Зарубежные отклики на заявление
Советского правительства об об‘явлении войны Японии

НЬЮ-ЙОРК, 8 августа. (ТАСС). Через
несколько минут после первого’ сообщения
Белого Дома об’об’явлении Советским Со-
юзом состояния войны с Японией амери-
канские радиостанции прервали свои обыч-
ные программы для того, чтобы сообщить
06 этом событии. В своих пёрвых коммен-
тариях обозреватели приветствовали реше-
ние Советского Союза. Радиокомментатор
Кингдон‘ заявил, что решение Советского
Союза, несомненно, означает быстрое окон-
чание войны против Японии. Заявление Со-
ветского правительства явилось. окончатель-
ным решающим ударом по Японии. Узы,
которые четыре великие державы столь
прочно выковывают в горниле войны, про-
лолжал он, должны сохраниться неруши-
мыми и во время мира. Вступление Совет-
ского Союза в войну против Японии уко-
рачивает сроки войны и дает надежду на
быструю победу. «Мы приветствуем Совет-
ский Союз — нового дальневосточного со-
юзника и провозвестника более близкого
мира на Тихом океане».

Радиокомментатор Кернан заявил, что
вступление Советского Союза в войну про-
тив Японии, несомненно, ‘укорачивает сроки
войны и является величайшей и решающей
мерой, принятой против Японии, и гарантией
того, что Япония не сможет долго сопро-
тнвляться.

ЛОНДОН, 8 августа. (ТАСС). По сооб-
щению  вашингтонского корреспондента
агентства Рейтер, президент Трумэн заявил
сегодня во второй половине дня, что Со-
ветский Союз об’явил войну Японии.
Печать была уведомлена 0б этом факте
лишь за 14 минут до заявления Трумэна,
и это сообщение было. подобно удару мол-
нии, Председатель сенатской комиссии по
иностранным делам Коннэли воскликнул:

«Благодарение Богу!
окончена».

`ЛОНДОН, 8 августа. (ТАСС). Касаясь
заявления Советского правительства о том,
что с 9 августа Советский Союз ‘считает
себя в состоянии войны с Японией, лондон-
ское радио в своей передаче отмечает, что
уже в течение некоторого времени во всем
мире строились предположения о возмож-
ности об’явления Россией войны Японии.
Однако’ единственным официальным указа-
нием на`это можно было считать тот пара-
граф в решениях’ Берлинской конференции
трех держав, в ‘котором говорилось, что во
время конференции. начальники штабов
трех правительств встречались для обсуж-
дения военных вопросов, представляющих
общие интересы.

Советское правительство, говорится в пе-
‘редаче лондонского’ радио, всегда держало
большие. силы на Дальнем Востоке. Изве-
стно, что японцы также имеют крупные
силы в Манчжурии.

ПАРИЖ, 8 авгусгз. (ТАСС). Парижское
радио передает: последний час мирового
конфликта пробил. Советский Союз только
что об’явил войну Японии. Изложив заявле-
ние Советского правительства, парижское
радио:в своей передаче продолжает: един-
ство, столь необходимое союзникам, про-
является. во  всех ‘уголках. земного шара,
причем ‘оно’ еще более тесно, чем когда бы>
то ни-было: Надежды «пятой колонны», пы-
лавшейся ‹ посеять рознь среди союзников,
еще раз рухнули. Это решение Советского
правительства не только приближает  раз-
вязку, но является также и выражением
плодотворной солидарности союзников,
являющейся крепким залогом мира, кото-
рый предохранит народы от страданий и
осуществит их надежды.

Война уже почти

Война на Тихом океане

ЛОНДОН, 8 августа. (ТАСС). Как пере-
‘даёт агентство Рейтер, штаб командования
сухопутными силами союзников на Тихом
океане сообщает, что американские тяжё-
лые и средние бомбардировщики и истреби-
тели совершили налёт на города Кагосима
и Миякомодзё — важные японские промыш-
ленные центры и железнодорожные узлы
на острове Кюсю.

Японские самолёты совершили безрезуль-
татный налёт на. американские позиции на
острове Окинава. Действиями противовоз-
душной обороны уничтожены или повреж-
дены 2 японских самолёта.

Американские; самолёты подвергли. бом-
бардировке ‘японские военные об’екты и су;
да в районе Фузана (Когея).

На острове Борнео разведывательные са-
молёты из состава американского. 7-го. фло-

та атаковали’ транспортные сооружения и около 1

строения в.окрестностях города Кучинг.

‚ Другие самолёты. американской ‘авиации
подвергли бомбардировке японские об’екты
на островах Целебес и Ява.

