Действия норвежских
партизан

—— i

CTORTOIBM, 2 ноября. (ТАСС). Tase-
та «Троте алльт» пишет, что прибывшие
в Швецию норвежекие беженцы coodma-
ют 06 усилении борьбы норвежских пар-
тизан, причиняющих немцам  болышой
ущерб. Недавно был организован поджог
барачного поселка на строительстве не-
мецкотго аэродрома южнее Киркенеса. В
два часа ночи, котда бушевала буря. бы-
ли одновременно подожжены 3 бара-
ка. В несколько минут поселок, вме-
шавший около 4 тысяч солдат, был
охвачен огнем. Солдаты выбегали из ба-
раюв в дикой панике — болынинетво в
нижнем белье. Из 5.2 бараков полностью
сторели 49. На следующий день в Кир-
кенесе и окрестностях были арестованы
десятки норвежцев.

Провал вербовки
«добровольцев» в Голландии

ЖЕНЕВА, 2 ноября. (ТАСС). Гитлеров-
ская газета «Националь цейтунг» при-
знает, что немцам, несмотря на все их
усилия, удалось завербовать в Голланлии

для участия в борьбе против СССР весьма

1лиями и Должно сохраняться © помощью

ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ Le

Выступление Идена

ЛОНДОН, 31 оклября. (ТАСС). Как пе-
редает атентетво Рейтер, английский ми-
нистр иностранных дел Иден, выступив-
muni 30 октября на шотландской конфе-
ренции тред-юнионов, заявил, что Бри-!
танская империя не может отказаться от’
своего положения мировой державы. «На-
ша история и наше географическое поло-
жение, — заявил Иден, — требуют, чтобы
мы оставалиеь мировой державой, обла-
дающей всемиоными интересами. Общее
положение в мире также требует этого.
Нам предстоит играть важнейшую роль в
мире во время войны и после нее».

Коснувшиеь послевоенных — вопросов.
Иден заявил: «Мир — это нечто такое.
что должно быть создано нашими уси-

еще более значительных усилий. Мы дол-

действенную оргажизащию, а также” сред-
ства для его защиты. Мы не еделали это-
го в прошлый раз. Есть еще одна пробле-
уа, которую нам предстоит разрешить,
наиболее мрачная из всех проблем, это —
Германия. Гитлер — не случайность, а
симптом. Пусть никто не забулет об этом
в атмосфере

‚тельность и зоркость.

‘эть было после прошлой войны. На этот

жны обеспечить для него практическую и.

великолушия и блатодунгия

ризм © его жестокими проявлениями отой-
дут в прошлое, перед нами все еще by-
дет стоять проблема Германии. Дважды на
налней памяти и пять раз в течение ето-
летия немцев охватывало страстное етрем-
ление к завоеваниям. Эта проблема Гер-
мании и Европы может быть решена при
том условии, что у нас будет время, бди-
Было бы верхом
безрассудетва предаваться стремлению при-
нимать желаемое за действительность, как

раз мы должны окончательно разрешить
проблему Германии».

Иден указал также, что война начи-
нает принимать новый характер. «Мы уже
не везде занимаем оборонительную пози-
цию,—сказал он. — Мы достигли тоспод-
ства пад Ла-Маншем, а также над <евер-
ным побережьем Франции и за предела-
ми побережья. Наша авиация могла ле-
тать днем над Германией и бомбардиро-
‘вать Милан. Германия теперь получает
  значительно более сильные удары, чем те,
которые наносида нам германекая авиа-
ция, — добавил та разрешите мне
заверить вас, что в течение зимы эти

после войны. Котда Гитлер и даже гитле-

незначительное число «добровольцев». В
связи с этим, как сообщает газета, пред-
полагается ввести в Голландии принуди-
тельный призыв на военную службу всех
голландцев, способных носить оружие.

Голландия отказывается
от прав экстерриториальноети
в Китае

2,

ЧУНЦИН, 2 ноября. (ТАСС).
редает атентетво Сентрал ньюс, поелан-
‚ник Голланлии в Китае Ван Брейтель
Дуглас вручия вице-министру  иностран-
ных дел Витая Фу Пин-чану и для пе-
релачи китайскому правительству изве-
щение находящегося в Лондоне голланл-
ского правительства о том, что в доказа-
тельство симпатий и уважения к китай-
скому народу голландское правительство
готово вступить с Китаем в переговоры о
заключении договора на базе равенства и
взаимности 00 отмене прав Голландии на
экстерриториальность в Китае и 06 ypery-
лировании связанных е этим вопросов.

