¥

_дарству, вождям и строителям партии и

‚ торого авангард угнетенных классов

ЧЕТВЕРГ, 5 НОЯБРЯ 1942 г. № 261

ПВАЛИАТЬ

В 1840 году великий русский нысхки-
тель Виссарион Белинский пророчески
говорих: «Завихуем внукам и правнукам
нангим, которым суждено видеть Россию
в 1940-м году
зованнотго мира, хающею законы и науке
и искусству, и принимающею благотовей-
ную дань уважения от всего просвешенне-
го человечества...» Пророчество Белинокото
сбылось. Россия действительно стала
просвещеннейшей  стралюй, несущей сво-
болу народам всего мира, дающей законы
науке и искусству. Переловое человече-
ство с благоговением и благодарностью
‘отдает дань уважения и почета великому
советскому народу — оплоту борьбы пр-
тив гитлеризма.

Всеми нашими ‘успехами мы обязаны
коммунистической партии, советскому госу-

государства — Ленину и Сталину.

Ленин ‘всесторонне развил учение
Маркса о революции и государстве. Он
неустанно указывал, что проблема  госу-
датотва — важнейшая в социалистиче-
скей революции. Товарищ Сталин учит:
«Основным вопросом в ленинизме, ето от-
правным пунктом является... вопрос ©

(7347)

ПЯТЬ ЛЕТ

п ю

BET

ДИН

крестьян пеликои ‹совпахахли. Необходимо
было удержать в руках молодого госу-

— стоящую во главе обра- датетва власть над фабриками м завода- СССР. Создание союзного государства яви-

ми, власть ная землей.
Советы, как органы власти, полностью
соответствуют  сопиальному  содержаняю

советского государства. Именно
обеспечивают союз рабочих и крестьян.
Советы — это истинно нарожная офгани-
зация.

дней своего существования излало целый
ряд законов и законодательных актов кон-
ституционного характера,  закрепляюлих
экономические и политические права ра-
бочих и крестьян.

25 октября 1917 г., в 10 часов утра,
Военно - революционный — Комитет при
Петроградеком совете рабочих и солдхат-
ских депутатов выпустил  обрашение
«К гражданам России». В этом обращении
говорилось: «Временное правительство ни-
зложено. Государственная власть перешла
в руки органа Петроградекого совета ра-
бочих и солдатеких депутатов — Военнэ-
революционного комитета, стоящего во

хиктатуре птоолетариата, 0б условиях ее
завоевания, 06 условиях ее укрепления».

На основе опыта революции 1905—
1907 тг. и февральской революции 1917 г.,
eme ло Великой социалистической револю-

пий Ленин сформулировал свое учение 0/2 солдатоких

главе петроградекото пролетариата и гар-
низона».

26 октября 1917 г. Второй Вкероссий-
ский с’езх советов рафочих, крестьянских
детутатов обратился с в03-

Советах, как политической форме власти   званием к рабочим, солдатам и крестья-
рабочего класса. Ленин не только открыл   нам, в котором было сказано:

новую форму власти рабочего класса, но

«С’езх постановляет: вся власть на ме- -

и дал основную характеристику  этой стах переходит к Созетам Рабочих, Сол-

власти.

Накануне Октябрьской революция, в торые и должны обеспечить подлинны

датских и Крестьянских Лепуталюв, ко-

сентябре 1917 г. в статье «Удержат ли Революционный порядок».

большевики государственную власть?» он

В этот же девь Ceol принял exper

писал: «Советы суть новый государствен- ® земле, в котором говорилось:

ный аппарат, дающий, во-первых, воору-

женную силу рабочих и крестьян. при-  МЯЮ отменяется немедл
сила не оторвана от народа,   ВЫБУШа?.

чем эта
как сила
теснейшим  0бразом ¢
военном отнотении эта сила несравненно
более могучая,

старой постоянной армии, a

«1. Пометичья собственность fa зе-

тот же день с’езх принял постано-

нии связана: в  ВЛение «06 образовании Рабочего и Ёре-

стьянского Правительства».
Совет нафолных комиссаров.

