<

=~ oe Е ©

Cut. oer

Set, (Oe eee ee. Bane ew

ss“ ww CU

ss & &

тр д 3 в. 1

у дым

АРА

i = 2s & & +

ss Ww

№ ray

„+

-

-

\-

ВТОРНИК, 1 ДЕКАБРЯ 1942 г. № 282 (7958)

НА ВОСТОЧНОМ БЕРЕГУ ДОНА

Прорыв

(OT ОПЕЦ. КОРРЕСПОНДЕНТА ‹ИЗВЕСТИЙ»)

Вчера, 29 ноября, нащги войска поота- артиллерийским дивизионом и пять тан-
ранили в нескольких местах новую линию ков с десантом автоматчиков, пытачсь’
обороны немцев на восточном берегу До- найти выход из окружения, случайно
ва. Наши танки и конница ворвались во ворвались в наш тыл, к самому штабу
вражеские тылы. дивизии. Во встречном бою наши танки-

В донской степи € te выюотами и сты уничтожили эту вражескую группу н
тлубокими оврагами противник имел гусеницами подавили немецкие пушки.
удобные позиции для збороны. Восточ- Сопротивление противника начало  осла-

ный берег Дона почти на всем его пре- бевать. Дивизия успепено растширяла вби-  Наступают

тяжении —— высокий,” крутой, зачастую тый ею клин.
отвесный. С этого \Ферега хорошо прос-!
матривается степь. Река © 6 бесчиелен-   тивление немцев было особенно ожеето-
ными большими и мазь излучинами <о-  ченным. Они бросили в контратаку про-
здает BO многих местах как бы узкие тив наступающих частей много тан-
ворота, прикрывающие выгодные рубежи. ков. Не считаясь с потерями, враг пред-

Гитлеровское командование, пытаясь   принимал все новые чопытки остановить!
овладеть этими рубежами,
ных боях на Дону, на’. подступах к
<Сталинграду потеряло, десятки
тысячи танков, самолетов и: орудий.

Расчет одного

На участке другого соединения ‹сопро- РУЧЬИ и болота. По ним идут войска, ар-

в. ожосточен-  ваше продвижение. За четыре контратаки ОКРУжили наши бойцы. У одного из нем-
в течение дня противник нотерял здесь ЦВ, ему 19 лет,

только противотанкового ©Н Не усиел прицепить их енова. Это вы-

ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР

Г НА ЦЕНТРАЛЬНОМ ФРОНТЕ

>

Войска движутся вперед

(ОТ ОПЕЦ. КОРРЕСПОНДЕНТА «ИЗВЕОТИЙ»)

Фронтовые дороги, проложенные обыч- тем He менее, он дерется яростно, спеш-
HO Ha скорую руку, вообще не легки, а но  подбрасывая подкрепления.  Ливнем
здесь они были нетрюходимы. Грянул на- минометного огня и бомбежкой с воздуха
стоящий мороз, дороги улучшились, все —  пытаются немцы потушить наступатель-
от командира до бойца — вздохнули 00-  ный порыв наших бойцов. Но отличная
легченно: вот оно, наше время. Окоро дви- разведка, четкое взаимодействие. наших
немея вперед. H пошли. ia подразделений, инициатива командиров

anne маи one Центральном фронте обеспечили нам успех. Вражеская оборе-

и гонят врага. невзирая на На была разрезана. (мюрные пункты, за
Мороз напрочно заковал речки, Которые враг особенно упорно пеплялся,
обойдены с флантов и тыла и разгром-

тиллерия, танки; навстречу с о: комбинированными ударами.
края мчатся порожние машины. Едут в 3& первые дни боев бойцы тенерала По-
госпитали раненые бойцы, бредут пол веткина заняли 29 населенных
конвоем пестрые группы пленных. по TY сторону рубежа, захватили He-

Пленные  остановилиь у дороги. Их  сколько исправных немецких танков, сот-
ни автоматов, склады © боеприпасами,
много орудий и пулеметов. Они беспощадно
уничтожали врага там, где он не сдавал-
ся. В районе одного населенного пункта

погоду.

