al

logy.
ae,

ALU
Dat,
abo}.
BO,
орк
Uh
Okay,

]
JOBoy

Bary

бот.
Уча

BHBET
ah X
‘ИУС
TOE.

SER ger ae ee

Ta

Aaper-
и 1
Omen
OBO
име.
в Г:
‚ИВ
‚ 384

оени?
ВД -

УВЕ

AM
sail

68°
ryan

pay
rHAdee

ry Mae
[АТВ

11 ИЮЛЯ 1945 r., Ne 164 (9935)

Женшинь

Из Парижа в Мюскву вернулась  делега-
ция Антифалгистского комитета  советоких
женшич, которая по приглашению Союза
французских женщин посетила Францию

‚и приняла учаютие в работе   националь-

ного конгресса женщин Франции.
Советская делегация состояла из десятн
человек: руководитель делегации Н. В. По-
пова — секретарь ВЦСПС и член презч-
тиума Антифашистекого комитета советских
женщин, С. И. Ежова — ответотвенный ‹е-

кретарь этого комитета, представительница ного женекого конгресса. В состав Инициа-

хенщия Украины М. М. Пидтыченко-— до-
цент Киевекото университета,  предетави-
тельнаца жечщин Белоруссии Т. П. Але-
пканхоовская — народная артистка СССР,
народный художник СОСР скульштюр В. И.
Мухина, писательница А. А. Караваева,
Герой Советского Союза летчик Е. В. Ря-
бова, работница Московского
пм. Оталина Т. Н. Максакова,

тиотеки им. Ленина А. Г. Свепоникова.
В беседе с корреспондентом

поделилась своими впечатлениями о поездке
и рассказала подробности фаботы кон-
гресса.

— Конте открылся в
я закончился 21 июня. В ето работе уча-
ствовало 3.000 делегатов от 9% департамен-
тов Франции. Эти делегаты представляли
1.122.000 членов Союза французских жен-
щин («Юнион до фам франсэз»). В заседа-
ниях приняти участие делегатки
Югославии, Чехословакии, Испании, Беть-
тии, Италии a Китая. На открытии при-
сутствовало свыше 3.000 гостей.

В президиум конгресса” были

делегации присутствующие встретили про-
холжительными рукоплесканиями. Предое-
датель союза м-м Коттон призвала  фран-
цузских женщин к об’единению сил для
борьбы с резкцией и
разгрома фаптизма. С приветствиями высту-
пили представители иностранных  делега-
ций. Затем секретарь союза Влодин
слелала доклад «Права и 00я3
французских женщин». Обсуждение докла-
да велось активно и темпераментно.
Руководитель советской делегации сде-
лал локлад о положении женщин в
ском Союзе и их участии в Отечественной
войне против немецко-фаттистоких захват

чиков. Доклад был mpocayman с огромных   Кароду,
цивилизацию от гитлеровских вандалов.

вниманием. Когда докладчик говорил о при-
мерах героизма советских женщин, прояв-
ленного в дни войны на фронте и в тылу,
его слова встречались с восторгом’и вы-
звали многочисленные возгласы в честь с0-
ветского народа, в честь Красной Армии и
товарища Сталина.

В ехинодушно принятых  розолюциях
конгреес потребовал немедленной чистки
правительственного аппарата, сурового на-
хазания всех предалелей франпузокото на-
рода и суда над Петэном и Тазалем, разры-
Ba дипломатаческих отношений © фран-
кистекой Иопанией, уничтожения учрежде
ий, созданных правительством Виши.

Во время голосования резолюции, требу-
ющей суда над Петэаном и Чавалем, произо-
шел чрезвычайно характерный этизод.. Из
трёх тысяч делегатов три человека голосо-
вали против этой резолюции. Трудно опи-
cath всеобщее возмущение. Конгресе потре-
бовал от голосующих «иротив» об’яенить
причины своего поведения. Затем в тече-
ние двадцати минут огромный зал букзаль-
но кипел негодованием.

Жюнгресе принял обращение к тенералу
ле Голлю. В этом обрашении говоритея, что
Союз французских женщин обеспокоен про-
должительными трудностями в налазжюнва-
нии снабжения, медленным ходом чистки
правительственного аппарата от виший-
ских элементов, непонятной медлительно-
стью в проведении мероприятий по восста-
новлению экономики страны, дезорганизо-
ванной вишийскими предателями и немед-
кими оккупантами. В обращении указывает-
ся, что французские женщины хотят при-
нять Участие в восстановлении нафодното
хозяйства Франции и предлагают свои уси-
лия для установления демократии и прове-
дения всех мер, которые могут гарантиро-
вать длительный мир.

