т

ay.
Дно

Ona
Cy

Plan

KOQ
ВЫ.

лицу
ища
ЗЫ,

лега-
HOT
СКО.
OCTO.

елез-
& ко.
elite.

заме-
c006-
lelite.
Me:
Е. И,
П. В
СС).

чз

3po-
KOB,

10).
Ей

——

в «Я

, non
М oneal

попов
ered Bilt
yonyeul”
Гродна
qa, (ue:

roay
yer wet
Я Soon
LA, ¢ a
Г pomp

[ Г

0)
) 0
Pea

my

Я
po

ge

т
post Be
ори
no
cote
pot
. yon?

Bye
ge
10 wo

peat
м
т
Е ии”
№

ete”
A ди
а
ИО Я
раб
ой

к

a
apart

18]
(ау

i

12 АВГУСТА 1945 г., № 192 (9963)

Слава сильным и смелым сынам и дочерям
советскозо народо!

Физкультуру и спорт—на выситую ступень

физической культуре и спорту в на-
пей стране придаётся большое государет-
зенное значение. Первый парад физкуль-
‚урников всевобуча в 1919 году на Крас-
ой площади принимал основатель нашегс
тосударства великий Ленин. Постоянное
зиимание развитию физкультуры и спор-
та уделяет товарищ Сталин.

физическая культура прочно вошла в
fur трудящихся Советского Союза. С каж-
1ых годом она занимает веё более видное
чето в воспитании подрастающего поколе-
ия. На её развитие государство расходует
нчительные средства.

(1921 по 1941 год в стране построено
ло 600 стадионов, 14 тысяч комплекс-
вых спортивных площадок, свыше 45 ты-
яч волейбольных и баскетбольных плоша-
ук, 6 тысяч лыжных станций, свыше 500
тдных станций и т. д. За это время от-
рыто семь высших учебных заведений,
тотоващих кадры физкультурных работни-
тов, 27 физкультурных техникумов, созда-
ны научно-песледовательские институты
физической культуры.

Комплекс «Готов к труду и обороне», ко-
прый хо самого последнего времени был
фундаментом физического воспитания мо-
лобжи, был разработан научными органи-
зациями и утверждён правительством. На-
ще государство всемерно поощряет рост
спортивных достижений, отличает наибо-
в выдающихся спортеменов, заботится о
ИХ.

(оветский народ любит своих спортеме-
0B не только за их выдающиеся дости-

oof
H. POMAHOB .

Председатель Всесоюзного комитета
по делам физкультуры и спорта
при СНК СССР

$Ф>®

физкультуры и помогли вернуть в строй
тысячи раненых бойцов и командиров.

В спортивной жизни страны сейчас. в
связи с великой победой, одержанной над
гитлеровской Германией, царит небывалый
под’ём. Соревнования 1945 года по коли-
честву и размаху не уступают предвоен-
ным. Впервые после пятилетнего перерыва
начался розыгрыш всесоюзного первенства
па футболу и по ряду других видов спорта.

В годы войны наши спортемены продол-
жали борьбу за повышение спортивного мз-
стерства. В настоящее время в СССР
имеется 288 заслуженных мастеров спор-
ta, 2 тысячи мастеров спорта, 4 тысячи
спортсменов первого разряда и 28 тысяч —
второго разряда всесоюзной классифика-
ции.

Недели, предшествовавшие Всесоюзному
Дню физкультурника, ознаменовались уста-
новлением ряда новых рекордов. Леонид
Мешков и Виталий Ушаков улучшили ре-
корды в плавании «кролем», причём время,
показанное ими на дистанции в 200 и 400
метров, лучше официальных рекордов Ев-
ропы. Два новых рекорда в плавании за-
воевала Капитолина Васильева, шесть pe-
кордов — Зинаида Шелешнева. Новые все-

зения на спортивной арене. Великая Оте-   Союзные достижения установили бегун

четвениая война показала, что наша физ- Станислав Пржевальский,  метательница

культурная молодёжь с честью прошла ис- тир Севрюкова, штангист Григорий
овак.

