Б

e Ezunme

9 #

ЛОНДОН, 31 октября. (ТАСС). В оче-
редном коммюнике командования англий-
ских вооруженных сил на Ближнем Восто-
ке говорится, что в чочь на 30 жтября
и вчера днем английские войска отбили
ряд контратак противника на новые за-
хваченные ими позиции. Противник понес
потери.

Авиация союзников удерживала гхпод-
ство в воздухе и в течение суток продол-
жаля совершать атаки на посадочные
площадки противника в районе передо-
вых позиций, а также на другие об’екты.
Английские тяжелые бомбардировщики
оувершили налет na ocrpow Крит. Иетре-
бители дальнего действия, действовавшие
против неприятельского транепорта в рай-
оне побережья, сбили два «Юнкерса-52»
и атаковали посадочную площадку. Анг-
лийские истребители сбили самолет
«Юнкерс-87» и не менее 3 вражеских
истребителей; кроме того, были нанесены
повреждения многим другим неприятель-
ским самолетам.

ЛОНДОН, 31 октября. (ТАСС). По co-
общению специального корреспондента
атентетва Рейтер, находящегося при 8-Й
армии, бронетанковые силы противника
контратаковали английскую пехоту, про-
двинувшуюся на северном учаютке фронта.
Контратака отбита. Во время танковых
столкновений потери противника в тан-
ках были большими, чем у англичан.

Англо-германская война
в воздухе

ЛОНДОН, 31 октября. (ТАСС). В ком-
мюнике английского министерства авиации
товоритея, что утром 30 октября camome-
ты «Спитфайр» атаковали товарный поезд
недалеко. от стенде и грузовое судно
противника вблизи  Зейебрюге. Днем
30 октября самолеты «Москито» под-
вергли бомбардировке аэродром и завод в
Голландии, а тажже атаковали суда у по-
бережья. Один camoner «Москито» не
вернулся на свою базу.

В течению дня деятельности авиалии
противника над Англией не наблюдалось.

Потопление английского
эсминца

ЛОНДОН, 31 октября. (ТАСС). Антлий-
ское морское министерство сообщает о по-
топлении. эоминпа «Ветеран» водоизмеше-
нием в 1.120 тонн. «Ветеран» был спу-
щен на воду в августе 1918 года. Ето
команда состояла из 134 человек.

Саботаж на железных дорогах
Польши

ЛОНДОН, 31 октября. (TACC). Kar
передает атентство Рейтер, в Лонлоне по-
лучены сообщения о том, что недавно
неизвестные лица взорвали  динамитом
4 железнолорожных ветки на важной для

немцев магистрали Берлин-—_ Варшава. Акты

саботажа на железных дорогах в Польше
участились за последнее время. Немцы
сильно встревожены этим, о чем можно
судить по их заявлению от 24 Эктября в
казни 55 польских заложников. Немцы
указали, что эти казни совершены в ка-
честве репрессии за саботаж на  транс-
порте.

тории французского химика Вокелена про-
изошло событие, сыгравшее впоследствии
исключительную роль в тфазвитии авиа-
ционной техники.

Занимаясь исследованием состава дра-
тоненных камней, Вокелен во время сво-
их опытов обнаружил, что определенная
труппа камней, имеющих одну и ту же
твердость и удельный вес, а именно:
изумрул, аквамарин и берилл после уда-
ления из них всех известных в то время
элементов дают один и тот же порошко-
образный остаток, похожий на тальк.
Полученный в остатке от этих трех мя-
нералов белый порошок со сладковатым
металлическием вкусом Вокелен назвал
тлюцинием. Это была окись неизвестного
в то время металла.

Химики Велер и Бюсси, продолжая ра-
боты Вокеленз, рлерзые получили в 1828
толу чистый метала и назвали его берил-
лием, потому что исходным материалом
лля его получения служили драгоценные
камни — бериллы.

Прозтло много лет. Бериллий прочно
занял 209 месте в периолической систе-
ме элементов. Определилиеь физические и
химические свойства бериллия. Бериллий
оказалея. четвертым по легкости элемен-
том в природе, его превосходили в этом
отношении только водород, телий и ме-
Talat литий. Шо внешнему Bay чистый
бериллий похож на алюминий, но в от-
личие от него хрупок и обладает боль-
шой твердостью. Удельный Bec бериллия
около 1,8, что примерно составляет ?/s or
веса алюминия. Точка плавления 1278
градусов пе Цельсию.