ВАШИНГТОН, 8 августа. (ТАСС). Штаб
командования ‘тихоокеанским флотом США
сообщает, что американские. самолёты со-
вершили налёт на японские  об’екты на
острове Уэйк и на японские суда у китай-
ского побережья. В воздушных боях сбито
4 японских самолёта,

В Цусимском проливе американские раз-
ведывательные самолёты потопили 4 не-
больших японских грузовых судна.
командования американской стратегической
‘авиацией на Тихом ‘океане’ сообщает, что
утром 8 августа ‘около- 125.. сверхмощных
‘бомбардировщиков «Летающая. крепость»,
сопровождаемых истребителями, сбросили
‚;500 тонн бомб. на промышленный
‘район Явата (остров Кюсю).

На с’езде Народного фронта Югославии

БЕЛГРАД, 8 августа. (ТАСС). На засе-
дании с’езда Народного фронта, состояв-
шемся 6 августа, с докладом о проекте про-
граммы Народного фронта выступил гене-
ральный секретарь  народно-крестьянской
партии Драголюб Иованович. После‘ обсуж-
дения с’езд утвердил программу Народного
фронта. :

«Народный фронт, как верный выразитель
общих интересов и самых глубоких чувств
наших народов,— говорится в первом пунк-
те программы,—на первом месте среди сво-
их принципов ставит сохранение государст-
венной целостности и независимости демо-
кратической федеративной Югославии.
Борьба за полное об’единение всех наших
народов и тех, кто до настоящего времени
был отделен и находился под властью ино-
странных империалистов, испытывая нацио-
нальный-гнет, является делом всех народов
Югославии». .

В программе указывается, что «братство
и единство народов Югославии — это свя-
тыня, которую никто не имеет права опоро-
чить, это — завоевание, которое должен бе-
речь и оборонять каждый патриот, ‘а’ 0со-
бенно сторонник: Народного фронта». На-
родный фронт ‘будет упорно’ и последова-
тельно бороться’за сохранение и дальней-
шее развитие равноправия народов Югосла-
вии, как основы нового государственного,
порядка,

«Народный фронт Югославии‚— говорится
в программе, — считает своим долгом сохра-
нять и все болыне укреплять братство и
единство южных славян, а также воспиты-
вать и развивать дружбу и солидарность
между балканскими народами, что является
основой мира на Балканах и основой сво-
бодного и счастливого будущего южносла-
вянских и всех балканских народов. ,

Народный фронт уверен, что нашу неза-
висимость.и все остальные завоевания нашей
народно-освободительной борьбы мы’ смо-
жем лучше всего сохранить и сможем избе-
жать новой опасности империалистических
завоеваний на основе братской дружбы с
великим Советским Союзом и опоры на его
искреннюю и бескорыстную помошь.

Народный фронт будет прилагать свои
усилия к тому, чтобы добиться братского
H возможно более тесного сотрудничества
со всеми славянскими народами, дабы они
обеспечили свою независимость, свободное
внутреннее развитие, создали несокруши-
мую крепость против новых завоевательных
войн и внесли свою долю в создание миро-
вой культуры, я

Народный фронт Югославии приложит вее
усилия к тому, чтобы постоянно’ углублять

дружеские связи наших народов’ со всёмя.

свобололюбивыми народами, в первую оче-
редь с нашими союзниками: в этой войне —
Англией, Соединенными. Штатами ‘Америки
и Францией, — чтобы обеснечить-мир,: уни-
чтожить фашистские и антидемократиче-
ские клики и осуществить взаимное эконо-
мнческое и культурное сотрудничество».

В программе говорится далее, что Народ-
ный фронт будег поддерживать. всякое уча-
стие в организации Об’единенных наций и
во всех международных организациях мира.
Народный фронг стоит за. полное уничто-
жение остатков фашизма и его реакцион-
ных источников в Югославии и во веем ми-
ре, за беспощадное наказание всех фашист-
ских военных преступников. - .

11-й пункт программы гласит:: «Народный
фронт считает, что поддержание’ братства-
и единства наших народов, ‘федеративное
устройство государства и подлинной демо»
кратии в Югославии несовместимы с м9
нархическим ‘образом правления, и будет
бороться за то, чтобы народ на свободных
выборах в Учредительное собрание голо-
совал за республиканскую форму правле-
ния, как единственную, отвечающую инте-
ресам всех наших народов».

В разделах программы, касающихся внут»
ренней политики, говорится. что Народный
фронт считает нужным обеспечить народу
самые полные демократические права,
добиться наиболее полного участия широ-
ких народных масс в работе органов вла-
сти, бороться за плодотворную работу этих
органов. Народный фронт, отмечается в
программе, сделает все, чтобы югославская

`АЛРЕС РЕДАКЦИИ и ИЗДАТЕЛЬСТВА: Москпа, 40, Ленинградское шосее, улица «Прав
an * 3-36-82; Иностранного — Д 3-37-50; Писем —д 3-4!   Le)

7813190,

армия вырастила высококвалифицирован-’
ные кадры. Народный фронт мобилизует
народные силы на то, чтобы страна возмож-
но быстрее была восстановлена и чтобы ее
экономика строилась на плановой основе.
Народный фронт будет вести борьбу против
спекулянтов и эксплоататоров, он будет
стремиться к тому, чтобы шире развива-
лись наука и техника, чтобы наролу были
обеспечены права на труд, отдых, лечение
и обеспечение по старости и нетрудоспо-
собности. В программе Народного фронта
выдвинуто требование права для. всех граж-
дан на образование и обязательное обуче-
ние 50 15-летнего возраста, равноправия
женщин, обеспечения, укрепления и расши-
рения политических. экономических И со-
циальных прав рабочего класса.

