хр — 7 \

ПЯТНИЦА, 13 НОЯБРЯ 1942 г. Ie

Восходящее солнце

Всеволод ВИШНЕВСКИЙ

Нировые пространслва озарились луча-  Велед за этим мы немедленно приступим
мя солнца. Оно взошло на востоке, в ро- к построению новой Европы».

химюй нашей России! И к свету этому
обращены миллионы лиц и рук. Поверну-
ля 0в0е лицо страдальцы Украины, Бело-
руссии, Прибалтики, Молдавии, Дона п
Кубани. Сталинский тений осветил новую
юлосу событий. «Сталин первый воин...
он несет надежду и спасение!» Повернули
свои исхудалые лица пленные солдаты!
Евролы. Вцепивигиеь в решетки, заклю-
ченные неотрывно смотрят, как медленно.
и неотвратимо стал полыматься золотой.
ayy.

«Сталин, Россия»... И все, кто жив,
вобрав всем сердцем доклах Сталина, влох-
нув всей грудью утренний  возлух, при-
мутся за дело. Появятся в сотнях мест но-
вые отряды народных метителей, и не!
одна немецкая коменхатура, и не один пе-.
мецкий штаб будут нещадно истреблены.

„ри задачи! Три задачи да будут те-
перь стоять неотступно перех евободолю-
бивыми людьми! В едином порыве к Уня-
чтожению гитлеровского государства ла’
сольются усилия русеких воинов и моря-
ков, партизан северо-запада, Смоленщины,
Белоруссии, Украины, берегов Дуная. Уси-
лия партизан Карчатекой Украины, «co-
колов», смелых стрелков по немецким гу-
бернаторам, нафтизан Польши. Да сольют-
ся в дружные залны выстрелы героев.
Югославии, где сражаются елинокровные
братья нални, кому мы шлем самый неж-
ный и боевой привет серлца. Бейте нем-
цев, юнаки, в левую сторону груди, по-
выше «железного креста». Бейте немецких
тенералозв, губернаторов, коменхантов 1H)
всею сволочную команду. Ортанизуйте на-
леты. Бейте без перелымики!

Присоединяйте свои выстрелы к битве,
которая шумит сегодня or Дедовитого
океана ло африканских берегов.

На севере .привет норвежцам, паргиза-
нам Ларсена и отрядам финских стрелков,
которые начинают стрелять в ненавистных.
гитлеровцев.

Неумолчный сухой треск азтоматов н
REHTOBOR слышен по всей Европе. Это от-
кликаютея свободолюбивые, мужественные
люди на зов героев Росени, откликаются
на тяжелые раскаты могучей русской ap-
тиллерии.

Сопротивление на континенте росло не’
сразу. Груз пассивности мешал борьбе с
кровавым Гитлером.

Озхоровление принес СССР. Шестнадцать!
месяцев борьбы нашего честного и горхего
нарола перевернули все иностранные пред-
положения, оценки и ожидания. Русские
порвали в клочья легенду о «непобедимом>
Гитлере. Еврона воспряла хухом. :

В ожтябре 1941 года Гитлер рычал:
«Враг на востоке уже побежден и никогта
ему уже не опомниться.

Уже 48 часов илет гигантское решаю-
mee сражение, я в этом сражении враг
будет уничтожен. Судьба Москвы реше-
на...»

Гитлер потернел поражение в этой бит-.
ве, которая показала мощь Сюветекого Cow-
за. С января 1942 года Гитлер кричал
® реванше весной и летом. В немецкой
тазете «Локальанцейтер» была  натеча-
Tana беседа” звентерокого премьер-министра
Каллаи.

(н возбужденно сообщил: «Мне там (в
ставке Гитлера) .е математической  точ-
ноетью подеказали все события, как они
должны произойти на советском военном
фронте. Летом нынентнего года державы
OCH непременно olepHaT окончательную
победу в войне против Советского Союза.

наступят обещанный еще на 1941 год ко-

ВКаллаи дал Гитлеру тринадцать вен-
гереких дивизий. Им налилозь место Ha
кладбищах Украины и Дона,

Плащ Гитлера на 1942 гот был сорван.
06 этом грамко товорят и нейтральные
страны. «Война на востоке все  измени-
ла», — пишут шведские. газеты.