Лаваль передает гитлеровцам
торговые суда Франции

НЬЮ-ЙОРК, 2 ноября. (ТАСС). Атент-
ство Ассошиэйтед пресс передает, что. по
сообщению из достоверных европейских
источников, Германия недавно потребова-
Ja от правительства Виши передачи ей
всех находящихея во французеких портах
торговых судов независимо от их нацио-
нальной принадлежности. Правительство
Виши пошло на требование немцев.

Война на море

ВАШИНГТОН, 2 ноября. (ТАСС). С
26 октября морское министерство об’яви-
10 0 торпедировании семи торговых паро-
ходов в северной и южной частях Ат-
лантического океана в августе и октябре.

ЛОНЛоОН, 2 ноября. (ТАСО). Kar co-
общает алентетво Рейтер, подводная лол-
ка военно-морских сил Сражающейся
Франции успешно атаковала неприятель-
ские суда в норвежских водах. Лодка про-
никла в фиорд и торпедировала один боль-
шой грузовой пароход, который тут же
затонул, и друтой торговый пароход срел-
него размера, который выбросился на берег.

СТАМБУЛ, 2 ноября. (ТАСС). По полу-
ченным здесь в иностранных кругах еве-
дениям, вонтерекие военные власти во вто-
рой половине сентября об’явили мобилиза-
цию нескольких возрастов украинекого на-
селения в комитатах (уездах) Берег и
Прикарпатекой Украины. Венгры надея-
лись сформировать украинекий полк тля

Как пе- ОТИРавки ‘на советоко-германский фронт.

Однако эта мобилизация провалилась, так
как большинство призванных не явилось

на мобилизационные пункты и окрываетел

в настоящее время в лесах.

В связи с ростом партизанской борьбы
в лесах Прикарпатекой Украины  венгет-
ские власти в начале октября налравили
в комитаты Берег и Унг карательные от-
ряды. Отряды получили задание произве-
сти аресты семей партизан, «примерно на-
казать, не стесняясь никакими средетва-

Клика Антонеску опасается внутренних

волн

ЖЕНЕВА, 2 ноября. (ТАСС). Румынские
газеты полны призывами к «единству и
сплоченности». Газета «Тимпул» в нере-
довой пишет: «Не следует скрывать того
факта, что среди нас имеются люди, которые
не поняли требований настоящего време-
ни и продолжают угрожать нашему на-
циональному существованию. Все остав-
пиеся в тылу должны понять серьезность
переживаемото нами времени. Если люди,
для которых мы это пишем, не поймут
нас, то они подвергнутся самому суровому
нажазанито», $

O неблагополучии на внутреннем фрон-
те Румынии говорят многие факты. В на-
чале октября в румынской печати про-
мелькнуло сообщение, что для воинских
частей, предназначенных «для подавле-
ния внутренних волнений», введен особый
дисциплинарный устав, предусматриваю-

Краткие

> В письме на имя главнокомандующе-
го американеким военно-мореким флотом
адмирала Кинга начальник штаба амёри-
канской армии генерал Маршалл сообщает,
что в заморских районах сейчае служат
800 тысяч американских <олдалт.

® Как передает агентство Рейтер, гер-

Население Прикарпатской Украины
не хочет воевать’ против СССР

удары будут повторятьея и усиливаться».
<

ae местных крестьян, помотающих нар-
тизанам». Венгерские карательные отряды
расстреляли несколько десятков пойманных
  ими украинцев и ареетовали сотни членов
гемей. Некоторые из арестованных были
повешены. Г

Зверетва карательной  экопедиции вы-
звали огромное возмущение украинского
населения, встревоживнее венгерское пра-
  вительство. 15 октября в Ужгород
(Унтвар) приехал Валлаи для урегулиро-

вание английских вооруженных сил
Ближнем Востоке в очередном коммюни-

вания «конфликта». Согласно опубликован-
ному в газете «Нешт» от 19 октября тек-
сту речи Каллай, он заявил, что «загово-
рами ничего нельзя добиться». По полу-
ченным здесь сведениям, поездка Каллаи
ie дала никаких результатов. Сопротивае-
ние украинского населения вентерской мо-
  билизации продолжается.

