Впечатления французских учёных
от пребывания в СССР

ПАРИЖ; 4 июля. (ТАСС). Академик
ль Борель, вернувшийся в Париж из
поездки в Советский Союз, где он вместе с
другими французскими учеными принимал
участие в торжествах по случаю 220-летия
Акалемии наук СССР, опубликовал в газе-
ле «Монд» большую сталью о впечатлени-
ях французских ученых.

Отметив, что военный парад на Красной
площади, происходивший 24 июня, представ-
лял собой исключительное зрелище, автор
пишет: «Советское правительство, пригла-
сив на этот военный праздник Академию
наук СССР ‘и ее гостей, отметило подлин-
ное значение совпадения 220-летия учре-
ждения Академии наук СССР с четвертой
годовщиной германского нападения...
В СССР Академия наук играет более важ-
ную роль, чем занятия, которые мы назы-
ваем академическими, чтобы скрыть таким
образом их практическую бесполезность. Она
успешно руководит всей деятельностью
страны во всех областях, которые связаны
с наукой и которые очень многочисленны.
Члены Академии наук являются руководи-
телями армии молодых ученых и техников,
благодаря которым достагнуты огромные
успехи в разработке и использовании ги-
гантских ресурсов СССР. Ничто не уну-
скается из виду, копда речь идет о том, что-
бы нодлеркнуть значение, придаваемое этой
роли академиков». Борель отмечает большую
заботу об ученых в Советском Союзе.

Заявив, что франнузокие ученые могут
извлечь ценные уроки из того, чтф они ви-
дели в Советском Союзе, Борель пишет:
«Нужно, чтобы, подобно тому, как это де-
лается в отношении Академии наук СССР,
те, которые имеют компетенцию, имели бы
в то же время необходимую власть, чтобы
немедленно сломить сопротивление, оказы-
ваемое рутинерами 43 органов, ведающих
финансами, транспортом и снабжением. Та:
кая власть должна предоставляться только
лицам, чьи научные и моральные достоин-
ства исключают всякое подозрение в стрем-
лении к личной выгоде. Таких лиц у нас
немало, Однако, когда удосуживаются спро-
сить их, их авторитетное мнение, оно извра-
щается в бюрократических каналах».

В заключение Борель призывает к укреп-
лению культурных связей между Фран-
цией и Советским Союзом.

Другой член делегащии французских уче-
ных — профессор Коллери в беседе с пред-
ставителямя печати заявил, что «одна из
характерных черт Академии наук СССР за-
ключается в том, что она не ограничивается
«чистой наукой» и отвлеченными изыска-
ниями, а уделяет особое место практическим
проблемам, и благодаря этому факту она
сыграла важную роль в использовании ре-
сурсов. русской земли».

ae

Шведские учёные о юбилейной
сессии Академии наук СССР

СТОКГОЛЬМ, 4 июля. (ТАСС). Крупней-
шие стокгольмские газеты опубликовали от-
чет шведских профессоров, принимавших
участие в юбилейной сессии Академии наук
СССР. Шведские профессора с восторгом
отзываются о советской науке и её успехах
во время войны, о внимании к науке и на-
учным деятелям со стороны советского пра-
вительства. Советский Союз, по мнению
шведских учёных, делает для развития науки
больше, чем какая-либо другая страна в
мире.

Профессор Сведберг заявил: «Самым за-
мечательным является то, что русские оказа-
лись первой нацией, организовавшей межлу-
народный‘ конгресс учёных после войны».
Сведберг выразил своё восхищение успехами
русской науки во время этой войны.

По мнению профессора Хультена, русские
многое сделали в области строительства зда-
ний в Москве и Ленинграде. Он заявил, что
русские с полным правом могут гордиться
своим величайшим и знаменитейшим в мире
тербарием. Хультена чрезвычайно поразило
то многообразие специальнюй литературы, ко-
торая была издана в Советском Союзе во
время войны.

Профессор Альманн заявил: «Россия де-
‘лает для науки и своих учёных больше, чем
какая-либо другая страна в мире. Советские
научные узреждения находятся на таком же
высоком уровне, как американские. Развитне
науки в России достигло во всех областях, и
в особенности в области естествознания, ог-
ромных размеров».

ПРАГА, 3 июля. (ТАСС). Все пражскиз
газеты поместили статьи о подписании до-
говоря о воссоединении Закарпатской Украи-
ны с Украинской ССР.

Газета «Слободне чекословенско» опубли-
ховала передовую статью, озаглавленную
«Воля народа», автор которой пишет:

«Красная Армия, не жалевшая своей кро-
зи, чтобы как можно раньше принести на-
шим народам освобождение, почитает как са-
мый высший закон волю народа и предо-
ставляет нашим народам право самим устра-
ивать своё свободное демократическое на-
родное государство.

Народ Закарпатской Украины, сыны кото-
рой отличились в разгроме фашизма, сра-
жаясь-в рядах Красной Армии, в наших бое-
вых единицах и в партизанских отрядах, вы-
сказал свое желание присоединиться к Со-
-ветской Украине. Это желание высказали
карпато-украинские рабочие, земледельцы и
интеллигенция, и оно является для нас евя-
тым и обязательным.

