Выступление Черчилля по радио

ЛОНДОН, 30 ноября. (ТАСС). Бак пере-
дает агентство Рейтер, в своем выступле-

Сказал: :
«С тех пор, каБ две недели тому назад.

нии по радио вечером 29 ноября Черчилль

возможно большей Чао-
бы принести облегчение  страдалощему
миру, необходиме мажсимально развивать
борьбу в воздухе. Германокая авиация
уже истощается. Строительство — новых

прозвонили наши колокола в честь победы. самолетов не восполняет тех потерь, ко-

под Эль-Аламейном, события продолжали
развиваться благоприятно. 8-я армия про-
двинулась почти на 650 км, гоня перед
собой разбитые в пух и прах мошные си-
лы, с помощью которых, как хвастал Ром-
мель и как полагали Гитлер и Муссолини,
должен был быть завоеван Египет. Вэз-
можно, произойдет второе серьезное сра-
жение на подступах к Триполитании».

«В другом конце Африки, на 1.600 км
или даже болыне к западу, преднринятые
США и Англией совместные действия огром-
ного масштаба, которые были чреваты та-
кими непредвиденными событиями, также!
увенчались поразительным успехом. Цере-
бросить эти крупные армии в несколько
сот тысяч человек со всем их сложным
современным вооружением, тайно пересечь
моря и океаны и нанести удар в намечен-
ный час и почти в намеченные минуты в
десятке пунктов, несмотря на все подвод-
ные лодки и всевозможные случайности, —
это образец организованности, который бу-
дет долго и с уважением изучаться. Опе-
рацию можно было осуществить лишь бла-
тодаря одному основному факту, а именно:
хуху товарищества и превосхохному согласию
между штабами и войсками Англии и США.
Эта величественная операция проведена
под руководством и под ответственность
президента США, а наша первая британ-
ская армия подчиняется приказам амери-
канского главнокомандующего генерала Эй-
зенхауэра, в военное искусство и пламен-
ную энергию которого мы верим и прикз-
зы о наступлении которого мы будем вы-
полнять пунктуально и беспрекословно.
Все это мероприятие опирается на мощь
королевского флота, к которому прибавил-

ся мощный американокий флот. 0ба эти
флота находятся под командованием бри-
танского адмирала Кеннингхэма и подчине-
ны союзному главнокомандующему».

«Английские и американские караваны
судов, следовавшие под мошным эекортом,
не только избегли и отогнали неприятель-
CKHe подводные лодки, но последние явно
потерпели поражение в ходе 10-дневных
сражений, последовавитих за высадкой де-
сантов как в самом Средиземном море, так
и вне его пределов. За каждый транспорт
или грузовое судно, которое мы пютеряли,
была потоплена или серьезно повреждена
одна подводная лодка. За каждую тонну
англо-американского судоходства, потерян-
ную до сих пор во время этой экспедиции,
мы получили, возможно, две тонны торго-
вого флота, захваченного или отремонтиро-
ванного во французеких портах Африки».

«Таким образом, в этом отношении, как
советовал Наполеон, война поддерживалась
войной. Генерал Александер приурочил свое
сражение под Эль-Аламейном к началу это-
го крупного удара с занада с тем, чтобы
его победа поошрила дружественные стра-
ны к соблюдению строгого нейтралитета, &
также способствовала сплочению француз-
ских войск в Северо-Западной Африке для
выполнения их долга и полного использо-
вания предоставившейся возможности. В
данный момент первая британская армия
наносит тяжелые удары по последним
из остающихся в Тунисе районов, где
закрепились немцы и итальянцы. Аме-
риканские, английские и французские
войска быстро продвигаются плечом к
плечу вперед».

«Я говорил 06 Африке и о 3.200 км
береговой линии, находящейся перед по-
коренной Европой. Мы намерены, и я
осмелюсь даже сказать рассчитываем,
изгнать противника со всей этой линия
в недалеком будущем. Африка — это не
место”яля остановки. Африка — это .не
прочная позиция, а трамплин. Мы ис-
пользуем Африку, чтобы войти в более
тесное соприкосновение с врагом».

«Всякий может понять значение, кото-,
poe имеет для нас открытие  Средизем-
ного моря для военного транспорта и для
сокращения продолжительного плавания
вокруг мыса Доброй Надеждь. Мы на-
чинаем также воздушное сражение Ha
новом фронте. Ham долг состоит в том,

торые она несет, Воличество самолетов
первой линии сокращается, & качество
их в Целом ухудшается. Уже теперь воз-
душные силы Англии, Америки и России,
вместе взятые, значительно превосходят
германские и неуклонно увеличиваются.
Нани операции во Французской Северной
Африке должны предоставить нам возмож-
ность обрупить тяжесть войны на италь-
янское фашистское государство в такой
степени, о которой и не помышляли его
преступные руководители и еще меныне—
несчастный народ, который Мусоолини
обесчестил и экоплоатирует». .

