ines

В районе
Сталинграда

Немпы никак не могут примириться с
утратой некоторых важных в тактическом
отношении рубежей в районе заводов. Вот
уже третий день они,  оконцентрировав
здесь сильный кулак, пытаются сбить на-
и войска с занятых ими позиций. Поте-
PAB накануне много танков и понеся
ощутительный урон в живой силе, они
тем не менее не прекратили и сегодня
своих атак. Их соголняшний натиск был
особенно ожесточенным, 2 по количеству
участвовавитих в наступлении фашиетеких
войск — олним из самых крупных за
последние дни.

Свыше двух дивизий пехоты, поддер-
жанных сорока танками, были брошены в
бой гитлеровеким командованием. Следует
подчеркнуть, что дивизии эти — сравни-
тельно свежие, прибывшие в район Ста-
линграда лишь в конце октября. Одна из

них — прусская, укомплектованная глав-
ным образом в округе Кенигеберга, дру-
гая — саксонекая. Противник рассчиты-

вал протаранить нашу линию на стыке
явух частей. Рельеф местности благопри-
ятетвовал танковому удару. Предваритель-
HO немпы подвергли наш передний край
усиленной артиллерийской и минометной
обработке, выпустив много тысяч  енаря-
зов и мин. Наступая, немцы применили
такую тактику. Сначала пошла в атаку
пехота под прикрытием артиллерийского,
огня. Когда немецкая артиллерия била по
нашему переднему краю, пехотинцы, при-
жимаясь к земле, готовились к броеку.
Затем артиллерия перенесла огонь в глубь
нашей обороны, и фашистекая пехота
двинулась вперед. Велед за пехотой рину-
лись танки. 3a танками — опять пехота.

Hamm войска встретили немцев всей
мощью своих  отневых средств. Цепи
гитлеровцев скапивались меткям огнем
воинов Краюной Армии. Тут и там пы-
Jaan полбитые танки. Wi pee me гитле-
ровды He челабляли натора.

Rona фашисты подошли на близкое
расстояние к напгим окопам, бойцы под-
нялись в контратаку. Завязалиеь WORIN-
чительные по упорслву встречные бой,
неоднократно  переходивиие в рукопаш-
ные схвалки.

Смело и решительно действовали на-
ши подразделения. Каждый  немепкий
маневр они стремились парализовать
контоманевром и добивались успешных
результатов. В 066 напряженные, кри-
тические моменты боя наши войска про-
являли высокую боевую активность, ча-
CTO ставившую немцев втупик и рас-
страивавшую их планы. Подразделение
под. командованием старпвего лейтенанта
Ивановского, атажованное десятью тан-
ками и значительной пехотной  группи-
ровкой, численно превосходившей наше
полразлеление по крайней мере вчетверо,
отбиле шесть остервенелых атак гитле-
ровцев, на плечах отетупающего претив-
ника продвинулось вперед и улучшило
свои позиции. На соседних участках
другие наши подразделения также смогли
очистить от немцев несколько зданий и
опорных пунктов.

Итог дня: немцы, несмотря на жеето-
вие потери, иочисляемые тысячами сол-
дат .и офицеров, не добились никакого
успеха, & в некоторых местах вынужде-
ны были несколько податься назад, Не-
мепкие  ливизии, участвовавшие в Ha-
стуллении, сильно измотаны и обеекров-
‚ лень.

№

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 3

_ноября.
(От спеп. корр. «Известий»). .

‘ облизила их, сдружила,

(ИЗ ЛОЗУНГОВ ЦК ВКП(б) К 25-й ГОДОВЩИНЕ

БОИ ЗА СТАЛИНГРАД. Минометная батарея переходит на новые позицни.
Фото специального военного корреспондента «Известий» П. Трошкина.

‚ На каждом шагу врага

подстерегает смерть!