БЕЛГРАД; 8 августа. (ТАСС). Вчера за-
крылся с’езд Народного фронта Югославии,

На вечернем заседании 6 августа с до-
кладом об уставе фронта выступил Златан
Сремец. При обсуждении проекта устава
выступил от имени Освободительного Фрон-
та Словении Иосип Видмар. Затем с заявле-
нием от имени коммунистической партии
Югославии выступил встреченный горячими
аплодисментами Милован: Джилас,

Джилас заявил, что компартия явилась
инициатором вооруженной борьбы против
эккупантов, инициатором ‘федерального
строення государства, народных комитетов,
как органов власти, и. народного фронта,
как общенародного демократического дви-
жения, потому что все это было в интересах
народов Югославии. Джилас подчеркнул,
что всё, что коммунисты говорили и к чему
призывали, они. подкрепляли делами, Во
время этой войны погибло около 25 тысяч

‘  членов компартии, среди них И. членов ЦК, и

около 50. тысяч. членов. союза. коммунисти-
ческой молодежи, «От имени коммунисти-
ческой партии Югославии я заявляю, —
‘сказал, в заключение Джилас, — что ком-
партия будет бороться за осуществление
принятой с’ездом программы Народного
фронта и устава так же последовательно,
упорно и решительно, как она боролась за
изгнание оккупантов из нашей страны, за
создание федерального об’единения равно-
правных народов и за государственную
власть в форме нынешних народных коми-
тетов».

Выступивший от имени партии радикалов,
входящих в Народный ‘фронт, Михайло
Джурович, заявил, что эта. партия будет
всеми. силами‘ бороться за проведение про-
граммы Народного фронта. Представитель
земледельческой партии Вуячич отметил
‘большие заслуги компартии в организации
борьбы „за незавиеимость и победу демо-
кратни в Югославии.

С’езд. единогласно утвердил предложен-
ный. проект устава. ‘Этим уставом: преду-
сматривается, что членом Народного фронта
может быть каждый честный, свободолюби-
вый гражданин, пользующийся всеми граж-
‚данскими избирательными правами, согла-
шающийся с программой и уставом и про-
водящий их в жизнь. Кроме политических
партий, в Народный фронт могут входить и
массовые организации: профсоюзные, моло-
дежные, женские, кооперативные, культур-
ные и другие. Члены Народного -фронта
платят членские взносы. Высшим ‘органом
фронта является с’езд, созываемый раз в
год. С`езд избирает высший ‘руководящий
орган: союзный комитет в составе около
150членов, исполком в составе около 60
членов, президиум и секретарнат. ‘Кроме
лиц, избранных на с’езде, каждая партия,
группа или массовая. организация, входящая
в Народный фронт, выделяет ‘по’ одному
представителю в союзный кемитет.

Сегодня с’езд избрал руководящие ор-
ганы Народного фронта. Председателем
Народного фронта единогласно избран
маршал Иосип Броз-Тито. Делегаты устрои-
ли Тито бурную овацию. В состав прези-
диума вошли Бане Андреев, Бакич, Рус,
Жуйович, Васо Чубрилович, Видмар, Мо-
сковлевич, Гажи, Кецманович, Влахов,
Иованович и другие. Перед закрытием
с‘’езда выступил с речью председатель На-
родного фронта маршал Тито.

bias
5-69; Местной сети —Д

Возвращение Трумэна в США

НЬЮ-ЙОРК, 7 августа. (ТАСС). Как пе-
едаёт агентство Ассошиэйтед. Пресс из
ашингтона, Трумэн возвратился на крейсе-

Подписание Трумэном и Бирнсом документа
о ратификации Устава Об’единенных Наций

ВАШИНГТОН, 8 августа. (ТАСС). Офи-
пиально об’явлено, что Трумэн и Бирнс
подписали сенатский документ о ратифи-

Перед выборами в Болгарское Народное собрание

Обращение ‘болгарских писателей

СОФИЯ, 8 августа. (ТАСС). Как передает
софийское радио, в связи с предстоящими
выборами в Народное собрание болгарские
писатели оЦубликовали обращение к бол-
гарскому народу, в котором говорится:

«Болгарские писатели, верные провод-
ники благородных традиций художествен-
ной литературы, никогда не отделялись от
своего народа, неизменно следуя за ним по
всему его извилистому историческому пути,
оставаясь его спутником во все времена как
под’ема, так и упадка Болгарии. Выдающие-
ся болгарские писатели были не только вели-
кими писателями, проникнутыми прогрес-
сивными идеями, но и активными обществен-
ными деятелями, борцами за лучшее булу-
шее своего народа. Поэтому дело, совер-
шенное народом 9 сентября (день прихода
к власти в Болгарии правительства Отече-
ственного фронта), является до некоторой
степени и делом рук болгарских писателей.
Они не могут забыть чудовишного террора
и духовного мрака, распространявшихся фа-
шизмом, а также о том, какое зловещее бу-
душее нацисты готовили Болгарии. Именно
поэтому болгарские писатели считают необ-
ходимым, чтобы вокруг общественных сил,
создавших 9 сентября,  об’единились все
здоровые демократические элементы нации,
ибо только путь, начертанный этими об’еди’

С’езд болгарской рабочей ‘социал-демократической партии

СОФИЯ, 7 августа. (ТАСС). 5 августа в
Софии открылся 37-й очередной с’езд бол-
гарской рабочей социал-демократической
партин, на котором присутствуют 700 деле-
гатов и много гостей. С’езд открыл секре-
тгрь партии Димитрий Нейков, зачитавший
приветственную телеграмму  премьер-мини-
стра Кимона Георгиева. Затем с привет-
ственными речами выступили от имени
болгарской рабочей партии (коммунистов)
Вылко Червенков и от БЗНС (Болгарский
 Земледельческий Народный Союз) — Але-
ксавдр Обов.

Сессия Антифашистского Веча Народного
Освобождения Югославии

БЕЛГРАД, 8 августа. (ТАСС). Как пере-
дает белградское радио. вчера открылась
сессия Антифашистского Besa Народного
Освобождения Югославии (АВНОЮ). Это —
третье заседание представительного органа
народов Югославии после того, как 29—30
ноября 1943 года в городе Яйце состоялось
историческое заседание АВНОЮ, на кото-
ром были заложены основы нового юго-
славского государства.

Начавшаяся вчера сессия рассмотрит и
примет политические законы, которые име-
ют целью способствовать окончательному

Положение

АФИНЫ, 7 августа. (ТАСС). Греческий
регент ДЦамаскинос продолжает совешаться
с лидерами партий и политических группи-
ровок.

Вчера Сантос от имени греческой комму-
нистической партии заявил регенту о необ-
ходимости сформировать правительство,
з котором были бы представлены движение
сопротивления, старые — республиканские
партин и монархисты, но без участия таких
лиц, как Папандреу, который несет глав-
ную ответственность за длекабрьские собы-
тия, Гонотас, который организовал охран-
ные батальоны, Мавромихалис, который
финансирует фашистские организации, и: им
подобных. По словам Сантоса, регент при-
знал, что образование  представительного
правительства было бы лучшим решением,
но заявил, что другие партии возражают
против этого.

Сантос предложил опубликовать предло-

К положению советских граждан в Дании

КОПЕНГАГЕН, 6 августа. (ТАСС). Неда-
лёко от Копенгагена в местечке’ Ягерсприс
расположен лагерь для советских граждан,
угнанных в своё время гитлеровцами в фа-
шистское рабство в Германию.

Лагерь расположен в казармах датской
армии, в которых размещено около 6 тыс.
мужчин, женщин и детей.

Вопреки соглашению or 11 февраля
1945 г., командование союзных войск в Да-
нии не обеспечивает упомянутых советских
траждан бельём и обмундированием, Около
50 процентов из. них не обмундированы

‚нальном комитете Отечественного фронта

ре «Аугуста» в Ньюпорт, откуда направил-

В гтТонН.
О ВР НЬЮ-МОРК, 6 авгусга. (ТАСС). Высту-

пая на массовом митинге, состоявшемся в
Карнеджи-Холл в Нью-Йорке в честь со-
ветской профсоюзной делегании, председа-
тель Комитета политических действий Кон-
гресса производственных профсоюзов
(КПП) Хиллмэн подчеркнул, что между-
народное рабочее движение должно про-
должать свои об’единенные усилия в борь-
бе против фашизма. Хиллмэн от лица про-
грессивного американского рабочего дви-
жения обещал сотрудничество с рабочими
всего мира для достижения общих целей.
Хиллмэн . приветствовал В. В. Кузнецова
и остальных членов советской профсоюзной
делегации, а также всех друзей и союзни-
ков «борцов за великое дело об’единения
рабочих и простых людей всех стран». Под-
черкнув, что народы всего мира радуются
победе над гитлеровской Германией, Хилл-
мэн заявил, что американцы гордятся сво-
им вкладом в победу. «Но мы должны
признать. — сказал он, — что вклад Совет-
ского Союза в победу был самым боль:
шим». Героическая борьба советского на-
рода, «защищавшего свою-и нашу свобо-
ду», завоевала восхищение, уважение и глу-
бочайшую благодарность всех американцев.
На протяжении всей войны народы Совет-
ского Союза «несли основное бремя в биг.
ве за свободу человечества».