По доклалу м-м Коттон 9 политической
программе Союза французских женщин
конгресс принял программу действий. 0с-
новными моментами этой программы являет-
ся борьба против фалризиа, консолидация
демократических сил, борьба за возрожде-
ние свободной, ‘сильной, демокуалической
Франции, мероприятия по охране семьи.

Вся работа конгресса показала, что фран-
пузские женщины понимают, что борьба 3&
демократию и благополучие французекого
народа неразрывно связана с общей боть-

автозавода   Циативного комитета
доцент   программные принцилы фаботы предетоя-
Tl Mocxoseroro  медицияекого института   щего Международного конгресса. Кратко их
В. В. Васильева и паучный работник биб-   можно сформулировать так: уничтожение
фаштизма и обеспечение демократии во всех
«Правды»   странах, подготовка счастливого будущего
предоедатель делегации тов. Н. В. Попова   Для новых поколений, предоставление жен-

щинам политических. экономических и мо-
ральных прав, участие женщин в выработ-
ke условий, обеспечивающих длительный
Париже 17 июня   мир между народами.

пы, подписали: от женшин Англии— Ели-
забет Аллен, от женщин Бельгии — Дюбра,
от Витая — м
Виктория Кент, от Франции — м-м Коттон,
Антлии,   от Италий — Маркезини Гобетти Ада, от
OCCP — Нина Попова,
др Ольга Милошевич. Инициативный ко-
митет рассылает письма женоким органи-
избраны  зациям других стран с приглашением при-
делегаты всех стран. Появление советокой  Нять участие в работе комитета.

делегация, разбивитиеь на три труппы, п0-
сетила различные города Франции. Члены
советской делегации побывали в Аррасе, Ва-
(aia окончательного   Лансьене,
зе, Сен-Жетьене, Лионе, Марселе. Повсюду
население устраивало советским женщинам
Миню   восторженный приём. На митингах раздава-
лись горячие приветствия Красной Армии,
товарищу Сталину. Выступления советских
и французских женщин покрывалиеь жарки-
ми аплодисментами. В своих речах предста-
(овет-   вители городских властей, Союза француз-
ских женщин, рабочие, служащие просили
передать великую благодарность советскому

CKOIBKO тысяч человек.
валиеь с исключительным вниманием. 06

er

Беседа с секретарем ВЦСПС
тов. Н. В. Поповой

и всеобщую дезопаеность. Поэтому делега-
ты конгресса, равно как и все иностранные
делегации, горячо поддержали предложение
м-м Коттон об организации Инициативного
комитета по подготовке созыва Международ-

тивного комитета вошли прехставительни-
цы Франции, Англии, Бельтии, Испании,”
Югославии, Чехословакии, Италии, Китая и
СССР. От Советского Союза в комитет из-
браны тт. Попова, Васильева, Александров-
ская и Пидтыченко.

На состоявшемея затем заседании Ини-
были установлены

Декларащию, излагающую эти принци-
Съен-минг, от Испании —

от Югославии —

По окончании фабот конгрееса советская

Чилле, Люнкерке, Лиможе, Тулу-

спасшему Францию и европейскую

й митинг собирал аудиторию в не-
Все речи выслуши-

интересе к советской. стране. свидетельству-
ет бесчисленное множество фактов. Можно
указать, например, на слехующее: во время
митинга в Сен-Дени пошёл дождь. Несмот-
ря на это, ни одан человек не покинул
площади. В Сен-Жетьене в субботу пред-
приятия не работали. Однако, узнав о при-
ёзде советской делегации, рабочие кожевен-
ной фабрики и фабрики перчаток явились в
цехи специально для того, чтобы продемон-
стрировать советским женщинам процессы
производства. Небезынтересно указать, что,
как правило, на митинги собирались от-
нюдь не одни только женщины; очень ча-
сто мужчин быхю гораздо больше.

Большое виечатление на нас произвела
встреча с комитетом Союза французских
женщин депалугаментов Сены и Уазы, &
также C членами муницитального совета
15-м округа Парижа. Мэр округа сердеч-
но благодарил Красную Армию и Генералис-
симуса Сталина за освобождение Франции и
всей Европы от фашистского ига. При выхо-
де из здания мэрии советскую делегацию
встретила огромная толпа народа. Раздава-
лись громкие восторженные приветствия
товарищу Сталину, Красной Армии, совет“
скому народу, советским женщинам.