Разведка противника установила, что
подступы к высоте не заминированы и
проволочных заграждений в этом районе
нет. Получив благоприятные сведения,
немцы бросились на прорыв. Неожиданно
они наткнулись на колючую проволоку, а
под ногами У них раздались оглушитель-
ные взрывы. С флантов ударили налии
пулеметы. Опеломленные гитлеровцы бро-
сились назад, проклиная свфих разведчи-
ков. На проволоке и среди обломков ка-
менной породы они оставили десятки тру-
пов.

Напрасно проклинали немцы свою раз-
ведку. Она совершенно точно икформиро-
вала гитлеровокое командование. В ту ми-
нуту, когда немцы лазили по склонам вы-
соты, здесь не было ни проволоки, ни
мин. Минеры подразделения, которым
командует т. Шелепин, внимательно на-
блюдая за действиями немецких разведчи-
ков, выждали, пока те окроются, и, следуя
за ними по пятам, заминировали склоны
и опоякали их колючей проволокой. Ата-
ка гитлеровцев была сорвана.

На каждом шагу ощущают немцы те-
зультаты умелой работы наших самеров.

передним краем нашей обороны, букваль-
HO под носом у немцев,

В олном из населенных пунктов немцы,
захватив несколько домов на окраине. на-
капливались для наступления. Наше 60е-
вое охранение занимало оборону в 20—
25 метрах от этих домов, по другую сто-
рону широкой сельской улипы. Ночью,
под прикрытием минометного и пулемет-
ного огня, минеры пробрались на середи-
ну улицы и заминировали ее. Наетупле-
ние фапвиетов провалилось.

Из разных уголков станы собрались в
подразделение т. Шелепина советские па-
триоты. Сыны четырнадцати народов, они
действуют рука 0б руку. Опасная работа
спаяла в одну
еемью. ’

YT

Утро над степью, запах сухой травы,

pa

Годовой
итог

Это было почти год назад, вокоре по-
сле празлнования 24-й головщины Октяб-
ря. Страну облетела радостная весть: У
Hac возродилась гвардия. В память луч-
тих образцов воинской доблести, военно-
го искусства и стойкости наша армия
возродила в своих рядах звание гвар-
Jemma.

В прошлогодних боях 4-я танковая

бригада завоевала высокую честь име-
новатьея 1-й гвардейской танковой
бриталой. Неумирающей славой покры-

ли танкисты за этот год свое гвар-
дейское знамя. Сейчас, в канун 25-Й го-
ловщины Октября, когда весь наш налод
полводит итоги самоотверженно и бес-
примерного труда, такой годовой итог ре-
шили подвести и гвардейцы-танкисты.

Он краток, но выразителен:

15.000  истребленных  фрицев, 430
уничтоженных немецких танков, 496 ору-
xa, 890 автомашин, 103. миномета.

Армия и народ гордятся подвигами бес-
страшных бойцов-гвардейцев — Героя Co-
ветского Cosa комсомольца Ивана Лю-
бушкина, отважного танкиета Дмитряя
Лавриненко, уничтожившего своей манги-
ной 52 немецких танка, трижды ордено-,
носпа Константина Самохина, разведчика
Богатова и многих других.

В недавних боях комсомолец снайпер
Курбангалиев истребил 120 немецких сол-
дат и офиперов. Танкист Микуров прорвал
немецкое укрепление, ворвалея на враже-
ский аэродром, раздавил на земле два фа-
шистских бомбардировщика, а третий’
сбил в воздухе огнем из своего оружия.
Так сражаются гвардейцы

слово: «Первая».
П. КОРЗИНКИН,

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ.

шему среди них 22 года.

в танковой комсомольеки стоять за. Сталинграх. И те-
бригады, гордо несущей на своем знамени перь им.

ЗиЮ,

синий горизонт, пыль, поднятая машина-
ми на фронтовой дороге. Камень цвета
земли лежит в изголовье уральца Алек-
сандра Алеканиева. Вот он, фронт, тот
самый передний край, который уже не
раз предетавлялея ему, когда он на уче-
ниях выводил расчет своего орудия на
условный рубеж!

