I hy
$,
ба
но
Пора

[4
ба
Е
mM

bray
ACH Я
a
ВТ
nana

Mi?
0 dll
i Ty
nit

Wye

;
us

TN
cr)

Й

М
Ie
Ws

13 АЕГУСТА 1945 г., № 194 (9955).

ПРАВДА

Bou 3a М

уданьцзян. .

(Or воевного. корреспондента «Правды»)

Прорвав одним ‘ударом сооружавшийся в
течение десяти лет на советеко-маньчжур-
ской границе Дуннинский укреплённый
район и сломив затём яростное сопротивле-
ние японцев на западном берегу реки Му-
линхэ, войска маршала Мерецкова за пер-
вые четверо суток прошли свыше 200 ки-
лометров по горно-таёжной болотистой
местности и вплотную приблизились к го-
раду Муданьцзян.

Муданьцзян является административным
центром провинции Дунмань. Это—круп-
нейший железнодорожный узел с населе-
нием, по ланным 1943 года, в 214 тые.
человек. На подступах к Муланьцзяну
японцы создали серьёзную оборону. Для
них потеря его означала крупнейший воен-
но-политический удар. Именно в этом го-
роде находился центр по подготовке всех
провокаций против советского Приморья,
‘Здесь, на станции Эхо, в нескольких ки-
лометрах от города размещалось одно из
осиных гнёзд японской военщины — штаб
третьей армпи, укомплектованной и воору-
жеённой лучше всех других японских армий
в Маньчжурии. Фактическим хозяином
Муданьцзяна до последнего времени был
японский генерал Нэмота Хироси, один из
лидеров фашиетеки настроенной части
японского офицерства.

После ожесточённых боев, предшество-
вавших сражению за Муданьцзян, наши
войска прорвали € северо-востока сильно
укреплённую, насыщенную железо-бетон-
ными сооружениями линию японцев на
‘хребте Кэнтей Алин. Первоначально прорыв
был сделан на глубину 8 километров. В пер-
вый же день войска на этом участке про-
двинулись вперёд на 45 километров и пе-
ререзали с севера железную дорогу, связы-
вающую Муданьцзян © городом Цзямусы,

Bon 3a Муданьцзян носили упорный,
напряжённый характер. На ближних под-
ступах к городу нашим частям пришлось
штурмовать сильную оборонительную поло-
су, сооружённую противником на выгодных
рубежах и господствующих над местностью
высотах. Японское командование постави-
ло здесь смертников, давших перед портре-
том микадо клятву сражаться до конца.
Действительно, части, укомплектованные
этими фанатиками, доставили нашим бой-
пам немало хлопот. Когда взвод лейтенанта
Хусанова блокировал один из дотов, нахо-
дившиеся в нем японцы подняли красные
и белые флаги. Огонь с нашей стороны был
немедленно прекращен. Лейтенант напра-
вился в доту, чтобы принять капитуляцию,

но оттуда последовали выстрелы. Японцы
остаются японцами — коварными и под-
лыми до последней минуты своей жизни,
Такой вывод сделали наши бойцы.

В боях за Муданьцзян сотни наших бой-
HOB и офицеров проявили безграничную
храбрость, выносливость и воинское уме-
ние. Старший лейтенант Соколов под по-
кровом ночи пробрался в тыл обороны про-
тивника и взорвал несколько вражеских
лзотов. Радовой боец коммунист Бонда-
ренко первым преодолел зону вражеского’
огня, вскочил на японский дзот и сорвал с
него самурайский флаг. Воодушевлённые
его примером, бойцы рванулись вперёд и
разгромили на этом участке всю оборону
противпика.

Бессмертный подвиг совершил комсомо-
лец ефрейтор Василий Колесник. В момент
атаки он находился недалеко от японского
тота, пмевшего круговой обстрел. Колесник
бросился к доту со связкой гранат и метнул
их в амбразуру. Раздалея взрыв. Взвод
ваших бойцов, думая, что вражеская огне-
вая точка выведена из строя, ринулся на
штурм. Но из дота снова’ заработал пуле-
мёт. Бойцы находились уже на открытом
месте, им всем угрожала гибель. Увидев
это, ефрейтор Колесник без колебаний бро-
сился к амбразуре дота и своим телом за-
крыл пулемёт. Ценой собственной жизни
Колесник спас взвод своих товаришей п
‹беспечил продвижение вперёл. После того,
как дот был взят, в кармане героя нашли
неотправленное письмо, адресованное мате-
ри. В нём, очевидно, отвечая на напутствие,
герой писал: «Не беспокойтесь, за меня
краснеть не придётся».