Турецкая газета «Анадолу» пишет, что
«русские своей беззаветной героической
обороной поистине фасшатали немецкую
мощь и если раньше ожидали вторжения,
немцев в Англию, то теперь речь идет уже!
о «лесанте в Германию».

В Термании все тревожнее задают во-
прое: ках же с обещанием фюрера? Когда

Hell войны и победа? Геббельс в одной из
последних сталей говорит угрюмо; «На
этот вопрос нет ответа».

Кровь замученных в ‘гестапо, кровь на-
родов, раадавленных под танками, взывает
к 000566 и мщению. Шведская  газе-
та «Дагене нюхетер» пишет: «Новая Евро-
па Гитлера вселяет ужас».

Весь мир витит, что война на переломе.
Подвиг ОСОР опрокинул немецкие расчеты.
Мы дали время Антлии и США воздать
новые армии и поставить военное произ-

ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ

В ГОРАХ КАВКАЗА. Конная разведка.

действующим в районе Туапее, немецкое
команлование @росило значительные силы
авиации, много бомбардировщиков и истре-
бителей. Кажаый день происходили в903-

BOICTBO.

Резервы Германии истещаются. Журнал.
«Дейче фФолькевиртшафт» признает:

дуненые бои; массированные налеты.
е>бенно старались немцы нарушить

советекие коммуникации На Черном

море. Нашему командованию стало изве-

«Война приняла птирокие пространетвен-
ные формы, что связано с непрерывными
военными действиями, а это означает!

сюда огромное напряжение военной про-
мышленности». ие

Силы гитлеровской Германии уже под-

люди могут © гордостью сказать — мы
сделали это,

Гитлер не имеет друзей. Он озирается,
как одинокий бешеный волк, ощетинив-
пгийся, е окровавленной морхой.

Разлробить силы гитлеровской тирании,
разрушить тылы и разтромить их — 3a-
дача наших друзей, Священный общий
удар должен сломить гитлерювскую систе-
му и палаческий «новый порядок».

Прида-
вленные немецким сапотом принодымутся,
сажмут кулаки.

Пот ударами великой Красной Армии,
запрещит  питлеровокая машина.
советеких партизан и боевого национально-
освободительного движения во всех етра-
нах Европы  дезорганизуют гитлеровекий
тыл, полорвут ненавистный «новый поря-
док»... Ни часу, ни минуты покоя гитяе-
poprax!

Надо бить бешеного волка Гитлера, бить
на смерть!

Сталин указал путь! Открылись новые
возможности. Энергня побежала по жилам
народов, заблестели глаза,  налрятлись
мускулы.

Действовать быстрее, рептительнее, пла-
‚ меннее. Помнить, что от этого завиеит
судьба многих миллионов людей. Надо
успеть их спасти. И каждого из нае жхут
`там, гле еще пока флаг гитлеровцев. Мы
сорвем, хрузья, этот флат с каждой выш-
ки, с каждой мачты, порвем его в клочья,
ий ниточки држнного немецкого флаллука

развеем по ветру. Скажут: «Был гитле-
 ризм — мужебтвенные люди сумели. его

уничтожить»... И откроется народам небы-
валый свет.

ЛЕНИНГРАД, 12 ноября. (По телефону).

огромное текущее расходование сил. И ог

точены и находятся на пределе. Советские

Боевой пример СОСР лвинет свобохолю-’
`бивые народы в решающие бои.

Ухары

из ‘зенитных пушек,

стно, чю на аэродроме Майкопа  бази-
pyerca около SO самолетов противника,
Преимущественно истребителей. Решено
было нанести немнам комбинифованный
удар еилами бомбартировитиков © высад-
кой Ha аэродром отряда парангютиетов,

В отряд вошло немало людей, хороно
знакомых < аэродромом.  Вомандир Ca-
вицкий предусмотрел все до мелочей,

ным инструментом для вывода вражеских
‘самолетов из строя. Перед выброской все
люли тшалельно тренировалиюь.

С наступлением сумерек с наших
аэродромов взлетели ночные  бомбарди-
ревщики. После 50-минутной затяжной

бомбежки аэродрома они переносили ‹ удар
на дорогу, чтобы отрезать пути пэжхода
резервам противника. Затем побывали над
аэродромох и штурмовики. Почти © брею-
щего полета они подавляли прожекторы
врата, которые могли бы стать ‹ерьез-
ной помехой для параппотноте десанта.

