Ни
htt
MQ.

M0~
et

М
Че
{ук

На,
бе!
CK0«

(enn
кой

ran
гда
гот-
A0-
Ок
0B
А
У

ух, п
цу,
) Ha
сей:
HATS
MIMO
и Ко.
бы
BHOT!

AHI)

awl
ия п
Зи

Best!
хде»
gaat
}Ы [№
mst
pen

yoo
оз
oan
ору
ВЫП
‚бы

ад

ИЕ
‚о
font!
ppest!
rt
pou
a

ut
[ 150
МЫ
сте
во“

Hh,

rit
psi?

3 АВГУСТА

LTP

1945 r., 13 138 (9958)

А т

Часы Оля

Совотокая часовая промьииленность ‘при
ступила к выполнению большого задания
правительства по выпуску часов для наее-
ления. Дело идет не о простом восетановле-
нии довоенного производства. Заводы
должчы начать изготовление часов  —
в первую очерель ручных и карманных —
новых, улучшенных образцов, повышенно-
го качества. Для этого надо будет по-
строить и новые претприятия.

Еще до окончания войны Государствен-
ный Комитет Обороны принял решение о
развертывании часовой промышленности и
утвердил новые образцы часов для массового
выпуска.

В бухущем году должно быть выпущено
400 тыс. штук часов, из них — три чет-
верти новых марок. Приступая к изготов-
лению новых часов высокого качества,
изящно отделанных, красиво оформленных,
легких по весу и небольших по величине,
работники заводов держат серьезнейший
экзамен.

Часовое производство в нашей стране
принадлежит к наиболее молодым отраслям
промышленности. Оно развилось только при
советокой власти. Правда, в России еще в
ХУШ веке были талантливые часовых дел
мастера, они изготовляли часы, отличав-
шиеся чудесной художественной отделкой,
тонкостью работы. „Образцы часов, выто-
ченных Кулибиным, Волосковым и др., сей-
4% можно видеть в Ленинградском Эрми-
таже. Однако в дореволюционной России
часовое производство сколько-нибудь за-
метного развития не получило.

В 1929—30 гг. в Москве были построе-
ны 1-й и 2-Й часовые заводы, Позднее был
сооружен Пензенский завод. Вее эти пред-
приятия были оденащены первоклассным
оборудованием. Они выпускали карманные,
ручные, настольные и стенные часы и бу-
ДИЛЬНИК.

В начале Отечественной войны часовая
проиышленность перестроилась на выпол-
нение оборонных заказов. Она выпускала в
военное время до 40 типов часов, при-
боров и механизмов для самолетов, танков,
артиллерии, Военно-Морского Флота.

Теперь начинается новый этап развития
часовой промышленности.

Цензенскому заводу поручен выпуск но-
зых дамеких ручных часов типа «ЗИФ»,
которых присваивается марка «Звезда».
На 1-м Московском и Пензенском заводах
тотовится производство мужоких ручных
часов марки «Победа». Эти часы по своему
качеству и внешнему оформлению не усту-
пят лучшим заграничным образцам. На 2-м
Московском заволе и в Челябинске органи -
зуется производство новых типов карман-
ных часов марки «Салют» и «Молния».
Часы будут иметь красивые стрелки и ци-
ферблат. По размеру они значительно мень-
ше и легче выпускаемых сейчас.

Все часы этих типов будут иметь новые
зюханизмы, В связи с этим на заводах про-

STE TTS иж СЕКРЕТ ГРЕЯ

населения

водится крупная перестройка производства.

Для обеспечения часовых заводов спе-
циальным инструментом в нынешнем го-
ду должен быть оборудовач отдельный ин-
струментальный зазод.

Рост часового производства’ предполагает
строительство новых предприятий. В буду-
щам году должно закончиться строитель-
этво Челябинского часового завода. Сейчаз
ведется строительство часовых заводов в
Ереване и в Сердобске.

Часовым заводам нужно много оборудо-
вания.  Наркомминвооружения о © этой
целью организует собственную <станкострои-
тельную базу. Всего для часовой промыш-
ленности будут выпускаться специальные
зтанки 90 типов. Их производство на за-
зодах налиего наркомата было начато еще
в 1943 году. В прошлом году бымю освосно
23 типа станков. Сейчас осваивается еще
22 типа, в том числе сложные автоматы,
полуавтоматы, специальные станки для
анкерной вилки и баланса.

Советские чавы должны быть отличного
качества. Это—главное требование к работ-
никам чаеовой промышленности. Надо обес-
печить высокую культуру производетва в
цехах, тщательность сборки механизмов.

