В ИЗЛУЧИНЕ ДОНА. Подразделение’ ста
занятую немцами высоту.

Закон

Несколько дней назад, когда началось
наступление на укрепленную немпами ли-
нию железной дороги Вязьма — Ржев,
мы заблудились с машиной в ночной ме-
тели, сбились © дороги и после двухчасо-
вых попыток пробиться вперед сквозь за-
носы вернулись ночевать в один из по-
левых госпиталей. Здесь никто не спал,
хотя время зашло далеко за полночь.
Поскрипывая валенками по свеженаме-
тенному снегу, санитары переносили ра-
неных из отделения первичного осмотра в
обмывочную, где посреди палатки стояла
белая эмалированная ванна, казавшаяся
чулом в этой вьюжной пустыне, и даль-
ше — в перевязочную, в операционную
или на отдых перед сложной и. длитель-
ой операцией, к которой должны вено-
вательно подготовиться и сами хирурги.
Возле одной из палаток трешщал движок.

— Лля рентгена, — коротко пояснил
начальник госпиталя, и э710 тоже пока-
залось нам чудом, — рентген в пурге, в
бездорожье, в диком завывании ветра, но
военный врач, несколько даже  раздра-
женный нашей наивностью и незнанием,
сказал, что,
кли в глухом лесу, требования медицин-
ской науки остаются неизменными.
Вчера было пустое место, сегодня рабо-
тает госпиталь на двести коек, и при нем
нейрохирургическое отделение для онера-
ций в полости мозга. — Вы знаете, что
это значит? — строго спросил врач. —
Без рентгена ни шату! А вы говорите лее,
лее, пурга... Мы вот печь для кухни
свойми силами склалывали, тут нам до-
сталось. Нет же печей в лесу, природа
не позаботилаюь, а теперь хоть беф-стро-
танов — пожалуйста.

Ему до такой степени казалось закон-
ным и ясным, что при полевом госпи-
тале Брасной Армии должен быть рент-
тен, что он смотрел на нае, как на J
карей.

Но не это нае удивило, не быстрота,
© которой  организуежя первоклассный
госпиталь в любых, самых невозможных
для этого условиях, а то, что всегда уди-
вляет при встрече с нашими ранеными,
Tie бы ни довелось их увидеть, — Ha
линии боя, на эвакуащии или на пПоеле-
операционной койке. В мирное время на
нервных и впечатлительных людей тя-
гостное впечатление производит вид хи-
рургического отделения, где в палатах
лежат бледные, взволнованные, напуган-
ные предстоящей операцией больные, и
отовсюду доносятся стоны, жалобы, кри-
ки, и отовсюду смотрят на вас умоляю-
щие о сострадании глаза, — хоть ты,
здоровый, сильный человек, сделай, что-
бы не было нам так больно, так страш-
но! Это и впрямь трудно перенести не-
чаянному свидетелю чужого горя, чужой
муки. Но, если вы хотите научиться
быть терпеливым и стойким в большом,
выше человеческих сил, испытании, если
хотите увидеть, что есть нечто более
сильное и властное в наших людях, не-
жели боязнь телесных мук, — идите в
полевой госпиталь Красной Армии.

Вы не услышите здесь ни криков, ни
жалоб, не увидите немой, выраженной
только во взгляде мольбы о помощи. Вы
поймете, разумеется, что людям больно и

они, как могут, справляются < этой болью,

но не это составляет главное в их тепе-
решних ощущениях и переживаниях. Ч10-
то другое занимает все внимание их ду-
ши. Это другое, более важное, есть б0й,
тот самый бой, из которого они ушли или
их вынесли на руках после. того, как пу-
ля, осколок лишили их возможности ‘дви-
таться, драться, стрелять, убивать врага,
который намеревался убить их страну.
Болретвуют раненые или потеряли’ созна-
вие.—в их речах вы услышите гул где-то
еще продолжающегося боя, обрывки при-
казаний, беспощадные слова, обращенные
к малодушным, или возгласы восхищения
храбрыми. Закройте глаза, и вам TOKAa-
желея, что вы не в госпитале, & там, да-
леко, гле происходит то самое важное, что
до сих пор еще держит в напряжении
нервы, мыель, волю этих людей.

