Me

АР НМ =

eS Ee

ie

it

я рышы ]

ss

ra 27 a7 SF

таза

ВТОРНИИ, 8 ДЕКАБРЯ 1042 г 1 287 (7373)

—_—_А и

Новая крупнейшая доменная печь

вступила

В строй

Пятая магнитогорская домна выдала
первые сотнн тонн чугуна

ЕАТНИТОГОРСВ, 6 декабря (По re
легр. от 606. норр.). вечером вы-
дала первый чугун новая, пятая по сч5-
ту, доменная печь Магнитогорского ме-
таллургяческого комбината имени Сталина.
В срок, установленный Государственным
Бовгитетом Обороны, вступила в строй
действующих крупнейшая в Советском
Союзе и Европе домна.. Печь ежесуточ-
HO, пр полном освоении, будет хавать
около поелутера тысяч тонн чугуна. Но-
зая домна постремна по песлежнему сло-
ву техники. Все процессы, каж, нанри-
MOP, нодача кокса, рухы, известняка и
других натериалов, полностью автомати-.
зированы. Вместе с печью сданы в экс-
плозталиию новая газеочистка,  электро-
станция, бункерная эстакада, вохопровод-
ное хозяйство, де десяти километров но-
вых железнодорожных путей. Металлур-
гический завод получил хополнительныю
совершенные  атрегаты для увеличения
выплавки металла. Новая хоменная печь
строилась цехиком из советских материа-
лов и оборудована силами наших строи-
тетей.

Boxee 4.000 человек самоотверженно.
трудились на строительстве новой хомны.
Их боевым девизом было: сдать печь в
сроки, установленные Государственным
Комитетом Обороны. строители треста
«Магнитострой» Наркомата Чёрной Метал-
лургии СССР. во главе с управляющим
трестом тов. Дымттиц, с этой задачей спра-
BUTCH,

Чёткая деятельность строительных op-
газизащий, небывалый трудовой энтузи-
азг рабочих, конкретная помошь к руко-
водство партийных  ортанизаций — вот!
WTO дало возможность строго последова-
тельно вести все строительные, монтаж-
ные работы, вот чт позволило многие
взжнейптие об’екть: ввести в строй рань-
ше времени.

Чтобы уложиться в исключительно хо-.
роткий срок, но крайней мере в четыре
раза меньший, чем в условиях мирного
времени, строителям нужно было одно-
временно и параллельно вести разнооб-
разные работы с тем, чтобы не терять ни
минуты времени. Продуманный чёткий
график работ стал законом военного вре-
мени для всех строительных организаций,
цехов, бригах, десятников, прорабов. За
выполнением графика ежедневно, ежечас-
HO следили руководители стройки, за
график боролись все строители.

За время строительства вынуто свыше
120 тысяч кубических метров земли.
Врутлые сутки велись плотничньге,
тонные, армалтурные работы. Мошными
дерриками, 45-тонными путевыми кранами
вёлся монтаж сотен тонн металлических
конструкций. Строители  Союзтеплостроя
уложили тысячи тонн огнеупорного кир-’
пича, над изготовлением которого забот-
ливо трудились на уральских заводах.

В строительстве новой домны большую
роль сытрали и действующие цехи ме-

таллургического завода. Колхоктивы xo-
тельнорежонтного, механического, чугуно-
хитейного цехов в жёсткие сроки изто-
тевиян литьб, часть конструкций и 0бо-
рудования для пятой печи.

BCTBO новой доменной new)
быстро двинулось вперёд, начивая с сен-
тября. Предстояло выполнить почти две
трети работ. Приехавший на площадку
заместитель народного комиксара чёрной!
жеталлургии т. Райзер оказал строителям
холовую помощь в оргалгизации  воечно-
скоростных темпов стройки. Если принять!
за 100 об’ем работ, произведённых в ав-
густе, те в сентябре он составил 538
проц., а в октябре — 1.230 процентов.