Первое промышиленное применение’ бэ-
риллий получил в последние годы девят-
налцатого столетия.

Мы встречаем бериллий на Ре
Парижской выставке 1900 тода. В оброч-
ных выставочных залах. газовой комна-
нии широко рекламировались колпачки
для газовых рожков и фонарей с сеткой,
пропитанной окисью бериллия. Бериллий
придавал сетке прочность, и при накали-
вании колпачок излучал ровный и при-
ятный для глаз свет.

На этой же выставке, недалеко от
Трокадеро, в небольшюм скромном пазвиль-
оне  лемонстрировалась новинка ис-
куоственные фарфоровые зубы, покрытые
эмалью из бериллия. Непостижимым пу-
том изобретателями было установлено,

ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕ

Угрозы гитлеровских обер-грабителей
в Прибалтике

СТОКГОЛЬМ, 31 октября. (ТАСС). Гит-
леровские наместники в оккупированных
прибалтийских  советоких республиках
явно встревожены‘ сопротивлением кре-
сльян попыткам оккупационных властей
реквизировать в деревнях все сельскохо-
зяйственные продукты.

Как сообщает газета «Ревалер цей-
тунг», гитлеровский «генеральный комис-
cap» Эстонии Лицман выступил с речью,
в которой выразил свое недовольство тем,
Что «три четверти крестьян сильно отета-
ли в выполнении приказов властей 0
сдаче продуктов» и что «под бременем по-
веелневной жизни Нахеление, к сожале-
нию, не всегла признает распоряжения
органов управления». Лицман заявил, что
большую часть картофеля, хотя его ут9-
жай и пострадал от заморозков, крестьяне
обязаны сдать еще до наступления зимы.
После уборки картофеля крестьяне’ обяза-
ны булут затотовлять дрова для нужд гер-
манской армии. Лицман откровенно прелу-

Рост антигерманских

ЛОНДОН, 31 октября. (ТАСС). Вых-
дяшая в Лондоне газета «Ди цейтунг»
приводит факты, характеризующие непре-
рывный роет антигерманских настроений
в Италии. Недовольство наглым немецким
хозяйничаньем в Италии и бесконечными
требованиями Гитлера на поставку им
‘сырья, продовольствия и пушечного мяса
для советеко-германокотго фронть охваты-
вает различные слои населения и прони-
кает в армию. Итальянские солдаты п
офицеры страшатся посылки их на фронт.
Недавно в Афинах взбунтовалась италь-
янская часть, которой предстояла отправ-
ка на фронт. 200 зачинщиков в кандалзх
были отправлены в концентрационный
лагерь, и дальнейшая их судьба неизвест-
на. Некоторые итальянские офицеры и
тенералы заявляют, что Италия не может
отправлять больше новых контингентов
войск на советско-германекий фронт, мо-
тивируя это тем, что итальянской армий
необходимо охранять оккупированные тер-
ритории на Балканах.

Особенно, пишет газета, беспокоит
итальянских фашистских главарей возму-
щение населения отправкой  продоволь-
ствия в Германию, что приводит в систе-
матическому урезыванию и без того жал-

ЖЕНЕВА, 31 октября. (ТАСС). Сведе-
ния, поступающие сюда из Словакии,
свидетельствуют © том, что гитлеровцы
онемечивалют Словакию, наводнив ее ты-
сячами германских чиновников и агентов
гестапо. Во веех учреждениях  ввелены
десятки должностей «консультантов», «со-
ветникюв», «экспертов», которые заняты
немцами. Германская комиссия по прове-
дению трудовой повинности в Словакии
по германскому образцу состоит из 250
немецких чиновников. Штаты германской
военной комиссии в словацком генштабе
превышают штаты самого штаба. Bee
германские чиновники состоят в штатах
словацких учреждений, которые в резуль-
тате этого достигли астрономических для
маленькой страны цифр. Недавно словац-
кое «министерство» финансов направило
марионеточному премьер-министру Тука
докладную записку о непосильных для
словапкого бюджета расходах на админи-
страцию. В докладной записке утверждает-
ся, Ч  «тгосударетво, насчитывающее

ра обжигать в печи, стенки которой вы-
ложены футеровкой, содержащей примесь
берилла, то бериллий каким-то таинст-
венным способом переходит на фарфор, и
последний покрывается блестящим, не-
обыкновенно прочным слоем,”не уступаю-
щим по своим свойствам естественной
эмали.