Что же это за сила, перед которой сми-
ряютея боль и страдание?

В том же. госпитале мы подошли с вра-
чами к олному ‘из раненых командиров,
майору Карпенко. Он был ранен в голову,
жлал опасной и трулной операции, но вы-
тлядел бодро, взтлял y него был яеный,
и, витимо, какая-то неотетупная мысль
занимала ето, искала и не находила вы-
хода. Чуветвовалось, что его тянуло гово-
рить, рассказывать о том, 910 в эту ми-
нуту составляло для него весь CMBICI Cy-
ществования. Мы подошли к нему, и олин
из врачей спросил ето, как шли дела там,
на участке нашего наступления.

— Железная дофота перерезана нами, —
оживленно и радостно произнес раненый

будь это в центре столицы

s

ршего лейтенанта А. И. Иванова штурмует

Фото С. АЛЬПЕРИНА.

в голову май» и хотел продолжать, но
вдруг выражение его лица резко измепи-
лось, губы дрогнули, и он заплакал. Один
из врачей поморщилея и обернулся, ища
взглядом дежурного санитара, — ему по-
казалось, что раненого могли разволновать
неумелым обращением или случайной ка-
кой-нибудь неловкостью работники госпи-
таля. Но раненый тут же пересилил себя,
рассерженный взрывом несвойственной ему
«чувствительности» (он произнес это сло-
во, злясь на себя, испытывая стый), и Co-
всем уже яеным голосом, но © досадой и
мукой сказал:

—- Радиостанция! Не дотянул, не про-
рвался. Как же они там без нее? Двига-
лись по пятам за дивизией. До самой на-
сыпи, еще бы рвануться через переезд. —
и были бы там, с дивизией, и никакой
чорт не нарушил бы нашей связи! Ралио-
станция здесь  осталаеь. Понимаете? А
они, дивизия, — там, без связи.

Немолодой, сильный м, видимо, грубо-
ватый человек с трудом сдерживал слезы
отчаяния, стыда, злобы. Ему предстояла
трудная операция, исхода которой никто
не мог предрепгить, и он знал 00 этом, но
не это было причиной его страданий. Он
мог думать и говорить только о евоей
радиостанции. С той минуты, как он по-
терял сознание и был унесен с поля боя,
он ‘не знал, где находится его радиостан-
ция, и считал «себя единственным винов-
ником ее возможной гибели, хотя сделал
все, чтобы прорваться с нею через на-
сыпь железной дотоги.

— Не волнуйтесь, — сказал хирург.—
Операция будет трудной. Перестаньте ду-
мать об этом.

— Uro? — переспросил майор, не
слышавший и не желавший слышать то-

думать? Это моя радиостанция. Моя! По-
нимаете? Как же я мог уйти?

— Вы не ушли, вае унесли, — ска-
зал хирург.

— А, все равно, — раздраженно ска-
зал майор, — вое равно. Они без связи,
и я виноват.

Ему было так стыдно и так больно,
что снова гримаса сдерживаемого плача
исказила егб лицо, и мы отошли, чтобы
me мешать ему думать о том, о чем он
не мог не думать.

И в каждом углу госпиталя мы елышта-
ли или тихие, чтобы не мешать другим,
рассказы o бое, или возгласы ярости —
BO сне, в бреду, или хриплые возгласы,

жизни этих людей внезанно  прервалось
ранением. Боль и страдания тела в с03-
нании этих людей были ничтожными по
сравнению © тем, что они оставили Ha
поле боя. На перевязках и на операцион-
HOM столе они молчали, стиснув зубы,
хотя в мирное время, как уверяют хирур-
ги, каждый из них коочилея бы от боли
и жаловался, и кричал. А здесь самые впе-
чатлительные оставались спокойными и
учились нравственной стойкости у других,
раненых, измученных болью людей.