ений ь

щий более суровое наказание за наруше-
ние воинской дисциплины, чем в осталь-
ных частях армии. Этот факт свидетель-
‘ствует 9 том, что клика Антонеску не
только опасается серьезных внутренних
волнений, но в 10 же время не надеется
на «стойкость». своих солдат при подав-
лении волнений. ‘

По полученным здесь сведениям, после
происшедших недавно на нефтепромыелах
в районе Плоешти пожаров «для усиле-
ния охраны» туда была перебришена це-
лая воинская часть. Вомсостав этой час-
ти подбиралея лично начальником румын-
ского генерального штаба и представите-
лями гестапо. Многочисленные
среди пабочих и инженерно-технического
персонала, предпринятые в связи с по-

аресты

Военные действия
в Египте

©

(ТАСС). „Команло-
Ha

Лондон, ноября.

ке сообщает, что в ночь на 1 ноября
противник пыталея атаковать английские
войска в районе к западу от вражеских
позиций, между железной дорогой и по-

бережьем. Английская пехота удерживала

занятую ею территорию, однако нееколь-
соединиться к своим изолированным пе-
хотным частям. В течение веетго вчераш-
него лня противник не делал
прорваться.

В ночь на 1 ноября и вчера лнем ан-
глийская авиация бомбила посадочные

вых позиций, а также 0б’екты в райзне
pew и на острове Вриф. Английские са-
молеты предолжали тревожить _войека
противника в Западной пустыне. Враже-
ские самолеты пытались совершить на-
лет Ha антлийские войска, однако дей-
етвиями истребителей вражеские самоле-
TH не были допущены к цели и быля
вынужчены сбтоеить бомбы на гобетвен-
ные войска. В этом воздупаном бою было
сбито семь пикирующих бомбарлитовщи-
ROB противника.

Война на Тихом океане

НЬЮ-ЙОРК/ 2 ноября. (ТАСС). В ком-
мюнике морского министерства США го-
верится, что в секгоре Гвадалканара аме-
риканекие ‹<амолеты

ки разрушены одна японская батарея и

склад боеприпасов. Японские войска,
прецириняв атаку, прорвали американ-

скую линию обороны на острове Гвадал-
канар. Церейдя в контратаку, американ-
ские части морекой пехоты отбросили
японцев на исходные позиции. Две дру-
гие атаки японцев были отбиты амери-
канекими войсками.

МЕЛЬБУРН, 2 ноября. (ТАСС). В сек-
торе Оуэн-Стэндли ‹<оюзные войска про-
должают операции против разрозненных
частей к северу от Алола. :

дает агентетво Рейтер, в коммюнике мор-
кого министерства США говоритея, что
получено первое подробное   сообщение о

‘морском и воздушном бое, имевшем место

26 октября к воетоку от острова Стюарт
(северо-восточная часть Соломоновых
островов). Согласно этому сообщению, про-
тивнику нанесен значительный ущерб:
отмечены прямые попадания 4—6 00м0 в
японский авианоеец класса «Дзуйкаку»;
Два попадания бомб среднего калибра бы-

клаеса. Отмечены два попадания
крупного калибра в японекий линкор клаз-
са «Вонго» и одно попадание бомбы кру-
HOTO калибра. во второй японёкий линкор.
5-ю бомбами срелнего калибра нанесено
повреждение японскому  крейсеру клаева
«Цикума». Отмечены также попадания
торпелы и бомбы в тяжелый крейсер. Два
попадания торпеды были отмечены в дру-
гой японский тяжелый крейсер.

В сообщении указывается, что. в этом
сражении уничтожено более ста японских
самолетов и, вероятно. подбито около 50

жарами, продолжаются по сей день. Аре-
стовано свыше тысячи человек.

сообщения

манские военные власти в оккупированной
зоне Франции 0б`явили, что веякий, кто
поднимет предмет, сброшенный самолетом
противника или находящийся в разбив-
THeMCA самолете противника, либо получит
предмет от экипажа такого самолета, под-
лежит смертной казни.

самолетов.