29 июня 1945 года в Москве был подпи-
сан договор между советским и чехословац-
ким правительствами, который закрепля>т
желанае народа. Народ Закарпатской Ук-
раины приветствует этот договор, так как
он означает исполнение его извечного жела-
ния; договор приветствуют народы Советско-
го Союза и Чехословакии, так как он пред-
ставляет собой дальнейший шаг на пути
братского содружества славянских народов
и служит укреплению безопасности против
всякого нападения в будущем. Этот договор
послужит и укреплению Чехословацкой рес-
публики, так как она будет являться на-
циональным государством чехов и словаков,
и реакция не будет в силах использовать
Закарпатскую Украину для раздоров, как
это было в прошлом. Sapte у

Мы приветствуем договор, заключённый
нашим правительством с Советским Союзом,
поздравляем своих друзей из Закарпатской
Украины и желаем всему закарпато-укра-
инскому наролу счастья и процветания в его
будущей жизни.

Мы никогда не забудем героизма сынов

Отклики на воссоединение Закарпатской
Украины с Украинской ССР

Закарпатской Украины, которые в наших
рядах подали примеры героизма и самоотвер-
женности. Мы знаем, что совместно пролитая
кровь за свободу народов Советского Союза
и Чехословакии, как и за свободу всего ми-
ра, будет служить мощной связи между на-
ми назеки».

ПРАГА, 4 июля. (ТАСС). Касаясь вопроса
о воссоединении Закарпатской Украины с
Украинской ССР, газета «Лидова демокра-
цие» в передовой статье пишет, что после
первой мировой войны Чехословакия приня-
ла управление Закарпатской Украиной, ясно
сознавая, что вопрос о ее принадлежности
этим фактом не был и не мог быть оконча-

тельно решен. «Тот факт, — пишет газета, —^

что в течение второй мировой войны Совет-
ский Союз стал соседом Закарпатской Ук-
раины, вновь поставил вопрос 06 украинском
народе Закарпатья».

Газета «Праце» в передовой статье под-
черкивает, что народ Закарпатской Украины
выразил свою волю жить в об’единенной
Украинской Советской Социалистической
Республике еще в ноябре 1944 года на пер-
вом с’езде народных комитетов в Мукачеве.

БЕЛГРАД, 4 июля. (ТАСС). Комментируя
в передовой статье, озаглавленной «Славян-
ский пример», советско-чехослованкий ло-
говор о Закарпатской Украине, югославская
газета «Борба»` пишет: «Судьба территории,
на которой проживает население, принадле-
жащее к украинской нации, решена _без ка-
кого-либо напряжения, обмана, сопротивле-
ния и насилия. Она решена так, как этого
требует принцип самоопределения наций,
санкционированный торжественными обяза-
тельствами руководителей трех великих го-
сударств антигитлеровской коалиции. Она
решена в согласии © волей огромного “боль-
шинства народов Закарпатской Украины, яс-
но выраженной 26 ноября 1944 года на со-
брании народных комитетов Закарпатской
Украины в городе Мукачево.

Договор © воссоединении
Украины с Украинской ССР
ческое значение».

Закарпатской
имеет истори-

Празднование «Дня союзников» в Норвегии

СТОКГОЛЬМ, 4 июля. (ТАСС). Все нор-
вежские газеты поместили подробные. отче-
ты о праздновании «Дня союзников» в Нор-
вегии, начавшемся вечером 29 июня и за-
кончившемся 2 июля. Столица Норвегии бы-
ла украшена флагами союзников и портре-
тами Генералиссимуса Сталина, Черчилля,
Трумэна, Молотова, маршалов Советского
Союза, английских и американских маршалов
и генералов. Представителями Советского
Союза на празднике были маршал авиации
Фалалеев, генерал-лейтенант Щербаков, ге-
нерал-майор Ратов и посол СССР в Норве-
гии Кузнецов. От Англии присутствовали
маршал авиации Гаррис, генерал Торн и
полковник Хэй, от США — генерал Брэдли,
генерал Баркер и полковник Вильсон.

Утром 30 июня были возложены венки на
могилы советских, английских и американ-
ских солдат. Днем король принял у себя во
дворце маршала Фалалеева и генерал-лейте-
нанта Щербакова. Затем король устроил заз-
Tpak, на котором ‘присутствовали все
иностранные гости, представители военного
командования Норвегии, а также послы
СССР, Англии, США, Швеции и Дании.
В 3 часа ‘дня состоялся парад войск, кото-
рый принимал король. Вместе с ним на три-
буне стояли маршал авиации Фалалеев, ге-
нерал-лейтенант Щербаков, генерал-майор
Ратов, маршал авиации Гаррис, генерал Брэ-
дли, генерал Баркер и кронпринц Олаф.

