TO,
Горы $
ны
Cann)
И ¢t ay

Rater
М 4
Dabur,

Ми
ЗЫ\а 4

КОТО]
(er Bi
те
HM Ap
» COO EE,
Th Г

Мите
JON E95
b et

рады
т
Но уз
We Oy
My Mtn
у (и

У»
pa, yeh
Cons
BADEX th
НИЧЕ
HE Bett
AX Opn

X Hanh
ых №
HagHayp
 ЫХ М
Кане

НЙ, ens
Cosera
Дет
 СВОИ

alia
И

вари,
роны
сапи-
цел

в
держа
и м
oeusti
ВИНЫ
ос.
ontpelt
mati

тей {i
i.

о (№
Гани
RANI
OBRe.
Моско
фейви
ma, ft
Ми
Я пе
ors
в и
xa п

дор
pane

ACC).

3 ДСГУСТА 1945 г. № 189 (9950)

ОБЯЗАТЕЛЬСТВО _

колхозников и колхознип, работников совхозов. и МТС, специалистов сельского хозяйства

о досрочном выполнении государственного плана хлебозаготовок из урожая 1945 года
и о своевременном высэкокачественном проведении озимого сева

С глубоким воодушевлением встретили
мы призыв колхозчиков и колхозниц, рабо-
чих и работниц совхозов и МТС, специали-
слов сельского хозяйства Краснодарскогл
врая досрочно выполнить государственный
план хлебозаготовок 1945 года, своевремея-
но и высококачественно провести озимый
сев. В этом призыве труженики Красно-
дарскога края выразили наши чувства,
мысли и наши желания. Все мы жи-
BeM одной мыелью — как можно скорее
восстановить хозяйство, еще больше укре-
пять военную и хозяйственную мощь нашей
социалистической Родины. Бак и в суро-
вые голы войны, так и сейчас продукты
сопиалистического сельского хозяйства име-
т огромное значение. Сегодня хлеб — это
аружие в борьбе за быстрейшее залечива-
ние ран. нанесенных народному хозяйству
войной. Больше хлеба — сильнее ‘страна,
больше хлеба — культурнее п зажиточнее
ЖИЗНЬ.

Колхозники и Колхозницы, работники
МТС п совхозов, специалисты сельского
хозяйства Брянской области весной этого

о досрочном выполнении плана хлебозаготовох из урожая 1945 года и о своевременном
высококачественком проведении озимого сева

Мы, колхозники и колхозницы, работ-
нзки МТС ин совхозов, специалисты сель-
ского хозяйства Кировской области, пони-
мая, что наш долг, наша священная обязан-
ность — во-время и без потерь убрать уро-
жай, с честью выполнить обязательства пе-
тед государством по сдаче хлеба и других
сельскохозяйственных продуктов, прини-
узем вызов колхозников Краснодарекого
края ко всем колхозникам и колхозницам,
комбайнерам и трактористам, работникам
совхозов и МТС, ко всем работникам со-
пиалистического земледелия  Советекого
(5юза. Мы выходим на Всесоюзное социа-
лястическое соревнование в часть великой
Побелы и берем на себя следующие обяза-
тельства:

1. Убрать хлеба в 18 рабочих дней во

Брянекой облаети

года лучше, бодее организованно и в более
сжатые сроки провели весенний сев. чем
в прошлом году, государствеяный план
весеннего сева был выполнен на 101%.

Сейчас колхозы и ‘совхозы области при-
ступили к массовой уборке урожая — ypo-
жая Победы. Сотни колхозов заканчивают
уборку колосовых, уже первые тонны до-
бротного зерна поступили в государствен-
ные склады.

С новой силой развернулось социалисти-
ческое соревнование за успешное проведе-
ние уборки урожая и досрочное выполнение
государственного плана хлебопоставок.

В ответ #3 обращение тружеников 50-
циалистического земледелия Краснодарско-
го края мы. колхозники и жолхозницы,
рабочие и работницы совхозов и МТС,
специзлисты сельского хозяйства Брянской
области, берем на себя следующие обяза-
тельства:

1. Выполноть готовой план хлебозаготс-
BOK КАЖДЫМ колхозом, БАЖДым с0Вх030м

Обсуждено и принято во всех колхозах, совхозах и МТС Брянской области.

ОБЯЗАТЕЛЬСТВО

колхозников и колхозниц, работников МТС и совхозов, специалиетов сельского хозяйства

Кировской области

веех колхозах и совхозах области, не допу-
стить потерь зерна. Все от мала до велика
будем работать, не покладая рук, на уборке
урожая. С полной нагрузкой используем
тракторы, комбайны, ‘живое тягло, жатки,
косилки, молотилки и другие уборочные
машины и инвентарь.

