Доклад комитета по расследованию внешней

политики Финляндии с 1938 года

ХЕЛЬСИНКИ, 29 июля. (ТАСС). 28 mo-
‘ля государственное информационное бюро
передало в прессу сообщение относитель-

.

но содержания доклада так называемого
комитета Хорнборга, созданного в начале
этого года, для расследования внешней по-
литики Финляндии © 1938 года.

В соответетвичн со ‹<воей задачей коми-
тет после исторического обзора событий
с 1938 г. дает свою оценку законноста
внешнеполитических мероприятий  прави-

ельства Финляндии, с одной стороны, и их
пслитической целесообразности — ¢ дру-
гэй. Изрвым пунктом, по которому комитет
делает замечания в отношении законности
мероприятий, является начало немецкого
транзита в 1940 г. Комитет устанавливает,
что вся подготовка этого исключительно
важного вопроса была крайне ненормальной
и что применязшиеся в этом деле методы
можно считать противоречащими духу за-
кона о формах государственного правления.
Предпосылкой для такого имеющего далеко
чдущие последствия мероприятия, как не-
мецкий транзит, должно было явиться поста-
новление правительства, одобреннюе сеймом.
В действительности же этот транзит начался
без постановления правительства, и этот во-
прос явно не обсуждался правительством да-
же и в беспротокольном порядке.

Комитет обращает внимание на создание
в Финляндии подразделения доброволь-
цев-эсэсовцев.

Относительно военных переговоров меж-
ду Финляндией и Германией в мае 1941 го-
да, о которых подробнее будет сказано
ниже, комитет заявляет, что, независимо от
предположительной формы предмета упомя-
нутых переговоров, этот вопрос явно отно-
сится к таким, которые касаются войны и
мира и для обсуждения которых, таким об-
разом, требуется участие сейма.

Проявлявшаяся во время войны идея при.
соединения некоторых районов Восточной Ка-
релии к Финляндии осуждается комитетом.
В одной из директив, данных 30 мая 1941
года финскому посланнику в Берлине, ему
советовали подчеркивать руководству ино-
страчных дел Германии желательность из-
менения восточной границы Финляндии в Це-
WAX получения стратегических и этнографи-
ческих преимуществ. Официально правитель-
ство не формулировало захватнических наме-

рений, но, с другой стороны, не предприни-
мало ничего и против утверждений, предус-
матривающих эти намерения. Кроме того, га-
эетам было разрешено утверждать свобод-
но, будто Восточная Карелия является не-
от’емлемой частью Финляндии, писать об
экономическом значении Восточной Карелии
для Финляндии и о необходимости для Фин-
ляндии, как тогда утверждали, более выгод-
ных стратегических границ на Востоке. Ко-
митет высказывает мнение, что, стремясь к
захвату и готовясь к нему, финское прави-
тельство перешло границы, определенные
для деятельности правительства в законе о
формах государственного правления, что
следует считать злоупотреблением служеб-
ным положением. Деятельность цензуры
также противоречила изданному закону о
военном положении, в котором были опреже-
лены задачи цензуры.

Касаясь вопроса о соблюдении законно-
‘сти в деле поддержания отношений между
Финляндией и Великобританией, комитет от-
мечает, что ответ Финляндии от 4 декабря
1941 года на ноту английского правитель-
ства от 28 ноября 1941 года, в которой под
угрозой об’явления войны требовалось, что-
бы Финляндия прекратила военные действия
и воздержалась от активного участия в вой-
не против Советского Союза, содержал от-
клонение ультимативяого условия Велико-
британии и, следовательно, касался вопро-
са о войне с ней. Таким образом, этот во-
прос в соответствии с законом о форме госу-
дарслвенного правления должен был бы
рассматриваться в сейме прежде, чем дать
ствет на него.