Во взятии Муданьцзяна решающую роль
сыграло боевое содружество всех родов на-
ших войск. Еще на марше, при форсирова-

‚нии болот и табжных зарослей, пехотинцы,

хотя им самим было трудно, дружно помо-
гали артиллеристам и танкистам, строили
для них гати, прорубали ‘просеки, на под’-
ёмах вытаскивали технику. Vi te ne оста-
лись в долгу. 0 том, как в боях за Муданьц-
зян артиллеристы поддерживали пехотин-
цев, свидетельствует показание пленного
японца, старшего ефрейтора Мотоо Хироси.

— Наш дзот,/— заявил японен,/— в ко-
тором, кроме меня, находилось четверо сол-
кат, был разрушен первым вашим енаря-
дом, Трое из нас были убиты, один тяжело
ранен, а меня отбросило вверх.

П. СИНЦОВ.
1-й Дальневосточный фронт,
14 августа. (По телеграфу).

Внезапность и

Войска 1-го Дальневосточного фронта,
действующие в условиях горно-табжной
местности, продолжают продвигатьея вне-
ред, ошеломляя противника стремительно-
стью и силой своих ударов. Овладев городом
Липгучжэнь, наши части двинулись на се-
веро-запад, навстречу японским войскам,
отступающим под ударами 2-го Дальнево-
сточного фронта. За одни сутки советские
воины 6 полным вооружением, со всей бос-.
вой техникой перевалили через хребет Кэн-
лей Алин, с ходу заняли станцию Машань-
жэнь и‘ через несколько часов, как снег на
голову, свалились на японцев в райоие
Линькоу, от которого еще сутки назад фроит
пазалея далеким.

`Линькоу — недавно выросший крупный
промышленный центр с угольныхи копями,
кирпичными заводами, множеством мелких
фабрик и мастерских. Заняв Линькоу, наши
войска перерезали железную дорогу, связы-
вающую город Муданьпзян с центром Сапь-
пзянской провинции городом Цзямусы, На-
ходящимся там японцам закрыт путь для от-
ступления в Корею.

Так обстоит дело на правом фланге на-
шего фронта. В таком же темпе разверты-
ваются боевые действия и на других учает-
ках. Неослабевающий стремительный темп
нашего наступления поражает противника,
соверитенно дезориентирует его. В эти дни
можно нередко наблюдать такие факты, ко-
гда из японских штабов звонят в города,
уже занятые нашими войсками.

Действуя в суворовеком стиле — быетро-
той и натиском, паши части по всему фрон-
ту наносят противнику внезапные, снотеши-
бательные утары. Вот несколько примеров.

Ночью, в абсолютной темноте, пройдя 1
-азимуту среди сопок и лесов, штурмовая
труппа; возглавляемая лейтенантом Зайце-
вым, скрытно пробралась к окраине Hace-
ленного пункта. Сержант Пятин © двумя
бойцами бесшумно проделал проход в про-

стремительность

волочных заграждениях, и группа, укры-
ваясь за деревьями и домами, без выстрела
нодкралась почти к самым казармам, в ко-
торых находились японцы. Холодным ору-
жием сержант Зиновьев уничтожил япон-
ского часового, не дав ему сделать вы-
стрела. В это же время другая группа бой-
цов под командованием младшего лейтенапта
Прокопенко, обойдя селение, перерезала все
провода, ведущие к соседнему, японскому
гарнизону, и также без выстрелов сняла трех
часовых. Так была проведега подготовка
внезапного удара. -

Сержант Патин первым подполз к япон-
свой казарме и бросил в окна противотанко-
вые гранаты. Одновременно метнули грана-
ты младший сержант  Кельчик, ефрейтор
Довбенко, бойцы Инятин, Федоров и др. Из
дверей и окол. беспорядочно отстрэливаясь,
начали выскакивать японцы. С крыши са-
рая застрочил пулемет. Старший сержанл
Антропов бросился к вражескому пулемету п
двумя гранатами уничтожил его расчет. В
это время несколько бойцов ворвалось в ка-
зарму. Схватка была скоротечной. Через
40 минут весь населенный пункт был очи-
шен от противника.

В боях за населенный пункт Хобей отли-
чилея батальон капитана Куренкова. Под
покровом ночи он сумел настолько близко
подобраться в узлу обороны противника, что
к началу атаки его бойцы буквально лежа-
ли У амбразур дота. Тотчас же после разгро-
ма этого дота пехотинцы были посажены на
танки и в сопровождении батареи самоход-
ных орудий с танковой разведкой впереди
на предельной скорости двинулись дальше, к
населенному пункту, обходя его со всех сто-
рон. В результате этого стремительного уда-
ра японцам пришлось, бросив всё, бежать
из Хобея.