2. Выполним досрочно к 25 октября
1945 г. государственный план хлебозаго-
товок. Сдадим зерно высокого качества. На
досрочное выполнение хлебозаготовок моби-
лизуем вее силы и средства.

3. В сжатые еровки и на высоком агро-
техническом уровне проведем сев озимых.
Цолностью выполним государственный
план сева, заложим прочную основу уро-
зая будущего года.

Обсуждено и принято во всех колхозах, совхозах и МТС Кировской области.

В

ЦЕ ВЛАСМ принял постановление of
участии комсомольских организаций B
сопизлистическох соревновании колхозов,
совхозов и МТС за досрочное выполнение
илана хлебозаготовок и успешное проведе-
ние озимого сева.

ЦЕ ВАЕСМ обязал первичные комео-
мольские организации колхозов, совхозов и

щать в местной печати участпе сельских
комсомольцев и молодежи в соревновании.

ЦЕ ВЛЕСМ обязал обкомы, крайкомы,
ЦК комсомола еоюзных республик провести
в колхозах, совхозах и МТС открытые
комсомольские собрания, а в колхозах, где
нет комсомольских организаций, — собра-
ния молодежи, на которых определить, что
должны сделаль комсомольцы и молодежь

ЦК ВЛКСМ

ПРАВД

ЗЕ ТРИ

РЕК

АА Teer

SS

Встреча с делегацией
югославской молодежи

Вчера, 8 августа, Антифашистский коми-
тет советской молодежи устронл встречу с
делегацией югославской молодежи. В Цен-
тральном Доме работников искусств собра-
лись многочисленные представители обще-
полностью и досрочно к 15 октября 1945   ственности столицы, работники литературы
года. * и искусства, представители печати.

2. Выполнить поставки картофеля я Председатель Антифашистского комитета
овощей тосударетьу в 1 врября 1945 год сометекой молодежи 00. © К Федоров ro,

3. Провести Os openeet культур отбор пребыванне делегации укрепило дружбу
ными семенами и в лучшие агротехниче-   меду молодежью СССР и Югославии.
ские сроки. Председатель об’единенного союза

Беря на себя эти обязательства, мы 34- антифашистской мололежи Югославии Слав-
веряем партию и правительство и дорогого   ко Комар поблагодарил советскую моло-
товарища Сталина. что приложим все силы,   дежь и советский народ за теплую встречу
всю свою энергию на успешное проведение   н гостеприимство.

в сжатые сроки и без потерь уборки ypo- В заключение состоялся концерт.
Han, досрочно выполним первую заповедь (ТАСС).
колхозов по сдаче зерна государству, образ-

`

`

цово проведем сев озимых и тем самых Вручение орденов и медалей
еще сильнее укрепим организационно-  участникам партизанского движения
хозяйственно колхозы и военно-экономлче- Эстонской ССР

скую мошь нашего  социалистичесвого о
ав, ТАЛЛИН, 8. (Корр. «Правды»). Замести

тель председателя Президиума Верховного
Совета СССР и председатель Президиума
Верховного Совета Эстонской ССР’ тов. Ва-
рес вручил ордена и медали СССР 205
бывшим участникам партизанского движе-
ния Эстонской ССР, награжденным за доб-
лесть и мужество, проявленные в борьбе с
немецко-фашистскими захватчиками, и за
особые заслуги в деле развития партизан-
ского движения.

После вручения орденов и медалей тов.
Варес ‘горячо поздравил бывших участников
партизанского движения с высокой прави-
тельственной наградой.

—о-

Крупное месторождение

гипса

КИШИНЕВ, 8. (Корр. «Правды»). Мол-
павская геологическая экспедиция закон-
чилд предварительную разведку недавно
открытого крупного месторождения гипса в
Липканском районе, Бельцкого уезда. По
подсчетам геологов, запасы месторождения
исчисляются в 20 миллионов тонн,

С открытием этого первого и единствен-
ного пока в республике месторождения
гипса отпадает необходимость ввоза гипса
из Украины. Республика получила ценней-
ший строительный материал, необходимый
для восстановления промышленных пред-
приятий и жилых зданий, варварски разру-
шенных оккупантами.

Забота о сиротах

КРАСНОЯРСК, 8. (Корр. «Правды»).
Трудящиеся Красноярского края проявля-
ют. материнскую заботу о, сиротах, родители
которых погибли, сражаясь за Родину. Ра-
бочие, колхозники и интеллигенция края
внесли в фонд помощи сиротам больше
миллиона рублей деньгами, 356 тонн OBO-
щей и 778 центнеров семян.