Новые замечательные кадры выросли в
процессе стройки. Молодые монтажники,
ваментиини, плотники,  бетонщики yun-
лись, строили, побеждали. Своим замеча-
тельным трудом завоевали себе славу
семнадцатилетний каменщик Яковлев, мо-
лодой плотник Пахомов, землекон Пешков,
казах Уразбаев и многие другие молодые
перои-строители, которые работали дни и
ночи, не оставляя свои участки, пока нор-
мы выработки не перекрывались в два-
три раза. Бригадир монтажников Балавас
обучил десятки молодых рабочих сложным
монтажным работам. Образцы работы \пока-
зали бритахиры Пожидаев, Таранин, Ко-
новаленко, Омертин и сотни других заме-
чательных стахановцев. Неутомимю  рабо-
тали на строительстве главный инженер
треста т. Гуревич, инженеры тт. Бакум,
Коковихин, Качанов, Свистунов, Рыбаков,
Коротков, мастера Браудес, Малов, Галь-
ченко, Оленковский.

Особенно велик был х’ём на строи-
тельстве домны в дни, когда стало извест-
но, что воины Ераеной Армии на Сталин-
rpazckom и Центральном фронтах нано-
CHE сокрушительные  улары по немецко-
фашистским бандитам. В эти дни етроите-
ли трудились, как никогла раньше:

...Й вот новая домна-краюавица готова.
Успешно прошла задувка.

Радостная встреча состоялась на пло-
щадке новой доменной печи, когда строи-
тели и монтажники уступали свои места
эксплоатационникам. Опробованы Bee ме-
ханизмы, вся аппаратура. Знаменитые до-
ментикя Шатилин, Горностаев и Дужкин
встали на боевую стахановскую вахту. Be-
чером 5 декабря новая домна вымала пер-
вую плавку чугуна. Все механизмы рабо-
тают безукоризненно. В момент выпуска
металла состояжя митинг строителей и
эксплоатационников. С огромным пох’ёмом
Участники митинга послали  приветствен-
ную телеграмму товарищу Сталину.

*

МАГНИТОГОРСА, 7 декабря. (По теле-
фону). За минувшие сутки доменная
печь № 5 выдала около 600 тонн чу-
гуна. Печь идет ровно, спокойно. Механиз-
мы работают нормально. Качество чутуна
хорошее. Новая домнл пабирает скорость.

Соревнование шахтеров

ТУЛА, 7 хекабря. (По телеф. от 505.
норо.}. На шахтах Подмосковного бассей-
на развёртывается боевое соревнование
утольных УЧастков. Коллектив 4-го уча-
стка шахты № 7 треста «ШЩекинутоль»
обратился © предложением ко всем рабо-
чим, начальникам и механикам участков,
горным мастерам и бригадирам начать об-
пебассейновое социалистическое соревнюва-
ние угольных участков шахт за перевы-
полнение плана угледобычи, за выхокую
производительность труда горняков, за
выполнение норм выработки каждьги шах-
тёром.

В обращении товорится: «Горняки Под-

~ MOCKOBHOTO бассейна имеют все возможно-

сти резко поднять углелобычу. Для этого
необходимо. прежде всего, немедленно лик-
видировать недостатки в организации тру-
да, в подготовке рабочего места, в исполь-

й С
a
Вохоколемок..  Мнотовековая  стория
этого герод» записана в пожелтевиих от
времени кзитах. Новая история emé ве
ватисала, она вся ва виду: ша стенах
разбитых, корешеченных осколками домов,
в пустых окнах BRENODSRITAX ий...

Rerka сквозь разрывы  бехых облаков
поднимается Hag городом скупое зимнее
comms, © горы Buen весь горох. Bor
он жежит пентроы своим в низине; pas-
бегаются в стороны, полнималются пю кру-
тым сялонам жёлтые, голубые, зелёные
домики © руссхой искусной резьбюй на
фасадах. Поднимается над крышами хо-
зяйственный  сизый дымок и Ha MTHO-
венъе закрывает обнаженные развалины и
CRETE винтом тяжёлые обторевшие же-
лезные балки.