болтаются сзади pac-

пущенные подтяжки: ето взяли так, что

пунктов

В РАЙОНЕ г. ВЕЛИКИЕ ЛУКИ

Дух наступления

(ОТ СПЕЦ. КОРРЕСПОНДЕНТА «ИЗВЕОТИЙ»)

’ Ночью слышен барабанный бой — без! рыжую шкуру. И не будет уже наступа»
молота и долота через реки и болота ющая Красная Армия гнать его в метели
строит зима гати и мосты. Гудит земля и вьюге по снежной равнине России, по
чугунная. Звенит лед на озере.   страшному, белому океану, где нет мая-
Сыплет снег, сыплет снег. Вуесте с ков, вет портов для немца, нет жалости
людьми вся земля, вся природа, всея Рос- и приюта для него.
сия прислушивается к далекому гулу сра- lls снежной метели вдруг появляется
жения, развернувшегося на равнине от отрохный конь с волосатыми ногами, точ-
Великих Лук до Ржева. diese, Ho конь Ильн-Муромца. На коне п0еп в
В чистом поле, у сожженной деревни, нолушубке и Hallaxe, с автоматом Ha
от которой осталась лишь одна сквореш- груди. Мимо пленных panes, жмущихся
ня, белая от снега, остановилась’ партия к кювету, он выезжает в чистое поле и
пленных немцев, взятых ночью в районе! будто открывает зиму, новую зиму насту-
Великих Лук. Они еще не опомнились от’ пления. А за них итут и идут бойцы
ночного артиллерийского удара и лица у нескончаемой колонной, в белых  полу-
них неподвижные, как у глухонемых. шубках, в белых шапках-ушанках. Появ-
Зимние фрицы, хорошо знакомые нам! ляются они из метели, ‘будто рожденные
пе” прошлой зиме. Будто сохравялиеь тде-  ею; будто дети зимы. У всех новенькие
то заспиртованные в банке и теперь зи-  автоматы. Пленные фрицы бесцветными
мой снова выпущены на белый свет в глазами глядят на возникновение войска.

Гятлеровцы из кожи вон; лезли, чтобы

подбодрить своих’ солдат. Пленные
один Голос заявляют, что им много раз
об’являлин 06 «окончательном разгроме»
Красной Армии, убеждали, что нужно,
дескать, последнее усилие, чтобы с нею
ПОКОНЧИТЬ. }

Между тем сопротивление наших ча-

стей все возрастало. Города и станицы,
хутора и высоты, перекрестки дорог,
улицы и домазв населенных пунктах по
нескольку раз переходили из рук в руки.
Немцы Bee больше  истекали кровью,
все медленнее продвигались вперед, а
потом измотанные их дивизии стали,
перешли к обороне.

Немецким генералам казалось, “aro
захваченные ими с такими трудом пози-
ции на восточном берегу Дона неприступны.
Они провели огромные фортификационные
работы. Гитлеровцы считали свое положе-
ние здесь надежным. Они устраивались
надолто, собираясь, по крайней мере, зи-
мовать на Дону. Й влруг — прорыв.

Перегруппировка наших войск, cocpe-
доточение их были проведены так уме-
ло, что, несмотря на усиленную развед-
EY, противник не догадывалея о разме-
pax операции и направлении главного
удара. Пленные офицеры заявляют, что
сила удара была для них совершенно
неожиданной, и нанесен он был в месте,
Tre его ожидали меньше всего. Сильно
оптиблась, в частности, разведка врага в
определении количества сосредоточенных
здесь советских танков.

Прекрасную, слаженную работу пока-
зала наша артиллерия. Артиллеристы хо-
рошо‘ подготовились, изучили размещение
огневых точек противника, пристреляли
рубежи. Ливень огня обрушился на пе-
редний край противника, а затем был
перенесен в глубину его обороны, Ha
армейские тылы. Многие закаленные в
боях командиры и бойцы © восхищением

a много танков подбитыми и сожженнымя.

орудия сержанта Попова подбил в ani

в боях 11 немецких машин. Наши войска’

с боями продолжали итти вперед.

Смелый рейд совершила одна наша
часть. _Ворвавшись в населенный пункт,
занятый противником, эта часть в упэр-
HOM 00ю . уничтожила много вражеских
солдат и офицеров;

Танк под ‘командованием т. Бичацкого
вел бой в глубине укрепленной полосы
противника. Преследуя немцев, танк на-
скочил на мину. Была повреждена гусе-
ница, мапгина стала. Немцы подползли и
забросали ее бутылками с горючей смесью.