По инициативе комсомольцев организо-
ван сбор подарков детским домам. Рабочие
городских предприятий изготовили в не-
урочное время около 20.000 тарелок, ведер,
тазов, котлов, ножей, вилок, а рабочие мест-
ных промартелей пошили 1.250. нар обуви,
500 пар белья, 1.500 рукавиц. На 55 тысяч
рублей куплено учебников и других пред-
:метов. В Шушенском районе детскому дому

Ца здравствует колхозное крестьянство!
Да здравствует наша социалистическая
Родина!
_ Да здравствует наш любимый вождь и
учитель, Генералиссимус Советского Союза
товарищ Сталин!

Успешно проведем уборку урожая, сев
озимых и досрочно выполним поставки
государству хлеба и других сельскохозяй-
ственных продуктов по каждому колхозу.

Дадим стране больше хлеба, а промыш-
ленности —— сельскохозяйственного сырья.
Сделаем свою Родину еще более могучей и
богатой!

Да здравствует советский народ — народ
победитель!

Да здравствует наша великая партия
Ленина — Сталина!

Да здравствует отец и друг колхозного
гпрестьянства, наш вождь и учитель, Гене-
ралиссимус Советекого Союза товарищ
Сталин!

выполнение графика молотьбы. По согла-
сованию с директорами МТС и правлениями
колхозов создать молодежные молотильные
бригады по обслуживанию тракторных и
ванных молотилок.

ЦЕ ВЛКСМ рекомендовал обкомам, край-
комам, ЦЕ комсомола союзных республик
срганизовать социалистическое соревнова-

чики «Туркменской искры» вместо оче-

кокой-то жалкий загадочный листок с жир-
ной кляксой там, где надлежало быть га-
зетному заголовку. Лишь при самом кро-
петливом и тщательном исследовании уда-
лось установить, что этот невзрачный ли-
сток и есть республиканская газета «Турк-
менская искра».

шающим названием: «Технология — осно-
Ba производства». Но читателя быстро по-
стигло разочарование. Церед ним была не
публицистическая статья, а сухая, недо-
статочно грамотная инструкция,

тора газеты тов. Питенко видна в каждом
абзаце. Передовая пестрит неряшливыми
фразами и положениями:

вых надолб в виде то. п.дело ‘повторяющих-
ся слов:

корреспонденциями внередакционных авто-
ров. Одна из них, на экономическую тему,

МТС, райкомы, обкомы, крайкомы, ЦВ ком-
сомола союзных республик принять актив-
ное участие в раз’яснении в колхозах,
совхозах п МТС обращений колхозников
Враснодарского края, Московской, Ростов-
ской, Чхадовской, Шензенской и _mpyrax

для широкого развертывания социалисти-
ческого соревнования за досрочное выпол-
нение плана хлебозаготовок и евоевремен-
foe проведение озимого сева.

ЦК ВАВСМ обратил внимание комео-

областей. Предложено в полеводческих и  мольеких организаций колхозов, совхозов
тракторных бригадах зачитать обращения,   и МТС из то, что они обязаны организовы-
провести беседы о соревновании на хлебо-  вать соревнование не только среди комсо-
заготовках и озимом севе и помочь в заклю-   мольцев и молодежи, но и среди всех кол-
чении договоров на социалистическое с0-  хозников; выступать застрельщиками со-
ревнование между колхозами, совхозами,   ревнования между колхозами, в колхозах—
МТС, звеньями и бригадами; выпустить  межлу бригадами. звеньями.

номера стенгазет, боевых листков; силами   Обкомам, крайкомам, ЦБ комсомола
комсомольцев и молодежи написать лозун-   союзных республик предложено организо-
ти, посвященные развертыванию социали-  вать соревнование молодежи на обмолоте
стического соревнования: широко осве-  хлебов за ежедневное выполнение и пере-

ние молодежных транспортных бригад’ за
ежедневное выполнение и перевыполнение
графика вывозки хлеба на заготовительные
ПУНКТЫ; ПО согласованию © партийными.
организациями проводить массовые моло-
дежные воскресники, организовывать крас-
ные 9обозы по вывозхке хлеба государству.

Учитывая, что своевременное проведе-
ние озимого сева ‘имеет большое зпачение
для обеспечения высокого урожая буду-
щего года, ЦЕ ВЛЕСМ обязал обкомы,
крайкомы, ЦК комсомола союзных респуб-
лик шире развернуть социалистическое
соревнование молодежных тракторных
бригад, молодых пахарей на озимом севе,
борясь за своевременное высококачествен-
ное провеление посевных работ.

