(-
ls

ts
Th
i}.

as
MMe
a
Th

ро-
в,
ГЫХ
‘eh.
008,
Ги
ус-
Ka-
МИ

Avs

TH+

‚Кд
Ore
Ц

КОВ
10/0

таит

вах
mene
XH:
Cero:
та и
ne
{ Be:
myca
a, Uo
уно
ml

1O3ill
хной
имеры
НИКОВ
м
youl
smn
yoril
гу

6 АВГУСТА 1945 г., № 187 (9958)

Советская страна с воодушевлением приветствует
решения Берлинской Конферениии Трёх Держав

РИГА :
Слово крестьянства Латвии

РИГА, 5 августа. (Корр, «Правды»). Пе-
ред началом массовой уборки урожая в сто-
липу республики собрались 1.200 делегатов
трудового крестьянства, чтобы обсудить
«вои дела.

(сновной вопрос повестки дня: «Оче-
редные: задачи сельского хозяйства Латвий-
ской СОР». Докладчик — председатель Сов-
наркома Латвийской СОР тов. Лацис подвел
итоги проделанной работе и сказал © кон-
кретных задачах, которые предстоит решить
крестьянству республики, чтобы успешно
справиться с уборкой урожая.

— Уборку нынешнего года, — говорит
тов. Лацие, — мы можем и должны провести
з более сжатый срок и более организованно,
чем в 1944 г.

Делегаты с’езда, выходя на трибуну, де-
лятся опытом строительства своей новой
жизни, критикуют недостатки, мешающие
быстрее ликвидировать последствия окку-
тации, и дают слово уборку ‚и заготовку
ссльскохозяйственных продуктов провести в
хуюткие сроки. Крестьянский с’езд © боль-
их интересом заслушал речи крестьянича
№юцемара Витоле из Валмерского уезда,
третьянина Петра Кегелие из Рижского
уда, председателя волисполкема   Марту
рейгасе из Валкекого уезда, сельского акти-
зиста Мартина Экис из Елгавского уезда.
Веего на с’езде выступили в прениях 42 до-
werana,

На конкретных задачах под’ема сельского
хозяйства республики и проведения уборки
урожая остановился выступавший в пре-
ниях секретарь ЦК КП(б) Латвим Тов. Вали-
берзин. }

В письме Генералиссимусу Советского
Cosa товарищу Сталину и в обращении к
латышекому крестьянству делегаты с’езда
клянутся быстрее залечить раны, нанесен-
ные войной, провести уборку урожая и
енний сев в сжатые сроки.

Председательствующий-—нарком земледе-
зия Латвийской ССР тов. Ванаге предоста-
ляет слово секретарю ЦК №П(6) Латвии
тов. Юрген. Тов. Юрген рассказывает участ-

TAN

никам совещания о Берлинской Конферен-
ции Трех Держав. Его речь неоднократно
прерывается бурными аплодисментами и
возгласами в’честь Красной Армии и Гене-
ралиссимуса Coserexoro Союза товарища
Сталина.

— Решения Берлинской Конференции, —
говорит тов; Юрген, —— имеют всемирно-
историческое значение. Они будут способ-
ствовать созданию справедливого и пречно-
го мира. г

Когда тов. Юрген провозглашает здравицу
в честь великого Сталина, гениального пол-
коволца и мудрого руководителя внешней
политики Советского Союза, все участники
в’езда встают и долго аплодируют в честь
товарища Сталина.

Илукстекий уезд — передовой в Совет-
ской Латвии. Он первый в Прибалтике по-
лучил переходящее Красное Знамя Гоеудар-
ственного Комитета Обороны. Выступает де-
легат этого уезда крестьянин Скрудалинской
волости Зиновий Шушертс.

— Яот всей души, — говорит он, —
приветствую справедливые решения Берлин-
ской Конференции. Знаю, что вместе со мной
эти решения приветствуют все трудящиеся
Советского Союза. ,

Говориг крестьянин Трувенской волости,
Цесского уезда, Ю. Зирнис.