ытания на полях сражений. Закалившиеь
р спортивных соревнованиях, советские
физкультурники проявили себя превосходх-
лыми солдатами п офицерами. Уже не-
сколько недель спустя после начала войны
зв советских чемпиона, ушедших добро-
зальцами на фронт, — боксёр Николай
Лтейн и гребец Максим Троицкий — были
паграждены орденами. Спортемены-бойцы
точно и аккуратно выполняли поручения
томандования, проявляя при этом ценную
лнициативу.

Десятки спортсменов, чемпионов и ре-
тирдеменов сражались с врагом в парти-
занских отрядах, лыжных батальонах, в
торных частях, в разведывательных груп-
пах. Веюду они проявляли себя достойными
сынами своего народа. Абсолютный чем-
пион (ССР по боксу Николай Королёв,
известный тяжелоатлет рекорлемен Дон-

Некоторые из рекордов военного времени
также заслуживают внимания. Старший
лейтенант Феодосий Ванин в беге на 20
километров превысил на 9 секунд мировой
гекорд аргентинпа Цабала. Три рекорда
установила известная московская легкоат-
летка Евдокия Васильева в беге на 800,
1.000 и 1.500 метров, причём результаты,
показанные ею, лучше официзльных миро-
вых рекордов. Рекордный результат Нины
Думбадзе в метании лиека на 49 метров
88 сантиметров превысил на 157 санти
метров официальный мировой рекорд. Сей-
час в мире нет ни одной метательницы, ко-
торая могла бы приблизиться к рекордам
Лумбадзе. Рекорды Александра Пугачевеко-
го в беге на 800, 1.000 и 1.500 метров,
рекорд Петра Степанова в беге на 3.000
метров с препятствиями, рекорд Евгении
(Сеченовой, пробежавшей 100 метров в

лы не считают своим делом организацию

с коллективами других школ.

движения.

ской, один из лучших советеких альтини-
стов Ивтений Лванов и многие другие пре-
красно действовали в партизанских отря-
дах, уничтожая немиев и пуская под от-
50 вражеские эшелоны.

Сила” советской физкультуры — в её
иассовости. Помимо нескольких миллионов
иношей и дэвушек, состоящих в 806ро-
вольных спортивных обществах, спортом
занимаютсл десятки миллионов мололежи.

(лна из замечательных традиций совет-
(кого спорта —= массовые кроссы. Обычно
взажлом из них принимает участие не-
(ROIBKO миллионов человек. Надо, однако,
сказать, что эти любимые народные сорев-
нования до сих пор не используются на-
межащим образом для вовлечения мололё-
жн в регулярные занятия  епортом.
росе — первый шаг на пути вовлечения
молодёжи в занятия физической культу-

рой. Между тем многие спортивные органи-

зации отраничиваются только проведением
зроссов, подготовку к которым часто заме-
вяют парадной шумихой.

В колхозной деревне большим успехом
пользуются соревнования, в особенности
лыжные. В прошлом году в колхозных
лыжных соревнованиях участвовало 1.130
тысяч человек, а минувшей зимой — по-
tm 1.6 миллиона человек. Но одних лыж-
ных соревнований для физического разви-

12? секунд, и ряд других успехов совет-
ских спортеменов следует признать дости-
жениями высокого международного класса.

тяжестей 27 превышены советскими масте-
рами-гиревиками.
среди наших штангистов занимает Гри-
горий Новак. Это — атлет феноменальной
энергии, который далеко еще не достиг
своего «потолка». За четыре года войны он
15 раз улучшал рекорды СССР, которые

Из 35 мировых рекордов по поднятию

Исключительное место

далеко оставляют за собой официальные
мировые рекорды.

Прекрасных успехов добилиеь наши
лыжники. Зимой 1945 года Мария Мини-
на, Екатерина Воробьёва. Василий Хрящи-
ков и Василий Смирнов показали в лыж-
ных гонках лучшие достижения, оставляю-
щие халеко позади все прежние результа-
ты страны. Василий Хрящиков прошёл,
например. 20-километровую дистанцию в
1 час 15 минут 51 секунду.

Надо, однако, сказать. что не вее спот-
тивные достижения наших мастеров могут
лас удовлетворить. Рекорды СССР в ряде
видов спорта. особенно в лёгкой атлетике,
отстают от мировых. Классе игры наших

футбольных команд необходимо совершен-

ствовать. Нельзя мириться с таким поло-

зением, когда только 3—4 команды пока-

ходимости придать физкультурному
жению- «массовый характер с вовлечением
в него не только рабочих, но и крестьян,
и не только молодёжи, но и взрослых ра-

зывают действительно хорошую игру.