Хиллмэн заявил далее, что’ благодаря
усилиям членов советских профсоюзов, так
же как и усилиям американских рабочих,
была выиграна битва производства. «В прс-
тивоположность ’ нам, члены советских
профсоюзов ‘должны были вести эту битву
в невероятно трудных условиях вторжения.
Они совершили чудо; снаряжая. механизи-
рованную армию и снабжая гражданское
население, несмотря ‘на потерю и’ опусто-
шение свонх высокоразвитых в промышлен-
ном отношении районов. Для них война
происходила не на расстоянии‘в 3 тысячв
миль, а на их собственной земле, на ули-
цах их собственных городов. Линия’ произ
водства часто превращалась в линию фрон-
та; и их‘завод превращался во фронт, где
рабочие бросали станки и брались за ору-
жие для того, чтобы изгнать противника
за ворота. Они. работали. боролись и уми-
рали, защищая свою свободу и свободу
всего человечества». sn

Хиллмэн заявил, далее, что делегаты сс-
ветских профсоюзов приехали в Соединен-
ные Штаты не только как послы . доброй
воли, но и как партнеры в деле создания
международного профсоюзного единства.
Они хотят ознакомиться с ‘американскими
методами и американским. опытом. Делега-
ция Конгресса производственных профсок-
зов в Советском Союзе также будет изу-
чать советские методы и знакомиться с ни-
ми. Таким образом, будут укреплены узы
‘дружбы и взаимопонимание уже об’единен-
ных советских и американских рабочих. Ви-
зит советской делегации помогает осуще-
ствлению дела создания Международной
профсоюзной федерации. В феврале в Лоен-
доне международное рабочее движение со-
казало, что оно понимает уроки прошлых
лет, показавших, что только единство всех
прогрессивных элементов обеспечит побе-
ду над фашизмом и прочный мир.

Хиллмэн высоко оценил участие Кузне-

кании Устава Об’единенных Наций. Таким
образом, Соединенные Штаты официально
ратифицировали этот устав.

нившимися силами, является путем спасе-
ния страны. Вот почему с первого же момен-
та создания власти Отечественного фронта
болгарские писатели добровольно. предоста-
вили себя в. полное ‘распоряжение этой вла-
сти».

«Однако,—говорится далее в обращении, —
9 сентября — только начало. Перед нашей
нацией поставлены трудные, но благородные
задачи по исправлению страшных разруше-
ний прошлого. Нам предстоит’ вдохновен-
ное творчество по созиданию новой и силь-
ной Болгарии. Все силы нашего молодого
освобожденного народа теперь могут раз-
вернуться в полной мере с тем, чтобы обе-
спечить выполнение стоящих перед нами
задач. Дело, начатое 9 сентября, должно
быть доведено до конца.

Сознавая свою ответственность перед
историей и перед будущим поколением, бол-
гарские писатели считают, что дело, родив-
шееся 9 сентября, должно найти полную
поддержку всего болгарского народа. Отме-
чая великую миссию Отечественного фрон-
та, болгарские писатели призывают своих
многочисленных читателей городов и сел,
всю молодежь и весь болгарский народ
поддержать Отечественный фронт на, пред-
стоящих выборах».

С’езд заслушал доклад Д. Нейкова о ме-
ждународном н внутриполитическом поло-
жении страны, доклад оргсекретаря Ивана
Попова об организационном состоянии пар-
тии и об изменении в руководстве в связи
с выступлением оппозиции Косты Лулчева
и доклад представителя партии в нацио-

Здравко Митовского. На с’езде был из-
бран новый центральный комитет партии,
в который вошли Димитрий Нейков, Добри
Бодуров, Георгий Попов, Иван Димитров,
Кирилл Христов и др. — всего 27 членов.

государственному и юридическому устрой-
ству страны. На третьей сессии АВНОЮ,
псмимо участников 2 сессии, присутствуют
как делегаты лица, ставшие за этот проме-
жуток времени членами АВНОЮ, так и все
те, за счет которых расширился сейчас состав
Веча. Выполняя постановление Крымской
конференции, АВНОЮ приняло в свои ряды
тех делегатов Скупщины 1933 года, которые
не скомпрометиравалн себя сотрудничест-
вом с оккупантами и не изменили народу
в самые тяжелые моменты его истории.

ТЕГЕРАН, 7 августа. (ТАСС). В тавриз-
ском Доме культуры ВОКС состоялась
встреча действительного члена Академии
наук Азербайджанской ССР Мирзы Ибраги-
мова с представителями интеллигенции Тав-
риза. В своем выступлении Мирза Ибраги-
мов рассказал о достижениях Советского
Азербайджана в области культуры и про-
свещения.

