Пролетарии всех стран, соединяйтесь!
Всесоюзная Коммунистическая Партия (больш.).

[2
С

fA
a

Орган Центрального Номитета и МК ВКП(б).

№ 1689 (9960)

Японский агрессор будет разгромлен!

Правительство Советского Союза приня-
1) важное, историческое решение. (С сего-
дняшнего дня Советский Союз находится в
состоянии войны с Японией, единственной
великой державой, которая после разгрома
и капитуляции гитлеровской Германии все
вще стоит зь продолжение войны.

Этот шаг советского правительства стал
пеобходимым и неизбежным после откло-
пения Японией требования трех держав —
(оединенных Штатов Америки, Великобри-
тании и Китая от 26 июля 1945 года о
безоговорочной капитуляции. В этом обра-
мении США, Великобритании и Китая
Япония была предупреждена, что в случае
иказа от безоговорочной ‘капитуляции тра
иржавы полностью используют всю свою
военную мощь против Японии и это «бу-
дет означать полное уничтожение япон-
ких вооруженных сил и полное опусто-
шение японской территории». Своим от-
казом от капитуляции Япония сделала бес-
‚ иредметным и беспочвенным свое cober-
венное предложение 0‘ посредничестве
CCCP в войне на Дальнем Востоке.

Требование о капитуляции было пред’
явлено Японии в тот момент, когда в Бер-
лине происходила историческая конферен-
ция трех держав — СССР, США и Велико-
британии. Японекое правительство откло-
нило это требование. Позиция японекоге
правительства есть позиция агрессора, не
отказавшегося от своих захватнических,
грабительских планов, для осуществления
поторых Япония развязала войну на Даль-
м ом Востоке,

Пепримиримая и вызывающая позиция
Японии не является неожиданной, особен-
но, если обратиться к традиционной поли-
тике правящих кругов Японии. Еще в 1936
‚ poly товарищ Сталин указывал. что суще-
ствуют два очага военной опасности, из
которых один находится на Дальнем Воето-
ке в зоне Японии а второй — в зоне Тер-
  мании, Япония уже тогда проявила себя
« как участник заговора агрессоров против
  унролюбивых народов. Как известно, 25
. Ноября 1936 года Япония заключила с
о  Терманией союз против миролюбивых дер-
хо АВ, ставший известным под именем ире-
ы»  словтото «анликоминтерновекого пакта».
и то двойственное соглашение было впоелед-
bs ствии превращено в тройственный пакт.
i Таким образом, был создан блок агрессоров,
был организован заговор против демократи-
ческих стран. Германекий империализм, и
л. ЯШоНекий имнериализм разделили в своих
‚, планах между собой весь мир, развязав для
= ЭТОЙ цели мировую войну.

и Товауити Сталин в докладе на ХУ © 53-
‘i ле партии товорил: «Но война неумолима.
Re нельзя скрыть никакими покловами.

a г

= = СЗ SF Sea = Ff 2

— o_
2 3

itt}
дв

а

ры — агрессорами»,

i Прием И.

‘” Ибо никакими «осями», «треугольниками»
и «аитикоминтерновскими пактами» невоз-
„ Можно скрыть тот факт, что Япония захва-
ш: Тила за это время громадную территэрию   разная Армия покрыла себя неувядаемой
Китая, Италия — Абиссинию, Германия —
{ Австрию и Судетскую область, Германия п   против гитлеровской Германии. Под утара-

Италия вместе — Испанию, — вее. это 50-
*  преки интересам неагрессивных государств.
Война так и осталась войной, поенный 9лок   рэпе,
агрессоров — военным блоком, а агресео-

в Роль Японии как союзника гитлеровской   литы. И лишь на Дальнем Востоке действо-
к! Термании проявилась во всей полноте, ког-