Алеканцев давно не стит. Да и спал
ли он в эту первую ночь в степи? В су-
мерки они притянули сюда орудие, око-
пались, разместили в ямках ящики ‹о
снарядами. И тут еразу наступил pac-
свет. Он здесь не такой, как на Урале.
Там —— леса, вьются, как змеи, лесные
речушки. А здесь пустынно кругом. Не-
уютно человеку в степи, особенно в пер-

BH pas.

— Мамот, ты спишь?

— Какое там еплю! — отозвалея Ма-
мот. — Разве уснешь?

— Не ешишь, значит, думаешь!

Оказалось, что из расчета немного по-
дремал только Саша Скороход. Фамилия
не соответствовала натуре этого парня,
спокойного, медлительного. Гриша ШЩан-
кин и Аким Нчелкин долго прислушива-
лись к размеренному дыханию Скорохола,
тоже стараясь забыться, но уенуть они
не смогли.

— Вот, значит, и Волга, — сказал
Гриша. — Сталинград. значит!

—щ Выходит так.— ответил Аким Пчел-
кин, занятый своими думами.

— Говорят, красивый Сталинграл, ac-
фальт на улицах, внизу Волга течет. Бы-
вал, Аким, в Сталинграде?

— Her, не бывал.

Мололые, крепкие парни! Самому, стар-
К Волге они
ехали, как выразилея старший среди них
по званию-—командир орудия, он же ком-
сомольекий вожак, © одной мыслью:

по-

полку противотанковых орудий,
выпала честь в степи задержать, рассеять
и уничтожить немецкую танковую диви-
маршем идущую на подкрепление

ла едва заметная искра, и стралиной си-

Большую часть времени они проводят за

Тридцать шесть часов пролежали на
земле красноармейцы Черемесов, Тулабе-
ков, сержант Шараметов. [lox жестоким

огнем они выжидали приближения немец-
ких танков. Нажонец, несколько черных
малпин показались у переправы. Мелькиу-

лы взрыв заглушил грохот артиллерийской
щанонады, нелрерывный вой мин. Враже-
юкие танки были уничтожены. Выполнив
задание, бойцы-узбеки благополучно ый
пулись в свою часть.

В 80 метрах от немецких автоматчи-
ков взорвал мост через бурную горную
реку младший лейтенант Канонихин. Йс-
KYCHO строил дзоты на переднем крае 0бо-
роны: азербайджанец Авель Муратов. Про-
славился своим смелым рейлом ва танке
украинец Серпокрыл. Прижавнгиеь к 6р-
не, он проскочил в глубь немецкой 000-
роны и расчистил проходы лля танковой,
атаки, сняв несколько десятков немецких!
МИН.

В боевой жизни подразделения множе-
ство ярких фактов сплоченности, взаимо-
выручки, братской хружбы бойцов разных
национальностей. Ония He только смело
действуют на виду у противника, ю и
проникают ему в тыл. Группа минеров
недавно заложила «сюрпризы» на одной
из дорот, связывающих захваченный нем-
цами населенный пункт © передовой ли-
нией. Выполняя эту задачу, ефрейтор
Толиков, красноармейцы Фетисов и Мор-
давцев в течение нескольких дней нахо-
дились в тылу у гитлеровцев. Напоров-
иеъь на эти «сюрпризы», взлетели в воз-
дух несколько автомашин и подвох с бое-
припасами.

На каждом птагу немца должна подете-
регать смерть. Вот задача, над разрешени-
eM которой самоотверженно работают са-
перы.

Вручение боевого знамени

питереких рабочих
защитникам Ленинграда

ЛЕНИНГРАД, 3 ноября. (По телеф. эт
с0б. корр.). Вчера старые рабочие Ленин-
града, участники Октябрьской революции,
встретились с защитниками города. Onn
принесли с собой знамя, полученное рабо-
чими красного Питера в 1919 г. за раз-
гром банд Юденича.

Старый питерский большевик А. JI.
Иванов несет боевое знамя, к которому
прикреплен орден. Красного Знамени.
Предетавители трудящихся Ленинтраха 09-
ходят выстроившихся в карре бойцов,
командиров и политработников Части, ко-
Topo командует т. Донсков.  Могучее,
дружное «ура» перекатывается тю рядам.