Французокие женщины начинают играть
всё большую роль в общественной и поли-
тической жизни страны. Союз французских
женщин, созданный еще в 1941 году, во
время немецкой оккупации, весьма быстро
проявил себя как реальная и @жтивная
сила. Члены союза вели подпольную рабо-
ту, оплачивали женщин на борьбу с окку-
пантами, организовывали демонстрации
против отправки населения в Германию.
В 1942 году франпузевие женщины в не-
которых городах в день национального
праздника (14 июля) вышли на улицы © ло-
зунгом «Смерть Гитлеру!». В январе 1943
гола в городе Монлюсоне 2.000 женщин oT-
правились на вокзал и силой воспрепятет-
вовали отправке поезда с мобилизованны-
ми французами. Комитеты союза в своей
работе руководились программой Комитета
Национального Сопротивления.

Сейчас ©0юз об’единяет в своих рядах
предетавителей всех профессий, всех веро-

бой овободолюбивых стран за прочный мир   исповеданий и всех партий. Членами союза

ВИ Е БИ ЕЕ

т.

‚ Франции

Женщины голосовали за кандидатов, под-

ческим блоком, и в очень многих хепарта-
ментах одержали большую победу. В ряде

лями мэров. 11 женщин являются членами
Консультативной Ассамблеи.

на митингах, в частных беседах француз-
ские женщины высказывали недовольство
политикой правительства,
непонятную медлительность в осущеетвле-

народных
точно.

п

SS

ARIMA работницы, служащие, вфачи,
учительницы, Ученые, жёны мелких TOD-
говцев, чиновников, служащих, жены пре-
фектов, мэров. В союз входят члены про-
фессиональных союзов и люди, не состоя-
щие в них.

Руководит воюзом м-м Коттон, беспар-
тийная;  сокретарями союза — являются
Франкуаз Леклер, член католической пар-
тии, Клодин Мипю, Мари Работэ, среди чле-
нов комитета—Сайян, Жаннет Вермеш и др.
Комитет располагает разветвлённой сетью.
В департаментах и городах имеютея бюро
союза, на предприятиях — организации.

Союз пользуется большим авторитетом.
Не случайно, когда наши товарищи стра-
шивали французеких солдат, возвративитих-
ся из гитлеровского плена, что больше все-
го изменилось за эти годы во Франции, —
они отвечали: «Больше всего изменилась
моя жена». :

Французские женщины всё более.
активно участвуют в общественной жизни
Франции. Они проводят большую ‘работу
по оказанию помощи пострадавшим от гит-
леровцев, разоблачают преступников вой-
ны, предателей, ведут борьбу со спекулян-
тами. Ярким показателем возросшей актив-
ности французских женщин являются ре-
зультаты недавних муниципальных выбо-
ров. Как известно, женщины впервые голо-
совали в этой избирательной кампании. В
итоге выборов много женщин было избрано
на руководящую работу в органах само-
управления.

Нам рассказывали, что оживившнеся 38
последнее время правые партии рассчиты-
вали на поддержку женщин. Действитель-
ность обманула надежды реакциснеров,

держиваемых антифашистским демократи-

городов (Лионе, Тулузе, Марселе, Лиможе
и других) женщины выбраны заместите-

В выступлениях на конгрессе, в речах

проявляющего

нии чаяний и требований французского на-
рода. Женщины Франции указывают, что
аппарат правительственных оргавизаций
крайне засорен вишийскими элементами,
что тресты саботируют доставку сырья нп
топлива на предприятия, что активность
масс используется  недоста-
Французские женщины с трево-
гой отмечают активизацию  реакияонных
партий и ‘указывают, что правительство
по непонятным причинам мешает консэ-
лидаций демократических сил, тех сил,
которые могут быстро вывести страну на
путь национального возрождения.

Несколько слов о материальном +6л0же-
нии французской женщины. В подробных
отчётах о приезде нашей делегация па-
рижекие газеты в некоторым удивлепием
писали, что совётские женщины одеты х9-
рошо. со вкусом, носят кожаную пбувь №
шёлковые чулки. Многие французские жен-
щины не имеют чулок, не имеют кожаной
обуви, вынуждены носить чрезвычайно ко-
роткие плалья-——не потому, что так требует
мода, а из-за катастрофического. недостатка
тканей. Вся Франция ходит в деревянных
баимаках: на улицах Парижа и других горо-
хов непрерывный стук деревянных каблу-
ков и подошв.

Бытовые ‘условия  французекой семьи
чрезвычайно тяжёлые. Теснота, грязь, лох-
мотья, страшная нужда — вот типичные
черты рабочих кварталов. Мы часто бы-
вали на окраинах городов и с болью в верд-
це наблюдали, в каких ужасных условиях
живут французские рабочие,

Нас чрезвычайно поразило то обетоя-
тельство, что мы Ночти нигде не видели
детей. Это составляло необычайно резкий
контраст с советскими городами и сёлами.
На наши недоуменные вопросы французы
отвечали, что они не в состоянии прэкор-
мить детей и-поэтому большинство семей
вынуждено обрекать себя на безлетность.

