Обращение

коллективов работников завода № 810 им. Макса Гельца,
завода № 828 и завода № 798 Наркомата

миномётного

вооружения

Ко всем работникам промышленности миномётного
вооружения Советского Союза

Дорогие товарищи!

Красная Армия, руководимая гениальным
полководцем великим Сталиным, побелонос-
но завершила войну, отстояла социалисти-
ческие завоевания советского народа и спас-
ла народы Европы от немецко-фалистских
захватчиков.

Труженики тыла своим упорным и само-
отверженным трудом обеспечили доблестную
Красную Армию всем необходимым в 68
борьбе с заклятым врагом Советского Сою-
за — немецким империализмом. Коллекти-
вы наших заводов неустанно трудилиеь во
время Отечественной войны во имя Победы.
Заводы из месяца в месяц перевыполняли
задания Государственного Комитета 0боро-
ны, непрерывно снабжали воинов Красной
Армии первокласеным вооружением.

Наступил период мирного развития. Пе-
ред советским народом встали новые зада-
чи. Мы, рабочие, инженеры, техники и
служащие заводов Наркомата миномётного
вооружения, должны помочь стране в крат-
чайший срок залечить раны, нанесённые
войной, ещё выше поднять военно-экономи-
ческое могущество нашей Родины. Наша
заводы обязаны снабдить народное хозяй-
ство высококачественными станками и 0бо-
рудованием для текстильной и полиграфи-
ческой промышленности, сельскохозяйствен-
ными, дорожностроительными машинами,
насосами, компрессорами, точными прибо-
рами и т. д.

Мы обращаемся ко всем работникам про-
мышленности миномётного вооружения ©
предложением — развернуть социалистиче-
ское соревнование в честь нашей Победы,
за всемерное увеличение выпуска этих ма-
шин.

Мы берём на П полугодие 1945 года еле-
дующие обязательства:

Завод № 8140 им. Макса Гельца

1. Выполнить годовую программу по то-
карным станкам к 5 декабря 1945 года —
ro дню Сталинской Конституции. Перевы-
полнить годовую программу по станкам на
7 процентов.

2. Перевыполнить годовую программу по
линотипам на 12 процентов.

3. Организовать цех ширпотреба и вы-
пустить излелий ширпотреба на сумму 140
тысяч рублей.

4. Повысить производительность труда
по сравнению с первым полугодием 1945
хода на 10 процентов.

5. Подготовлть во всех звеньях техни-
ческого обучения 400 человек.

6. Распирить производственные мастер-
ские, учебные и бытовые помещения ремес-
ленного училища, доведя пропускную спо-
собноеть их до 500 учащихся.

7. Своевременно и хорошю подготовить
заводокие эдания. к зиме,

8. Ввести в экеплоатацию жилые дома
площадью в 2.800 кв. метров. Восстановить
районную школу на 800 учащихся. Boc-
становить екзер в районе завода площадью
в 1,7 га.

9. Расширить медико-санитарную часть
завода, организовать вновь рентгеновский
хобинет и лабораторию анализов.

10. Организовать отдых в заводоком
доме отдыха не менее 500 рабочим, ИТР и
служалцим. .

11. В срок и без потерь собрать урожай
8 подеобном хозяйстве, добиться повышения
урожая против прошлого года на 10 upo-
центов, 2

Обсуждено и принято на
3№ 810, № 828 и № 798.

15.260 тонн угля сверх плана

МОЛОТОВ, 3. (Корр. «Правды»). Горняки
Кизеловского бассейна — инициаторы Все-
союзного соревнования шахтеров в честь
Победы — успешнс выполняют свои высо-
кие обязательства. Повышенный июльский
ылан добычи угля перевыполнен на 15.260
тонн. 20 месяцев подряд кизеловские шах-
теры перекрывают государственное задание,
Наиболее производительно работали в июле

Si ae

Завод № 828

‚1. С сентября организовать массовый
выпуск арифмометров, доведя их выпуск
к концу года до 5.000 штук в месяц.

2. Оевоить и начать выпуск токарно-
винторезных автоматических,  токарно-
фрезерных комбинированных и токарно-
расточных станков для часовой промышлен-
ности.