— Немецких оккупантов, — товорит
он,— мы ненавидели, как чуму. Они уни-
чтожали и пожигали все на своем пути. И
поэтому, как только стало возможным, мой
сын Карл Зирние стал воином Красной Ар-
мии. Он бил врага у Кенигеберга, сражался
за Одер, ‘был участником взятия Берлина.
На поле ‘боя его тяжело ранили. Но то дело,
за которое сражалась Красная Армия, вос-
торжествовало. Я, крестьянин Латвии, при-
ветствую решения Берлинской Конференции,
под которыми стоит подпись товарища
(Сталина. Верно сказано в этих решениях:
немцев надо ‘окончательно обезоружить и
взыскать < них возмещение всех нанесен-
ных ими убытков.

ЛИН

Фундамент прочного мира

ТАЛЛИН, 5. (Корр. «Правды»). Трудя-   зал плановик тов. Рейхман, — всегда тя-

щиеся столицы Советской. Эстонии горячо
приветствуют решения Берлинской Конфе-
pom Трех Держав. 4

— ти решения, — заявил на митинге
железнохорожников тов. №росе, — окажут
отромное влияние на судьбу народов. Они
закладывают прочные основы мира и ме-
жлунарохной безопасности. Героизм и мощь
доблестной Красной Apmun,  руководимой
великим Сталиным, помогли человечеству
сбросить самое стралиное ярмо, какое толь-
ко знала история, — ярмо германского фа-
изма. 4

С большим под’емом прошел митинг ра-
бочих и служащих текестальной фабрики
«Марат».

— Угроза германской агрессии, — ска-

ДНЕПРОДЗЕРЖИНСК

Решения, выражающие волю

ДНЕПРОДЗЕРЖИНСК, 5 августа. (Корр.
«Правды»). С исключительным под’емом
прошел на завоще им. Дзержинского митинг,
посвященный историческим решениям Бер-
линской Конференции Трех Великих Дер-
жав. С горячей речью обратился к собрав-
шимся мастер доменной печи № 6 тов.
Филиппов.

сказал он,— отвечают пожеланиям и воле
всех свобохолюбивых народов мира, свиде-
тельствуют о единстве великих демократи-
чеких держав, разгромивших  гитлерон-
скую Германию и теперь закладывающих
прочные основы мира во всем мире.

(Слово берет старший каталь печи № 1
тов. Босенко:

— Берлинская декларация продемонст-
рировала перед всем миром величайшую си-
лу и авторитет Советского Союза. который
вложил в дело разгрома гитлеровской Гер-

готела над эстонским народом. Теперь мы
вздохнем свободно и в свое историческое
будущее посмотрим смело. Берлинская Кон-
ференция приняла решения, которые
не позволят возродиться германскому ми-
литаризму. Мы ‘можем спокойно трудиться
на благо и счастье любимой Родины.

На митинге республиканского профсоюз-
псго актива выступил председатель Цен-
трального совета профессиональных с0ю-
зов Эстонии тов. Иллисон.

— Конференция, — заявил он, — укре-
пила единство трех великих держав. Реше-
ния Конференции — это надежный и проч-
ный фундамент, на котором будет построс-
но здание мира.

всех свободолюбувых народов

мании огромные усилия и понес тяжелые
жертвы. Ныне весь мир признает величай-
шие заслуги Советекого Союза перед чело-
вечеством, перед мировой  пивилизацией.
Фашистская Германия превратила в руины
` южную металлургию нашей страны. Не-
мецкие оккупанты разрушили «Азовсталь».
«Запорожсталь», шахты Кривбасса. нашу
родную Дзержинку. Мы. советские люди, с
удовлетворением прочли в решениях Бер-
линской Конференции, что Германия обяза-
на возместить Советскому Союзу нанесен-
ные ею убытки.

Bee ораторы призывали коллектив заво-
ла трупиться по-стахановски, быстрее за-
лечить раны, нанесенные войной.

Участники митинга приняли ряд кон-
кретных обязательств перед Родиной. Сре-
ди них — обязательство досрочно сдать ‘в
эксплоатацию доменную печь № 7 — тре-
тью печь па заводе.