Но качество часов завигит и от тех ма
териалов, которые поставляют часовым за-
водам разтичные предприятия. В прошлом
было немало случаев, когда черная и цвет-
вая металлургия поставляла материалы,
не отвечающие условиям точного произ-
водства. Из-за плохого качества ленты для
заводных пружин получалея значитель-
ный отсев пружин на часовых заводах,
были случаи возврата часов потробителя-
ии. Наркомцветмет в своз время прекратил
производетво спепиальной часовой латуни.
Из-за этого мы были вынуждены приме-
нять низкого качества силавы. Наркомхим-
пром снабжал часовые заводы бесцветным
корунлом от 1-го до 5-го сортов, тогда как
требовалея рубин 1-го и 2-го сортов.

Правительство обязало поставщиков
обеспечить часовую промышленность всеми
цеобходимыми материалами высокого каче-
ства.

Предприятия Наркомчермета обязаны
дать высококачественную пружинную сталь.
В этом году должен быть построен и вве-
ден в действие цех тончайших пружин из
сплющенной ленты. Наркомцветмет восста-
навливает производство специального спла-
за, а Нужомат химической промышленню-
сти увеличивает производство синтетиче-
ского рубина и сапфира.

Увеличение выпуска часов отвечает ин-
тересам широких масс трудящихся напей
страны. Работники часовой промышленно-
CTH должны полностью и в срок выполнить
почетное задание — освоить массовое про-
изводетво часов новых образцов.

А. КОЗЛОВ.

- Заместитель наркома
минометного вооружения.

Помощь инвалидам Отечественной войны

КРАСНОЯРСК, 7. (Корр. «Правлы»). Го-
сударственные и общественные организа-
ции оказывают большую помощь инвалидам
Отечественной войны. `В Красноярском
Арае израсходовано больше двух миллионов

рублей на приобретение ‘для них путевок “в
дома отдыха и санатории, выдано 240.тысяч
рублей ссуды на покупку скота. Через крае-

вой отдел социального обеспечения в
прошлом году они получили в подарок
112 тысяч различных вещей, в этом году —
больше 50 тысяч. В текущем году инвали-
дам Отечественной войны вспахано 3.242
гектара ‘земли ‘под ‘огороды, `отремонтиро-
ваны многие сотни квартир, доставлено
больше 18 тысяч тонн топлива.

Пароходное сообщение Николаев—Херсон-— Каховка

НИКОЛАЕВ, 7. (Корр. «Правды»). От-
крылось пароходное сообщение Николаев—
Херсон--—Каховка. Уже несколько дней кур-
сируют комфортабельные пароходы «Дми-
трий Донской» и «Минин и Пожарский».
К услугам пассажиров — прекрасные каю-

ты, обставленные мягкой мебелью, буфеты,
багажные камеры. Речное сообщение по
Днепру и Бугу связывает: областные центры
Николаев и Херсон с рядом пригородных
сел.

Первый номер журнала «Шахматы. в CCCP»

Вышел первый номер журнала «Шахматы
в СССР». Возобновление прерванного во
время войны издания этого журнала совпа-
Дает с его двадцатилетием.

Журнал содержит статьи, освещающие
Развитие советского шахматного искусства
г годы Отечественной войны. В информации
мастера Алаторцева сообщается о шефской
работе шахматистов в воинских частях и
госпиталях. Только над госпиталями Мо-
сквы шефствует свыше 100 сильнейших

шахматистов, в том числе гроссмейстеры
Ботвинник, Смыслов, Флор и Лилиенталь.

В журнале помещены этюды чемпиона
СССР Ботвинника и покойного мастера Гри-
горьева. В отделе «За рубежом» рассказы-
вается о турнирах и матчах на первенство
Соединенных Штатов Америки за послед-
ние годы. В 1944 году победителем чемпио-
ната США (без участия Решевского и Кэж-
дэна) оказался Денкер. Он опередил на
очко Файна, вывграв у него партию.

Журнал содержит также отделы шахмат-
ных и шашечных партий и произведений
композиторов — шахматистов и шашистов.

=

инской сцены.

Plu ene Plea ЕЕ ee

От’езд английской
профсоюзной делегации

Вчера, 7 августа, выехала на родину
гостившая в СССР делегация профсоюза
рабочих железоделательной и сталелитей-
ной промышленности Азвглии. Делегация
прибыла по приглашению ЦК профсоюза
рабочих чёрной металлургии СССР, посе-
тила крупные предприятия, школы, дет-
ские сады, культурно-бытовые учреждения
Москвы, Магнитогорска, Запорожья.

Английские гости находились в СССР
свыше 3 недель, ознакомились со структу-
рой советских профсоюзов, с работой завод-
ских и цеховых комитетов Магнитогорского
металлургического комбината, завода «Серп
и молот» и других предприятий.

Члены делегапии перед от’ездом заявили.
что тесное сотрудничество профсоюзов
СССР и Англии укрепит достигнутый в
результате тяжёлых жертв мир и сделает

ПРАВ

прочным союз миролюбивых народов.