Назначение Аоки министром
по делам Восточной Азии

ТОКИО, 2 ноября. (ТАОС). Как пере-
дает агентетво Домей цусин, Аоки Калзуо
назначен министром по делам Восточной
Азии. Одновременно об’явлено о назначе-
нии вице-министра иностранных дел Яма-
мото Кумаици вице-миниетром
Восточной Азии.

ким неприятельским танкам удалось при-

ILOMBITOR

площадки  пэотивника в районе пере =;

бембардировали янон-!
ские позиции. В результате бомбарлиров-!

ЛОНДОН, 2 ноября. (ТАСС). Как пере-.

ли отмечены в другой авианосец этого же
бомб

по делам

ВТОРНИК, 3 НОЯБРЯ 1942 г. № 259 (7945)

ТРУДЯЩИХСЯ СССР __ ———

Замечательный поэт
славянского мира

(К 60-летию со дня рождения Якуба Коласа)

ет немало талантливейших поэтов,
  нетворцев, и среди них едва ли не
  вое место приналлежит Якубу Кюласу
  Трудную жизнь црожил )

кой Октябрьской социалистической
люции, много горя знало его серце
  иного огорчений знал ето YM,

ном своего народа, талантливого,
любивого, a главное,
воли к Жизни.
Одно мы знаем натверло,
Пусть век еще окитаейся,
\ все-таки когда-нибудь
Мы < птавлой поветречаемся.
ТИ поэт не ошибся,

Широкая дорога легла перед белорус-
ских народом, блестящие солнечные дали
звали ето вперед к полному раскрытию

‘народа и стал вместе < ним творить HO-
ВУЮ ЖИЗНЬ.

Не узнать Белорусь нам сегэлня—

Разогнулея трудящийея люд,

Грохот, шум, гомон, гуд...

Crar победы невиданный поднят...
Так позволь же, Краина родная,
Твой приветствовать мощный разгон,
А погибшим за счастье народа,

За отчизну рабочих, свободу —
  Мой печальный и низкий поклон!

Что должен был пережить поэт, когда
на родную Белорусь обрушилась стальная
лавина гитлеровских орд? Весь гнев. вея
яроеть народа против фашистских вы-
родков выразилась в поэзии Якуба Ko-
daca.

«Славяне и славянки!

Вепомним в этот грозный чае свою
ответственность перед нашим поколением,
и горе будет нам и налним детям, если
мы оставим для них цепи немецкой не-
воли! К оружию, братья славяне! На
борьбу за волю, за свои земли, за евою
национальную независимость и культуру,
за счастье наших детей.»

Так говорил Якуб Колас на Втором see-
славянском митинге в Москве. Этог при-
зыв звучит и в его поэзии. Колас— борец
за родной народ, он — его пророк.

Бывало, мерный звук твоих могучих слов

Воспламенял бойца для битвы,

}

Новейшая deaopycckaat литература зна-
пес-

пер-

Колае до Вели-
peBo-

вера его не обма-

сил и талантов. Широко вздохнул ‚ Перец

Он нужен был толпе, как чаша для
пиров,
Как фимиам в часы молитвы.
; Голос Якуба Коласа, его песни, ео
стихи и являются такими, которые нуж-

Е № ” op
ны белорусскому flapony. Это голое мести

‚  и печали.
много уни-
`жепий испытало чуветво. Но он был сы-
трудо-
полного энергии и

Я знаю — фашисты над кручей,

Очутятся скоро на дне,

А родина, бор мой и пущи

Со мной на яву и во сне!..

Поэт сам верит в победу над угнетате-
jain и убеждает в этом свой народ.

Верь мне, товарищ! С непрошенным

гостем
Правый расчет лишь один:
Выбросить падаль за тым,

нула. Вепыхнула Великая Октябрьская, Пусть догнивает на смралном погосте,
  социалистическая революция, и Kora) Слышишь, с Востока нас молнии будят,
вместе со своим народом встретился © Выкурим погань из нор,
правдой. 0. белорусекий мой бор!

Гомон твой — кличем пророка да будет!
Якуб Колас — сын своего народа. Горе
 и радость, мука и боль народа являютея
также мукой и болью самого поэта. Nar

все несчастия родной страны. Его мысль
и чувство, его разум и воля настолько
органически срослись © родной страной,
что представить себе Якуба Коласа вне
Белоруссии, вне своего народа, его духов-
ной культуры, языка, нройвов, обычаев—
совершенно невозможно. И не потому ли
так глубого лирично звучат все социаль-
ные темы в творчестве Коласа? В этом
своеобразном зочетании личного, интимно-
то лирического момента © социальным 00-
щественным заключается особенность №0-
ласа, как поэта.

