возрастов личного
состава Действующей армии», Прокурор
Союза ССР, действительный государствен-
ный советник юстиция К. П. Горшенин из-
дал приказ 06 установлении органами про-
куратуры надзора за точным исполнением
принятого закона.

Приказом Прокурора СОСР Главный Во-
енный Прокурор Красной Аюмии и все во-
енные прокуроры обязаны осуществлять
надзор за своевременностью и празильно-
стью проведения демобилизации, обеслече-
нием демобилизуемых, согласно закону,
полным комплектом обмундирования и 0бу-
ви и выдачей им единовременного денежного
пособия, 5

eS ae ee ee ee

Жатва началась

у

работать так, чтобы они не обиделиеь на
нас.

зернуться с фронта, думают е том,
лучше встретить их. Олян из колхозников
говорит:

председатель колхоза Иган Ковтун,—уро-
a жай был ниже, но и то мы дали государ-
Вчера на линейках, на двуколках, вер- ству 46.200 пудов хлеба. Немцы у нас
разрушили всо животноводческие построй-
ки. А теперь глядите: стоят свиноферма,
молочные фермы, выстроили два полевых
стана. Всё это нз средства от урожая про-

будет работать на машинах, кто станет об-
служивать комбайны, а кто возить зерно.

Здесь так же, как и на совещании в рай-
коме, мы услышали страстные речи 06 ypo-
ae, о машинах, о тягле, о расстановке лю-
дей. Урожай в колхозе «Комсомолец» —хо-
реший. Пшеница, ячмень стоят густые и чи-
стые — с крупным колосом и ровные, как
стена.

Разговоры 0б урожае перемежаются с.
разговорами о победе, о возвращении фрон-
товиков. Закон о демобилизации старших
возрастов личного состава Действующей
армии, принятый ХЛ сессией Верховного
Савета СССР, здесь уже знают. Он вызвал
в деревне огромный под’ем.

— Скоро наши воины вернутся до-
мой, — говорит Захар Ткаченко. — Надо

Колхозники вспоминают, кто должен

Rak

— Вернетея Хорыч Вениамин. Жил он

— В прошлом году, — рассказывает

шлого года. На средства от урожая этого

стране.

В урожае колхозники видят новые по-
стройки, богатый трудодень, зажиточную
и культурную жизнь. Они говорят: .

— Нынешний урожай принееён победой.
Наша задача-—хорошо убрать его. Пусть
воины, возвратясь по далеким дорогам в
родные колхозы, убедятся в том, что мы
не жалели сил для помощи фронту и He
жалеем их для того, чтобы скорее залечить
раны, нанесенные нам войной.

Утром председатель колхоза вместе с
труппой других председателей и рядовых
колхозников  Ново-Титарювекого района
уезжал на грузовике в Пластуновский рай-
он. Эти районы соревнуются за короткие
сроки уборки. Теперь они взаимно прове-
ряют готовность друг друга к уборке уро-
жая. Утром мы видели, как в степь шли
старики, чтобы осмотреть поля: им колхоз-
ники предложили наблюдать за созреванием
хлебов.

..Тои колхоза района начали выбороч-
ную косоБицу ячменя. Скоро начнут уборку
хлебов остальные колхозы.

Первая жатва мирного времени  нача-

Tab...
В. МАЛЫГИН.
(Корр. «Правды»).
Ново-Титаровский район, Кубань.

морското и речного флота обязаны устано-
вить надзор за организацией  своевремен-
ной, без задержек, перевозки  демобилизо-

ванных по железным дорогам и водным пу-
Tau сообщения до места их жительства и

обеспечением их питанием в пути.

Кроме того, приказом Прокурора СССР
на все органы прокуратуры возложена обя-
занность по установлению надзора за не-
уклонным выполнением зажона всеми учре-
ждениями и предприятиями в части пре-
доставления  демобилизованным работы,
обеспечения их жилой площадью, топливом
ит. д. ;

Все должностные лица, влновные в на-
рушений закона «0 демобилизации, стар-
ших возрастов личного состава Действую-

набрал 15 очков из 17 возможных,

ПРАВДА

.