На аэродроме делегацию провожали
председатель ЦК профсоюза рабочих чёрной
металлургии тов. Евстратов, председатель
завкома завода «Серп и молот» тов. Поно-
марев. заведующий международным отде-
лом ВЦСПС тов. Кузнецов, ответственные
работники ВЦСПС. (ТАСС).

Делегация итальянских

профсоюзов в Ленинграде

ЛЕНИНГРАД, 7 августа (ТАСС). Сего-
дня из Москвы сюда прибыла делегация
итальянских профсоюзов. Делегацию воз-
главляет генеральный секретарь Всеобщей
конфедерации труда Италии Джузеппе ди
Витторио.

На Московском вокзале делегацию встре-
чали секретарь горкома ВКП(б) тов. Г. Ф.
Бадаев, секретарь исполкома Ленинград-
ского городского Совета депутатов трудя-
щихся тов. А. А, Бубнов, уполномоченный
ВЦСПС по Ленинграду и области тов. А. А.
Боробъев, представители общественных и
профсоюзных организаций города.

Днем гости в сопровождении замести-
теля главного архитектора города тов. Нау-
мова совершили поездку по Ленинграду,
знакомились с его достопримечательностя-
ми и историческими памятниками.

Вечером делегация посетила ‘выставку
«Героическая оборона Ленинграда». Более
двух часов делегаты с большим интересом
осматривали залы и стенды выставки. `По-
кидая ее, они оставили в книге для гостей
запись, выражающую восхищение героиче-
ской борьбой и трудовыми усилиями ленин-
градцев,

Возглавляющий делегацию секретарь Все-
общей конфедерации труда Италии Джу-
зеппе ди Витторио, поделился своими. впе-
чатлениями о первом дне пребывания в
Ленинграде.

— Мы много слышали и знали о вашем
великом городе, о мужестве и патриотизме
его граждан. Но то, что мы видели в пер-
вый день после нашего приезда, наполнило
цаши сердца большим восхищением и ра-
достью. Мы видим, как сумели сохранить
ленинградцы свой город. Нас поражает и
то, с каким размахом идут восстановление
и реконструкция города, который совсем
недавно был на переднем ‘крае фронта.

За время нашего пребывания в Ленин-
граде. мы постараемся как можно лучше и
подробнее узнать, как идёт это восстановле-
ние, как трудятся ленинградцы, с тем, что-
бы перенять их великий опыт, у

—Oo—

Начались гастроли Харьковского
драматического. театра
имени Шевченко .

Вчера в помещении филиала МХАТ на-
чались гастроли Харьковского украинского
государственного драматического театра
имени Шевченко. Шевченковцы ‘показали
пьесу одного из основополежников украин-
ского народного театра М. Кропивницкого
«Дай сердцу волю — заведет в.неволю» в
постановке народного артиста СССР
М. Крушельницкого.

В пьесе широко использован украинский
фольклор— мелодичные народные песни, сва-
дебный обряд. * ]

В главных ролях выступали: народный
артист СССР М. Крушельницкий (Иван Не-
покрытый), народный артист УССР и Узбек-
ской ССР А. Сердюк (Никита Гальчук), за-
служенная артистка УССР С. Федорцева

(Маруся), В. Стеценко (Семен Мельничен-

ко), О. Валуева (Одарка) и другие.
Москвичи тепло приняли мастеров укра-

д А
РОВ it tee eee

ee SE Sa et ee CP Se ET ee ey

PRES TITLE ae
- ——_—_—ы——

На сезде Народного фронта’ Югославии   Отклики в Румынии на решение

БЕЛГРАД, 6 августа. (ТАСС). В первый
день работы с’езда Народного фронта Юго-
славии, после речи председателя Народной
скупщины Сербии профессора Синиша Стан-
ковича и выборов президиума с‘езда слово
было предоставлено предсгавителям -орга-
низаций Народного фронта всех федераль-
ных единиц. Первым выступил председа-
тель  Народно-освоболительного фронта
Хорватии Крстулович, который приветство-
вал с’езд. Свое выступление он посвятил
тем жертвам, которые принес в националь-
по-освободительной борьбе как. хорватский
народ, так и сербское население Хорватии.
Упомянув

о злодействах, . совершенных
оккупантами при содейстзии Павелича и
усташей, Крстулович сказал, что за все

пережитые страдания, за все преступления
большую часть ответственности несут Ма-
чек м его клика.

От имени‘ словенского ‘народа’ ` 6’езд
приветствовал Иосиф Видмар. Милош Pa-
шович передал с’езду приветствие от На-
родного фронта Черногорин.

Ютославский министр финансов Сретен
Жуйович в своей речи отметил прежде все-
го роль Народного фронта в ходе второй
мировой войны. Сейчас всем ясно, сказал
он, какие огромные усилия и большие ли-
щения предстоит перенести нашему народу
аля восстановления страны. Именно с этой
точки зрения единый Народный фронт
Югославии представляет ту силу, которая
будет способна в будущем провести в
жизнь намечаемую программу возрождения
родины. В заключение Сретен Жуйович
выразил - признательность народов Югосла-
вии Советскому Союзу.