В заключение мне хочется ещё раз от-
метить огромный интерес жителей Фран-
ции к Советскому Союзу и их глубокие сим-
патии к советскому народу. Тысячи людей
просили передать пославшим нас, что сы-
ны и дочери Франции полны призпатель-
ности Красной Армии, спаешей Францию
от кошмара гитлеризма. Мужчины и жен-
щины Франции © неподдельным восхище-
нием следят за усилиями Советского Сою-
за по обеспечению вбеобщего мира и 0бе-
щают приложить’ все силы для того, чтобы
довершить илейчый и политический раз-
гром фашизма и его тайных и явных по-
кровителей. }

ee ee ee

PAB

ДА

Ее

Демобилизованные из Красной Армии
старший сержант М. С. Чумаков (слева)
и гвардии ефрейтор В. И. Дралов рас-
сматривают военные билеты, полученные
в Киевском райвоенкомате гор. Москвы.

Фото 0. Коршунова.

В Совнаркоме СССР

ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ СЕМЬИ ПОГИБШЕГО
‚В РЕЗУЛЬТАТЕ АВТОМОБИЛЬНОЙ
КАТАСТРОФЫ ГЕНЕРАЛ-ПОЛКОВНИКА
БЕРЗАРИНА НИКОЛАЯ ЭРАСТОВИЧА

Совет Народных Комиссаров Союза CCP
постановил:
1. Выдаль

единовременное пособие в

размере 100.000 рублей семье тов:
Берзарина Н. 9., состоящей из жены Берза-

риной Натальи Никитичны и дочерей Ла-

рисы и Ирины.

2. Назначить персональную пенсию
семье т. Берзарина Н. 93. в следующем раз-

мере: жене Берзариной Н, Н. — две тыся-

чи рублей в месяц пожизненно, дочерям Ла-

рисе и Ирине —— по одной тысяче в месяц
до окончания ими образования.

—о—-

Подготовка школ
к новому учебному году

Началась подготовка к новому 1945—46
учебному году. Основные. её задачи — даль-
нейшее улучшение учебной и воспитатель-
ной работы, снабжение школ инвентарём и
письменными принадлежностями, благоуст-
ройство школ и интернатов, организация го-
рячего питания, помощь нуждающимся де-
тям одеждой и обувью.

По решению Наркомпроса РСФСР в этом
году Учпедгиз должен издать 16,5 миллио-
на учебников. Кроме того, в ряде автоном-
ных реслублик н областей будут выпущены
888 названий учебников для нерусских
школ.

Школы получат ученические ручки, сум-

‚ки, ремни, портфели, чертёжные линейки,

готовальни и т. д.

Перед началом учебного года состоятся
областные и районные совещания учителей.
Для проверки готовности школ к занятиям
в городах и районах создаются комиссии в
составе уполномоченного. исполкома, заве-
дующего отделом народного образования и
председателя комитета профсоюза работни-
ков начальных и средних школ. 7 августа
созывается Всероссийское совещание работ“
ников народного образования, на котором
будут подведены итоги выполнения поста-
новления Совнаркома СССР «О мероприя-
тиях по улучшению качества обучения в
школах» и обсуждены задачи предстоящего
учебного года. °

(ТАСС).

Коллективы заводов ремонтируют

школы и больницы

ОДЕССА, 10. (Корр. «Правды»). Кончи-
лись занятия в школе. Опустели классы,
утих. шум детворы: И сразу ‘же в здании
школы появились маляры, плотники, штука-
туры. Их прислал сюд: директор канатного
завода тов. Воронцов. ‚ Коллектив завода
обязался отремонтировать школу к Новому
уз году н обеспечить ее топливом.
Ремонт начался. Оборудована столовая для
ребят, подготовлена детская оздоровитель-
ная площадка. На сюлад уже доставлено
пять тонн угля.

По примеру канатного завода 16 пред-
приятий Кагановичского района города
Одессы шефствуют над школами, ремонти-
руют их, заготовляют для них топливо. Та-
кое же шефство над школами и лечебными
учреждениями взяли згводы Ленинского
района.

Наблюдение солнечного затмения

— Сейчас мы еще не имеем подробных
данных ю проведенных советскими астроно-
мическими экспедициями наблюдениях пол-
юго солнечного затмения 9 июля 1945 го-
да,—= сказал в беседе ¢ корреспондентом
«Правды» заведующий Службой солнца Го-
суларственного астрономического институ-
Ta UM.
тических нзук проф. 9. Р. Мустель. — Од-
пако наблюдения эти были организованы
в ряде пунктов, расположенных в полосе
пелното затмения, © таким рзочетом, что-
бы свести к минимуму влияние неблаго-
приятных метеорологических условий. Есля
в некоторых районах облачность, дождь и
грозы помешали наблюдению, то в других
эта помеха отсутствовала.