Группа конструкторов и директоров авиационных заводов, награждённых орденами. В первом ряду (слева направо) главные конструкторы: М. Р. Флиский, А.А. Микулин, ›
С. В. Ильюшин, А. С. Яковлев, В. Я. Климов, С. А. Лавочкин, А. Д. Швецов, Ар. И. Микоян, Во втором и претьем рядах директора заводов: М. С. Жезлов, А, А. Белянский,
В. Я. Литвинов, В. Н. Лисицын, В. П. Баландин, В. И. Журавлев, С. И. Агаджанов, И. С. Левин, М. С. Комаров, Х. М, Чечик, А. Г. Солдатов, И. Н. Лукин, Л. П. Соколов,
В. И. Засульский, В. Е. Саладзе, Ф. Г. Нестеров, А. В. Агуреев, М. И. Лукин.

Фото В. Темина.

Смотр советского шахматного
искусства

Итоги Х!У Всесоюзного

Вчера закончился ХУ Всесоюзный шах-

матный чемпионат. В этом состязании уча-
ствовали победители отборочных соревнова-
ний, проходивших весной этого года, а так-
же

гроссмейстеры СССР,
персонально.

Подводя спортивные итоги турнира, нуж-
но прежде всего отметить совершенно ис-
ключительный результат его победителя—
чемпиона СССР по шахматам 1945 г.
М. М. Ботвинника. Из 17 партий, сыгран-
ных им, Ботвинчик не проиграл ни одной и
сделав
всего лишь четыре ничьих. Следует при-
бавить, что Ботвинник выиграл партию
также и у выбывшего из турнира по болез-
ни гроссмейстера ae очки которого в
общий счёт не идут. Стоит отметить, что
Ботвинник выиграл у четверых из пяти
участвовавших в турнире проссмейстеров и
лишь < одним Котовым оделал ничью.

В итоге Ботвинник оторвался от оказав-
пегося ‘на втором месте’ мастера Болеслав-
ского на 3 очка — факт небывалый в исто-
рии шахматных чемпионатов Советского
Союза.

В лице Ботвинника мы имеем шахматиста,
находящегося в расцвете своих творческих

приглашённые

CHI и вполне созревшего для борьбы за

мировое шахматнюе первенство.

На втором месте оказался набравший 12
очков мастер И. Болеславский. Этот ма-
стер уверенно идёт за последние годы от
успеха к успеху: в прошлом году он занял
третье место в первенстве Советского Сою-
за, а в этом году он выдвинулся на второе

обычная легкость и изящество игры, глу-
бина комбинаций.

Воля к борьбе ‘и победе характеризует
стиль игры занявшего третье место в 295;
нире самого молодого мастера СССР
Д. Бронштейна. С первых же ходов партии
он готов вступить в горячую схватку с про-
тивником, игнорируя подчас длительное по-
зиционное маневрирование и предпочитая
острые дебютные варианты. Не случайно
Бронштейн три раза применил в этом тур-
нире считающийся устарелым королевский

гамбит и все эти три партии выиграл...

Четвёртое, пятое и шестое места разде-
лили гроссмейстеры И. Бондаревский, А. Ко-

щей армии», должны немедленно привле-   тов и мастер А. Константинопольский, на-

Военные прокуроры ж.-д. транспорта,   хаться в ответственности. (ТАСС). бравшие по 936 очков.. Оба гроссмейстера
Е Е ЕЕ ee а ЕЕ ВИ
Петрусь БРОВКА шел к вам — ваш друг, а вас не застал, но

К солн

Ранней весной возвратился Иван Матюш
из госпиталя в родное село. Но села он не
нашёл. Не нашёл и матери. Там, где было
село, лежал заросший травой пустырь да
обторелые деревья простирали черные ру-
ви. В землянке застал он двух меньших
сестрёнок. При встрече с ними сфазу спро-
сил:

— Дзе маци? о

—- Няма мамы... —— ответила, опустив
голову, старшая сестра. И по тому, как она
ответила, он Узнал о непоправимом.