нас должно быть много первоклассных фут-
больных. баскетбольных,  волейбольных,
ватерпольных команд и не только в спор-
тивных центрах республик, но и во всех

тия молодёжи мало. Надо развивать и дру-
ше виды спорта. К сожалению, физкуль-
турная работа в деревне пока поставлена
61860. Шело чести сельских комсомольских
организаций — добиться создания постоян-

не действующих колхозных коллективов
физкультуры и организации разносторонней
спортивной жизни в деревне.

Массовый размах физкультурной работы
позволил спортивным организациям про-
делать большую работу по подготовке бое-
зых резервов для Красной Армии. В тече-
ние четырёх лет войны советские спортс-
мены и спортивные общества деятельно
тотовили молодёжь к службе в Красной Ар-
мии, обучая её плаванию, ходьбе на лы-
дах, искусству рукопашного боя и т. д.
Многие девушки-спортеменки, особенно
TIMHACTRH, изучили методику лечебной

крупных областных горолах. Мы должны
воспитать первоклассных теннисистов, лег-
ксатлетов, борцов. бокеёров, велосипеди-
стов. мотоциклистов.

Этого можно лобиться только в том слу-

чае, если, наряду с широким развитием

спортивной жизни во всех республиках,
городах и районах, будет уделено 0с0бое
внимание укреплению первичных физкуль-
турных коллективов.

Нужно раз и навсегда покончить с Ta-

кой практикой, когла отдельные комитеты

по делам физкультуры и спорта и спор-
тивные общества ограничивают зв0ю ра-
боту с узким кругом спортеменов, не при-

влекают широкие слои трудящихея и 060-
бенно молодёжь к регулярным занятиям
физической культурой и спортом.

Каждое предприятие, каждый колхоз.
каждая школа и вуз должны иметь дея-
тельные спортивные коллективы с хорошо
поставленной учебно-тренировочной рабо-
той. Новичков, приходящих в коллектив,
надо смело вовлекать в соревнования на
звание чемпионов предприятия, колхоза
или института. Нужно проводить интерес-
ные, разнообразные состязания внутри
коллективов и между коллективами.

Надо помнить, что физическое воспита-
кие является неот’емлемой частью комму-
виетического воспитания детей. Между тем
в ряде школ еще недооценивают значение
физкультуры. Органы народного образова-
ния и руководители школ должны пере-
смотреть своё отношение к физическому
воспитанию школьников. Некоторые шко-

внеклассной спортивной работы. 910
нельзя считать нормальным. Важдый
школьник должен заниматься хотя бы в
одной спортивной секции.

Необходимо добиться, чтобы во всех на-
ших школах были созданы спортивные
коллективы, площадки, стадионы, гимна-
стические городки, чтобы была развёрнута
широкая внеучебная спортивная работа,
основанная на массовости и самодеятель-
ности. Есть, конечно, школы, в которых
ученики часто выступают в соревнованиях,
тренируются, играют матчи, состязаются
Но таких
кол пока мало.

Широкое развитие детского спорта —
важнейшая задача всего физкультурного
Большое значение имеет физ-
культурная работа и в высших учебных
заведениях. Создаваемые сейчас при ин-
ститутах студенческие спортклубы должны
внести серьёзный перелом в постановку
спортивной работы в вузах.

Местные партийные организации, как
правило, уделяют серьёзное внимание во-
иросам физической культуры. Однако кое-
где они занимаются ими несистематиче-
ски, от случая к случаю, не уделяя долж-
ного внимания развитию массовой физ-
культурной и спортивной работы, не при-
нимают достаточных мер к улучшению
работы комитетов физкультуры, не забо-
тятся о ремонте спортивных сооружений и
производстве необходимого для физкуль-
турников инвентаря.

Между тем задача воспитания миллио-
нов физически крепких людей, людей воли,
мужества, энергии, настойчивости, постав-
ленная еще Лениным, немыслима без все-
мерного развития физической культуры.
Решение ЦК партии от 1925 года о необ-
дви-

бочих и работниц» сохраняет свою акту-
зльность и по сей день.