3. В течение 4-го квартала подготовить
производство к выпуску пишущих малтин
(оборудовать цехи, изготовить оснастку и
выпустить пробные образцы).

4. Изготовить из отходов и выпустить до
конца года товаров широкого потребления
на сумму 500 тыс. рублей.

5. До 15 августа сдать 90.000 деталей
для сельскохозяйственных малгин.

6. Полготовить во втором полугодии во
всех звеньях технического обучения 900 че-
ловек.

7. Полностью и качественно провести
все работы по подготовке к зиме общежитий
и домов завола к 1 октября 1945 годз.

8. Обеспечить своевременную  Уборку
урожая в подсобном хозяйстве и на оторо-
дах рабочих.

9. Оказать всемерную помощь демобили-
зованным из Красной Армии в их бытовом
и трудовом устройстве.

Завод № 798

1. Выполнить производственный план
1945 года к 28-й годовщине Великой
Октябрьской социалистической революции,
план ПП кзартала — к 15 сентября. ь ян-
варю 1946 года удвоить выпуск литейных
машин по сравнению с 1-м полугодием.

9. (Освоить и обеспечить выпуск в Ш
хвартале с. г. новых формовочных малтия
Ф-261 и 1-21, модернизярованных земле-
свялок и землеразрыхлительных мапин,
унифицированных машин ВФ-13, BO-20.

3. Обеспечить выполнение плана по тех-
ническому обучению и переподготовке ра-
бочих завода. К началу учебного года от-
крыть при заводе вечерний техникум.

4. Построить, оборудовать и открыть ©
1-го августа ©. г. заводской дом отдыха.

5. Оказать всемерную помощь возвра-
щающимея на производетво демобилизован-
ным из Красной Армии в их бытовом и тру-
довом устройстве. Окружить вниманием и
заботой инвалидов Отечественной войны и
семьи военнослужащих.

6. Своевременно и’ хорошо провести
уборку урожая в подсобном хозяйстве.

Цорогие Tosapmmn!

Мы призываем всех работников промы-
пленности миномётногм вооружения рабо-
тать в мирное воемя так же самоотвержен-
но, как и в военное время.

Дадим народному хозяйству нашей Роди-
ны необходимые сельскохозяйственные, тек-
стильные, полиграфические, дорожлню-строи-
тельные машины, приборы, станки и това-
ры широкого потребления!

Да здравствует наша великая Победа!

Да здравствует неа доблестная Красная
Армия!

`Да здравствует  парфтия Ленина —
Сталина — организатор и вдохновитель
лобеды советокого народа над немецко-
фалпистекими захватчиками!

Да злравотвует Hall любимый вождь, ге-
ниальный полководеп, Генералиссимус
ветекого Союза товаряш Сталин!

собраниях коллективов работников заводов

коллективы крупнейших шахт имени Ленина,
имени Сталина и имени Володарского. На
шахте имени Сталина месячный план был за-
вершен еще 27 июля. Прошедший месяц ха-
рактерен значительным расширением фрон-
та горных работ; за месяц пройдено 4.200
метров главнейших горных выработок — на
полкилометра больше, чем в июне.

Демобилизованный красноармеец Д. С. Конягин прибыл в родное село. На снимке—

тов. Конягин, его жена, и
им. Молотова, Мытищинского района,

Накануне Сталинского

На Латвийской магистрали

РИГА, 3. (По телефону). Готовясь в

Сталинскому дню железнодорожника, мно-
тие паровозники, движенцы и  вагонники  ,

Латвийской магистрали добились замеча-

тельных ‘успехов.

Машинист тов. Филенко провел 23 тя-

желовесных поезда и перевез сверх планз

10 тысяч тонн груза. Механик паровозной

колонны № 54 тов. Бенецкий водит длин-
носоставные поезда,
превышающие весовую норму. Другие ма-

na 900—950 тонн

пвинисты этой колонны провели 50 тяжело-
весных составов и перевезли сверх задания

около 11 тысяч тонн груза.