контратаку. Под огнем противника танки-

нулись в 0ой.

Подраздел ению под командованием т.

довой выдвинулся с ручным ‹пулеметм
вперед, чтобы своим огнем прикрыть бой-
цов, поползших перерезать проволоку. В
это время пулеметчик Чичко заметил
труппу вражеских солдат, снепивтних к

кового пулемета. Прякрытые завесой пу-
леметного огня, бойцы преодолели прово-
лочные заграждения и ривулись в атаку
на близлежащий хутор. Гранатами выби-
вали они немцев из хат, штыками выко-
выривали их из подвалов.

На пути другого , подразделения стоял
дзот, простреливавший дорогу. № этому
дзоту на полной скорости понеслась ма-
шина с пушкою на прицепе.  Млалигяй
лейтенант Смовзюк развернулся в трех-
стах метрах от дзота и прямым попада-
нием разрушил его. Это было сделано так
быстро, что немцы даже не успели от-
крыть огонь.

Гитлеровны делают отчаянные попытки
пробиться. На многих участках  завязы-
ваются кровопролитные бои. Такой бой

отзываются 00 огневом шквале нашей ар-
тиллерии в утро первого дия наступления.

Противник был буквально придавлен.
Значительная часть его огневых точек
была смыта, потушена нашей артилле-
рией. Тогда взламывать его оборону
начала пехота. Перед ней была ностав-
лена задача — пробить брешь в укреп-

лениях врага и пропустить для разви- соты редела.

тия успеха танки и конницу.

Н-ской дивизии было приказано про-
рвать фронт немцев на пространстве ши-
риною в 4 километра и глубиною в 16
километров. В эту брешь должны были
войти подвижные части. Олин из полков
дивизии рывком пробился к населенному
пунЕту. Другие полки выбили противника
из соседних пунктов и быстрыми темпами
стали продвигаться внеред, ломая сопро-
тивление противника.

Немцы упорно оборонялись. Был м0-
мент, когда батальон вражеской пехоты с

Отважные артиллеристы

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 30 ноября.

(Спецкор ТАСС). Враг готовился К
атаке. Началась яростная  бомбеж-
ка наших позиций с воздуха. В та-

кое время батареи обычно молчат, что-
бы не обнаружить себя. Иначе решили
действовать командиры орудий  Иванин,
Мяхайлов и Хоткевич.

произошел у безымянной высоты. Эту вы-
COTY захватила стремительной атакой не-
большая группа бойцов ‘во главе с т. Ряб-
цевым. Рота немцев, путь которой из ок-
ружения лежал через эту высоту,  не-
сколько раз атаковала ее.

Стойко держались бойцы, но и без то-
го малочисленная труппа защитников вы-
После четвертой атаки их
осталось” всего 15. Рябцев рентил с горет-
кой своих смельчаков атаковать немцев.
В рукопашной схватке бойцы уничтожили
60 тйтлеровцев, оттеснив остальных в
глубь мешка. При этом были захвачены
2 пулемета и 5 минометов.

Так, вдохновленные примером сталин-
трахцев, дерутся наши воины на Дову.
  Итицпатива и строгий расчет командиров,
“рабрость и упорство бойцов обеспечили
успех налиего прорыва.

М. РУЗОВ.

РАЙОН СТАЛИНГРАДА, 30 ноября.

прежних огневых позиций и открыли
отонь по вражеской пехоте. Как только
  саможеты уходили за новым грузом, ору-
 дия спешио меняли позиции. Когда фа-
‘шисты бросились в атаку, они были на-
‘крыты масоированным огнем наших бата-
 рей. Вражеская атака захлебнулась.

Они откатили свои орулия в сторону от

KRupoe

Весь свой многосторонний талант от-
дал делу коммунизма верный ученик
Ленина и Сталина Пламенный большевик
Сергей Миронович Киров. Восемь лет тому
назад его благородную жизнь в самом рас-
цвете прервала злодейская рука фашист-
ского наемника. Qo

Борец-энтузиаст, вносил

Киров BCH

cTpacTHOCTh своего могучего характера —

й в пылу сражений, и в пыау мирного

строительства. 3
Природа представлялась ему полной
богатств, которые надо  раскоепостить.