«Уже теперь центры военной mpompn-
ленносли Северной Италии подвергаются
такому жестокому испытанию, какого ни-
когда не переживая ни один из назпих
городов в течение зимы 1940 года. Но
если в соответствующее время противник
будет изгнан с оконечности Туниса, —
что является нашей целью, — вея Южная
Италия, все военно-морские базы; все
военные предприятия и другие военные
об’екты, независимо от того, где они рас-
положены, будут подвержены продояжи-
тельным методическим и уничтожающим
воздушным налетам. Слово за 40-милли-
онным итальянским народом: хочет он или
не хочет, чтобы эта ужасная вещь про-
изошла с ним».

«У итальянского народа не было ника-
кой необходимости вступать в войну.
Никто не собирался на него нападать. Мы
сделали все, что могли, чтобы убелить его
оставаться нейтральным. Но Муссолини не
удержался от искушения нанести удар в
спину  новерженной Франции и Англии,
которую он считал бессильной. Тшет-
HO я предупреждал его. Он не за-
хотел прислушаться. Мудрые и про-
зорливые призывы президента США натол-
кнулись на глухие уши и каменное серд-
це. Гиена по своей природе, Муссолини
нарушает все границы приличия, не го-
воря Уже о здравом смысле. Сегодня ето
империя исчезла. В наших руках нахо-
дячея в качестве военнопленных свыше
100 итальянских генералов и почти 300
тыс. солдат. Агония охватывает прекрас-
ную страну — Италию».

«Это только начало, а что можно проти-
вопоставить этому?
вдоль Ривьеры с позволения чемпев, ко-
роткий визит на Корсику, кровспролитную
борьбу с героическими. патриотами Юго-
славии, акты несмываемото позора в Гре-
ции, развалины Генуи, Турина и Милана».

«Мы, несомненно, можем радоваться тому,
что произошло за последнее время в Аф-
рике, и можем ожидать с трезвой уверен-
ностью того момента, когда мы сможем
сказаль: «Континент освобожден». Ho
эти успехи в Африке, как бы быстры и
решительны они ни были, не должны
отвлекать нашего внимания от ударов,
которые русские наносят на Восточном
фронте и которые траничат с чудом. Весь
‘MUD приходит в восхищение при мысли о
гигантской силе, которую Россия смогла
сохранить и применить. Непобедимая 0б0-
рона Сталинграда достойна военного ру-
ководетва Сталина’ В середине августа,
покидая Кремль, я сказал премьер-мини-
стру Сталину: «Когда мы окончательно
разобъем Роммеля в Епипте, я пришлю
Вам телеграмму», и Сталин ответил: «Ко-
тда мы предпрямем наше контрнаступле-
ние здесь» — и, указав на карту, доба-

.

вил: «я тоже Вам пошлю телеграмму».
Оба послания прибыли в должный мо-
мент.

Гигантская битва, которая уже прине-
сла результаты первостепенного значения,
приближается к своему кульминационно-
му пункту. Следует напомнить, что это
только часть обширного русского фронта,
простирающегося от Белого и до Черного
моря, и на этом фронте русские атакуют
во многих пунктах. Вторая русская зима
обрушивается на гитлеровские армии.
180 немецких дивизий, многие из кото-
рых сократились до размеров бригады в

чтобы ускорить борьбу и Постоянно на-
вязывать противнику сражения в возду-
хе в возможно больших масштабах и

результате потерь и лишений, и армия
жалких итальянцев, румын’ и венгров,
оторванных от своих очагов по фантазии

