Xe

Ms
las
Uy
{le

He
Th

Cys
А
IR
BQ,

Das
Mey
My
Hs
i
Ig
9:0
чу

Bas
ull

ЦИ-
МИ,
(ell
LT

1 ASTYCTA 1945 r., Ne 182 (9953)

ee er ee

К 75-летию русского военного
воздухоплавания

Co времени ‘изобретения  аэростата
(1783 т.) до внедрения его в русской архии
в качестве военно-технического средства
(1870 г.) прошел почти целый век. Празда,
отдельные попытки военного использования
аэростата предпринимались, mo это были
елиничные случаи, и их справедливо на-
звать предшественниками русского военно-
го воздухоплавания.

Но вот в 1869 году в Петербурге по
приказу военного министра генерала
Милютина создается комиссия под пред-
седательством генерала Тотлобена с за-
данием построить привязной аэростат.
Аэростат был построен и после положитель-
ного заключения комиссии Тотлебена пере-
зан непосредственно в войска в Усть-Ижор-
ский саперный лагерь (под Петербургом),
где с 28 июля по 1 августа 1870 г. были
закончены его войсковые испытания,

Таких образом, 1 августа 1870 года яв-
тяется днем рождения русского военного
воздухоплавания.

На протяжении 75 лет своего существо-
вания наше военное воздухоплавание про-
шло неоколько этапов развития.

Передовая научно-техническая мысль
стремилась вперед — к управляемому воз-
духоплаванию. Русские самородки-изобре-
татели, сперва Костович (в 1880 г.), а затем
Циолковский (в 1887 г.), предлагали ориги-
нальные конструкции дирижаблей. Олнако
технические возможности того времени
не позволяли реализовать эти предложения.

Первое боевое крещение русское военное
зоздухоплавание получило в русеко-япон-
скую войну 1904—1905 гг.

8.1908 году в воздухе появилея первый
русский дирижабль «Учебный» — простей-
ей мягкой системы, е мотором в 16 лоша-
диных сил,

В 1911 году тлава теоретической пеко-
лы русского воздушного флота проф. Н. Е.
Жуковский читает студентам МВТУ обетоя-
тельный куре по теории ‘полета свободных
зэростатов и дирижаблей. Содержание этих
лекций, изданное в собрании трудов Н. Е.
Жуковекого, и сейчае представляет собою
большую научную ценность, являясь OCHO-
вой теории воздухоплавания.

В мировую войну 1914—1917 тг. при-
данные артиллерии воздухоплавательные
части привязных аэростатов вписали He
олну блестящую страницу в летопись ге-
ронческих подвигов русоких войск.

В 1919 — 1920 гг., в разгар граждан
ской войны, когда Красная Армия раепола-
гала лишь незначительными техническихи
средствами военного воздушного флота,
были сформированы специализированные
воздухоплавательные отряды. Их боевая ра-
бота в новой взаимосвязи в наземными вой-
сками, с новыми таклическими задачами, в
действиях с речными флотилиями, с броне-
поездами оказала большую услугу Красной
Армии, - ;

Перпод между гражданской войной п на-
залом Великой Отечественной войны был
наиболее заметным этапом во всей преды-
дущей истории русского военного воздухо-
плавания. Совместными Усилиями Таких
мощных научных и испытательных цент-
ров, как ЦАГИ, Военно-Воздущная акаде-
мия, Научно-испытательный воздухоплава-
тельный полигон, в поивлечением ученых
сил Академии наук СССР успешно разви-
вались теория и опытные работы в области
воздухоплавания. Обновлялась материаль-
ная часть воетного возлухоплавания, созда-
валея тип так называемого моторизованно-
го’ аэростата паблюления, вырастал новый
вид военной возлухоплавательной техни-
ки — аэростат заграждения.

Мощное развитие в СССР получило ево-
бохное воздухоплавание: полеты аэроста-
тов, начатые в СССР в 1920 г., приобрели
скоро характер’ массового спорта, периодиче-
ски подытоживавшегося на всесоюзных воз-
духоплавательных состязаниях.

Возросшие возможности военного возду-
хоплавания стали широко использоваться
наукой для расширения учения © погоде.
для исследования физических особенностей
стратосферы.