Начинается митинг. На трибуне—прех-
селатель исполкома ДЛенинградокого го-
ролевого Совета т. Попков,  секоетарь
горкома ВКП(б) т. Маханов, бригалный
комиссар т. Фомиченко, командир части
т. Донсков, старые ленинградокие рабочие
тт. Столяров, Корпуснова и другие. Тов.
Попков обращается к бойцам с речью. Он
передает им большевистекий привет от
Ленинградлокого Комитета ВКП(б), от всех
трудящихся города Ленин» и говорит:

— Дважды рвались в революцщионному
Питеру банды Юденича. Весной 1919 г.
оборону Петрограда возглавил товарищ
Сталин. И враг был разбит, отброшен от
Петрограда. В октябре 1919 г. вражеские
полчища подошли вплотную к нашему го-
роду. Казалось, небольшой бросок, и они
ворвутся в Петроград. Как набат, прозву-

СРЕДА, 4 НОЯБРЯ 1942 г. № 260 (7346)

те в сове

ВЕЛИКОЙ ОКТЯБРЬСКОЙ СО

ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР ——_—_— м
Командиры Красной Армии! Неустанно повышайте боевую

и соединений, крепите дисциплину и единоначалие, изучай veel
взаимодействия родов войск, становитесь мастерами вождения BOCK:

выучку воинских частей

ршенстве Дело

ЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ).

Люди с бронепоезда

Бронетоезда строились
а Сталинска изготовили

любимпев. Десятки железнодорожников си
бирской магистрали добровольцами пои

шли к орудиям. И вот позади два месяца
боевой жизни. За этот короткий срок по-

на Востоке.
пре-
восходную броню, рабочие депо соревно-
вались. стремясь лучше оснастить своих

По израненный бронетоезд оставался тгроз-

ной силой. Он должен был выполнить

приказ!

ры По местам! — услышали a броне

_  площадках команду.

— По фашистам в лощине огонь!
Старший лейтенант Малахов, раненый

осколком бомбы, нающех забинтовал плечо

стал к орудию.

или свыше 1.500 огневых и <

pos igs и немцев. Фашисты х9- В лощину, в гущу врага ane CHa
ито запомнили пребывание сибиряков  ряды. Весь вечер и ночь ли оручия
в было о поврежденного бронепоезда. Немцам так и

на Тереке. Порассказать землякам

чем. Й командир бронепоездов т. Лебедев
сел за письмо. Листок за листком испи-
сывал он, но чем больше писал он, тем
все больше вопоминалось ярких эпизодов.

В памяти веплыл случай с командиром

бронеплощадюи Сосновым. Во время боя не-
мецкие снаряды разрушили на протяжении
30 метров железнодорожную колею. Обрат-
ный путь бронепоезду был отрезан. Но
противник рано торжествовал победу. Сос-
нов пох опнем исправил повоежденное по-
лотно, и поезд остался невредимым.

Каких замечательных людей дала Си-
бирь! Разве можно забыть  Яихость
разведчика —— орленоносца Мещерякова
или бывшего товароведа  Борноволокова,
славшето командиром орудия и мастерски
истребляющего немецкие танки. А ведь
таких людей у нас много...

Письмо ушло в далекую Сибирь. А с ка-
ждью новым днем в журнале донесений по-
являлись свежие залиси о делах бронепоез-
дов. Лаконичны были эти скромные заметки.

«... Увели из-под отня немцев два эше-
лона с заводским оборудованием. При этом
уничтожены три немепких танка и ше-
стиствольный миномет».

‘<... Зенитчик Лиходет сбил из своего
пулемета лвухмоторный бомбардировщик.