Какая же сила руководит поступками и
мыелями нашего человека в момент вой-
ны, руководит так властно, что боль и
страх смерти, и самая смерть уже не
имеют для него прежнего значения? Ране-
ный просится в бой и возвращается в бой,
если ето не задержат силой. Красноармеец,
прикрывая атакующих товарищей, своим
телом закрывает ствол стреляющего немеп-
кого пулемета. Командир горящего танка,
когла пламя нельзя уже сбить, не думает
0 спасении, а поворачивает танк на не-
мецкий окоп, чтобы зажечь пгинели, курт-
ки, тела вратов и убивать их своею соб-
ственной смертью. °

— Мы хотим жить так, как жили, —
сказал один раненый. — У mac свой за-
кон жизни. А под немецким нам емерть.
Так лучше в бою!

Свой зажон жизни! Это есть у напгих
людей. Это — наш строй, налше государ-
ство, наш труд, нала мечта о будущем,
осуществленные к моменту войны мечты,
которые стали реальностью, радостью,
жизнью советского человека и закреплены
им в Основном Законе советекото госухар-
ства. Иной и не читал этого закона, а знает
его по ‘самому складу своей жизни и быта,
по ошущению свободы и полного роста
своих сил, и этото. он не отдаст никому,
перенесет любые страдания, примирится со
смертью в бою, но этого, Замого важното,
самого главного, никому не отдаст, ибо это
® есть для нас, — как сказал тот ране-

жизни, 063 которого нет для нас и самой
ЖИЗНИ.
Евгений КРИГЕР.

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ФРОНТ.

го, что говорил хирург. — Ато же будет

слова приказаний, угрозы, вое то, что в

ный в полевом госпитале, — свой закон

ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХС

ел

Второй pas советский надюд встречает’
годовитину великой Сталинской Konenmry-
ции в условиях жестокой, кровавой войны,
навязанной нашей стране  разбойничьни’
терманеким империализмом. Рторой раз
праздник великой Конституции омрачен
фапзистским разбойничаньем на временно
занятой немецкими оккупантами части
советской земли, переносящей все ужасы
вражеского нашеетвия.

Забравшийся на нашу советекую зем-
лю осатанелый враг разоряет, грабит и
уничтожает наши города и села, истреб-
ляет их население, уводит тысячи и ты-
сячи советских людей в немецкое раб-
ство, терзает, насилует, пытает, убивает
наших отцов и малерей, жен, сестер и
детей, глумитея над советской культурой.

Как один, полнялея советский народ на!
берьбу против тгерманеко-фашистских го-!
ловорезов. Под руководством великого
Сталина советекие рабочие, крестьяне, ин-
теллигенция железной стеной встали про-
тив подлого врага, защищая честь и He-
зависимость CBOCH тодины, жизнь, с80б0-
ду и <частье советоких людей, неприкос-
новенносеть и суверенитет своей земли.

Iter невиданная в истории человече-
ства битва за мирные очати, за право на
счастливую жизнь людей, построивших
собственными руками новое, сопиалисти-
ческое общество, и теперь отстаивающих
это общество в кровавых битвах © веро-
ломными грабителями и разбойниками, с
моралью людоелов, с инстинктами и пси-
хологией кровожадного звезья.

(Семнадцать месяцев идет тяжелая бит-
ва, наносяная нашей родине кровоточатщие
раны. Советский народ с беспримерным му-
жеством и искусством отбивает атаки вра-
га, изматывает его своим отпором, наносит
немецко-фалтистекому чудовищу смертель-
ные удары.

Героическая борьба в
успехи Красной Армии в приволж-
ских и донских степях, ставших мо-
тилой для многих гитлеровеких полков и
целых дивизий, могучие удары  Ирасной
Армии у Ржева и Великих Лук, героиче-
ская 0борона Ленинграда и Кавказского
предгорья вселяют твердую уверенность
всем советским патриотам в победе над
кровавым немецко-фаптиетским  разбойни-
KOM.

Полную победу над врагом куют муже-
ство и доблесть советских войск, несокру-
шимое единство советского фронта и ты-
ла, единство советекого народа, юплочен-
HOTO под победоносным знаменем Ленина—
Сталина, под гениальным руководством
величайшего полководца, вождя советекого
народа — товарища Оталина..