Большой сдвиг в научных работах по
изучению атмосферы вызвали известные
всему миру наши стратосферные полеты
о5работка полученных в них научных дан-
ных и вызванные ими работы Академии
наук ССОР, широко освещенные в трудах

ЕТ ЕЕ =

Боснии и

Наш «Дуглас» летел невысоко. Это один
из первых рейсов на трассе Белград — Са-
раево.

Под нами расетилалось Сербекое плоско-
торье, еплошь испещренное заплатками не-
больших земельных наделов. Сверху оно
было похоже на крестьянекое одеяло, сши-
тое из разнопветных лоскутков. В кудрявых
лесах возникали маленькие деревни. Под
Нами вились змейки горных тропинок. y бе-
регов пенистых горных речек возвышалиеь
мельницы. Вокруг деревень белели, словно
осыпанные снегом, цветущие яблони и гру-
ши, нежно розовели персиковые деревья.

Скоро мы увидели бурную Дрину, феку,
разделяющую Боснию и Сербию. Начались
Боснийские горы. Лепившиеся раньше по
скалам редкие деревни были выжжены до
основания. Зеленели невспаханные клочки
полей.

Эти’ районы, как центры партизанского
движения, подверглись ‘жестокому pas-
рушению со стороны немцев. Пусты Бос-
нийские горы, скот не пасется на их скло-
нах. Только кое-гле виднеется одинокая фи-
гура пахаря, идущего за плугом.

Слева показалась высокая гора Романия.
Она всегда была убежищем легендарных
юнаков. Здесь они боролись против австрий-
цев, против венгров, против немцев, против
турок, против веех поработителей сербов,
хорватов, боспийцев, словенцев, македониев.
В дни славных боев партизан с немецкими
оккупантами гора Романия попрежнему бы-
ла стражем свободы и независимости на-
рода. :

Еще несколько минут, и под нами Сара-
ево. Столица Боснии и Герцеговины лежит
в огромной котловине.

Мы проходим по узким улицам города п
на каждом шагу наталкиваемся на слелы
войны. Посреди асфальтированных улиц
стоят немецкие доты с подбитыми бойница-
ми. В центре города путь преграждают про-

менении дирижаблей. р

хи в журнале «Аето Мое» от 1 февраля

Всесоюзной конференции Академии наук
СССР по изучению стратосферы (1934 г.).

Имена прославленных стратонавтов: Г. А.
Прокофьева, К. Д. Годунова, 9. К. Бирнбау-
ма, а такоке участников второго стралосфер-
ного полета тт. Зилле, Прилуцкого и профее-
сора Вериго знает вея страна. С большой
теплотой Родина чтит память и пеовых
жертв борьбы за стратосферу — тт. Федо-
сеенко, Васенко и Усыскина.

На опыте строительства и экоплоатации
первых дирижаблей творческая мысль на-
ших конструкторов и ученых выдвигала
идея новых оригинальных конструкций. По
проекту и при личном участии самого кон-
структора В. Г. Гараканилае был построен
один из лучших наших небольших дири-
жаблей В-1 (ныне В-12), прекраено себя
упрездывающий до последнего времени.
Широкое одобрение получил проект совер-
шезно 060000 типа дирижабля проф.
Н. В. Фомина.

В Великой Отечественной войне военные
воздухоплаватели внесли евой вклад в дело
победы над врагом. Известны заслуги от-
важных воздухоплазателей, обеспечивавтих
успех огня артиллерии и выполнявших на
привязных аэростатах работу артиллерий-
ских наблюдателей. Они оставались надеж-
ными помощниками артиллерии, ее глазами
на поле боя,

Известна героическая работа личного со-
става наших отрядов заграждения.

Много упорства и неутомимой энергии
проявили наши дирижаблиеты, снабжавиие
газом учебные воздухоплавательные части.
Только за один гол такой работы дирижабль
В-12 совершил 527 полетов, налетав 676
часов и перевезя при этом для наших возду-
холлавательных частей более 120 тысяч
кубометров ‘водорода и около 100 тонн дру-
гого важного груза.