В напти. дни вопомнияя про это изо-
бретение, и фарфоровая изоляция для ави-
ационнитх свечей, ихущих на современные
высотные авиамоторы, готовится по этому
методу. Получаемая при этом продукция
является непревзойденной по своим изо-
ляционным свойствам и прочности.

Мы снова встречаемся с бериллием в
период с 1925 по 1930 гг. Это было вре-
мя, когда человечество сделало ряд но-
вых решительных шагов на пути к заво-
еванию воздуха. Был совершен перелет
через океан, поставлены мировые рекорды
продолжительности полета, и страны ут-

в скоростных состязаниях на первенство
мира.

В поисках новой авиатехники, новых
материалов пришли к выводу о приме-
нении в авиации бериллия. Каждого
соблазняла мысль делать самолеты и мо-
тбры из металла, на одну треть более
легкого, чем алюминий, и твердого, как
сталь.

Такая неслыханная комбинация легко-
сти и твердости представляла неограни-
ченные возможносгя. Произволетвенники
преднолатали, что этот чудесный сплав
дает возможность по-новому организовать
производство самолетов.

Почти одновременно как в европейских
странах, так и в США начались работы
по применению бериллия и ето сплавов

в авиации,
Вериллий оказался очень капризных
металлом, правда; он был изумительно

легок и тверд, но, несмотря на его твер-
JOCTh под постоянной нагрузкой, он ока-
залея очень хрупким при ударах, и при
падении разбивалеся, как стекло.

В сплавах бериллий также был очень
разборчивым: с алюминием он давал та-
кой хрупкий сплав, что ломался при про-.
катке.

В 1930—1931 г. в США были произ-
велены дорого стоящие работы ‘по испы-
танию авиамотора с целым рядом литых

верждали свои права’на Кубок Шнейдера

предил, что «крестьянину не будет ни
покоя, ни отдыха» и что «от обязанно-
стей лю сдаче картофеля, молока и других

продуклов не будет освобожден ни один
крестьянин». «Надеюсь, — грозно заявил
гитлеровский сатраш, — что этого указа-
ния вполне достаточно!»

Газета «Вильнаер цейтунг» пишет, что
«областной крестьянский руководитель» в
Свенпянах (Литва) Рекенер в своей речи
возмущался тем, что многие родители умо-
ляют его принять меры к освобождению
их сыновей от работы на ‚ фабриках в
Германии. «Это совершенно невозможно, —
заявил гитлеровокий рабовладелец. — Каж-
дый литовен должен работать там, где ему
приказано». Газета тут же помещает рае-
поряжение оккупапионных властей, в ко-
тором говоритея: «Все литовцы, получив-
гие приказ о явке для отправки на гер-
манскую трудовую службу, должны во что

ПУТАТОВ

Война на Тихом
океане

НЬЮ-ЙОРК, 31 октября, (ТАСС). Как
указываетея в коммюнике морского минн-
стерства США, в течение 28 октября спе-
рации наземных войск на острове Гвадал-
канар (Соломоновы острова) ограничива-
лись мелкими стычками между американ-
скими и японскими патрулями. Американ-
ские самолеты, базирующие на Гвадал-
канар, продолжали бомбить и обстреливать
из пулеметов японские позиции к западу
от занятого американцами аэродрома. Аме-

риканские истребители уничтожили два
японских  тгидроплана в заливе  Реката.
29 октября янюнские  бомбардировшики

атаковали американские позиции на остро-
ве Гвадалканар. Все бомбы упали в воду,
не причинив ущерба. В ночь на 30 октяб-

нили повреждения японекому эсминцу, ко-
торый, как полагают, был занят  пере-
броской подкреплений или снабжения для

бы то ни стало подчиниться этому при-
Rasy».