Он восходил на высочайшие горы, чтобы
насладиться победой над’ недоступными
высотами, он спускался в низины жизни,
чтобы организовать на борьбу людей, жи-
вущих в нищете. :

На вершине Казбека он испытал 060б0е

чувство — воевластность человека — побе-
дителя природы, человека — творца,
искателя, мастера^ Он писал 0б этом:

нельзя Представить себе человека, имею-

его хоть каплю чуветва, воторый бы не
проникся благоговением, глядя на это за-
хватывающее зрелише. С вершины Каз-
бека он видел как бы во все концы све-
та. Земля лежала на таком
пространетве, ‘требовала разумного, та-
лантливого обращения. Он знал твердо,
что ‘не для жадных и корыстных малень-
ких людей с денежным мешком  суще-
ствуют ее богатства. И как он весь ушел
в работу, когда Советская страна получи-
ла освобожденное Баку и черная кровь
земли — бакинская нефть — стала слу-
жить трудовому народу. Он че спал н0-
чами, чтобы все шире и шире лилась
струя этой черной крови по жилам pa-
стушего народного хозяйства! Он не мог
видеть, не мог еносить равнодушия, не-
творческого отношения к тем природным
богатствам, которые должны были служить
народу, делу коммунизма, делу роста осво-
божленного человека на свободной земле.
Он видел мрачную пустыню Севера, и его

живописном   Киров говорил:

‘говорить 0 преобразовании

борца зажиталась необычайной энергией.
Большевики  рассекут тьму полярного
  пространства огнями, среди безмолвия
раздастся стук машин, пойдут поезда, где
бродили олени, Север заживет.

Так оно и стало. Стало расти Баку,
подножие Казбека услышало грохот заво-
да, тазрабатывавшего залежи горных б9-
raters, За Полярным крутом выросли го-
  рода, человек проник в Арктику, проложил,
верный путь сквозь льды, пробудил новую,
разумную жизнь, природа ‘стала освобож-
  денной, и стихии стали служить не оди-
`нойому искателю приключений; добытчи-
ку для себя, а великому советекому Ha-
  роду.

Еели бы партия послала его в южные
раесцвели бы  оазисами,.

‘пустыни, они

пустыни, доверчиво раскрыв
свои недра, отдали бы все свои сокро-
‘вища этому Неистовому работнику. Шри-
рода — великое хозяйство, созлавное для
ечаетья человека. 91 — поомышлен-
  ность советского государства, 3970 —
`неизуеримая кладовая богатств. Мы х0-
‘тим построить сопиалистическое обчцество.
«Только на основе высо-
коразвитой техники в нашей промышлен-
ности и в нашем хозяйстве можно будет
всех сторон
общественной и
«Еели поковы-

дороги, и

государетвенной,
другой жизни...»

налией
всякой

как следует, вооружившиеь наукой... TO
wouHO найти величайшие богатства. Если
принять во внимание, что эти богатства
находятся в наших < вами руках, руках
трудящегося народа, то можно соверитить
колоссальные дела». й

И он совершал их сам, других научив
совершать их. Разве сегодня, во время
самой страшной войны, которую прихо-
дится вести со смертельным врагом чело-
вечества — фалиизмом, мы не обратились
к ЭТой передовой технике, к этим новым

душа открывателя, нового строителя и

поискам земных богатств, разве вся стра-

Танк загорелся. Но экипаж его отразил.

сты отремонтировали машину и снова ри-

Wana преградили путь проволочные 3a-
граждения противника. Красноармеец Бро-

X30TaM, и открыл по ним огонь из стат

А ее ео

о

=»

сквозь пееки пролегли бы автомобильные

в дзотах.и блиндажах засели 400 немец-
ких карателей, которые «подпирали» до
этого собственные же части, расстреливали
немецких солдат, покидавших поле боя.
Эти каратели, имея собственные склады
боеприпасов и продовольствия, оказали от-
чаянное сопротивление. Ни за что не хо-
тели они сдаваться, Они были уничтоже-
ны — все до одного!