*

30 декабря 1922 вода Первый C’eay
Советов СООР. принял Декларацию и До-
товор 0б образовании Союза Советских Co-
циалистических Республик.

31 января 1924 г. Вторым С’ездом Co-
ветов была утверждена первая Союзная
Конституция, утверждавшая новые прин-
ципы сопиалистической федерации, глу-
боко отличавшейся от всех федераций,
известных миру.

Эти принципы в «Декларации» были
выражены в словах, совершенно необыч-
ных и неизвестных друпим конституциям,
словах, торжественно заявлявших 9 TOM,
что Советский Союз является «доброволь-
ным 0об’единением равноправных народов»,
И ‹..что новое Союзное государство явится
достойным увенчанием заложенных еще
октябре 1917 года основ мирного сожи-
тельства и братского сотрудничества на-
родов...»

Советское многонациональное государство
пюд руководством товарища Сталина вы-
держало все и всяческие испытания, — 3
их было немало! — превратилось в могу-
чую социалистическую державу, доказав-
шую свою полную жизненность и гигант-
скую мощь, являющуюся передовым от-
рядом самой передовой демократии, пере-
довым бойпом за великие идеалы веето
прогрессивного человечества, ведущего
смертельный бой © фашистско-немецкими
извергами.

Всемирно-историческое значение совет-
окого государства — Союза Советеких Co-
циалистических Республик © особенной
яркостью подчеркивают события нынеш-
ней мировой войны. Они, эти события,
TOBOPAT не только 06 исполинской мощи
Советекого Союза, но также о глубокой
принципиальности и подлинной прогрессив-
ности позиции в этой войне Советского
Союза, о подлинно высоких целях и про-
грамме борьбы, ведущейся демократически-
ми странами, сформулированных товарищем
Сталиным в историческом докладе 6 ноя-
бря 1942 г.

Программу действия антло-советско-аме-
риканекой коалиции тов. Сталин, как из-
вестно, очертил следующими словами:

«..уничтожение расовой исключитель-
ности; равноправие наций и неприкосно-
венность их территорий; освобождение по-
рабощенных наций и восстановление их
суверенных прав; право каждой. нации
устраиваться по своему желанию; эконо-
мическая помощь потерпевшим нациям и
содействие им в деле достижения их ма-
териального благополучия; восстановление
демократических свобод; уничтожение гит*
леровского режима». i

Это — программа борьбы всех передо-
вых, демократических стран, горящих не-
навистью к гитлеровскому варварству и
давших клятву сделать все для его уни-
чтожения. В этой борьбе Советскому Cow-

Сталинграде,

зу принадлежит ` наиболее выдающаяся
роль.
х
Советекая федерация — классический

образец решения вопроса о многонацио-
 нальном государстве на ‘базе сопиализма—

явилась возможной лить как результат
ленинско-сталинской национальной  по-
литики. :

В решении этого вопроса главное за-
ключалось в установлении  «нравильных
взаимоотношений между  пролетариатом
бывшей державной нации, предетавляюним
наиболее культурный слой пролетариата
всей нашей федерации, и крестьянством,
по преимуществу крестьянством нацио-

нальностей ранее утнетенных».

Такие

Я СССР СУББОТА,

^. вышинский

uKaA 100061

правильные ‚ взаимоотношения мотут быть!
установлены и были установлены дейст- нового типа, является ве i
вительно в Стране Советов. В основу этих государственного ‘управления. Советская
взаимоотношений легли принципы ленин- власть обеспечивает гигаитскому большин-
ско-сталинской напиональной  полигикл, ству населения возможность проявления
а именно: призвание суверенноети народа своих организационных, административных
и правового равенства, i
братского сотрудничества, признание права широкую самодеятельность и инициативу,
нации Ha самоопределение, репительное  выдвигая тысячи и тысячи новых людеи,
отрицание всех и всяких форм расовой и подланных героев борьбы и героев труда.
национальной иоключительности или пре- Это развязывание широчайшей инициа-

BOCKOACTBA. тивы народных маее, этот под’ем нетро-
Торжество ленинско-сталинской нацио-  нутых гигантеких народных пластов К,
нальной политики обеспечило советскому  вершинам политической жизни является
государству черты, присущие только го- характерной чертой созданног“ Октябрь-
сударетву нового тина, Таковы: ской революцией советского государства..
1. Полное правовое равенство совет-  Эти особенйости советского государства
заложены в вамых основах советского

ских народов.