настроений в Италии

ких пайков. Фашистский журнал «Крити-
ка фашиста» недавно вынужден был при-
знать, 4TO «немпы имеют совершенно
ошибочное представление 0  продоволь-
ственных нуждах итальянского народа».

Гитлеровцы спешат укрепить свои по-
зиции в Италии. В Северной Италии, от
Тенуи до Триеста, уже давно раскварти-
рованы немецкие гарнизоны. Немепкая
авиация занимает итальянские аэродромы.
В Пола (порт на Адриатичееком море)
стоит гарнизон из 5 тысяч немецких мо-
ряков. В последнее время после поезлки
Гиммлера в Италию для ознакомления ©
положением в Италию было отправлена
несколько сот гестаповпев для борьбы ec
антигерманскими элементами. Спустя ко-
роткое ‘время после их приезда, в Италии
были произведены новые казни. В число
прочих было расстреляно несколько италь-
янских офицеров, в том числе полковник
Трануци — ад’ютант наследного принца
Умберто. Муссолини в страхе перех
углубляющимея в стране внутриполити-
ческим кризисом создал личную охрану в
составе набранных из отборных фашист-

сплава было

лебаний, те такая же пружина из берил-

ских головорезов 46 батальонов чернору-
башечников.

Хозяйничанье гитлеровцев в Словакии

2,5 миллиона населения», не в состоянит
выдержать расходы на администрацию,
которой было бы достаточно для госудад-
ства с 20-миллионным населением».

Введенный «правительством» Тука при-
нудительный труд для всех лиц от 18
до 25 лет является ничем неприкрытой
попыткой гитлеровеких  атентов обеспе-
чить захваченные немцами и итальянца-
ми промышленные и сельскохозяйствен-
ные предприятия бесплатной рабочей си-
лой. По решению «правительства» вея
словацкая цементная промышленность
влилась в «германский 003 по произ-
водству цемента». В прошлом тоду немцы
вывезли из Словакии 8 тысяч вагонов
цемента; за первую половину текущего
тола вывезено еще 4 тысячи ватонов пе-
мента. Значительная ‘часть лесной и са-
харной промышленности перешла в руки
итальянских фирм. Открытые немцами так
называемые кооперативы получили моно-
польное право скупки сельокохозяйствен-
ных продуктов в деревне.

<

От камней к звезд

Глубокой сенью 1797 года в лабора-

жащего 70 проц. бериллия и 30 проц.
АЛЮМИНИЯ.

По преодолении всех многочисленных
затруднений тажое литье было изготовлено
для мотора «Уосп» фирмы Пралт и Вит-
ней. Интересно, что поршень этото мотора
из нового сплава весил всего лишь 1 ки-
лограмм вместо 1,5 килограмма — веса
обычного поритня,

Из-за многочисленных трещин, 0бразо-
вавшихея в деталях вследствие хрупкости
металла, после суровых испытаний приш-
лось прекратить дальнейшие эксперимен-
ты. :
В указанный выше период с бериллием
и его сплавами с алюминием былое про-
ведено огржмное количество опытов. (9-
бенно упорно работали с бериллием по
применению его в авиажии.

Несмотря на почти повсеместное пре-
кращепие опытов с бериллием из-за не-
удач < его применением в авиатии, все же
нашлись энтузиасты этого дела — фана-
тики техники, верившие в чудесный
металл. >

Без средств, без поддержки, в малень-
кой лаборатории в Детройте они проводи-
ли ©вои эксперименты через хлинную се-
рию неудач и разочарований.

Поеле приблизительно двухлетней ра-
боты они сделали изумительне откры-
тие: если только небольшюе  количест-
во бериллия (лва процента) примептивать
к мели, то медь получала свойство® зака-
ливаться при помощи термообработки, но
только несколько иным ©10с0б0м, ‘чем
сталь.

_ При испытании бериллиевая  бронва,
Как был назван новый сплав, показала
сопротивление разрыву выше, чем латунь,
сталь и весе вообще известные металлы.

Далее при испытании нового сплава)
на твердость при давлении в несколько сот
тонн на гидравлическом прессе диск из
бериллиевой бронзы неповрежденным BO-
шел в стальной калепый штамп.