Короткую прогулку

маньяка, отступающие, шатаясь, пох ег-
нем и свинцом советских армий-мститель-
ниц, должны готовиться с ослабленными
силами и возрослним страхом к новой пор-
ции того, что они уже получили в прош-
лом году. Они могут утешаться сознанием
того, что ими командует и руководит не
генеральный штаб, & сам капрал Гитлер».
«Когда мы проектировали высадку де-
санта в Северной Африке, мы пфедви-
дели, что эта высадка немедленно вызо-
вет реакцию во Франции. Я тично ни-
когда не сомневалея в том, что Гитлер
нарушит перемирие, захватит всею Фран-
цию и попытается овладеть франпузеким
флотом в Тулоне. Подобный ход событий
привететвовалея бы 0б’единенными Ha-
циями, потому что он повлек бы за ео-
бой окончание всего того, что пражти-
чески вытекало из мошенничеств и пла-
чевного фарса, разыгранного правитель-
ством Виши. Это было необходимой mpe-
ive к тому возрождению, единства
Франции, без которого воскрешение Фран-
ции невозможно. Мы сделали крупный
шаг к этому  об’единению. Сметеню ис-
кусственное деление на оккупированную
и неоккупированную зоны. В Франции
все французы в равной мере находятся
под германским ярмом и научался нена-
видеть это ярмо с одинаковой силой». \
«Мы можем быть уверенными в том,
что после недавних. событий идеалы и
дух того, что мы называем Сражалощей-
ся Францией, окажут решалощее влияние
на весь французский народ. Я согласен
с генералом де Голлем, когда он говорит,
ч10 пелена обмана спала теперь с глаз
французского народа. Поистине пора».
«Коварство, ¢ которым франпузский
флот 6 пойман в ловушку, является
последним и превосходным доказательст-
вом той тщательности, с которой Гитлер
осуществляет свои дьявольские планы.
Безрассудство и даже хуже чем безрас-
судство привели этот флот в лечальному
концу, HO он восстановил свою честь,
принеся себя в жертву, и из дыма взры-
вов в Тулоне вновь воспрянет Франция».
Указав на поступающие со всех теат-
ров войны хоропие вести, Черчилль пре-
дупредил, что. в то же время «ни одно из
происшелитих до сих пор событий не мо-
жет оправдать надежд на то, что война
не будет длительной и что нам не пред-
стоят тяжелые кровавые годы. Несомнен-

но, мы оказались бы перед исключитель--

но тяжелыми испытаниями, если бы поз-
волили себе ослабить усилия, ослабить
дисциплинированное. единство и порядок
в своих рядах, если бы мы начажи спо-
рить о том, как мы должны использовать

`нашгу победу, до того, как мы ее достигли».

«Вполне возможно, — продолжал премъер-
министр, оговоривнись, чт0 он отдает
себе отчет в возможной ошибочности сво-
его суждения, — что война в Евроне за-
кончится прежде, чем война в Азии. Воз-
можно, что Атлантика успокоится, тогда
как на Тихом океане ураган достигнет
кульминационной точки. Если события
примут подобный оборот, мы: должны бу-
дем немедленно направить все наши силы
в другую. часть света на помошь США,
на помощь Китаю и, в первую очередь,
на помопть напим близким и родным в
Австралии и Новой Зеландии в их добле-
стной борьбе против японской атрессии.
В то время, как мы будем таким образом
заняты борьбой на Дальнем Востоке, мы
должны будем заседать на конференции
с США, Россией и заинтересованными 0б-
единенными нациями, создавая междуна»
родные органы и устраивая жизнь наро-
дов. Это должно быть сделано, если толь-
ко мы хотим, чтобы когда-либо была вос-
становлена свободная жизнь в Европе».

«Мне кажется, что если война закон-
чится таким образом в двух стадиях,
то за столом мирной конференции будет
царить значительно более выкокий дух
товарищества, чем тот, который сущест-
вовал среди победителей в Версале.
Следует надеяться, FTO мы после окон-
чания нынешней войны сумеем притти к
лучшим, более далеко идущим и болье
прочным решениям проблем Европы, чем
было возможно четверть века тому назад.
Заря 1943 roxa скоро взойдет над нама,
и мы должны собратьея с силами, чтобы

справиться с испытаниями и проблемами! озатлавленной «Слава

нового года».

Выступление Уилки на массовом митинге в Торонто

ОТТАВА, 29 ноября. (ТАСС). В круп-
нейшем зале Торонто «оетоялся массовый
митинг в ознаменование начала кампа-
нии по ©бору миллиона долларов в «ка-
надекий фонд помощи России в войне».
На митинге присутствовало 18 тыс. че-
ловек. Среди видных канадских деятелей,
находившихся на митинге, были министр
финансов Илели, представлявший премьер-
министра, премьер провинции Onrapro
Конант, мэр города Торонто Конбой и мно-
гие другие. На митинге присутствовали
также советский посланник в Канаде Гу-
сев и канадекий посланник в СССР Уял-
грес. Главным оратором на митинге был
Уэнделл Уилки.

В начале своей речи Уилки говорил ©
«мужестве и героизме русских  союзня-
ков, которые своей умелой и упорной боть-
бой против гитлеровской Германии дока-
зали, что существующая у них система
государства, нравится ли нам это или не
нравится, обладает силой, которая исхо-
хит не только от руководителей, но от са-
мого народа».