Председатель Народного фронта Маке-
донии Димитр Влахов заявил, что в Народ-
ном фронте об’единились все прогрессив-
ные элементы македонского народа и что
сейчас не существует в мире силы, которая
могла бы отделить братьзв-македонцев от
семьи югославских народов,

Последним выступил председатель На-
родного фронта Боснии и Герцеговины
Кришманович, рассказавший о муках насе-
ления Боснии и Герцеговины во время не-
мецкой оккупации и о жертвах народа в
борьбе за свое освобождение.

На вчерашнем заседании с’езда Народ-
ного фронта Югославни выступил с речью
маршал Тито. Передав привет представи-
телям Словении, Хорватии, Боснии и Гер-
цеговины, Сербии, Македонии и Черного-
рии, собравшимся на с‘езд, Тито сказал:

«Сегодня здесь нашло свое выражение
то, к чему стремились все мы в нашей
борьбе, а именно—духовное единство всех
народов Югославии. Здесь в полной мере
выражено стремление известных и неиз-
вестных героев нашей страны, всех, кто
погиб на поле брани и кто остался в живых,
чтобы наши народы были об’единены в’ но-
вой, более счастливой, чем довоенная, Юго-
славии». .

«Всем известно, — продолжал Тито, —
что Народный фронт Югославии об’единил
в своих рядах всех граждан, воодушевлен-
ных идеей свободы, демократни и равно-
правия. В рамках этого фронта находятся
и представители нашей славной армии, ко-
торую я имею честь представлять. Наша
армия, таким, образом, не находится вне
этого фронта. Это — армия наших народ-
ных масс, и отличается от народа она толь-

ко. тем, что’ представители: её носят форму:

и имеют оружие. И эта армия едина в сво-
их стремлениях и воодушевлена теми же
идеями, которые находят свое отражение в
этом грандиозном с’езде. Это одна из
существенных ‹особенностей. нащего об’еди-
ненного фронта...

Сюда; на этот с’езд. прибыли предста-
вители уже сформировавшихся Народных
фронтов отдельных федеральных единиц. Мы
пришли сюда, чтобы теперь, когда созданы
все условия, взяться за’ осуществление ве-
ликой задачи — восстановление нашей
страны и сохранение наших достижений, на-
шей демократической федеративной Юго:
славии. Мысль, которую я высказываю
здесь, не нова. Вы сами много раз выра-
жали её, и я только хочу лишний раз под-
черкнуть то, что вы чувствуете».

В заключение Тито напомнил, что нико-
гда не надо забывать, что представляет
собой дух Народного фронта, дух, который
нашел свое выражение в программе фрон
та и наполнял энергией сердца югославских
бойцов < 1941 года до наших дней, «Этот

дух должен проникнуть в каждый дом, в
каждое село и город и подавить дух, враж-
дебный стране, враждебный единству и де-
мократии. Наш фронт, как я уже ска-
зал, — это боевой фронт, и чем более он
будет боевым и активным, тем быстрее бу-
дет итти строительство нашей родины, тем
скорее осуществятся наши желания, кото-
рые, как мне кажется, являются стремле-
ниями народа. Это в нашей работе должно
быть основным».

БЕЛГРАД, 6 августа. (ТАСС). Вчера на
нем заседании !:с’езда Народного фрон-
та Югославии с большим докладом о меж-
дународном и внутриполитическом положе-
нин и задачах Народного фронта Югосла-
вии выступил заместитель премьер-минист-
ра Югославии Эдвард Кардель.

Докладчик ‘подробно осветил историю
возникновения и развития Народно-осво-
бодительного фронта в отдельных феде-
ральных единицах Югославии и отметил,
что эта организация возникла и развилась
как, общенародное и освободительное дви-
жение. Внутреннее единство было решаю-
щей силой движения, источником его непо-
бедимости. Народный фронт явился выра-
зителем стремлений основных народных
масс и создался именно на этих основах.

Кардель отверг мнение, что единство На-
родного. фронта несовместимо с существо-
ванием в нем отдельных партий. Существо-
вание отдельных партий в составе фронта,
заявил он, не мешает укреплению его един-
ства, если эти партии активно борются за
проведение общей линии фронта. Необхо-
димо, чтобы члены всех ‘партий, входящих
в Народный фронт, были одновременно и
членами организаций Народного фронта.