Капитаны Орлов и Десятников, подхо-
дя к цели, отличн) видели пылающую
станцию железной дороги. Пользуясь этим
ориентиром, EM легко было выбросить
людей точно на аэродром. Летчики-ноч-
ники капитан Прусов co штурманом Ба-
  колдичым и младший лейтенант Tax co
штурманом Плотниковым, которым было
поручено поджечь станцию, блестяще вы-
полнили свою запачу.

Самолеты с парашютисталн подошли к
аэродрому на небольшой выюоте, чтобы
наши люди, выбросившиеь, смогли бы-
стрее достигнуть земли. Несколько уце-
левигих прожекторов общаривали ночное
небо. Немцы отчаянно палили в возхух
автмалов и пуле-

>

Парашютисты были <набжены ‹специаль-.

ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР

Фото М. Альперта.

Десант на аэродром врага

На поллержку своим наземным сизам,   метов,

ставя . перех напкими самолетами
стену заградительного огня. Одна из (на-
цих транепортных малшин нопала в лучи
прожекторов. Но, заметив, что < само
лета посыпались парапшютисты, прюжек-
торы стали ловить  белеющие в темном
небе шелковые купола. Зенитки тоже
перенесли огонь на парапнотистов.

Спуск с малой высоты длился нехол-
го. Командир отряда  стадяшина Соловьев
быстро собрал вокруг себя первую группу
в семь человек. Быстро были фаспределе-
ны роля. Пока  стампий краснофлотец
Кудзин н сержант Капустин  поджигали
вражеские самолеты, Соловьев и четыре
бойца огнем из автоматов прикрывали их
работу.

События  развергывалиеь настолько
стремительно, что капитан Орлов, нахо-
[ib еще в воздухе, вилел на земле четы-
№ характерных пожара — <начала осле-
пительно белый свет с брызгами, потом
красное пламя. Это горели  фашистекие
самолеты. Летчики и. штурманы транс-
портных машин, уходя на свои аэродромы,
заметили, что ‘число очатов пожара все
увеличивается.

Сержант Гмыха, -
  товарищи

Касьянов и другие
истребляли охрану аэродрома и
уничтожали в новые и новые самолеты
  врага.

В назначенный час, еще до рассвета,
наши бомбардировщики опять обрушили
 на вражеекий аэродром десятки 6Gowd,
прикрывая отхюх напгих паралютистов,
  Утром летчик  Скугарь co штурманом
  Василевским на самолете-разведчике по-
  явился. над Майконским аэродромом. что-

‚дали разведчика. Охнажо,
противодействие нескольких
‘помиттов», фотоснимки получились хоро-

дей

Отклики иностранной печати
на доклад товариша Сталина

США

НЬЮ-ЙОРК,
риканская печать широко комментирует
ховлал товаритца Оталина Ha торжествен-

pa 1942 г.

Газета «Крисчен сайене монитор» пи-
Wer, что этот доклад «чрезвычайно прояс-
HHI отношения между — об’единенными
странами и будет содействовать укреиле-
нию сотрудничества между Москвой, Лон-
доном и Вашингтоном, особенно при раз-
решении непосредственных военных про-
блем и проблем послевоенных отношений».

По мнению газеты «Валнингтон пост»,
доклад товарища Сталина . свидетельствует
о тесном сотрудничестве ‘между СССР,
США и Англией. Отромная толь ССОР
в борьбе за обеспечение победы нал
общим врагом вызвала восхищение и
блатохарность воем мира. Газета  от-
мечает, ч10 «тактические разногласия
до сих пор существуют, особенно по во-
просу о времени и месте открытия второ-
го фронта». Однако решающим фактом яв-
ляется то, что «русские, англичане, аме-
риканцы и народы других 0б’единенных
стран участвуют в общей борьбе». Газета
подчеркивает, что большое значение имеет
также сформулированная Сталиным програм-
ма англо-совелско-американекой коалиции.

Политический обозреватель газеты
«Нью-Йорк пост» Дороти Томпеон отме-
чает, что доклад товарища Сталина пред-
ставляет cohol чрезвычайно ясную декла-
ратию солидарности англо-советеко-амери-
канской коалиции.