С. ПЕТРОВ.

1-й Лальневосточный фронт, 14 августа.

(По телеграфу).

Пребывание в Москве генерала армии
Эйзенхауэра

13 августа находящийся в Москве гене-
рал армии Дуайт Д. Эйзенхауэр и сопроко-
ждавшие его генерал-лейтенант Лющьее
.Д. Клей, бригадный генерал Томас Д. Дэвис
и Глава Американской Военной Миссии в
СССР генерал-майор Джон Р. Дин осматри-
вали Третьяковекую галлерею. Затем гене-
рал армии Эйзенхауэр побывал в мегро.
Спустившись на станции площадь Револю-
ции, он доехал до станции Измайловская.
Поеле этого генерал Эйзенхауэр посетил
один из оборонных московских заводов. Ге-
нерала сопровождал  генерал-лейтенант
Н. В. Славии.

жа

Находящийся в Москве генерал армин
Дуайт Д. Эйзенхауэр и Маршал Советского
Союза Г. К. Жуков выезжали вчера, 14 ав-
‘туста, в`Мытищинский район, Московской
„области, где осматривали хозяйство сель-
‘хозартели «Память Ильича» и coBxo3 Toro
же района. Их сопоовождали генерал-лей-
тенант Н. В. Славин, прибывшие с гене-
ралом Эйзенхауэром генерал-лейтенант Лю-
шьее Д. Клей, бригадный генерал Томас
Д. Дэвис, сын генерала Эйзенхауэра — лей-
тенант Джон C. Эйзенхауэр и Глава’ Аме-
риканской Военной Миссии в СССР гене-
рал-майор Джон Р, Дин. ы

Прибывшие ознакомились с организацией
хозяйства колхоза, побывали на полях, на
конюшне и скотном дворе, осмотрели, сад п
парниковое хозяйство, побывали в 50лхоз-
пом детском саду. В совхозе они знакоми-
лись с коневодством и молочным хозяй-
ством.

Днём генерал армии Д. Эйзенхауэр и 00-
провождающие его лицд посетили Времль.

Гости осмотрели Большой Кремлевский дво-
рец, прошли по плацу, осмотрели «Царь-
пушку» и «Царь-колокол» и закончили
экскурсию осмотром коллекций Оружейной
палаты.

ee OF

Вечером 14 августа посол Соединенных
Штатов Америки в СССР г-н В. А. Гарриман
п Глава Американской Военной Миссии в
СССР генерал-майор Цжон Р. Дин устроили
приём в честь генерала армии Дуайт Д. 94-
зенхауэра.

На приёме присутствовали генерал-армил
Д. Эйзенхауэр, председатель Исполнитель-
ного Юаня Китайской Республики г-н Сун
Цзы-вень, представитель США в Межсоюз-
ной репарационной комиссии г-н 9. Поули,
генерал-лейтенант Люшьес Д. Клей, бригад-
ный генерал Томас Д. Дэвис, сын генерала
Эйзенхауэра — лейтенант Джон С. Эйзен-
хауэр, посол Великобритании сэр Арчибальд
Керр, Глава Английской Военной Миссии в
CCCP генерал-лейтенант Гаммель, Посол
Французской Республики генерал Ж. Катру
и др.

С советской стороны присутствовали мар-
шал Г. К. Жуков. А. Я. Вышинекий, мар-
шал С. М. Буденный. генерал армии А. И.
Антонов, маршал артиллерии Н. Д. Яковлев,
маршал авиации Ф. А. Астахов, маршал
бронетанковых войск Я. Н. Федоренко,
маршал инженерных войск М. П. Воробьев,
маршал войск связи И. Т. Пересыпкин,
генерал-полковних Ф. И. Голиков, генерал-
полковник Н. 1. Никитин, генерал-полков-
ник Ф. Ф. Кузнецов, адмирал 1. М. Галлер,
генерал-лейтенант Н. В, Славин и др.
(ТАСС).

‘

Всесоюзный день
сталинской авиации

Беседа с заместителем

председателя комиссии по проведению

Всесоюзного дня авиации маршалом авиации Г. А. Ворожейкиным

— В воскресенье, 19 августа, весь со-
ветский народ будет отмечать Всесоюзный
день авиации, — заявил маршал авиации
Г. А. Ворожейкин в беседе с корреспонден-
том «Красной Звезды».—В нынешнем го-
Ay этот любимый праздник советских людей
будет проводиться впервые после четырех
лет ожесточенной борьбы с гитлеровцами.
В ходе Великой Отечественной войны со-
ветские летчики своими боевыми делами
оказали большую помощь наземным вой-
скам Красной. Армии в разгроме гитлеров-
ской военной машины. Весьма показа-
тельны некоторые итоговые цифры боевых
действий советской авнации.