Но самое главное свойство — новюто
обнаружено при испытании
на усталость пружин. : сделанных из бе-
риллиевой бронзы. Еели пружина из луч-
шей  етали вылерживала 3 миллиона ко-

лиевой бронзы вылерживала, не томаяеь.
более тысячи миллионов колебаний.

Таким 0бразом, новый сплав оказалея

ваемых

японских войск на острове Гвадалканар.

МЕЛЬБУРН, 31 октября. (ТАСС). В
коммюнике штаба об’единенного команло-
вания вооруженными силами союзников в
юго-западной части Тихого океана co00-
щается, что авиация союзников совершила
налет на японскую базу в Буин (остров
Бука, Соломоновы острова). Причинены
повреждения японскому авианосепу и 3ape-
тистрированы попадания в тяжелый крей-
сер или. линкор.

B cextope Оуэн-Стэнли (Новая Гвинея)
продолжается продвижение наземных войск
союзников.

Японо-китайская
война

По данным китайского командования,
китайская авиация совершила налет на

ря американские торпелные катера причи-.

ВОСКРЕСЕНЬЕ, 1 НОЯБРЯ 19

ТРУДЯЩИХСЯ СССР ен

УТАТОВ ПР ИЯ

Дружба

Закавказья

Недавно закончившаяся научная сессия
Азербайджанского филиала Академии наук
СССР и сопровождавшая ее выставка бы-
ли посвящены ленинеко-сталинекой друж
бе народов Закавказья, их совместной
борьбе против немецких захватчиков. _

Факты неразрывного единетва азербай-
джанцев, армян и грузин от селой древно-
сти до дней великой отечественной войны
были ярко освещены в научных локлалах
и’ хокументально-иллюстративных материа-

лах. ;
Or Низами (ХИ век) ло Сабира (XX
век) в памятниках народного творчества,

в запутокой поэзии и произведениях CCB-
ременных писателей тема солидарности,
закавказоких народов, общности их инте-
ресов в борьбе с врагами является одной
из наиболее постоянных. Мамедкули-заде,
например, < большой художественной ©и-
лой отобразил идею дружбы и близости

42 г. № 258 (7944)

народов

бу кавказцев, можно назвать пьесу 23ер-
байджанокого писателя Джафара Джайар-
лы «В 1905. году».

На сессии и на выставке пгироко были
представлены также материалы 0 дружбе
передовых  представителеи Закавказья ¢
руюскими гениями — Пушкиным и Jep-
монтовым.

Большое внимание сессия улелила п0о-
изведениям советских писателей Camera J
Вургуна, М. С. Орхубалы, Мамеда Ратима,
Сулеймана Рустама и др., посвященным
дружбе народов Закавказья.

Научная сессия Азербайджанского фи-
лиала Академии паук СССР призвала ин-
теллигенцию Азербайджана и ‚всех Hapo-
лов Закавказья выполнить свой долг пе-
ред родиной, в братском содружестве рал-
громить немецких захватчиков.

Г. ГУСЕЙНОВ,

культуры азербайджанцев и армян в пьесе
«Кеманча». .
Настоящей эпопеей, воспевающей друж-

В дни Октябрьских праздников Комитет
по лелам искусств при Совнаркоме СССР
направляет на фронт лучшие артистиче-
‘ские силы страны. В Действующую Ар
мию и Военно-Морской Флот выезжает
около 70 артистических бригад. & бойцам
ий командирам уже выехали и в ближай-
шие дни выезжают бритады Большого и

Тиражи выпгрышей

В ноябре состоятся три тиража выиг-
рышей по тосударственным займам: 20 но-

японский аэродром северо-восточнее Кан- ября — 16-й тираж  Займа третьей
тона. Японские самолеты бомбардировали пятилетки (выпуск первого rom) и
Баошань. (ТАСС). ` 12-й тираж Займа третьей пятилетки
(выпуск второго года), 25 ноября — 3-й
Борьба югославских

Проза Но Совётек
ЖЕНЕВА, 31 октября. (ТАСС). Бак х Сборник «КН победе» выпускает к
сообщают из Югославии, одна далмат- 25-летию Октября Государственное изда-
ская партизанская часть остановила   тельство Туркмении. В сборник входят
на железнодорожной линии Сплит — произведения туркменских поэтов и писа-

Синь поезд, в котором

часового боя убито 40 итальянских ол-
дат и 6 захвачено в плен.