В лице Коласа славянский мир имеэт
замечательного поэта, который приносит
в его сокровищницу свой вклал.

Нет никакого сомнения, что Якуб К-
лае своим влохновенным творчеством бу-
дет и впоель так же служить своему Ha-
роду, как он елужил многие годы. Поэти-
ческое слово Якуба Коласа сейчаю, в дни,
когда белорусская земля находится под са-
погом немецких оккупантов, = особенно
дорого белорусскому народу, ибо оно зовет
® подвигам во имя торжества нашего пра-

ИАА

вого дела.
Проф. М. ДОБРЫНИН.

В Прокуратуре Союза ССР

Указы Президиума Верховного Сювета

1941 г.
для тех рабочих и служащих, которые
работают спустя рукава и, не считаясь
с суровыми требованиями военного вре-
мени, самовольно оставляют pabony на
предириятиях, совершают протулы и тем
самым дезорганизуют  производетво.
Руководители предприятий обязаны
точю и неуклонно выполнять советские
законы и не допускать какого бы To HH
было попустительства дезертирам и про-
гульщикам. }
Прокуратурой Союза ССР установлено,
что отдельные руководители предприятий
не используют предоставленных им за-
коном прав в борьбе с дезорганизаторами
произволетва, задерживают передачу на
них дел в судебно-прокурорюжие органы,

ПО СТРАНИЦАМ ИНОСТРАННЫХ. ГАЗЕТ

®читься у. русских

Нет почти ни одной тазеты, которая не
попьталаюь бы в последнее время так или
иначе дать оценку положения на coBeT-
ско-германском фронте, об’яснить своему
читателю, в чем секрет силы Советекого
Союза. 2

Мы не будем цитировать старых друзей
Советокого Союза, которые еще ло войны
добросовестно изучали его жизнь и для
которых поэтому не явилось неожиданно-
стью героическое сопротивление советского
нарола, рассеявшего миф о «непобедимо-
сти» гитлеровской армии.

Особенното внимания заслуживают статьи
некоторых газет в нейтральных странах,
газет, которые до недавнего времени или
замалчивали грандиозные успехи социали-
стического ‘строительства в СССР, или да-
вали изврашенную картину положения в
нем. Многие газеты нейтральных стран,
как, например, Швеции и Швейцарии,

считаясь с конкретным опытом войны, не,

_ могут не признавать силы и крености Со-
ветокой страны, величия духа ее народа
и стойкости советекой системы. Вот, на-

пример, швейцарская  социал-демократи-
ческая газета «Татвахт» (Берн) недавно
писала:

«Откула у большевиетекой России взя-
лась сила для того, чтобы гораздо дольше
и гораздо успешнее, чем армии Запалной
Европы, сопротивляться огромной военной
машине? Это нельзя об’яенить только лю-
бовью русских к своей родине и к своей
земле. Здесь есть что-то большее.
лось, что Советская Россия была не толь-
ко значительно сильнее вооружена, чем
все полагали. Советская система воспитала
совершенно иной, чем во времена царизма,
народ. Русский рабочий, русский креетья-
нин многим обязан этой  сиетеме. И для
защиты достигнутого русский солдат идет
ныне на емертьх.

Та же газета через несколько дней
вновь возвращается к вопросу о том, в
чем состоит оенова русского  сопротивле-
з ния, и пишет: °

«В конце июня 1941 года многие ечи-
тали, что германской армии удастея
справиться с Россией в несколько не-
дель. Выдвинутое год тому назад Гитле-
ром утверждение, будто бы Советский

Оказа-

Союз уже окончательно разбит и ему
больше не оправиться, оказалось прежде-
временным: результат не. достигнут и
поныне. Свыше пятнадцати месяцев (Со-
ветский Союз беспрерывно выдерживает

атаки немецкой армии, не проявляя ника-

ких признаков ослабления своего сопро-
тивления. Общественность всех стран с
изумлением констатирует этот факт».