За три дежурства, диспетчеры Крустпиле-
ского отделения тт. Косырев, Зайцев и де-

журный по станции Крустпиле Филатов 0б-

работали скоростными методами 11 поездов.
Средняя стоянка поезда при норме 50 мя-

Успехи литовских железнодорожников

ВИЛЬНЮС, 3. (Корр. «Правды»). Гото-
вясь к Сталинскому дню железнодорожни-
ка, работники Литовекой дороги выполни-

ли июльекий план погрузки и выгрузки на

105 процентов, довели участковую скорость:
до 110 процентов нормы. Старший маши-
нист тов. Попов к Сталинскому дню желез-
нодорожника внес в наркомовский фонд за
счет экономии 90 тонн топлива.

ВОРОНЕЖ, 3. (Корп. «Правды»). В честь
Оталинского дня железнодорожника коллек-
тивы большинства предприятий Юго-Во-
сточной дороги встали на стахановскую
вахту.

Передовая бригада машинистов депо Лиски
обязалаеь довести среднесуточный пробег
паровоза до 500 километров. В первый рейс
отправилея машинист тов. Мартынов.
Участок Лиски — Таловая он проследовал
без остановок для набора воды и без чистки
топки. С таким же успехом он провел обрал-
ный рейс. Мартынова сменил тов. Сергиен-
ко. По тому же участку он провел два полно-
весных состава, сэкономив на пробеге
4 часа 30 минут и на экипировке — 1 час

На курсах руководителей кафедр
социально-экономических наук

2 и 3 августа продолжалась работа кур-
сов руководителей кафедр социально-эконо-
мических наук. Директор института фило-
софии Академии наук СССР проф. В. Свет-
лов выступил с лекцией на тему «Возник-
новение и развитие философии марксизма».
Проф. М. Иовчук прочел лекцию «Лени-
низм — высшее достижение русской и ми-
ровой культуры». Вчера руководители ка-
федр прослушали лекцию члена-коррес-
пондента Академии наук СССР проф. В. Пи-
чета на тему «Ленин и славянство» и до-

дочь и председатель колхоза т.
Московской. области).

В честь праздника

интересами

Весьма оригинально .было отмечено окон-
чание войны на мебельной фабрике Вемеров-
ского облместирома. Диреклюр фабрики Cu-
зов попросту закрыл предприятие, закрыл
не на день, два, а на неопределенное вре-
мя, пока не будет «изыювано сырье», He-
обходимое для дальнейшей работы фабрики.

А пока директор ездил по районам обла-
сти в поисках леса, рабочие раз’ехатись
«кто в лес, кто по дрова»— кто на огоро-
ды, & кто и в деревню на отдых.

Фабрика оказалась совершенно нетлюдто-
товленной к переходу на работу в мирных
условиях. 3a годы войны здесь основатель-
но устели забыть о том, как надо работать
на широкий рынок, на удовлетворение спро-
са населения. Забыли даже о такой элемен-
тарной вещи, что казжкдое предириятие долж-
не иметь какието минимальные переходя-
щие запасы сырья и материалов. И вот ре-
зультат. Кончилась война, кончились спец-
заказы, которые выполнялись за счет ма-
териалов заказчика, и... фабрика очутилась
без кусочка древесины.

Местная промышленность и промысловая
кооперация Кемеровской области вообще
плохо беспокоятся о потребителе. За послед-
ние месяцы выпуск товаров широкого по-
требления здесь резко сократился. В то же
время на базах предприятий‘ образовалиеь
большие запасы неходких товаров. На
одном только складе Сталинского горпром-
комбината неходких ‘товаров накопилось
на 650 тыс. рублей, на складе горпром-
союза — свыше чем на миллион фублей.

Что это за товары?

Это— брак. Население не намерено ero
приобретать.
` Залежи недоброкачественной продукции
на складах г. Сталинека стати накапли-
ваться еще с прошлого года. Но только на
исходе первого полутодня 1945 года гор-
промеоюз удосужился издать распоряжение
о снятии © производства и запрещении
дальнейшего выпуска изделий, потерявигих
опрос (моющая паста, замазка из глины,
пеньковые чуни, ватный «трикотаж», 3уб-
ные щетки © деревянной ручкой и т. п.).