«В России, — заявил Уилки, — после
того, как я беседовал © ip pipe
солдатами Красной Армии, после того, как
я увидел их вооружение, ознакомилея с
состоянием духа гражданского населения,
нахолящегося в тылу, после бесел е гер-
манскими военнопленными, я убедился в
том, что русские не проиграют войну,
я они это сейчас доказали своими победа-
ми y Сталинграда, в то время как Гитлер
не лостиг ни одной своей цели в борьбе
против Советского Союза».

Уилки подчеркнул крайнюю необходи-
мость определения общих целей союзня-
ков в войне. Это должно служить оеновой
не только для ведения войны против об-
mero врага, но‘и для послевоенного 0-
трудничества всех об’единенных стран.
Первая мировая. война, сказал Уилки, яв-
лялаеь лишь доротостоящей борьбой за

АДРЕС РЕ ДАКЦИИ И ИЗДАТЕЛЬСТВА: Москва, 6, Пушкинская площадь, 5. Телефоны отделов редакции: Секретариата — К 8-2511;
Литературы и искусства — К 0-57-27; Иностранного — К 4-81-54; Писем — К 3-75-17; :

528365.

власть, которая привела к перемирию вме-
сто того, чтобы привести к подлинному
миру. Волнующие лозунги в прошлую ми-
ровую войну превратились попросту в пи-
ничные жесты. В настоящую войну необ-
ходимо избегнуть этой кардинальной
ошибки. Руководители союзников уже укз-
зали на некоторые общие стремления.
Сталин сформулировал ясную и точную
программу, которая предусматривает уни-
чтожение расовой исключительности; рав-
ноправие наций и неприкосновенноеть их
территорий; освобождение порабощенных
наций и восстановление ‘их суверенных
прав; право каждой нации устраиваться
по своему желанию; экономическая по-
мощь потерпевшим нациям и содействие
им в деле их материального благополучия;
восстановление демократических  свобол;
уничтожение гитлеровского режима.
Дважды прочитав собравигимея это за-
явление тов. Сталина в его докладе 6 ноя-
бря 1942 года, Уилки сказал: «Я спра-
иваю, сможет ли какой-либо гражданин
любой великой демократической страны
найти в сформулированных Сталиным це-
лях что-либо, против чето можно было бы
возражать? Такое определение целей —
сказал Уилки, — могло бы быть нами-
сано Черчиллем или Рузвельтом, однако
случилось так, что именно Сталин дал оп-
ределение пелей, за которые мы боремся».
Хотя Сталин говорил о программе дей-
ствия антло-советско-американской коали-
ции, сказал далее Уилки; она, однако, при-
менима ко всему миру. Уилки призывает
канадцев относиться < полным доверием
к советскому определению целей войны.
«В демократических странах, — сказал
Уилки, — многие опасались России и не
доверяли ей, так как боялись вторжения
русского экономического порядка в их 606-
ственный строй». Выюмеивая подобные
взгляды, Уилки заявил:

мы сохраним наш порядок, конечно, в том
случае, если наша экономика не станет
настолько хрупкой в результале злоупо-
треблений и неудач, что это сделает нас
слабыми и неустойчивыми». Уилки заявил
Далее, что «огромные жертвы, понесен-
ные в войне, и достижения ° советских
народов являются наилучшим доказатель-
ством доброй воли Сталина и ответом тем,
которые, возможно, сомневалиеь в нали-
чии этой доброй воли. В связи © вопро-
com © доброй воле возникает проблема, го-
товы ли демократические страны выпол-
нить 90’явленные ими программы. Их вы-
полнение означает изменение методов и
для США. Необходимо не допустить. воз-
вращения к политике доллара и деляче-
ской дипломатии. Мы не позволим исполь-
зования отромной моральной силы нашей
страны для сохранения старого междуна-
родного порядка, подготовившего почву для
нынешней войны, вместо освобождения че-
ловечества. Мы должны воспитать себя с
тем, чтобы примириться © мировыми эко-
номическими изменениями. Нет никакой
необходимости опахаться Советекото Сою-
за. Вместо этого надо учиться работать co-
вместно © Советским Союзом в борьбе про-
тив общего врага Гитлера. Советский Со-
юз является развивающимея, жизнеснособ-
ным, новым обществом, которое мы не емо-
жем ‘игнорировать в будущем мире. Мы
должны сотрулничать с Советским Союзом,
чтобы вести войну, которую Сталин на-
звал «великой освободительной войной».
Собрание встретило бурными  аплодис-
ментами следующие заключительные ело-
Ba Уилки: «Подобно тому, как африкан-

ский фронт является русским фронтом,
Сталинградекий и Центральный фронты
являются нашими фронтами, а русский

‘народ, который сражается на фронтах или
находится в их тылу, сетодня являетея

«Россия не на- напим союзником, а завтра должен оетать-

мерена ни ¢ecTh war, HH обольетить, ‘и ся напим другом».