В годы Великой Отечественной войны
научные работы по воздухоплаванию не
прекражалиеь. Военно-Воздушная - акаде-
мия им. Жуковского имеет за это время
признанные ‘остижения по теоретичееким
работам и по подготовке новых кадров ин-
женеров-воздухоплавателей.

Говоря о перспективах на будущее, мож-
о не сомневаться, что наши военные в0з-
духоплавательные части будут развивать-
ся и впредь. Наша боевая авиация, стре-
мящаяся на новые высоты, и обеспечиваю-
щая ев служба погоды потребуют от возду-
хоплавания новых высотных и других на-
учных полетов с иоследовательской целью.

Широкий круг наролнохозяйственных
задач, решаемых с помощью возлуптного
флота, потребует применения малых дири-
жаблей, работа которых должна будет допол-
нить работу авиации там, где потребуются
малые скорости и длительное пребывание
в воздухе.

Нет сомнений. что с постепенным ростом
воздухоплавательного парка будут расти п
транспортные задачи дирижаблей. Небезын-
тересно процитировать соображения амери-
канцев о`предетоящем транспортном при-

Вот что пишет полковник Джеме Кессе-

1945 года:

«Воздушные перевозки аппаратами легче
воздуха, как это совершенно очевидно, 6у-
дут применяться в будущем в системе воз-
душного транспорта... Многие склонны про-
тивопоставлять дирижабль самолету, как ис-
ключающие один другого. Нет ничего более
ошибочного. Большим преимуществом тири-
жабля является его безопасность. В периол
с 1930 по 1937 г. из 114.723 рейсовых
полетов только дирижабль «Гинденбург»
потерпел аварию в 1937 г. Если бы этот
корабль был наполнен гелием, а не водоро-
дом, несчастного случая не было бы».

В недрах СОСР гелия много. Надо думать,
что именно вполне возможная у нас поста-
новка промышленной додычи гелия и по-
служит мошным толчком к развитию наше-
го отечественного безопасного транопортно-
го воздухоплавания.

В день своего 75-летия наше военное
Воздухоплавание в законной горлоетью под-
волит итоги своим научным, производетвен-
ным и боевым достижениям и полно широ-
ких перспектив для свое дальнейшего
развития.

Генерал-майор инженерно-авиацион-
ной службы, профессор
В. СЕМЕНОВ.

Гериеговине

волочные заграждения и баррикады. Плот-
ным кольцом город окружают тысячи могил
немцев.

Освобожденное население города на ули-
пах. Здесь — солдаты и офицеры регуляр-
ных войск Югославии, партизаны, обвешач-
ные гранатами и автоматами, боснийские
врестьяне в вышитых золотом куртках,
сараевекие мусульмане в широких шарова-
рах и женщины под чадрой. —

Город почти невредим. Немцы ничего
не успели взорвать. Все фабрика и большие
дома были заминированы, но отважные
партизаны и подпольщики отетояли каж-
дую фабрику, каждый дом,

Мы были свидетелями того, как народ
встречал в Сараево своих первых нарот-
ных представителей. В этом историческом
городе собралась народная скупщина Бэс-
нии и Герцеговины. Виервые в истории
страны открыто собиралась народная
власть. В большом спортивном зале сиде-
ли рядом боснийские крестьяне и доктора
из Сараево, учителя из Мостара, скотово-

ды, мусульманские муллы и православные
священники. В этом зале были предетави-
тели центральной народной власти: заме-
ститель маршала Тито—Кардель, представи-
тель сербекого правительства Станкович.
Говорили делегаты народа. Они говорили о
прошлой горькой жизни Боснии, о слезах
Герцеговины, говорили 0 светлом будущем
страны, говорили о маршале Тито. о гепоч-
ческих партизанах, о славной армии Юг-
славни, с любовью говорили о Сталине, о
Красной Армии. j

Предселатель собрания доктор Кецманович
читал длинный список погибщих народных
героев. Все собравшиеся, стоя, слушали и
после каждого названного имени хором кри-
чали «Слава!», приветствуя своих пав-
ших героев.