Комиссия Академии наук по организа-
ции наблюдений солнечного залмения 1945
года получила сегодня телеграмму из Сор-
тавала, в которой сообщается, что наблюде-
пия Там проведены вполне успешно, пря
безоблачном небе.

В Сортавала работали экследиции Пул-
ковской, Симепзской и Абастуманской 0б-
серваторий и другие. Они были снабжены
всеми необходимыми инструментами и пря-
борамя. Работникам экспедиции Пулков-
ской обсерватории удалось произвести са-
рию снимков спектра верхних слоев сол-
нечной атмосферы. Проязведены все наме-
ченные наблюдения хромосферы (окружаю-
шей солнце оболочки, хоропю видимой во
время полной фазы затмения).

Вынолнены наблюлезия  олчечной коро-
ны (светлый ореол вохруг темного диска
луны, закрывающей солнце в момент за.
тмения) во всех лучах спектра. Сделаны

берта доктор физико-малема-`

фотографические снимки солнечной коро-
вы, а также серпа солнца во веех фазах
затмения. Экспедицией Симеизской 0беер-
ваторин произведены фотоэлектрические из-
мерения яркости солнечной короны и дру-
гие исследования. \

Bee наблюдения  хронометрироватиьь.
{ля контроля хронометров в Сортавала была
установлена специальная радиостанция,
принимавшая сигналы времени ряда круп-
ных обсерваторий мира.

Затмение в Сортавала началось в 16 час,
03 мин. 19 сек. Фаза полного затмения
наступила в 17 час. 10 мин. Кругом по-
темнело, на небе появились звезды. Закон-
чилось затмение в 18 чае. 14 мин. 26 сек.

— В некоторых пунктах плохая погола
помешала полностью фезлизовать намечен-
ную программу иселедований.-— продолжал
проф. Мустель:—Например, директор Тали-
кентекой обсерватории тов. Щеглов, воз
главляющий экспедицию в Казахстане, те-
леграфирует, что в районе нахождения экс-
педиции была сплошная облачность.

Астрономические экспедиции 9 июля ра-
ботали также в Рыбинске, Иванове, Ярос-
лавле, Чапаевеке и ряде других yr tos,
находившихся в полосе полного затмения.
Boero было организовано около 90 экспе-
Aue.

Ilo csetenuam us Prrduacka, me padota-
Ла экопетищдия нашего института, там Onn’
Гроза. Правда, перед началом затмения
ложль прекратилея. и нашей экспедиции,
повидимому. удалось выполнить часть на-
меченной программы. игпользуя разрывы
облаков.

В Ярославле наблюдения производили
экспедиции Киевской, Харьковокой и Кз-

занской обсерваторий, & также Московского
отделения Всесоюзного астрономо-геодези-
yeckoro общества. Гроза и дождь позволили
выполнить ляшь часть программы. Одна-
ко, насколько известно, там удалось сфо-
тографировать падение яркости неба во
время частного затмения солнца и зафик-
сировать распределение яркости и цвета
неба в момент полного затмения. Фаза пол-
ного затмения в Ярославле продолжалась
52 секунды.

В Чапаевоке солнечное затмение наблю-
дала экспедиция Всесоюзного астрономо-
геодезического общества при Академии наук
СССР. Как сообщает руководитель экопеди-
ции, кандидат физико-математических наук
тов. Бугословская, наблюдениям мешала
облачность. Перед полной фазой солнце было
видно сквозь облака лишь В течение 5 се-
кунл. Этот момент был использован для то-
го, чтобы сделать серию фотографических
снимков. Удалось сфотографировать также
фазы частного затмения и околосолнечные
области.

ж + *

Москва находилась в полосе частного за-
тмения` солнца. Погода была крайне небла-
гоприятной для наблюдений. Перед затме-
HHEM -— грозовой ливень, затем долго жр-
жалась меняющаяся облачность.

Однако многие тысячи москвичей, во-
сруженных защитными очками и закопчен-
ными стеклами, старались использовать
каждый просвет в облаках, чтобы наблю-
дать это интересное и довольно редкое
явленяе природы. .

Наузные учреждения Москвы, неемотря
на неблагоприятную погоду, провели ряд
наблюдений над отдельными фазами част-
пог» затмения. В Государственном аетро-
коуйческом институт им. Штернберга на-
блюдения вела группа научных ра OB

ee CL.