Тазета «Пост» (Денвер) пишет, / что
«Сталин реалистично подходит к пробле-
ме создания второго фронта, заявляя, что
англичане и американцы создадут рано
` или поздно этот фронт потому, что это
соответствует” интересам не только рус-
оких, но и англичан и американцев. Вее
союзные страны ставят перед собой одну
основную цель — уничтожение гитлериз-
Ma, а это возможно только путем созда-
ния втором фронта, т.е. вторжения в

12 ноября. (ТАСС). ate ТЕГЕРАН,

ном заседании Московского Совета 6 нояб-

Иран

12 ноября. (ТАСС). Газета
«Марлом» опубликовала передовую, посвя-
шенную докладу тов. Сталина на торже-
ственном заседания Московского Совета
лепуталов трудящихся 6 ноября 1942 т. Га- .
зета пишет, что «доклад Сталина произвел
прекрасное впечатление. Этот великий по-
литичеекий деятель, как всегда, с исчерты-
вающей яеностью обрисовал политическое
и военное положение и наметил твердую
генеральную и политическую линию в по-
ведении СССР. Своей изумительной речью
Сталин доказал, насколько далеки от исти-
ны попыткн пропаганды держав оси дока-
зать отеутетвие единства и наличие раз-
ногласий между союзниками. Он ясно ска-
зал, что, если бы второй фронт в Евтлопе
был открыт, положение на Восточном
фронте коренным образом изменилось бы
в пользу СССР. Но он тут же выразия
полную уверенность в том, что второй
фронт будет создан, подчеркнув, что он
нужен `не только СССР, но и. с0юз-
никам».

Касаясь заявления тов. Сталина © пе-
лях СССР и союзников в войне, газета
пишет: «Уже не раз советские вожди за-
являли о том, что CCCP samumaer пожи=
тическую и экономическую свободу всех
народов, но подтверждение этого взгляда
из уст такого человека, как Сталин, из-
вестного своей твердостью, полностью га-
рантирует независимость и истинную ©в0-
боду Ирану. Иранский народ, который
был освобожден Октябрьской революцией
от гнета царизма и который при мораль-
ной и материальной поддержке со стороны
СССР сделал первые шаги для достижения
своей независимости, горячо приветствует
речь вожля советското народа. Уверен=
ность в победе фронта своболы, уверен-
ность в тазпроме фалпизиа, выраженная в
докладе Сталина, являетея самой радоет-
ной вестью для всех свободолюбивых на-

Терманию».

родов».

Митинг чехословаков в Лондоне в честь 25-й годовщины

Великой Октябрьской социалистической революции

ЛОНДОН, 12 ноября. (ТАФС). Чехосло-
ваки, проживающие в ФЛонлоне, отметили
25-ю тодовщину Великой Октябрьской
социалистической революции массовым
митингом. Митинг открыл гпредсехатель
чехословацкого государственного совета
Макса, который заявил, что чехословаки в
праве считать себя одними из самых вер-

бы сфотографировать результаты ночной! ных друзей СССР. На митинге выступили
работы своих товарищей. Немцы полджи-  заместитель министра иностранных дел

несмотря на’ Чехословакии Рипка и советский посол
«Мессер-   Богомолов.

В резолюции, принятой митингом, гово-

ume. Документально установлено, что за ритоя: «В прошлом чехи и словаки воэла-

ночь было сожжено 13 и повреждено
 фаптистеких самолетов.
А. СТЕПАНОВ,
спец, корреспондент «Известий».

В РАЙОНЕ ТУАПСЕ.

ра

Вылазка разведчиков

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 12 ноября.
(Спецкор ТАСС). Пятерка разведчиков,

возглавляемых сержантом Карповым, про- ная схватка. Сержаят Карпов уничтожил
трех немпев, бойцы Ковалев и Дьяков —

биралась в тыл врата. Впереди шел опыт-
  ный боец сапер Оеситов. Осторожно про-
резав несколько рядов проволочного за-
траждения, он разминировал узенькую
тропку. Олин за другим разведчики подо-
брались к вражескому блиндажу.

0 тали на братский русский народ свои на-
  ежды в борьбе © упиетателями славян.

