СУББОТА, 7 НОЯБРЯ 1942 г. № 263 (7943)

_ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СС

И:

Торжественное заседание Московского Совета депутатов трудящихся с партийными и общественными организациями г. Москвы 6 ноября 1942 года. Товарищ И. В. Сталин делает доклад. $

годовщина

Зеликой Октябрьской
1онлад Председателя Государственного Комитета Обороны товарища 11. B. GTP

*
ae

©
Е
г
==
==
са
=
=
fa
со
C2
oo
cy.
Sie
ro
Со
=
ы
©
Е
St

= на торжественном заседании Московского Совета депутатов трудящихся с партийными

и общественными организациями г. Москвы 6 ноября 1942 ‘года

(Окончание, Начало на 1-Й стр.).

Стало быть главная причина тактических успехов
немцев на нашем фронте в этом году состоит в том,
что отсутствие второго фронта в Европе дало им
возможность бросить Ha Halll фронт все свободные
резервы и создать большой перевес своих сил на
юго-западном направлении.

Допустим, что в Европе существовал бы второй
фронт, также как он существовал в первую мировую
войну, и второй фронт отвлекал бы на себя, скажем,
60 немецких дивизий и 20 дивизий союзников Герма-
нии. Каково было бы положение немецких войск на
нашем фронте? Не трудно догадаться, что их поло-
жение было бы плачевным. Более того, это было бы
начало конца немецко-фашистских войск, ибо Красная
Армия стояла бы в этом случае не там, где она
стоит теперь, а где-нибудь около Пскова, Минска,
Житомира, Одессы. Это значит, что уже летом этого
года немецко-фашистская ‘армия стояла бы перед
своей катастрофой. И если этого не случилось, то
потому, что немцев ‘спасло отсутствие второго фронта
в Европе, ] т

Рассмотрим вопрос о втором фронте в Европе в
историческом разрезе. г

В первую мировую войну Германии пришлось
воевать на два фронта, ‘на Западе, главным образом,
против Англии и Франции, и на Востоке — против
русских войск. Стало быть в первую мировую войну
существовал второй фронт против Германии. Из
220 дивизий, имевшихся тогда у Германии, на русском
фронте стояло не более 85 немецких дивизий. Если
к этому прибавить войска союзников Германии, стояв-
шие против русского фронта, а именно, 37 австро-
венгерских дивизий, 2 болгарских и 3 турецких диви-
зий, то всего составится 127 дивизий, стоявших про-
тив русских войск. Остальные дивизии Германии и
ее союзников держали фронт главным образом про-
тив англо-французских войск, а часть из них несла
гарнизонную службу в оккупированных территориях
Европы. —

Так обстояло дело в первую мировую войну.

Как обстоит дело теперь, во вторую мировую
войну, скажем, в сентябре месяце. этого. года?

По проверенным данным, не вызывающим ‘каких-
либо сомнений, из 256 дивизий, имеющихся теперь у
Германии, на нашем фронте стоит не менее 179 не-
мецких дивизий. Если к этому прибавить 22 румын-
ских дивизии, 14 финских дивизий, 10 итальянских
дивизий, 13 венгерских дивизий, 1 словацкую’ диви-
зию и 1 испанскую ‘дивизию, то. всего  составится
240 дивизий, дерущихся сейчас на нашем фронте.
Остальные дивизии немцев и их союзников несут
гарнизонную службу в оккупированных странах
(Франция, Бельгия, Норвегия, Голландия, Югославия,
Польша, Чехословакия и т. д;:), часть же из них ве-
дет войну в Ливии за’ Египет, против Англии, причем
ливийский фронт отвлекает всего 4 немецких диви-
зии и 11 итальянских дивизий.

Стало быть вместо 127 дивизий в первую мировую
войну, мы имеем теперь против нашего фронта не
менее 240 дивизий, а вместо 85 немецких‘ дивизий мы
имеем теперь 179 немецких дивизий, дерущихся* про-
тив Красной Армии.

Вот где главная причина и основа тактических
успехов немецко-фашистских войск на нашем фронте
летом этого гола.