Хлеб-государству

НАЛЬЧИК, 8. (ТАСС). Крупнейший в  задания ещб 244 тысячи пудов. Первые де-   убран е площади, превышающей 100. ты-

республике Прималкинский  зерносовхоз

уже поступили на элеватор.
лосрочно выполнил план сдачи хлеба. Ра-

сяткн тысяч пудов сверхиланового зерна   едч гектаров. На заготовительные пункты

Дальнейшее укрепление военно-экономи-
ческой мощи ‘нашей страны требует от тру-
дящихся Латвии напряженной работы, ‘бы-
стрейшего восстановления всего того, что
‘разрушено немецко-фаптистекими оккупан-
‘тами. Наша республика должна полностью
и в срок выполнить государственные планы
и обязательства, позаботиться о семьях бой-
цов и партизан, павших в. борьбе с немца-
ми, улучшить культурное обслуживание на-
селения, резко увеличить производство всего
необходимого для нужд Красной Армии и
населения. Этими задачами определяется
прежде всего направление нашей партий-
ной пропаганды.

Большую политическую, воспитательную
работу мы обязаны проводить среди тех
слоев населения нашей республики, котэ-
рые былн угнаны гитлеровцами в Герма-
нию и длительное время находились в не-
мецкой неволе. Эти люди надолго были
оторваны от советской ролины, подверга-

лись всякого рода запугиванию. лишены’

были правильной информации. Терпеливо
и кропотливо должны мы помогать им
преодолеть влияние буржуазно-национали-
стической илеологии, усиленно насаждав-
шейся фашистами.

Яатвия — молодая советская республика
и механически переносить к нам методы и
практику работы других советских респуб-
лик без учета некоторых наших особенно-
стей нельзя.

Сильны еще ‘здесь буржуазные и мелко-
буржуазные предрассудки, ‘ порожденные
особенностями капиталистического строя
бывшей буржуазной Латвин. Латвия из раз-
витой когда-то в промышленном отношении
области Роесии за те двадцать лет, пока

-`она была оторвана от Советского Союза, пре-

вратилась в аграрную страну с незначи-
тельной, раздробленной и идущей по нисхо-
дящей линни промышленноетью. То, чго
внушалоеь массам националистической бур-
жуазией годами и десятилетиями, не может
быть выкерчевано в несколько месяцев.

Со времени освобожления Красной Apwn-

- ей территории Советской Латвии ната, пар-

тийная организация добилась некоторых по-
ложительных результатов в постановке пар-
тяйной пропаганды. Начали мы с проведе-
няя народных собраний, которые пользуют-

oo 9

`А. ПЕЛЬШЕ
Секретарь ЦК КП(б) Латвии
$>®

ея сейчае большой популярностью среди
населения п представляют собой одну из
форм нашей политической работы © мас-
сами. Е

На этих собраниях освобожденные граж-
zane Советской Латвии узнали правду о (0-
ветском Союзе, о блестящих победах Крас-
ной Армии, 0б экономическом и военном
могуществе нашей Родины. С трибуны на-
родных собраний  раз’ясняются  прин-.
цины советекого строя, источники силы и
могущества советского государства, истори-
ческие высказывания товарища Сталина,
советские законы, все важнейшие решения
партия и правительства.

С трибуны народного собрания трудя-
щиеся Латвии посылают слова привета и
благодарности своему лучшему другу —
освободителю И. В. Сталину. Горя и
взволнованно говорят люди о новой жизни,
о новой работе, обсуждают и решают жиз-
ненные вопросы: о земле, о возрождении
фабрик и заводов, о восстановлении разру-
шенного наролного хозяйства, дают обеща-
ния ‚с честью выполнить возложенные на
них задачи.

По далеко не’ полным данным, всего 32
это время по республике проведено 18.630
народных собраний, на которых присутетво-
вало 2.150 тысяч человек. С исключитель-
ным патриотическим под’емом прошли по-
следние многолюдные народные собрания, на
которых обсуждалось  письмо-клятва’ трудя-
щихся Фатвийской CCP Генералисеимусу
Советского’ Союза товарищу Сталину.

Народные собрания дополняются регуляр-
ными беселами по десятилворкам и индивя-
дуальными беседами с населением.