Далее Кардель отметил, что Югославия

вышла из этой войны, упрочив свое между-
народное положение и завоевав большие
симпатии во всем мире своей упорной и по-
следовательной борьбой против оккупантов
и их пособников. О нынешних отношениях
Югославии с Советским Союзом, пролол-
жал Кардель, мало сказать, что они дру-
жественные и союзные. Возникшее с пер-
вых дней войны братство по оружию ме-
жду Югославией и Советским Союзом за-
креплено совместно пролитой кровью, жерт-
вами славной Красной Армии, принесенны-
ми в борьбе за освобождение нашей стра-
пы. Договор о дружбе, взаимной помощи и
гослевоенном сотрудничестве, заключенный
между Югославией и Советским Союзом,
свидетельствует о том, что Советский Союз
и в дальнейшем будет прочной опорой на-
шей‘ свободы и нашего прогресса. (Делега-
ты, стоя, устраивают бурную овацию в
честь Советского Союза, Красной Армии и
Генералиссимуса Сталина).
- Далее Кардель подчеркнул, что в брат-
стве со славянскими народами Югославия
видит гарантию мира, независимости и сво-
его экономического процветания. Кардель
особо отметил прочность связей с Болга-
рией и Албанией.

Докладчик указал, что укрепление союза
великих демократических держав, решения
Берлинской Конференции — всё это на-
несло жестокий удар по расчетам и надеж-
дам реакции и остатков фашизма внутри
самой Югославии.

В заключение Кардель остановился на за-
дачах Народного фронта. Народный
фронт, сказал он, должен ‘стать глав-
ной движущей силой внутреннего’ развития
‘демократической Югославии. Необходимо
укреплять и всемерно активизировать дея-
тельность низовых организаций Народного
фронта. Надо поднимать сознание народа,
просвещать и всесторонне развивать его.

Кардель указал, что’ некоторые ‘реакцион-
ные группы хотели бы сейчас вступить в
Народный фронт и использовать накоплен-
ный им’в героической борьбе против окку-
пантов капитал. Если бы они действительно
искренне хотели участвовать в разрешении
крупных задач настоящего времени, сказал
докладчик, то мы не имели бы ничего про-
тив их вступления. Но они хотят вступить
в Народный фронт, чтобы парализовать его,
‘чтобы им легче было бороться против за-
воеваний народно-освободительной борьбы.

По докладу Карделя высказалось около
тридцати делегатов с’езда.

С ’езд единодушно одобрил доклад Кар-
деля.

С’езд послал приветствие открывшемуся
в Тиране с’езду Народного фронта Албании.

С’езд Национального фронта Албании

БЕЛГРАД, 7 августа. (ТАСС). В Тиране
5 августа в помещении театра «Кисиво» от-
крылся с’езд Национального фронта Албз-
нии. В работах с’езда, открытого речью д-ра

Нишани, принимают участие 500 делегатов.

С приветственной речью выступил глава
правительства  генерал-полковник Энвер-
Ходжа.

Советского правительства
восстановить дипломатические
отношения с Румынией

БУХАРЕСТ, 7 августа. {ГАСС). Сообщез
ние о: решении Советского правительства
восстановить дипломатические отношения с
Румынией было передано румынским радио
как особо важное известие, о котором слу-
шатели были предупреждены за полчаса. Это
сообщение было встречено с большим удоз-
летворением во всех политических кругах,
как свидетельство дальнейшего улучшения
международного положения Румынии. _.

БУХАРЕСТ, 7 августа. (ТАСС). Все газ
зеты сегодня вышли под огромными заго-
ловками: «Советский Союз решил восстано-
зить дипломатические отношения с нашей
страной», «Восстановление румыно-совет-
ских дипломатических отношений». Все га-
зеты поместили на первой странице портре-
ты короля Михая ‘и  Генералиссимуса
Сталина. {

В передовой статье, озаглавленной «По
дороге мира», газета «Тимпул» пишет: «Ру-
мынский народ принял решение Советского
правительства с чувством облегчения и глу-
бокой признательности к державам, совмез
стно с которыми он вновь находился с. оруч
жием в руках после 23 августа 1944 года;
Быстрое осуществление потсдамских реше-
ний представляет собой новый акт нашего
великого соседа и союзника--СССР. Огром*
ное значение этого акта в развитии румыно-
советской дружбы еще проявится в буду-
щем. Весь народ разделяет с глубоким чув-
ством успех нашего правительства и обра-
щает свою первую мысль к Генералиссимуз
су Сталину, защитнику всех свободолюби-
вых стран, и к королю свободной Румынии,
чей мужественный акт вырвал страну из-под
германского ига. На бысгроту, с которой
осуществляется решение Потсдамской кон-
ференции, румынский народ ответит еще бо-
лее твердой решимостью выполнить обяза+
тельства, взятые им перед союзниками. Вос-.
становление дипломатических отношений от=
крывает для нашей страны эру мира и со-
лидарности, которых Советский Союз не

намеревался лишать нас ни на минуту».

В передовой статье «События огромной`
важности» газета «Журналул» пишет, что
румынский народ признателен СССР за
справедливую оценку усилий, прилагаемых
Румынией для того, чтобы включиться в
семью Об’единенных наций. Румыния сделает
всё, что в её силах, для укрепления дипло-
матических и дружественных связей со сво-
им великим соседом».