...Й вот мы снова в горах Боснии. Малень-

ПРАВД

аа =

Начальник Московско-Курской железной дороги генерал-директор движения
2-го ранга Герой Социалистического Труда С. В. Кутафин (справа) беседует
с машинистами М. В. Катальниковым и Е. А. Швыревым, значительно перевыпол-

ников
сти.
участие руководители

ска и Криворожекого

кий проворный «Виалис» мчит нас ввыеь.
Здесь можно увидеть, как по крутому скло-

нившими июльскую норму пробега и сэкономив:лими более 20 тонн топлива каждый,

Фото С. Короткова.

Усилить темпы

восстановления

южной металлургии

Совещание актива работников черной металлургии Донбасса

В Сталино состоялось совещание работ-
металлургии Сталинской  обла-
В совещании: приняли также
ряда  металлур-

Днепротетров-
бассейна. Был
заслушан и обсуждён доклад начальника
Главного управления чёрной металлургии
Юга и Центра тов. Кожевникова об птогах
работы  металлургячееких предприятий.

Докладчик сообщил, что со аня 06вобо-
ждения Донбасса металлурги области про-
вели большую работу по возрождению за-
волов, дали стране ‘миллион тонн чугуна,
770 тысяч тонн стали, более полумиллиона
тонн проката. 2.300 тысяч тонн кокса,
сотни тонн огнеупорбв и много другой
продукции. В действии находятся 9 хо-
менных и 20 мартеновеких печей. 15 про-
катных станов, 16 кокеовых батарей, не-
сколько известняковых карьеров, заводы
огнеупоров.

Однако темпы восстановления недоста-
точны. План первого полугодия по вводу
производственных мошноетей в экеплоата-
цию не выполнен. Наполовину выпол-
нен план восстановления жилого фонда. На
предприятиях медленно осваивается мош-
ность действующих доменных и мартенов-
ских печей. некоторые заводы не вынол-
нили полугодового производетвенного плана.

По докладу развернулись оживленные
прения. Директор Рутченковокого коксохи-
мического завода тов. Баланов говорил о
необходимости создания для чёрной метал-
лургии Юга собственной ремонтной базы,
& также специального завода, который вы-
пуекал бы запасные части для металлур-
гических агрегатов. Нужда в этом давно
назрела. Нужно также организовать про-
изволетво санитарно-технического оборудо-
вания для восстанавливаемых и строящих-
ся жилых домов.

Ряд ораторов говорил ‘0 необходимости
повысить качеств» поставляемой заводам
криворожекой руды и  пред’явил серьёз-
ный счёт шахтам, которые поставляют
уголь повышенной ‘зольности. Из-за это-

гических предприятий

ну худая корова тащит допотопный дере-
вянный плуг и десятилетний мальчик па-
шет землю. Среди серых бесплодных скал
виднеютея обработанные клочки земли раз-
мером не больше солдатского одеяла. Здесь
маленькие бедные хаты окружены вино-
градниками и садами, и каждый маленький
клочок земли огорожен каменной оградой.

Здесь был дешев только труд человека п

серый камень. Но здесь живут люди, упор-
ные и гордые. как снежные вершины этих
гор. люди с душой чистой. как кристальные
воды горных 0зер, люди стремительные. как

эти бурные реки и водопады, с ревом: низ-

вергающиеся вниз к равнинам Босний и
Герцеговины, & Далмации, к Адриатичееко-
-му морю:

Здесь ударил первый гром славного пар-
тизанекого бря. 0 боснийском районе Кюза-
ры говорят, как о памятнике славы. Здесь
находитея ставшая знаменитой пещера
Apaapa, rie немпы высалили воздушный 2е-
гапт, чтобы вырвать пламенное сердце Юго-
славии — похитить маршала Тито, и. сейчас
назюл Боении поет песни о советских со-
колах, которых послал великий маршал
Сталин, чтобы спасти на стальных крыльях
‘важдя югославских народов.

Везде поют песни о погибших народных
№роях: крестьянине Сумо Шолая из деревни
Илива, о Лола Рыбаре, о Мажаре Иосипе, о
Case Ковачевиче, о Венко Лукиче, про-
званном «Волком».

Здесь на каждой хате написано: «Ям-
вио маршал Тито!». Редко вы найдете ха-
ту, где бы не было портрета товарища
Сталина.