В своей оценке так называемого согла-
шения с Риббентропом (в этом соглашения
тотдашний  президенг республики Рюти
25 июня 1944 года обязался, что он без со-
гласия Германии не заключит мира с Совет.
ским Союзом и не допустят, чтобы со сто-
роны Финляндии приступили к переговорам
о перемирии или о мире) комитет, рассматри:
вая это соглашение с точки зрения соответ-
ствия его законам, заявляет: соглашение
должно было подлежать рассмотрению сей-
ма; поскольку соглашение не было утвер-
ждено соответствующим министром, то а
формальном отношении оно было введено з
силу таким образом, который шел в разрез
с законом о формах государственного пра-
вления; в соответствии с формой государ-
ственного правления государственный совет
должен был бы отказаться от выполнения
этого соглашения, заключенного противоза-
KOHHO.

Касаясь переговоров, которые велись © Со-
ветским Союзом в 1938—39 гг., комитет за-
являет, что в свете более поздних событий
политическая целесообразность поведения
правительства кажется сомнительной,

В докладе комитета уделяется много вни-
мьния критике ориентации на Германию з
период между войнами. Создается впечатле-
ние, говорится в докладе, что, начиная с
августа 1940 года, когда Германия прояви-
ла инициативу относительно транзита через
Финляндию, финское политическое руко-
водство в основном выпустило вожжи из
своих рух. Комлтету не удалось выяснить
более точных подробностей, связанных с на-
залом войны между Финляндией и Совет-

«Вапаа сана» критикует

ХЕЛЬСИНКИ, 30 июля. (ТАСС). 27 и 28
июля газета «Вапаа сана» опубликовала
статьи, в которых критикует председателя
комитета по расследованию внешней полити-
ки Финляндии профессора Хорнборга. Газета
запоминает, что Хорнборг присоединил свой
голос к геббельсовской пропаганде по так
называемому «катынскому делу», а с дру-
гой стороны, не нашел времени и мужества
осудить общеизвестные зверства нацистов в
лагерях смерти. Кроме того, в качестве уче-

ским Союзом летом 1941 г., поскольку чи-
какие документы не освещают хода событий.
Утверждают, будто с Германией не было
заключено никакого политического соглаше-
вия. Однако это не исключаег той возмож-
ности, что отдельные представители внешне-
политического руководства Германии и Фин-
ляндии могли договориться об этом в той
или другой форме. По инициативе Германии
в конце мая 1941 года между предотавите-
лями военного командования Германии И
Финляндии в Зальцбурге и в Берлине велись
переговоры. Цель этих переговоров, как с©о-
общается, состояла в том, чтобы договорить-
ся на всякий случай об основных линиях <о-
вместных действий в случае возникновения
войны между Германией и Советским. Со-
юзом и возможного втягивания в нее Фин-
ляндии. С полным основанием можно пред-
полагать, заявляет комитет, что эти перего-
воры, если нс формально, то фактически при-
вели к заключению соглашения о действи-
тельном военном сотрудничестве, которое,
бесспорно, имело также и политический ха-
рактер. В свою очередь, внешнеполитическое
руководство пассивно, но, вероятно, созна-
тельно допустило вползание страны в
войну.

Присоединение к антикоминтерновскому
пакту означало, по мнению комитета, что
Финляндия вошла в союз трех держав. Это
ослабило ее международное положение.
Разрыв дипломатических отношений с Вели-
кобританией был, по заявлению комитета,
неумным и сомнительным актом. Этот факт,
так же как и присоединение к антикоминтер-
новскому пакту, свидетельствовал о слепой
вере в победу Германии. Он убедительным
образом опровергал выдвигаемый часто. пра-
вительством тезис о неограниченном праве
на самоопределение и полной свободе поли-
тической деятельности в Финляндии. Коми-
тет особо подчеркивает то обстоятельство,
что на предложение Соединенных Штатов
о посредничестве, сделанное ими 18 августа
1941 года, не было обращено никакого вни-
мания. Очевидно, в то время в правитель-
ственных кругах существовали такие пред-
ставления, что фактически союз с Германией
помешал заключению мира в начальной ста-
дии войны. Весной 1943 года правительство
Соединенных Штатов в очень дружественной
форме сделало новое предложение. Раньше
чем дать отрицательный ответ на это яред-
ложение, финское правительство связалось
с правительством Германии. Сообщение об
этом предложении врагу Соединенных Шта-
тов означало, как заявляет комитет, измену
оказанному доверию. Руководство внешне-
политическими делами Финляндии действо-
вало таким образом, как будто оно пред-
ставляло вассальное государство, и тем са-
мым нанесло вред своей стране

Свои соображения о так называемом со-
глашении с Риббентропом комитет сводит к
констатации того, что содержание соглаше-
ния являлось исключительно сомнительным
и, вероятно, стало бы для Финляндии роко-
вым, если бы оно сохранило силу на более
длительное время.