В своем ответе. заместитель председате-
ля Тавризского филиала общества культур-
нсй связи с Советским Союзом Саффет ска-
зал: «Я был одним из членов делегации,
посетившей Баку в дни национального пра-

в Греции

ження, сделанные регенту всеми партиями,
чобы была ясна ответственность каждой
партии за существующее положение. Вчерз
было опубликовано заявление ЦК грече-
ской компартии, содержащее ряд требова-
ний, выполнение которых должно послу-
жить гарантией действительно свободных
выборов и осуществить которые может
только  представительное правительство.
В заявлении подчеркивается, что в случае
невыполнения этих условий компартия бу-
дет бойкотировать «лжевыборы». ‘Указы-
вается также, что компартия намерена про-

вести ряд политических митингов для

раз’яснения положения и своей позиции. Декрет *
По сведениям вечерних газет, регент об упорядочении

склонен согласиться с точкой зрения монар-

хистов и сохранить нынешнее правитель- чехословацкого

ство, мотивировав это решение «наличием

непреодолимых» противоречий между основ- гражданства

ными партиями». ПРАГА, 8 августа. (ТАСС). Президент

Чехословакии Бенеш подписал декрет об
упорядочении ‘чехословацкого гражданства
для лиц немецкой и венгерской националь-
ности. Декрет вступает в силу со дня об’яв-
ления его в своде законов и распоряжений
Чехословацкой республики.

Первый. параграф декрета гласит, что че-
хословацкие граждане немецкой или вен-
герской национальности, которые согласно
распоряжению оккупационных властей по-
лучили неменкое или венгерское граждан-
ство, с момента его получения лишаются
чехословацкого гражданства. Остальные че-
хословацкие гражданё немецкой или вен-
герской национальности ‚лишаются чехосло-

Командование союзных войск переложило
всё содержание советских граждан на дат-
кий Красный Крест, который хотя и забо-
гится об их снабжении, но не обеспечива-
ет в полном об’ёме положенным по согла-
шению питанием.

В лагере систематически проводится и
поопряется антисоветская пропаганда среди
советских граждан в пользу нёвозвращения
на родину. Однако все находящиеся там со-
ветские граждане хотят как можно скорее
выехать в Советский Союз.

Выступление Хиллмэна на массовом митинге
в Нью-Йорке в честь советской профсоюзной делегации

цова и Тарасова в разработке устава Ме-
ждународной профсоюзной федерации,
«Без их работы, без их великолепного со-
трудничества и твердой приверженности
демократическим принципам,—сказал он,—
наша задача никогда не была бы успешно
завершена». Хиллмэн выразил уверенность
в том, что парижская конференция профсэ-
юзов, которая состоится в сентябре, примет
устав Международной профсоюзной феде-
рацин. «Международное рабочее движение, —
сказал он, — будет знать, как ему действо-
вать и говорить через посредство новой
федерации. Через посредство этой федера-
ции рабочее движение будет требовать права
полного участия в разработке условий ми-
ра и представительства во всех междуна-
родных организациях, несущих ответствен-
ность’ за сохранение мира. Деятельность
этой федерации принесет ей ‘уважение и
благодарность не только самих рабочих, но
и народов всех стран, для защиты справед-
ливого дела которых она и будет создана».

«Со времени своего прибытия в Соединен-
ные Штаты, — продолжал Хиллмэн,— наши
советские друзья, я уверен, слышали под-
рывные голоса. некоторых членов Кон-
гресса и читали ядовитые статьи в неко-
торых органах нашей прессы. Я хочу заве-
рить их в том, что эти заявления идут не
от имени представителей огромного боль-
шинства американского народа. Это—пред-
ставители реакции. Но хотя силы. реакции.
составляют незначительное меньшинство,
они не испытывают недостатка в силе и
влиянии... Они понимают, что во время ми-
ра, так же как и во время войны, величай-
им источником силы народов является
единство Об’единенных наний, и в частно-
сти, дружба и тесное сотрудничество Со-
единенных Штатов с английским и совет-
ским партнерами. Сегодня они всеми си-
лами пытаются вбить клин между Соединен-
ными Штатами и Советским Союзом. Они
ежедневно распространяют различную злоб-
ную клевету на нашего великого союзника.
Они сеют подозрения в отношении мотивов
его действий, клевещут на его руководите-
лей и пытаются заставить народ забыть бес-
ценный вклад СССР в дело нашей общей
победы. Они пытаются преувеличить каж-
дое разногласие между нашими правитель-
ствами, а некоторые разногласия будут су-
шествовать и в дальнейшем».

Отметив далее, что подрывная кампания
направлена также против американского на-
рода; хотя непосредственной мишенью яв-
ляется Советский Союз, Хиллмэн заявил,
что прогрессивные силы одерживают побе-
ды, несмотря на усилия реакнионеров. Он
подчеркнул необходимость мобилизации ра-
бочих и всего народа, что значительно об-
легчится в результате установления един-
ства международного рабочего движения.