Наши бойцы и командиры не ведают
страха. Секретарь пафтбюрю артиллерий-
ского подразделения т. Расстричин с груп-
пой бойцов ворвался в укрепленный пункт
врага. Он лично уничтожил немецкого пу-
леметчика, схватил его пулемет и взобрав-
шись на чердак дома, с которого только-что
стреляли немцы, открыл огонь по врагу,
обеспечив разгром вражеского гарнизона.

‚ Когда передовые части прорвались уже

зывает смех.

Краенозрмейцы не задерживаются. Они
вскидывают винтовки и спешат туда, от-
куда отчетливо доносятся звуки боя. Пу-
леметы поливают немцев свинтюм, артил-
лерия вздымает в воздух вражеские дзоты
ий батареи. Войска’ генерал-майора Тара-
сова теснят немцев. И ‘зраг пятится.,

Шо соседству 60% идет за важный в
  тактическом отношении рубеж. On
имеет большое значение для немецкой
группировки, поорвавшейся < запада на
  северо-восток еще в прошлом году, когла
Гитлер мечтал окружить Москву.  Рлоль
рубежа немцы создали сплошную укре-
пленную полосу, соорудили многочислен-
ные дзоты, нередко и доты. Болотистые,
топкие подступы к оубежу хо последних
‘дней сильно затрудняли действия наших

краденых ярких кашне, куцых мундирах
`и глубоких пилотках, надвинутых на уши.
 С рыжими лапами, красными носами, Ge-
лыми от страха глазами, осынанные вша-
ми, в ссадинах, парапинах, танцующие
на снегу. Они стоят черной толпой, че-
зпутся, калиляют. Даже воронам тонгно
на них глядеть. Узнав своих старых зна-
KOMBIX, OHH слетают с деревьев, кружат-
ся над ними и каркают. А недовольные
фрицы кричат на них.

Лишь один из них, обер-ефрейтор — в
зимнем обмундирования: в теплом колпаке,
в соломенных ботах и каком-то темном
полумундире-полусюртуке на тонком слое
валина, который бойцы метко назвали
«крысиным мехом». Наушники У него боль-
пвие, как у лошади. Он все прячет уши,
& они вылезают, красные немецкие уши.

войск. Наши бойцы жхлали с нетерпением
начала решительных действий,

Утром, едва забрезжил рассвет, лега и
земля задрожали от залпов нашей артил-
  лерии. Бойцы CKPLITHO ползли вперед,
чтобы с разрывом последнего нашего сна-
‘ряда броситься на укрепленные пункты
врага. Они хорошо знали задачу и вы-
полнили ее < честью. В первые же часы
боя было смято и уничтожено боевое
охранение врага на широком простран-
стве. Устремившиеся вперед войска. гене-
Грал-майорх Поветкина выбили немцев ©
рубежа и погнали их дальше, растиряя
и утлубляя прорыв вражеской обороны. сали его гранатами. Высота была взята.
Немцы оказывали отчаянное сопротивле- a
ние. Без боя они не отлали ни одного!  Бойцами генерала Поветкина в течение
укрепленного пункта. Они судорожно це-  первых дней разгромлено несколько вра-
плялись за каждый участок своей оборо- жеских частей. Между прочим, наго-
ны, MHOTO раз переходили в контратаки.  лову разбит полк, солдаты которого заму-
Наши бойцы, захватив тот или иной  чили Зою Космодемьянскую.
пункт, выдерживали и отражали иногда Наступление продолжается.
по 10—12 контратак и шли вперед, Ал. КУЗНЕЦОВ
устилая вражескими трупами ноля cpa- ? Е
жений. Потери врага очень велики. Но,  30 ноября. (По телеграфу).

uz

далеко за рубеж, во флант им немцы
открыли ураганный огонь. Командир ору-
дия т. Горохов не растерялся, выкатил свое
орудие на открытую позици® и прямой
наводкой ударил по огневым точкам врата.

`На господствующей высоте немцы зако-
пали танк, превратив его в долговремен-
ную огневую точку. Автоматчики под ко-
мандованием старшего лейтенанта Витина
поднолзли к высоте, окружили ее и ночью
начали штурм. Враг вел сильнейший
огонь, но He сломия отваги наших авто-
матчиков. Краеноармейцы Ванин и Пер-
фильев, подобравшись к танку-доту, забро-

еще много осталось перевернуть золотых
страниц этой ‘замечательной книги...