К докладу комитета его члены — профес-
сор Рууту и кандидат юридических наук
Э. Пеккала — приложили особое мнение.
Указанные члены комитета заявляют, что,
по их мнению, со стороны Финляндии до зим-
ней войны не было предпринято всего, что
следовало бы и что можно было бы сделать
для избежания войны, так же как и для то-
го, чтобы окончить зимнюю войну на более
ранней стадии. Кроме того, авторы особого
мнения делают ряд замечаний, направлен-
ных против позиции финского правительства
в период между московским миром 1940 го-
да и возникновением войны в 1941 году. Они
считают инициативу создания «оборонитель-
ного союза северных стран» в 1940 году
неудачной и осуждают отношение правитель-
ства к обществу дружбы с Советским Сою-
зом, оценивая это отношение, как проявление
существовавшего представления о том, что
московский мир был лишь перемирием, во
время которого готовились на случай буду-
щего.

Кроме того, Рууту и Пеккала подчерк-
нули то обстоятельство, что к некоторым
совершившимся противозаконным — актам
следовало бы применить положение yro-
ловного кодекса, как, например, параграф
6-й 12-й главы уголовного кодекса об из-
мене родине. Вопрос ‘относительно немец-
кого транзита следовало бы уже в его на-
чальной стадии представить на разрешение
сейму. Поскольку этого не было сделано,
то в данном случае это является преступле-
нием, которое должно быть наказано в соот-
ветствии с общим уголовным кодексом. Та-
ким же наказуемым актом в соответствии с
уголовным кодексом является начало Фин-
ляндией войны против Советского Союза в
1941 году как в ее подготовительной стадии,
так и при начале самих военных действий.

Что касается присоединения Финляндии
к антикоминтерновскому пакту, то в дан-
ном вопросе профессор Рууту и юрист
Пеккала расходятся во мнениях с большин-
ством комитета, считая, что указанное <о-
глашение, которое, возможно, оказало бы
влияние на законодательство, следовало бы
представить для одобрения ‹<ейму. И, нако-
нец, Рууту и Пеккала считают, что, посколь-
ку предложения, сделанные Финляндии во
время войны о посредничестве в мирных пе-
реговорах, не были переданы на обсуждение
сейму, хотя вопрос и шел о войне и мире,
такие действия также противоречат закону

о форме государственного правления.

деятельность Жорнборга

ного Хорнборг поддерживал взгляды пред-
ставителей шовинистической идеи великой
Финляндии относительно необходимости но-
вых экономических и стратегических границ.
Странно, пишет газета, что именно такой че-
ловек был назначен председателем комитета
по расследованию внешней политики Фин-
ляндии. Поэтому «Вапаа сана» считает нуж-

ным поставить вопрос о том, не играет ли
Хорнборг и теперь роль защитника винов-
ников войны.

Из иранских управлений радио
и пропаганды изгоняются
демократические элементы

ТЕГЕРАН, 28 июля. (ТАСС); Директор
иранского управления пропаганды ’ Сефеви
после передачи по иранскому радио статьи
«Правды» об Иране изгоняет из аппарата
управления пропаганды и радиоуправления
всех демократически настроенных служащих
и всех тех, кто подозревается в этом. На-
днях по его приказу был уволен известный
знаток иранских народных сказок, читавший
их по радио, члеч иранского общества куль
турной связи с СССР Собхи. Уволен также
член народной партии д-р Разави, который
прочел по радио во время передачи. совет-
ской программы статью «Правды». Кроме
того, уволены за связь с демократическими
организациями инспектор радиоуправления
Садеги, исполняющий обязанности начальни-
ка управления радио, и член социалистиче-
ской партии Банисард, а заместитель дирек-
тора управленая пропаганды Сепахри пере-
ведан в министерство внутренних дел. По-
следний обвиняется в том, что он якобы
способствовал принятию на работу в управ-
дение радио лезых демократических элемен-
зов.