Совелское государство © первых же’

д   национальности и расы во ввех областях

енно без всякого  ния социалистического общества в СССР

т aero товарища Сталина в марксистскую науку
: 3 ~HosOpa 0 rocyyapceTBe эпохи социализма. Товазищ
чем ee в револю- 1917 т. Совнарком принимает декрет «05  Сталин всесторонне разработал учение 0
ционном отношении она незаменима Ничем   уничтожении сословий и гражданских чи-  необходимости всемерного укрепления воен-

В 1924 году в январе месяце на 2-м
С’езхе Советов была принята Конституция

хось величайшим фактором укрепления
нашего государства.

С 1928 тода страна вступила в полосу
социалистической реконструкции. На 0<-
нове роста промышленности и укрепления
союза рабочего класса с крестьянством в
деревне произошел величайший переворот.
Крестьянство вступило в колхозы. Социа-
лизм победил, и эксплоататорские классы
были ликвидированы. В основном было
построено социалистическое общество.

В 1936 голу на Чрезвычайном УП Все-
союзном C esxe Советов была принята
Сталинская Конституция. Новая Консти-
туция знаменовала собой величайнгие до-
стижения советского государства во всех
областях хозяйства, во всех звеньях 0б-
щественной жизни.

Советское государство представляет с9-
бой интересы всего народа. Социальная
база налиего тосудаоства упрочилась еще
больше. Советский строй достиг небывалых
успехов. В стране было полностью %6у-
ществлено всеобщее избирательное право
пря прямом и тайном голосовании.

В Конституция залукана вся полнота

уже осуществленных в жизни прав гра-.

ждан: право на труд, право на отдых,
право на обеспечение в старости, право на
образование. .

Конституция еще раз заллисала разно-
правие граждан CCCP независимо от их

государственной, хозяйственной я обще-
ственно-полигической жизни. ~

< *

На основе величайштето опьта построе-

товарищ Сталин всесторонне разработал
теорию советского государства.
Особенне велик теоретический вклад

ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР

оборуховалие. Факт, что Германии во всех
завоеванных ею странах удавалось захва-

тить и использовать хля своих империали-  ’

стических целей промышленность и сель-
ское хозяйство. Немцы рассчитывали, что
это им удастся сделать и B CCCP, Pacue-
ты эти провалились.

Эвакуация промышленности и восста-
новление ее в ‘новых районах показали,
что советское тосударство всей прехше-
ствующей своей работой создало огромные
возможности для усиления военной мощи
в самых трудных условиях. В этом ©ка-
зались преимущества планового хозяйства.
В ‘течение первых же месяцев вой-
ны советское государство осуществило
полностью  перэстройку всего хозяйства
страны в соответствии с залачами звоен-
ного времени. В ходе войны производство
всех видов вооружения и боеприпасов
увеличивалось < каждым днем. И сейчас,
через шестнадцать месяцев войны, наша
промынгленность дает армии вооружения
неизмеримо больше, чем в начале войны.

Советское хозяйство, вся наша эконо-
мическая система < честью вылержали
трулнейнеие испытания. Это одно из ярких
свидетельств тото, что советекое госулар-
ство за 25 лет создало такой экономиче-
ский строй, который является самым
прочным в мире.

Политический строй, вся система госу-
харственного -устройства любой страны
проходят в войне всестороннюю проверку.

ий политический строй в ходе
войны стал еше прочнее. В советском го-
сухарстве нет тех сопизльных противоре-
чий, которые бы раздирали его на части.
Между рабочими, крестьянами и интелли-
генцией, между всеми народами налией
страны существует полное единство. Весь
народ, как один человек, пюнимзает блато-
родные и справедливые пели войны, по-

Н-ОКИЙ ЗАВОД. Готовые моторы перед

аа anc on pena

Братская

В мае этого года в Сталинабаде был
подпиеан договор о социалистическом со-
ревновании по сельскому хозяйству между
Туркменской и Таджикской республиками.