— Значит, мы сироты с вами, —вздрог-
нув, сказал Иван и прижал сестренок в
труди. Задлестели слезы на солнце и по-
тухли.

Через час на дворе у Ивана сидели уже
все сельчане, их было немного. Всё женщи-
ны, один только мужчина, да и тот ста-
рик. Беседа была в самом разгаре.

— Рассказывай, —требовал седой Яков, —
тде на свете был, что слыхал. А нас сам
вихишь. Горькие мы!

Так уж заведено в напих местах, что
каждый восвраливиийся домой должен рас-
сказать землякам © своем тути. Иван огля-
дел всех, покраснел от волнения и начал:

— Где я был? А где мне быть: ясно—на,
фронте. Вог после четвертого ранения по-
слали домой, а то путь мой известен-— бой.
Три года автомат не выпускал...

И, несмотря на то, что Ивану шел только
двадцать первый год и белый пух еле по-
крывал его юношеские щеки, он держал
себя, как старый, заправский воин.

— Сколько я их перебил, проклятых,
сосчитать трудно, — продолжал он.— В Бе-
лоруссию, домой, рвался, а пришел я сюда
отень кружным путем. Через Сталинтрад.
Потом к югу подался. Через Новороссийск
взял. В Воронеж также пришлось сходить.
Днепр на доске перепльвал. А потом — че-
рез Краков и домой. Хоть в каждом месте
нп пуле получил, а сюда пришел, — вздох-
нул Иван.

Расеказали Ивану и земляки, как в. род-
ных местах храбро сражалась партизан-
ская бригала Дубровского; как немцы раз-
Сили и сожели селю, а многих людей угна-

/

У

ля на каторгу. Рассказали колхозники и
о том, что сделали они за охин месяц OCBO-
бождения.

До сумерек просидели все на бревнах
у ивановой землянки и разошлись.

Долго в ту ночь не спалось Ивану. Мно-
го он видел горя и страданий, разрушенных
сел и городов на своем солдатском пути. Но
тяжесть утраты особенно ошутима в родных
местах. Куда левались все? Никто не при-
шел, не погладил его усталой головы, не
заплянул < материнской лаской в глаза, нет
её, родной... Уничтожено всё. Разбита пло-
тина, и высох пруд. Нет школы, где так
шумно пролетели его детские годы. Нет сз-
да и пасеки с красивыми домиками-улья-
ми... Шемило от боли сердце, но говорило
оно: надо что-то предпринимать, сидеть
нельзя. Ведь и в бою всегда легче, когда
движешься вперед. Так и здесь. Лежа в
землянке, он чувствовал себя скованным.
Нало выходить наверх. Довельно, и на
фронте нзенделся пох землей.

Семь дней бродил Иван по окрестным
местам. Присматривался и не узнавал. Схо-
хил излеко в лес. Посетил партизанелиий ла-
герь и нашел там целый городок. Ещё
стоят многие не разобранные здания. Боль-
ое хозяйство было. Бараки, электростан-
ция, оружейные мастерские, пекарни, ко-
нюшни. Теперь всё молчаливо, и заросла
травой партизанская линейка. Только гор-
ло гудит соеновый бор, будто ему одному
известно, как отсюла три года выходили на
бой паргизаны-герои, будто ему одному
вверити они свои думы. Прошел Иван поля-
ми и перэлесками. Изрыты они. Окопы,
ячейки. Всё, как на фронте. Окопы пгли от
леса. «Наверно, партизанские линии бы-
ли—подумал он.-_Значит, здорово дрались
земляки».

По пути домой остановился Иван у пе-
рекрестка дорог и енял © головы фуражку.
За новой желтой оградой увидел он ряд мо-
гил. Прочел на долнечках родные имена
своих однолетков и вздохнул. Они пали в
неравной борьбе с коварным врагом. Вынул
из кармана гимнастерки каранлан и нали-
вал на гладко вытесанном столбе: «Я при-

руководить колхозом в таком опустошенном

низовал вокруг себя людей, и они поверили

@ все-таки засеяли. землю.