КУЙБЫШЕВ

Трудовыми успехами закрепить победу!

КУЙБЫШЕВ, 5 августа. (Корр. «Прав-
ды»). На ‘многолюдных митингах и собра-

ниях трудящиеся Куйбышева обсуждают
* решения Конференции Трех Держав.

Стахановец завода им. Фрунзе тов.
Кузьмин заявил на митинге:

— Бесплодными оказались все попытки
пемцев подавить нае своей техникой.
Наша боевая техника и количеством и ка-
чеством оказалась сильнее немецкой.
Теперь военный разгром Германии довер-
шается ее полным разоружением. Над на-
шей Родиной взошло солние великой побе-
ды. Но это не значит, что мы можем
ослабить свои усилия в труде. Мы должны

сделать нашу Родину еще более сильной и

м ——=— POT

богатой. А для этого надо одно: работать!
Жовыми успехами на фронте труда закре-
пим нашу великую военную победу!

Бригадир-стахановец этого же завода.

тов. Надеенский сказал:

— Почти четыре года вел советский
народ Великую Отечественную войну с не-
мецко-фашистскими захватчиками. Побед-
но завершив ее, наше государство стало
еще более крепким и могучим. Неизмеримо
возрос его авторитет` в международных

делах. Вдохновителем и организатором всех.

наших побед является великий Сталин.
Поэтому, прежде всего, к нему мы обра-
шаем сейчас свон мысли, ему выражаем
пашу горячую благодарность.

БАК У
Все силы-на укрепление

могущества Родины

БАКУ, Б августа. (Корр.  «Празды»).
Трудящиеся Баку с глубоким удовлетворе-
вием встретили сообщение о Берлинской
Конференции Трех Доржав. На предприя-
тиях и промыслах прошли многолюдные со-
брания и митинги.

На митинге рабочих. 13-го промысла
треста «Лениннефть» выступил инвалид
Отечественной войны мастер Ага Заман.

— Мы все горячо одобряем решения
Конференции, — сказал он, — и от чи-
стого сердца, говорим нашему родному п
любимому товарищу Сталину спасибо за
сго большие труды по обеспечению  проч-
ного мира и безопасности народов. Герман-
ское нашествие на миролюбивые нации
никогда не должно больше повториться, а
за прошлые свой преступления Германия
должна понести сурозое, но справедливое
возмездие. ,

Тов. Ага Заман закончил свою речь зз-
явлением, что. со своей бригадой он даст
Родине в нынещием году 5.000 тони горю-
чего.

Заведующий промыслом тов. Зорин на-
цемнил в своем выступлении о том, что
бакинцам предстоит сейчас занимать
не менее ответственное и почетное
место, чем ло, что онй занимали во
время войны. Он сообщил, что промысел
уже добыл в нынешнем году 20 тысяч
тонн нефти сверх плана и предложил взять
обязательство — ‘добыть No“ Rona года
еще не менее. 15 тысяч тонн сверх плана.
Собрание горячо поддержало это пред-
ложение. т ;

Хелер вышел из строя. Комбайнер Дми-
трий Юнин с завиетью поглядывал на со-
седнюю клетку, где работал ero «comep-
ник» Константин Гордненко. Вчера между
ними произошла. размолвка. Константин
усомнился в выработке сосеха и явился с
учетчиком, чтобы замерить участок, убран-.
ный Дмитрием. «Извини, такой у меня ха-
рактер, не верю, пока не увижу собствен-
ными тлазами». Учетчица, мерила. а Гор-
хиенко шел сбоку.и считал. Все оказалось
правильным. Юнин и его жена Анна, рабо-
тающая у него штурвальной, убрали за
лень 35 гевтаров.и намолотили 770 цент-
неров зерна. Уходя, сконфуженный Горди-

РЯЗАНЬ
ня енко заявил:
Уничтожить все еы Завтра жду вас в гости и. не за-
будьте красный флажок захватить.
вооружённые силы В колхозе напряженно следят за сорев-
нованием работников двух комбайновых
Германии згрегатов. Победителям вручается перехо-

лящий красный флажок. 3Жена Гордиенко,
РЯЗАНЬ, 5 августа. (Корр, -«Правды»). Надежда’ Ивановна, тоже работает у своего

«боевом:

ником бригадира тракторной бригады.
‘предложенного ему отпуска отказался...