Прошло. лето, пора горячего, напряжен-
ото труда. Й вот сейчаю, в дни пред-
октябрьского соревнования, Туркмения
встречала делегацию братского таджик-
ского народа, приехавшую проверить, как
выполняется договор. За неделю, которую
хелегалия пробыла в республике, она по-
сетила девять колхозов, ознакомивииюь с
их хозяйством.

Рано пока говорить об итогах соревно-
вания. Репалющий период полевых ра-
бот — уборка хлопка — еще ‘не кончился.
Во многих отраслях впереди Таджикская
CCP, но кое в чем (выращивание молод-

нимает, что только советекое государство
может спастя нашу страну от гибели.

Война показала, что за 25 лет совет-
ское государство проделало титаническую
работу по созданию и укреплению созвет-
ского политического строя и его военной
мощи.

Советский строй сказался самым жиз-

другим. Во-вторых, этот злепарат дает связь (цов», где говорилось: «Все существовазв- ной моши социалистического государства,
© массами, е большинством народа настоль-  шие доныне в России сословия и 606403-  как непременном условии сохранения и
ко тесную, неразрывную, легко провери- ные деления граждан, сословные привиле-  дальнейшего развития всех завоеваний с0-

мую и возобновляемую, что ничего похоб- гии и ограничения, сословные ерганиза-  ветского народа;

ного в прежнем государственном аппарате
нет и в помине. В-третьих, этот алшарат
в силу выборности и сменяемости ето C0-
става по воле народа, без бюрократиче-
ских формальностей, является тораздо 60-
лее демократическим, чем прежние алита-
раты. В-четвертых, он дает крепкую ©вязь
© самыми различными профессиями, , 0б-

ции и учреждения, а равное и все граж-
данские чины упразхняются».

он развил и обогатих
ленинское учение о Советах, как форме
власти рабочих и крестьян, дал закончен-

2 ноября 1917 г. за подписью това- ное учение о многонациональном советекои

рищей Ленина и Сталина опубликована   государстве.
Декларация прав народов России, в &>   упрочении
Равенство и сталинекое учение об экономике советоко-
2. Прзво !го государства. Руководствуясь указания-

Topo провозглашены: «1.
суверенность народов России;

народов России на свободное самоопреде- ми товарища
ление, вплоть до отделения и образова- тельство осуществили

Исключительную роль B
советского строя  сытрало

Сталина. партия и прави-
гигантскую работу

легчая тем различнейшие реформы самого   тия самостоятельного государства. 3. 0т- по индустриализации страны и созданию
Эта

тлубокого  хараклера без
В-пятых, ин дает форму организации
авангарда,
энергичной, передовой части угнетенных
классов, рабочих и крестьян, являясь та-
ким образом зппаратом, посредством Еб-
мо-
жет поднимать, воспитать, обучать и ве-
сти за собой всю гигантскую массу этих
классов. до сих пор стоявшую совершенно
вне политической жизни, вне истории.
В-шестых, 0H дает возможность соеди-
нять выгоды парламентаризма с выгода-
ми непосредственной и прямой демокра-

тии, т.е. соединять в жице выборных
представителей народа и законодатель-
ную ‘функдию и исполнение законов.

По сравнению с буржуазным  пархамен-
таризмои это такой шахт вперед в раз-
витии демократии, который ‘имеет всемит-
но-истотическое ‹ значение».

Открытие Лениным Советов, как тюлити-
ческой формы власти рабочего класса, сы-
трало величайпгую роль в развитии малкеист-
ской теории. Известно, что х Ленина все
иаркеисты считали демократическую рес-
публику наиболее целесообразной формой
власти рабочего класса. На основании
опыта революции 1905 года и февраль-
ской революция 1917 года Ленин доказал,
что не парламентекий строй, & советская
республика является наилучшей ий един-
ственно подходящей формой власти рабо-
чего класса. ;

Ленину и Сталину принадлежит вели-
чайшая заслута, что они еще до захвата
власти вооружили партию, рабочий класс
ясной, пелеустремленной теорией социа-
листического государства.