— Нет деревня, она разрушена. Ничег»,
паш Тито нае не даст в обиду, — говорят

крестьяне.
— Немцы забрали весь наш хлеб,
все сожгли и уничтожили. Ничего,

Тито пае пе таст в обиду. Тито воевал вмо*
ете в нами. Тито был внерели. Тито поднял
паю из рабетза. Тито мы верим. и, вели на-
10. для свободы нашей родины мы пойлеу
на смерть, — Говорил мне седой крестья-

го снижается производительность домен.
Пред’являлиеь серьезные претензии Ce-
воро-Донецкой железной дороге, которая не
‘обеспечивает действующие и восстанавли-
ваемые  моталлургичеекяе предприятия
Сталинокой облости необходимым количе-
ством железнодорожных вагонов для достав-
ви сырья и строительных материалов.
Выступивший на совещании секретарь
Пталинекого обкома партии тов. Мельников
подверг критике методы работы руководи-
телей некоторых предприятий чёрной ме-
таллургии и строительных организаций.

— Ши одна область в стране, — оказал
тов. Мельников, — не. располагает такима
ресурсами для вусстаповления промышлен-
ности, как налта область. Заводы областв
дают металл, прокат, кирпич. кокс, огне-
упоры, в облаети веть известняки, песок
и другие строительные материалы. Эти б0-
гатые возможноети зачастую плохо исполь-
зуются. р т

С большой речью выступил на совеща-
нии нарком черной металлургии СССР тов.
Тевосян. Он отметил заслуги донецких ме-
таллургов, которые своим самоотверженным
трудом оказали огромную помощь в разгро-
ме немецко-фалиестекой Германии.

(Сейчас перед металлургами Донбасе» и
Юга стоят новые задачи. Нужно дать много
уеФалла для транспорта, сельского хозяй-
ства, автомобильной, станкостроительной
промышиенноети, для возрождения городов.
Тов. Тевосян указал, что в Сталинской 0б-
ласти темпы восстановления металлургиче-
ских предприятий должны быть значи-
тельно усилены.

Тов. Тевосян обратил внимание руко-
вотителей металлургических предприятий я
строительных организаций на то, что в
Донбассе плохо используются местные ма-
териалы, плохо н медленно ведётся восста.
новление жилья.

Собрание с большим лод’ёмом приняло
приветствие товарищу Сталину, а также

МАЛЕНЬКИЙ
ФЕЛЬЕТОН

На двух твоздях висит полотнище ви-
давшего виды кумача. На нем заметны бе-
лые буквы «дравствует», оставшиеся от
первого мая, «привет» от дня женщин и
многое другое. Но сейчас свежими бели-
лами выведено: «Родители должны повзсе-
дневно быть связаны со школой».

Стены разукрашены зеленью, географи-
ческими картами и расписаниями уроков.

В ожидании собрания за партами, на
скамейках и стульях чинно сидят родители
и родительницы. В стороне группа учите-
лей тихо составляет список президиума.

—- Тамару  Павловну -— непременно.
Дочка — отличница.

— Куропаткина — общественник: че-
тыре часа ждет...

— Вон того не мешало бы, у окна ко-
торый, — советует молоденькая учительница.

— В очках? Это же чей родитель?

— Я его знаю... В наркомате. Ответ-
ственный!

— Узнай-ка фамилию, — приказал завуч.

Когда предложили список президиума,
ответственный работник наркомата П. TI.
Кендрашкин расправил складки у пояса
своей полувоенной гимнастерки. «Не забы-
ли,— подумал он.— Школа и семья —
факторы воспитания».

После доклада завуча начались прения.
Взял слово и тов. Кондрашкин.

— Товарищи! Мы слышали здесь от от-
дельных родителей критику и самокритику
ряда ведущих учителей нашей родной шко-
лы,— начал он свою речь.— Но в этих ли
незначительных, & может быть, в ряде мо-
ментов и существенных недостатках дело?
Школа наша — очаг, это, я бы сказал, еве-
точ основ науки; производственный комби-
нат, где закладываются в юные головы зна-
ния. Вто из нас в трудную минуту не за-
ходил за помощью в это милое и, на первый
вагляд, может быть, серое здание?