I prepa B. A. Tappumana

да гитлеровские полчища напали на Совет-
ский Союз. Политика японском имперяа-
лизма была рассчитана на То. Что гитле-
ровская Германия одержит побелу naa Co-
ветским Союзом и его союзниками. Правя-
щие круги Японии надеялись путем окдза-
ния Поддержки германскому arpeccopy
быстрее и полнее осуществить свои захват-
нические планы. 8 декабря 1941 годл
японские военно-морские и возлушные си=
лы внезапно напали на американские и
британские владения в Тихом океане.
Японский агрессор действовал так же,
как и германский, -—— вероломно, коварно,
по-волчьи. В этой разбойничьей позадке
сказались обычные методы японского ампе-
риализма. Ведь всем известно, что и зойна
в Китае была начата без предупреждения
ий весьма длительяое время излевательски
именовалась японской печатью. как «ии-
пидент». Точно так же. более чем сорок лет
назад внезапное нападение Японии на Рос-
сию предшествовало официальному об`яв-
лению войны. Известно, что в нарушение
всех принятых международных норм япон-
ские войска захватили советские владения
на Дальнем Востоке в 1918 году. зверски
уничтожая мирное население Пиколаевска
и других наших городов и сел.

Японские империалисты,  развязывая
войну на Тихом океане, рассчитывали, как
и германекие разбойники, на успех вне-
заиного нападения. Это была согласован-
ная тактика агрессоров. Военное сотрудни-
чество Японии и Германии продолжалось в
течение всей войны против гитлеровской
Германии вплоть до ее разгрома и капиту-
ляции. Японская газета «Ниппон тайме»
в декабре 1944 года откровенно пи-
сала, что «основные цели, которые за-
ставили Японию и Германию взяться за
оружие, были одни и те же». Газета под-
черкивала, что «военное сотрудничество
двух союзников позволило им проязить
максимум эффективности... путем коорди-
нации своих военных действий».

В заявлении Советского Правительства
от 5 апреля 1945 года о денонсации совет-
ско-японского Пакта о нейтралитете указы-
валось, что «Япония, союзница Германии,
помогает последней в ее войне против №:
Кроме того, Япония воюет в США и Англи-
ей, которые являются союзниками Совет-
ского Союза».

Японские империалисты просчитались,
‘как просчитались и их германские со0юз-
ники. В противовес заговору агрессоров
‘ зозникла могучая коалиция великих с0ю3-
ников в справедливой войне иротив гитле-
ровской Германии. Антигитлеровекая коа-
лиция поставила перед собой высокую и
благородную задачу — избавить народы от
фапгистокой агрессии. Боевой cows CCCP,
Великобритании и США сплотил вокруг се-
бя все свободолюбивые народы. Героическая

агрессор, затягивая войну, которая несет
народам новые и новые страдания и бед-
ствия.

В результате об’единённых усилий Крае-
ной Армин и войск наших союзников гит-
леровская Германия была поставлена на
колени. Но этот урок оказался Hexocta-
точным для японского агрессора, который
явно недооценил значение п силу союзни-
ческих уз, связывающих великие свободо-
любивые народы.

Сейчас со восй остротой стоит вопрос о
быстрейшей ликвидации японского очага
агрессии на Дальнем Востоке. В связи с
отказом Японии капитулировать союзники
обратились к Советскому Правительству с
предложением включиться в войну против
японской агрессии, дабы сократить сроки
окончания войны, сократить ` количество
жертв ‘и содействовать скорейшему вос-
становлению всеобщего мира. Советское
Правительетво, верное своему союзническя-
му долгу, приняло это предложение. Оно
присоединилось к заявлению союзных дер-
жав от 26 июля с. г.

Японский империализм, отклонив пред-
ложение о безоговорочной капитуляции,
показал всему миру. что ему чуждо пони-
мание реальной обстановки, что японские
правящие круги не считаются с интереса-
ми японского народа, обрекая страну на
неисчислимые жертвы, готовя Японии
участь гитлеровской Гермапии. В этих
условиях, исключающих всякую возмож-
цость мирного разрешения вопроса, Совет-
ское Правительство сочло необходимым
заявить, что с 9 августа Советский Суюз
будет считать себя в состоянии войны ©
Японией. В заявлении Советского Прави-
тельства подчеркивается, что «такая его
политика являетея единственным  сред-
ством, способным приблизить наступление
мира, освободить народы от дальнейших
жертв и страданий и дать возможность
дпонскому народу избавиться от тех опае-
ностей и разрушений, которые были пере-
житы Германией после ее отказа от безого-
ргорочной капитуляции».