Большее внимание наша партийная ‘орга-
низапия улеляла и уделяет пропаганде’ сре-
Yq населения Конституции СССР и книги
товарища Сталина «0 Великой Отечествен-
ной войне Советского Союза». № изучению
этих локумевтов население проявляет ис-
ключительный интерес. В каждой волости,

ОРЕЛ. 3. (ТАСС). Все районы области   ПОСТУПИЛИ первые тысячи пудов зерна но-
ведут массовую уборку колосовых. Хлеб   вого урожая.

H& каждом предприятии, в учреждении и
среди неорганизованного населения прове-
ден цикл лекций, докладов и бесед.

Низовой актив изучает Сталинскую Кон-
ституцию и книгу товарища Сталина в п9-
литшколах и кружках. Всего таких школ
и кружков в республике 392. В них зани-
мается до 10 тысяч человек, среди которых
около тысячи членов и кандидатов партии
и до 3 тысяч комсомольцев. Большинство
школ и кружков занимается регулярно,
многие из них уже закончили намеченную
программу и сейчас занимаются вопросами
текущей политики. Так работают, напри-
мер, школы и кружки в Лудзенском, Бауск-
ском и в ряде других уездов. Стоит остано-
виться на работе политкружка при Елгав-
ской льнопрядильной фабрике, которым ру-
ководит товарищ Крустыньсон. Не было
случая, чтобы кто-нибудь из 17 слушателей
не явилёя нз‘занятие без уважительной на
те причины, Хорошо, обстоятельно изучив
`Сталинскую Конституцию, кружковцы пе-
решили к изучению книги товарища Сталина
«0 Великой Отечественной войне Советеко-
го Союза». Слушатели кружка значительно
политически выросли, стали передовиками
производства, многие из них стали агитато-
рами.

Развертывается в республике и научно-
просветительная пропаганда. При Нарком-
просе и при уездных отделах народного 0б-
разования организованы  лекторские бюро;
в которые входят аучшие предетавителя
местной интеллигенции — учителя, ‘врачи,
агрономы и другие специалисты. Они систе-
матически читают лекции для населения.
Во время весеннего сева сельское население
проявило большой интерес к агротехниче-
ским знаниям. В Рижском уезле за этот
период было прочитано 155 лекций, на ко-
торых присутствовало 8.300 крестьян.

Молодежь ОЛудзенского уезда выразила
желание прослушать цикл лекций по ру:
ской классической и советской литературе.
Население Латвии хочет подробно знать 0
природных богатетвах Советского Союза,
жизни братских народов, послушать лекции
на естеетвенно-научные темы. Передовая
часть интеллигенции охотно организует,
например, такие лекции, как «Нобеда. лат-

вийского народа в вековой борьбе против! того, при ЦК КП(б) Латвил, укомах, горко- (заниматься, учтены, и многие партийные

отвели два хороших здания.

У холмогорских
косторезов

ХОЛМОГОРЫ, 8. (Корр. «Правды»). До
войны широкую известность получили ра-
боты молодого мастера художественной
резьбы по кости Парфена Парфеновича Чер-
никовича — скульптура В. И. Ленина, бюст
С. М. Кирова, барельеф М. В. Ломоносова
и другие. Вернувшись после ранения с фрэч-
та, тов. Черникович снова занялся любимым
пелом. Им изготовлена’ в стиле ажурнол
холмогорской` резьбы декоративная ваза на
тему «Север». Этой работе на Всесоюзном
конкурсе косторезных изделий присуждена
первая премия. Сейчас мастер работает над
кубком «Победа».

ОБЗОР
ПЕЧАТИ

—

В воскресный день, 29 июля, подпис-

здного четырёхполосного номера получили

Открывалась она передовой в многообе-

Беспомощность автора статьи и редак-

«Валенки снискали себе...
славу»
ИЛИ
«Артель «Красный утилизатор» по
целому ряду изделяй систематически
выпускает брак».
В довершение ко вевму на пути читателя

воздвигнуто около четырёх десятков языко-

худую

«технология» и «технологический
цироцеес». jy

Чем же ещё в этот день порадовала своих
читателей «Туркменская искра»? Двумя

называется «Когда изменён стиль руковод-
ства». Занимает она почти две полных Ko-
лонки. В корреспонденции можно обнару-
жить такие неуклюжие мысли и малогра-
мотные обороты речи:
«Равнение на «удобные» работы».
«Местные руководящие организации
должны были начать серьёзнейшую борь-
бу за преодоление сложившейся на заводе
восности ложного предупреждения».
Как поймёт читатель загадочное. выра-
жение «косноеть ложного. предупрежде-
ния? Редакцию, видимо, это мало беспокоит.
Столь важной теме; как уборка урожая
и заготовки сельскохозяйственных продук-
тов, посвящена одна семистрочная заметка
< запоминающимся заголовком «Хлеба—го-
сударству» (?!). Да и то она загнана в са-
мый угол второй полосы. 0 хлопке не ска-
зано ни слова, как будто он—дело третьесте-