Сообщение `0 `` Берлинской Конференции
Трех Держав воспринято в рязанской де-
ревне ¢ болыним ‘удовлетворением. Ero
слушали по радио тысячи колхозников.
Партийные работники, агитаторы, бесед-
чики направились с газетами в колхозные
бригады и звенья, детально знакомили тру-
жеников села © этим историческим. доку-
ментом. в

— Народ одобряет эти решения, —
заявила в колхозе «Большевик» заведую-
тая молочно-товарной фермой Елизавета
Личинина.—Там ‘правильно залисано: надо
уничтожить все вооруженные силы Герма-
нии, не позволять ей снова завести военную
промышленность; Только так можно создать

справедливый и прочный мир!

В селе’  `Лобрая Слобода, Букринского
района, `` перед’ колхозниками выступил
председатель колхоза «Верный путь» тов.
Ларин. Он сказал:

— Советское ‘правительство, товариих
Сталин ведут правильную политику. Бла-
тодаря этому мы и достигли такого согла-
сия © нашими союзниками. Отчизна нала
сейчас взялась Залечивать раны, которые
нанесла война. Мы должны помочь ей
своим трудом. Быстро уберем урожай, —
а он у нас уродился обильный. Первый
хлеб незамедлительно вывезем на’ загото-
вительные пункты.

СВЕРДЛОВСК

Боевой ответ

уральцев

СВЕРДЛОВСК, 5. (Корр. «Правды»). В
цехах Уралмашзавода, у верхисетских ме-
таллургов, у трубников Первоуральска, на
многих других предприятиях Свердловской
области вчера состоялись многолюдные ми-
тинги и собрания.

— Решения Берлинской Конференции—-

ства великих держав, — сказал на митин-
ге рабочих Первоуральского новотрубного
завода. мастер Вагин. — Мы воочию увиде-

ли, что три великих державы полны реши-
мости созлать ‘прочный мир для всего* че-
ловечества. Мы, советский народ, не жале-
ли своих силодля достижения победы. И
вот лолгожданная победа завоевана. Шо
можно. ли нам почить на лаврах, ослабить
свон трудовые. усилия? Нет и нет! Мы да-
вали много продукции во время вой-
ны, а теперь надо давать еще больше, что-
бы скорее залечить раны, нанесенные вой-
ной, сделать нашу Родину еще сильнее и
богаче, чем прежде!

Призыв к еще более самоотверженному
TPYIY для укрепления военно-экономиче-
сгой моши Родины звучал и в речах дру-
гих ораторов. Этот призыв встретил всеоб-
щее и единодупитое одобрение, вылившее-
ся в новые боевые обязательства ураль-
цев перед’ Родиной, перед товарищем

„  Сталиным.

Всенародное торжество в Риге и Таллине

РИГА, 5 августа. (Корр. «Правды»). В
последние дни столица Латвийской ССР Ри-
та выглядит необычно. В город со всех кон-

Wor республики с’ехались певцы, танцоры,

музыканты. Три тысячи самых искусных
мастеров художественного творчества 10-
слал народ на республиканекую олимпиаду
художественной самодеятельности.

Сегодня — пятая годовщина CO дня
вступления Латвии в братскую семью на-
родов Советского Союза. И эта знаменатель-
ная дата отмечается традиционным празд-
ником латышей — «Днем песни». 30 ты-
еяч рижан собрались сегодня в зеленый

{ Тватр на площади Эспланада.

«День песни» начался с музыкально-ху-
дожественного пролога, составленного за-
служенным деятелем искусств тов. Смиль-
тисом и поэтом тов. Рудзитие. Пролог сим-
волизирует высокую, нерушимую дружбу

! латышекого и русского народов.

Огромный сводный хор в 2.500 человек

1 исполняет песнь в честь великого Сталина,
“  давшего латышекому народу свободу и еча-

стье мирного труда.