Jal тогл призыв Ленина, и петроград-
ские рабочие грудью встали на защиту
своих славных заводов, на защиту вели-
кого города. За мужественную революци-
онную борьбу, за разгром банд Юденича
УП Всероссийский С’езд Советов вынес
решение наградить Петрограх Красным Зна-
менем ВЦИК. Оно перед нами, товарипии
бойцы! Тогда же наш город был награж-
ден орденом Красното Знамени. Этот орден
прикреплен к древку знамени, которое
принесли семлня Е вам трудящиеся
Ленинграда. Это знамя — символ нашей
борьбы. Уже более года стоят немцы Y
стен нашего города. Он стиснут  кольшюм
блокалы. Но ничто не может сломить во-
ли и стойкости трудящжхся Ленинграда.
Мы уверены в победе. Пусть это знамя
питереких рабочих будет знаменем ваапей
борьбы против фашистских ‘мерзавцев.
Пусть оно ведет. вас вперед, хо полного
разгрома врага!

Тов. Попков провозглашает  здравицу
великому народному полковолпу товарищу
Сталину. Громовое «ура» звучит в ответ.

С глубоким вниманием были выслуша-
ны выступления команлира Клюканова,
участников октябрьского восстания. ста-
рых производетвенников-—балтийпа Отоля-
рова и работницы Кировского завода т.
Корпусновой.

— Мы должны быть достойными вели-
KOH чести, оказанной нам ленингрална-
ми, — заявил в евоем обращении к бой-
нам т. Jlonckos. — Поклянемея же у 6б06-
вого знамени, что мы и ведь будем
драться, как дрались за родину славные
питерцы. Вперед, товарищи! Умножим 6o-
эвые подвиги советеких воинов!

Митинг окончен. Торжественным мар-

Старший политрук С. ЛИПШИЦ,
СЕВЕРО-ВОСТОЧНЕЕ ТУАПСЕ.

фашистским войскам, которы»  наседают
Ha город, на его рабочие поселки,

Орудие старшего сержанта Алеканцева,
обслуживаемое комсомольским  паечетом,
было образцовым не только в батарее, но
и в полку. В поезде и на маймне комео-
мольский расчет служил примером органи-
зованности и дисцинлины.

Убедившись, что ребята все равно не
епят, & солнпе уже выползло из-за даль-
него холма и золотнт степь, Алеканцев
поднялея на ноги, вылез из окопчнка, по-
тянулея и, проверяя свое прехноложение,
спросил:

— Густав, ты у нас все знаешь! Где
по-твоему танки пойдут?

— Ш степи, — ответил тот.

— Степь широкая. Справа или слева
oT Hac?

— В лоб пойлут, как-раз на Hac, —
вступил в разговор до тех пор молчав-
ший Скорохох. =

Три час» батарейцы ждали колонны
немецких танков. Из дитаба полка уже не
раз передавали, гле танки движутся, кому
и как развернуть орудия. Напряжение
росло с каждой минутой, люли часто
свертывали цыгарки. Ичелкин упражнял-
ея в шутках, стараясь скоротать часы
ожидания.

Пришел командир полка, строго сказал:

— Ближе подпустить, не бояться! Мы
в засаде сидим, и они не ждут такой
встречи. :

И вот скоро стали видны на горизонте
густые облака пыли, По стени разнееся
рокот моторов.

—` Идут! — закричал подносчик сна-!
рядов Мамот.

А потом танки увидели все, кто стоял!
у орудий. Они шли по степи тремя колон-.
нами. На батарею в л0б двигалось больше
тридцати машин. Их поднуетили близко,
так близко, что видны уже были лица
немецких офицеров, полнявшихея из лю-
ков. И стень, молчаливо пропускамная до’
сих пор колониу врага, вдруг заухала, за-!
стонала. Гулко раздались орудийные pur
стрелы, 5

шем проходят бойцы перед знаменем, ове-
янным славой сражений за свободу, за
честь города — колыбели революции.

Наволчик Густав Фоц после первого вы-
стрела сказал:

— Грянул 6б0й, ребятки, великий бой!

Захлопнулись люки немецких танков, и
чугунные жерла их пушек изоыгнули от-
ветный огонь. Три пушки и тридцать тан-
ков. Пламя комсомольского сердца и тупая
холодность фаптистеких солдафонов вотупи-
ли в беспощадную борьбу.