BO главе с JOKRTOPOM физико-математиче-
ских наук проф. 9. Р. Мустелем. Для ча-
блюления был использован семидюймовый
рефрактор ‘инетитута. Установлено точное
начало частного затмения в Москве —
16 час. 18 мин. 24 сек. — и окончание —
18 час. 25 мин. 24 сек. В момент намболь-
шей фазы луной было закрыто 96 проц.
диска солнца.

Центральная аэролопическая  обоервато-

рия организовала наблюдения солнечного
затмения с аэростата. Экипаж  аэростата

«CCCP-BP-63» — старший лейтенант тов.
Зиновеев и научный сотрудник обсервато-
рии тов. виков — стартовал в свобод-
ный полет с летного поля обсерватории в
16 чае. 03 мин. В кабине аэростата нахо-
дитись приборы для измерения градиента
ий Шоводимости воздуха, для наблюдения за
атмосферным электричеством и другие.
Вчера, 10 июля, тов. Зиновеев телеграфи-
ровал о том, что аэростат благополучно
приземлился в Калининской области.
время полета он достиг высоты 5.000 мет-
фов, и экипаж выполнил полученное им за-
Janne.

* f *
ЛЕНИНГРАД, 10. (Корр. «Правды»).
Вчера десятки тысяч  ленинградцев

наблюдали солнечное затмение. На улицах,
В садах и парках стояли люди с закопчен-
ными стеклами в руках. Таврическом
саду была устроена выставка, показываю-
щая отлельные фазы затмения. Профессор
В. И. Прянтитнивов проводил популярные
бесоды 0 затмении солнца.

Первоначально погода не  благоприят-
ствовала наблюлению. Но постепенно обла-
ка стали рассеиваться, и к кульминационно-
му момонту, когда было видно только
2 проц. солнечного диска, небо проябни-
лось.

Немецкая кухня льявола

В Гданьске, бывшем Данциге, уцелело не-
умного цомов. Уцелело здание медицинской
академии, хотя немцы три раза поджигали
его,— пытались поджечь и после того, как
город был уже занят Красной Армией. У
гитлеровцев было 060б0е основание уни-
чтожить медицинскую академию, потому что
им надо было уничтожить вее следы чудо-
вищного преступления, которое соверша-
лось в стенах этого учреждения, в подвалах
H спениальных сооружениях «Института
гигиены». Им не удалось сделать это, сле-
ды остались, и это — страшные следы...

Мы входим во двор. Несколько ступенек
ведут в темный подвал института. Здесь
стоят большие четырехугольные ванны из
оцинкованного бетона. Их много. Они в 01:
ном зале, в другом, а в третьем стоят недо-
конченные... Тут до последнего дня произ-
водилось строительство, предприятие рас:
ширялось.

Ванны заполнены трупами. Трупы ле-
жат внавалку, погружены в карболовый
раствор. В каждой ванне — десятки. А вее-
го — свыше 150 трупов. Большей частью—
это трупы поляков и русских. Экепер-
тиза впоследствии установила, что они бы-
ли расстреляны или повешены, что многие
были привезены сюда еще тогда, когда 0б-
варуживали признаки жизни. Мы виделя
татуировку на груди одной жертвы. Среди
морских эмблем—слово «Вихрь». Это—имя
польекото военного корабля.

Между ваннами на досках—головы. Толь-
ко головы. Они были аккуратно отсечены
специальными гильотинами. Этих голов —
89. Здесь головы старых людей и моло-
Дых...

Все это-были заготовки, «сырье» для экс-
периментального завода, устроенного не-
мецко-фашистскими профессорами медици-
ны по специальному заданию Берлина. Ру-
ководитель лаборалюрии и эюстерименталь-
ного завода профессор Шпаннер и его по-
мощник доктор Вольман разрабатывали
здесь методы промышленного использова-
MHA человеческого жира и человеческой
кожи. Из жира делалось мыло. Кожа пред-
назнечалаеь на салюти, на портфели, на
сумки. ,

Для завода было выстроено небольш
кирпичное здание. В первом помещении
стоят котлы. В них вываривалось челове-
ческое мясо. Манометры показывают силу
необходимого давления пара. На стенах —
таблицы, на досках мелом записаны форму-
лы. В ведре сохранились остатки мыла.

В чане — образцы выделанной человече-
ской кожи. Это еще только полуфабрикат,
В производетве мыла из человека немецко-
фашистская дьявольская «наука» шагву-
ла дальше, чем в производстве промышлен-
ной кожи.

Во втюром помещений на столах остал-
RH веществ, которые были необходимы
профессору Шпаннеру и его помошникам.
Грудой лежит каустическая сода. И здесь
разные чаны.

Третье помещение называют кремало-
рием. В небольшюй электрической печа
сжигались осталки человека, уже не годные
более для промышленного использования.