д —

пепное для. республики. “i

Остальной материал в номере — преиму-
щественно информация ТАСС или офици-
‘альный. Он пестрит опечатками и ошибка-
ми: «раконструкция», «управление пе де-
лам», «правительство Булгариса» (вместо
Вулгариса). г

Публикуя передовую статью о техноло-
гии, как основе всякого производства, ре-
дакция «Туркменской искры», вероятно,
и не подозревала, что она попадёт не в
бтовь, а в глаз самой себе. Ведь серость,
безграмотность, искажения, грязь вместо
чёткой печати — это ли не яркий пример
наихудшего пренебрежения технологией и
культурой газетного дела, неуважения Е
читателю.

= # хх =

Взяв в руки воскресный номер: другой

республиканской газеты — «Совет Туркме-

нистаны», читатель прежде всего в недо-

Тысячи трудящихся

КИЕВ, 8. (Корр. «Правды»). На курортах
Украины лечатся и отдыхают тысячи тру
дящихся страны. После изгнания немцев вос-
становлены и сейчас работают здравницы в
Славянске, Осипенко (бывший Бердянск),
Сосновке, Одессе, Трускавце и других ме-
стах. Открыты пять детских здравниц: три
в Пуще-Водице; одна — в Ворзеле и одна-—

уважение к читателю

умении бросилея к календарю. Какой сего
дня день? Сомнения оказались напрасны“
ми — воскресенье! Газета же утверждала,
что 29 июля — суббота.

Материалы, посвящёпные Веесоюзному
дню железнодорожника, — почти сплош-
ной газетный брак. Передовая написана об-
щими фразами, без конкретных примеров
и фактов. Из неё неясно, как работает се-
годня Ашхабадекая железная дорога, кто
идёт впереди, кто отстаёг. Статейный. мате-
риал перегружен цифрами, совершенно не
интересными ‘для читателя. Вообще эн
больше похож на ‘сводку железнодорожных
измерителей. Ss

Языковая небрежность, повторение од-
них и тех же слов присущи чуть ли не
каждой заметке. Вот стиль корреспонден-
ции «В Бурдалыкском районе недооцени-
вают агитацию и пропаганду»:

«Такое недисциплинированное прове-
дение учебы об’ясняется плохим учз*
стием в ней коммунистов. Каждый раз
в учебе учасгзует 6—7 человек. Неко-
торые руководящие работники района за-
бывают о повышений своих политиче-
ских знаний и в учебе не участвуют... За-
ведующий финансовых отделом Шана-
заров_в партийной школе не участвузт».

В газете масса опечаток, буквенных
пренусков.

В. воскресном номере «Совет Туркмени-
станы» помещено пять клише. Это — яв-
ная перегрузка; газеты иллюстрациями. В т0-
му же качество их ужасное. На четвёртой
полосе, например, помещён трехколонный
фотоснимок. Из подписи под ним явствуег,
что техник-нормировщик Тедженской ди-
станции пути Михаил Николаевич Третья-
ков в выходной день ловит рыбу. Фактиче-
ски перед взором читателя — грязная муть,
сквозь которую едва проглядывает силуэт
какого-то мифического вурдалака. Только
воображение. редактора газеты «Совет
Туркиенистаны» тов. Ташлиева могло при-
нять этот чудовищный по исполнению сни-
MOK -34- TO, 0 чём говорптея в подписи, .

`В воскресных номерах - «Туркменекой
искры» и в «Совет Туркменистаны» нет
ни фельетона, пи стихотворения, отсут-
ствуют очерк и рассказ, библиография л
рецензия. Международная информация дана
с опозданием на 3—4 дня. Так что по су-
ществу читать почти нечего.
‹-Чем. об’яеснить, что реснубликанекие га-
зеты Туркмении ведутся лаз таком` низком
‘уровне? Только одним: отрывом от жизни,
отсутетвием повседневного. партийного ру-
ководства. Болезнь эта застарелая.

Ещё в феврале текущего года «Правда»
в подробном обзоре па «Туркменскую
искру» указывала, что газета плывёт «без
руля и без ветрил». Она путает и дезориен-
тирует общественное мнение, печатает, что
попадёт под руку, — лишь бы заполнить
место, пренебрегает сельским хозяйством,
не ведёт борьбы за хлопок — оспову кол-
хозного производства республики. Сотруд-
Ники тазеты мало общаются с авторским
активом.