ский 0б0з с болышим количеством военно-
го материала. ,

ные Пункты
15 усташей и много ранено. Захвачены
пленные и военные материалы.

Казни в Венгрии

ЛОНДОН, 31 октября. (ТАСС). Как пе-
релает атентство Рейтер, военный трибу-
нал в Венгрии приговорил к смертной
казни 11 человек. Двум  обваняемым

заключению.

Всем . осужденным было

же в участии в партизанских отрядах,
действующих в оккупированных Венгрией
югославских областях.

После
‘пределов

этого бериллий еразу вышел из
лаборатории, потому что быдло
слишком много применения -для металла,
Еоторый способен был делать то, что бы-
ло недостижимо для друтого материала.

(0 временем было обнаружено, чт
подобного же pola сплавы дает неболь-
Mad присадка бериллия к никелю и мо-
либдену.

Бериллиевая бронза и подобные ей
сплавы сделались незаменимыми матори-
залами для авиации.

Современный военный самолет, как из-
вестно, оснащен множеством приборов,
ххтавляющих немалое огорчение летно-
техническому персоналу необходимостью
тщзтельного ухода и наблюдения за ними.

ВКотла наиболее кзпризные и хрупкие
авиаприборы были изготовлены из берил-
лиевой бронзы, то летчики были опюлом-
лены получетными результатами.

Каждый из нае. знает, что

уронить

неприятность.
изготовленные целиком из бернллиевой
бронзы и никель-бериллиевоо сплава,
при испытзнии сбрасывались © самолета

ляной грунт и нз бетонную дорожку, и
пздение не отражалось на таких часах,
они продолжали ходить и оказывали точ-
ное время.

В приборе, носящем название «авто-
пилот Сперри», узел подвески жироскопов
был сделан из бериллиевой бронзы, и
тогла автопилот, требовавший ранее при-
стального наблюдения. стал беспокоить
летчика не больше, чем любая другая
деталь самолета.

в моторе, и мотористы обычно избегают
его трогать. Когда обмотка и наиболее
ответственные детали матнет» были сле-
ланы из бериллиевой бронзы, то магнето
приобрело, по словам пилотов, надеж-
НОСТЬ и ВЫНОСЛИВОСТЬ трамвайной рельсы.

Помимо авиаприборов, бериллиевая брон-
за и подобного рода сплавы бериллия
идут взамен стали и меди на некоторые
069% ответетвенные части мотора и са-
молета.

Как показал опыт, бериллий коренным
образом изменил наши представления
надежноети самолета и ето экеплеатации.

За истекшие десять лет, © 1930 гола
0 1940 г., бериллий, металл, не зна-
ющий усталости, получил общее призяа-
ние и прочно вошел в семью так назы-
стратегических материалов, т.-е.

НАХОДИЛИСЬ телей’ о великой отечественной войне,
итальянокие войска. Итальянцы ОТКРЫЛИ тм числе стихи народных поэтов `респу-

отонь по партизанам. В результате одно-  блики Атасалиха и Дурлы Клыча.

смертная казнь заменена пожизненными   мировйча-Данченко — утром
каторжными работами. Несколько человек   пирюльник», вечером «Перикола». В Мо-
приговорены к долгосрочному. тюремному  оковском театра драмы (в помешении Фя-

пред`явлено обвинение в саботаже, а так- койная старость». Филиалом московского

карманные или ручные часы — большая
А вот авиационные чабы.

с высоты нескольких сот метров на зем-

Магнето — наиболее капризный агрегат.