Типография «Известий Советов депутатов трудящихся СССР» имени И. И. Скворцова-Степанова,

~

‘статью Дороти Томпсон, которая пишет:

4a
„Наступление—показатель мощи России

ЛОНДОН, 29 ноября. (ТАСС). Газета!
«Таймс» в передовой, посвященной насту-,
плению Красной Армии в районе Сталин-
града, пишет, что если план наступления,
будет полностью осуществлен, то герман-
ское поражение может. превратиться в на-
стоящую катастрофу.

«Сталин, — пишет далее газета, —ска-
зал, что наступает время, когда русские
покажут противнику силу новых ударов!
Красной Армии. И вот первые удары на-
несены скорее, чем рассчитывали намбо-
лее оптимистически настроенные иностран-
ные наблюдатели, и, несомненно, гораздо
скорее, чем их ожидали сами немцы. Вы-
бор момента для нанесения этих ударов
свидетельствует о рэалистичной оценке!
всей стратегической ситуации».

Тазета «Дейли телеграф энд Морнинг,
пост» 060б0 отмечает совпадение наступа-
тельных операций Красной Армии с yc-
пешными действиями боюзных войск в Се-
верной Африке. Самое важное, пишет га-

ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ  ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР ВТОРНИН, 1 ДЕКАБРЯ 1942 г. № 282 (7968)
и о ом Ро
Отклики за рубежом на наступление

частей Красной Армии
АНГЛИЯ

зета, заключается в том, что «русские
посже 18 месяцев сражений, каких He
энала история, сумели начать настунле-
нио в столь пгирозих масштабах. Это на-
ступление — показатель мощи Росени. В
этом наступлении русские показывают си-
лу своей артиллерии, бронетанковых войск
и авиации. Они с0 всей отчетливостью
показывают также степень искусства
командиров Красной Армии, которые сей-
час превзошли свои прежние успехи. Te-
перь немцам приходится выдерживать
страпное напряжение».

ЛОНДОН, 29 ноября. (ТАСС). Сообтщение

Прибытие 6 СССР (
жетчиков

Сражеющейся Франции

В СССР прибыла группа летчиков Срах»,
ющейся Франции, из’явивших желание,
роться бок о бок с советскими летчика
против общего ненавистного врага итал,
германских фашистов.` В составе rpymy
около 20 офицеров и 40 младших кома
диров и рядовых. бреди участников гру,
пы — ряд. выдающихся французоких 1
чиков, уже отличившихся в во Про
немецко-фапгистежих CHI.

Один из летчиков — капитан, урожень
Лотарингии, известный своим мастерству
выешего/ пияетажа, ©бил 6 и пм
вражеских самолетов. Многие другие у
стники Ppyilllpl, показали Высокие 4,
разцы отзёги ‘и, героизма в схватках с ит

о наступлении частой Красной Армии на
Центральном фронте вызвало в Англии
отромный интерес. Через несколько минут
после того, как в Москве закончилаеь пе-
редача по радио сообщения Совинферибю-
ро, оно Уже транслировалось лондонеким
радио как экстренное сообщение.

Воскресные тазеты опубликовали с09б-,
шение Совинформбюро на самых видных
местах.

США

„Советский фронт

фронтом

НЬЮ-ЙОРК, 29 ноября. (ТАСС). Co-
общения о продолжающемся наступления
‘советских войск вызывают в ОША or-
ромный интерес,

Военный обозреватель газеты  «Нью-
Йорк тайме» Болдуин пишет, что успе-
хи Врасной Армии свидетельствуют о
том, что Гитлер потерял инициаливу Ha
советско-германеком фронте так же, как
и на других фронтах мировой войны.

Газета <«Валпинттон пост» отмечает,
что советское наступление нрекрасно
подготовлено. Несмотря на тяжелые по-
тери, Красная Армия не ищет . возмож-
ности передохнуть. Вместо этого она ис-
полнена решимости бороться еще силь-
Hee по мере приближения победы. Газета
далее пишет, что битва за Сталинград
является самой решающей битвой
1942 г. «Битва за Сталинтрад нарфуши-
‘ла планы Гитлера и заставила  изойти
кровью германскую адмию?. Гитлеров-

остается главным
войны”

града подтвердили заявление Сталина. 0
том, что только Красная Армия способна
была выдержать и преодолеть  #HAaTHCK
озверелых банд немецко-фалнистоких
разбойников. Наступление советских
ВОЙСЕ также  продемонстрировалю, что
призыв СОСР к созданию второго фронта
в Европе имел своей целью не отрани-
чить участие Советекого Союза в борьбе
за разгром Гитлера, а, напротив, создать
положение, при котором поражение Гит
лера благодаря совместным действиям
союзников станет неизбежным.  «Совет-
ский фронт, пишет Томпеоон, —
остается главным фронтом войны, Ha
котором занята основная масса  герман-
ских войск. Битва в районе Сталингра-
да, возможно, является самой решающей
битвой этой войных Ona, несомненно,
сильно подорвет моральное состояние
терманской армии».