Без помощи партийных организаций, без
их систематического руководства и контро-
ля трудно добиться решающих сдвигов в
развитии физкультуры и спорта. Нужно
в ближайшее же время развернуть широ-
кую пропаганду физической культуры и
спорта. Необходимо культивировать и про-
пагандировать чувство спортивной чести
города, предприятия, республики. Широко
известны должны быть имена лучших
спортсменов, защищающих спортивную
честь коллектива.

Дальнейшее развитие спорта очень часто
задерживается отсутствием спортивных
сооружений и инвентаря. Hak показал
опыт, там, где партийные организации
серьёзно занимаются вопросами физкуль-
туры, всегда находятся возможности для
строительства и ремонта простейших спор-
тивных сооружений, площадок и стадионов
при районных центрах и рабочих поеёл-
ках. Почти везде можно организовать про-
изводство спортивного инвентаря и 0бору-
дования из местных ресурсов.

Особое внимание должно быть обращено
ча районы, в которых побывали немецкие
оккупанты. В этих районах враг варварски
разрушил спортивные сооружения. Их не-
обходимо быстро восстановить.

Спорт — кровное дело молодёжи. Вполне
естественно, что комсомольцы должны
быть застрельщиками развития спорта. От
комсомольских организаций физкультур-
ники вправе ждать инициативы, помощи,
активного участия в работе.

Всесоюзный День физкультурника —
день смотра работы физкультурных орга-
низаций — должен стать исходным пунк-
том для дальнейшего улучшения физиче-
ского воспитания нашей молодёжи.

1 минута 6,3 секунды!

Десять лет назад в Сталинграде, на Вол-
те, мне удалось установить первый всесотюз-
ный рекорд в заплыве на 100 метров стилем
«брасс». Эту дисганцию я прошел тогда за
1 минуту 14,6 секунды. Так началась моя
борьба за новые рекорды.

60 раз улучшал я всесоюзные достижения
советских пловцов. Некоторые из достиг-
нутых мною результатов превышали офи-
циально зарегистрированные мировые и ев-
ропейские рекорды.

Я непрерывно совершенствовался в пла-

зании двумя способами — стилем «браес»
и стилем «кроль». Состязаться приходилось
на различные дистанции — на 100, 200,

400 п 500 метров. Z

Спортивная жизнь была прервана вой-
ной. Будучи жителем Ленинграда, я всту-
пил добровольцем в Красную Армию и при-
нял участие в обороне славного города. В
одном из ожесточённых боев я был тяжело
ранен в плечи. Казалось, что эти ранения
положат конец моей спортивной деятельно-
сти. Рассчитывать на нормальную работу
рук я, конечно, не мог.

Олнако врачи восстановили мое здоровье,
залечили раны. Снова началась спортивная
жизнь -—— интересная и увлекательная.

С прошлого года под руководством тре-

нера Георгия Чернова я начал готовиться
к новому достижению в плавании стилем
«брасс» на 100 метров. Тренируясь, я при-
нял участие ве многих соревнованиях со-
ветских пловцов в Москве, в том чиеле в
розыгрыше личного первенства страны.
Мне удалось завоевать звание чемпиона
СССР на дистанции в 100, 200, 400 и 509
метров, опередив спаснейшего соперника —
Семена Бойченко. В заплыве на эти дистан-
ции он занял вторые места.

Десятилетний опыт и повседневные тре-
пировки в бассейне позволили непрерывно
улучшать технику плавания. Я тшательно
изучал свои недостатки и напряженно бо-
ролся за повышение скорости, за каждую
десятую долю секунды. Огромное значение
имел режим. Значительную помощь оказы-
вал мне тренер С секундомером в руке он
проверял мои движения на отдельных уча-
стках дистанции — на старте, финише, на
поворотах.

Кропотливая, упорная работа, наконец,
увенчалась успехом. На сборе пловпов в
бассейне Пролетарского района Москвы я
проплыл 100 метров стилем «брасс» («бат-
терфляй») за 1 минуту 6,3 секунды — на
1 секунду быстрее американца Хуг — 00-
ладателя официального мирового рекордз.