Иклория подмосковной битвы 1941 го-
д» скрестилась в гороле на pene Ламе,
осонила его сиянием боевой славы, поста-
вила небольшой городок в армейский
строй. И вот cromr om, как старый со
дат, со слелами боя на теле, но стоят
крепко, не выпуская оружия из обветрен-

Гох назал морозным декабрьским утром
по снежной колее, глубоко выятой гусе-
ницами тяжёлого танка, в город входили
три человека. С западной окраины  доно-
сились пулемётная трескотня. визг и раз-
рывы мин, частая ружейная перестрелка.
Бой шел за городом, живых немпев в Во-
локоламске уже не было, исключая раз-
ве пленных, путливо таращивигих глаза
на советских бойцов и всякий раз подни-
мавщих уже без нахобнюсти обмороженные
руки.

Й хотя трое спептивлтих в горох людей
хо этого торошияи друг друга, здесь, на
горе, они, как по утовору, остановились и
вздохнули. Перед ними лежал их город...
Но как он был нелюхож на тот, кото-
рый они покинули около лвух месяцев
назад! Горели лома, из окон вырывалост
пламя, на улицах темнели разбитые ма:
тнины, прудами лежали убитые немцы,
бродили с оборванятыми  пюстромками  ко-

„бойцы. Они были черны от порохового

ти... И тогда человек с широким русским

Подмосковного бассейна

зовании механизмов и обучении новых шах-
тёрских кадров. Каждый шахтёр холжен вы-

Фрезеровщица Н-ского завода К. В. Кайно-
ва ежедиевно дает по 14®ю процентов выра-
ботки.

Фото Н. Петрова.

Ученики ремесленного

училища восстанавливают
шахтное оборудование

ee

ТУЛА, 7 декабря. (По renew. or cob.
норр.). Прекрасную инициативу проявили
ученики Донского ремесленного училища.
На шахте № 16 треста «Сталиногорек-
уголь» в завале была заброшена врубовая
‘машина. У врубовки нехватало многих
частей, она заржавела, никто на шахте
не обращая на нее внимания. Бригада
Учеников ремесленного училища под ру-
Боводством мастера-механика Рожкова вы-
тащила эту. разбитую машину на поверх-
‘ность. Ученики отыскали на свалках не-
Зостающие детали, некоторые части сле-
лали сами, машину перебрали и полно-
стью реставрировали. Руководители рудо-
ремонтного завода приняли её с оценкой
«отлично».  Врубовка передана шахте
№ 16 и уже поступила в эксплоатацию.,

Бригада тов. Рожкова  реставрировала
уже три таких машины. Последовав при-
меру этой бригады, другая бригада уча-
щихся ремесленного училища пол руково-
ктвом мастера Николая Федоровича Шило-
ты также отремонтировала три заброшен
ных врубовки. ;

В последнее время Донское ремесленное
училище стало реставрировать не только
врубмалины, HO стало восстанавливать
различные станки и аппараты.

Руководители треста и рулоремонтного
завода стали чаще прибегать к помощи
учащихся ремесленного училища. Нехав-
но главный инженер вудоремонтного зазо-
да тов. Андреев предложил ремесленному
училищу взяться за освоение электросва-
рочных аппаралов, которые раньше. в
Подмосковном бассейне не изготовлялись.

Группа учеников электрослесарей  ма-
стера Ушакова горячо принялась за но-
вое дело. Месяц назад ими был сделан
первый аппарат. Смециальная комиосия
треста, испробовав его, признала, что он
по своим качествам не уступает завол-

полнять и перевыполнять нормы выработ-
ки. Главное состоит в том, чтобы под-
ностью и наиболе» эффективно использо-
вать действующие линий забоя, форсиро-
вать развитие фронта горных работ».
Вступая в соревнование угольщиков
Подмосковья, ‹ инициаторы обязались вы-
полнить план угледобычи в декабре на
120 процентов, довести  производитель-

сяц в 30-метровой лаве, снизить стои-
мость угля на 5 процентов,

бойптиков, 5 слесарей, 8 крепильщиков.
Rpome того, они обязались своевременно
готовить рабочее место в лавах, не до-
пускать простоев рабочих и полностью
ликвидировать аварии мехавизмов.