Нашествие немцев на нашу страну’ часто сравни-
вают. с нашествием Наполеона на Россию. Но это
сравнение не выдерживает критики. Из 600 тысяч
войск, отправившихся в поход на Россию, Наполеон
ловел до Бородино елва’ 130—140 тысяч войск, Это
все, чем он мог располагать под Москвой, Ну, а мы
имеем теперь более трех миллионов войск, стоящих
перед фронтом Красной Армии и вооруженных всеми
средствами современной войны. Какое же может
быть тут сравнение? ae t

Нашествие немцев на нашу страну сравнивают
иногда также с нашествием Германии на Россию в
период первой мировой войны. Но это сравнение так-
же не выдерживает критики. Во-первых, в первую
мировую войну существовал второй фронт в Европе,
сильно затруднявший положение немцев, тогда как
в этой войне нет второго фронта в Европе. Во-вто-
рых, в эту войну против нашего фронта стоит вдвое
больше войск, чем в первую мировую войну. Ясно,
что сравнение не подходит. 7

Теперь вы можете представить, насколько` серьез-
ны и необычайны те трудности, которые стоят перед
Красной Армией, и до чего велик тот героизм, ко-
торый проявляет Красная Армия в ее освободитель-
ной войне против немецко-фашистеких захватчиков.

Я думаю, что никакая другая страна и’ никакая
другая армия не могла бы выдержать подобный на-
тиск озверелых банд немецко-фашистских разбойни-
ков и их союзников. Только наша Советская страна,
и только наша Красная Армия способны выдержать
такой натиск. (Бурные аплодисменты). И не
только выдержать, но и преодолеть его.

‚ Часто спрашивают: а будет ли все же второй фронт

в Европе, Да, будет, рано или поздно, но будет. И он
будет не только потому, что он нужен нам, но и, преж-
де всего, потому, что он не менее нужен нашим союз-
никам, чем нам. Наши союзники не могут не пони-
мать, что после ‘того, как Франция вышла из строя,
отсутствие второго фронта против фашистской Гер-
мании может кончиться плохо для всех свободолю-
бивых стран, в том числе — для самих союзников.

4. БОЕВОЙ СОЮЗ СССР, АНГЛИИ И США
ПРОТИВ. ГИТЛЕРОВСКОЙ ГЕРМАНИИ
И ЕЕ СОЮЗНИКОВ В ЕВРОПЕ

Теперь уже можно считать неоспоримым, что в
ходе войны, навязанной народам гитлеровской Герма-
нией, произошла коренная размежовка сил, произо-
шло образование двух противоположных лагерей,
лагеря итало-германской коалиции и лагеря англо-
советско-американской коалиции.

‚ Неоспоримо также и то, что эти две противо-
положные коалиции руководствуются двумя разнымя
противоположными программами действия.

Программу действия итало-германской коалицин
можно охарактеризовать следующими пунктами: ра-
совая ненависть; господство «избранных» наций; по-
корение других наций и захват их территорий; эко-
номическое порабощевие покоренных наций и рас-
хищение их национального достояния; уничтожение
демократических свобод; повсеместное установление
гитлеровского режима.

Программа действия  англо-советско-американской
коалиции: уничтожение расовой исключительности;
равноправие наций и неприкосновенность их террито-
рий; освобождение порабощенных наций и восста-
‘новление их суверенных прав; право каждой. нации
устраиваться по своему желанию; экономическая по-
мощь потерпевшим нациям и содействие. им в деле
достижения их материального благополучия; восста-
новление демократических свобод; уничтожение гит-
леровского режима. .

Программа действия итало-германской коалиции
привела к тому, что все оккупированные страны Ев-
ропы — Норвегия, Дания, Бельгия, Голландия, Фран-
ция, Польша, Чехословакия, Югославия, Греция, ок-
купированные области СССР — пылают ‘ненавистью
к итало-германской тирании, вредят немцам вн их
союзникам, как только могут, и ждут удобного мо-
мента для того, чтобы отомстить своим поработите-

лям за те унижения и насилия, которые они пере-
носят.
В связи с этим одна из характерных черт совре-

менного момента состоит в том, что прогрессивно
растет изоляция итало-германской коалиции и исся-
кание ее морально-политических резервов в Европе,
растет ее ослабление и разложение.

Программа действия англо-советско-американской
коалиции привела к тому, что все оккупированные
страны в Европе полны сочувствия к членам этой
коалиции и готовы оказать им любую подлержку, на
какую только они способны.

В связи с этим другая характерная черта совре-
менного момента состоит в том, что морально-поли-
тические резервы этой коалиции изо дня в день

‚растут в Европе, — и не только в Европе, — и что

эта коалиция прогрессивно обрастает миллионами
сочувствующих людей, готовых биться вместе с ней
против тирании Гитлера.