Rak указывает газета

«Рипабликен»

ское наступление на СОталинтрад, указы- (Спрингфилд, штат Маосачузетс), совет-
вает далее газета, дало англичанам —И  ское наступление затмевает все другие
американцам возможность назать наступ- события последнего времени и создает
ление в Северной Африке. Нынешние угрозу позициям германских войск на
события свидетельствуют 0 TOM, что Кавказе. Тазета «Плеин дилер» (Елив-
Красная Армия способна  предпринять  лепл, штат Огайо) заявляет, что муже-

широкие наступательные действия и что
моральное состояние гитлеровской коали-
ции и в особенности сателхитов Гитлера
значительно ослаблено.

Газета «Нью-Йорк пост? опубликовала

Уснехи советских войск в районе Сталин-

———_ нии

Английская печать о

AOHIOH, 30 ноября. (ТАОС). Вечерние
и утренние газеты публикуют новые п-
хробности гибели французского. флота в
Тулоне. По последним сведениям, некото-
PHIM кораблям, в том числе миноносцам,
удаль уйти из Тулона.

Газета «Ивнинг стандарт» в статье,
озаглавленной «Омерть и слава», пишет:
«Солнце освещает славную могилу героев,
зажитая в великом сердие Франции жажду
победы и освобождения». Газета пюдчез-
кивает громадную опасность, которую
французокие корабли могли бы предетав-
лять для союзников, если бы они попали

:

ственные русские не воспользовались
кампанией союзников в Северной Афри-
ке, чтобы сделать передышку, наоборот,
они начали решительное наступление в
районе Сталинграда. Газета призывает к

ло-германской авиацией,
Война на, Тихом
’океане

ЛОНДОН, 30 ноября. (ТАСС). В row
мюнике Штаба об’единенного командон.
HAA союзников в юго-западной части Ть
хого океана сообщается, что в рай
Буна— Тона (Новая Гвинея) союзные в.
ска продолжают оказывать давление нц
японцев. Авиация поддерживают действи
наземных войск союзников. Четьгре яп.
ских эоминца, которые пытались вы

дить подкрепление своим войскам в ра.

оне Буна, подверглись бомбардировке tz
молетами союзников. Прямым попадания
бомб был вызван пожар на двух эемиь
пах и, как полагают, они затонули.

В западном / секторе  военно-морски
силы союзников обнаружили  германски
вспомогательное судно водоизмещением }
8.000 тонн и повредили ero артиллерий
ским обстрелом, после чего оно было 3%
топлено командой. Захвачено в ша
78 немцев.

НЬЮ-ЙОРК, 29 ноября. (ТАСС). Корр
пондент агентства Юнайтех пресс, находя)
щийся при американских военно-Возху
ных силах в Китае, сообщает, что 27 в
ября американские бомбардировщики пре

приняли под прикрытием истребителей новы?

налет на Кантон. Корреспондент подчерки.
вает, что это был крупнейший из ва
предпринимавшихся до сих пор воздушны
налетов в Китае. Американскими бомба

хировщиками было потоплено два грузовы

сулна общим водоизмещением в 14 тыл
тонн и уничтожено 23 японских истребу.
теля. Возможно, что было уничтожено em
пять японских истребителей. В устье рем
Жемчужной было уничтожено не менее ст
барж.

Взрывы в Бельгии

ЛОНДОН, 30 ноября. СТАСС). Но в.
щению газеты «Эндепандане  бельж», }

увеличению производства вооружения   Бельгии взрывзми уничтожен поезд се сне
для Советского Союза. - ряжением, отправлявнгимея  гитлеровцам
-   из Шаряеруа на  советско-гормансвя

фронт.

событиях в Тулоне

пути Е сталелитейнему заводу

В городе Берхем пюхорзаны пох’езхны
«Несто

Малтгин».

Франция возродилась. Своим  героизмом
моряки Тулона полняли Францию ча co-
противление злонамеренной атрессии
лера».