Нашими летчиками во время войны в
общей сложности произведено свыше
3.000.000 боевых вылетов. В воздушных
боях и ударами по вражеской аэродром-
ной сети уничтожено более 60.000 само-
летов противника. В ожесточенных воздуш-
ных сражениях советские летчики поверг-
ли наземь гитлеровскую авиацию и овла-
дели безраздельным господством в воздухе.
Тесно взаимодействуя с наземными войска-
ми Красной Армии, советская авиация на-
несла врагу огромные потери в живой силе
и технике, держала под непрерывным воз-
действием с воздуха его коммуникацин и
различные военно-промышленные об’екты.

Родина высоко оценила боевые заслуги
советских авиаторов. Более трехсот раз в
приказах Верховного Главнокомандующего
Генералиссимуса Советского Союза товарища
Сталина упоминались имена авиационных
офицеров и генералов, части которых наи-
более отличились в боях с. врагом. Свыше
трети всех авиационных соединений ип ча-
стей Красной Армии преобразованы в гвар-
дейские. Советская воздушная гвардия яв-
ляется авангардом всех военно-воздушных
сил Красной Армии. Больше половины всех
авиационных частей награждено орденами
и получило собственные почетные’ наиме-
нования. За мужество и отвагу, проявлен-
ные в боях с врагом, более чем тысяче лет-
чиков — авиационных офицеров п гене-
ралов —= присвоено высокое звание Героя
Советского Сотоза, Многие из них награжде-
ны «Золотой Звездой» дважды, а. такой mpo-
славленный мастер воздушного боя, как
А. Покрышкин, удостоен этой награды
трижды.

Успехи советских летчиков в Отечествен-
ной войне явились прямым еледетвием по-
стоянной заботы товарища Сталина о по-
вседневном росте нашей авиации. [розор-
ливо направляя боевое творчество советских
летчиков в нужное’ русло, товарищ Сталин
в то же время непосредетвенно руководил
работой основной базы наших военно-воз-
душных сил — отечественной авиационной
промышленностью. В ходе войны наша
авиапромышленность снабдила Фронт от-
личным воздушным оружием. Благодаря са-
моотверженному труду советского тыла на-
ша авиация к моменту победоносного завер-
шения войны в Европе выросла более чем
в пять раз. Шо своим качествам советские
самолеты, авидционные моторы и вооруже-
ние значительно превзошли вражескую
авиационную технику,

В нынешний Всесоюзный лень авиации
советские летчики продемонстрируют. свое-
му народу свое высокое лётное искусство
и достижения отечеслвенной авиационной
промышленности. По решению‹Совета Народ-
ных Вомиссаров СССР в День авиации в
Москве, на Тушинском аэродроме, будет
проведено болыное авиационное празднова-
ние. На это празднование приглашается
несколько сот тысяч трудящихся столи-
цы. Программа праздника состоит из це-
лого ряда индивидуальных п групповых по-
летов, выполняемых лучшими советскими
летчиками — участниками Отечественной
войны-—на самолетах различных конструк-
ций. Помимо высшего пилотажа, групповой
слётанности и т. д., советскими летчиками
будут проведены показные воздушные бои,
продемонстрирсванпы ° некоторые приемы
штурмовых и бомбардировочных ударов
и т. п. Празднование закончится массовы-
ми прыжками с парашютами и большим
воздушным парадом нескольких сот самоле-
тов, пилотируемых экипажами — учает-
никами сражений на всех фронтах Отече-
ственной войны.

Готовясь к Весеоюзному дню авиации,
советские летчики в своих авиагарнизонах
проводят товарищеские собеседования, под-
итоживают опыт боевых действий. В ходе
борьбы с врагом между авиационными ча-
стями и частями наземных войск Красной
Армии утвердилась прочная боевая дружба.
Эта дружба, эта теснейшая связь звиаторов
с пехотинцами, танкистами, конниками нп
артиллеристами не прерывается и теперь,
в дни боевой учебы. В авиационные гарни-
зоны приглашены многочисленные пред-
ставители различных родов войск. Совет-
ские летчики показывают им свою высоко-
качественную технику, делятся боевым
опытом, устанавливают’ еще более тесную
связь е наземными войсками.