Сводный‘ симфонический оркестр испол-
няет поэму «Латвийская земля» компози-
тора Язепа Медынь.

Над площадью звучат старинные латыш-
ские народные песни. Исполняется пееня
«Утро победы», любимая песня латышей
«Вей, ветерок», песнь латышских стрелков.
Певцов сменяют музыканты, музыкан-
тов —— танповальные коллективы.

++

ТАЛЛИН, 5 августа. (ГАСС). Cerorna
трудящиеся Эстонии всенародным торже-
ством отметили пятую годовщину своего
вступления в Союз Советских Социалисти-
ческих Республик. Одновременно праздно-
parca Всесоюзный Сталинский Лень желез-
нодорожника.

Тысячи таллинцев устремились с утра
в городской парк Кадриорг. Здесь, на укра-`
шенном флагами стадионе, собралось на
митинг более 15 ‘тысяч человек.

Митинг открыл председатель Совета На-
родных Комиссаров Эстонской ССР т. Вей-
мер. С краткой речью выступил предееда-

тель Президиума Верховного Совета Эстон-
ской СОР’ т. Варес. Он напомнил о том. как
5 лет назад‘ было принято репение о вету-
плении Эстонии в Советский (0103, открыв-
шее новую эру в истории республики.
Тов. Варес говорит о безграничной радости
эстонского народа, которому Красная Ар-
мия принесла освобождение от немецко-
фаптистского ига. Республика пои помоши
своего старшего брата — русского народа
залечивает тяжелые раны, нанесенные вой-
ной, и вновь живет свободной полнокровной
ЖИЗНЬЮ.

Начальнию Эстонской железной дороги,
тов. Рослак поздравил железноторожников
с вручениви им переходящего Kpacnoro
Знамени НКПС.

Затем выступили секретарь ПЕ ЛЕСМ

хвигался комбайн. «Наверное,

яркое свидетельство укрепления содруже-.

мужа штурвальной. Поэтому в
листке» даже завежен такой отдел: «Чья
семья выйдет победителем». В нем регу-
лярно подводятся итоги дневной выработ-
ки. Утром Дмитрий‘ Петрович сказал жене:
«Сегодня дадим 37`тектаров». И дали бы,
если бы не поломка. На попутной автома-
шине комбайнер уехал в мастерскую, а
жене наказал: «Слели, на сколько кругов
вас Гордиенко обгонит».

Вернулся Юнин через три часа. Не до-
езжая до своего участка, оп в недоумении
остановился — навстречу ему по полю
из другого
колхоза прислали» — ‘мелькнула догадка.
Но тут же увидел 35 штурвалом свою
жену. Рядом с ней стоял незнакомый ему
мужчина в защитном ‘костюме. Когда Юнин
подошел ближе, тот сошел с мостика и по-
спешил навстречу: и

— Леонтий Митрофанович! — восклик-
нул комбайнер. — Какими судьбами?! 0т-
куда? К

— С фронта. И, как видишь, во-время
подоспел. Е

Оказывается, Леонтий Митрофанович
Романченко, демобилизованный из Краеной
Армии солдат, только что вернулся домой.
Хату свою он нашел на замке. Жена очи-
тала зерно для отправки на элеватор, со-
седей тоже не было дома. Солдата потянуло
в поле. Он шел по узкой тропинке и, заме-
тив застывший комбайн, подошел к нему,
внимательно осмотрел, ‘сказал:

— А ну-ка попробуем!

До войны Романченко много лет рабо-
тал комбайнером ‘и трактористом. Опыт его
сейчас пригодился. Спустя час агрегат
тронулея в ПУТЬ.

` ские, азовские колхозники

— Спасибо, хорошо номог! — горячо

благодарил комбайнер. фронтовика.

В этот же день он был назначен помощ-
От

Восемнадцать днейси ночей продолжает-

ся наступление на фронте уборки. Погода
стоит капризная. Частые дожди мешают
косовице, скирдованию;, обмолоту. Но кол-
хозники научились работать в любых усло-
виях. Акулина Льяченковьа и Екатерина
Бибина первыми взяли в руки косы. По их
гризыву была создана бригала косарей. Ни
одной погожей минуты не теряли даром.
‘Сейчас в колхозе остались пе скошенными
только 93 гектара из
площади в 1.408 гектаров.