Сегодня чехословацкий народ рассматри-
вает союз © СССР, как твердую гарантию
конечной победы и независимости Чехо-
словакии. Советский Союз всегда был ©
Чехословакией в труднейшие для нее дни.
Чехословацкий народ выюока ценит эту
дружбу,  Братеки приветствуя  сеголня
СССР, мы сознаем, чо дружба лучше
всего проявляется на деле. Нужно перейти
от обороны к наступлению, это поможет
разбить Гитлера и собственными силами
освободить нашу страну». Резолюция за-
канчиваетя выражениями уважения и
восхищения Советским Союзом и завере-
ниями в искренней дружбе чехословацкого

народа.

Торжественное заседание общества культурных связей

между СОСВ

СТОКГОЛЬМ, 12 ноября. (ТАСС). В

По команяе Карпова бойцы ворвались  связи с 25-й годовщиной Октябрьской co-
в дзот. Завязалась ожесточетная рукопаш- циалистической революции в Стокгольме

Pe eTenaOes торжественное заседание обще-
  тва культурных и экономических связей

по одному немпу и одного захватили в между СССР и Швецией. Открывая засеха-

плен.

ние, вице-председалель общества дозор ме-

Разведчики вернулись в часть без по- дицины Ада Нильсон подчеркнула глубокие

терь. Среди захваченных ими трофеев —

ручной пулемет, два автомата, винтовки.

eo пиведокой общественности к герои-
ческой „самоотверженной борьбе советского

и Швецией

народа за свою свобоху, кульгуру и пиви-
лизацию. С докладом «ССОР и Шзепия»
выступил социал-демократический депутат
рикедага Георг Брантинг. Пед аплодиемен-
ты многочисленной аулитории он говорил
о необходимости развития и укрепления
связей между СОСР и Швепией. Собрание
послало привететвенную телеграмму М. И.
Калинину.

A. HOB

оля к жизни

H{EHKO

— Скажи мне, друг, — онюосил я ар-
мейского хирурга Миколу Дудко, — вот
ты проработал на фронте почти полтора
года, Ты резал сотни людей...

— Тысячи, — спокойно поправил меня
хирург.

Тысячи... Я закрыл глаза, стараясь
представить себе тысячи страданий, стра-
стей, стонов и вопрошающих
глаз — о, скажите, хоктор, скажите!..

— Какой огромный труд! Какое на-
пряжение чуветв! — подумал я вслух,

— Привычка.

— Jjla?.. Розможно. Но вот, кунаясь
ежелневно по привычке в открытом, так
сказать, котле людских страданий, что ты
нашел там в человеке? В этих количе-

ствах и разнообразии людских увечий на-
шел ли ты что-нибудь неведомое, новое.
какую-нибудь тайну в человеке на войне?

Или ты дальше своего ножа не видел и
ничего не нашел?

*— Нашел! — сказал мой друг и захо-
хил по комнате, вспоминая, очевихно, свои
дела, а я следил за ним глазами и,
признаться, завидовал ему. Я втайне
преклонялся перед его профессией. Спа-
сение человеческих жизней и облегчение
страланий` всегда вазались мне самыми
высокими и благородными доблестями че-
ловека.

— Воля! — сказал хирург, остановив-
шись и даже стукнув своим здоровым му-
жинким кулаком по столу. — Человек на
вейле — это воля, Ееть воля, есть чело-
Be Нет воли, нет человека! Сколько во-
дн столько и человека! Вот что я нашел,

*

.. Ах, как неё хотелось ему палать, как
нв хотелось бросать автомат! Но автомат уже
выпал из рук и лежал на земле. И уже
нечем было его нолнять. Правая рука еще
кое-как, только слегка задело минной
дробью. Но левая, боже ты мой, висела,
как окровавленная плеть, и кровь лилась
фонтаном из развороченного плеча.

Что делать’ Зайрыть кровь! Чем? He
закрываетея. Течет!

Тогла разведчик Иван КВармалюк бросил-

ся бежать. Мозг его заработал с бешеных
жаром.

— Пойегу, — думает, — oka He вы-
пила кровь. чтобы не унасть, чтоб тольхо
не упасть. нет! Приколюг проклятые. 0,
проклятые, проклятые, будьте вы про-

латы.
Бармалюк бежал, дрожа от яростного

хирурга!