Большая агитационно-пропагандистская
работа развернута командованием авиаци-
онных гарнизонов н в среде местного насе-
ления, На фабриках, заводах и в колхозах
летчики-—герои Отечественной войны-—вы-
ступают с докладами и бееедами, посвящен-
ными роли сталинской авиации в Отече-
ственной войне. Всюду устраиваются боль-
шие содержательные выставки, рисующие
боевой путь того или другого авиасоедине-
ния, демонстрируются последние достиже-
ния советской авиационной техники. В ря-
де мест в День авнации будут организованы
большие народные гуляния, выступления
летчиков Герогв Советского Союза, даны
концерты силами кружков художественной
самодеятельности авизчастей, летных школ
п училищ и т. д.

Всесоюзный день сталинской авиации —
большой праздник советского народа. Совет-
ские летчики прилагают все усилия к тому,
чтобы организованно, на высоком идейно-
политическом уровне провести этот празд-
ник и продемонстрировать трудящимея Co-
ветекого Союза свое летнае мастерство и
достижения отечественной авиационной
техники, которые помогли Красной Армии
одержать блестящие победы в Великой Оте-
чественной войне. =

ee perenne ere hn cs
Бюрократическое отношение
к демобилизованным

(От корреспондента «Иравды»)

Возвращаются солдаты с фронта в родные
города и села. На вокзалах встречают их
торжественно — с духовыми оркестрами и
букетами цветов. Но вскоре же после тор-

жественной встречи наступают житейские

будни. :

Вчера Александр Сухарев был солдатом,
а& сегодня он простой советский гражданин,
каких миллионы. Ему вручили новые доку-
менты — военный билет, паспорт, хлебную
п продуктовую карточки. Теперь ему надо
получить жилье, свой угол. Дом, в котором
до войны была его квартира, разрушен. Су-
харев илет в жилищное управление
Сталинского района к тов. Шевелеву.

— Демобилизованный? Очень рад! —
любезно встречает тов. Шевелев. (Он полу-
чил установку быть вежливым и вниматель-
ным при разборе устных и письменных жа-
100 от демобилизованных).

— Негде жить? Хорошо, не беспокойтесь.
Разрушен дом? Поможем, устроим. Мы ожи-
дали, готовились. Заявление есть?

Есть. ‘

— А справочка, что вы демобилизован-
ный!

— Вот — военный билет, в нем все ска-
зано.

— Билет к делу не подошьешь, — сры-
ваетвя у Шевелева. —— Нужна справка и,
кроме того, ходатайство районного военного
комиссара о необходимости обеспечить вас
квартирой.

Обескураженный Сухарев идет в воен-
комат получать требуемые бумажки. :

Фронтовик Котов-Хриненко нашел свой
дом целым, а комнату занятой. Правда,
жильцы не захлопнули перед ним двери,
впустили в комнату как гостя. Теперь ему
нужно стать полноправным хозяином своего
жилья. Ведь отсюда он, его жена и сын
ушли на фронт в 1941 году, а вернулея
пока он один. Котов-Хриненко обратился за
помощью и советом к заместителю предее-
дателя Сталинского райисполкома тов. Ми-
рошниченко. И здесь беседа закончилась
напоминанием о бумажках.

— Не забудьте, — сказал Мирошничен-
ко, — нужна справка о том, что вы демо-

билизованы, и ходатайство военкомата 0
возврате вам комнаты,

Куда бы ни обратилея демобилизован-
ный, -—— всюду в Одессе требуют от него
справки и ходатайства. Без них районные
прокуроры не принимают заявлений о воз-
врате квартир, без них начальник город-
ской электросети тов. Абакуменко не вклю-
чает света, без них радиоузел не устана-
вливает репродуктора, городской торготдел
не выдаст ордера на обувь; без них отдел
кадров железной дороги не принимает на
работу.

Даже в городском совете. чтобы получить
пазрешение на вызов семьи, еще ‘не вер-
пувшейся из эвакуации, нужно пред’явить
справки и ходатайства. Заместитель пред-
седателя городского совета тов. Черненко,
принимая демобилизованных, прежде всего
требует бумажки из военкомата.

Без бумажек нельзя шагу шагнуть. А в
районном военкомате ‘уже нехватает бумаги
для справок и ходатайств. Военком Ильи-
чевского района майор Широков не успе-
вает выдавать их. Некоторые демобилизо-
ванные приходят за ними по три-четыре
раза; С просьбой ‹ выдаче различных бу-

мажек обралцаются десятки демобилизован-

ных к городскому военкому подполковнику
Ляшко.

Терпеливо ходят демобилизованные из
учреждения в военкомат и обратно, ворчат
про себя, что не снабдили их бумажками
на все случаи жизни. Горечь обиды ложит-
вя на’ сердце от этих хождений.