я не забуду вас никогда. Иван Матюш».

шахматного чемпионата

дали ряд ценных партий. Мы вправе ожи-
дать от нах в будущем лучших успехов.

Упорно вёл борьбу мастер Константино-
польский, по праву занявший место в ком-
пании двух гроссмейстеров.

На пол-очка ниже оказалась следующая
группа участников, которые уже не входят
в число призёров турнира. Это — гроесмей-
стер А. Лилиенталь и мастера В. Рагозин и
И. Рудаковский. Особенно эффектно фи-
нишировал Лилиенталь, сила игры которого
по мере приближения турнира к концу воз-
растала. Четыре рядовых победы одержал
Лилиенталь на финнше, продемонстрировав
лучшие качества своего шахматного Ta-
ланта.

Сильно не повезло ‘мастеру В; Рагозину.
Он мог занять третье место в турнире, и
лишь два проигрыша подряд в последних
турах сильно снизили его турнирное поло-
жение. Тем не менее Рагозин остаётся од-
ним из интереснейших по своему стилю ма-
стеров, игра которого доставляет большое
удовольствие ценителям шахматного искус-
ства.

Порадовал своей острой выдумкой и ря-
дом блестящих комбинационных партий ма-
стер Рудаковский. Его партии против Кото-
ва, Кана и Толуша принадлежат к числу
красивейших в турнире.

Наибольшей неожиданностью является
сравнительный неуспех в турнире гроссмей-

В. Смыслова. Он л лишь 89%
очков из 17, т. е. 50 процентов. Смыслов был
на этот раз явно не в форме. Нужно надеять-
ся, что Смыслов сделает нужные выводы из
опыта настоящего турнира и что в следую-

место. Для Болеславского характерны не-  щем соревновании он снова займёт соответ-

ствующее его исключительному дарованию
место.

На болышой высоте в отдельных парти-
ях было творчество мастеров В. Чеховера и
А. Толуша. Мешает им отсутствие необхо-
димой выдержки.

Заслуженный мастер спорта’ П. Романов-
ский блеснул рядом красивых комбинаций,
но в целом он мог рассчитывать на более
высокое место.

В игоге прошедшее соревнование явилось
блестящим смотром советского шахматного
искусства и, несомненно, сыграет свою по-
ложительную роль в дальнейшем его росте
и процветании.

Н. ЗУБАРЕВ.

Главный судья турнира, мастер
спорта по шахматам.

За работой быстро проходили весенние
дни. Глянешь вокруг и видишь, как уже

Он постоял еще немного, надел фуражку   радостно улыбаются поля. Зеленая пшени-

и повернул в сторону села. Ему было тя-
жело итти одному, без своих сверстников.
Но внезално долетевшая девичья песнь
оживила его. Она доносилась с поля. «Зна-

ца, лопупгистый ячмень потянулись к солн-

цу, закустилась картофельная ботва. На

приусадебных участках ожили огороды.
Сойхутся вечером после работы колхоз-

чит, тзм работают, а я разгуливаю»,—  ники, посидят на бревнах, потолкуют. А на

подумал Иван и ускорил шати. А солнце
поднималось выше и выше. Неугомонный
жаворонок не давал покоя. Пробивалась пер-
`вая зелень. Омертвелое поле ждало пахаря.

Пришел Иван домой, взял лопату и от-
правился копать землю. Колхозники вотре-
тили его радостно. Всем колхозом копали
ни. Отин только старый Яков ходил за
плугом. Блестела под солннем вскопанная
земля. Радость труда озаряла измученные
сердца тружеников.