Историческое заявление Советского
Правительства, сделанное товарищем
В. М. Молотовым, свидетельствует о том,
что великая советская страна последова-
тельно и настойчиво осуществляет сталин-
скую политику борьбы за мир между наро-
дами. Советский народ своей героической
борьбой против германского империализма
‘отстоял честь, пезависимость и свободу
своей Родины, епае от фашистских по-
громщиков цивилизацию Европы. Сейчае
перед ним стоит новая историческая зада-
ча —— завершить вместе со своими союзни-
ками разгром имперпалистической Японии,
чтобы обеспечить скорейшее окончание
войны и восстановление мира в интересах
зсего человечества. Советский народ пол-
ностью поддерживает мудрое решение сво-
его Правительства, неуклонно борющегося
2a интересы социалистической Родины, за
интересы всех свободолюбивых народов.

Под водительством гениального полко-
водца, Нождя советского народа, Генера-
писсимуса И. В. Сталина советский народ
и овеянная легендарной славой Красная
Армия с честью выполнят свой долг перед
Родиной!

славой в борьбе против главного агресеора,

ма Красной Армии и доблестных войск со-
юзников рухнул гитлеровский блок в Ев-
потерпела крушение пресловутая
«ось». Постепенно отпадали от гитлеров-
ской Германии все ее союзники и сател-

вал и продолжает действовать японский

В. Сталиным посла США

Я т
wl 8 августа Председатель Совета Народных Комисса-
„  роз СССР Генералиссимус И. В. Сталин принял посла

На приёме присутствовали Народный Комиссар Ино-
странных Дел СССР В. М. Молотов и Советник По-

1) Соединённых Штатов Америки г-на В. А. Гарримана. сольства США г-н Д, Кеннан.

084 My

u Беседа В. М. Молотова с г-ном Ван Ши-цзе

11 8 августа Народный Комиссар Иностранных Дел СССР В. М. Молотов имел беседу с Министром Иностранных Дел Китайской

Республики г-ном Ван Ши-цзе,
о

Указ Президиума Верховного Совета СССР

a 0 награждении заслуженного деятеля науки

J доктора медицинских наук профессора Ленинградского
медицинского института Ланг Г. Ф. орденом Ленина

‚ За выдающуюся научно-медицинскую и педагогическую деятельность, в связи
е 70-летием со дня рождения, наградить заслуженного деятеля науки, доктора
медицинских наук профессора Ленинградского медицинского института Ланг Георгия
Федоровича орденом Ленина.
Председатель Президиума Верховного Совета СССР М. КАЛИНИН.
Секретарь Президиума Верховного Совета СССР А. ГОРКИН.

Москва, Кремль. 8 августа 1945 года.

Арктические воздушные рейсы
«CCCP Н-344», пилоти-  13 пассажиров, главным образом зимовщи-

Гидросамолет

Sa

русмый полярным летчиком И. И. Черевич-
ным, закончил свой первый рейсе Москва—
бухта Провидения-—Москва. Нолет занял
85 летных часов. Машина делала посад-
ки: в Архангельске, Усть-Каре, Игарке,
Хатанге, заливе Кожевникова, Усть-Олене-
ке, бухте Тикси, Крестах Калымских, Пе-
веке, на мысе Шмидта и в бухте Провиде-
ИЯ,

В Арктику  тидросамолет доставил

КРАСНОЛОН  (Ворошиловградская 00-
лаеть), 8 августа. (ТАСС). Новых успехов
в соревновании врубмашиниетов добился
,    знатный водитель врубовки Иван Изотов.
И Работая на шахте № 12 треста «Ёраено-
 > хонуголь», он нарубил за июль 8,5 тысячи
oo тонн угля — на 1.203 тонны больше, чем

a

Пелторы годовых нормы

ков на смену уезжающим в отпуск, На
обратном путн был доставлен в различные
пункты 21 пассажир, 6 человек из них
в Москву. }

Вчера из Москвы. на остров Диксон вы-
летел гидросамолет «СССР Н-341», управ-
ляемый полярным летчиком М. Козловым.
Регулярное воздушное сообщение с Аркти-
кой будет поддерживаться в течение всей
летней воздушной навигации.

в июне. В этом году машинист-стахановец
уже выполнил полторы годовых нормы.
Стахановекий коллектив участка № 3,
где работает Иван Изотов, также добился
отличных результатов в июле, добыв 2.170

тонн ‘угля сверх плана. караула под командой капитана А.