В передовой статье, озаглавленной «б ав-
густа — исторический день в жизни румын-
ского народа», газета «Скынтейя» пишет:
«Честь, оказанная нам Советским Союзом,
давшим нам за последнее время столько
неоценимых доказательств: дружбы, имеег
столь ободряющее значение для нашей
страны, что мы никогда не сумеем его отбла-
годарить. Это событие открывает широкие
перспективы для нашей страны. Румынский
народ будет ещё с большим воодушевле-
нием итти по избранному им новому пути,
с ещё большей мужественностью будет бо-
роться с последствиями войны».

О ah EN a

Перед выборами в Народное
собрание в ‘Болгарии

СОФИЯ, 7 августа. (ТАСС). Как пере
дает болгарское радио, вчера по всей стра-
не состоялись многолюдные предвыборные
собрания и митинги партий Отечественного
фронта. Население сел и городов привет-
ствовало ораторов, подчеркивавших в сво-
их выступлениях достижения нынешней на-
родной власти и намечавших пути будущей
цеятельности Отечественного фронта.

На собрании былин приняты резолюции,
в которых одобряется политика Отече-
CTE€HHOTO фронта и клеймягся реакционеры
и раскольники.

СОФИЯ, 7 августа. (ТАСС). Как передает
болгарское радио, в Софийский областной
суд поступило заявление министра земледе-
лия Асена Павлова с просьбой снять его
кандидатуру, как народного представителя,
из’ оппозиционного списка кандидатов в На:
родное собрание. Он заявил, что его канди-
патура была выдвинута против его воли.

—о—

Палач Чехословакии Карл Фразк
доставлен в Прагу :
ПРАГА, 7 августа. (ТАСС). Пражсков
радио сообщает, что сегодня в Прагу на
самолете доставлен бывший гитлеровский
имперский министр по делам «протектората
Чехия и Моравия» (так гитлеровцы имено-
вали оккупированную ими чешскую терри=
торию) — Карл: Герман Франк.

Ленинизм и передовая русская культура

Беесмертные идеи Ленина проверены хо-
дом истории. Учение Ленина всесильно по-
тому, что оно верно, оно выражает глубо-
кую правду жизни. Всепобеждающая сила
идей ленинизма нашла свое воплощение во
всемирно-исторических победах социализма
в нашей стране, в создании могучей социа-
листической державы.

Величайшая историческая победа совет-
ского социалистического государства Hal
фашистской Германией является блестящим
триумфом, победой гениального учения
Лоняна — Сталина. Ленинизм еще раз до-
казал свою непобедимость, истину и жиз-
ненность. Марксизм-ленинизм — это един-
ственное научное мировоззрение, непоколе-
блиая основа основ для правильного пони-
мания хода жизни, тенденций и перопектив
ев развития.

Наш народ гордитлея тем, что именно
Россия явилась родиной ленинизма, родиной
Тенина — великого. патриота, корифея са-
мой передовой науки, основателя и руково-
дителя советского государства, создателя
большевистокюй партии.

Ленинские идеи стали материальной си-
Лой, овладев маюсами, направили их по
единственно правильному пути к созданию
самого передового общественного строя —
социализма. ;

До Ленина в арсенале мировой культуры
был уже научный социализм — марксизм,
стройное и цельное учение революционного
пролетариата, давшее научные ответы на
вопросы, поставленные историей, Ленин
опирался на учение Маркса и Энгельса, ис-
ходил из этого учения. Гениальность Ленина
соетояла в том, что он воспринял марксиет-
ское учение не хогматически, а творчески.
Для Ленина валона была не буква или фор-
мула, а дух, суть марксизма,

Ленин продолжал дело, начатое его пред-
тисственниками Марксом и Энгельсом, дело
научного обобщения мирового революцион-
ного опыта. Развив дальше марксистский
диалектический метод, Ленин блестяще его
применил к анализу конкретной русской
действительности. Фенин внес новое в
учение марксизма по всем кардинальным
вопросам общеетвенного развития и, в част-

ЖХ столетия

ности, развития России. И история подтвер-
дила правильность ленинизма.

Маркеизм, возникиий в 40-х годах про-
тилого столетия, явился гениальным обобще-
нием опыта революционного демократиче-
ского движения, достойным наследником пе-
редовых идей человечества.

В эпоху империализма и пролетарских
революций необходимо было дальше творче-
ски развивать марксизм, чтобы сохранить
его жизненность и революционную силу.
Необходимо было также очистить марксизм
от опошления и искажения оппортунистами
Второго интернационала. Ленин взял на се-
бя эту задачу и блестяще ее разрешил.

Ленин гениально обобщил опыт между-
народного революционного движения в но-
вой исторической обстановке, обогатил и
творчески развил марксизм применительно
к новым, изменившимся историческим усло-
виям. Ленин обобщил вместе с тем и бога-
тейший опыт русского революционного ос-
вободительного движения, опыт трех рус-
вких революций. Ленинизм, по определению
товарища Сталина, является теорией и`так-
тикой пролетарской революции вообще, тео-
рпей и тактикой диктатуры пролетариата в
особенности.