*

С возникновением советского тосухарют-
ва наролы России вступили в новую п-
лося исторического развития. С первых
me дней своего существования новое .го-
сударство  юставило себе целью всесто-
редяюю и ‘последовательную защиту ин-
тересов трудящихся. Отныне все  создава-
емые государственные учреждения и 34-
коны должны были служить Только ин-
тересам трудового народа. 7

Впервые в истории человечества гобу-
даретво из стана господетва, эксплоата-
TOPCREX классов превратилось в oprad

освобождения народных масс OT эксплоа-

тапии.

Coperoxoe государство сразу приобрело
необычайно широкую социальную базу.
Этим-то и 0б’ясняется. что наше государ-
ство выдержало все бури гражданской
войны и интервенций.

Новое государство сформировалось Kak
пельная государственная система в небы-
вало короткие сроки. Революция разбила
помещичье - буржуазную государственную
машину. Вместо разбитого государственно-
го старого аппарата тут же создавались
новые, революционные органы управления
из рабочих и крестьян. Ленин и Сталин
постоянно я настойчиво подчеркивали, что
советское государство —, это форма союза
рабочих и крестьян. Руководящая роль В
этом союзе поинадлежит рабочему классу.

На первом этаме существования совет-
ского государства в задачу этого 60юза
вхолил разгром свергнутых эксплоататор-
ских классов и поллерживающих их
ивостранных интервентов. В этом военно-
политическом союзе интересы рабочих и

бюрократии.   сна всех и всяких национальных и на-  колхозного строя.

явилась

циолально-релитиозных привилегий и ог-  основой военной мощи нашего государ-

нальных меньшинств и этнографических

т.е. самой сознательной, еамой  раничений. 4. Свободное развитие вацио-   ства.

Ha XVII c‘esre BRI(6) товарищ

ненным и целиком отвечающим интересам
народных масс.

25-летняя история советского строя,
шестнадцать месяцев суровых испытаний

няка, поставки молока, яиц, шерсти,
кожеырья) первенство прочно держит
Туркмения. Однако внимание и гостей, и
хозяев сосредоточилось не на успехах, &
на недостатках работы, a ‹0 стороны
всегла лучше видны непорядки. Bor по-
чему туркмены — от рядевото колхозни-
ка ло председателя Совнаркома и секрета-
ря ПК КП(б) Тужмении — © напря-
женным вниманием. слушали критические
замечания своих  соседей-друзей. Они
  подметили то, что до сих Top не броса-
лось в глаза, а если и замечалось, те н®

войны } = Ё =
с гитлеровскими полчищами ПОБА-   вало быстрой, острой реакции.

зали, что советское. государство опираетея
на весь нарол. Народ и государство у нас
едины. Полное моральное и политическое
единство советского народа является нено-
колебимой опорой советското строя, источ-
ником его силы и мощи, источником
несокрупимого BOCHHOTS могущества ©0-
ветского государства.

История еще не знала более прочного
Политического строя, более прочного госу-
дарства, чем советское.

Советская военная организация, наша
Красная Армия строилась е первых дней,
как армия, преслехующая цели защиты

групи, населяющих территорию России». Сталин дал классический анализ исто-  завоеваний сопизлистической революции,

27 нэжбря 1917 г. ВПИЕ принимает   рических

Положение ‹ рабочем контроле.

развития нашего госу-
даретва на жении всей его истории.

ком принимают декрет Выспем
pete Налюдиого Хозяйства».
Beers через несколько месяцев после

Октябрьской революции. 10 июля 1918 г.

дарства является замечательным вкладом
в маркоистоко-ленинокую теорию  гесу-

Учение товаритца Сталина 6 том, что во

Пятый Всероссийский (’еэд Советов при-  второй фазе сопиалистического тосуда?-

нимает первую

Советскую конституцию. ства полностью сохранилась функция воен-

Конституция показала, что советское Г9- ной защиты страны от наладений извне—

сударство
упрочилось.