гнева. Казалось, попалиеь по дороге He-
  мец, зубами 063 рук разорвал бы на
  месте.

Выбежав из опасной зоны, он как-то
вдруг потерял зло ни остановился. Остано-
  вилея, заЯосковал и растаял, словно воск
\ на солнце. И упал.

И показалось вдруг Ивану, что упал он
по странной случайности не на землю, &
в какую-то еловно воду, и вода’ понесла
его быстро, быстро, кружа между деревья-
[м лозами, облаками и селами, и вдруг
принесла ero домой, как в сказке, Отец,
  мать, дел, бабка, сестры, да все такие до-
брые; любящие.

— Иван... Это ты, nam Иван?

И родная хата на краю села, и стежка
в саду возле хаты.

А по стежке бежит она, самая дорогая,
Галина.

— Иван,

— Галю!

Кармалюк открыл глаза.

— Теряю чувство, — прошептал эн и
 непугалея, Он истекал кровью.

Иван Кармалюк был ыкновенным ря-
овым бойцом, и окобенных теройслв за
ним не числилось, хотя он и убил уже
старательно и точно © полдесятка немцев,
  не считая стрельбы по пемцам вообще. В>
вненености его тоже не было ничего ге-
реического. Был он среднего роста, строй-
ный, сероокий юноша, ржем из прекрас-
ной Полии, Дет ему было двадцать
пять. Он был родным сыном величествен-
  ной трехглавой элохи-— Великой Октябрь-
ской Революции, Эпохи Великих Работ и
Великой Отечественной Войны. -

Он был одним из многих миллионов
советских юношей, у которых за день до
войны ве помыслы лежали в мирном

Иван вернулся?! Иваночко!

: труде, ;
On не Фостязалея в силе и ловкости
ня на  стрельбишах, HU Ha боксероких

ринтах. Он соетязалея там, где доблестью
труда лобывали себе славу, — на Сель-
скохазяйственнай выставке в Москве, на
прекраснейшей и самой возвышенной вы-

\ ставке человечеевих достоинств. Там он
получил золетую медаль, Он привел туда

такого фантастическом быка «Мыну»,
какой не снидея, сколько мир стоит, ни

онюй еше Жорове. Он был подольский

водхи ный пастух.

—- Jeon чувство! — сказал он тре-

BORED MW POMS, C1OBHO желая разбущить
  себя, остановить быстротечную реку.

— (той, стой! Не сдамся!

Тармалюк нодполз к дереву и крепко
притиенул рану к стволу, Зажав таким
Эбразом  газорванную артерию, он так
сцепия зубы и так широко открыл гла-
за, и так пожелал не закрывать их, что
санитары, подбирая утром павптих бой-
ов, подумали, что перед ними труп с
открытыми, застывиими очами.

— Живу... — прошептал Кармалюк.

На лице. ео небыло уже ни крвинки.

*

Битва гремела день и ночь.

В обитой шюстынями сельской хате
хирург Микола Дудко работал без пере-
рыза вот уже несколько дней.

Хирург устал. Для поддержания силы
и экономии времени ето кормили и п9-
или тут же, у операционного стола.
был эчень здоров от природы, но тут уже
и у него нехватало сил. Он валилея с
пог от усталости и заскучал. Всякое делю
имеет свою скуку. Ему не нравились ра-
неные и не нравилось как-раз 10, чем
он всетда восхищался:

—: Чорт возьми, нехай! Откуда столь-
ка терпенья? Четьгрнадцать месяцев режу,
 и хэь бы тебе один закричал, начал
проклинать, ненавидеть смерть, рутать
ее, суку! Нет! Молчат, покорные, — ду-
мал OH устало в тысячный раз, сливал
человека из рваного кровавого тряпья.

— Следующий!

Перед хирургом лежал Кармалюк.

С тех пор, как его ранили, протило
четыре дня. И с каждым днем ему ста-
новилось всё хуже и хуже. Жар в ето
лишенном крови теле перевалил давно уже
за сорок первый градус. Слрашная naso-
вая гангрена поразила ero руку. Рука ле-
жала рядом е ним, распухшая до огпром-
ных размеров, темная, в багрово-синих

пятнах и пузырях ин нестерпимо смрадная.  `

Четыре лня не сводил с нее тлаз Карма-
люк. Он смотрел на нее, как на смертель-
ного врага. И молчал.