И зачем все это? ,

Есть закон, в котором определены права
демобилизованных. В этом же законе опре-
делены и обязанности советских организа-
ций в отношении демобилизованных, Каза-
лось, чего проще и благороднее осуществить
закон. помочь людям приобщиться к мирной
жизни и труду, наиболее полно уловлетво-
рить их нужды и запросы.

Не тут-то было! Сидят мудрецы кабине-
тов и канцелярий и тенью бумажек прикры-
вают свое равнодушие к судьбе человека.

И. ЕРЕМИН.

Одесса,

Делегация железнодорожников Югославии

выехала в

Вчера, 14 августа, делегация железно-
дорожников Югославии выехала в Ленин-
град.

За время пребывания в Москве члены
делегации знакомились с работой культур-
ных и общественных организаций железно-
дорожников и достопримечательностями сто-
лицы,

Особый интёрес гости проявили. к вопро-
сам  врачебно-санитарного обслуживания
работников железнодорожного транспорта,
деятельности профсоюзных организаций,
подготовки кадров и др Делегаты посети-
ли Центральную клиническую больницу и

Ленинград

поликлинику НКПС, Центральный дом куль-
туры железнодорожников, осмотрели канал
Москва — Волга. 12 августа участники делс-
гации присутствовали на Всесоюзном пара-
`де физкультурников на Красной площади.
13 августа югославская делегация была
принята народным комиссаром путей сооб-
щения генерал-лейтевантом И. В. Ковале-
вым. На приеме присутствовали замести-
тель народного комиссара вице-генерал
директор путей сообщения  1 ранга Б. Н.

Арутюнов, начальник отдела международ’   ливают новые ткацкие

ных сообщений НКПС Е. И. Низовцев и по-
сэл Югсславии г-н Попович.
{

Абай Кунанбаев и русская
классическая литература

К столетию со

В год величайшей нобеды советского на-
рода над заклятым врагом челевечества—
германским фашизмом—казахский народ
вместе с общественностью всего Советеко-
ro Союза празднует столетие со дня рожде-
ния классика казахской литературы Абая
Кунанбаева.

Весьма примечателен жизненный‘ путь
выдающегося писателя.

Школьное образование Абая ограничи-
40Ch ‘четырёхлетним посещением мусуль-
манского мелрессе схоластического толка и
трёхмесячным изучением русского языка
частным путём. Проходя занятия в медрессе,
будущий поэт всё своё внимание отдавал
не зазубриванию законов шариата, а изуче-
нию наследия классиков арабеко-персидской
и чагатайской литератур. Он прекрасно вла-
дел языками этих народов. Но, обогащая
свой природный талант из сокровищницы
литератур Востока, Абай, не в пример таким
своим казахским современникам, как поэты
Акмолда, Ахан-Сэрэа, Нуржан, был далёк от
покорного подражания арабским или пер-
сидским звёздам литературы.

Правда, первые юношеские произведения
поэта, как, например, «Алиф-би», были на-
цисаны под сильным влиянием персидеких
лириков средних веков. Язык этих учени-
ческих стихов пестрел примесью арабо-пер-
сидских слов, но Абаю было в то время
лишь 19 лет, И именно в эту пору, каза-
206ь бы самую бурную и благоприятную
 для развития открывшегося поэтического
дарования, Абай прекратил писание стихов
на целых восемнадцать лет.

Современники полагали, что «Алиф-би»
было лишь юношеским увлечением Абая,
п, судя по дальнейшим поступкам поэта.
думали, что он станет не больше, как одним
из казахских биев-ораторов.

Это было глубокой ошибкой.

Биографы Абая свидетельствуют, что,
живя в Чингистауской степи, он часто’ воз-
вращалея в Семипалатинск, получал из го-
родской библиотеки сочинения классиков

русской и мировой литературы и, увозя с
собой в далёкий Чингистауский аул кипы
книг, зачитывалея ими с присущей поэту
страстью. :

Причину такого поворота Абая первый
его биограф Кактай Исхаков видел в свя-
зях поэта с его русскими друзьями — по-
литическими сеыльными Михаэлисом, Дол-
гополовым и другими. Так оно и было, но
в этих связах лежат и более глубокие кор-
НИ.
Отнятый отцом в четырнадцатилетнем
возрасте от учёбы и приобщённый им к де-
лам управления родом, юнота, одарённый
от природы незаурядным умом -и большим
сердцем; не мог примириться се окружавшей
его жизнью, с бесчеловечным угнетением
трудового народа. родного Казахстана.