Мы выходным из экспериментального за-
вода. Перел ним на земле аккуратно разло-
жены по «сортам» начисто вываренные ко.
сти, отдельно кости рук, кости ног, по-
звонЕи.

На заводе работали не только профессор и
его помощники. Ремеслу промышленного
использования человеческих трупов обуча-
лись немецкие студенты. Это были студен-
ты метицинской акалемии в Данциге и, по-
вилимому, приезжавнийе из разных концен-
трационных лагерей, из немецких фабрик
смерти молодые военные врачи. Они про-
ходили курс производства человеческого
мыла под руководством Шпаннера и Воль-
мана.

Шпаннер и Вольман сбежали. Но оста-
лись не только следы их омерзительной
деятельности. Осталея, схвачен, арестован
их соучастник, технический исполнитель,
препаратор, разделывавший трупы, варив-
ший. человеческий жир в котлах,

Его зовут Зигмунд Мазор. Ему 25 лет.
Он училел в средней медицинской школе,
был препаратором в анатомичесвком отделе
инетитута.

Он сидит, сгорбивитиеь на стуле, перед
группой иностранных журналистов. Гово-
рит тихо, но внятно, отчетливо, ровным и
как будто безжизненным голосом. Глаза его
тусклы. Самое стралтное в нем-—это его де-
ловитость. Он рассказывает о том, как ва-
рил мыло из человеческого жира, так же
ровно, безучастно, равнодущено, Kak осля
бы рассказывал о способах приготовления
лепешек из муки.

Он во всем признался, но ни в чем не
раскаялея. Ему чуждо сознание своей ви-
вы. Он рассказывает подробно, абетоятель-
но, со вееми техническими деталями о том,
как шло производство мыла, но оживляется
только тогда, котда его спрашивают, не
торговал ли он сам мылом из человека на
базаре...

— Не, то глупство! — говорит он по-
ПОЛЬСКИ.

Вюзмущают его предположение, что он
мог дойти до такого злодейства? Her, ни-
сколько. Он не продавал человеческого мы-
ла только потому, что частная торговля
на базарах немецкими властями была
вообще воспрещена. Он боялся нарушить
строгие предписания. Це то бы он, конечно,
торгозал человеческим мылом. :

Ведь он его сам употреблял для личных
надобностей, и все служащие в инотитуте °
МЫЛИСЬ ЭТИМ мылом, зная его происхожде-
ние, и студенты. которые проходили прак--
тику промышленного использования чело-
веческих останков. — тоже все употребля-
ли это мыло... Оно вначале было не совсем
пригодно. Был в нем неприятный залах.
Но потом профессор ПИпаннер усовершен-
ствовал производство. Он стал прибавлять
5 массе, вываренной в котлах, бензальти-
дрид, и после этого запах был устранен, и’
открылась возможность производить  туа-
летное мыло.

Зигмунл Мазор называет себя поляком,
но он плохо говорит по-польски и очень. хо-
рошо говорит по-немецки. Он совершенно
онемеченный поляк. Шпаннер вытравил ‘из
него все следы человека и сделал его по-
слушным исполнителем своих замыслов. У.
Мазора в Данциге есть мать, она сначала
гнушалаеь ремеслом сына, но он убедил ее,
что человеческое мыло стирает так же, как
и обыкновенное, и старуха примирилась с
профессией сына. Он ведь не плохо зара-
батывал и пользовалея покровительством
своих начальников.

Мазор раскрывает все, что делалось‘ на
экспериментальном заводе. Производство
растиирялось. Из тюрем и концентрацион-
ных лагерей поступало все больше трупов.
Делом интересовались в Берлине. Приезжа-
ли знакомиться с постановкой производства
Руст, министр народного образования, Кон
ти, министр злравоохранения, гаулейтер
Форстер. Вывал на завода профессор Гросс-
ман, ректор университета в Данците. Этому
чудовищному  «экспериментальному заво-
ду» гитлеровцами  прилавалось большое
значение. Рецепт изготовления мыла из
русеких, польских и иных трупов рассы-
лалея по разным учреждениям, имеющим
отнотение к массовому, всеобщему истреб-
лению населения в местах, оккупирован-
ных немцами.

Этот страшный уголок Данцига таил в
себе сульбу Польши, польского народа. Он
кажется как будто менее страшным, чем (5-
венцим, чем Майданек. Здесь не было orpox-
ных печей. Здесь шла тихая работа нах
трупами. Но в действительности этот не-
большой экопериментальный завод имеет
еще более зловещий вид, чем Майланек.
Только политика массового уничтожения
народов могла  подеказать  фапгистеким
людоедам ужасную мысль  промышлен-
ного использования человеческих остан-
ков. В гитлеровекой Германии создавалась
новая «отрасль» промышленности, —созла-
валась Ha научно-технических основах.
Всему польскому народу угрожала перспек-
тива стать сырьем для больших немецких
мыловаренных и кожевенных заводов. А
участь польского народа разделили бы и
другие славянские народы, попавшие во
власть немецко-фашистских промышленниз
ков, торговцев не только живыми людьми,
но и покойниками.