— Пели семья не в силах сломить в ре-
бенке остатки прошлого, — продолжал он, —
мы идем сюда за советом, содействием, за
необходимой поддержкой. И разве мы с вами
не встречали повседневную поддержку здесь,
в дружной семье педагогов 23-й школы?

— 25-it,— тихо поправил председатель.

— Ла, вот именно 25-й школы, — про-
должал товарищ Вондрашкин,/— в семье
мастеров педагогического искусства мы си-
стематически встречали должный прием. Да.
тысячу раз да! Всегда мы получали в этих
знакомых классах установки, направленные
на улучшение постановки воспитательного
дела...

Родители, затаив дыхание, слушали речь.

— Вот возьмем такого педагога-стаха-

Неразрывная связь

новца, как Екатерина Владимировна, на ко-
торой остановил наше внимание предыду-
щий оратор.

— Екатерина Гавриловна,-— поправили
яз президиума.

— Да, именно Гавриловна, — продолжал
I. Il. Кондрашкин,— как нам уже сказал
предыдущий товарищ, она, все свои знания...

Далее, уже «закругляясь», он говорил,
что делу народного образования родителям
надо уделить должное внимание, что школа
ставит перед семьей ответственные задачи,
что нужно, наконец, координировать’ дей-
ствия и установить контакт.

— Итак, поблагодарим дорогих и близ-
ких нам передовиков-педагогов, таких ма-
стеров, как Екатерина Дмитриевна...

— Гавриловна, — крикнули из
Оратор пренебрег репликой.

— ...за любовь к нашим детям. Да
здравствует неразрывная связь школы и
семьи!

Аплодисменты заглушили последние сло-
ва товарища Кондрашкина. Он ослабил во-
ротник темнозеленой гимнастерки и протя-
нул руку смутившемуся директору школы.

После собрания родители разошлись по:
классам. «В каком же, чорт возьми, мой
Володька учится, — подумал утомленный
речью товарищ Кондрашкин.—Важется, в
четвертом «Б».

Седая скромная старушка раздавала удо-
стоверения и ведомости, в которых расписы-
вались родители. Иных она тихо журила.
Дело подходило к концу, член президиума
спросил:

— Ну, вак мой сынишка, небось пяте-
рочник?

— Ваша фамилия?

— Вовик Кондрашкин.

— У меня ваш сын не учится. Может
быть, в «А»?

— Кондрашкин? — ответили в «А». —
Не знаем. Спросите в «Г».

Он бегал из класса в класс и готовилея
уже произнести разносную речь. И произ-
пес бы ее, но недоразумение разрептилось в-
четвертом «В».

— Напрасно ходите по классам, товарищ
Конирашкин,— сказала мастер педагогиче-
ского искусства Екатерина Гавриловна, —
сын ваш учится в 27-й школе, на Перво-
майской улице.

Кондрашкин вышел из родного, на пер-
вый взгляд, серого здания школы и поплел-
ся по асфальту Первомайской улицы.

В 27-й школе ему сообщили. что сына
ero Владимира оставили на второй год.

Е. ЯЧНИК.

зала.

Издание матерналоз ‘юбилейной   Выпуск вечерних школ

сеески Академии наук СССР

На заседании президиума
Академии наук СССР

В Нескучном дворце под председатель-
ством президента Академии наук СССР
академика С. И. Вавилова вчера состоялось
заседание президиума академии, на котором
был рассмотрен план’ научно-исследователь-
ских работ Академии наук.

В обсуждении доклада академика—секре-
таря Академии наук Н. Г. Бруевича, высту-
пившего по этому вопросу, приняли участие
академики Л. А, Орбели, С. И. Вавилов,
И. П. Бардин, Е. А, Чудаков, В. П. Волгин,
А. А. Григорьев, А. М. Терлигорев, члечы-
корреспонденты Академии наук С. И. Вольф-
кович, П. А. Ребиндер и другие.

На заседании подвергся обсуждению так-
же ряд текущих вопросов. Президент Ака-
демии наук С. И. Вавилов предложил подго-
товить к печати и выпустить отдельным из-
данием материалы юбилейной сессии Акаде-
мии наук, посвященной её 220-летию. В из-
дание должны войти отчет о работах сессии,
перечень докладов советских и иностран-
ных ученых на заседаниях отделений и ин-
ститутов академии, выступлелия на приеме
участнаков сессии в Кремле, доклады на
торжественных заседаниях в Москве и
Ленинграде, общие итоги сессии и другие
материалы. Президиум академии утвердил
выпуск издания. Редакционная комиссия
утверждена под председательством акаде-
мика С. И. Вавилова.