к тому времени сложилось И  имеет глубочайшее теоретическое и прак-

тическое значение. В научном отношении

В ходе тфажданекой войны советокое   марксистокая теория государства получи-

государство создало свою,  советекую
военную организацию — Красную Ар-
мию, коепило органы власти, ввохило

циилину. &

Советское государютве — это союз ра-
бочих и крестьян воех напиональноетей.
В парской Ржсии национальные мень-
шинества находились пох двойным гнетом:
их утнетали правительство, русские пю-
мешики и буржуазия, их утнетали нз-
пиональные феодалы — Князья, капи-
талисты, купцы; кулаки.

Царское правительство провокационно
‹еялз межлу народами рознь и вражду.

Советское государство ¢ первых же
хней евоей жизни провозгласило равон-
ство всех напионзльностей. Оно обеспе-
чило возможность всем народам Совет-
ского Союза организовать  госуларствен-
ную власть © учетом веех национальных
особенностей. Это сделало Советы родными
и близкими всем народам органами власти.

В годы пражданской войны между
советскими республиками существовали
договорные Федеративные — отношения.
Сразу же после окончания гражданской
войны перед советокими нафодами BeTada
задача хозяйственного возрождения, воз-
ник вопрос ® создании единог» союзного
государства. )

Необхолимость создания единого с0ю3-
an государства дикловалась следующи-
  ми задачами: 1. Об’единение всех эко-
  номических ресурсов в единых руках,
Tak как исторически сложившиеся вза-
вмоотношения межлу различными райо-
нами России, разделение труда между
ними, общность транспорта и всех средств
сообщения, а главное. экономическое един-
етво интересов, — настойчиво? диктова-
ли создание единог» центрального упра-
вления всем хозяйством страны. 2. 33-
шита от нападения внешних врагов, с0-
здание мощной армии, способной AT
интересы всех народов Советской России,
проведение единой внешней политики и
внепеней торговли также настойчиво тре-
бовали 0б’единения всех сил советских на-
родов, создания единого государственного
центра. 3. Коммунистическая партия и
советское государство в течение ряда лет
воспитывали народ в духе взаимной дру-
жбы и поэтому естественню было стрем-
ление всех национальностей к созданию
единого советского государства.

В 1922 году был еозван первый <’езд (0-
ветов Союза Советеких Социалистических
Республик. На этом с’езде по -инициативе
ряда республик — Украинской, Белорус-
ской, Закавказской было принято решение
в созлании союзного гжуларетва в обра-
  зовании союзного правительства.

строгую революционную законность, силой
и убеждением насаждало советскую ХИс- венных органов и общественных оргави-

ла всестороннее развитие и была довехе-
на до логического конца. В практическом,
политическом отношении эта теория в09-
ружила партию и народ пониманием той
истины, что вся работа наших государст-

заций, вся работа советекого народа долж-
Ha быть направлена на укренление
мощи страны, чтобы быть готовыми к
военному отпору любому arpeccopy.

Военная сила государства измеряется
не только непосредственно состоянием
армии, но и всем экономическим и поли-
тическим строем страны. Надо, чтобы
промышленность, сельское хозяйство, го-
сударственные органы всю свою работу ве-
ли в направлении укрепления военного
потенциала страны, способности государ-
ства в любой момент повернуть вееь госу-
дарственный аппарат, все хозяйство на
защиту отечества. 7

Сталинское учение о полном сохранении
функции военной защиты советекого госу-
JapeTBa и направило всю работу в этом
отношении. Это явилось решающим  усло-
вием роста военной мощи налиего государ-
ства. Это предрешило тот отпор, который
Красная Армия дала гитлеровской Герма-
нии, опрокинув расчеты на молниеносную
победу над СССР.

ж

ЕК моменту нападения на CCCP гит-
леровской Германии советское  государ-
ство представляло собой цветущую стра-
ну < мощной промьшиленноетью и пе-
редовой техникой, < передовым сельским
хозяйством, государство, где союз рабо-
чих и крестьян, братский союз нащио-
нальностей стали непоколебимы, в целом
же наше государство сложилось, как мо-
гучая держава, способная выдержать лю-
бые испытания.