Его настоящими учителями стали вели-
кие русские писатели и мыслители. «Надо
учиться по-русски,— советовал Абай кз-
захам,— и богатство, и искусство, и нау-
Ка,— все они. у русских... русская наука—
ключ жизни». В другой статье он ещё точ-
нее определил свое отношение к русской
цауке: «Эти мужи науки нашли электри-
чество, громоотводы, установили телеграф-
ное общение одного конца земли с дру-
тим концом, заставили огонь и воду выпод-
вять работу тысяч людей; развйли мышле-
ние и провели грань между правдою и
хожью, и мы за эти услуги их обязаны
ИМ». i

Его любовь к культуре великого русско-
го народа возникла в результате осознания
поэтом жизни казахского народа.

Во многих своих советах Абай зовёт ка-
захов учиться у русского народа.

Восхищённый поклонник Пушкина, Лер-
монтова, Крылова, Абай стал переводить
впервые на казахский языв лучшие пропз-
ведения этих поэтов, писал собственные
стихи и поэмы, вдохновлённые глубоким
знакомством с русской культурой.

Абай хорошо знал вочинения Белинеко-
го, Чернышевского, Добролюбова, Шисаре-
ва, в ознакомлении с которыми ему помот-
ли русские ссыльные. Труды русских пи-
сателей имели для него не’ только позна-
вательное, но и воспитательное значение.
Они помогли оформиться его обществение-
политическим взглядам. (0собую роль в
этом играл Белинский. Он явился не только
одним из идейных воспитателей Абая, но и,
если так можно выразиться, проводником в
великую сокровищницу наследия класеи-
ческой руеской литературы.

Белинский помог Абаю найти в трудах
русских классиков идейную и художествен-
ную опору,

В 80-х годах Абай перевёл на казахский
язык целые главы «Евтения Онегина», ко-
торые затем стали любимыми народными
песнями в степи.

ский знакомил читателей с мнением. Гоголя
о том, что; «Истинная национальность со-
стоит не в описании сарафана, но в самом
духе народа». Белинский добавил: «Тайна
национальности каждого народа заключает-
ся не в его одежде и кухне, а в его, так
сказать, манере понимать вещи». ‘Абай
чутко прислушивался к этим советам Го-

дня рождения

голя и Белинского. Любя свой народ, посвяа
щая себя служению ему, он не примирялся
с отсталыми чертами окружавшей его дей-
ствительносети и выступал против них ©
резкой критикой, бичуя экеплоататоров:

«Бай не поможет бедняку, зачем его
жалеть.
А если даст кусок — гляди, длинна у бая
плеть:
Трудись, бедняк, проклятый долг
сторицей возврати,
Ведь баю жить и богатеть, — тебе
в могиле тлеть».

Тематика Абая была сугубо современной:
На первом плане в произведениях поэта вы-
ступали его современники. Поэт требовал,
чтобы все люди кормились своим трудом,
Критерий гуманизма Абай видел в труде,
источником зла, по Абаю, является «чрез-
мерная сытость, незанятость трудом рода
человеческого».

Литературное творчество ‘он рассматри-
вал не как самоцель, а как средство в до-
стижении цели. Он полностью солидаризи-
ровался с тезисом Чернышевского: «Пре-
красное есть жизнь», x

Вооружённый таким взглядом, писатель
ставил перед собой задачу: «Итти одному
против тысячи и перебороть их». В борьбе
с отсталыми сторонами жизни казахов бвое-
го времени Абай действовал методами Сал-
тыкова-Щедрина. Он’ написал множество
сатирических стихотворений, в которых би-
Чевал мерзкие поступки «друзей скота со
свинским характером» и управителей, «па-
дающих к ногам сильных, показывающих
спину маломощным». Абай создавал яркие
портреты этих «продажных душ».

Но он не запимался одним липть бичева-
нием пороков общественного строя. Он ста-
вил перед собой и другую задачу: избавле-

‚ ние от пороков путём нравственного усовер-

шенствования людей. эта нить связывает
казахского писателя с Врыловым. Он пере-
водит на свой родной язык ряд произведе-
ний великого русского баснопиеца.

В пропозедываний своих прогрегеивных
роглядов Абай был одинок. Но выражению
Абая, «казахекям бачм некогда заниматься
делами культуры, ибо все их мысли сосре-
доточены вокруг обжирания чужих достоя-
ний, & у казахской бедноты спина нико7да
не выпрямляется от вечно давящей тяже-
сти рабетва».

Мечты писателя-гуманиста разбивались о
горькую действительность. Но это не при-
вело его к пессимизму. Подобно Лермонто-
ву, он не сдавал своих позиций и до конца
жизни остался верным своим убеждениям,
Как Лермонтов, Абай нашёл неизменного
друга в самом себе и в своей верной подру-
те—поэзии. Этим внугренним родством 0б’-
яеняется и то, что из 53 стихотворений,
переведённых Абаем с русского на казах-
ский язык, 31 принадлежит Лермонтову.
Много стихов Абай писал в стилё и духе
Термонтова.