Тем не менее большинетво предприятий
и артелей попрежнему продолжает выпуск
недоброкачественных изделий, рассчитывая,
что покупатель все же найдется.

Характерный случай произошел  совеем
недавно на Кемеровоком 06030-механическом
заводе. Вместо того, чтобы занятьея своим
прямым делом, т. е. изготовлением телег,
саней, колес, директор завода решил, что
более выгодно штамповать... вилки из тон-
кого ржавого железа (абсолютно не пригод-
ного для этих целей).

На завод явилея инепектор по качеству
и запретил штамповку негодных вилок. Но
па директора это не подействовало, — он
осталея при своем убеждения, что ри пол-
ном отоутетвии на местном рынке предме-
тов домашнего обихода найдется строс и
на такие вилки.

Этот расчет на неприхотливого покута-

Российский (колхоз
Фото С. Короткова.

дня железнодорожника

нут снижена до 19 минут, Сэкономлено 183
вагоно-часа.

На отделения, тде начальником тов. Во-
шелев, в результате содружества диспетче-
ров и машиниетов за декаду перевезено
сверх нормы 6.368 тонн груза и сэконом-
лено около 100 тонн дров.

Вагонники дороги также пришли к
празднику с большими производственны-
ми успехами. Они в два с половиной раза
перевыполнили план по капитальному фе-
монту вагонов. Вагонники Елтавы сверх
задания закончили годовой осмотр 80 ваго-
нов. Коллектив Даугавпилеского вагонно-
го депо месячный план ремонта вагонов за-
кончил в 19 дней.

Сейчас ‘на всех Участках Латвийской до-
фоти идет деятельная подготовка к зиме.

Победителям в предпраздничном соревно-
вании будет вручено переходящее знамя ЦК
коммунистической партии большевиков
Литвы и Совнаркома Литовской ССР. При-
казом начальника дороги премируется боль-
шая группа железнодорожников.

5 авгуета на столичном, стадионе и в
парке Дома Арасной Армии состоятся на-
родные гулянья в ‘честь Сталинского дня
железнодорожника.

.

30 минут. С не меньшим ‘успехом провел
свои рейсы третий машинист паровоза тов.

Грищенко. За одни сутки стахзновекой вах-
ты бригада провела шесть ноездов, перевы-
полнив норму технической скорости на
3,7 километра, а участковой — вдвое. Сред-
несуточный пробег составил 609 километ-
ров. thi 3

`Хорошю вотречалот праздник рабочие ре-
монтных бригад депо Россошь. Они на семь
дней раньше срока, выполнили план’ под’-
&мочного ремонта паровозов. Перевыполнили
июльскую программу ремонта паровозники
депо Ртищево, тагонники станции Bopo-
кеж-П и многие другие коллективы дороги.

зяйственным отделом ЦК ВКП(б) тов.
Н. Ицкова «0 руководстве партийных орга-
низаций сельским хозяйством в дни Отече-
ственной войны».

Сегодня -—— продолжение работы курсов.
С лекцией на тему «Ранние философские
работы товарища Сталина» выступит ди-
ректор Института Маркса — Энгельса —
Ленина проф. В. Кружков. Затем состоится
доклад об итогах парламентских выборов
в Англии. Работа в секциях начнется в по-
недельник, 6 августа.

теля, расчет на попустительство торгую-
щих организаций все еще довлеет над пеи-

Грузинской ССР.

лики на 1945 тод, а также отчет об ислол-

4 АВГУСТА 1945 г» № 185 (9956)
ye

Грубое пренебрежение

покупателя

хологией иных руководителей местной про

мышленности. А торгующие организации
Кемеровской области целиком и полностью
поддерживают подобные антигосударетвен-
ные тенденции: они продолжают до сих пор
брать у местной промвииленности  букзаль-
но всё, что она поставляет, невзирая на
кзчество. Берут упомянутые выше вилки
из ржавого железа, ‘продавая их по 12 руб-
лей за иегуку; берут у артели « узь»
ботинки без подклейки, без блочков, обувь,
изготовленную из недоброкачественного чер-
юго хрома, прошитого белыми нитками,
Дорого расплачивается <ейчас торговая
спетема за такое попустительство! Maracn-
ны закорены большим количеством нека-
чественных и неходовых изделий. —

миллионы рублей, масса дефицитного сырья,

и материалов, испорченных плохой, недо-
бросовестной обработкой и превращенных в
«неликвиды».