Материалы юбилейной сессии намечено
выпустить в свет к 1 февраля 1946 года.
Кроме того, решено систематизировать’ фото-
и кинодокументы, посвященные юбилейной

послало приветствия товарищам Маленкову   сессии, составить фотоальбом, а также вы-

и Хрущеву. .
Сталино, 31 июля. (Корр. «Правды»).

На перевале нас застал дождь. Наш
«Виллис» свернул в глухую горную xepe-
вушку. Мы вошли в первую, маленькую ха-
ту бедного боснийского крестьянина. Наш
хозяин хотел сбегать к соседям, занять у
них вина и хлеба, чтобы принять гостей,
как этого требует обычай. Большого труда
стоило нам удержать его.

Стены этой хаты, как обычно, укра-
шены фотографиями Тито и товарища
Сталина. Тут же наклеены газетные
вырезки с изображениями красноармейцев.

Хозяин спросил меня, видел ли я в жизни
маршала Сталина. Я ответил, что видел.

— Похож он на эту фотографию? — и
он показал на портрет товарища Сталипа.

Я ответил, что похож.

— Дай бог `ему здоровья, — сердечно

сказал крестьянин в этой глухой, незнае-
мой, затерянной в горах, далекой босний-
ской деревушке.

Здесь каждый камень омыт священной
кровью партизан. Тысячи людей— женщин,
детей, стариков — вырезаны немпами,
итальянцами, усташами Павелича и четни-
ками Михайловича. И, как одетые в траур,
стоят обуглившиеся от пожаров горные ле-
са и разрушенные, растоптанные деревни.

В Сараево в кадрах немецкой кинохрони-
ки мы видели Пазелича. У него морда чи-
Karckoro гангстера из примитивных при-
ключенческих фильмов. Этот палач пришел
в Хорватию в помощью немецких и италь-
янских штыков и руками усташей истреблял
народ. А в Сербии полковник старой юго-

гславской армии Михайлович, наемник и
‘тайный агент германского фашизма, под
диктовку немцев разыгрывал из. себя в на-
чале оккупации бунтаря и даже ушел в
горы, чтобы сбить с толку народ, а потом
спустилея в долину ивырезывал население.

Против партизан Тито стояли жестокие
вооруженные. враги. но какая сила можАт
сдержать стремление нарола к свободе. ког-
13 он отнимает у врага оружие и знают, ку-

пан, липу которого было рассечено глубо-   да это оружие направить!

KUM шрамом, следом недавних боев.

Священный огонь свободы и мести разго-

пустить документальный фальм о юбилей-
ной сессии Академии наук,

ралея в серлиах партизан Югославии. Они
ничего не жалели: ни домов, ни посевов сво-
их, ни семей, ни собетвенной жизни. Пере
их взором в тяжелых многодневных боях
возникала встающая из развалин свободная
родина.

Здесь разрушены все железнодорожные
туннели и мосты. Сотни деревень выжжены
и взорваны. Вся страна напоминает огром-
ный горный фронт, где шли жестокие дол-
тие бои.

Сейчас здесь тысячи людей, бывших пар-
тизан, строят дороги, дома и мосты, заново
прокладывают железнодорожные пути, ре-
монтируют дедовские деревянные плуги,
подымают, как целину, землю, которую не
пахали четыре года.

Й когда беседуеть с крестьянином, буль
то босниеп ‘или герцеговинец, мусульмания
или православный, — он неизменно отве-
чает:

— Нам же должны вернуть всё, что мы
потеряли. Наша земля пострадала от нем-
цев и итальянцев больше всех. Мы должны
получить от немцев и итальянцев всё, что

они увезли, всё, что они разрушили. Там, .

где был сад, они оставили пустыню. Там,
где теперь пустыня, мы енова разобьем са-
ды, восетановим города и деревни, мосты и
дороги. Й вечно будем хранить в народе
память о наптих героях.