Однако, подражая Крылову, Пушкину,
Лермонтову. Абай никогда не был копиров-
щиком. Он выступал как оригинальный, на-
ционально-казахский поэт.

В казахской поэзии до Абая были толь-
ко две формы народного стихосложения. На
основе применения законов русского сти-
хосложения. не нарушающих законов по-
строения казахского языка, Абай ввёл в ка-
захекое стихосложение 2) новых форм.

Велика заслуга Абая перед казахским на-

В своей монографии о Пушкине Белин-

родом в ‘деле очищения родного языка OT
непонятных для’ масс  арабо-персидеких
слов. Такие слова внедрялись в казахекий`
язык в ХХ веке настолько обильно, что
произведения так называемых «книжни-
ков», ориентировавшихея на Восток, бы-
ли доступны лить им самим.

Абай вёл решительную борьбу 3a. coxpa-
нение чистоты родного казахского языка. Он
был понятен нарэду.

Илейная насыщенность, лирическая теп-
лота. живопиеность, простота языка, музы-
кальность слога. действенные ритмы, звуч-
ные рифмы характеризуют стихи Абая. Сре-
ди найденных им форм абаевская «восьми-
ножка» является ценным вклалом не толь-
5) в казахское, но и в мировое стихосложе-
ние. у

Абай мечтал о том, чтобы в казахскую
латературу проникал не только дух русской
классической поэзии ХХ века, но утверж-
дались и другие литературные жанры: про-
за, драматургия, критика, журналистика.

Он умер в 1904 голу, так и не увидев
роплощения своих заветных чаяний.

Лишь Великая Октябрьская социалиети-
ческая революция принесла осуществление
лучшей мечты певца казахского народа.

Современная казахская литература мно-
гим обязана Абаю. Он положил начало учё-
бы ‘у богатейшей литературы великого pyc-
ского народа. И перед этой заслугой Абая
представители казахской советекой литера-
туры преклоняют свои головы, чтя светлую
память поэта в день столетия со дня его
рождения.

САБИТ МУКАНОВ.
Председатель правления Союза
писателей Казахстана. `

Однотомник произведений Абая Кунанбаева

АЛМА-АТА, 14. (Корр. «Правды»). Ка-
захское государственное издательство выпу-
стило к столетию со дня рождения Абая
Кунанбазва однотомник его сочинений. В
однотомник вошли все произведения Абая:
стихи, поэмы, проза. Книга хорошо ‘оформ-
лена, богата иллюстрациями. Об’ем ее —

35 печатных листов, тираж — 10 тысяч
экземпляров.

Вышел из печати также однотомник из-
бранных произведений Абая Ha ‘русском
языке. Казахский филиал Академии наук
СССР выпустил «Известия», посвященные
жизни и творчеству Абая.

Ым——————————————— Ч: i

Ткани для населения

Текстильные предприягия Москвы пере-
ходят на выработку тканей для населения.

С ткацких станков Трехгорной мануфакту-
ры им. Дзержинского уже сошли первые де-
сятки тысяч метров добротных тканей
«майи» и ‘«спорта».

Креп-де-шин, шифон и другие сорта тка-
ней выпускает шелкоткацкий комбинат
«Красная Роза». Здесь изготовляются так-
же красивые платки, косынки и шарфы.
Ткацкая лаборатория осваивает новые об-
разцы изделий. Коллектив комбината обя-
зался выпустить к концу второго полугодия
286 тысяч метрсв тканей сверх плана.

Фабрика «Освобождённый труд» увеличи-
ла выпуск драпа, пуховых и шерстяных
платков. Сейчас на предприятии устанав-
станки, чесальные,
сукновальные и другие машины. Это -позво-

лит значительно увеличить выпуск тканей.

К пребыванию делегаций молодежи
Югославии, Финляндии и Албании
в Москве

Находящиеся в Москве делегации антифа-
шистской молодежи Югославии, Финляндии
и Албании присутствовали на всесоюзном
параде физкультурников и на спортивном
празднике на московском стадионе «Дина-
MO».

Делегация Союза антифашистской моло-
дежи Албании побывала в Третьяковской
галлерее и осматривала Москву. Делегация
Демократического союза молодежи  Фин-
ляндии за время своего пребывания в сто-
лице побывала на выставке «Комсомол в
Отечественной войне», выставке трофейного
вооружения и комбинате Трехгорная ману-
фактура. Делегация Об’единенного союза
антифашистской молодежи Югославии по-
сетила Антифашистский комитет советской
молодежи, где имела беседу с писателем
И, Эренбургом,