Через несколько лней после возвращения
Ивана Матюша приехал проведать колхоз
секретарь райкома партии Стефанович. Оте-
фанович знает в районе всех наперечет.
Еще до войны он был в Ушачах секрета-
рем, а в годы войны работал в подполье.
Угнал он и Ивана Матюша. После привет-
ствий и кратких разговоров Стефанович
обратился к Матюшу:

— Слушай, Янка! Ты молодой. Ты хо-
решо повоевал. Вот и натрада на твоей
пруди. Давай, брат, повоюем и здесь. Жизнь
создавать нало!.. — Й он обвел вокруг ру-
ками, показывая на опустевшие поля. `

Так и началась новая полоса в жизни
Ивана Матюша. Полоез тяжелого. но радо-
стного труда восстановления. Избрали сель-
тане Ивана председателем колхоза. Нелегк»

месте. Но Иван, привыкший к тяготам
фронтоРой жизни, не растерялся. Он орга-

в его Молодой задор. Мало лошадей — ко-
пали землю лопатами. Нехватало семян,
Иван собрал колхозников и повел за собой
на станцию Зябки. Семьдесят километров
на своих плечах несли онн оттуда семена,

— Голодать не будем,-— говорит колхоз-
пицз Марыля, — Вомахали, векопали, за-
сеяли. Проживем! А потом разбогатеем...

— Номпа пережили, а при советской
власти не погибнем,— вставляет старый
Яков. — Смотри, ках она нам помогает: и
мукой, и одеждой. А нам, главное, себя
отравлать наду.

раеставании кто-нибудь да скажет Ивану
Матюпеу: т

— А все-таки  чувотвуем — отетроим
колхоз. Тажой, каким был. А то и краше.
Побачишь, Янка!

Особенно ликовали в День Победы. Выпив
ради праздника по чарочке, развеселились.

— `Немца разбить сумели? Сумели. Ито
сумел? Товарищ Сталин. С товарищем
Сталиным колхоз возведем, Ja какой! —
ораторствовал все тот же неугомонный ста-
рик Яков.

* ££

Олнажды вечером, возвращаясь из сель-
ского совета, догнал Матюш по дороге мо-
лодую женщину. Тяжело ступала она пе
неску, за плечами у нее висела непригляд-
ная котомка. Когда поровнялиеь, взглянули
друг на друга и остолбенели. Это была На-
стя Сыс. Её вместе со всеми односельчана-
чи угнали немцы на каторгу.

— Наспенька! Насценька! — Матюш
подбежал ‘и порывисто схватил ее за ру
ки. — А дзе усе?

— Никуга няма!.. Усе загинули...

— И мама?

— И мама!..

Он держал в руках ее клейменую руку,
и губы его дрожали, цифры клейма прыга-
ли в его глазах. Одна Настя Сые возврати-
лась домой, а остальные погибли в Освен-
циме. «Так вот тде вми конец, мои род-
ные и земляки»,— вздохнул Иван, и непро-
шенные слезы пробежали по щеке.

—- Я одна осталась, —раесказывала На-
стенька. — Когда налви подходили к Вра-
KOBY, нас еле живых обули в колодки и под
плетями потпнали дальше. Немцы боялибь,
что наши возьмут Краков, а затем освобо-
дят и нас.

— я... Я был пот ИКраковом —
вскричал Иван. — Ты слышала, как стре-
ляли? Это я стрелял! Четвертую рану там
получил. Вот она... —Й он, засучив рукав,
показал рану. — Я шел освобождать вас,
Настенька!

Долго не мог успокоиться Матют, а Ha-

дыми дубками обсадим дорогу в село. Пусть
память о нас долго живет. Село построим

МАЛЕНЬКИЙ
ФЕЛЬЕТОН

Гонец мчался через тайгу. Взмыленный
конь тяжело храмел. Всадник держал путь
на Мариинск. В кожаной сумке, привязан-
ной к луке содла, лежал толетый пакет,
покрытый массивными сургучными печа-
тями.

Гонец ехал, не останавливаясь, чтобы ус-
петь сдать пакет на московский поезд.

Над составлением годового отчета нар-
кому на Мариинеком лезозаводе трудились
долго. К работе был привлечен весь аппа-
рат заводоуправления: ВКажлая строчка до-
клада была художественно оформлена и от-
чеканена. Вступительную часть — про-
лог —= писал сам директор Артамонов, счи-
тающийея лучшим междунаролником на 3a-
воде.