Алеканцеву и его друзьям некогда бы-
10 наблюдать за тем, как вели огонь дру-
гие орудия. Алеканцев даже не мог с00б-
разить, почему немецкие танки вдруг пе-
рестали стрелять. В эти минуты он весь
принадлежал бою, был поглощен им. Он
давая команду, и орудие било навстречу
танкам...

Стрельба утихла постепенно. Ухали
только орудия соседних батарей. На скло-
нах степного холма полыхали подбитые
немецкие машины. Их было много, боль-
ше десяти. Остальные метались по степи,
стараясь укрыться от губительного огня.

Только теперь Алеканцев заметил, что
Пчелкин и Мамот возятся около Саши
Скорохода, который силится что-то ска-
зать и не может. Осколок снаряда глубо-
ко вошел ему в грудь. Густав Фоц уло-
жил руки на груди умирающего товарища
и поправил на его гимнастерке кимовский
значок...

Вскоре расчет узнал, что соседние —
правое и левое — орудия повреждены, а!
расчеты их прямым попаданием убиты
или ранены. Теперь против кургана оета-
лоеь одно орудие — комсомольского pac-
чета Алеканцева. Ясно было, что немцы
соберут остатки сил и пойдут в атаку на
уцелевшую пушку, чтобы уничтожить ее.

Действительно, вскоре курган ожил.
Из-за него показались 18 немецких тан-
ков.

Орудие Алеканцева приняло бой. Чтобы
стрелять наверняка,

Алеканцев приказал
выкатить орудие на бугорок.
— Будем бить прямой наводкой!
Началея поединок, о котором армейский
поэт написал:

В степи под курганом и грохот, и дым,

Й знамя ролное алеет,

Пусть знают — doen He сдается
живым,

Терой някогда не робеет.

есть снаряды,
 дое сердце? Александр

цель. Крайний

снарядом Алеканцева, заметал

Экинаж сторел».
«... Уничтожили на станции наблюда-
тельный пункт. Расстреляли 6 танков».
«... Разбили снарядами 6 автомашин с

не удалось осуществить совой замыюел.
..Броневичок: майора Кононенко, петляя
по разбитому снарядами шоссе, везет нас на
передний край обороны. Рядом с дорогой,
сквозь зелень кустарнука виден железно-
дорожный путь. По нему тщетно бъет немец-
кая артиллерия. Взрыв следует за взрывом,
— Дорого заплатили бы фашисты, что-
бы снести < земли эти узкие полоски ета-
ли, — указывая на рельсы, говорит майор
Кононенко.—Каждый день, & частенько по
нескольку раз в сутки мчался в затакт
наши бронепоезда. Налетят, дадут десяток
залпов —— и обратню. Уходить, правда, не
всегда приходилось спокойно.  Нелавио
после атаки немецкая артиллерия разбила
путь. Кончили обстрел, пора во-свояси, &
дороги нет. Пулеметчик Вахменин почи-
нил колет, но чуть поезд тронулся, но-
вый снаряд разворотил впереди рельсы.
Снова пришлось Вахменину приняться за
работу. Так, под аккомпанемент разрывов
снарядов и стук молотка Вахменина дви-
гался бронепоезд.

Оставив машину в укрытии, пробираем-
ся к стоящему в засаде бронетоезду...
Даже вблизи он почти незаметен и ка-
жется безжизненным. Но это не так.
В любую минуту бронетюезд готов обру-
шиться на врага всей мощью своих орудий.
За истекшие сутки бронепоезд трижды
ходил в атаку. Командир поезда лейтенант
Малышев не видит, однако, в этом ниче-

войсками противника. В районе П. уни-
чтожены два наблюдательных пункта,
минометная батарея и Jo двух рот не-
мецких солдат».

«...Подбил самолет «Савойя».

«...Сделали несколько огневых налетов,
взорвали два  наблюдалельных пункта,
уничтожили пулеметное гнездо и несколь-
ко автомалтин с пехотой».