ТУЛОНСКИЕ РАБОЧИЕ УНИЧТОЖИЛИ
ЗАВОДСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ ‘

AJOHJOH, 30 nosbpa. (TACC). Arerrerso
Рейтер передает, что в момент вступления
немцев в Тулон рабочие местных завохов
уничтожили инструменты и оборудование.
Многие дома были настолько повреждены в
результате взрывов на потопленных судах,

в руки Гитлера. «Пюка Франция жива, —, что жильцы вынуждены были покинуть
говорится в статье, — свобода не может  их. ‘

погибнуть. Тулонские моряки спасли ду-
шу Франции от рабства. В тесном ©-
трудничестве с союзниками французский
народ освободит тело Франции от порабо-
щения».

Газета «Таймс» в передовой  статъе,
Тулону», пишет:

«27 ноября останется cae француз-
ского народа на тысячу лет. момент

гибели флота в Тулоне порабощенная

Военные действия
в Северной’
Африке

ЛОНДОН, 30 ноября. (ТАСС). В коммю-
нике штаба вооруженных сил союзников
в Северной Африке говорится, что в Ту-
нисе войска держав оси ограничивались в
общем оборонительными боями. Парашю-
тисты <оюзников атаковали итало-герман-
ские позиции близ Матер — крупного же-й
лезнохорожного узла на линии Туние—
Бизерта. Матер находится в 38 километрах
от Бизертгы и 60 километрах от Туниса.
Сообщалот также, что на севере ‘противник
в виду нажима на ero оборонительные
позиции отступает.

На юге отступление противника идет
более быстрыми темпами. Отходя, против-
ник уничтожает коммуникации.

Как перёлает агентство Рейтер, находя-
щееся под контролем немцев парижское
радио сообщило 29 ноября, что бои идут
в Сусе (район Габеса). Береговой сектор!
между Сусом, расположенным в 25 милях!
к югу от Туниса, и Габесом, расположен-
ным в заливе Габес, имеет в длину при-
мерно 70 миль. Войска союзников проби-
ваются к этому береРовому району, стре-
мясь отрезать войска держав осн, проса-
чивающиеся в Туние из Триполи.

ЛОНЛОН, 30 ноября. (ТАСС). Как пе-
редает агентство Рейтер, первая англий-
ская армия находится уже на расстоянии
пушечного выстрела от Туниса. Полагают,
что приказ 06 общем наступлении может
быть дан в любую минуту. ‘

ЛОНДОН, 30 ноября. (ТАСС). В сего-
дняшнем коммюнике командования англий-
скими вооруженными силами на Ближнем
Востоке сообщается, что на ливийеком

ПРИБЫТИЕ В АЛЖИР ИЗ ТУЛОНА
ФРАНЦУЗСКИХ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК

ЛОНДОН, 30 ноября. (ТАСС). Агентство
Рейтер передает, ссылаясь на сообщение
алжирского радио, что в Алжир прибыла

Смерть Форуги

ТЕГЕРАН, 28 ноября. (ТАСС). В коъ
на 21 ноября после продолжительной
лезни скончалея бызнгай премьер-миниту
Ирана Али Форуги.

Как известно, Форуги,  явлавитийн
крупным ученым и писателем м возглаь
лявший Иранскую Академию наук, бы
недавно избран почетным членом Аве
uuu Hayk CCCP.”

a

РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ,
Издатель: ПРЕЗИДИУМ
ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР,

КУРСОВОЙ БЮЛЛЕТЕНЬ

ИНОСТРАННОЙ ВАЛЮТЫ
на 1 декабря 1942 года,

из Тулона французская подводная лодка   Рубли
«Марсуэн». Вслед за ней прибыла другая, Доллары ОПТА за 1 5,30
— 6 i Англ. фунты ст. за 1 21,38
подводная лодка «васаоланка». Болгарекие левы ва 100 ‚ 5,18
Канадские доллары за 1 4,67

Турецкие лиры за 100 40712 \

Шведские кроны за 100 126,46 }

Налпеты Швейцарские франки за 190 123,60 р
Е о Японские иены за 100 124,92
англиискои авиации ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БАНК CCCP.

на Турин Управление Иностранных нЕ

‘ kee ee ОТО TEATPA — 1/XII_ om)

«Тоскаь; бал. «Лебединое озеро», Нач. ,

ЛОНДОН, 30 ноября. (ТАСС). — Как спект. в 6 ч. веч.