Совершая внезапное  налаление на
СССР, Гитлер расочитывал, что он встре-
тит страну 60 слабой военной организа-
цией, слабой промышленностью и слабым
тылом в политическом отнотении. Теперь
всем известны просчеты Гитлера.

В связи с внезапностью намадения на
‚ СССР гитлеровской Германии советскому го-
  oyaanerey в ходе войны пришлось быетро
перестроить всю жизнь страны в соответ-
 ствии е потребностями военного времени.
Товарищ Сталин, выступая 3 июля
1941 гола по радио, призвал весь народ
к тому, чтобы в кратчайший срок пеое-
‘строить все хозяйство на военный лад.

Советское государство развернуло ги-
тантскую работу. Припглось в кратчанигие

сроки эвакуитовать промышленность из
западных областей в глубь страны, на
восток. Это было таким мероприятием,

которое лишило врага возможности захва-
тить нашу промышленность и дало возмож-

:   ность нам пустить В действие вывезенное

залщиты отчизны от иноземных 3aXxBaT-

YUKO,

_ Шестнадцать месяцев войны показали
колоссальную силу Советского Союза. В
‘ответе на вопросы коореспондента амери-
канского  атентотва  Ассопиэйтед пресс
товарищ Сталин заявил, что «советская
способность к сопротивлению немецким
разбойникам по своей силе ничуть не ни-
же, — ели не выше, — стюсобностя
фалпистской Германии или какой-либо дру-
той агрессивной державы обеспечить себе
мировое господство».

Героическая защита Москвы, Ленин-
града, Сталинграда превзошла все, что
д0 сих пор знала военная история 9
мужестве и стойкости воинов.  Неемотря
Ha то, что под Оталингралом немцы зара-
нее создали явное преимущество в живой
силе и технике, потеряв огромное количе-
ство своих солдат, вот уже три месяца они
топчутея на одном месте. Героическая за-
щита Сталинграда сорвала весь стратеги-
ческий план 1942 года германского
командования,

*

Война с гитлеровскими империалистами
показала, что советское государство за
25 лет создало самую прочную военную
организацию, способную выдержать лю-
бые испытания.

Против советского государства Гитлер
бросил не только германскую армию, но и
армии своих вассалов — Италии, Венгрии,
Румынии, Финлянхии. Кроме того, Герма-
ния насильственно мобилизовала в BOI
рыл несколько возрастов из оккупиро-
ванных стран — Польши, Чехословакии
и других. На немецко-фапгистекую армию
работают промышленность и сельское хо-
зяйство всех оккупированных стран Ев-
репы. :

Против Советского Союза гитлеровцы
бросили подавляющую часть всех своих
вооруженных сил и сил своих ваювалов.
  Теперь все признают, что только совет-
ское тосударетво, только Красная Армия
могли выдержать удары немецкой военной
машины.

- Советокое государство за двадцать пять
лет превратилось в могучую силу. Герои-
ческим трулом народов Советского Союза
за четверть века создано такое государ-
ство, которое в силах отстоять завоевания
Великой Октябрьской социалистической ре-
BOWIE.

Отмечая знаменательную дату созхания
советского государетва, народы СОСР с
гордостью могут сказать, что их титани-
ческий труд за четверть века не прашел
даром.

За этот короткий исторический ера со-
велекий народ лостиг величайших резуль-
татов в своем экономическом, политиче-
ском и культурном развитии. Россия из от-
сталой царской империи преобразовалась в
социалистическое государство / рабочих и
крестьян.

Двадцать пять лет тому назад Оютябрь-
ская революция спасла Россию от неми-
нуемой гибели под ударами иностранных,

в `первую очередь германских, захватчи-
ков. Пройдя за 25 лет славный путь
своего развития, Умножив свои Силы,

создав могучую Красную Армию, советский
народ, каких бы усилий и жертв это ни
потребовало, отстоит свою отчизну, ее сво-
боду, честь и независимость. s

Хлопководетво — основная опраюль хо-
зяйства обеих республик. Уже давно на-
чалея ©бор благороднюй продукции, но
Туркмения отстает от Таджикистана: он»
выполнила лишь 32 процента годового
плана -—— значительно меньше, чем к
тому же сроку в прошлом году.