ПУСТЯ

пицом снова вскинул винтовку На плечо

наша жизнь кончи-
лась, товарини...—Й ожи пошли, перетоняя
хрут друга, жадно всматриваясь в каждый
дом, в каждую  ставню, изрешеченную
пулемётными очередями.

Скоро из окрестных деревень, из под-
Bakes и шелей на улицах города пояРП-
Лесь жители.

Так, под орулийную кононаду, на оне-
гу, обагренном горячей кровью, началось
восстановление города.

0 том, что фронт рядом,  наломинети
германские снаряды и мины. Ночами они
свистели над затемнёнными домами и
рвалиюь на улипах и огородах, нередко
поражая жителей насмерть.

Фронт был рядом. Немецкие appenrap-
ABI,
ветских войск, бешено сопротивлялись. В
двух километрах от города шли кровопро-
литные боя. В город поступали раненые

дыма. в глазах их ещё стояло отражение
боя, — так близко был Oot.

Жители принимали раненых в дома, в
квартиры. Шли в соседние леса, на сан-
ках привозили дрова ‘и согревали раненых.

В гороле немедленно была восстановле-
на баня. И котла рядом в баней рвался
снаряд и со звоном лопались стёкла, —
на улицу вырывались густые клубы пара.
Намыленные бойцы собирали стёкла с ка-
фельного пола ‘и говорили:

—- Вот, сучьи фрицы, гигиену не дают
соблюсти...

Разбитое стекло заменялось листом фа-
неры, и купанье продолжалось...

В один из дней на улицах не разорва-
лось ни одного немецкого снаряда. На
следующий день — тоже. Орудийный
гул стал лоноситься всё глуше, и скоро
трловая тишина нанолнила улицы города.
Немпев отогнали дальше, на запад... №
этому времени из партизанских отрядов,
из лесов вернулись остальные горюдекие

работники. И тогда, как бы впервые обра-  на полях...

тив внимание на разбитые стекла и про-
копченные, залымленные немцами стевы,

ность врубмашины до 6.500 тонн в ме-

обучить в выпу<к
декабре из новых рабочих 15 навалоот-! воды

пытаясь задержать ваютупление со- .

CHOMY.

Успехи оборонной
промышленности
Казахстана

АЛМА-АТА, 7 декабря.

(По телегр. от

cod. корр.). Работники оборонной  про-
иышленности Казахстана увеличивают
боевой продукции. Bee 3a-

из числа расположенных в рес-
публике досрочно выполнили ноябрьскую
программу производства вооружения и
босприпасов. Н-ский завод освоил вы-
пуск нового вида вооружения и перевы-
полнил план по ‘всем видам Продукции.

председатель исполкома райсовета Бурдин,
беседуя с председателем горсовета Сото-
вым, сказал:

— Ну, брат, теперь пора смываль п
эту грязь, — и он провёл пальцем по сте-
не, оставляя Ha копоти след...

..Прошёх год. Подсчитаны и подвеле-
ны итоги двухмесячного германского pa3-
боя в Волоколамском районе. Страшные
итоги. Совершенно сожжено в районе де-
вятналцать деревень, частично — 141.
Уничтюжено 2.906 домов, частичне — 783
дома.

Когда в районе говорят: «Частично уни-
чтожено», — обычно при этом горько!
улыбаются, частично — это значит оста-
лись одни стены...

23 школы, 28 изб-читажен... Тружно всб
перечислить.