общей уборочной

Агрегаты Константина ‘Гордиенко и

Диитрия’Юнина убрали по 450 гектаров
каждый.

На второй день уборки колхоз приступил
к выполнению своей первой заповеди — к

хлебопоставкам. Зерно из-под комбайна шло

на сортировку, з затем на элеватор: Транс-
портировка его производилась на aBTOMa+

шинах, на волах и коровах.

* *

Давно в колхозном клубе не было так
многолюдно. Поздно вечером сюда собрались
все члены колхоза. Нарочный из районного
центра гор. Азова привез обращение кубан-
ских хлеборобов ко всем труженикам социа-
листического земледелия и обязательства
колхозников и колхозниц Ростовской обла-
сти. Покз молодежь танцовала под баян,
старики, собравшись в отдельной комнате,

держали совет, как дучите организовать об-

молот и хлебосдачу и завоевать первенство
во Всесоюзном социалистическом соревнова-
нии за досрочное выполнение, плана хлебэ-
заготовок. Молодой кавалерист с перевязан-

‘ной рукой и орденом Красного. Знамени на

груди, обращаясь к старикам, сказал:

— В бою мы не ‘уступали кубанцам. Не
к лицу нам отставать и на мирном фронте.
Поручите мне возглавить’ “транспортную
бригаду. т

Равняться по кубанцам стало традицион-
ным в станицах Дона. Еще до войны из
станицы Крымской раздался призыв собрать
по 100 пудов зерна с гектара. Kane ator
‘был услышан на Дону. Сальские, целин-
ответили: «Не
уступим!» И добились своего. Десятки
сельхозартелей, целые ‘районы собрали
тогда стопудовые урожай. Стопудовым уро-
жаем славилась и сельхозартель «Завет
Ильича». Ло былой славы теперь остался
короткий путь. Звенья Надежды Лаврине-
вой, Анны Волковой уже собрали по 100—
110 пудов, а довоенная посевная площаль
уже превышена на 180 тектаров. Во всём
этом большая заслуга Азовской ордена

‚демонстрацию

Е

Хлеб государству. Обоз с хлебом колхоза «Первая пятилетка», Батайского района, Ростовской области.
Фото И. Дынина. (ТАСС).

Жлеб пошел

Ленина МТС, коллектив которой прежде
всего заботится о высокой культуре поле-
вых работ. 3

Колхозное собрание вылилось в яркую
советского патриотизма. У
всех одно стремление: как можно быстрее
сдать хлеб государству. Председатель сель-
хозартели Михаил Евдокимович Малик co-
общил обязательства колхозников области п
заявил:

— Восовицу мы закончим через два дня.
Теперь все силы и средетва надо бросить на
обмолот и вывоз хлеба на пункты Заготзер-
на. В июле годовой план дачи хлеба мы
выполнили на 25 проц., но ‘этого мало. У
нас есть все возможности полностью 3a-
кончить хлебопоставки к 10 сентября. °

Тут же он сообщил собранию разрабо-
танные правлением мероприятия по вы-
‘полнению обязательств во Всесоюзном со-
циалистическом соревновании. В них учте-
ны все имеющиеся резервы. Решено орга-
низовать круглосуточную очистку зерна.
Звеньевая Анна Волкова в своем выступ-
лении. сказала:

— Мы ло этого очищали по. 200 nent
неров, даем слово очищать не менее
250 центнеров.— Её поддержали другие
звеньевые, занятые на очистке зерна.

Усиливается молотьба. Две молотилки
будут работать круглые сутки с таким
расчетом, чтобы эту работу закончить
к 15 августа. Но; чтобы сдавать в сутки
по 200 центнеров хлеба, нужно пополнить
транспортную бригаду. Выход был вкайден.
Матвей Андреевич Сибель. сказал:

— Мы с Леонтием Илларионовичем Гу-
ренко на своих коровах вывезли 74 цент-
нера. Ставя свою подпись под обращением
ко всем колхозникам Советского Союза с
призывом о досрочном выполнении плана
хлебозаготовок, обязуемся. „вывезти еще
100 центнеров. т мази

По их примеру десять колхозниц допол-
нительно из’явили свое согласие возить
зерно на элеватор на свонх коровах.