‘

Стартовать пришлось одновременно с Ce-
меном Бойченко, который в свое время по-
бил мировой рекорд на эту дистанцию. С
первых же метров я резко вырвался вперед.
У поворотного шита мне удалось мельком
рзглянуть на своэго соперника. Он отставал
от меня метра на три. Затем расстояние
между нами увеличилось до четырех ме-
тров. Бойченко финишировал через 1,8 се-
кунды после меня.

Мой успех особенно приветливо был
встречен учащимися ремесленных училищ
и школ $30, которые проходят под моим
наблюдением обучение плаванию в бассей-
не Пролетарского района. Многие из них
уже завоевали командное и личное первен-
ство Москвы.

Добившись этого успеха, я начал трени-
роваться в плавании ‘стилем «кроль». На
соревновании в честь Дня физкультурника
мною установлен новый европейский ре-
корд; который одновременно является и все-
союзным.

Упорная борьба за скорость, за десятые
доли секунды продолжается. Советские
пловцы приложат все усилия к тому, что-
бы завоевать мировые рекорды в плавании.

Леонид МЕШКОВ.
Заслуженный мастер спорта СССР.

ебу

В боях за Родину

В дремучую тишину леса ворвалея зло-
вещий рев моторов. Колонна немецких тан-
ков стремительно шла в атаку, проклады-
вая путь наступающей пехоте.

Хладнокровно, расечитав каждый метр.
каждую секунду, ветретил закованных в
сталь врагов Николай Копылов — командир
небольшой группы советских танков. Когда
расстояние между нашими воинами, и нем-
цами сократилось до 800 метров, он прице-
лился и произвел первый выстрел. Снаряд
разворотил башню «Тигра». Затем уда-
лось подбить и второй «Тигр». Bexope
вся немецкая колонна была разгромлена.
Бой, выитгранный Николаем Вопыловым,
показал великолепные качества советского
офицера — выдержку, смелость, умение
быстро и всесторонне оценить свои силы.
Эти качества развил в нем спорт. Недаром
Николай Копылов добился звания чемпио-
на страны в беге на длинные дистанции.

Спортивное мастерство Копылова полу-’
чило замечательное применение в боях за
советскую Родину. Он сражался с немецки-
‘ми захватчиками под Москвой, Сталингра-
дом и Курском, участвовал в штурме Бер-
лина. Гвардии полковник Копылов удосто-
ился высокого звания Героя Советского
Союза.

Драгоценные › качества, воспитанные
спортом и физической культурой, нашли
всестороннее проявление и в славных 006-
вых делах множества других воинов Врас-
ной Армии.

От берегов Волги до Эльбы прошел из-
вестный московский гимнаст и мотоциклист
Глеб Бакланов, ныне генерал-майор, Герой
Советекого Союза. На одном из корпусов
Сталинградекого тракторного завода до сих
пор сохранилась дощечка: «Сей цех взяли
бойцы полковника Бакланова».

Никогда не померкнет слава спорт-
смена Александра Покрышкина — знамени-
того летчика, трижды Героя Советского
Союза. К физической культуре он приобщил
себя еше двенадцатилетним мальчиком. С
тех пор Покрышкин непрерывно занимался
гимнастикой, тренировался в беге, играл в
футбол.

318 спортеменов-студентов Ленинград-
ского института физической культуры имени
Лесгафта с первых дней войны ушли
на фронт, сменив брусья и трапеции
на винтовки и пулемёты. В армии они с
новой силой продемонстрировали свою за-
калку и ловкость. Командиры частей, сра-
жавшихся под Ленинградом, ставили их в
пример другим бойцам.

Боевыми подвигами прославили себя в
боях за Родину и студенты Московского ин-
ститута физической культуры имени
Сталина.

В войне пригодились все виды спорта и.
физической культуры. На войне прослави-
лись знаменитый боксер Николай Королев и
сильнейший пловец Леонид Мешков, извест-
ные штангисты Израмль Механик и Нико-
лай Шатов, выдающийся легкоатлет Григо-
рий Ермолаев и многие другие мастера
спорта.