Тазета дальше показывает, как русский
  народ под руководством советской власти
индустриализировал свое сельское хозяй-
ство и каких больших успехов он достиг
в народном просвещении.

Швейцарская газета «Трибюн де Jo-
зани» дает следующее об’яснение успеш-
ности борьбы Красной Армии с немецкими
захватчиками:

«Чтобы об’яснить сопротивление Крас-
ной Армии, недостаточно сослаться на
успехи обучения солдат и на рост мощи
военной  промьыиленности СССР. Во всей
этой кампании русский солдат проявил
такое мужество, такую ожесточенность в
бою, Такое презрение к смерти, что вы-
звал  невольное восхищение у против-
ника...»

Товоря о глубоких корнях ожесточенно-
сти русского солдата, газета подчерки-
вает, что «важным фактором сопротивле-
ния русеких является энтузиазм, который
вызывает у них защищаемое ими полити-

ческое дело». ‘
«Чтобы построить новые города, — пи-
шет далее газета, — чтобы создать эти

громадные заводы, чтобы образовать эту
новую армию, чтобы оказывать такое со-
противление, требовались люди, верящие
в будущее режима, который создавался, и
готовые отдать за него жизнь».

Поцутно следует отметить, что сами
гитлеровцы вынуждены были на основа-
нии своего горького опыта призналь си-
лу соверского сопротивления. Фашистекая
тазета  «Франкфуртер цейтунг», подводя
итоги трем годам войны, признала, что на
Востоке гитлеровцы столкнулись ¢ «наи-
более сильно вооруженным и наиболее
упорным врагом». А фашистокая  газэга
«Лицманштедтер цейтунг» недавно прямо
заявила: «Те, кто думал, что система

Сталина рухнет при перво? натиске не-
мецких войск, были плохо осведомлены».

Должно быть, не похвалят гитлеровекие
главари свою газету: ведь это его, Гит-
лера, и его ближайших друзей имеет в
виду «Аипманштелтер цейтунг», именно
они поселили в немцах надежду на бы-
струю победу в СССР и, как ясно даже
для самих гитлеровцев, «были плохо осве-
домлены» о силе отпора советского народа.

Рухнули расчеты гитлеровцев на ©ко-
рую победу, и этого очевидного для всех
факта не может скрыть даже фашистекая
печать.

Сотни газет и журналов нейтральных
стран ставят перед ‹0обой вопрое 00
источниках героического сопротивления
советского народа. Так, например, швел-
ская газета «Гетеборге хандельстиднинг»
на-днях писала в статье «Народная вой-
на» следующее:

«Для тех, кто в течение нескольких!
лет видел работу русеких в мирное вое-
мя, эта война не принесла много неожи-
данностей. Русские должны были защи-
щать свою страну именно так, как они
это делают. Желающие об’яснить патрио-
тизм русских интенсивной пропагандой
упускают из виду, что эта пропаганда не
имела бы эффекта, если бы в существен-
ных пунктах она не соответствовала дей-
ствительности. Нужно вспомнить, что из
ада нищеты и Убожества русским удалось
вырвалься к сноеной жизни и что перед
ними уже мерцала та зажиточная жизнь,
к которой они стремились. Борьба pyc-
ских ставит своей задачей воспрепятетво-
вать поражению. В этой борьбе прини-
мает участие весь народ — на фабриках,
на полях, на фронте, в партизанских от-
рядах. Теоный контакт между армией и
народом России яеен теперь всём».

0с0бо следует отметить выступление
главного редактора шведского журнала
«Си» Нюкора, известного своими резкими
антисоветскими выпадами, который нелав-
но в статье «Радикальная переоценка»
писал следующее:

«Сейчае пошел октябрь четвертото года
войны. С самого начала войны переход от
сентября к октябрю каждый раз совпадал
с моментом, имеющим большое значение:
в 1939 г. была подавлена Польша: в
октябре 1940 г. был положен конец лей-
ствиям германокой авиации против Анг-
лии; в октябре 1941 г. были задержаны
германекие армии в Советеком Союзе, а

в 1942 г. ...Что пооизойдет в нынешнем

оду? Во всяком случае, весь мир уяснил

себе уже один войрос, который может
иметь решающее значение для исхода ны-
нешней мировой войны: мы все неверно
расценивали Советский Союз! Чего только
не говорили из года в год об этой стра-
не. Ёак часто писали полные возмущения
статьи о положении в Советеком Союзе,
при чем всегда делали вывод, что на
основе этой системы нельзя построить ни-
чего ‘крепкоте и прочного...