В норвежских газетах опубликована речь,
которую король произнес на параде. Лично
от себя и от имени правительства и всего
норвежского народа король принес благо-
дарность воюзникам за их усилия в деле
освобождения Норвегии.. Отметив героизм
норвежского народа и воздав должное арми-
ям союзников, король подчеркнул роль Крас-
ной Армии в разгроме гитлеровской Герма-
НИИ. :

«Норвежский народ, — сказал он, — с эн-
тузиазмом следил за героизмом, храбростью
и мощными ударами, которые наносила нем-
цам Красная Армия под руководством Мар-
шала Сталина. Я думаю, что премьер-ми-
нистр Черчилль выразил мнение всех, когда
сказал, что первый удар нанесла немцам

Английская избирательная система

5 июля состоятся взеобщие выборы в па-
лату общин — нижнюю палату антлийского
парламента. Предвыборная борьба имела
острый характер. В ход были пущены все
средства воздействия на избирателей: пе-
чать, радио, устная агитация. 0 силе воз-
действия печати можно судить пю следую-
щим данным. В одном Лондоне тираж еже-
дневных газет составляет 27.618 тысяч эк-
земпляров. Тираж воскресных газет —
4.810.000 п тираж провинциальной печа-
тЕ — 8 миллионов экземпляров. В подав-
ляющей чэсти печать принадлежит круп-
ным газетным магнатам: лорду Кэмрозу,
лорду Бивербруку, лорду Ротермиру, лорлу
Жэмели, которые выступают в защиту кон-
сервативной партии и ее канлилатов. Ти-
разж консервативной лондонской ежедневной
печати составляет 16.880 тыс. экземпляров.
Почти вся воскресная печать конзерватив-
ная. То же самое можно сказать п о про-
винциальной печати, которая, за исключ®-
нием крупной либеральной газеты «Манче-
стер гардиан», почти вся находится в руках
этих газетных королей.

Значительным средством воздействия на
узбирателей является радио. Британекая ра-
дповещательная корпорация предоставила в
распоряжение лидеров партий овои микро-
фоны для. обращения в избирателям. Злесь
преимущество на стороне крупных партий—
консервативной, лейбористской, либераль-
ной, предетавители которых имели возмож-
ность выступать с 20-минутными речамя
в наиболее удобное время — 9’ часов вече-
ра, когла население дома. Представители
других партий могли выетупать лишь ©
10-минутными речами в менее удобное вре-
мя, как 6 часов вечера.

Всеобщие выборы в палату общин проис-
ходят раз в пять лет. Предыдущие выборы
состоялись осенью 1935 года. Очередные
выборы должны были произойти осенью
1940 года, но из-за войны были отложены.
Таким образом, нынешний состав палаты об-
шин не переизбирался без малого десять лет.
Па время войны между партиями было 33-
ключено так называемое «избирательное пе-
ремирие», в соответствии с которым на до-
полнительных выборах (в результате cMepTH
депутата или ухода его из палаты по дру-
тим причинам) выдвигает кандидата пар-
тия. получившая это место на последних
зыборах. Однако малочисленные партия

Англии, не связанные этим обязательством,
в частности вновь возникшая прогресеив-
ная партия Коммонуэле, выдвигали в неко-
торых случаях своих кандидатов, одержи-
вавших, в особенности в последние годы
войны, победы над. «официальными» кан-
дидатами. Эти дополнительные выборы внее-
ли некоторые небольшие изменения в пар-
гийный сутав палаты общин.

Партийный состав палаты общин после
выборов 1935 годз представлялся в следую-
mem виде: консерваторы-—387; лейбори-
‹ты—154; либералы—17; национал-либе-
ралы—33; национал-лейбористы: (ныне са-
мораслустявшиеся)—8:; независимая рабо-
чая партия—4; националисты—3; незави-
симые — 4: коммунисты — 1; независимые
либералы — 4.

Английская избирательная система #2
знает пропорционального представительства.
Существует прямое голосование; побеждает
кандитат, получивигий хотя бы на один го-
106 больше своего соперника. Это приводит
5 тому, что часто проходит кандидат, про-
тив которого по существу голосовало боль-
инотво’ избирателей данного округа. Так,
например, на выборах 1935 года в округе
Блэкли прошел консервативный кандидат,
за которого было подано 15.355 голосов.
Между тех против него голосовали 9.893
избирателя: отдавшие свой голоса кандидату
либералов  Оливеру, и 9.370 избирателей,
отдавиих свой голоса лейбериету Дэвиеу.
Иначе говоря, оппозиция собрала 19.263 го-
лога, а прошедший в парламент депутат
нравительственного блока — 15.355 голо-
сов. В тех случаях, когда выдвигается толь-
0 один кандидат, голосование не происхо-
дит. Он проходит в палату автоматически.

Подобный порялох голосования, по при-
знанию самих конеервативных деятелей,
давал иногла «стравные» результаты. Та-
кие «странные» результаты дали выборы
1935 года, когда консерваторы нолучвлл
большинство в палате общин (387 из 615),
хотя они не собрали большинства голосов
(10.496.300 толосов из общего Ine
21.997.054). В то же время лейборизты,
получив 8.325.491 голое, имели лишь 154
места, В еше худшем положении оказыва-
ются малочисленные партии.

Следует отметить, что и распределение

избирательных округов неравномерно. Бы-
вает, что в одном избирательном округе чиз-

Красная Армия. Победоносные бои на Во-
сточном фронте воодущевляли норвежскай
народ, укрепляли в нем веру в победу.
Победу над Германией надо об’яснить заме-
чательной стратегией русских генералов,
систематическим производством современно-
го вооружения и героической борьбой совет-
ских офицеров и солдат. Война была выиг-
рана Красной Армией на Восточном фронте.
Именно эта победа привела к освобождению
Красной Армией норвежской территории на
севере. Немцы сожгли много построек в Се-
верной Норвегии, причинили стране много
вреда, и норвежский народ принял Красную
Армию, как освободительницу».