«Мы, — сказал в заключение Хиллмэн,—
приветствуем председателя Кузнецова и его
достойных товарищей. Всюду, где они по-
бывали, рабочие Америки демонстрировали
свою дружбу и свое восхищение нашими
советскими друзьями. Мы полны решимо-
сти в мире, так же как и в войне, итти ря-
дом с ними и с нашими братьями— членами
профсоюзов во всех странах по пути к до-
стижению наших великих общих целей».

° Встреча чпена Академии наук Азербайджанской ССР.
с представителями интеллигенции Тавриза

здника азербайджанского народа — двадца-
тяпятилетия существования Азербайджан-
ской республики. Я видел все, о чем гово-
бил здесь уважаемый Мирза Ибрагимов.
Одним из самых выдающихся результатов,
постигнутых азербайджанским народом в
области культуры и просвещения, явилось
то, что эта культура и это просвещение
сблизили нас. Наши народы узнали и полю-
били друг друга, и эта наша любовь никогда
ве угаснет>».

” В конце своего выступления Саффет про-
чел свое новое стихотворение «Поездка в
Баку».

Заявление
главы итальянской
профсоюзной
делегации

ЛЕНИНГРАД, 8 августа. (ТАСС) Глава
находящейся здесь итальянской профсоюз-
ной делегации Джузеппе Ди Витторио сде-

лал следующее заявление корреспонденту
ТАСС:

— Мы узнали сегодня о том, что Совет:
ское Правительство об’явило войну Япо-
нии. Мы пользуемся случаем, чгобы через
советскую печать заявить, что итальянская
профсоюзная делегация приветствует этот
акт Советского Правительства. Этот шаг
необходим для того, чтобы все чзэловече-
стзо могло спокойно жить; необходимо уни-
чтожить этот очаг милитаризм? Было бы
невозможно построить демократический по-
рядок в европейских и азиатских странах,

Выступление ван Акера в парламенте
БРЮССЕЛЬ, 7 августа. (ТАСС). Премьер-   < короле. Это вызвало смех на скамьях

министр ван Акер зачитал вчера в палате
представителей правительственную  декла-
рацию. Обещая сократить срок составления
списков избирателей, премьер сообщил, что
‘перевыборы парламента состоятся’ в марте
1946 года. Страна требует, заявил он, чтобы
крупные коллаборационисты (т. е. лица, со-
трудничавшие с оккупантами) немедленно
были преданы суду. Правительство это
обеспечит. В ближайшем будущем прави-
тельство ратифицирует устав Об’единенных
наций. Hines :

Открывая прения, Картон де Виар (като-
лик) пытался ‚ возобновить дискуссию

депутатов.

Депутат Глинёр (коммунист) подчеркнул,
это ‹ бельгия заинтересована в лойяльном
участии в грандиозной работе по укрепле-
нию мира, за которую взялись три великие
державы. «Некоторые газеты ‘продолжают
кампанию ненависти и клеветы против на-
шего великого союзника СССР, — заявил
Глинёр. — Терпимость в отношении этих
газет, деятельность которых вредит интере-
сам Бельгии, ничем не оправдывается. Надо
быть беспошадным. в отношении тех, кто
ставит ‘под угрозу дружбу между нами и
союзниками».

Иберийская лига требует включения Франко
в список военных преступников

ЛОНДОН, 7 августа, (ТАСС). Как сооб-
щает агентство Рейтер, ИМберийская лига
фронтовиков и бывших фронтовиков напра-
вила комиссия Об’единённых наций по рас-
следованию военных преступлений письмо
с просьбой расследовать дело Франко и ре-
шить, должен ли он предстать перед судом
как военный преступник. Это письмо после-
довало за документом, адресованным Лигой
комиссии ещё ранее и разоблачающим пре-
ступления, совершённые генералом Франко
во время войны в Испании, а также солда-
tama «Голубой дивизии». Письмо было от-

правлено в ответ на сообщение комиссии по
расследованию военных преступлений, в ко-
тором говорилось, что преступления, кото-
рые были совершены в Испании, «не входят
в юрисдикцию комиссии по расследованию
военных преступлений». Лига отмечает, что
«Голубая дивизия» входит ‘в состав испан-
ской армии. Об этом свидетельствует тот
факт, что её члены не потеряли испанского
гражданства, а её командующий генерал
Муньос Грандес до последнего времени за-
нимал важный пост в испанской админи-
страции.

С’езд Комитетов национального освобождения Миланской провинции

РИМ, 8 августа. (ТАСС). В Милане за-
кончился с’езд Комитетов национального
освобождения Миланской провинции. В’ ра-
боте с’езда приняли ‘участие деятели ком-
партии Тольятти и Лонго. и деятель либе-
ральной партии Артезани. В принятой с’ез-
дом резолюции говорится о солидарности

д, 24; ТЕЛЕФОНЫ ОТДЕЛОВ РЕДАКЦИИ;

Комитетов национального освобождения Ми-
ланской провинции с правительством. В ре-
золюции подчёркивается также особая рол»
Комитетов национального освобождения в
подготовке созыва учредительного собра-
HHA.