`Собрание приняло на себя следующее
обязательство:

Закончить обмолот всего хлеба, скошен- .
ного простыми машинами и вручную, кв
15 августа. План хлебопоставок выполнить
к 10 сентября. Это обязательство каждый
член колхоза скоепил своей подписью.

После собрания расходились не по до-
мам, а по бригадам. Векоре обоз из 20 под-
род, груженный отборным зерном, напра-
вилеся по дороге на элеватор.

Я. КРИВЕНОК.
(Корр. «Правды»).
Колхоз «Завет Ильича».
Село Пешково, Азовского р-на,
Ростовской области.

Выдающийся химик и металлурт

Выдающемуся химику и металлургу, на-
учному исследователю, педагогу, и попу-
лярному общественному деятелю, академи-
ку Александру Александровичу Байкову
исполнилось 75 лет. Более полувека он.от-
дал научной работе и подготовке кадров.
Великая Октябрьская социалистическая
революция привела нашу Родину к. неви-
данному  под’ему производительных сил,
экономической мощи и расцвету культу-
ры. На всем протяжении этой исторической
эпохи А. А. Байков принимал активное
участие в бурно’ развертывавшемея строи-
тельстве, в бозидательном труде советского
народа. Он участвовал в под’еме советской
металлургии, в развитии нашей науки и
техники, внес‘ большой вклад в дело под-
готовки инженеров и химиков.

Во’ время “Отечественной войны А. A.
Байков сделай многое для повышения 00о-
роноспособноети Родины, в частности
Ленинграда, показывая овошм личным тру-
дом и выступлениями в печати пример вы-
сокого тражданекого мужества, стойкости
и непримиримой борьбы с фапгизмом. A. A.
Байков принимал участие в Комисеши Ака-
демии наук по мобилизации ресурсов Ура-
ла на нужды обороны, выезжал на заводы,
давал консультации и руководил научно-
исследовательскими работами. В.1942 году
он был ‘избран вице-президентом‘ академии
‚и назначен председателем Совета научно-
технической экспертизы Госплана СССР,
гле также проводит работу по укдепленито
обороноспособности, восстановлению народ-
ного хозяйства и разработке перспектив
дальнейшего TOK ema промышленности и
культуры нашей страны.

A. А. Байков родился в 1870 т. в городе
Фатеже, Курской губернии, в семье адво-
ката. Ещев дететве он увлекся химпей. В
1889 году поступил в Петербуртекий уни-
верситет на Ффизико-математический фз-
культет, де слушал лекции Д. И. Менде-
леева, многое перенял у него, посещал его’ на
дому, когда великий химик покинул уни-
верситет в знак протеста против реакциюл-

Эстонии. Герой Советского Союза Арнольд   ото поступка министра народного про-

Мери и начальник политотдела Эстонского

гвардейского Таллинекого корпуса ние

ник Пуста.

Под бурные аплодисменты присутствую-
щие приняли ‘приветотвенную“ телеграмму
товарищу Сталину. ^

свещения Делянова. По окончании универ-
ситета Байков был назначен ассистентом
проф. Д. П. Коновалова (позднее — ажаде-
мика). В 1899. г. он был команхирован 3a
траницу ‘для научной работы; там он рабо-

‚и производственных условиях,

тал в лаборатории известного физика —
химика Ле-Шателье в Париже. & также в
лаборалории: ‘кристаллографии и минерало-
тии Г. Н. Вырубова.

С начала своей деятельности А. А. Бай-
ков заинтересовалея теорией металлургиче-
ских процессов, особенно: химией металлов
и строительных материалов В 1903 г. он
был избран  экстраординарным, а в
1908 г. — ординарным профессором Петер-
бургского подитехнического ‹ института по
кафедре металлургии и технической химии,
Здесь он организовал одну. из первых в на-
шей стране лабораторию ‘по металтографии,
.в Которой наряду с учебной велась и боль-
шая научно-исследовательская работа.