Напраиивается вопрос: нельзя ли мз-
влечь залежавшийся товар и вернуть его
поставщикам для переработки? Казалогь
бы — чего проще!

Однако и тут возникло неожиданное 3а-
труднение: товары принимались без Map-
кировки, и торгующие организащии не мо-
гут теперь установить, кто же виновник
брака— все товары обезличены, на них от-
сутетвует фабричная марка.

На большинстве предприятий растеряли
маркировочные титамиты, а там, где они ©0-
хранились, штампы не отражают основных
элементов, обязательных для всякой произ-
водственной марки: на них нет ни назва-
ния предприятия, ни его местонахождения,
нет ‘указаний сортности, стандарта и т. п.

Одна ‘из крупных артелей системы пром-
кооперации зашифровывает себя и свои из-

делия следующей маркой: «А. ПИ. ЛГИС»,.

что должно означать: «Артель «Пекарь»
Ленинок-Кузнецеого горпромеоюза». Артель
«Кожобувь» маркирует свою продукцию
штампом: «Воекопромеовет, Новосибирекая
область», хотя артель находитея не в Но-
восибиреке, а в Кемеровской области, а Вее-
копромсовет давно не существует. Жуль-
нические приемы!

Сейчас восстанавливается обязательная
маркировка, спешно заказываютея маркл-
ровочные штампы. Но тут возникло новое
затруднение: за время войны многие пред-
приятия настолько изменили характер евое-
го производства, что их названия могут
только сбить потребителя с толку.

Артель «Металлург» в г. Статинске за-
нимается... розливом кваса и попутно по-
шивкой одежды и обуви. В г. Ленинок-Куз-
Hem артель «Пекарь» изготовляет вале-
ные салюги, а артель «Гужтранепорт» вы-
пекает пирожки. Выходит почти по Кры-
лову, с теми же печальными результатами,
что в его известной басне.

Вся эта неразбериха с фабричными маф-
ками и наименованиями предприятий до-
оталочню ярко характеризует нынешнее ©0-
стояние местной промышленности Кемеров-

3. MOXOB.

ской области.

Сессия Верховного Совета Грузинской CCP

ТБИЛИСИ, 3. (Корр. «Правды»). Закон-

Раюсмотрен и утвержден бюджет респуб-

сеть библиотек, клубов, изб-читален, дет-
чила работу УГ сессия Верховного Совета   ских садов и яслей. В бюджет включены
расходы на содержание десяти раменных т6-
атров, девяти районных ансамблей и 27 му-
зыкальных школ. Врупные средства выде-

пении государственного бюджета за 1943   ляются на научно-иоследовательскую ра-

и 1944 годы. Бюджет на 1945 год превы-
шает прошлогодний нз 24 процента. На
финансирование народного хозяйства отпу-
скается денег на 34,3 процента больше, чем
в прошлом году. 1.026.329 тысяч рублей
ассигнуется на социально-культурные ме-
роприятия. Это дает возможность еще более
увеличить количество учащихся в началь-
ных, средних и высших школах, расширить

Сессия утвердила также Указы Презп-
диума Верховного Совета Грузинской ССР,
принятые в период между УП и УШ се
сиями.

Участники сессии © отромным воодуше-
влением под бурные аллодиементы приня-

ли решение послать приветствия товарищу,

Сталину, & также товарищам Молотову и
Берия.

Работа металлургов в июле

В июле металлурги страны добились но-
вых производственных успехов. Значитель-
но перевыполнили месячный план сталевары,
прокатчики и горняки.

По сравнению с июлем 1944 года выплав-
ка чугуна возросла на 18,7 процента, ста-
ли — на 18,6, выпуск проката — на 21,3,

кокса — на 21,8 и добыча железной руды —-
на 46,9 процента,

5 августа 1943 года в Москве впервые
прозвучал салют Победы. Столица нашей
Родины отмечала крупнейший успех, до-
стигнутый войсками Красной Армии в
одном из величайших сражений Отече-
ственной войны — в сражении под Кур-
ском.