В этой золотой книге борьбы и побед.
имя Кирова ‘сверкает огненными буквами.
Книгу эту пишут дела людей-героев. Й
он умел их отыскивать, умел их воспи-
тывать. Это была его подлинная страсть.
Он искал людей настоящих, сильных, мо-
гучих. Он поднимал дух у усталых, вы-
водил неграмотных из тьмы невежества.
Он спаял народы, разобщенные обманом

добывая новые и
новые минералы, полезные делу 059-
роны, создавая новые и новые за-
воды, чтобы изготовлять непрерывно пуш-
ки, танки, самолеты — все сложное
и современное вооружение! „ Вообужение
нашей армии для отпора врагу Киров,
всегда считал первым налиим делом. В
1933 roxy он сказал: «За последние пол-
тора года и особенно за 1932 год нам
пришлось произвести большое переключе--

на не трудится,

ние работы наших машиностроитель- и происками их врагов, закалил их в ог-
ных заводов в сторону поворота их на не борьбы под знаменем ленинско-сталин-
производство орудий и средств обороны   СКой дружбы народов. Азербайджанец и

нашей страны...» «Мы эту задачу поста-  Казах стали родными братьями, состави-

Это фриц упорный. Первый раз продыря-
вили его под Старицей, второй раз — пол
Ржевом, но он, как собака, зализал раны и
теперь вынырнул здевь. В третий раз его
взяли живьем.

На основании своего теплого колпака
он чувствует превосходство и кричит на
остальных, чтобы не дрожали, ке чеса-
лись, сохраняли немецкий вил. Но они и
слышать его не хотят, и ‘с еще болыпим
неистовством принимаются за  чесанье.
Злые друг на друга, как стая бешеных
псов. Только отойдень от них на минуту,

Война, как и природа, сменила свой
облик, свой зеленый покров на белый
цвет зимы. Выходят на холмы белые «ЕВ».
Похоже, снова на земле появились гитант-
ские животные ледникового периода —
белые мамонты. Они дышат и от их го-
рячего дыхания тает снег, гудит земля
от их шага. В люке — парень в пробко-
вом шлеме. Дальнобойные орудия медлен-
но двигаются, вытянув длинные CTBOILE

Память о потерянной земле‘ бессмертно
живет в душе каждого бойца и генерала
и, как вечно бьющий подземный ключ,
питает наступательный дух налей армии.
Никогда в самые черные дни, в дни воен-
ных неудач и отступлений, боец не забь=-
вал оставленной земли, никогла не терял
веры в ее возвращение. Сплит солдат, ему
снятся оставленная родная деревня, огонь-
ки родного дома’ Прилетит ветер с той
стороны, слышит он запахи родных по-
лей, напоминающие детство, и чудител ему
в ветре голос отпа и матери. Зажгутся
звезды в вечернем небе, — он узнает
звезду своего дома.

‚ Пока жив боец) пока бьетея сердце
его, он всей кровью своей, всеми жела-
ниями, всеми помыслами, всей памятью
и силой своей — там, на земле, кото-
рую оставил и которую надо отнять У
немпа. Й в эти дни е новой силой во
всей нашей армии вспыхнул дух насту-

уже там лай и карканье и рыжая шерсть
подымаелкя у них от злобы.

Вся земля вокруг дымится. Возврашаю-
щийся народ поселяется в землянках и
здесь дожидается весны. И ветер уносит
дым подземных печей, дым временного
жили.

Старая женщина вылезла из земли с
горшком и вдруг увидела немца. И из-под
самого сердца, из самой глубины души вы-
рвался крик. Крик на всю землю, крик,

пления. Яркий костер разгорелея в душе
каждого бойца. И не только здесь, у
Великих Лук, где неудержимо вливаются
войска в бреши прорыва, рушат, крушат
долговременные немецкие укрепления,
гонят немца, но и справа и слева, и на
север, и на юг. Я проехал вдоль по
фронту сотни километров. И ге бы я
ни был — в штабах, на передовой, в
землянке, в тихом секрете, откуда снай-
пер высматривает ползущего немпа —

который должен разбудить справедливость,
Убить, снести с лица земли немецких
солдат.