2. Громадные успехи экономики нацио-
нальных республик на оонове социалисти-
ческой индустриализации и коллективиза-

строя.

фундамент перушимой дружбы рабочих и’

крестьян, на союз всех трудящихся, яр-

ции, ким выражением которого и является Co-
3. Расцвет национальной по форме и ветская Конституция.

сопиалистической по содержанию вуль-\ *

Tee   За время, протекшее после 1924 г., в.
4. Морально-политическое единство На- жизни Советской страны произопели ги-
родов СССР, ‘их сплоченность, горячие галтекие изменения, в результате которых
чувства совбтокого патриотизма, доказан- изменилея вось облик Советского Союза’
ные тысячами подвигов людей различных   хак в экономическом, так (и в классовом
национальностей на фронтах отечествен- отношениях.  Социалистичеекая собствен
HOK воины. ; ность стала безраздельно господствующей
5. Отсутствие какой-либо национальной системой в области промышленности; кол-
разобщенности, противоречий, взаимная   хозный строй одержал свои окончательные
поддержка и полная солидарность интере-  победы; народилась новая советская тор-
сов всех народов СССР. товля — торговля без спекулянтов, торгов-
Советская власть должна была ля, сосредоточившая в руках государства
родной для всех народов Советского (о-  кооперации весь внутренний товароо0о-
юза она стала ею. 06 этом говорит вся Рот. Все эти изменения означали полную
история советских ‘национальных респуб- Победу социалистической системы во всех
лик, превратившихся под. руководством со- <ферах народного хозяйства. Социалиети-
ветской власти в цветущие, богатые ма- Ческая собственность на средства и ору-
териальной и духовной культурой респуб-  Дия производотва утвердилась Kak незыб-
лики. 06 этом говорит героическая борь- Лемая» основа нашего  социалистического
ба против фалпистско-немецких захватчи- ООщества.
ков народов этих республик, стойко за-  0 крупнейших изменениях в классовой
щищающих Москву, Ленинград, Сталин-  структуре социалистического общества го-
град, отетаивающих русские, украинские,   ворил на Чрезвычайном УШ Всесоюзном
белорусские города и села так, как они С езде Советов товарищ Сталин, подчерк-
защищали бы свои собственные узбекские,   кув, что в результате этих изменений ста-
армянские, грузинские; туркменские, кир-  ли иными в СССР и рабочий класс, и RDe-
гизокие, казахокие, татарские города, села   стьянство, и интеллигенция.
и веси. Гигантские изменения произошли и в

стать

06 этом говорит несокрупгимое единство   области отношений между  национально-
всех населяющих Советский Союз нацио-стями в СССР.
нальностей, связывающее их черазрыв-  Совершенно естественно, что все это не

ными узами братской дружбы, любви к
общей ролине-матери и пламенной нена-
вистью к рабству и поработпителям родной
земли.