То новое, что внес в марксизм Ленин,
имеет  всемирно-историческое значение.
Ленин раскрыл закономерности эпохи импе-
риализма. Ленин доказал, что в условиях
империализма возможна победа социализма
первоначально в одной, отдельно взятой
стране. :

Открытие Лениным советской власти,
как государственной формы диктатуры
пролетариата, ‘учение Ченина 0 пар-
тии, о союзниках пролетариата, о TOM,
что диктатура пролетариата является выс-
пей формой  домократии, выражающей
интересы большинства народа,—вее  строй-
ное современное учение марксизма-лениниз-
ма принадлежит рабочему классу всех стран,
составляет их неоценимое сокровище.

Как велякяй основатель Советского го-
сударства, гениально начертавший  кон-
кретные пути строительства социализма в
стране, окруженной  катиталиотическими

тосударствалмт, Ленин совершил дело все-
мирно-исторического значения. Последним
словом мировой науки является также
ленинско-сталинекая постановка и разра-
ботка национально-колониального вопроса.
Величайпгим вкладом в мировую культу-
ру являются замечательные философские
труды Ленина.
Учение Ленина, таким образом, не пред-
ставляет из себя узко национального русско-
го явления, это явление интернажиональное.
его корни не только в русском, но и в ме-
жлународном революционном движении.
Ленинизм является величественным итогом,
вершиной русской и мировой культуры.

* * &

Товариш Сталин в своем письме членам
ЦК КПСб)У от 26 апреля 1926 года ука-
зывал, что ленинизм является высшим
достижением русской культуры. Это ykKa-
вание товарища Сталина имеет  исоключи-
телыно важное теоретическое и политиче-
ское значение.

Именно ленинизм явился тем единственно
правильным, научным мировоззрением, ко-
торое обеспечило освобожденже русского и
других народов России от гнета царизма и
буржуазии. Именно ленинизм, претворен-
ный в жизнь партией Ленина—Сталина,
обеспечил расцвет жизни народов СССР на
новой, социалистической основе, сплотил
эти народы в единую, дружную семью, жи-
вущую в условиях фактического нацио-
нального равноправия.

Почему имечно Россия явилась роди-
ной, очагом ленинизма?

На этот вопрос исчерпывающий ответ дал
поварищ Сталин в своей классической ра-
боте «0б основах ленинизма». Именно Рос-

сия пачала XX столетия была y3-
ловым пунктом всех противоречий им-
периализма, именно Россия, по словам

товарища Сталина, была беременна револю-
цией более, чем какая-либо другая страна.
Центр революционного движения перемещал-
ся в Россию. Ленин пророчески предсказы-
вал, что буржуазно-демократическая рево-
люция в России будет прологом к пролетар-
ской революции, & русский пролетариат

будет авангардом международного револю-
ционного пролетариата. Опыт трех револю-
ций в России, увенчавшийся победой mpo-
летариата в Октябрьской социалистической
революции, был замечательным подтвержде-
нием ° гениальных ° прогнозов ° великого
Ленина.

Йенинизм зародился в 90-х годах. про-
шаого века, когда русский пролетариат вы-
ступил в качестве авангарда, трудящихся
в революционной борьбе против царизма.
Прежде чем зародился в России большевизм
и бессмертные ленинские идеи воплотились
в революционной борьбе русского рабочего
класса, пройден был славный путь демокра-
тического освободительного движения. Луч-
шие представители этого движения своим
активным участием в русской общественной
жизни подготовили восприятие в России
идей марксизма-ленинизма.

В «Критических заметках по националь-
ному вопросу» Ленин писал: «Есть две на-
ции в каждой современной ‘нации — ска-
HEM мы воем национал-социзлам. Есть две
национальные культуры в каждой нацио-
нальной культуре. Есть звеликорусская
культура Пуришкевичей, Гучковых и Стру-
Be,— но есть также великорусская культу-
ра, характеризуемая именами Чернышев-

ского и Плеханова». (Соч., т. ХУП, стр. .

143). В связи © этим Ленин указывал, что
из каждой национальной культуры мы
должны брать только ее демократические и
сопиалистряеские элементы в противовес
буржуазной культуре. буржуазному нацио-
нализиу каждой нации.

Глубозио  демократяческае традяции в
передовой великорусской культуре расчи-
щали почву для восприятия в России идей
ленинигма. В ленинизме воплотилось
Bee то лучшее, что создала  передо-
вая ‹ русская культура.  То, о чем меч-
тали лучшие руеские люди, искренние и
честные патриоты, верные сыны своей Po-
дины,— уничтожение царизма, крепостни-
чества, завоевание политических свобод,
под’ем производительных сил страны, рост
культуры, осуществлено в нашей стране.
Но это стало возможным осуществить только
тогда, когда на историческую арену вы-
ступил пролетариат, руководимый больше-
вистской партией, когда на место мечтаний
была поставлена наука, а идеи марксизма-
ленинизма овладели массами.