«Я благодарю вас, присутствующих здесь
наших союзников и в вашем лице все воору-
женные силы Об’единенных наций за то, —
сказал далее король, — что вы сделали в
этой войне для моей страны и для моего
народа. Жертвы принесены не напрасно.
Норвегия никогда не забудет того, как
стойко вы сражались за правое дело в этот
самый мрачный период современной исто-
рии. Мы надеемся на то, что мы — братья
по оружию в войне — также будем братья-
ми в борьбе за новое и лучшее будущее все-
го мира».

Более 150 тысяч населения наблюдало
этот парад. Норвежцы горячо аплодировали
проходящим колоннам войск.

Вечером в театре состоялся концерт, в ко-
тором участвовали лучшие артистические
свлы страны. Появление в зале маршала Фз-
лалеева, генералов Шербакова, Ратова и
посла Кузнецова было встречено бурными
аплодисментами, Некоторые норвежские ар-
тисты подготовили свои номера на русском
языке. На этом концерте присутствовали ко-
роль, кронпринц, норвежский премьер-ми-
нистр Герхардсен, министр иностранных дел

«Ли. и другие министры, члены стортинга,

норвежские генералы и офицеры, а также
иностранные гости.

1 июля состоялись приемы у министра
иностранных дел Ли и главнокомандующе-
го военно-воздушными силами Норзегии ге:
нерала Риисер-Ларсен.

ло избирателей превышает в два—три ра-
за число избирателей другого округа, между
TOM как от каждого избирательного округа
проходнт ‘лишь один кандидат. Так,
на выборах 1935 годз избирательный округ
Мозели (Бирмингам) насчитывал 106.195
избирателей, Ковентри — 90.061, Кройдон
(Северный округ) — 84.941, Илфорд —
116.719. а избирательный округ Юго-За-
палный Бетнал Грин (в Лондоне)—27.454
избирателя, Ландлоу (Шропшир)—32.691 я
т. д. Перемещение населения в результате
войны привело к еще большей неравномер-
ности. Увеличение числа избирательных
округов путем‘ разделения наиболее насе-
ленных на два являстея слабой попыткой
несколько смягчить чересчур резкий KOH-
траст. Это мероприятие привело к увели-
чению избирательных округов в кампанию
1945 г. с 615 до 640. .

По закону каждый английский гражда-
нин, мужчина и женщина, доетигний 21
года, обладает пассивным и активным изби-
рательным правом и может быть внесен в

‚ избирательные списки при условии, что он

проживает в данном месте не менее трех
месяцев или является собственником че-
движимости, приносящей не менее 10 фун-
тов годового дохода (имущественная квалн-
фикация). В случае, если эта собственноеть
нахолитея в другом избирательном округе,
данное лино получает право второго голэ-
са. Это право приобретает жена (и соответ-
ственно муж) собственника. Таким образом,
представители зажиточных классов имеют
весьма часто возможность голосовать два-
жды. Кроме того, лица с университетеким
образованием имеют право получать второй
голос в университетском избирательном ок-
руге (имеется 12 таких округов).

Английский избирательный закон до-
пускает голосование по доверенности и по
почте, если данное лицо внесено в список
отсутствующих избирателей (правом быть
включенным в этот сатисок обладают воен-
нослужащие армии, флота и военно-воз-
душных сил, а также ряд представителей
гражданских профессий: моряки торгового
флота, служащие железных дорог, комми-
вояжеры и т. д.). Внесение в избиратель-
ные списки происходит два раза в год. Про-
верка и оспаривание правильности внесения
предоставлены частной инициативе. Факти-
чески наибольшую заинтересованноеть про-
являют избирательные агенты, стремящие-
ся обеспечить внесение в избирательные
списки как можно больше сторонников сво-
его кандидата и отвести из списков сторон-
ников противной стороны.

АДРЕС РЕДАКЦИИ и ИЗДАТЕЛЬСТВА: Москва, 49. Ленинградское птоссе, улица «ИП
23-36-80; иностранного —Л 3-37.50; Нисем- Д 3.15.69; Местной cera —— 1 315-47,

Г813160.

>

д. 24. ТЕЛЕФОНЫ СТДЕЛОВ РЕДАКЦИИ: Справочное бюро — Д 3-15-68; П = ;
Литературы и искусства — Д 3-38-73; Военного — Д 3-37-63; Ин 5a eS ba; Dentk sb cant

Смерть премьер-министра
Австралии Кэртена

ЛОНДОН, Б июля. (ТАСС). Как сообща-
ет корреспондент агентства Рейтер из
Канберры,` скончался премьер-министр Ав-
стралии Джон’ Кэртен.