- Справочное бюро — Д 3-15-68; П йной + J 3- fe — -88;
-47; Информации — Д 3-15-80; Литературы и искусства — Д 3-38-73; и — 3 3-37-63; cece: а лы и

Типография газеты «Правда» имени Сталина.

вацкого гражданства со дня вступления в
силу декрета. Декрет не распространяется
на тех немцев и венгров, которые во время
наибольшей опасности для республики при
регистрации ‘заявили, что они являются че-
хами или словаками. Чехи, словаки и rpa-
ждане других слазянских народов, которые
по. принуждению или в силу обстоятельств,
заслуживаюших особого снисхождения, за-
явили, что они становятся немцами или вен-
грами, не считаются таковыми, если мини:
стерство внугренних дел выдаст им свиде.
тельство о благонадёжности.

Во втором параграфе декрета говорится,
что лица, на которых распространяется рас-
‚поряжение, содержащееся в первом пара-
графе, сохранят чехословацкое гражданство,
если докажут, что они остались верными
Чехословацкой республике, никогда не про-
винились перед чешским и словацким наро-
дами, или в том случае, если они приняли
деятельное участие в освобождении Чехо-
словакии либо подвергались нацистскому

террору.

Согласно пятому параграфу декрета, чехи.

словаки и граждане иных славянских наро-.

дов, которые во время наибольшей опасно-
сти для республики добровольно приняли
немецкое или венгерское гражданство, ли-
шаются чехословацкого ‘гражданства.

—O—-

Суд над Петэном

ПАРИЖ, 8 августа. (ТАСС). Сегодня суд
по делу Петэна заслушал показания’ гене-
рала Бержере, Бертело, адмирала Блео и
других «статс-секретарей» и «министров»
так называемого «правитёльства»

лей. Эти свидетели, являясь
ками деяний Петэна — Лаваля, сами подле
жат суду. В своих «показаниях» они стара-
лись обелить Петэна, чтобы таким путем
выгородить самих себя,

$ Отдел об’явлений — Д 3-

Виши,
вызванных защитой в качестве свидете-

соучастни-

м — Д 3-10-85; Экономического

не покончив с японской реакцией, < захват»
ничеством и насилием. Учитывая все 970,
итальянское правительство выразило волю
своего народа и об’явило войну Японии,
Сегодня мы счастливы сознавать, что наш
народ сейчас является союзником совет.
ского народа в общей войне протиз Японии,

SS TRS SD

РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ,

5 Se RES Flees + ORES eR SS

теоретический и политический
журнал ЦК ВКП(б)

«БОЛЬШЕВИК» №14.

СОДЕРЖАНИЕ: Передовая—Партия Ленина—
Сталина ‘(— вдохновитель и организатор
гобеды советского народа над фашистской
Германией. Г. Александров — О ‘некоторых
задачах общественных наук в современных
условиях. В, Кружков — Фридрих Энгельс
г НЫ АО на’ледетво. Г, Гак —

ли J ности и народных масе в исто-
рии. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОБЗОР: М. Дани-
левич — Аргентина в период второй ми-
ровой войны. КРИТИКА И БИБЛИОГРА-
ФИЯ: М. Рубинштейн — Книга о советской
науке (Д. Картер «Секретное оружие Рос-
сии>). В. Аварин — Документы о внешней

политике СПТА в предвоенный период.

ВЫШЕЛ ИЗ ПЕЧАТИ

СЕГОДНЯ В ТЕАТРАХ

ФИЛИАЛ МХАТ — Гастроли Харьковского
Украинского Гос. Драматического театра УССР
имени Т. Г. Шевченко — БОГДАН ХМЕЛЬ
ницкий. Билеты в кассах филиала МХАТ и
в ЦТК. Начало в 7 ч. 30 мин. вечера,

ГОО. ДРАМАТИЧ. ТЕАТР им. МОССОВЕТА

(Каретный ряд, 3) — Отелло. Начало в 7 ча
мин. вечера.
МОСКОВСКИЙ ГОС. ЕВРЕЙСКИЙ ТЕАТР

(Мал. Бронная, 2) — Цвей к лемл. Начало
в 7 чае. 30 мин. ры т

ГОС. МОСКОВСКИЙ МУЗ. ТЕАТР имени К. 0,
СТАНИСЛАВСКОГО и Вл И, НЕМИРОВИЧА-

ДАНЧЕНКО Дочь Анго. Начало в 7 Час,
мин. вечера.

ГОО. ОПЕРНО - ДРАМАТИЧЕСКАЯ СТУДИЯ
им. К. 0. СТАНИСЛАВСКОГО (в помещ. театра
сада имени Баумана, ул. К. Маркса, 15, и Ново:
Басманная, 16) — День чудесных обманов
(Дузнья). Начало в 7 час. 30 мян. вечера,

3-39-00... Экспедиция — Д 3-84-12,
Изд. № 510.