В тот день был завершен разгром орлов-
ской группировки немцев и освобожден
Орел. Одновременно войсками Красной Ap-
мии штурмом был взят Белгород, что зна-
меновало прорыв вражеской обороны на
Белгородеко-Харьковоком направлении.

Товарищ Сталин в ©воем докладе 6 яояб-
pa 1943 года говорил, что поражение не-
мецких войск на нашем фронте к исходу
того года было предрешено двумя важней-
шими событиями: битвой под СОталингра-
дом и битвой под Куреком. «Если битва под
Сталинградом предвещала закат неменкэ-
фашиклской армии, то битва под Курском
поставила её перед катастрофой».

Вовсе не случайно, что решающее сра-
жение 1943 года произошло в районе так
называемого Курского выступа и охвати-
ло в дальнейшем районы Орла, Белгорода и
Харькова. Захваченный нашими войсками
в результате зимних и весенних опэраций
1943 года, этот выступ, глубоко вклинив-
ийся в расположение противника, был
исключительно выгодным плацдармом для
развертывания наступательных действий
Красной Армии. Немецкое командование са-
мо называло Курский выступ «воротамя
для вторжения советских войск на Украи-
ну». Нани войска, энергично готовя вы-
ступ к 090роне, в то же время вели дел-
тельную подготовку в большому летнему
наступлению и в первую очередь — в раз-
трому орловекой и белгородеко-харьковекой
труппировок врага, нависавших с обоих
флангов и отчасти сковывавших маневр на-
шей группировки в заладном направлении,

После того потрясающего разгрома, кото-
рому подверглась гитлеровекая афмия пол
Сталинградом, положение ее оказалось
весьма тяжелым, Армия понесла колоссаль-
ные потери, утратила стратегическую иня-
циативу и на всем советско-германском
фронте вынуждена была перейти в обороне.

Курская битва

Олнако полный отказ от наступательной
стратегии не устраивал гитлеровекое руко-
водетво. Ведь переход к стратегической об0-
роне означал бы признание германо-фаз-
шистевюим правительством того факта. что
перспектива победы в войне против Совет-
ского Союза для Германии абсолютно поте-
ряна. Гитлеровское командование для вос-
становления своего силыно пошатнувшего-
ся военного и политического престижа ну-
ждалось в крупной эффективной победе.
Оно готово было любой ценой доказать спэ-
собность германской армии вести крупные
наступательные операции, чтобы предотвра-
тить распад фашистекого блока, запутать
своих противников и, насколько возможно,
отерочить образование второго фронта в За-
падной Европе.

И Гитлер встал на путь новой авантю-
ры, новой наступательной ойерадии, ис-
пользуя из-за отеутетвия втором фронта
в Европе возможность безнаказанной пере-
броски на ‹советоко-германекий фронт зна-
чительных сил © Запада. Кроме того, нем-
цам удалось пополнить свои сильно поредев-
шие ряды за счет проведения «тотальной»
мобилизации.

Решив вновь вырвать стратегическую
инициативу и изменить в свою пользу стра-
тегическую обстановку, но, будучи не
в состоянии вести одновременно круп-
ное . наступление па нескольких стра-
тегических направлениях, немцы постави-
ли ©6бе в качестве ближайшей задачи лик-
видировать Курокий выступ и уничтожить
оборонявшую его группировку советских
войск, & в дальнейшем — развить достиг-
нутый успех ударом в северо-восточном на-
правлении. Наличие в руках немцев Орлов-
ского и Белгородско-Харьковского плацдар-
мов в значительной степени облегчало вы-
полнение этого плана немецкого генераль-
ного штаба.

Таким образом, Курское направление ле-
том 1943 года было основным стратегиче-
ским направлением, & сражение под Кур-
ском, в котором участвовали колоссальные
силы, явилось генеральным сражением, ре-
шавттим исход всей летней кампании того
года.

* +

офицеров убитыми, свыше 3.000 танков и

Первый этат Курской битвы — оборони-   самоходных орудий. около 1.400 самолетов

тельное сражение под Курском — служит
классическим образцом ковременной актиз-
ной обороны.