ЕС

Заявление Росса об участии Дэвиса
в предстоящем совещании
лидеров трёх держав
НЬЮ-ЙОРК, 3 июля. (ТАСС). По сообще-
нию агентства Ассошиэйтед Пресс из Ва-
шингтона, секретарь Белого Дома по вопрэ-
сам печати Росс об’явил, что бывитий амеря-
канский посол в Советском Союзе Дэвис бу-
дет присутствовать на совещании «большой
тройки». з
Отставка Гопкинса с поста
специального помошника
президента США

ВАШИНГТОН, 3 июля. (ТАСС). Белый
Дом сообщил, что Гарри Гопкинс ушёл в
отставку < поста специального помощника
президента.

По сообщению Белого Дома, 2 июля Гарри
Гопкинс направил президенту Трумэну писъ-
мо, в котором мотивирует своё; решение
уйти с правительственного поста необходи-
мостью отдохнуть. Гопкинс заявил, что в
связи с этим он не может сопровождать пр>-
зидента на конференцию с премьер-минист-
ром Черчиллем и премьером Сталиным,

Президент Трумэн в своём ответе, датиро-
ванном 3 июля, с сожалением принял отстав-
ку Гопкинса. Отметив заслуги Гопкинса,
Трумзн выразил надежду на то, что вскоре
Гопкинс полностью восстановит своё здозс-
вье с тем, чтобы президент мог пользовать-
ся его советами,

Белый Дом сообщил, что Гарри Гопкинс
не будет сопровождать президента Трумэна
во время его предстоящей конференции со
Сталиным и Черчиллем ввиду того, что ему
мешает плохое состояние здоровья.

ge

Мзбрание Зденека Неедлы
президентом Чехословацкой
академии наук и искусств

ПРАГА, 4 июля. (ТАСС). Пражское радио
сообщает, что вчера в Праге состоялось co-
брание членов Академии наук и искусств.
Собрание почтило память недавно скончаз-
шегося. президента ‘Академии профессора
Шуста. Новым президентом Академии наук
и искусств избран министр просвещения. про-
фессор Зденек Неедлы.

Собрание послало приветственные теле-
граммы президенту Бенешу, чехословацкому
правительству и Генералиссимусу Сталину.

Американский корреспондент
о подготовке. монархического
‘переворота в Греции
НЬЮ-ЙОРК, 4 июля. (ТАСС). Коррес-
пондент газеты «Нью-Йорк таймс» Седжвик
сообщает из Афин, что военная склика, со-
стоящая из монархистов-террористов‘и бога-
тых торговцев и промышленников, готовиг>
ся к свержению регентства и возвращению в
Грецию короля. По сведениям корреспон-
дента, эта военная клика располагает ору-
жием, полученным со. складов национальной
гвардии.

Вишийский палач Дарнан
доставлен в Париж
ЛОНДОН, 4 июля. (ТАСС). Как пере-
даёт агентство Рейтер из Парижа, бывший
начальник вяшийской полиции Жозеф Дар-
нан доставлен на самолёте из Ниццы в Па-
риж и находится сейчас в тюрьме Френ в

ожидании суда.

В Париже Дарнан подвергся допросу, ко-
торый продолжался“ 10 часов. «Я вступил в
войска СС и принял присягу на верность
фюреру, — показал Дарнан. — Петэн и Ла-
валь виновны в такой же степени, как и я.
Французская полищия продолжала функцио-
нировать в Зигмарингене, и многие её члены
вступили в германскую парашютную  шко-
лу». .

Се
Арест гитлеровца Боле

ЛОНДОН, 4 июля. (ТАСС). Лондонское
радио передает сообщение люксембургского
радио о том, что бывший руководитель гит-
леровских организаций зарубежных немцев
Эрнст Боле арестован союзными властями.

Английская печать отмечает, что доволь-
но большая чаеть избирателей будет лише-
на возможности принять участие в голосо-
вании. «Ньюс кроникл» считает, что не ме-
нев одного миллиона избирателей, в том
числе многие тысячи военнослужащих, бу-
дет лишено возможности голосовать. Изве-

етный математик и философ Бертран Рас-.

сель в письме, опубликованном в «Таймс»,
пишет, что предстоящие выборы будут не-
нормальными, так как спиеки находятся в
беспорядочном состоянии. Трудно понять,
продолжает он, почему право голосовать по
почте не может. быть предоставлено граж-
данскому населению — эвакуированным,
выезд которых в такой же мере связан с
войной, как и от’езд лиц, находящихея в

вооруженных силах.

До 1872 г. существовала практика изу-
стного выдвижения кандидатов. В наетоя-
щее время требуетея письменное заявление
от «выдвигающего кандидатуру», от «под-
держивающего каздидатуру» и восьми дру-
гих лиц, причем все`они должны принадле-
жать к числу внесенных в еписки избира-
телей. При выдвижении кандидат обязан
внести залог в размере 150 фунтов стер-
лингов, который не возвращается ему и по-
падает в казну в случае, егли за него по-
дано менее одной восьмой всего чиела пэ-
данных голосов в этом избирательном окфу-
ге. (В избирательную кампанию 1935 года
81 кандидат поплатилея своим залогом, в
том числе   консерватор, 40 либералов, &
членов независимой рабочей партии и 16
лейбористов). Помимо внесения залога, кан-
дидату предетоят большие расходы на жз-
лование избирательному агенту, пиецам, по-
выльным, на наем помещения для избира-
тельного бюро, лля проведения митингов,
расходы на бумагу и т. д. Закон ограничи-
вает эти расходы, убтанавливая их макси-
мум; личные раеходы кандидата не долж-
ны превышать 100 фунтов стерлингов. Рас-
ходование средств на избирательную кам-
панию должно производиться только изби-
рательным агентом, который отчитываетея
перет соответствующими властями в тече-
ние 35 дней после выборов о произведен-
ных расходах. Расходование средств На из-
бирательную кампанию свыше увтановлен-
ных законом сумм может повлечь потерю де-
путатекого места. Это законодательство
имело целью устранить злоупотребления в
ходе выборов, устранить попытки подкупом
или угощениями повлиять на избирателей.
Однако существующее законодательство