Еще в мирное время советские альтини-
сты поднимались на высочайшие вершины
Памира. Тянь-Шаня, Кавказа и Алтая. Они
покоряли пики, которые считались недо-
ступными. Навыки, приобретенные при вос-
хождении в зону вечных снегов, наши аль-
пинисты умело использовали и в горных
боях. Они были в первых рядах воинов,
оборонявших Казказ. Им принадлежит з8-
слуга овладения труднодоступными ‘круча-
ми Карпат. Известный альпинист Евгений
Иванов спустил под откос семь немецких
эшелонов!

Тысячи и тысячи физкультурников от-
личились в штыковых боях и гранатомета-
нии, ‘в меткой сгрельбе и водных перепра-
вах, в воздушных схватках и мотоциклет-
ных рейдах.

Особое место в войне принадлежало лыж-
ному спорту. Поставленные на лыжи, бой-
цы етремительно мчались в атаку, легко
поспевали за танками, проникали в глубо-
кий тыл врага, наносили ему сильные уда-
ры. Неоценимую услугу принесли лыжни
нашим партизанам и партизанкам. Недаром
среди них было так много мастеров лыж-
ного спорта. Всем памятен подвиг, совер-
шенный партизанкой Любой Кулаковой —
чемпионкой СССР по лыжам.

Советские спортсмены-бойцы были всег-
да впереди. Их пример увлекал спорт-
сменов, работавших на фабриках, заводах,
в учреждениях, в совхозах и колхозах. Смс-
калку и выносливость, выработанные в
спортивных играх, они успешно применяли
в труде, завоевывая победу над врагом.

Наша Родина создала замечательные
условия для развития физической культу-
ры и спорта, воспитала многие тысячи сме-
лых, выносливых спортсменов и физкуль-
турников. И, глубоко благодарные своей Ро-
дине, они не щадили ни сил, ни жизни для
ее счастья, для ее свободы.

П. КАПЫРИН.
-—O—

В честь Дня
физкультурника

СТАЛИНАБАД, 11 августа. (Корр. «Прав-
ды»). Столица Таджикистана широко отме-
чает День физкультурника. В Сталинабад
прибыли участники республиканской спарта-
киады, проводимой в честь этого дня. 12 ав-
густа на стадионе «Динамо» устраивается
большой спортивный праздник. В его про:
грамме — выступления гимнастов, соревно-
вания по легкой атлетике, баскетболу, во-
лейболу, футболу. Завтра открывается пер-
вый республиканский шахматный чемпионат.

пб.

Балтийская регата

ЛЕНИНГРАД, 11 августа. (ТАСС). Здесь
закончилась продолжавшаяся три дня Пер-
вая Балтийская парусная регата. В ней
участвовали яхтсмены Таллина, Беломор-
ской военной флотилии, Архангельска и
Ленинграда. Гонки проводились на’ яхтах
класса «Л-45» и шверботах класса «М-20».

Все три гонки на 10, 20 и 50 миль — вы-
играли команды Ленинграда. Им вручается
переходящий приз Первой Балтийской ре-
гаты — серебряный кубок.

На снимке:
Н. А. Аминтаев; справа — субстратостат «СССР ВР-79»

слева — мастер парашютного спорта СССР гвардии подполковник

Фото В. Реута.

Прыжок из стратосферы

Туман вчера с утра окутал Подмосковье.
Плотная, ссрая. Macca отделила землю от
небосвода. На лётной площадке, занявшей
небольшую лесную поляну, туман был
особенно густым. В десяти метрах трудно
было разглядеть человека.

Но участники предстоящего полёта уве-
рены в точности прогноза. В назначенное
время отдаётся приказ наполнить водородом
оболочку субстратостата. Медленно, как
будто сбрзсывая непосильную ношу, ра-
стёт и пухнет оболочка. И так же медленно,
нехотя сбрасывая утреннюю дремоту, таял
туман. Лучи солнца пробивались к земле,
снимая молочную пелену, озаряя лес и по
ляну, луг и поле ярким светом.

Пока наполнялась оболочка, поблизости
в домике снаряжалась в полёт команда.
Офицер, решивший установить новый ре-
корд затяжного парашютного прыжка с суб-
стратостата, — гвардии подполковник
Наби Аминтаев — облачался в лётный
комбинезон. Он собирался совершить свой
1.644-й прыжок.