Пробежала толпа мальчиков. Они все

отлядывалиеь и оглядывались. И  вяруг
один закричал: «Фриш! И остальные
тотчас же подхватили: «Фриш! Фриц!»

Как собакам.

На дороге показался раненый боец в
свежеокровавленном бинте. Фрицы BIpYT
ожили и хриплыми голосами подобостра-
стно закричали: «Гитлер капут! Русс, си-
гарет!» Бешеная собака, укусив, молча
убегает. Змея, ужалив, тотчас уползает.
Немец потерял всякую совесть.

Боец ничего не ответил. On только
взглянул на них. Ненависть целого народа
сосредоточилась в этом взгляде. От этого
взгляда дерево могло бы  окаменеть,
камень заговорить. Но фрицы только за-
чесались.

Проклятые, презренные, стояли они на
окраине сожженной ими деревни и смотре-
ли в белое поле, где начиналась снежная
метель. Дули ветры со всех четырех сто-
рон, и кругом была Россия, страна, ласки-
нувщаяся на тысячи, тысячи верст. Де-
дяным дыханием дышала она на чужезем-
ца, предвецая снежную бурю.

— У у-у, Сибирь! — заговорил pun
и спрятал в обилага свои большие крас-
ные руки, руки колбасника, руки немца,
пивнего пиво и жравшего чужое сало. И
по всему видно, фриц доволен, что он
уже не у Великих Лук, что спас евою

ские рабочие говорят, что в Ленинграде
остались старыми только славные рево-
люционные традиции петербургских ра-
бочих, все остальное стало новым.

Й это, товарищи, действительно’ так».

В Ленинграде родилось выражение —
работать по-кировски. Это значит. рабо-
тать целеустремленно, горячо, самозабвен-
но, преодолевая все трудности
методами работы, ища Bee новых и
новых путей в будущее, He боясь ни-
каких испытаний. Это значит для бой-
ца так сражаться, чтобы, постоянно со-
вершенствуя свой боевой опыт, все силь-
нее и сильнее наносить удары врагу,
приближая час окончательной победы.
для рабочего это значит работать так на
оборону, чтобы никогла б0и не чувет-
вовал ослабления своей боевой моши.
Это значит для всех граждан так иепол-
нять свой долг гражианина-воина, чтобы
никакой враг не мог одолеть назней ро-
ДИНЫ.

В кровавую годину великой отечест-
венной войны ленинтградны работают по-
кировски. Воины Фенинграда помнят ки-
ровские заветы и его героические дела,
помнят осаду Астрахани и походы  гра-
жланской войны, помнят традиции, ко-
торым он учил; рабочие Ленинграда пом-
HAT, как работая Киров, и не жалеют
сил. Они стали изобретателями, нахоля-

НОВЫМИ т

рять на нашей трешной советской земле

явили, мы сделали все, чтобы ee выпол-

ные дела за счет Советского Союза, что
мы сумеем организовать полный разгром
противника на фронте».

Советский человек, свергнувииий веко-
вое рабство, никогда не станет рабом. Оч,
воспитанный партией большевиков, руко-
водимый Лениным и Сталиным-—двумя на-
родными тениями, этот человек на пути
+в свою прекрасную будущность не боит-”
ся опасностей, что громоздит ему на до-
роге враг. Жизнь наша, Товарищи, 30-

‘нить, и мы ее выполнили». «Пусть знают
все, кто хочет поправлять свои безнадеж-

ли одну семью. В дни боев он ‘учил rop-

работали ночью, они работали неделями,
не уходя с завода. Они работали в хо-
лоде и голоде, самозабвенно, героически.
Моряки Ленинграда — балтийцы помнят
свои балтийские традиции и кировских
каспийских моряков. ‚Помнят, как Киров
строил Балтийский больной флот и флот
(Северного окедма. Помнят, как он учил
доблести и умению, и еще более высоко
подняли имя боевого советского моряка.

вериенствования их труда, по дороге вы-
сокой передовой техники. И он никогда
не успокаивалея на достигнутом. Ero

путь был только вперед, его стремление
увлекало массы своим чистым, неустаю-
щим прекрасным энтузиазмом. Сколько
людей обязаны ему тем, что нашли свое
место в жизми и применение своим та-
лантам, тем, что сумели увеличить свои
знания и поставить их на службу родине!