Мы мчались по горным дорогам Босния.
В каждой деревне за нами бежали ватати
ребятишек и кричали нам велед во весь го-
лос:

— Живио маршал Сталин!

Нельзя без волнения смотреть на этих
детей, которым суждено вырасти гражда-
нами свободной страны. Дети ПОгославии
четыре жестоких года провели в горах
н лесах пол открытым небом. Они вилели
войну в лицо, они были свидетелями
героической борьбы своих отцов и матерей.
Они голые и бэвые — страна только нача-
ла залечирать свой раны, — но будущее

принадлежит им.
Г. МДИВАНИ.
Югославия,

рабочей молодёжи

Тысячи юношей и девушек Москвы пре-
рвали в дни Отечественной войны свою
учебу, сменив школьную скамью на место
У станков, производящих продукцию, для
фронта. Советекое позвительство предоста-
вило юным патриотам и патриоткам  воз-
можноеть закончить образование без отры-
ва от производства в вечерних школах ра-
бочей молодежи.

1.225 молодых рабочих и работниц сто-
лицы — питомцев этих школ — успешно
выдержали в этом году экзамены из атте-
стат зрелости. Более 100 из них заелужи-,
ли право на получение золотых и серебря-
ных медалей.

Вчера выпускники  Московеких школ
рабочей молодежи собрались вечером в К№о-
лонном зале Дома союзов: Здесь состоялось
торжественное заседание, посвященное
экончанию учебного года. Заседание  от-
крыл секретарь МК ни МГК ВЛАСМ тов.
Прасавченко. Он предоставил слово заве-
дующему Московским городеким отделом
народного образования тов. Орлову.

— Прошедшие экзамены  похазали,—
сказал тов. Орлов, обращаясь к собрав-
шимея, что вы успешно зазерпейли сред-
нее образование. Устные ответы учащихея
на экзаменах были уверенными.

Окончившие школы рабочей молодежи
юноши и девушки обнаружили зрелые по-
знания в области математических наук. Ux
работы выполнены © большой тщательно-
стью и глубиной математических обоснова-
ний и доказательств. Зрелость выпускников
нашла свое подтверждение и в письменных
экзаменапиончых работах. Сочинения по
литератур в подавляющем большинотве
написаны хорэшим литературным языком,
с глубоким пониманием смыслах  литера-
турных произвелений. Школы добились
весьма существенных улучшений  позна-
ний учащихся в области истории, физики,
химии и других учебных предметов.

Питомпев школ рабочей молодежи Мо-
сквы горячо приветствовали от имени Пре-
зилиума ВЦОПС тов. Шульга. от имени
преготавателей вечерних школ—учитель-

Hua тов. Морозова и секретарь MI
ВЛЕСМ тов. Горчаков.
Отвечая нз приветствия, выпускник

18-й ветерней школы Свердловского райо-
на тов. Воронов горячо благодарил партию,
правительство и лично товарища Сталина
з& заботу о рабочей молодежи.

С большим под’емом выпускники приня-
ли решение послать приветственное письмо
товарищу Сталину.

Вечер закончилея большим концертом.

О

Закончился учебный год
в университетах
марксизма-ленинизма

Закончилея первый учебный год в уни-
верситетах марксизма -ленинизма,  создан-
ных по инициативе Центрального комитета
профсоюза работников высшей школы и
научных учреждений в 16 городах — Мо-
скве, Денинграде, Харькове, Одессе, Ро-
стове-на-Дону, Свердаовеке, Сталино, Вла-
хивостоке и т. д. В университетах обу-
чается свыше 1.500 научных работни-
ков — докторов и кандидатов наук, профес-
соров, допентов, старших преподавателей.

Кроме лекционного курса, для слушате-
лей были организовачы семинарские заня-
тия по основным произведениям маркеизма-
денинизма, Экзамены сданы по трем дис-
циплинам — истории ВКП(б), истории
СССР и по курсу «Великая Отечественная
война».

В августе созывается в Москве всесоюз-
ное совещание директоров университетов
марксизма-ленинизма для подведения ито-
гов учебного года и обсуждения плана даль
нейшей паботы. Учебные занятия возобно=
вятся 15 сентября. (ТАОС).