Советский Союз пюказал свою
показал всему миру, что он был не ко-
10ссом Ha глиняных ногах, a твердо
сплоченной нацией, он показал, что его
рабочие не кули, что его молодое поколе-
ние в физическом и духовном отношении
не слабее противника, что его остов не
прогнил, а, наоборот, силен и несокру-
шим. Советский Союз показал, что Крас-
ная Армия соетояла не только из отбор-
ных дивизий, проходивших парадным мар-
шем перед мавзолеем Ленина, но что она
представляет собой страшную стену. из
стали, мяса и’ крови».

Автор статьи призывает читателя вду-
маться в значение того героизма, который
русские. солдаты проявляют при защите
Сталинграда. В связи с защитой Сталин-
града другая шведская газета—«Карлетаде
тиднинген» пишет: «После гигантеких сра-
жений, происходивших в последние нете-
ли, Сталинград становитея сверкающим
символом TOTO, что может сделать ©пло-
ченный народ для защиты своей страны,
для своей земли».

Подвиги Красной Армии под Сталин-
гралом получают живой отклик и среди
народов Ближнего Востока. Так, например,

известный арабский писатель Раиф Шури в

газете «Саут-аш-Шааб» недавно писал:
«Сталинград — город с мнототысяч-
ным населением, носящий имя вели-
кого человека, это — город веех лю-
дей, одна из цитаделей
Под Сталинградом история
рует века в дни и недели.
зации есть границы, которые ‹еголня на-
чинаются у Оталинграда и на берегах
Волги... Город на Волге поставил на оче-
редь вонрое © екорэм конце Гитлера. Го-
род на Волге стал кладбищем, где нахо-
дят могилу громадные мрачные «силы, со
всех сторон привлеченные нацистами, что-
бы послужить пушечным мясом для ору-
дий, установленных Ha берегах Волги. Вее

конденеи-

силу, ,

цивилизации.

У цивили-

эте укрепляет нашу любовь к Сталингра-
  ду и заодно укрепляет наше спокойствие:
  война на улицах Сталинграда обеспечи-
  вает мир на улицах Каира, Александрии,
Бейрута, Дамаюка и Батдала!»

Срели различных отзывов о борьбе co-
ветекого народа выделяется сталья одного
протестантокого пастора в Швейцарии, ко-
терый беседовал с бежавшими из Герма-
нии руюскими военнопленными. Этот па-
стор ‘заинтересовался советской  моло-
дежью, теми военнопленными, которые,
как OH сам пишет в цюрихекой газете
«Национ», являются «летищем нынептнего
советского строя и знают капитализм
только по рассказам своих родителей».
Вот что он пишет о советской молодежи:

«Я должен, к сжжалению, конетатиро-
вать, что она в моральном и нравствен-
ном отношении слоит неизмеримо выше
нашей  (т.-е.  швейцарекой) молодежи.
Этот факт нельзя об’яснить особенностью
русской души. Очевидно, за 25 лет, про-
шедших с момента взятия власти больше-
виками, в русском народе произопел гру-
мадный внутренний сдвиг». Пастор счи-
тает это неопровержимым фактом и кон-
статирует, что
AJHOHHITO народа произошла перемена». и
она «непюсредетвенно коренится в не ме.
нее грандиозном перевороте, который пое-
терпела его хозяйственная структура».

Автор предвидит возражения некото-
рых скептиков, которые могут заявить,
чт» только отдельные военнопленные му-

TMH произвести на него такое впечатле-
ние, и отвечает:

«Я констатировал одинаковую пеихоло-
тию у всех военнопленных, хотя они про-

от 26 июня 1940 г. и 26 декабря!
устанавливают уголовную кафу   ности,

«в пеихологии 170-мил-

уклоняютея от привлечения прогульщи-
ков и дезертиров в законной ответствен-
а в некоторых елучаях берут их
под свою защиту и покровительство.