Если рассмотреть вопрос о соотношении сил двух
коалиций с точки зрения человеческих и материаль-
ных ресурсов, то нельзя не притти к выводу, что мы
имеем здесь бесспорное преимущеетво на стороне
англо-советско-американской коалиции.

i

.

Но вот вопрос: достаточно ли одного лишь этого
преимущества, чтобы одержать победу? Бывают ведь
такие случаи, когда ресурсов много, но расходуются
они так бестолково, что преимущество оказывается
равным нулю. Ясно, что кроме ресурсов необходима
еще способность мобилизовать эти ресурсы и умение
правильно расходовать их. Есть ли основание сомне-
ваться в наличии такого умения и такой способности
у людей англо-советско-американской коалиции? Есть
люди, которые сомневаются в этом; Но на каком
основании они сомневаются? В свое время люди этой
коалиции проявили умение и способность мобилизо-
вать ресурсы своих стран и правильно расходовать
их для целей хозяйственного и культурно-политиче-
ского строительства. Спрашивается, какое имеется
основание сомневаться в том, что люди, проявившие
способность и умение в деле мобилизации и распре-
деления ресурсов для хозяйственных и культурно-
политических целей, окажутся не способными проде-
лать ту же работу для осуществления военных целей?
Я думаю, что таких оснований нет.

Говорят, что англо-советско-американская коалиция
имеет все шансы на победу и она наверняка победила
бы, если бы не было у нее одного органического
недостатка, способного ослабить и разложить ее.
Недостаток этот, по мнению этих людей, выражается

в том, что эта коалиция состоит из разнородных эле-
ментов, имеющих неодинакбвую идеологию и что это
обстоятельство не даст им возможности организовать
совместные действия против общего врага.

Я думаю, ‘что это утверждение неправильно.

Было бы смешно отрицать разницу в идеологии и
‚в общественном строе государств, входящих в состав
англо-советско-американской коалиции. Но исключает
ли это обстоятельство возможность и целесообраз-
ность совместных действий членов этой коалиции
против общего врага, несущего им.угрозу порабоще-
ния? Безусловно, не исключает, Более того, — создав-
шаяся угроза повелительно диктует членам коалиции
необходимость совместных действий для того, чтобы
избавить человечество от возврата к дикости и к
средневековым зверствам. Разве программа действия
англо-советско-американской коалиции недостаточна
для того, чтобы организовать на ее базе совместную
борьбу против гитлеровской тирании и добиться побе-
ды над ней? Я думаю, что вполне достаточна.

Предположение этих людей неправильно еще и по-
тому, что оно полностью опровергается событиями
истекшего года. В самом деле, если бы эти’люли
были правы, мы наблюдали бы факты прогрессивного
отчуждения друг от друга членов англо-советско-
американской коалицни. Однако мы не только не на-
блюдаем этого, а наоборот, мы имеем факты и со-
бытия, говорящие о прогрессивном сближении членов
англо-советско-американской коалиции и об’единенин
их в единый боевой союз. События истекшего года
дают прямое к тому доказательство. В июле 1941 г.,
через несколько недель после нападения Германии на
СССР, Англия заключила с нами соглашение «О со-
вместных действиях в войне против Германии». С
Соединенными Штатами Америки мы еще не имели.
тогда никаких соглашений на этот предмет. Черсз
10 месяцев после этого, 26 мая 1942 г, во время по-
сещения Англии т. Молотовым, Англия заключила
с нами «Договор о союзе в войне против гитлеров-
ской Германии и ее сообщников в Европе и о со-
трудничестве и взаимной помощи после войны». До-
говор этот заключен на 20 лет. Он знаменует собой
исторический поворот в отношениях между нашей
страной и Англией. В июне 1942 года, во время посе-
щения США т. Молотовым, Соединенные Штаты
Америки подписали с нами «Соглашение о принци-
пах, применимых к взаимной помощи в ведении воЯ-
ны против агрессии», соглашение, делающее серьез-
ный шаг вперед в отношениях между СССР и США.
Наконец, следует отметить такой важный факт, как
посещение Москвы премьер-министром Великобрита-
нии г-ном Черчиллем, установившее полное взаимопо-
нимание руководителей обеих стран. Не может быть
‚сомнения, что все эти факты говорят о прогрессив-
ном сближении СССР, Великобритании и Соединен-
ных Штатов Америки и 06 об’единении их, в боевой
союз против итало-германской кодлинии, я

Выходит, что логика вещей сильнее всякой
логики.