могло не оказаль своего влияния и на
напку Конституцию. —
Конституция, если она является реаль-
* ной, должна соответствовать характеру и
содержанию данных общественных OTHO-
Под руководством Ленина и Сталина шений, должна отражать собой проиехо-
родилась республика Советов. Под их ру- дящие в обществе коренные изменения.
ковохством сложилась первая советская Конституция, учит товарищ Сталин, не
федерация — Российская Советевая Фв- программа. «Программа касается, — гово-
деративная Социалистическая, Республика,   рит товарищ Оталин, — главным образом
выросшая зв. Союз Советеких Сопизлисти- будущего, конституция настоящего». и
ческих Республик, оплот свободы и демо-  «настоящее» ушло вперед, a  коН-
кратии во всем мире. ституция остается неизменной, она пре-
В 1918 тоду Ленин и Сталин наметили   вращается в «прошлое», в исторический
пути создания советской федерация, как монумент, теряющий свое активное твор-
свободного и добровольного союза наро- ческое значение. История знает немало
дов. В 1922 тоду товарищ Сталин обри-  примеров тажотго фода превращения кон-
совал контуры будущего Союза Советских   ституции в ювоего рода исторические ре-
Социалистических Республик, запечатлев  ликвии, в исторические иконы, ночитае-
это в исторической «Декларалия 0б обра- мые, но нежизненные, оставшиеся в да-
зевании Союза Советских Социалистических   леком прошлом. В таких елучаях торже-
Республик», принятой Первым С’езхом Со-  ственные слова и формулы конституциоя-
ветов 30 декабря 1922 года. ных положений превращаются в пустые
«Совершенне добровольно, без лжи и (208, потерявшие свое жизненное значе-
железа, будет расти эта федерация, и она  НИе, ставшие часто красивой позолотой,
несокрушима. Лучший залог ее несокру-  Ее имеющие никакого внутреннего еодер-
шШимости — те законы, тот государствен- Жания. В таких случаях — конотятупии
ный строй, который мы творим у себя». gay seed am cele, жизнь идет сама
Ленин говорил, что главная основа! о 0600, В таких Cayeex:
прочности нового строя — это те органи- проврацезитой д ФиВДии, ae pa
заппонные меры, которые мы будем осу-  ЧУЗЕИНЫе AIOE POSTE, (EAE 970.   PERE
многие европейские ‘ученые  государство-
шествлять во имя социализма». = б =
Одной из таких важнейших организа- pele pate ПАО aa doy,” Deen =
}   к р другие. Наша советская Конституция за-
ционных мер является Конституция, юри- страхована от таких превралцений, она идет
дически, законодательно оформляющая Ив ногу ‹ жизнью, отражая происхолящие
закрепляющая новые общественные отно- коренные eats. Она представляет
пения, В этом — великое значение гобу- собой, как сказал товарищ Сталин, итог
дарственного закона вообще и основного пройлентого пути, итог уже добытых за-
закона государства в особенности, Такое  роеваний, она является регистрацией и
значение принадлежит и Союзной ВоНОТи-   законохательным закреплением того, что
туции 1924 г., жж 6 B aint ed уже добыто и завосвано на деле
тельном пооядке рожден Е Bes : Е
в ae ve eae’ rere Глубокие „изменения в экономической и
ское и внешнеполитическое значение ee, eee Советского “Союза
К . привели, таким образом, к необходимости
Внутриполитическое значение этого ис- внести соответствующие изменения и в
торического акта было непосредственно

, Конституцию 1924 г., что и было едела-
связано с задачами хозяйственного и 0б0- но Чрезвычайным УШ Всесоюзным С’ездом
ронного развития СССР.

Советов.
Уже к концу 1922 г. вся территория  Разработка изменений, подлежащих вне-
СОСР была освобождена от интервентов.

5 2 сению в Конституцию’ `1924 г., ocyme-
Перед Советской страной встали новые ствлявшаяся Конституционной комиссией,
задачи — задачи более тесного об’едине-

I избранной с’ездом, непосредетвенно руко-
ния советских республик в едином госу-  водимой товарищем Сталиным, привела к
дарственном союзе. выработке проекта новой Конституции,

Tosapumy Сталин указывал, что надо было которая, после всенародного обсуждения, и
об’единить все народные силы для строи- СТала 5 декабря 1936 г. Основным Зако-
тельства социализма. Надо было организо- Н0\ Советского Союза.
вать крепкую оборону страны. Надо было У нас у всех в памяти исторический
обеспечить всестороннее развитие всех на-  ДОБЛал товарища Сталина о проекте Конг
циональностей нашей родины. Для этой  ТИТУЩИИ. В этом докладе товарищ Сталин
hoch а ть с: ini силой и выразительно-
В Про ОНИ бана: я seat ‚анализ связи между экономикой