Ф

В

* бэр средств на строительство авиа-

Партизаны   эскадрильи «Комсомолен Архантельска» е
захватили много военного материала. Дру- большим успехом прохохит в Архангель-
Tad партизанская часть захватила враже-   ской области. В фонд строительства уже

поступил» 1.200 тыкяч рублей.
* При городских школах Хабаровска

Влиз города Травник партизанские от-  открываются попривочные, салюжные, сто-
ряды совершили нападение на укреплен-  лярные и трикотажные мастерские. В ево-
противника. В боях убито   болное от занятий время школьники бу-

дут в них обучалься различным peme-

слам.
ы— 1110001111111

Сегодня в театрах и концертных залах Москвы

«Роз-Мари>. В Концертном зале им. Чай-
ковского — концерт Отдельного образцово-
показательного оркестра НКО СССР под

В Филиале Большого театра — утром
«Тоска», вечером «Дон-Кихот». В Малом
театре — «Отечественная война 1812 ro-
да». В театре им. Сханиславского и Не
«Севильский

лиала МХАТ) — утром и вечером «Беепо-

театра оперетты в помещении 6. театра
Народного творчества  предотавлено бу-
дет — утром «На нашем берегу», вечерум

ны, и надо сказать прямо, что современ-
ная авиация не может обойтись в своем
дальнейшем развитии без бериллия и ор
сплавов.

*

Успешное применение в авиационных
приборах бериллия снова возродило в
крупных масштабах опытные работы m9
сплаву бериллий— алюминий.

Правда, многие маловеры и скептики
считают, -9т0, даже получив нехрупкий и
дешевый сплав. нельзя будет его исполь-
зовать из-за маспгтабэв современной вой-
ны в вилу ограниченных запасов берид-
лия. Но все, это говорится лю тех пор,
пока сплав не найден. Застой в технике
немыслим, —< появлением сплава наллежа-
щих качеств начнется бешеная гонка в
строительстве новых самолетов.

Не надо забывать, что, помимо более
легкого веса, сплав бериллий— алюминий в

три раза прочнее люраля. Следовательно.
  части самолета можно будет лелать иной
конструкции, что тажже даст выигрыш
  в’ весе.

Современный — скоростной  путпечный
истребитель весит or 3 до 3,5 тонн,

уменьшение его веса в два раза, сразу же
позволит набрать такой ммпине на высоте
в 4.000 метров скорость ma горизонталь-
ном полете близкую к 900 км в чае.

Еше больше выгохы < военной Точки
зрения сулят  бернллиево-алюминиевые
сплавы в бюмбарлировочной авиации. Bee
авизтуры мечтают 0 создании так назы-
ваемотю дневного бомбартировщика, нело-
сягаемого тля зенитной артиллерия я
истребителей, днем на громадных высотах
порядка 15 тысяч метров точно выпо-
  няющего боевые задания.

Устранение хрупкости бериллиево-алю-
миниевых сплавов. — пока неразрешенная
задача. Но хрупкость сплава, о котором
идет речь, заложена глубоко в природе
самого бериллия.

_ Промышленных сырьем при добыче
оериллия в настоящее время служит
полухратопетный камень — бериля

Наибольшие из
  _ Наибо: 4 извесёных месторожде-
  ний берилла нахел ie

ятея в Аргентине
Бразилии и у нас. a

12 И в СССР. на У
  Средней Азии и Сибили. ый

Аргентина и Бразилия
Гпортируют тысячи тонн бери
же стран шло снабжение

воины. Теперь Германия обл
 вемногями месторожден

113, из этих

3.500 концертов на фронте в Октябрьские дни

Октябрьской
Малого театров, театра имени Комсомола, артисты дадут
группа артистов театра имени Вахтангова,   концертов.

тираж Займа третьей пятилетки (выпуск

ном
протрамме:
Малом зале — вечер В. Яхонтова; в про-
грамме: «Евгений Онегин». В театре эс-
трады — спектакли

ежегодно экх-

Германии до
адает только

заместитель председателя Азер-
байджанского филиала Академии
наук СССР.

БАКУ.

несколько бригад студии имени `Стани-

славского. Е :
Много бригад организуют крупнейшие
атры периферии. 38 концертных бригад
посылает Всесоюзное госэстралное концерт-
ное об’единение;

В лни празднования 25-летия Великой
сопиалистической революции

ча фронте около 3.500

*

по займам в ноябре

четвертого года).

Держателям облигаций процентного вы-
пуска Займа третьей пятилетки (выпуск
четвертого года) с 1 ноября выплачи-
взется доход по купону № 1 в размере
4 процентов стоимости облигаций.