АДРЕС РЕДАКЦИИ и ИЗДАТЕЛЬСТВА: Москва, 40. Ленинградское птоссе, улица «Правды», д. 24. ТЕЛЕФОНЫ ОТДЕЛОВ РЕДАКЦИИ: Сп q ee Е
‘ Д 3-36-82; Иностранного — Д 3-37-50; Писем — Д 3-15-69; Местной сети —Д -15-47: Hinopmanntat 3116 80. ера a ей 3.38.73; Boe

1813183.

Протест против происков
профашистских польских
эмигрантов в Канаде

ОТТАВА, 27 июля. {ТАСС). В последнем
издании канадского еженедельника «Кана-
диен трибюн» помещен текст резолюции,
принятой на собрании местного отделения
«Канадской ассоциации помощи Польше u
союзникам» фермерского района Ричмонд,
провинции Альберта. В резолюции  выра-
жается протест против деятельности гене-
рала Соснковского и генерального консула
быв. эмипрантокого правительства Полыши в
Канаде Бржезинского, которые в настоящее
время ездят по стране с призывом органязо-
вать профашистокую «польскую армию» в
Канаде и пытаются переселить’ в Канаду
50.000 профашистских польских эмигрантов
из Ввропы.

В резолюции говорится, что канадские
фермеры польского происхождения протес-
туют против «попыток Соснковского и
Бржезинского укрыть себя и профашистеких
эмигрантов из Европы в Канаде и использо-
вать Канаду в качестве базы подготовки
польскими фашистами третьей мировой
войны против Советекого Союза и польского
демократического правительства»:

Анкета по испанскому

вопросу в Англии

ЛОНДОН, 30 июля. (ТАСС). «Всеанглий-
ской об’единенный комитет помощи испан:
скому народу» (созданный различными де-
мократическими организациями в Англии)
разослал две недели тому назад всем парла.
ментским кандидатам вопросник, составлен-
ный Джоном Пристли, Вильямом Добби и
Уильфредом Робертеом.

Анализ полученных ответов  свидетель-
ствует о решительной оппозиции политике
умиротворения Франко. Большинство опро-
щенных высказалось в пользу создания но-
вого правительства в Испании. Многие за-
явили, что следовало бы с помощью между-
народных действий стремиться к демокра-
тизации режима в Испании, Почти едино-
душно все считают, что до тех пор, пока в
Испании не будет восстановлена демократия,
эта страна будет находиться вне междуна-
родной организации безопасности,

Ответы на анкету дали 202 лейбориста,
56 либералов, 27 консерваторов, 13.членов
партии «Коммонуэлс», 15 коммунистов и
5 независимых,

—о—

Выступление Ганссона

СТОКГОЛЬМ, 30 июля, (ТАСС). Швед-
ский премьер-министр Ганссон, выступая 29
июля в Карлстаде, заявил, что 5 лет тому
назад после тщательного исследования воз-
можности сотрудничества на широкой основе
было сформировано коалиционное правитель-
ство. «Сейчас, — сказал Ганссон, — после
обсуждения правительственного вопроса. ру-
ководство социал-демократической партии
констатировало, что затруднений для со-
трудничества во внешнеполитической обла-
сти не имеется, В отношении некоторых зна-
чительных вопросов внутриполитического ха-
рактера также было возможно дальнейшее
сотрудничество. Однако стало ясно, что
нельзя откладывать дальше ‘разрешение
спорных внутриполитических вопросов. Это
было подчеркнуто риксдагом (парламентом).
Переговоры между партиями также привели
к общему мнению, что нет достаточных пред-
посылок для дальнейшего правительственно-
го сотрудничества в течение более продол-
жительного времени в будущем. Тогда во
избежание опасности разложения и распрей
предпочли расстаться по-хорошему». Ганссон
сообщил, что 1 августа приступает к работе
социал-демократическое правительство Шве-

ЦИИ.
= ©
Состав нового шведского
правительства

ХЕЛЬСИНКИ, 31 июля. (ТАСС). Как пе-
редает финское радио, сегодня утром про-
изошла смена шведского правительства.