Доклад начинается поэтически: «Гремят
последние залты на аюле брани».

Директору тесно в Кемеровской области.
Он предпринимает экскурсию в историю,
шах за шагом еледует по полям сражений
3a героической Красной Армией. Он восста-
навливает в памяти наркома суровые исты-
тания первых военных месяпев.

Директор переступает порог знаменатель-
ного 1943 года. В докладе чувствуется по-
рох. ;

Во всей своей славе встает 1944. год.
Марилнокий директор фиксирует в своем до-
вкладе появление второго фронта в Европе.
В отчете лесозавода прямо говорится: «Нем-
цы, вынужденные на этот фаз вести войну
на два фронта, оказались отброшенными к
границам Гермажии».

Артамонов следует с пером в руке по
пятам советских воинов. На страницах до-
клада мелькают, ках телеграфные столбы,
Бухарест, София, Белград, Будапешт. Ди-
ректор перебирается через Карпаты, прохо-
дит всю Трансильванию, врывается в Во-
сточную Пруссию, выходит к, границам Нор-
велии.

Пролог составляет фундаментальную
часть доклада о деятельности Мариинского
лесозавода.

Но вот начинаетоя практическая часть.

«Нали коллектив, как и весь советекий
народ, в 1944 году работал не покладая рук,

стенька, опустив  толову, продолжала:

— Тех, кто остался в живых, запнали
далеко. на другой конец Германии. в Бель-
зин. Там было не лучше, что и в (свен-
циме. Немцы не считали нае людьми. Тя-
жело было. А мы верили: Красной Армии
верили, Стзлину верили, что освободят нас.

Месяц плыл уже высоко над бором, ког-
да колхозники расходились, выслушав в
тяжелом раздумье скорбный рассказ Ha-
отеньки.

Утром встретил Иван Матюш Настеньку
Ha огороде. Ona сажала картофель. Удивлен-
ный, он спросил:

— Поздно ведь? Ты бы отдохнула... А
бульбы мы тебе из колхоза дадим.

— Истооковалась..: Три гола ждала это-
го счастья, — ответила Настенька.——А вре-
мени ещё хватит, может, и вырастет.

Улыбнулся Иван, и сам взялся за лопа-
ту. Вместе засеяли приусадебный участок
Насти. И сколько радости светилось в ее
глазах!

Так вотретилиеь на освобожденной зем-
ле двое советских людей -— молодой воин
ий молодая женщина-мученица. Много горя
У обоих за плечами. Но, как зеленые рост-
ки травы властно пробиваются к солнцу в
первые весенние дни, так пробиваются Ke
жизни и они. Весна Победы согрела и обла-
скала их.

* * *

Прошел год после освобождения этого
нострадавитетося уголка белорусской земли,
А жизнь уже прочно утвердилась на нем.
Вот на опушке леса лежат приготовленные
бревна лля новых хат, чудом уцелевшая
яблонька подрезана и побелена изресткой.
Она давно отцвела, и среди молодых лиеть-
ев появились первые завязи. Рядом разбит
молодой питомник, расчищена дорожка к
кринипе, из которой берет воду почти все
село. Появилась своя животноводческая
ферма, пусть пока небольшая, но колхозу
еще много растить. Где-то в стороне зву-
чат удары молота колхозном кузнеца. У
колхоза/ все больше радости и забот.

Недавно встретил я Ивана Матюша и
Настеньку Сые. Они шли по. улице родного
села. Там не было еще новых хат, но Иван
убежденною доказывал:

Вот здесь, Настенька, посадим новый
cat. Он будет еще больше, чем был. Моло-

Лесная сказка

не считаясь с трудностями, отказывая себо
BO MHOTOM необходимом, работал нах вычюл-
нением основной задачи — дать как мок-
но больше фронту для дела победы налней
Родины над немецкими империалистами».

Мелькают разделы доклада. Каждый из
них дышит производственной  мопностью
предприятия. by Beer

Кадры. Они решали успех работы лесоза-
вода. В докладе директора говорится: «Счи-
таю необходимым отметить, что, несмотря
на крайне тяжелые условия работы, в 1944
году мы все же сумели сохранить оенов-
ной кадр рабочих, что визно из следующей
таблицы».