Хирург великолепно лечил газовую ган-
трену новооткрытым ©вовм методом, но
руку Кармалюка cnacta было уже
  Нельзя.

— Поздно, — сказал он устало свое-
му  помоминику. — Придется отрезать
руку.

—- Режьте! Отрезайте скорее! — ne-
‘шительно и быстро сказал вдруг Варма-
  Дюк.

Уливленный хирург повернул голову.
  На чего глядели широко раскрытые ce-
 рые Кармалюковы глаза. =
  — Режьте скорее! — приказая Кар-

On

малюк и даже мотнул головой, словно
отбрасывая ненужную руку.

*

Но не помогла Кармалюку ампутация
руки. He помогла и противогангренозная
сыворотка, введенная в организм 10 oco-
бому методу хирурга. Нроба переливания
крови тоже не помогла ему.

Газовая гангрена не проходила. От
плечевого сустава она поползла уже че-
рез налилечье к шее. Распухшее плечо
представляло coool картину тгрозную и
ненереносимую.

Ky Tia его перевезли в госпиталь, он
был уже без пульса. Он был безнале-
жен. Жизнь покидала его. Но он не сда-
валея. Сознание не оставляло ет ни на
минуту, и ни одна душа в палате не
уелышала ни одного его стона. Он мол-
чал, и вся ево воля ушла на это напря-
женное молчаливое сопротивление смерти.

— Как ты себя чувствуешь? — clpo-
сил его прибывший хирург на обходе па-
латы и взял за руку. Пульса не было.

‚— Ничего... Хорошо... Окажите,
тор, жить буду? — прошептал Карма-
люк, вематриваясь, казалось, доктору в
самую душу.

— Жить?
сказал хирурт свою обычную спаситель-
ную ложь и, видя, что уже  Кармалюк
умирает, что жизни осталось ему лишь
несколько минут, отошел к другому ране-
ному, не назначив ему уже ни перевяз-

КИ, НИ каких-либо иных процедур.

Кармалюк понял, что
от него навсегха.

— Стойте... Доктор!..

Хирург Дудко смущенно  отлянулся.
Кармалюк прочел все его мысли,

— А перевязка уже не нужна? Значит,
я умираю? Га? — спросил он, нылая в
огне своей гангрены и обжигая его неза-
бываемым взглялом.
А что сказать хирургу? Что говорить
хирургам у смертных постелей? Что?
Нет, нет... Что ты? Будешь жить,

И пошел хирург е врачами и милосерл-
ными сестрами в перевязочную, & Карма-
люк откинулся Ha подушку и долго и
горько рыдал. ;

Benownna on евою Подолию, золотую
свою страну, свой широкие безмежные
ноля, сады, богатые стала и своего влалы-
ку стад «Мыну», и старую Буг-реку, и
Галину, дорогую 6вою, с которой он меч-
тал прожить над Бугом жизнь.

надежда уходит

— Tre ты, Faso, rte tei? Подивися на
своего Ивана!. Baoan?

Отлянулея  Кармалюв, Кругом они
TARO раненые,

— Bor rie я! Rau далеко... умираю...
Заметалея Иван  Бармалюк на своем

AOK-:

Обязательно, a Kak me! —

смертном ложе, ° забился, как  полбитая
птица. Не умирать, метить врагам хоте-
лось Кармалюку. Жить!

— Шюклятые, в, проклятые! Нет! По-
несу я месть на вашу голову хоть в од-
ной руке! Понесу!..

Застонал Кармалюк, заскрежетал зуба-
ми и умолк.

х

Обойля все палаты, хирург зашел в пе-
ревязочную и, отдав распоряжения о по-
рядке неревязок, привел у окна в ожи-
лании начала работы.

Утро было облачное, серое. Микола
Дудко опустил голову на руки и заду-
мался.

Вдруг сильный стук в дверь заставил
его взлрогнуть. =
Что ‘такое?

Хирург оглянулся — Кармалюк!

— Перевязку!.. — застонал он, стоя
в дверях в одном белье, в мокрых от
крови и гноя бинтах и весь в холодном
поту.