Ленинградцы глубоко любили своего Женщины Яенинграда помнят, как Ки-

лотая книга, — говорил Киров комсомоль-
дам. — А вам, комсомольцам, молодежи,

f

вожля и друга. 0 них у Кирова вырва-  ров заботился о том, чтобы они стали
лись такие горячие слова: «Ленинград- Таками же полноценными работниками и

они! МЫ отетоим свов право

Sine аа” Go ties WWMM выход из труднейших положений.
цев — как быть партизанами, 6   es : \ мня
ехватал материалов, они находили
как умело воевать, в мирные времена ра- ne = уе ыы Ао = д
 бочих Баку он вел вперед по дороге усо-   Ч®ВЫК, заменители. a AWA,

зеленую жабу, от генерала ло шофера,
слышал я одно и 19 же: бить немпа!

этой мыслью на передовой строит
себе снайпер ледяной домик. (С. этой
мыслью автоматчики в белых маскхала-
тах рыщут по лесу и лунной ночью
появляются перед немцами, точно сама
смерть в саване. С этой мыслью идут я
едут, и скачут к линии фронта резерв-
‘Ble части;

Ветер ce снегом забирается в немел-
кие траншеи, в землянки и блиндажи, и
воет, и воет, — грозит фрицам ветер,
прилетевший из глубин России.

Из. лесного секрета видно:
кутается немецкий ‘часовой, глубже на-
двигает свой колпак. Танцует немеп в
валенках, как свинья в ботах. Неумоли-
мый ледяной ветер России летает но
полям, взлымая снеговую пыль. ПГумят
леса, несутся низко разорванные черные
тучи. Гудит камыш на берегу реки,
будто сама прирола вместе с народом
пришла в ярость и готовится погубить
немпа, снегом занести немецкие кости,
чтобы и ворон не сыскам, волк не
нашел.

По ночам слышен барабанный boi.
Без молота и долота через реки и 00-
лота строит зима гати и мосты. Гудит
земля чугунная. Эвенит лед на озере.

Готовит зима великий ПУТЬ - дорогу
нзпгим войскам в родные земли.

Борис ЯМПОЛЬСКИЙ.
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ФРОНТ.

кутается,

и ее

мастерами во всех производствах и всех
науках, как и мужчины. И они пока-
зали великую патриотическую работу,
такие ее примеры, “которые останутся в
назидание потомству. Нет, они не от-
стали от своих отцов, мужей и братьев,
они ‘стали бойцами ‘и мастерами, чье
умение и необыкновенная выносливость
в перенесении страшнейших испытаний
глубоко волнуют и вдохновляют на под-
Burn. Дети Ленинграда, маленькие школь-
ники и школьницы, чьим добрым другом
был Киров, всегда окруженный  детворой,
этя маленькие граждане, видавиие веши,
небывалые и жестокие для их возраста,
сталин такими помощниками взрослым,
делали такие большие дела, что слава 0
них прошла по всей стране.

Tak по-кировски работали и работают
ленинградцы.

Они верны все великому стремлению и
дальше жить в свободной, независимой
стране, идя по дороге, ведущей к еоциа-
листическому расцвету вех народов п
всех земель, к счастью просвещенного и
трудолюбивого человочества. Нам  поме-
шали в нашей мирной работе. Наглый
враг ворвался в нашу счастливую
Жизнь.

На 17-м с’езле партий Киров говорил:
  «Успехи у Hac лействительно громалны.
Чорт его знает, если по-человечески ека-
зать, так. хочетея жить и жить».
в отне и грохоте борьбы мы прие
жизни и мы выживем! В жестоких боя
на счастье пеной
геройской ‘крови, пролитой за осробожление

`захваченных врагом наших селений и горо-

дов. Мы восстановии их, мы выстлогм
новые, еше краше и лучше, мы проло-
жим путь к победе, к нашему чулес-
ному будущему, и там, в этом бутушем,
в дни наших победных воспоминаний,
мы всегда будем вспоминать среди влох-
новятелей нашей борьбы, среди первых
имен — имя великого большевика Сер-
гея Мироновича Кирова.

` Николай ТИХОНОВ.

ЛЕНИНГРАД.

f