В самом деле, тадлица ясно показывает,
что рабочие на заводе имеются.
` Затем следует раздел сырья. Какой же ди-
ректор не жалуется на недостаток сырья!
Но сложные вычисления приводят к выво-
ду, Что и сырье на заводе имеется.

Охрана труда и техника безопасности,
труд и заработная плата. Все здесь накыше-
но цифрами, фактами. Число несчастных
случаев сведено к нулю, заработная плата
выдается своевременяю.

Опускаем остальные разделы доклада хи-
ректора Мариинского лесозавода. Их сей-
чае пристально изучают специалисты из
Наркомата лесной промышленности.

Переходим к заключительной части —
эпилогу. Внимание! Всего несколько
отрок — и громадное полотно будет закон-
чено. Внимание!

«По причине аварии коленчатого вала
локомобиля «Вольф» завод на протяжении
свыше одиннадцати месяцев отчетного го-
да находился в еостоянии бездействия».

Что такое? Может быть, директор под
конец стал затовариваться?

Нет. Все соответствует действительности.
Завод стоял почти весь год,

А ках же тогда с прологом?

Впрочем... -

Не так важно проделать работу, как, энер-
гично отчитаться. Хорошю построенный до-
клал может возвеличить даже самую не-
значительную деятельность.

В. КАСПЕРОВИЧ.

ЕВЕ ОИ НЕЕ ЗЕЕ ee = OR A ae ee Sn ВЕРЕН ЕЕ НЕ Е ЕЕ ДЕ Е ЕЕ О С Е er ЕЕ

крепкое, каменное, черепицей покроем. Ни-
когда ему больше не схореть.

У дороги на берегу небольшой речушки
Иван и Настенька присели отдохнуть. дни
вспоминати, как пропкто их детство. Вот в
этих местах минули золотые дни. Война
перевернула все. Сульба бросала их по раз-
ным странам. Настенька прошла по чужим
дорогам, под плетьми палачей, & он — как
воин, освобождаюштий невотьников. И те-
перь им казалось, что нет краше места, чем
этот небольшой уголок родной земли.

Byam na дороге полнялаеь пыль. Клубы
ее подвигались все ближе и ближе. Скоро
показался большой табун лошадей. Прошли
лошади, и через полчаса погонщики гнали
стадо коров.

Около Ивана и Насти остановилась ма-
muna. Из нее вышел председатель файис-
полкома Тябут. Он тепло поздоровался и
присел возле них.

— Вот видите, друзья, скоро заживем—
сказал он, указывая на удаляющееся ста-
дв.
` — Нам будет? —е надеждой стросил
Иван.

—- Такому колхозу, как ваш,-—в первую
очередь, — ответил Тябут. -—— Только пом-
ните — беречь надо. Трухно строить и на-
живать, зао как приятно, когла кое-что
да сделано. Вот взгляните...

Он достал из полевой сумки карту райо-
на. На карте во многих местах пламенели“
красные кружки. Тябут водил пальцем и
указывал:

— Вот здесь мы в этом году воеетано-
вили лесопильный завод, & здесь — кир-
пичный. Можно теперь свободное строить
школы и больницы. В этом месте пустили
гончарный, а вот в этом — смолокуренный
завод. Хозяйству веё надо. У этих рек по-
строили две мельницы: не то что cele, a H
Полопку зерно размалывают. А вот кру-
жочками у меня отмечены лучивие колхо-
зы. Возьмите колхоз «Передовой» — он
двумя лошальми вепахал 63 гектара. Ну,
а как у тебя здесь, Янка?

‚ Ая вам вот как отвечу, товарищ
Тябут,—сказал Иван Матюш и усмехнул-
ся: —мы фулем работать так, чтобы на
красный кружок на всю Белоруссию был
виден.

Колхоз «Прогресс», Ушачский район,
Полоцкой области.

Июзь 1945 г.