И председатель Совнаркома  Таджики-
стана т. Курбанов, и другие выступавитие
на совещании делегации е республикан-
ским активом привели достаточно фактов,
показывающих причины отставания. Кол-
хозы Туркмении вырастили богатый уро-
жай хлопка, а ебор его не организован как
следует.

Труд на cOope хлопка  офтанизован
нелостаточне  удовлетворительно. Колхозы
не используют такое вернее средств» пэ-
вышения производительности, как преми-
 Ани и другие поошрения. В сельхоз-
  артели имени Халтурина  Чарджоусвого
района © энтузиазмом работает звеньевая

отправкой на самолетостроительный завод.

} Фото Н. Петрова.

дружба

орденоносец Отуль Беги Эрепюва. Уже к
15 октября её звено выполнило 141 mo-
цент годового плана. Но колхоз — обид-
но сказать — ничем не отметил труд
знатной сборщицы, не сумел популяризи-
ржать ее блестящий пример.

УлопокЕ был в центре внимания тад-
жикокой лелегации. Однако ценные мых
сли высказала она и по другим вопросам.
Таджики обратили, например, внимание
на ©1860е развитие в Туркмении садовод-
ства.

— Хороший колхоз, богатый,  креп-
кий, — сказали делегаты в сельхозарте-
ли имени Буденного, — #0 почему в неи
ви одного деревца нет?

В самом деле, в колхозах Туркмении ма-
ло старых садов, мало и молодых фрукто-
вых посадок. В этом смысле — непоча-
тый край работы. 0 вытоле этой отражли
говорит пример колхоза имени Андреева
Геок-Тепинского района Атшхабалской обла-
сти. Из 2.450 тысяч рублей прюптлоголнего
дохода этого колхоза больше 1.400 тысяч
руб. пряхохится на хоходы от садоволства.
Недостаточно внимания в ении и Е
  ичеловодетву. В колхозе имени Халтурина
: Чарджоуского района 300 ульев уже два
года не дают меда, а могли бы дазать
минимум 10 — 12 тонн.

В ответном слове севтетать ПВ Еб)
Туркмении т. Перманов подчеркнул, что
широкое обсуждение замеченных  делета-
цией нелостатков, которое будет разверну-
то в ближайшее время, даст возможность
Туркмении еще более улучшить работу,
подтянуть отстающих, с большей силой
бороться за первенство в соревновании ©
Таджикистаном.

— В нашем соревновании мы хотям
быть первыми, но будем гордиться вами,
если вы победите нас,—сказал таджикский
народ устами своей делегации.

— Радуемея вашим успехам, но пер-
венства уступать не собирземея, — отве-
тил народ Туркмении.

Й пламя соревнования в эти  предок-
тябрьские HH разгорается еще сильнее

на хлопковых тюлях, на озимом севе, на
пастбишах, на плантациях двух братских
А. ТИТКОВ,
с0б. корр. «Известий».

АШХАБАД, 4 ноября.

На сталинградской дороге

Идут полки. Размерный лязг металла.
Прифронтовых дорог суровый лад.
Над заводями, над кустами тала
Клубятся горы дыма, Сталинград,

За дымной далью, за стенами зноя,
За переплеском мутных волжских вод
Солдатам слышен близкий голос боя,
Растущий до немыслимых высот.

Не звук, а судорога воля в суть
Землетрясение, толчки глубин, —
Раскатистый, широкий гром «катюши»,
Глухие всхлипы толстотелых мия, _

Обвалы бомб — всей пастью бездны

взвыли! —
Отгул железа на десятки миль...
Идут полки. Дорога в струях пыли,
Три месяца не опадает пыль,

———__—_—о—о а ———ад

«Известий»). В далеком горном ауле Ун-
цукуль  востоялось районное — собрание
женщин-горянок, посвященное ХХУ го-
довшине Октября. На собрание прибыли
торянки из аулов Гимры, Аражаны. Пата-
них, Кахаб-Росо, Зирани и других высо-
когорных селений.