легко обходится, и фактически расходы на

избирательную кампанию значительно вы-

Типография газеты «Правда» имени Сталина.

Перед парламентскими выборами в Англии

Письмо Черчилля Эттли

ЛОНДОН, 4 июля. (ТАСС). Как  пере-
даёт агентство Рейтер, Черчилль в письме,
адресозанном лидеру лейбористской партии
Эттли, потребовал, чтобы. тот полностью
соб’яснил нации» позицию парламентской
фракции лейбористской партии по отноше-
нию к национальному исполкому этой пар-
тни, возглавляемому профессором Ласки,
ибо положение вызывает, по’ словам  Чер;
чилля, «чрезвычайное беспокойство».

Письмо Черчилля представляет ответ на
«резкие замечания». Эттли по поводу вы-
ступления Черчилля по радио вечером
30 июня. Этгли заявил, что он считает ®под-
лым предположением» заявление Черчилля
о том, что в случае прихода к власти лей-
борнетокого правительства государственные
тайны могут. быть доведены до сведения
исполкома лейбористской партии, весьма не-

большое число. членов воторого является.

членами тайного совета.

Черчилль в своём письме заявляет: «Вы,
повидимому, не понимаете нового положе-
ния, с которым мы столкнулись». Напомнив,
что Эттли выступил против первого заяв-
ления Ласки (который сказал, что Эттли
должен участвовать в конференции Черчил-
ля, Трумэна и Сталина только в качестве
наблюдателя), н указав, что Эттли отправ-
ляется на конференцию «большой тройки»
не только как наблюдатель, Черчилль пи-
шет: «Однако вместо того, чтобы отказаться
от своего перзоначального заявления, Ласки
выступил с рядом речей, подчеркивающих
его авторитет».

Черчилль воспроизводит в своем письме
выдержки из пяти последних речей Ласки,
в частности о том, что любые решения, при-

явлений — Д, 3-30-85 и Д 3-39-00. ®

нятые на предстоящей конференции трех,
«будут лежать на ответственности прави-
тельслва его величества, а  лейбористское
правительство He будет связано решением,
какое будет угодно принять  Черчиллю и
Идену». Далее Черчилль пишет:

«По мере того, как проходили дни, при-
нося новые дерзости, я, конечно, ждал, что
вы предпримете какие-то усилия, чтобы
определить вашу позицию против Ласки, и
что его комитет и лейбористская партия в
целом как-то от него отмежуются. Однако
ничего подобного не произоило, и вы оста-
лись в таком положении, что он дает вам
инструкции, которые вы лично отвергли, но
которые тем не менее остаются официаль-
ными инструкциями исполнительного коми-
тета лейбористской партии».

¥ka3a3, что, повидимому, лейбористское
правительство должно будет подчиняться
директивам национального исполнительного
комитета лейбористской партии и что этому
комитету будут предоставляться внешнепо-
литические, а быть может также и военные
дела, Черчилль задаёт вопрос: каким обра-
зом можно будет не допустить ознакомле-
ния исполкома‘ с фактами? А это может быть
связано с разоблачением секретной инфор-
мации. «Если мы учтём, — пишет Uep-
чилль, — что этот комитет состоит из 27 че-
ловек и что лишь весьма немногие из них
каким-либо образом ответственны перед
общественностью или связаны какими-либо
официальными обязательствами перед госу-
дарством, то я считаю положение  чрезвы-
чайно тревожным и полагаю, что оно дол-
жно быть полностью об’яснено нации».

Ответ Эттли Черчиллю

ЛОНДОН, 4 июля. (ТАСС). Агентство
Рейтер передаёт, что,
Черчилля, Эттли пишет:
с которым, по вашим словам, мы столкну-
лись, существует только в вашем вообра-
жении. Ни по решению ежегодной партий-
ной конференции, ни по какому-либо пунк-
ту устава партии парламентская лейборист-
ская фракция не несёт ответственности пе-
ред исполкомом партим и не находится под
его руководством».