Великчх русских резолюционных  демо-
кратов В. Г. Белинского, А. И. Герцена,

Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова
Ленин называл предшественниками русской
социал-демократии.. 4

Революционные демократы были вооду-
шевлены непримиримой враждой к самодер-
жавию ‘и крепостному праву. Они защищали
необходимость просвещения и широкой поли-
тической свободы, неуклонно  отстаи-
вали интересы народных масс. Чернышев-
ский и Добролюбов были’ идеологами кре-
стьянекой революции. с

40—70-в годы пропыюго столетия были
замечательной вехой в истории раззития
общественного движения. Эти тоды подго-
товили бурю «еамих масс», т. е. резолю-
ционное пролетарское движение,

Через все прогрессивные течения русской
общественной мысли непрерывно тянулась
демократическая нить. «История всего pyc-
ского социализма, — писал Ленин, — приве-
ла к тому, что самой его насущной задачей
оказалась борьба против  самодержавного
правительства, завоевание политической
свободы; наше социалистическое движение
концентрировалось, так сказать, на борьбе
с самодержавием» (Соч., т. ТУ, стр. 57).

Выдвижение на первый план тажого кар-
динального. животрепещущего вопроса того
времени, ках борьба против царизма и кре-
постничества, имело исключительно важное
значение в подготовке первой в России бур-
жуазно-демократической революции.

Хотя в мирозоззрении великих русских
революционных демократов 40-—70-х годов
были наролнические элементы, а их социа-
изм носил не научный, а утопический ха-
рактер, тем не менее боевой демократизм,
направленный против крепостничества и ца-
ризма, имел большое революционно-воспи-
талельное значение. Ленин указывал, что
«марксисты должны заботливо выделять из
шелухи чароднических утопий здоровое и
ценное ядро искреннего, решительного, б9е-
вого  демократизма крестьянских масс»
(Соч., т. ХУТ, стр. 166). В этой связи Ленин
пурал также, что в маркеистской литерату-
ре 80-х годов можно найти систематическое
стремлелие выхелить это ценное демохрати-
чеокое ядро (Ленин имел в виду в данном
случае работы Плеханова).  «Когда-ни-
будь,— писал ФЛенин.— историки. изучат
систематически это стремление и проследят
связь его с тем, чтд получило название
«большевизма» в первое десятилетие ХХ ве-
Ба» (там же).

Шля идеологии предшественников резолю-

ционной русской социал-демократии харак=
терны пщеп подлинного патриотизма, &
именно: беззаветная, самоотверженная. лю-
бовь к родине и русскому народу, непоколе-
бимая вера в его творческие силы и энер-
гию. В предетавлении предшественников
русской  социал-демократии искренний,
честный патриотизм означал ненависть ®
самодержавию. любовь к народу.
Воспринимая и высоко оценивая тучигие
натриотические идеи и традиции передовых
представителей русской культуры, Ленин .
цоказал истинный революционный смысл
национальной гордости великоруссов. Он
указывал, что действительный, не по-хо-
лопоки понятый интерес национальной гор-
дости совпадает с социалистическим инте=
ресом великоруеских и иных пролетариев.

Как известно, Ленин дал весьма высокую
ценку философоким веглядам Чернышев-
ского и Герцена. Ленин пикал, что Герцен.
вплотную подошел к диалеклическому мате-
ризлизиу и остановился неред историческим

материализмом, что Чернышевский не мот
подняться до уровня диалектического ма-
териализма лишь в силу экономической и.
политической отсталости России того вре
мени.

Плеханов был первым выдающимся про-
‘пагандистом и популяризатором, великим
пионером марксизма в России, но только.
Ленин и Сталин выступали как подлинно
творческие марксисты. Именно они развили
дальше, сбогатили, конкретизировали мар-
ксизм. Уже в одной из первых своих работ
«Что такое «друзья народа»...» Ленин бле-
стяще применил материалистическую диа-
леклику к анализу своеобразных историчеч
ских условий России.

Тенинязм явилея прямым наследником
й продолжателем революционно-демократи-
ческих традиций в России. Ленинизм во-
брал в себя, глубоко воспринял, обобщил
и переработал весь опыт героического pyc-
ского народа в его многовековой борьбе за
свободу, начиная от первых крестьянских
восстаний и кончая могучим движением
молодого русского рабочего класса.

В арсенале русской культуры почетное
место. занимает наша замечательная наука
от ее родоначальника Ломоносова до про-
должателей его дела — Сеченова, Менделе-
ева, Попова, Мечникова, Тимиряёева, Пав-

(Окончание см. на 4-Й стр.),