С тех пор прошло почти полгода. Одна-
ко. положение не изменилось. Это могло
произойти только в результате недостаточ-
ного внимания к своим печагным органам
со стороны ЦЕ КП(б) Туркмении.

на курортах Украины

в Одессе; Кроме того, несколько госпиталей
и санаториев предназначено для инвалидов
Отечественной войны. В ближайшее время
открывается ряд санаториев для офицеров—
инвалидов Отечественной войны. Подгото-
вляется к открытию восстановленный курорт
Гопри на берегу Днепровского лимана, близ
Херсона.

Книги Новгородской библиотеки возвращены в Новгород

НОВГОРОД, 8. (Корр: «Правды»). Науч-
ная библиотека Новгородского музея распо-

Мастерица Анастасия Егоровна Штанг ра-   лагала богатейшими историческими матз-

ботает над ‘бокалом, в котором будет выра-   Рналами. В ее фондах хранились уникаль-

жена тема «Слава русского оружия». Чудес-   ные монографии и излания. Во время окху-
ную шкатулку делает Устинья Семеновна   нации Новгородазнемцы разграбили библио-

Тряпицына. Новые работы готовят и другие   теку и вывезли наиболее ценные книги. Од-

мастерицы Ломоносовской косторезной арте-   нако, отступая -под натиском Красной Ар:
ли — Куликова, Пекишева, Синькова, Руеи-   мии, фашисты вынуждены были оставить
новская. ‚ награбленные книги в Риге. Там их обнару-

ИЕ НИ ИА ПЕНИ СЕВА

Партийная пропаганда в Советской Латвии

немецких захватчиков», «Ириродные богат-
ства СССР», о творчестве Пушкина, Лер-
монтова, Грибоедова и другие.

В этом большом и важном деле, к сожя-
лению, не обошлось без недостатков. Тема-
тика лекций, намеченных в чтению Лат-
вийским государственным университетом,
была крайне неулачна. Пришлось помочь
лекционному бюро униперентета  перестра-
ить работу.

Большое внимание партийная оргавиза-
ция республики уделяет интеллигенции. Мы
практикуем регулярный созыв волостных,

уездных и городских собраний ‘интеллиген-.

ции с постановкой на них , политических
докладов. В большинстве уездов эта работа
проводится длифференцированно — © учи-
телями, врачами, агрономами. В начале это-.
го года проведены: совещания п кенферен-
ции врачей, учителей, инженеров и техни-
ков, работников науки, писателей, худож-
ников, работников искусства и первый рес-
публиканский с’езд интеллигенции, на ко-
тором присутствовало 1.200 человек. Велик
интерес нашей интеалигениии к овладению
марксистско-ленинской теорией.

В Риге организован вечерний универси-
тет марксизма-ленинизма, в котором сейчас
учится более тысячи представителей интел-
лигенции столицы республики, в том числе
более 150 профессоров и доцентов. В уни-
верситете занимаются видные ученые, ху-
дожники, позты, писатели, артисты. С ис-
ключительной добробовестностью @тносятея
слушатели университета к своей учебе. Из
300 слушателей. прошедигих экзамены, от-
личные и хорошие знания показали 273 че-
зовека.

Сейчас вечерний университет. марксизиа-
ленинизиа проводит новый набор слушате-
лей в количестве 500 человек, в том числе
па отделение партийных, советских “и ком-
„сомольских работников 300 слушателей и
на отделение работников науки, искусства
в литературы 200 слушателей.

Илейно-политическое воспитание коуму-
HECTOR проводится посредством самостоятель-
ного изучения ими марксистско-ленилской
теории, а также через системы партийных
школ и кружков. В настоящее время в рег-
публике функционируют 21 вечерняя‘ парт-
школа, 9% политшколы ий 300 кружков по
изучению «Кратвего курса историй ВКП(б)»
и книги товарища Сталина «0 Великой Оте-
чественной войне Советского Союза». Ёрозе

мах и райкомах партии проводятея семн-
нары. для руководящих работников, . само-
стоятельно изучающих историю. ВКП(б) и
отдельные произведения классиков марксиз-
ма-ленннизыа. вия .