Отрицая, что председатель исполкома
уполномочен давать ему инструкции, Эттли
добавляет, что, поскольку речь идёт о пре-
емственности в политике, лейбористское
правительство будет проводить политику,
соответствующую принципам, которым оно
верит и в соответствии с которыми были из-
браны члены палаты общин. Эттли пишет:
«Тот факт, что в последнем правительстве
существовало согласие между членами всех
партий по поводу основных направлений
нашей внешней полатики, не изменяет того

ше тех цифр, которые фигурируют в офици-
альных отчетах. В‘ пронтые выборы, по офи-
циальным данным, было израсходовано око-
ло 1 миллиона фунтов стерлингов. Но оцен-
ке компетентных наблюдателей, расходы на
избирательную кампанию этого года состав-
ляют 1,5 млн. фунтов. t
Большие расходы лишают представителей
малообеспеченных слоев населения возмож-

$
5 ИЮЛЯ 1945 г., № 159 (9930)

[о ОХА:

положения, что курс политики в будущем
будет определять состав новой палаты об-
щин, как это было перед. войной, когда вы
так же, каком я, не были согласны с’ поли-
тикой консервативной партии». ‘

«Я сожалею,— добавляет Эттли— что вы
так встревожились вследствие вашего че-
достаточного знакомства с процедурой де-
мократических партий вообще и ‚лейборист-
ской партии в частности»,

Новый обмен письмами
между Черчиллем и Эттли

даёт агентство Рейтер, Черчилль обратился
вечером 3 июля к лидеру лейбористской
партии Этгли с новым письмом, в котором
пишет, что он не может признать об’яснение
Эттли удовлетворительным, «ибо оно остав-
ляет ряд весьма важных пунктов без отве-
та».

«Устав вашей партии, — пишет Черчилль, —
предусматривает, что «работа партии нахо-
дится под управлением и контролем партий-
ной конференции» и что исполнительный ко-
митет, «действуя под контролем и по ди-
рективам партийной конференции, является
органом, управляющим партией». Далее, как
вы указываете в вашем пасьме, говорится,
что исполнительный комитет может созы-
зать в любое время конференцию парла-
ментокой фракции лейбористской партии для
обсуждения любых вопросов, связанных с
работой партии».

Заявив, что конференция, действующая
через свой исполнительный комитет, являет-
ся органом контроля в части, касающейся
деятельности и политики лейбористской
партии, независимо от того, стоит ли она у
власти или нет, и что в случае нахождения
лейбористской партии у власти комитет в
праве вызывать министров на соответствую-
щие совещания, чтобы пытаться заставить
их изменить политику, предложенную пала-
те общин стоящим у власти правительст-
зом, Черчилль пишет:

«Я лично не верю, что спор по этим весь-
ма важным вопросам может быть разрешён
удовлетворительно до тех пор, нока общест-
венность не получит подписанного вами и
председателем _ исполнительного комитета
(профессором Ласки) заявления об исполь-
зовании этих полномочий в будущем».

даёт агентство Рейтер, Эттли опубликовал
свой ответ Черчиллю на его новое письмо.
Эттли отклоняет предложение Черчилля 06
опубликовании подписанного Эттли и Ласки
заявления по поводу позищии исполкома
лейбористской партии.

«Я удивлен тем,—пишет Эттли—что вы

знакоматесь с уставом лейбористской пар-
тии,

ловидимому, впервые и пытаетесь,
ссылаясь на сведения, полученные от нена-
званного вами информатора, придать пунктам
этого устава другое толкование, чем то, ко-
торое даётся им мною и другими людьми,
затратившими годы на службе лейборист-
ской партии. Значительная часть ваших хло-
пот вызывается тем, что вы не понимаете
разницы между лейбористакой партией и
парламентской фракцией  лейбористской
партии. Это заставляет вас смешивать орга-
низационную работу партии с действиями
парламентской фракции.

Несмотря на мое ясное заявление, вы
продолжаете напрягать ваше воображение,
присовокмпляя к праву консультироваться
стремление оспаривать действия и поведе-
ние.

Что касается последнего абзаца вашего

отвечая на письмо   письма, то я полагаю, что вы недооценивае-
«Новое положение,   те разума общественности, а я не разделяю
вашего мнения».

Выступление Ласки
ЛОНДОН, 4 июля. (ТАСС). Как передает

агентство Рейтер, выступиютай в Эссексе
председатель исполкома лейбористской пар-

тии профессор. Ласки заявил, что, начиная
с 1918 года, консервативная партия на каж-
дых выборах нуждалась в козле отпущения,
На этот раз таким козлом отпущения № 1
избран Ласки. Устав лейбористской партии
был опубликован 27 лет тому назад, и Чер-
чилль мог иметь его в своём распоряжении,
начиная с 1918 г. Одно из двух: или Чер-
чилль никогда не читал его, и трюк, к кото-
рому прибегли консерваторы, явился плодом
невежества, или, напротив, это — преднаме-
ренное искажение фактов.

«Я утверждаю, — сказал Ласки, — что по
существу дело обстоит невероятно просто.
Дело в том, что партия тори дошла до та-
кого состояния, что она не знает, что ей ска-
зать по поводу <воей собственной политики,
Стыдно подумать, что человек, который до
дня победы имел такую замечательную ре-
путацию, унизился до такого рода дел».

—о-
Отказ испанских властей

передать союзникам немецкие школы
и «коричнезый дом»

НЬЮ-ЙОРК, 3 июля. (ТАСС). Как пере-

ности выдвигать свои кандидатуры. Точно
так же партии, имеющие ограниченную ма-
териальную базу, стеснены в выставлении
своих кандидатов.