Новое правительство сформировано в сле-
дующем составе: премьер-министр Ганссон,
министр иностранных дел — профессор Эстен
Унден, министр обороны — Аллан ort,
министр социального обеспечения — Густав
Меллер, министр путей сообщения — Тор-
стэн Нильссон, министр финансов — Эрнет
Вигфоре, министр просвещения и культов—
Эрландер, министр земледелия — Пер Эдвин
Шельд, министр торговли — Гуннар Мюр-
даль, министр снабжения — Аксель Герес,
министр юстиции — Герман Секребер,

СЕН’ с ИЕ

К предстоящей сессии
английского парламента

ЛОНДОН, 30 июля, (ТАСС). В дополне-
ние к сообщению о перенесении открытия
парламента с 8 на 15 августа агентство Рей-
тер передает, что новая палата общин одна-
кс соберется 1 августа, чтобы избрать спи-
кера (председателя). В течение последую-
щих двух дней новые члены палаты будут
приносить присягу.

Арест Лаваля в Австрии

ЛОНДОН, 31 июля. (ТАСС). Как переляа-
ет лондочское радио, бывший премьер-
министр «правительства» Виши, Пьер Лаваль
прибыл сегодяя вместе со своей женой на
самолете из Испании в австрийский город
Линц. Лазаль был взят американскими вла-
стями под стражу и, согласно сообщению из
Парижа, уже отправлен во французскую зо-
ну оккупации. Полагают, что он будет цо-
ставлен в Париж прежде, чем закончится Sy x
над Петэном.

ЛОНДОН, 31 июля. (ТАСС). Агентство
АФИ передает из Парижа, что там офици-
алыно об’явлено об аресте Лаваля в Австрии
американскими военными властями.

oe ae

Арест в Баварии гитлеровского «теоретика»
Гаусгофера

ЛОНДОН, 31 июля. (ТАСС). Как переда-
ет лондонское радио, во время облав, про-
изводившихся в течение нескольких дней,
американские войска захватили в Баварии
много эсэсовцев и нацистских главарей.
Среди них находится Карл Гаусгофер, автор
фашистской «теории жизненного простран-

ства».
—O-—

Назначение Ван Ши-цзе

министром иностранных дел Китая

ЛОНДОН, 30 июля. (ТАСС). Чунцинский
корреспондент агентства Рейтер передаст,
что министр информация Ван Ши-цзе назна-
чен министром иностранных дел Китая вмес-
то доктора Сун Цзы-веня, который недавно
занял пост председателя исполнительного
юаня китайского правительства.

eee

К изменениям в составе
китайского кабинета

ЛОНДОН, 31 июля. (ТАСС). Согласно. со-
общению из Чунцина, из 12 вышедших вче-
ра в отставку членов кабинета 10 вновь на-
значены на свои посты. Таким образом, кро-
ме нового министра иностранных дел, един-
ственным изменением в составе правительст-
ва является назначение нового министра зем-

леделия.
те

К предстоящему суду над палачами
из бельзенского концентрационного
лагеря

ЛОНДОН, 30 июля. (ТАСС). Специаль-
ный корреспондент агентства Рейтер Керр,
находящийся при штабе 21-й армейской
группировки, сообщает, что бывший комен-
дант гитлеровското кснцентрационного ла-
геря в Бельзене Иосиф Крамер, который
был переведен из Брюсселя в тюрьму
Целле в Германии, предстанет перед судом
вместе с 47 другими обвиняемыми в августе
в г. Люнебурге.

Крамеру и другим пред’является обвине-
ние в том, что они умертвили около 26 тысяч
пленных и зверски обращались с заключен-

НЫМИ.
О
Следы фашистских злодеяний в Польше

ВАРШАВА, 31 июля. (ТАСС). Как сооб-,
щают польские’ газеты, в Силезии обнару-
жена огромная могила, в которой погребено
около 80 тыс. трупов военнопленных, уби-
тых отступавшими немецкими войсками. По
показаниям местного населения, жертвы бы-
ли убиты частями СС в январе 1945 г. Поль-
скими властями организованы раскопки мо-
Гилы.