передает атентетво Рейтер, В ночь на ГОС. ОРДЕНА ЛЕНИНА АКАЛД. МАЛЫЙ

29 ноября английская авиация во время
налета на Турин впервые применила но-
вый тип бомб весом более чем в 3,5
тонны. На об’екты Турина, являющего-
ся важным промышленным и  железно-
дорожным центром, было также сброше-
но большое количество других фугаеных
и более 100 тысяч зажигательных бомб.
В трех районах возникли многочиелен-
ные пожары. Английский бомбардировщик
«Стирлинг», совершавший свой 66-й вы-
лет, сбросил бомбы на один из заводов е
высоты 2.000 футов. В результате бом-
бардировки длинные ряды цехов были
совершенно разрушены, пои чем сила
взрыва была такова, что. самолет пол-
бросило вверх. _ Сильные пожары возник-
ли также в районе арсенала.

Как передает
Рейтер © итальянской границы, из Ту-
рина эвакуировано около 300 тыс. чело-

век, то-есть почти половина населечия
торода.

корреспондент атентетва

ТЕАТР. — ИХИ oe Акоста». Нач. B 648

МХАТ ОСОР им\ ГОРЬКОГО — 1/XIT «Фронт»
Нач. в 6 ч. веч,

ГОО. МОСК. МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР и“
К. 0. ОТАНИСЛАВОКОГО дл Вл И. НЕМИРО.
ВИЧА-ДАНЧЕНКО (Пушкинская ул., 17, тел.
К 1-42-50) — ИХИ в бч. веч. «Пытанский барон
2/ХИ в 6 ч. веч. «Вииднорские проказняцы»

КОНЦЕРТН

к ЫЙ ЗАЛ им, п, И. ЧАЙКОВ
OKOTO — 3/XI1I 8B 6 4. 50 Mm. Bex. — Konnept
мастеров искусств при уч нар. арт. и засл,

арт. Республики; 5 и ХИ вбч 30 м ве. -

Вечера эстонского искусства.

BCECOTOSHOR KOHILEPTHOR OB EJLHHEHHE
TEATP ЭСТРАДЫ (м. Дмитровка, 6, тел
К 1-43-58) — Сегодня и еж дневно спектакли
Ленинградского Театра Эстрады и Миннатюр,
при участии Аркадия Райкина. Спектакль В
сх отделениях с интермедиями «Кроме шуток» \

Билеты со штампом %26/Х1» действительны ИХИ,

`РЕПЕРТУАР КИНОТЕАТРОВ

на 1 декабря 1942 г,

Новый художественный фильм СЕКРЕТАТЬ
РАЙКОМА — Первый, ‘Ударник, Метрополь
  Колизей, Москва.

‹ ТРИ МУШКЕТЕРА Метрополь.

ШЕЛ СОЛДАТ С ФРОНТА — Уран.

СОЮЗКИНОЖУРНАЛ № 81 — Ударник, №
рополь.

и

&

нике английского министерства авиации
указывается, что в ночь на 30 ноября,
несмотря на неблагоприятную погоду, не-
‘большое соединение английских самолетов
совершило новый назет.на об’екты Ту-
рина. Как отмечают участники налета, по-
жары, возпикиие в Турине в результате
предыдущей бомбардировки, вще продол-
жаются.

фронте ничего существенного не произонгло.
Воздунтиые операции во фронтовой полов
были незначительными,

д г Фронта — К 4-72-37; Экономического — к 1-42.05:
Художественного — К 5-36-58. Издательство — К 4-14-34. Прием об’явлений в Моск

Другие соединения английских самолетов
атаковали железнодорожные коммуникация
в Бельгии. Из этих операций не вернулись
два английских бомбардировщика. ——

ве — К 5-74-35; в Ленинграде — 36-7

Пушкинская площадь, 5.

ЛОНДОН, 30 ноября. (ТАСС). В KOMMD-

Сельского хозяйства — К 5-7

СЕГОДНЯ и ЕЖЕДНЕВНО

на экранах кинотеатров: Метрополь, УдаП-

ник, Колизей, Первый, Москва, Родина,

Победа, Художественный, Таганский, Фо:

рум, Орион, - Динамо. Центральный дох
культуры железнодорожников

демонстрируется художестьенный фильм

СЕКРЕТАРЬ РАЙКОМА
Сценарий — И. ПРУТА. Режиссер — Лауреат
Сталинской премии, Заслуженный деятель
искусств И, ПЫРЬЕВ, Оператьр—В. ПАВЛОВ.
 АНИ и Ея авгых ролях:

Лауре талинекой премии — Марина
ЛАДЫНИНА, М, ЭКАРОВ. Засл, арт. РОФОР-
В. ВАНИН, М, АСТ АНГОВ; В, ПОСЛАВСКИЙ,

Производство Центральной об’единенной
  Киностудии.

6-17; Пропаганды — К1 12-86;
8.