-`Для товарищей, запиуающихся в крух-
ках, школах и самостоятельно, а также для
актива силами лекторской группы ЦВ ВИ сб)
Латвии систематичееки читаются лекций.
Таких лекций с ноября прошлого года по
1 июня 1945 года прочитано 568, присут-
ствовало на них 96.700 человек. Это лек-
ции по ‘исторви ВКП(б), межлународному
пеложению, по вопросам экономлки, о вели-

вой победе советекого народа и Красной Аь-

ини нал гитлеровеким империализмом, о ла-
тБипеких буржуазных надионалистах и на
некоторые другие темы.

Отдельные. партийные оргапизации хоро-

шо сумели организовать работу сети. пар-

тийного просвещения и добились неплохих
результатов. Следует отметить Елгавекую

городскую вечернюю партийпую школу, в

которой ‘учится актив города. Здесь курс по
истории ВЁШ(б) и другие предметы ведут
руководящие работники горкома партии’ во
главе с первым секретарем тов. Струмитс.
Тюди занимаются добросовестно. Слушате-
ли школы растут политически, включают-
ся в активную партийную жизнь.

Однако в деле марксистско-ленинекого
воспитания коммунистов ссть еще серь-
‚езные недостатки. Некоторые партийные ко-
митеты не уделяют достаточного внимания
вопросам индивидуального воспитания ком-
мунистов. В резекнеской партийной орга-
низации вечерняя партийная школа, орга-
низеванная в январе 1945 года, уже в мар-
те фактически прекратила занятия «ввиду
занятости коммунистов на. сельекохозяй-
ственных кампаниях».

Плохо поставлено идейное воспитание
коммунистов в Валкском, Валмерском уез-
дах и в тороде Даугавпилсе. Самотек, ку-
старщина и безответственноеть — главные
пороки этих парторганизаций. ЦК ВИ(б)
Латвии наметил ряд практических меро-
приятий по улучшению учебы коммунистов
в этих организациях и потребовал ат их
руководителей — тт. Берга, Мартинсона и
Алексанлровь решительно улучшить ‘дело
партийной пропаганды.

Во многих случаях учеба коммунистов
носит Формальный характер. Кружки и
Школы организованы, товарищи, желающие

жила энская гвардейская часть и переслала
в Новгород. ;

Сейчас идет разборка получвиных ‘мате-
риалов. Уже приведено в порядок ‘около
-59 тыеяч книг. Библиотека внозь располя-
гает летописями, писцовыми книгами, бога-
той литературой по археологии, истории я
экономике Новгородского края и другими
ценными архивными материалами,

комитеты полагают, что весе: дальнейшее
пойдет без сучка и задоринки. Они не 0су-
чцествляют над учебой коммунистов повсе-
дневного контроля, не оказывают их прак-
тической помощи. Это большая ошибка.

По-настоящему у нас не развернута у
работа партийных кабинетов, которые при-
званы сыграть большую роль в деле оказа-
ния помощи коммунистам и беспартийному
активу, изучающим иаркоистоко-ленинскую
теорию.

Важнейшим средством идеологического
воздействия на массы является печать, Сей-
час в Латвийской ССР издаются семь рес-
публиканских, 20 уездных и городоких и
4 многотиражных газеты общим тиражом
более 400 тыелч экземпляров. Излаются
также три журнала. Тираж всех периодиче-
ских изданий в республике составляет пол-
миллиона экземпляров. :

За сравнительно короткий срок в респуб-
лике издано 400 названий книг общим -ти-
ражом в 4.5 миллиона экземпляров. Вынмл
в свет книга товарища Сталина «0: Великой
Отечественной войне Советского Союза», `
«Конституция СССР», «Конституция Лат-
вийской ССР».

Заново переведен на латышекий язык и
издан тиражом в 50 тысяч экземпляров
«Краткий куре истории ВЕП(б)».

Олнако наше издательство далеко еще не
уловлетворяет запросы на литературу. Чув-
ствуется большой недостаток в политиче-
ской книге как нз латышском, таки
на русском языках. Мы вправе пред`явить
серьезное требование к союзным: издатель-
ствам, которые‘ должны снабжать нашу
республику политической и художествен-
ной литературой как ранее изданной, так п
особенно новинками.

Проходившее недавно второе республи-
канское совещание работников пропаганды
наметило практические мероприятия, на-
правленные к тему, чтобы решительно под-
нять качество партайной пропаганды, улуч-
шить водержание занятий партийных школ,
консультаций, лекций, докладов и бесет,
систематически контролировать ход учебы
коммунистов и беснартийных, оказывая вм
повседневную помощь.

Предстоит большая работа, ‘которая по-
требует от нас высокой организованности и
большевистской оперативности, ‘умения
осмыслить обстановку и поднять политиче-
CRY! AKTHBHOCTS Macc. :