Для наступления © севера и © юга не-
мецкое командование соередоточило мощные
группировки, состоявтие в общей сложно-
сти из семнадцати танковых, трех мотори-
вованных и восемнадцати пехотных диви-
зий. Пруппировки включали свыше 3.009
танков, 6.000 орудий и около 2.000 само-
летов. В битве под Курском немцы впервые
применили в массовом масштабе новые тя-
желые танки-—«Тигры» и «Пантеры», <амо-
ходные орудия «Фердинанды». Немецкое
командование возлагало серьезные надежды
на эффект пгирокого применения этих новых
средств борьбы.

Но удары этих бронированных группи-
ровок разбилиюь о несокрушимую мощь на-
шей обороны. Войска Центрального фронта
генерала, ныне маршала Советекого Союза,
Рокоссовского и войска Воронежского фрон-
та генерала Взтутина, выполняя указания
Верховного Главнокомандования — изматы-
вать наступавигие группировки немцев на
заранее подготовленных оборонительных ру-
бежах до перехода в общее наступление
наших войск на соседних участках, — обес-
кровили противника. Наступление немпев
стало захлебываться.

Оборонительный эталг заверигилея 12 ию-
ля встречным танковым сражением под
Прохоровкой, когда в бой вступили нии
свежие резервы. В этом бою на ограничен-
ной территории одновременно е обеих сто-
рон участвовало около 2.000 танков и гро-
мадное количество авиапии. Враг, потеряв-
ший за день боя около 400 танков, потер-
пел полную неудачу. Немецкое командо-
вание вынуждено было отказаться от на-
ступления и перешло к обороне на всем
фронте пох Куреком.

зступление немцев, начавшееся 5 mo-!

ля, было ликвидировано на южном секторе
12 июля, т. е. на восьмой день наступле-
ния; на северном же направлении наступа-
тельных возможностей у немцев хватило
лишь на 4 дня, здесь гитлеровцы перешли
к обороне уже 8 июля. Противник ва время
своето неудачного наступления понес тро-
мадные потери -— более 10.000 солдат п

и много другой боевой техники.

Провал немецкого наступления на Курск,
тягчайшие потери, понесенные врагом, ©0-
здали выгодные предпосылки для последую-
щего перехода в общее наступление Крас-
ной Армии как против орловской, так и
против белгородско-харьковской группиро-
вок немцев.

Согласно общему плазу о Верховного
Главнокоманлования 12 июля войска 3a-
падного, Брянекого, а затем и Центрально-
го фронтов перешли в наступление с трех
налтравлений, концентрическими ударами е
севера, востока и юга, с целью разгрома
орловской группировки противника.

Сражение носило исключительно оже-
сточенный характер. Немцы любой ценой
пытались удержать сильно уюрепленный

Орловский плапдарм в своих руках. В
район Орла, чтобы парировать наше насту-
цление, было нереброшено с других учает-
ков фронта более десяти дивизий. Однако
большая часть из них, равно как и сама
орловекая группировка, подверглаеь полно-
му разгрому. В ходе сражения под Орлом
было полностью уничтожено восемь непри-
ятельских дивизий и разгромлено двадцать
восемь дивизий.

5 августа нашими войсками был взят
Орел. Орловский плацлафм немцев, этот
трамплин для немецкого наступления 2
глубь нашей страны, перестал существо-
вать. А © 3 по 23 августа ударами Воро-
нежекого и Отепного фронтов была разгром-
лена и белгоролско-харьковская группиров-
ка немцев.

Если разгром орловекой труппировки
немцев был достигнут в результате трех
концентрических ударов, то уничтожение
белгородско-харьковской группировки по-
следовало в результате рассечения ее на две
‚изолированные одна от другой части с по-
следующей ликвидацией каждой из них в
отдельности.

Вак и в сражении под Орлом, бои на
Харьковском направлении носили исключи-
тельно ожесточенный характер. Однако ня
многочисленные, заблаловременно подготов-
ленные оборонительные рубежи, ни попыт-
ки немцев контратаками перебрасываемых
с других фронтов резервов остановить ние

наступление не дали противнику ожидаемо-
го эффекта. 23 августа наши войска штур-

мом взяли Харьков, ликвидировав Белгород-.