В Унцукульском районе, как и в дру-
тих районах Дагестана, женщины успешно
заменяют ‘мужчин на многих работах.
Колхозы во-время убрали все колосовые
ий бобовые культуры. Кормов заласено в
три pasa больше, чем в прошлом году.
Заготовка их продолжается. Женскими
ружами был убран богатейший урожай
фруктов — абрикосов, кураги, персиков,
винограда, груш. Колхозники и колхоз-
ницы района обеспечили бесперебойную

Идут полки. Готовятся отряды

У пристаней, в завесе дымовой,
Здесь, на святых руинах Сталинграда,
Принять великий, небывалый бой.

Да будет он благословен навечно —
Их грозный марш, невидимый во мгле,
По этой вот, родной нам бесконечно,
По сталинградской выжженной земле!

Полобяого никто не зкал похода,
Такого подвига ие мог свершить,
Как эти люди — воины народа,
С которыми нельзя не победить!

Микола БАЖАН.

С украинского перевел
Борис ТУРГАНОВ.

РАЙОН СТАЛИНГРАДА.

Голос горянок
МАХАЧ-КАЛА, 4 ноября. (От соб. Kopp.

работу пяти ближайптих консервных 32-
водов.

На собрании назывались имена пере-
довых горянок — Патимат Нурмагомелюо-
вой из колхоза имени Сталина, Патимат
Гази-Магомедовой из колхоза имени Вага-
новича и других.

Аварки Унцукуля обратились ко веем
женщинам Дагестана © призывом, в KO-
  тором говорится:

«Усилим помошь фронту! Поможем на-
шим отцам, братьям и мужьям остано-
вить, обескровить и разгромить врага!

Кто хочет мирной жизни, пусть помо-
гзет убивать немцев. Кто хочет счастья
своим детям, пусть уничтожает дето-
убийц. Фронт требует напряжения всех
наших сил, всей энергии».

Участницы собрания обязались изучить
военное дело.

Чествование Якуба Коласа

ТАШКЕНТ, 4 ноября. (По телеф. от
с0б. корр.). Вчера здесь состоялось чест-
вование народного поэта Белоруссии Яку-
ба Коласа по случаю ето 60-летия.

С докладом о жизни и творчестве юби-
ляра выступил белорусский писатель
К. Крапива,

— Якуб Колас вместе с Янкой Кута-
лой, — сказал он, — обогатил белорус-
скую литературу, сделал ее достоянием
всех народов Halle великой страны. За
время отечественной войны им написано
много новых произведений. В последнее
время Якуб Колас закончил пьесу «Сул
лесов» — о белорусских партизанах.

Докладчик подробно остановился также
 на общественной деятельности юбиляра.

Народного поэта горячо приветствовали
председатель Президиума Верховного Co-
вета БССР т. Наталевич, секретарь ПК
КП(б) Узбекистана т. Юлдашбаева, писа-

тель Хамид Алимлжан, поэт Сельвинский
и другие. Полковник Леошеня заявил, чть
бойцы Красной Армии любят Якуба Кола-
са. зовущего своим поэтическим творчест-
вом на борьбу с врагом.

На заседании было оглашено постанов-
ление исполкома Талкентекого городского
(Совета о переименовании одной из цент-
ральных улиц Ташкента в улицу Якуба
Коласа.

В конце вечера с ответным словом вы-

ступил юбиляр.
Я верю, — оказал он, — что еко-
ро вернусь на родную землю, к своему
родному народу. Вее свои силы я отдам
на восстановление и процветание Белорус-
сии!

Чествование бёлорусского поэта в ето-
лице Узбекистана превратилось в яркую
демонстрацию ленинско-сталинекой  друж-
бы народов Советского Союза.