1   литикой, между развитием и характе-

В 1923 году товарищ Сталин напом- ром общественных отношений и законо-
нил, что ранее угнетенные национально-  дательством, между общественным движе-
сти занимают наиболее важные и нужные   НИем и законодательными актами. В своем
для хозяйственного развития районы и ЛОКладе товарищ Сталин показал истори-
наиболее важные с точки зрения военной Ч8СКУЮ обусловленность новой Союзной
стратегии пункты. Исключительное значе КОНСТИТУЦИИ, как и тех ее особенностей,
ние этого обстоятельства в условиях WEIHC   бура к 6 ee ae

a : eee ie   буржуазных конституций, но и от прел-
идущей отечественной войны мы ощущаем
с особенной силой. ;

Так была поставлена задача. Эта зала-
ча была советской властью блестяще -pas-
решена.

Будучи государством
кратическим и в то же время государст-

Товарищ Сталин показал, что изменения в
советском обществе, происптедитие за по-
  слелние 12 лет до года принятия новой

Конституции, означали, что в основном
по-новому демо- СОЦиализиы у нас осуществлен. Этот

веемирно-исторический факт Hamer свое
яркое отражение во всей т й С il
о аа ee тр о всей новой Союзной

Конституции, каждый разлел
власть безжалостно подавляла всякие про- ты НИ адин

Советское государство, ках государство
личайшей школой

добровольности ии иных творческих сил и талантов, самую

Советский строй опирается на прочный

пествовавтих ей советских конституций.

5 ДЕКАБРЯ 1942 г. № 286 (7972)

ee ee

ee eee

ина.

Сталинская Конститупия есть Romera-
ция победившего социализма. Bor ноче-
Сталинской Конституции выражен в
последовательной. форме со-
fica ©опиа-

ТУ
му в
самой полной,
  ветский демократизм, являющи
`листическим демократизмом.
Сопиалистичесвий демокративм  означа-
ет обеснечение трудящимея массам пол-
ной охраны их прав и интересов. Этого
достигла советская власть, которая на осно-
ве успехов социалистического строитель-
ства ликвидировала безработицу, провела в

жизнь‘ право Ha труд, право на ©юора-
зование, на отдых, на обеспечение В
старости; подлинное павенство женщины

и мужчины; фактическое, а He юридиче-
  ское только право на лучшие матеркать-

‘ные и культурные условия существова-
реия рабочих, крестьян и интеллитенции.
«Bee ato, — говорил т. Сталин, —

факты, а не обещания».

Именно. здесь, в этих фажтах, в этой
реальности заключаются сила и HECOKDY-
пгимость советской власти,

Поеледовательность советского  демок-
ратизма, как демократизма  социалисти-
ческого, нашла свое яркое выражение в
установлении вевобщего, равного и пря-
мого избирательного права при тайном
толосовании, — действительно всеобще-
то и действительно равного.

Сталинская Конституция
на такой важнейший устой советского
общества, как общественная,  государ-
ственная социалистическая собетвеннесть,
являющаяся свяшонной и  неприкосто-
венной основой советекого строя, Kak
источник богатства и могущества родины,
каж, источник зажиточной и культурной
жизни всех трудящихся.

На могучей основе общественной, co-
пиалистической собственности стоит
советское государство, организующее по
елиному плану народное хозяйство стра-
ны и руководящее всей хозяйственной

отирается

жизнью COCP B интересах увеличения
общественного богатства, неуклонного
под’ема материального и культурного

уровня трудящихся, укрепления незави-
симости CCCP и усиления его обороно-
способности.

Сталинская Конституция блестяще раз-
решила и сложнейшую проблему мелкого
частного хозяйства, и личной собствен
ности в условиях господства обществен-
ной социалистичесвой собственности.

Статьи 9 и 16 Сталинской Конетиту-
ции, исчеропывающе ответившие на во-
прое о судьбе мелкого частного хозяй-
ства и права личной собственности в
условиях  социалистического хозяйства,
опирающегося Ha общественную  сопиа-
листическую собственность, на орудия и
средства производства, развеяли в прах
клеветнические потуги врагов еоциализ-
ма сытрать на мелкособствоннических
инстинктах еще Be освободивигихея из
плена мелкого частного хозяйства совет-
ских людей.