«..Вели. бои с десятью танками, Ba
43 них сожгли, подбили пять танков н
две автомашины. Рахжеяно и частично
уничтожено до лвух рот пехоты».

Вот короткий рассказ 0б одном боевом
дне. Между гор стлалея низкий туман.
Бронепоезд на всех парах мчалея к не-
приятельским позициям. Вот уже вилно,
как, накаплираясь в лощине, лхвижелся
пехота, снуют грузовики.

— Ш противнику прямой наводкой! —
приказывает из боевой рубки капитан
Ёлокотский.

Десять минут. длился огневой налет.
Били из всех орулий. Выпустив по нем-
цам полтысячи снарялов, поезд столь же
стремительно вышел из боя. Через неко-
торое время атака повторилась. Следовало
окончательно рассеять труппировку пво-
тивника, готовившегося к наступлению.
В разгар атаки на поезд налетели 8 бом-
барзировциков. Фугаски исковеркали путь,
изрешетили несколько. бронеплощадок, вы-
вели из строя часть командного состава.

го вылающегося.
— Атаки что! Bor ОХаврентьев, тот
действительно поработал!
Лаврентьев —— заместитель  команхир
взвода управления. Ему поручили коррек-
тировать отонь орудий. Ночью он пр-

бралея на одну из высот, установил там.
телефон и стал действовать. Bexope подо-
шли бронепоезда.
MH по указаниям Лаврентьева, все время
накрывали цель.
вали один за другим. Взлетали на воздух
фаптистекие орудия, горели танки.
нель прокладывала пкирокие просеки
рядах пехоты.

Орудия, бившие залпа-

Огневые налеты следо-
Шратп-
B

— Трое суток без пищи и отдыха про=
вел на горе Лаврентьев, — рассказывают
Малышев. — В конце-концов ем oKpy-
жили немцы. Ничего, парень крепкий,
сибиряк. Выдержал! Дождалея подмоги.

Один немецкий солдат, захваченный в
плен на участке, тде оперировали наши
бронепоезда, со злостью заявил на допросе:

— У вас на бронепоездах сидят, оче-
вилно, сумаешедлигие!..

Отвага сибиряков вызывает у против-
ника приступы ярости. Для сибиряков,
сражающтихея < немцами у ворот Кавказа,
эта ругань врага выше всякой похвалы.

Ю. МЕДВЕДОВСКИЙ,
спец. корреспондент «Известий».

B ГОРАХ КАВКАЗА. (Mo телеграфу).

ГОДОВЩИНА Л

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 3 ноября.
(Слецкор ТАСС). В Н-ской лётной части
состоялся митинг, посвященный годовитине
боевой жизни. В прошлом году в конце
октября летчики-истребители приняли пер-
вый воздушный бой. Панасенко, Куракин,
Черкасов и Вершинский, вступив в схват-

ж——_Д—_——ы_————
00 под Сталинградом

Первыми же выстрелами были останов-
лены три немецких танка. Два загорелись,
один, пробитый, замер на месте. Немец-
кие снаряды рвались вокруг орудия, зем-
лей засыпая людей. Осколки стучали о
пустые гильзы. Один немецкий снаряд ра-
зорвалея в нескольких метрах позади.

заряжающий Пчелкин и Гриша ШЩанкин.
В крови батарейцы родные лежат,
шепчет товарищ герою:
Смелей, Алеканцев! Ни пгагу назад!
В стеши стань гранитной горою.

Алеканцев и наводчик Густав Фоц по-
дожгли еще три немецких танка и два
подбили. Последний подожженный танк
горел в нескольких десятках метров от
орудия. Фоц, работавший теперь и за пол-
носчика снарядов, и заряжающим, тоже
вдруг упал. Голова его обзтрилась кровью.
Алеканцев нежно любил Густава, лучшего
наводчика полка. Он наклонилея над ним.

— Не пробьютея! — сказал Алеканцев
как бы утешая друга, и потащил его т
щель, в укрытие. з

Теперь Алеканцев остался один co cBO-
им орудием. Восемь подбитых и сожжен-
ных немецких танков замолк

снова шли в атаку.