— ИЖить хочу! Давайте мне перевязку
И все, что полагается...

Кармалюк шел к операционному столу,
бросаясь по комнате, как по палубе ко-
рабля в ураганном море.

Пораженный небывалым зрелищем, хи-
рург застыл. Crpamex был Кармалюк и
великолепен!

—- Вы думали, я уже умер? Я жи-
вой! — зашаталея Вармалюк, ища опоры
здоровой рукой.

—.Я прошу перевязку... Перевязкх!..
Дайте... Жить хочу... Что же вы стоите?

И Кармалюк упал на руки полбежав-
ему хирургу.

Взволнованный хирург поднял - ето, ках
мальчика, и положил на стол.

— Bn думаете, нам удается ето спа-
сти’ — спросил ем вбежавший  асси-
стент, подавая е привычной точностью и

быстротой инструменты. ,
— Он уже сам себя спас, — сказал
хирург звонким голосом. — ...Держите...

Так... Ну, держите, чорт возьми! Ну!
С хирургом произотнло что-то Удиви-
тельное. Он весь преобразилея. Он начал
работать весело, < необычайной энергией,
и, работая, он любовался Кармалюком. .
— Вы посмотрите, какой красивый
раненый! Какая грудная клетка! А плечо
какое, а? — восхищался хирург, обраба-
тывая страшную Кармалюкову рану пере-
кисью водорода и наклалывая на нее
повязЕх.
— А ноги какие! А ея, а?! А похол-
ка какая! Вы вилели, как он вошел?
Слройный, как бог. Камфору!.. Кофежн!..
Так... прекрасно. Ах, какой юноша! Вы
посмотрите, какие мускулы. Как он вошел!

— Но как же он вошел? Он же был
лежачий больной? — удивлялась сестра.

— А ч10 BH в этом понимаете?

_ — Шо откуда он извлек эти силы? У
него же не было пульса -—товорила дру-
rad.

— У него была воля... Держите...

— Вы лумаете, он булет жить?

— Он будет жить больше нас с вами!
Держите... Так... Поверьте мне, он сделал
для овоей жизни уже во Много раз болБ-
ше, чем мы делаем сейчас... Бинт!..

Хирург работал с необычайным влохно-
вением и любовью. Никогла еще не хоте-
лось ему так страстно спасти человече-
скую жизнь, как сейчас. Иван лежал перед
ним в глубоком обмороке, но ето могучая
воля к жизни и борьба передались хирургу
и нашолнили его. Он забыл свою уста-
лость, свои бессонные ночи и работал,
вах после чудного сна и ванны, работал
легко н радостно, и солнце, затлянувиее
на минуту из-за туч в операционную,
словно улыбнулось ему, как обещание
счастья. Так сила сопротивления емертя
умиралошего умножила силу воли врача, и
эту силу врач возвращал больному стори-
пею. Вливши ему еще раз противогантре-
нозную сыворотку и пол-литра крови, он
велел дать ему теплого вина и топячего
чаю и долго согревать ето грелками. Посте-

пенно у него начал появляться пульс,
`юрозовели шеки, и Кармалюк открыл
глава.

В серых главах горел еше тот же вэ-
прос.

Вее четвею — и хирург, и ассиетент,
и сестры кивнули ему головами и отвер-
HYIHCh B BOAHCHHH.

Кармалюк  поемотрел Ha хирург и
улыбнулся.
— Вы выиграли генеральное сраже-

ние почти 0ез вояких средств для побе-
ды, — сказал воволнованно хирург.
Благодарю ва. Вы научили меня жить.
Я преклоняюсь перед благородством ва-
шей воли.

Когда Вармалюка вынесли из операпи-
онной на койку, ему аплодировала вся па-
лата. Раненые с гордостью смбтрели на
свое товарища и радостно благодарили
его. Им тоже передалась уже его воля Е
Жизни,

*

Подумайте, браты мои, ой это, и ec-
ли с кем в бою случится, все бывает,
решайте тогда ва койках побелу кажлый
для себя. Вынимайте тотла из чудесной
прадедовекой шкатулки драгоценное зелье,
корень жизни, и нюхайте его. и грызите,
и жуйте его день и ночь — Волю!

Обязательно поможет.