ско-Харьковский плапдарм-—этот «могучий
бастион немецкой обороны на Востоке», как
говорилось о ем в одном немецком при-
Kase.

se €

Битва под Курском имела ‘колоссальное
значение для всего последующего периода
войны.

Если в сражениях под Ленинтрадом, Смо-
ленском, Кневом и Одессой осенью 1941 го-
да провалился пресловутый план мол-
ниеносной войны, если под  Сталин-
прадом потерцела крах наступательная
стратегия немцев, то под Курском провали-
лась последняя попытка немцев вернуть в
свои руки стратегическую инициативу и
вновь осуществить крупную наступатель-
ную операцию стратегического масштаба.

Немцы вынуждены были полностью пе-
рейти к стратегической обороне на всех
фронтах и взять ставку на максимальное
затягивание войны, на перевод боевых опе-
раций Ha советско-германеком фронте на
рельсы войны позиционной, Но поражение
немецких армий под Куроком, Орлом и
Харьковом создало предпосылки для прова-
ла и немецкой стратегической обороны.

в этих еражениях Красной Армией бы-
ли уничтожены основные резервы врага;
понесенные немцами потери не могли быть
восполнены. Достаточно напомнить, что
только за период с 5 июля по 6 августа
враг потерял под Курском, Орлом и Белго-
родом свыше 120 тысяч человек убитыми,
более 4.500 танков, 1.623 орудия, около
2.500 самолетов.

Раэпром немцев в Курской битве создал
необходимые условия для стремительного
выхода Красной Армии к Днепру и освобо-
ждения всей левобережной Укражны и Дон-
басса. То обстоятельство, что в сражении
пох Куроком были уничтожены основные
немецкие резервы, обеспечило налпим вой-
скам и быструю ликвидацию пресловутого
«восточного вала», создали благоприятные
условия для форсирования Днепра и для
преодоления пояса мощных укреплений нэ
западном берегу Днепра.

Таким образом, победоносное завершение
Курской битвы создало исключительно вы-

годные предпосылки для грандиозных нд»
ступательных операций Красной Армии
осенью 1943 и в 1944 году. А, кроме
того, переброска гитлеровским командова-
нием с Запада на советско-германский фронт
большого количества дивизий, которые,
кстати, нашли себе могилу под Курском ив
степях левобережной Украины, чрезвычайно
облегчила союзному командованию подго-
товку к развертыванию операций в Западной
Европе в 1944 году.

Итак, немецкому командованию не уда»
лось под Курском «взять реванш зз Стёлев-
прад», не удалось вновь захватить страто-
гическую инициативу в свои руки, пе уда»
лось изменить ход войны в свою пользу,
Германская армия в результате летнего по-
ражения 1943 года оказалась перед &дла-
строфой.

В битве под Курском Красная Армия
вновь продемонстрировала свою мощь, свою
стойкость в обороне, свое уменье маневра:
ровать, действовать в сложной оперативной
обстановке, продемонетрировала превосход
ство советского военного искусетва над п
мецким военным искусством, превосходство
советской военной техники над техникой
врага.

Ярким примером, демонстрирующим эм
положение, является хотя бы факт, 49
мошные талковые немецкие группировки в
течение 8 дней Курокого сражения, носмог“
ря на промадные потери в живой силе и т5х-
нике, не смогли прорвать даже тактич-
скую глубину нашей обороны. Перенелияо
же в наступление соединения Краслой \1-
мии овладели Харьковом, преодолев Bose
мощных оборонительных рубежей, прикры“
вавигих город со всех сторон,

В этом замечательном сражении вить
проявилась гениальность сталинского стрд-
тегического руководетва. Верховное Главио-
командование об’единило в своих руках у
равление пятью фронтами и блестяще сп)
вилось с исключительно трулной задачей
координации действий всех этих фронтов
для достижения единой цели в везьма сло»
ной обстановке.

Битва под Курском заслуженно POMS B
историю Великой Отечественной войны, 52%
одна из лрчайтгих ео страниц.

Генерал-майор Н. ЗАМЯТИН,

I

;
a

м