Вот эту гитлеровскую Германию, созда-
вавшую новую странную промьшиленность,
пытались сохранить польские фамистские
хеятели из лагеря Арцишевекого и Рачкеви-
ча. Зигмунд Мазор, страшный мыловар, это
поляк, в котором не осталось ничего поль-
ского. ничего человеческого. Немцы-фапти-
сты вывариди в нем душу. Он потерял не
только достоинство человека, но и облик че-
ловека.

Его спросили, как делали свое дело
Шпаннер и Вольман. Он ответил бесстраст-
но, с кривой улыбкой:

— Это люди без сердца.

Гитлеровская Германия без сердца, спо-
койно. хладнокровно, систематически, с не-
мецкой аккуратностью уничтожала поль-
ский народ после того, как почти полностью
уничтожила евреев. Может быть, именно
уничтожение евреев навело гитлеровцев на
мысль 0 Том, что политику истребления жи-
вых людей можно соединить с экономикой
промвьииленного использования трупов, что
печи Освенцима и Майланека недохолны са-
ми по себе и что переработка народов на
Уыло и на кожу представляет некоторый но-
вый этап в развитии немецко-фашистекого
хозяйства,

Красная Армия спасла польский народ от
страшной угрозы. Немецкий эксперимен-
тальный завод в Данциге остается злове-
щим памятником самого чудовищного не-
мецкого зверства. Он обвиняет не только
титлеризм. н к позорному столбу ставит и
тех онемеченных поляков, которые, как
этот Зигмунд Мазор, протягивали руку тит-
леровцам, делали свою политическую став
ку на победу Германи, готовили войну
против Советского Союза в одной компании
с ДЬЯВОЛЬСКИМи МЫловарадеи.

Д. ЗАСЛАВСКИИ.

Гданьск.

Уборка урожая и сдача хлеба государству

XEPCOH, 10. (TACC). Bee районы обла-
сти пристунили & косовице зерновых. Ско-
шено более 12 тысяч гектаров озимой пше-
ницы и ячменя. Начались поставки зерна
пового урожая государетву. Колхозники ар
тели имени Ленина, Каховокого района, от-
правили на элеватор 100 пудов зерна, Ска-
довский зерносовхоз № 1 сдзл государству
первые 120 пудов хлеба.

* ok &

СТАВРОПОЛЬ, 10. (ТАСС). Совхозы при-
RYMORUX районов начали массовую уборку
хлебов. Скошено свыше 3.000 гектаров
озимой пшеницы и ячменя. Зерносовхоз

«Балтийский рабочий» отправил на загото-

вительный пункт 5 тысяч пудов зерна но-
вого урожая. Приступили ® хлебосдаче. сов-
хозы «Борец» и «Туркеад».

ee
ЕРЕВАН, 10. (ТАСС). На элеваторы А-

мении поступает зерно нового урожая. Сот-
ни центнеров хлеба первого обмолота слала
государству сельхозартели семи районов
Араратской долины, ранее других присту-
пившие к уборке. Колхоз Нижний Джорашен
первым в республике досрочно выполнил
план хлебопоставох,

=
ГРОЗНЫЙ, 10, (ТАСС). Стоит жаркая,
безветреная погода, благоприятствующая

Уборочным работам. На полях работают
250 комбайнов. За последнюю пятидневку
скошено на 16 тысяч текталюв больше,
чем в предыдущую.

На ссышные пункты днем и ночью дви-
жутся 0бозы с зерном новото урожая. Сель-
хозартели Карзногайского, Наурекого, Гу-
дермееского районов досрочно выполнили
июльский план хлебопоставок, сдав около
100 тысяч пулов высокосортного зерна.

Промышленность города Куйбышева и области
выполнила план июня и первого полугодия

КУЙБЫШЕВ, 9. (ТАСС). Выполняя co-
циалистические обязательства, взятые в
день Победы, рабочие, инженеры, техники,
служащие промышленных предприятий го-
рода Куйбышева и области добились новых
успехов. Производственный план июня ни
первого полугодия промышленностью города

Куйбышева и области выполнен с превыше-
нием.

Поддерживая предложение металлургов
06 организации соревнования в честь Побе-
ды, куйбышевцы принимают повышенные
обязательства © досрочном завершении го-
довой программы и освоении новых изде-
лий мирного времени.