Но вот воздушный шар наполнен водо-
родом. На его оболочке вырисовывается
крупная надпись: «ОССР. ВР-79». Аэростат
застыл в воздухе колоссальной серебряной

имени В. П. Чкалова — тт. Н. А. Бабаев п
В. С. Хахалин. Согласно правилам OA
(Международной Авиационной Федерации),
они ‘укрепили стратосферный  баротермо-
траф на стропах и подобный же прибор —
на обмундировании тов. Аминтаева.

Присутствующие на старте’ генерал-хей-
тенанты Е. К. Фёдоров и И. И. Затевахин
и генерал-майор М. Н. Спирин дают по-
следние наставления, приказывают Амин-
таеву в случае неблагоприятных условий в
полёте прыжок отложить. Многочисленные
провожающие дарят лётчивам букеты цве-
тов.

— В полёт!

Стропы, удерживавшие  субетратостат,
отпускаются. Через несколько секунд шар
скрывается из виду. Но радиосвязь позво-
ляет судить о ходе полёта. Переговоры идут
непрерывно. Лётчики сообщают, что суб-
стратостат быстро набирает высоту. На
уровне 4.000 метров экипаж на некотороз
время задерживает под’ём и точно опреде-
ляет местонахождение. Затем сбрасываются
мешки с балластом, и облегчённый корабль
снова взмывает вверх.

С высоты свыше 10.000 метров Поло-
сухин передал:

каплей. На стропах повисла корзина, во-

круг неё и внутри привязаны мешки с бал-
ластом. Постепенно сбрасывая их, экипаж
может облегчать вес воздушного шара и
тем самым увеличить потолок его полёта.

Олин за одним в корзину поднимаются
члены экипажа: командир экипажа — на-
чальник Центральной аэрологической об-
серватории старший лейтенант Георгий
Голышев, пилот — известный аэронавт и
парашютнст подполковник Порфирий Поло-
сухин и, наконец, Аминтаев. Все они одеты
в теплые меховые комбинезоны. На боль-
шой высоте их ожидает крепкий мороз, и
поэтому лётчики надели меховые унты.
За спиной у каждого—парашюты. На левой
руке Аминтаева укреплён альтиметр —
прибор для определения ‘высоты, на пра-
вой — секундомер. at

На старте находились спортивные
комиссары Центрального аэроклуба СССР

— На земле мне было жарко, — расека-
зывает тов. Аминтаев.— Термометр пока-
зывал около 20 градусов. Вогда я оделся
в тёплую одежду и укрепил на вебе пара-
шюты и аппаратуру, то почувствовал силь-
ное утомление. Но в полёте я быстро при-
шёл в норму, так как с каждым метром
пол’ёма на высоту становилось прохладнее.

Командир экипажа тов. Голышев и пи-
лот тов. Полосухин были заняты пилоти-
рованием и радиосвязью с землёй. Я же
большую часть своего внимания уделял
контролю над работой кислородной апна-
ратуры.

Вогда субстратостат поднялся за грань
10 тысяч метров над землёй и достиг сво-
его «потолка», я начал готовиться в прыж-
ку. Земля виднелась лишь в небольшие
просветы между облаками. Я в последний
раз осмотрел основной и запаеный парз-
шюты, приборы и отделился от гондолы
субстратостата, нырнув через борт головой
ВНИЗ — «ласточкой». Такое положение
благодаря ‘удобообтекаемости ранца пара-
шюта долго сохранялось без изменений.

Через 40 секунд свободного падения я
посмотрел на альтиметр. Движение руки
сразу же изменило положение тела. Меня
стало сильно вращать. Я вошёл в так на-
зываемый «плоский штопор», наиболее
неприятный для парашютиста. Почувство-
валась боль в ушах. Пытаясь облегчить
давление на барабанные перепонки. движе-
ниями гортани, я одновременно попробовал
выйти из штопора.

Это удалось лишь после второй попыт-
ки, когда я выкинул o6e руки вперёд,
прогнул поясницу и развернул ноги «нож-
ницами». Тогда я стал падать снова вниз
головой.