Типография газеты «Правда» имени Сталина,

Пресс-конференция в югославском

совете министров

БЕЛГРАД, 27 июля. (ТАСС). Сегодня
в здании совета’ министров. состоялась
пресс-конференция иностранных и 1го-
славских журналистов, на которой присут-
ствовал заместитель премьер-министра Кар-
дель. Открыв пресс-конференцию, министр
информации Косанович предоставил слово
Карделю.

Кардель заявил, что он намерен ответить
на некоторые вопросы, поставленные перед
ним в последнее время иностранными журна-
листами, но до этого он хотел бы информи-
ровать присутствующих о некоторых пред-
стоящих в Югославии внутриполитических
событиях.

Я имею в виду, сказал Кардель, в
Первую очередь третье заседание АВНОЮ
{Антифашистское Вече Народного Освобо-
ждения Югославии) и ряд политических
решений, которые будут обсуждены на
этом заседании. Первым пунктом обсужде-
ния будет вопрос о расширении АВНОЮ.
Вполне естественно, что в этом отношении

чья воля до сих пор никогда не уважалась.
Окончательно отстранены от власти мало-
численные, но до Мозга костей враждебные
народным интересам клики. Я верю, что есть
в мире люди, которым не нравятся все эти
перемены и которые хотели бы видеть у
власти в Югославии старые антидемократи-
ческие группировки. Но те, кто хочет под
ходить об’ективно, кто видит страшные опу-
стошения, нанесенные нашей стране войной,
кто учитывает, что наша страна потеряла
в этой войне почти два миллиона погибши-
ми, кто знает, что оккупантам удалось силой
и обманом втянуть в свои военные форма-
ции достаточное число паших сограждан,
кто понимает все естесхяеиные политические
последствия таких фактов, — те должны
видеть, что Югославия сделала огромный
шаг вперед и в области своего материаль-
ного восстановления, и в отношении внут-
ренней политической консолидации. Если
сравнить процесс политического и матери-
ального восстановления в нашей стране я

Коммюнике

Союзный Контрольный Совет для Герма
нии имел своё первое официальное заседаз
пие в Берлине 30 июля 1945 тода под
председательством представителя США re.
нерала армии Дуайта Д. Эйзенхауэра. (-
ветский Союз, Соединённое Королевство и
Французская республика были представле-
ны соответственно маршалом Жуковым,
фельдмаршалом Монтгомери и генералом
Кениг. Заместители и политические совет-
ники членов Совета приняли участие в за
седании.

Было решено, что председатели Совета
будут меняться каждый календарный месяц
в следующем алфавитном порядке стран,
начиная с августа месяца: генерал Эйзен-
хауэр, фельдмаршал Монтгомери, генерал
Кениг, маршал Жуков. Заседания Контроль-
ного Совета будут происходить 10, 20, 30
числа каждого месяца и в любое другое
время по просьбе любого члена Совета.

Четыре члена Совета передали своим за
местителям для изучения и доклада на сле-

- 8
мы исходим из предложения Крымской кон-   в некоторых других странах, то, как я ду- дующем заседании предложения 06 органи“ и
ференции © принятии в COCTaB АВНОЮ   маю, не будет преувеличением сказать, что   зации и приведении в деиствие органов
всех тех депутатов последней скупщины, лавия находится среди тех, кто достиг   контроля, предусмотренных Соглашениех ’
которые He скомпрометировали себя со- наибольших ‘успехов, хотя и при весыма тЯя-  9 контрольном механизме в Германии. р
трудничеством с оккупантами. желых условиях. Совет одобрил достигнутое Соглашение
Этот совет для нк ee приемлем   Эта же печать’ обвиняет нас. я Кро ne о выделении в Большом Берлине сектора ™
и может послужить базой для расширения   Мы не выполнили предложений Крымско x a ; и 9
ABHOIO. он Я ржу со   конференции и соглашения Тито—ТШубашич. о. ны iil
списком депутатов последней скупщины   Ecan sit pogpMeTe TO/IbKO Te MepbI, KOTO- RED ЛИН. 30 июля 1945 года.   м
показало, что имеется очень небольшое   Рые уже были приняты до сих пор, и те за- 7 Г я : a
число депутатов, которые по характеру   Дачи, которые поставлены перед третьим за- ——