ому Союзу

* Консервная промышленность Узбеки-
стана освоила выпуск новых видов кон-
центратов — гороховой и рисовой каши,
пасты из сухих фруктов, грецкого ореха
и кунажута.

* Узиоколейную железнодорожную вет-
Ry к торфяному болоту «Долгие Лужи»
строят своими силами трудящиеся города
Владимира. По этой ветке затотовленное
топливо булет доставляться в город.

* Изучают автоматическое оружие де-
вушки села Ширяева Молотовекого райо-
на Куйбышевской области. В организован-
ных для этой цели кружках установлена
военная дисциплина. Девушки * проходят
также строевую подготовку, учалея метко
стрелять, ползать п)-пластунски.

ПН §—_—_—_—_ —_——_.

худож. руководством С. Чернецкого. В Боль:
зале Консерватории — концерт; 8
русские оперы и балеты. В

Ленинградского  теат-
ра миниалюр © участием А. Райкина. В
Госцирке — три представления.

Бериллий все еще дорог, но произвед-
ств» бериллия все время растет. соотоет-
ственно этому падают и цены на метал-
лический бериллий. Е

Достаточно сказать, что с 1929 года
по 1942 год стоимость” бериллия умель-
шилась больше чем в десять раз и поз
холжзет непрерывно снижаться.

В ряде стран созданы значительные
запасы сырья, содержащего бериллий.

Огромные средства вложены 34 грани-
цей в промышленные предприятия, зани-
мающиеся выработкой бериллия и er
сплавов.

*
Hamma советская промышленность цвет-
ных и редких металлов добывает и про-
изводит стратегическое сырье, без кото-
рого нельзя воеваль.
Предвидение товарища Сталина в во-
просах развития и значения металлургия
цретных и редких металлов позволило
нашей стране в этой области выйти на
одною из первых мест.
Наши специалисты и ученые, работа-
ющие в промышленности редких и цвет-
ных металлов, должны зорко следить 380
всеми работами по сверхлегким  метал-
там с применением бериллия.
Получение дешевых и прочных берил-
тиево-алюминиевых сплавов — сложная
задача, трудности, возникающие в этой
раюоте перех нашими учеными и специа-
листами, колоссальны. но и награда ве-
лика, оправдать доверие и заботу вели-
чаишего гения современности товарища
Сталина.

Высотность является вы современной
воине важнейшим фактором пля боевых
машин.

Фаптиетская Германия упорно работает
над бериллиевыми

. сплавами, одержимая ( »
идеей создания сверхеамолетов.
Мы не должны уступать  фапгистекой

авиации ни одного метра высоты, мы лолж-
ны всегда быть готовы к выпуеку боевых
машин таких качеств, что наши сталии-
ские соколы, ‘оставляя далеко внизу rep-
манскую авиацию, скажут — выше на
только звезды.

Б. ШПИТАЛЬНЫЙ,

Герой Социалистического Труда.

РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ.

> та атевие 6 : я ИЯ 3 3
что если ‘неклественные зубы из фарфо-  деталей, ‘изтотовленных из сплава, содер-1 металлом, пе знающим усталоети. узтериалов, обеепетивающих ведение вэй-   За льцбургеких Альн ах ке ветрии, в
= Е - Am e 4 as > в. . 3.1 i) — о ля.
АДРЕС РЕДАКЦИИ И ИЗ ДАТЕЛЬСТВА: Москва, 6, Пушкинская площадь, 5. Телефоны отделов редакции; Секретарнат — К 3-25-11; Тыла — К 1-42-86; Фроифа К 47257) Uuourpanue i
Художественного — К 5-36-53; Издательство — К 4-74-34; Прием об’явлений в Москве — K 5-74-38; 35 Лепииграде — 36-78 го — К 4-81-54;

Б27810.

Типография «Известий Советов депутатов трудящихся СССР» имени И. И. Скворцова-Степанова, Пушкинская паба в . oS

Сельского хозяйства — К 5-76-17;

Издатель: ПРЕЗИДИУМ
ВЕРХОВНОГО ‚СОВЕТА СССР.

Писем — к 3-15-17; }

В а