Внизу попрежнему простиралась сплош-
ная облачноеть. Скорость свободного паде-
ния была очень высокая. Казалось, что
воздух приобрёл почти каменную плот-
ность. От этого мускулатура тела начала
испытывать усталость. Я снова посмотрел
на альтиметр. Он показывал, что я, про-
летел вниз уже 8.500 метров. Меня снова
стало вращать. Однако я быстро вышел

полковник Наби Амнитаев, посвятивший
парашютизму около 13 лет, совершил
1.644 прыжка. В 1935 году он установил
годряд два рекорда прыжка без кислород-
ного прибора — с высоты 7.612 метров и
с 8.126 метров. Через два года Н. Амин-
таев установил новый рекорд, прыгнув ©
10.000 метров с кислородным прибором.

Тов. Аминтаев — специалист по прыж-
кам. Он прыгает из всевозможных  поло-
жений самолёта — из штопора, пике, пет-

— Аминтаев прыгнул! Падает исключи-
тельно стабильно. Он летит вниз головоя,

цоги держит ножнидами.

Через несколько секунд повторяет:

— Прекрасно падает. Идёт ласточкой.

Через 55 секунд после того; как Аминта-
ев покинул борт кабины, парашютист про-
цал из поля зрения двух оставшихся в суб-
стратостате членов экипажа. Субстратостат
«CCCP BP-79» продолжал полёт, достиг
высоты свыше 11.000 метров и соверптил
нормальную посадку вблизи Москвы, в рай-
оне города Воскресенска.

`Тов. Аминтаев камнем падал вниз, He
раскрывая парашюта свыше девяти с поло-
виной километров. На высоте 600 метров
от земли он лёрнул кольцо и раскрыл ку-
пол. Парашютист „благополучно приземлил-
ся в Раменском районе, Московской обла-
сти.

Рассказ Наби Аминтаева

из штопора и снова понесся к земле вниз
головой.

Облака простирались внизу безбрежным
океаном. Наконец, я достиг облачности и
нырнул в первый ярус облаков. Когда сни-
зился до второго яруса, взялся за вытяж-
ное кольцо парашюта. Еще в тот момент,
когла мы поднимались вверх, я определил,
что высота нижнего яруса облачности не
превышает 500—600 метров над землей.
Как только я вышел из второго яруса об-
лаков, сразу же увидел землю, село с цер-
вовью справа от себя; слева тянулась река
с большой поляной на берегу.

Взглянув еще раз на альтиметр, увидел,
что стрелка стояла на красной точке —
около 600 метров. Я моментально энергич-
ным взмахом руки вытянул вытяжное коль-
цо основного парашюта. Он раскрылея со
звуком  пушечного выстрела. Могучая
встряска, звон в ушах. Векинув голову
вверх, убедился в том, что купол цел. Он
выдержал нагрузку!

Свист воздуха в ушах тотчас же прекра-
тился. Вругом воцарилась непривычная
тишина. Через 2—3 секунды после рас-
крытия парашюта сработал прибор-по-

луавтомат, гарантирующий раскрытие па-
рашюта даже в том случае, если парашю-
тист неожиданно потеряет сознание. Это
еще раз подтвердило безотказность его дей-

ствия.

Когда парашют раскрылся, для меня уже
не составило труда принять правильное
положение и приземлиться. Я почувствовал
столь сильное утомление, что мне даже за-
хотелось прилечь и отдохнуть.

Цель моего прыжка заключалась в том,
чтобы проверить влияние чрезвычайно раз-
реженного воздуха в верхних слоях атмо-
сферы на организм человека и определить
режим затяжного прыжка в этих условиях.

Затяжные высотные прыжки имеют болъ-
пгую булушность в услевнях высотных н
стратосферных полётов. Я думаю, что мой
прыжок далеко не предел. Считаю вполне
возможным подобные прыжки и с больших
высот. С ростом авиационного «потолка»
должен расти и «потолок» парашютистов!

zs * &
Выдающийся парашютист гвардии под- ли, из глубоких виражей и спиралей, пры-

тает с малых высот, на воду, в ночное
время, выполняет затяжные и экспери-
ментальные прыжки с вооружением.

Точная высота и продолжительность
прыжка тов. Н. А. Аминтаева будет опре-
делена спортивными  комиссарами Цен-
трального аэроклуба СОСР им. В. П. Чка-
лова после вскрытия приборов, установ-
ленных на субетратостате и укреплённых
нд комбинезоне парапютиста.

В. РЕУТ, Л. ТОЛКУНОВ.