Преподавательскую работу А. А. Байков
вел в ряде высших школ. На протяжении
поеледней четверти века он был неотно-
кратно делегирован за границу для участия
в международных конгрессах и с научными
целями. В 1928 г. его избрали членом-кор-
респондентом, а в 1932 г. — лействитель-
ным членом Академии наук СССР.

А. А. Байкову принадлежит свыше 40 на-
учных работ. Многие из. них являются фун-
даментальными исследованиями, проложив-
шими новые нути в теории металлургиче-
ских процессов, особенно в области химии
черных и цветных металлов, а также це-
ментов и других строительных материалов.
К числу выдающихся работ А. А. Байкова
относятся исследования процессов медепла-
вильного производства, изучение сплавов
железа с углеродом, меди с железом, ©
сурьмой, с серой, исследования процесса
кристаллизации и структуры сталей, изу-
чение высококачественных и нержавеющих
сталей.

Им произведены пеннейшие теоретиче-
ские исследования процессов схватывания,
затвердевания и структуры  портланд-це-
мента и гидравлических цементов, процес-
сов разрушения цементов в ‘естественных
исследова-
НИЯ ‘Кзустического магнезита, физико-хи-
мическое ‘изучение производства огнеупоров
и др. Ряд научных работ был посвящен
теоретическим вопросам химии: диссоциа-
пии химических соединений, контактным
явлениям в пламени под влиянием твердых
тел, восстановлению и окислению металлов.

В своей научно-исследовательской  дея-
тельности А. А. Байков явился продолжа-

телем дела своих великих учителей —
Д. И. Менделеева и Ле-Шателье; наряду е
чисто теоретическими вопросами его всег-
да интересовали вопросы практики, техни-
ки. Особенно широкие размеры приняла,
практическая деятельность А. А. Байкова
после Великой Октябрьской социалистиче-
ской революции. Строительство гигантеко-
го Магнитогорского завола на Урале, Шала-
хинекий водопровод в Баку, проблема из-
пользования керченских фосфористых же-
лезпых руд, опыты по термической обработ-
ке рельсов, проблема нержавеющих сталей
для постройки Дворца Советов в Москве и
многие другие работы большого  государ-
ственного значения привлекали и продол-
жзют привлекать к себе его внимание.

В качестве примера его отношения к ост»
рым запросам народного хозяйства интерес-
но вспомнить следующий случай. Около 20
лет назад в Баку подпочвенные воды на-
столько сильно разрушили водопроводную
сеть, что городу угрожала, опасность остать-,
ся без воды. По просьбе Вакинского горсо-
вета А. А. Байков приехал в Баку, прервав
срот0. текущую работу, и лично обследовал
с фонарем в руках, по колено в. воде не-
сколько десятков. километров трубопрово-
да, установил причины коррозии и предло-
жил способы ее предотвращения.

Следует отметить характерную черту
А. А. Байкова —= до тончайших деталей‘
продумывать каждый научный вопрос и
составлять 0 нем собственное, очень часто
совершенно оригинальное суждение.

Слушатели и ученики А. А. Байкова с
восхищением вспоминают его содержатель-
‘ные, блестящие лекции.

Трудящиеся Советского Союза высоко
ценят деятельность А. А. Байкова в качс-
стве ‘депутата Ленинградского Совета рята
созывов и депутата Верховного Совета
СССР. В 1945 г. А. А. Байков был удосто-
ен звания Героя Социалистического Тру-
да. А. А. Байков — лауреат Сталинской
премии, почетный член Всесоюзного хими-
ческого общества им. Д. И. Менделеева.

В день славного 75-летия А. А. Байкова
советская общественность шлет ему горячие
пожелания многих лет здоровья, сил и твор-
ческих успехов на благо нашей Родины.

Г. УРАЗОВ, С. ВОЛЬФКОВИЧ.
Члены-корреспонденты
Академии наук СССР.