За пжровительство  дезортанизатотам
производетва, волокиту с передачей в
судебно-прокурорские ортаны материалов

на прогульшиков и другие нарушения

Указов от 26 июня 1940 г. и 26 Te
кабря 1941 г. Прокуратурой Союза при-
влечен к утоловной ответелвенноети рят
руководителей и должноетных лиц пред-
приятий, в их числе:

1. Зам. директора завода «Сери и мо-
лот» Лесников, осужденный к 1,5 годам
лишения свободы.

2. Начальник отдела кадров завода
Ne 715 Трусов, осужденный к 5 годам
лишения свободы. `

3. Нач. цеха” № 7 завода № 63 Смир-
нов, осужденный к 2 годам лишения сво-
боды.

4. Директор прядильной фабрики
«Красный Профинтерн» Сунцатов, осуж-
денный к 1 году исправительно-трудовых
работ.

Советский закон обязывает руковохате-
леи предприятий повседневно заботиться
00 удовлетворения бытовых нужд рабочих,
улучшении жилищных  уеловий, общест-
венного питания и т. п.

Прокуратурой СССР установлено, «Te
некоторые руководители предприятий не
выполняют этих  требованяй, бездушно
бюрократически относятся к отдельным
рабочим и тем самым создают на прад-
приятиях условия, мешающие  ликвида-
ции прогулов и дезертирства. За бездея-
тельность и халатное отношение к улуч-
шению жилищно-бытовых условий рабо-
чих Прокуратурой Союза арестованы ий
преданы <улу:

1. Начальник ЗВ илишно-Коммунального
отдела завода № 259 - Ваеильев, осуж-
денный к 2 годам тюремного заключения,
2. Зам. директора завода  «Прасная
Этна» Лебедев, осужденный к 2
лишения свободы.

3. Начальниь Жилитщно-Коммунальном
отдела завода № 314 Баранов, осужден-
ный к 1 году принудительных работ, и
ряд других лип.

Прокурором Союза ССР ланы указания
ем прокурорам о привлечении к стро
жаишей ответетвенноети руководителей в
  других работников предприятий за полт-
стительство нарушичелям трудовой дис

циплины и непринятие мер к ликвидации
прогулов и дезертирства.

исходят из самых различных м естностей,

гает им лучше переносить В

ей

желающие осмыслить событи

отстоящих одна от другой Зачастую на
сотни и даже тысячи километров. Я кэн-
статировал у них ярко выраженняе  биль-
  ное чуветво товарищества, которое помо-
ле
  невозможным эгоизм отдельной aoe
HH Так сильно проникнуты ©воей иде-
и духом порялочноети, что я дожен
сознаться: я ничего не могу им дать. Вее

РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ,
Издатель: ПРЕЗИДИУМ
ВЕРХОВНО!0 СОВЕТА СССР,

НУРСОВОЙ БЮЛЛЕТЕНЬ

ИНОСТРАННОЙ ВАЛЮТЫ
на 1 ноября 1942 года

мы можем 9 у Е ;
Ha ccep учиться у них». Ам. доллары ОША за 1 р
роды Р показали всему миру, как Англ фунты ст. за 1 21 38
  Нужно бороться за Родину, показали силу Bourapexne левы з2 100 5,18
нового челове , at NAHAACKHE TOMuapha
io _Четовека, изращенного советским  Typenkue nupm ce ian   wie
cue зав вывод, к которому неиз- ПТведские крокы 39 100 10648
: © приходят авторы статей, честно ТПвейцарек. франки sa 100 123,60

Японские иены за 100 124,92

ско-германском фронте.

я Ha coper-

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БАНК CCCP.

АДРЕС РЕДАКЦИИ И ИЗДАТЕЛЬСТВА: Москва,

Б27814.

6, Пушкинская

площадь, 5. Телефоны отделов редакции: Секретариат — К 3-25-11; Тыла — К 1-42-86; Фронта — К 4-72-37;
Художественного — К 5-36-53; Издательство — К 4-14-34; Прием об’явлений в Москве — К 5-14-38; в Ленинграде — 36-78.

Типография «Известий Советов депутатов трудящихся СССР» имени И. И, Скворцова-Степанова, Пушкинская площадь

Иностранного — К 4-81-54;

не ти

5,

Сельского хозяйства — К 5-16-17;

Управление Иностранных Операций,

Писем — К 3-75-17;

—=_-

талантливый сын Белорусии, он ярко, !
глубоко, остро переживает все ^ великие
исторические испытания своего народа,

годам +

i

‘