«Хотя уже рекомендованы реформы, ко-
торые облегчат выставление кандидатур
людям, не имеющим средств, — пишет 0б0-
зреватель атентства Рейтер, — тем не ме-
нее в настоящий момент условия все еще
таковы, что выборы будут «дорогими». .

Консервативный депутат Айэн Халви
свидетельствует, что в самой консерватив-
ной партии «великолепная возможность
быть избранным предетавляетея тем канди-
датам, которые соглаптаютея оплатить рас-
ходы по избирательной кампании и вдоба-
вок вносить от 500 до 1.000 фунтов стер-
‚лингов в год в каегу местной консерватяв-
ной организации. Те же кандидаты, кото-
рые не в состоянии оплатить расходы по из-
бирательной кампапии и могут внести в
кассу консервативной пафтии не более 100
фунтов стерлингов в год, вряд ли имеют
какие-либо шансы на избрание».

* * =

В избирательной кампании 1945 г. на
640 парламентеких мест выдвинуто 1.675
кандидатов, в том числе от конеервативной
партии—547 кандидатов, от либералов —
805, от лейбористов — 601, от коммуни-
стов — 20, национал-либералов — 52, пар-
тии Коммонуэле — 22 и от других органи-
заций — 138.

Только в трех избирательных округах вы-
двинуто по одному кандидату. В остальных
будет происходить борьба между двумя (233
округа), тремя (291 округ), четырьмя (38
округов) и даже пятью (7 округов) канхида-
тами.

Выборы назначены на 5 июля. Но по-
скольку день выборов в некоторых северных
частях Англии совпадает е местными празд-
никами, для этих округов устанавливаются
два дополнительных дня выборов—12 и 19
‚ июля. К 26 июля будут известны фезульта-
ты голосования в заморских силах. 26-го
или 27-го будут известны результаты выбо-
ров по всей стране.

В. СОРОКИН.
Пропагандь: — Ji 3-33-88;

Сельскохозяйственного — Д 3-19-85; экономичес —
’недоставке-хазет сообщать пое-телефону Л 3341 2 ve

дает мадридский корреспондент газеты
«Нью-Йорк таймс», генеральный Консул
США в Барселоне Форд заявил протест
франкистскому губернатору Каталонаи В
хельсону против отказа передать союзникам
контроль над советом германской школы 3
Барселоне и немецким «коричневым домом».
Форд заявил, что обе организации принал-
лежали германскому правительству, а Ве
хельсон, как сообщают, ответил, что эти
организащии являются «испанскими как го
своему характеру, так и по составу». Вла-
сти указывают, что «коричневый дом» яв-
ляется клубом  каталонской нацистской
партим.

See ee инитие

РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ.

[Е ОРЕСТ ee

SE ase ee СК

=
NTEKMHOHHOE BWPO

ПРИ КОМИТЕТЕ ПО ДЕЛАМ ВЫСПТЕЙ
школы ПРИ, СНК СССР.

В Лекционном зале (Большая аудитория
Политехнического музея) состоятся публич-
ные лекции: 6 июля 1945 года — профессора
И. С. ЗВАВИЧ на тему: ЭЙРЕ. 9 июля
1945 года — доктора юридических наук
Е. А. КОРОВИНА на тему: УСТАВ ОБ’ЕДИ-
НЕННЫХ НАЦИЙ. 10 июля 1945 года —
‘чл.-корреспондента АН СССР А. М. ПАП:
КРАТОВОЙ на тему: ВЕЛИКИЙ РУССКИЙ
НАРОД.

Начало лекций в 8 часов вечера. Билеты
продаются в кассе Лекционного зала (ро
езд Политехнического музея, под’езд 9),
в кассе Колонного зала Дома союзов (Пуш-
кинская ул., д. 1, под езд 3) и во всех отде-
лениях Центральной тезтральной кассы.

СЕГОДНЯ В ТЕАТРАХ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОРДЕНА ЛЕНИНА
АКАДЕМИЧЕСКИЙ МАЛЫЙ ТЕАТР — Пигм-
лион. Начало в 7 час. 30 мин. вечера,

ФИЛИАЛ МАЛОГО ТЕАТРА (Больш. Ордын-
ка, 69) — В степях Украины. Начало в 7 чае.
30 мин. вечера.

МХАТ СССР им. ГОРЬКОГО — Кремлевские
куранты. Начало в 7 час. 30 мин, вечера.

ФИЛИАЛ МХАТ—Пикквикский клуб. Начало
в 7 чае. 30 мин, вечера.

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ТЕАТР КРАСНОЙ АРМИИ-
Сталинградцы. Начало в 7 час. 30 мин, веч\р».

ГОС. ТЕАТР им. Евг, ВАХТАНГОВА (улица
Горького, пер. Садовеских, 10)—Носледний дея»
Начало в 7 час. 30 мин. вечера,

МОСКОВСКИЙ ГОО. ЕВРЕЙСКИЙ ТЕАТР
(Мал. Бронная, 2) — Чудесная история, Начало
в i о вечера.

‘O0. КОВСКИЙ МУЗ. ТЕАТР имени К. С.
СТАНИСЛАВСКОГО и Вл. И. НЕМИРОВИЧА-
ДАНЧЕНКО — Прекрасная Елена. Начало в 7 +
30 мин. вечера.

ЕЕ

Изд. № 427.