ИНОЙ

Вывод один: англо-советско-американская коалиция

5. НАШИ ЗАДАЧИ

Война порвала. все покровы и обнажила все отно-
шения. Положение стало до того ясно, что нет ни-
чего легче, как определить наши задачи в этой войне.

В своей беседе с турецким генералом Эркилет, опу-
бликованной в турецкой газете «Джумхуриет», лю-
доед Гитлер говорит: «Мы уничтожим Россию, чтобы
она больше никогда не смогла подняться». Кажется,
ясно, хотя ‘и глуповато. (С мех). У нас нет такой за»
дачи, чтобы уничтожить Германию, ибо невозможно
уничтожить Германию, как невозможно уничтожить
Россию. Но уничтожить \ гитлеровское государство —
можно и должно. (Бурные аплодисменты).

Наша первая задача в том именно и состоит, чтобы
уничтожить гитлеровское государство и его вдохно-
вителей. (Бурные аплодисменты).

В той же беседе с тем же генералом людоед Гит-
лер продолжает: «Мы будем продолжать войну до
тех пор, пока в России не останется организованной
военной силы». Кажется, ясно, хотя и безграмотно.
(Смех). У нас нет такой задачи, чтобы уничтожить
всякую организованную военную силу в Германии, ибо
любой грамотный человек поймет, что это не только
невозможно в отношении Германии, как и в отноше-
нии России, но и нецелесообразно с точки зрения побе-
дителя. Но уничтожить гитлеровскую армию-—можно
и должно. (Бурные аплодисменты).

Наша вторая задача в том именно и состоит, чтобы
уничтожить гитлеровскую армию и ее руководителей.
(Бурные аплодисменты).

Гитлеровские мерзавцы взяли за правило истязать
советских военнопленных, убивать их сотнями, обре-
кать на голодную смерть’ тысячи из них. Они насилу-
ют и убивают гражданское население оккупированных
территорий нашей страны, мужчин и женщин, детей
и стариков, наших братьев и сестер. Они задались
целью. обратить в рабство или истребить население
Украины, Белоруссии, Прибалтики, Молдавии, Крыма,
Кавказа. Только низкие люди и подлецы, лишенные
чести и павшие до состояния животных, могут позво-
лить себе такие безобразия в отношении невинных
безоружных людей. Но это не все. Они покрыли
Европу виселицами и концентрационными лагерями.
Они ввели/подлую «систему заложников». Они рас-
стреливают и вешают ни в чем неповинных граждан,
взятых «под залог», , из-за того, что какому-нибудь
немецкому животному помешали насиловать женщин
или ограбить обывателей. Они превратили Европу в
тюрьму народов. И это называется у них — «новый
порядок в Европе». Мы знаем виновников этих безо-
бразий, строителей «нового порядка в Европе», всех
этих новоиспеченных генерал-губернаторов и просто
губернаторов, комендантов и подкоменлантов. Их име-
на известны десяткам тысяч замученных людей,
м ni ae что им не уйти от ответ-

1 реступления и не миновать кара-
ющей руки замученных народов.
boon oe ek в том, чтобы разрушить
а а орядок в Европе» и покарать

роителей,

Таковы наши задачи. (Бурные аплодисмеит ы),
и cate рн великую  освободитьльную
и И ощЫ : совместно с нашими
гами человечества, ‘на О Ай ис

} д немецко-фашистскими_ импе-
риалистами. На ее знамени написано:
АЯ ПОБЕДА АНГЛО-СОВЕТСКО-

ГО БОЕВОГО СОЮЗА! (А пло-
Диесменты). }

ДА ЗДРАВ Е 2
А
дисменты). al

ДА `ЗДРАВСТВУЕТ СВОБОДА
, Г И HE3ABHCH-
МОСТЬ ВАШЕЙ СЛАВНОЙ Co
BE
НЫ! (Аплодисменты). Е м
ПРОКЛЯТИЕ И CMEPTI
BE te ee RON, их
‚ ИХ «НОВОМУ :
(А плодис менты). И

НАШЕЙ КРАСНОЙ Ap
ные аплодисменты). и

‚ НАШЕМУ ВОЕННО-МОРС
  КОМУ Ф — .
ВА! (Бурныё апл одисменты). О

НЕМЕЦКО-ФАШИСТ-
ГОСУДАРСТВУ, ИХ

МИИ — СЛАВА!

‘имеет все шансы, чтобы победить итало-германскую
коалицию и’она без сомнения победит,

а ПАРТИЗАНАМ И — ПАРТИЗАНКЛМ —
eaten wee продолжительные апло-
а . се встают. Овация всего