Думал ли на рассвете А
так сложится первый его бой? Предпола-
тал ли он, что ему придется заменить весь
расчет и драться, пока цело орудие, пока

нова в в бъетея моло-
леканцев не испы-
тывал страха. Он горел одним желанием—
удержать танки на этом рубеже, не пу-
стить их к Сталинграду. °
Новый снаряд, выпущенный орудием,
ушел в сторону, но следующий попал в

левый танк загореле
€ ACH.
ободрило Алеканцева. Он ловко me

леканцев, что

уе зарядил
р Hiren opyine Ha центральный танк.
ыстрел. Загорелась и эта машина. Но

восемь танков все еще шли вперед, осы
: se chy ‚м

пая пулями”и снарядами кусок степной

земли, на котором стояла пушка,

Когда разда 1 ii
or аздалея восьмой выет ДИ;
Алекан Цев поч УВСТВОВ Г hay р.

I ал резкую боль: пул;
впилаеь в оелро выше колена. И В oui и
время. третий немецкий танк, подбитый

церов

ы ли на склоне
кургана. Но десять, перегруппировавшиеь

ЕТНОЙ ЧАСТИ

ку с 19 фашистскими маптинами, сбили
4 из них, остальные обратили в бегство.
Летчики этой части в воздушных боях
и на земле истребили 6.000 солдат и офи-
противника, уничтожили более 50
фашистских самолетов, подбили и сожгли
свыше 1.200 автомашин и 30 танков

.

Старший сержант действовал, не обращая

внимания на струившуюся кровь, Без
суеты орал он снаряды, заряжал и громко

командовал самому себе: «Огонь!»

Невиданный поединок продолжался уже
более часа. Залылал еще один немецкий

танк. Остальные били Г
расчета. Упали подноечик снарядов Мамот,   Он ; a Gee eee

аряд ударил в ствол пушки, перебил
его, и коупный осколок ранил Алеканце-
ва в ногу. Второе ранение. Казалось, те-
нерь все кончено, остается только спасать
сеоя, уходить подальше.

0 за вееь этот день Алеканцев не сле-
лал ни одного необдуманного шага. И сей-

остатки своих снарядов, взвалил на плечи
совершенно обессилевшего от ‚потери кро-
BH Густава Фоца и пополз по опаленной
степной траве к штабу полка.
Алеканцева встретили на полпути, по-
tiles ему дотащить раненого друга, ска-
-— Ляг, отдохни
в госпиталь. r ee
— А танки? — спросил
Они придут сюда!
2 Танки в самом деле шли к блинлажу
командования полка. Алеканцев вместе с
  Другими встретил их гранатами и бутыл-

ками © горючим. И э
Е if м. эта танк “1
ба отбита. анковая атака

Когда вечернее небо
pel Алеканцева, обессилевшем и на-
холившегося в забытье, отправили в пюле-
ВОЙ пункт первой помощи, а оттула в
тыловой госпиталь. И где теперь Алек-
ae Алеканцев — никто точно не знает.
ae Алеканцева, стало нарицательных
он артиллериетов — защитников Cra
а 0 полвите Алеканцева сообщило

У миру Советекое Информбюро. 0 нех
поворят большие аншлаги на дорогах, ве-

и к Оталинграду. Десятки бойцов п
‘омантиров рассказывали

Алеканцев. —

юя на месте.

2 мне 06 этом
уральском богаты
of тыре, сражавиеме Re
Волжской степи. Pete eae Br ODE
  Друзья п
ве 0 ПОЛКУ на еюте ie
  выздоровление А; oe адеютея па eKopoe
ние ero злеканцева, на возвраще-
  котрые в родную семью — семью — тех,
рые, подобно ему безза aS
Bak eats му, беззав рут
13а Сталинград. И
М Л. КУДРЕВАТЫХ,
пец. корреспондент «Известий».

РАЙОН СТАЛИНГРАДА.

час он действовал неторопливо. Подорвзл

спустилось нал”