тельству Японии:

всякую почву.

влению всеобщего мира.

CCCP состоялась пресс-конференция, на
которой Народный Комиссар Иностранных
Дел В. М. Молотов ознакомил представите-
лей советской и иностранной прессы с за-
явлением Советского Правительства, пере-
данным японскому Послу в СССР г-ну Ca-
то 8 августа.

Тов. В. М. Молотов еообщил, что после
вручения японскому послу заявления Co-
ветекого Правительства он информировал
06 stom послов Соединенных Штатов Аме-
рики, Великобритании и Китая.

Тов. В. М. Молотов ответил на вопросы
журналистов.

На вопрос корреспондента английской
газеты «Таймс» г. Паркера о том, когда
японцы обратились к Советскому Мрави-
тельству с предложением о посредниче-

‚ 8 августа в Москву прибыли Президент
Крайовой Рады Народовой Польской Рее-
публики г-н Б. Берут, Премьер-Министр
Временного Правительства Национального

ка-Моравский, Заместитель Премьер-Мипи-
стра и Министр Земледелия г-н С. Мико-
лайчик, Министр Промышленности г-н
Г. Manu, Заместитель Министра Ино-
странных ‘Дел г-н 3. Модзелевский, Заме-
ститель Министра Промышленности г-н
Г. Ружаньский и другие.

Охновременно в Москву прибыл Посол
СССР в Польше В. 3. Лебедев.

На Белорусеком вокзале г.г. Б. Берута,
9. Осубка-Моравокого, С. Миколайчака,
Г. Минца, 3. Модзелевского, Г. Ружаньского
и других встречали Заместитель Председа-
теля Совета Народных Комиссаров и Народ-
НЫЙ Комиссар Иностранных Jer CCCP

Ф. Гуркина.

«После разгрома и капитуляции гитлеровской Герма-
нии Япония оказалась единственной великой державой,
которая все вщё стоит за продолжение войны. .

Требование трёх держав — Соединённых Штатов
Америки, Великобритании и Китая от 26 июля сего
года о безоговорочной. капитуляции японских воору-
жеённых сил было отклонено Японией. Тем самым пред-
ложение Японского Правительства Советскому Союзу
о посредничестве в войне на Дальнем Востоке теряет.

Учитывая отказ Японии капитулировать, союзники
обратились к Советскому Правительству с предложе-
нием включиться в войну против японской агрессии и
тем сократить сроки окончания войны, сократить коли-
чество жертв и содействовать скорейшему восстано-

Верное своему союзническому долгу, Советское Пра-

Единства Польской Республики г-н 9. 0еуб-

Советское Правительство заявляет, что
«с 9-го августа Советский Союз будет считать
себя в состоянии войны с Японией»,

(Из „заявления Советского „Правительства

Правительству Anonut 8 -acvema 1945 1.)

сего года,

с.Японией,

Заявление Советскозо Правительства
Правительству Японии

8-го августа Народный Комиссар Иностранных Дел
СССР В. М. Молотов принял, японского Посла
г-на Сато и сделал ему от имени Советского Прави-
тельства следующее заявление ‘для передачи Прави-

вительство приняло предложение союзников ‘и присо-
гдинилось к заявлению союзных держав от 26 июля

Советское Правительство считает, что такая его по-
литика является единственным средством, способным
приблизить наступление мира, освободить: народы от
дальнейших жертв ‘и страданий и дать возможность
японскому народу избавиться от тех опасностей и раз-
рушений, которые были пережиты Германией после её
отказа от безоговорочной. капитуляции.

‚Ввиду изложенного Советское Правительство заяв-
ляет, что. с завтрашнего дня, то-есть_с 9-го‘ августа,
Советский Союз будет ‘считать себя: в‘ состоянии войны

8 августа 1945 года».

В.М. Молотов заявил также г-ну Сато, что одновре-
менно с этим Советский Посол в Токио Я. А. Малик
передаст Японскому Правительству настоящее заявле-
ние Советского Правительства.

Посол Японии г-н Сато обещал довести до сведения

Японского Правительства заявление Советского Пра-

вительства.

стве, В. М. Молотов ответил, что предложе-
ние было получено в середине июля с. г.
В. М. Молотов сообщил, что Президент
Трумэн, г-н Черчилль и г-н Эттли были
полностью проинформированы of этом
предложении во время Берлинской конфе-
ренции.