*

Таковы особенности Сталинокой Ron-
ституции — Великой Конституции побе-
дившего социализма.

Принципы Сталинской Конституции —
принципы социализма, сверкающие всем
блеском своей всесокрушающей силы в
каждом параграфе, в каждом разделе
сталинского Основного Закона.

Эти принципы лежат в основе всего
советского общественного и государствен-
ного устройства, всей системы советской
государственной власти — от сельского
или кишлачного Совета хо Верховного
Совета CCCP и его двух палат, в онро-,
делении прав и обязанностей граждан, в
построении. и особенностях советской из-
бирательной системы.

Сталинская Конституция явилась, как
на это указал тов. Сталин в своем док-
ладе 25 ноября 1936 г., исторических
документом, трактующим просто и сжа-
то, почти в протокольном стиле, о фак-
тах победы социализма в COOP, 0 фак-

тах освобождения трудящихея COCP ot
капиталистического рабства, 0 фактах
победы в СОСР развернутой, до конца

последовательной демократии.

Сталинская Вонституция явилась вме-
сте с тем, как сказал т. Сталин, обви-
нительным актом против фамтизма.

«Новая Конституция ССОР, — говорил
есть лет тому назад т. Оталин, — 0у-
дет моральной помощью и реальным
подспорьем для всех тех, кто ведут ныне
борьбу против фашистского варварства»...

Сейчас, в дни суровой войны сво-
бодолюбивых демократических стран про-
тив немецко-фалииетекого  разбойничьего
имлериализма, эти вещие слова т. Сталина
звучат с особенной силой, приобретают
особенное значение!

Сталинская Конституция навечно crpe-
пила дружбу советских народов, дружбу
рабочих, › крестьян и — интеллигенции,
ставших единым  советеким народом, с
единой волей, едиными стремлениями,
  диным чувством любви к родине п
смертельной ненависти к врагам.

Шестую годовщину Сталинской Кан-
ституции советский народ встречает в
тяжелой военной обстановке, когда нема-

у

я

лая часть родной земли захвачена и
заплевана подлым врагом, когда немало
  братьев и сестер нашпих томятея в He-

навистном рабстве
разбойников.
Тяжелы испытания». По нет испыта-
нии, которых не преодолел бы. не побе-
дил бы советский народ. Нет такой си-

фапгистеко-немецких

лы, которая смогла бы слохгить вели
кую силу советских людей, борющихся
за честь, достоинство, независимость и

свободу своей родины.
Тяжелы испытания. Но мрачное небо

которой пестроен в COOTBETCTBUH с прин-
явления контрреволюционных попытек 7е- пипами победившего в нашей стране со-

ставрации старого режима, уничтожала и цнализма. Эти принципы, эти основные
уничтожила все и всяческие заролыши устои социализма — «гоциалиетическая
контрреволюдионных  озганизалий, все Собственность на землю, леса, фабрики.
эти  изменнические ‘труппы и фрак- ЗЗВ0Лы и прочие орудия и ередетва npo-
ции — троикистов, бухаринцев, зиновьев- ПЗВОТСТВа; ликвидация  экоплоатании в
  нев, эсеров, меньшевиков, буржуазных на- Sy tae Sb g и
ционалистов и т. д. ит.  . — В00Х ТеХ, ства; ликвидация Goa Eo eat MOBS ALAN
кто, являясь атентурой wemerko-damucr-  x4, HAAR оезрасотицы:. труд, Жак
’ *

обязанность и долг чести каждого работо-
‚Е спосооного гражданина по формуле: «кто
Гне работает, тот не ест» (Сталин).

ской тирании, подготовлял внутри своей’
страны поражения.

невзгод уже прорезали яркие зарницы
приолижающейся победы над проклятыми
разоонничьими немецко-фаиетекими орла-

ми. Советекий народ и его% героическая
Красная Армия и Военно-Морской Флот
уверенно идут к своей окончательной И
 Полной победе нал зарвавитимея неназист-
ee Bparom! Советский народ идет к этой
  6оеде под великим знаменем Сталинской
  Бонетитуции, под гениальным руковолетвом

своего вождя и учителя товарища Сталина.

~