Корреспондент журнала «Тайм» г. Томи-
сон спросил ® том, кем и когда было пере-
дано предложение 0 посредничестве.
В. М. Молотов ответил, что предложение о
посредничестве содержалось в специальном
послании японского императора, передан-
ном Советскому Правительству японским
Послом г-ном Сато в середине июля.

Корреспондент америханского агентства
Ассошиэйтед Пресс г. Гильмор спро-
сил—считается ли, что состояние войны
между ОССР и Японией наступит сразу

В. М. Молотов, Заместитель Народного
Комиссара Обороны генерал армии Н. А.
Булганин, Заместитель Народного Комис-
сара Иностранных Дел СССР А. Я. Вышин-
ский, Заместитель Народного Комиссара
Внешней Торговли А. Д. Крутиков, Заме-
ститель Председателя Московекого Совета
М. Я. Яенов, Комендант г. Москвы генерал-
лейтенант К. Р. Синилов, Заведующий
Протокольным Отделом НКИД СССР Ф. $.
Молочков, Заведующий 4-м Европейским
Отделом НКИД СССР Н. А. Абрамов и. дру-
гие.

Прибывших также встречали состав
Польского Посольства во главе с Времен-
ным Поверенным в Делах г-ном В. Матви-
ным, Посол Великобритании сэр Арчибальд
Керр, Посол Китайской Республики г-н Фу
Бин-чан, Посол Греции г-н А. Политие,
Посол Нидерландов барон Каспар Ван Бру-
гель Дуглае, Посол Бельгии г-н 9. Ле Г»,

Пресс-конферениия в Наркоминделе СССР

Вечером 8 августа в Наркоминделе

после полуночи. В. М. Молотов ответил

утвердительно.
Корреспондентом  атентства Юнайтед
Пресс г. Хандлером был поставлен в0-

прое о том, когла и как уезжает г-н Сато,
В. М. Молотов ответил, что возвращение
японского Посла будет зависеть от возвра-
щения на’ родину советского Посла в Япо-
нии. Соответствующие меры будут немед-
ленно приняты.

Далее г. Паркер задал вопрос — будут
ли советско-китайские отношения осно-
выватьея на договоре. В. М. Молотов отво-
THI, что этот вопросе сейчас обсуждается
совместно с представителями Китая, нахо-
дящимися в Москве. Тов. Молотов выразил
уверенность, что договор е Витаем бут
цодпиеан;

Прибытие в Москву Президента Крайовой Рады Народовой
Польской Республики г-на Б. Берута и Премьер-Министра
Временного Правительства Национального Единства
Польской Республики г-на Э. Осубка-Моравского

Посол Французекой Республики renepax
№. Катру, Посол Югославии г-н В. Попович,
Посланник Эфиопии г-н Л. Таэзае, Послан-
ник Швеции г-н С. Седерблюм, Посланник
Люксембурга г-н Р. Блюм. Посланник Да-
нии г-н Т. Дессинг. Представитель Болга-
рии г-н Д. Михалчев, Временный Поверен-
ный в Делах Чехословацкой Республики
г-н Я. Гниздо, Временный Поветенный в
Делах Норвегии г-н 9. Крог-Хансен, Бре-
менный Поверенный в Делах Исландии г-н
П. Торстейнесон, Советник Посольства
Великобритании г-н Ф. Робертс, Советник
Посольства Ирана г-н А. Этесами. Первый
Секретарь Итальянского Посольства г-н
Д. Месеери и другие.

При встрече был выстроен почетный
караул и были исполнены государственные
тимны Польской Республики и СССР.

Вокзал был украшен польскими и
советскими флагами,

Прибытие в Москву Президента Крайовой Рады Народовой Польской Республики г-на Б. Берута и Премьер-Министра Временного Правительства
Национального Единства Польской Республики г-на Э. Осубка-Моравского. На снимке: слева-—В. 3, Лебедев, В. М. Молотов, г-н Б. Берут,
г-н Э, Осубка-Моравский, г-н С. Миколайчик, г-н Г. Минц, Н. А. Булганин, А. Я. Вышинский и другие; справа — торжественный марш почетного

Фото М. Калашниковой.