А сколько коров, лошадей. птицы

Волоколамский район был некогла рай-

оном с образцово поставленным животно-
водством. Где оно сейчас?
Доярки в колхозах тоскливо смотрят на
обуглившиеся  головешки,  запорошённые
снегом. Смотрят и вздыхают, — здесь
были тёплые, духовитые коровники.

Найлёт птичница в уцелевшем сарае.
куриное перо и тоже вздлохнёт, — белое
перо, красный гребешок — много леггор-
нов было на птичьей ферме.

Старый конюх, кавалерист, участник
прошлой русоко-германской войны. найдёт!
подкову на дороге, поднимет ее, — новая
подкова, пригодится... Новые кони будут,
крутые бока, пена на удилах, бешеные
глаза... Будут такие кони, старик верит,
на ето веку, будут. Не выбросит старик
подкову, возьмёт её к себе в избу. Отнёе
бы в конюшню, да на месте сожжанной.
еще не выстроили новую.

Пожгли, порушили немцы
хозяйство... ‚

Но люди живы. Люди крепко стоят на
отвобванной земле. На себе, на своём Top-
бу, в трудном поту восстанавливают они.
своё хозяйство, колхозное, то, что дороже
всего; изведали, узнали, как дорого оно’
для советского человека.

По кирпичу, по брбвнышку собирается
новое хозяйство, заравниваются воронки!

колхозное

ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР

Содружество

На дверях комнаты дощечка — «Уче-
ный совет при крайисполкоме». В не-
большой этой комнате сходятся нитя
многих больших и увлекательных дел,
здесь разрелазтся самые разнообразные
научно-хозяйственные проблемы.

Прошло только пять месяцев е тех
пор, как на Алтае по инициативе про-
фессора Н. Н. Богданова-Катькова в03-
никла эта организация. Но она уже тес-
но связалась с десятками научно-иссле-
довательских институтов и выспвих учеб-
ных заведений,  сгруппировала вокруг
себя сотни научных работников различ-
ных спепиальностей.  0б’единяя и на-
правляя деятельность научных учрежде-
ний, ученый совет вместе с тем служит
связующим звеном между научной об-
щественностью и руководящими краевы-
ми организациями. Возглавляет совет пред-
седатель краевого исполнительного коми-
тета тов. Сиерлов.

Работа совета дала уже первые пло-
ды. В апреле этого года на Алтай при-
был эвакуированный из-под Ленинграда
Пушкинский  сельскохозяйственный ин-
ститут. Профеесор Н. А. Дроздов немед-
SeHHO MC занялся выращиванием куку-
рузы. Опыты вполне удались. Оказа-
лось, что кукуруза отлично чувствует
себя под алтайским солнцем и в алтай-
ской почве, дает здесь исключительно
высокий урожай. Ученый совет подхва-
тил инициативу пушкинцев и Ha осно-
вании их работ представил в краевые
организации проект мероприятий по
внедрению новой для края культуры.
Краевые организации приняли специаль-
ное решение, и весной 1943 г. алтайцы
засеют кукузузой 3.000 гектаров.

Значительная часть свеклы пропадает
зря, потому что ее трудно вывезти из
глубинных пунктов на сахарные заводы.
Профессор химико-технологического ин-
ститута П. М. Силин разработал спобоб
кустарной переработки  свекловичного
корня в сахарный
другие продукты. Ученый совет поставил
его доклад на заседании пищевой под-
секции, куда входит и заведующий
Крайпишепромом. В результате несколько
тысяч центнеров свеклы, которым грози-
ла гибель, будут переработаны в саха-
ристые продукты на месте по способу
профессора Силина,

В Алтайском крае развертывается сей-
час конесрвная  промьпиленность. Вновь
создаваемые предприятия должны BEMIY-
стить в 1943 году миллионы банок кон-
сервов, преимущественно овощных. Уче-
НЫЙ совет принимает активное участие
в разработке вопросов и наиболее пелесо-
образном размещении консервных заводов
с максимальным приближением их к ис-
точникам сытья. Для производства KoH-
сервов понадобятся сельскохозяйственные
продукты, которые до сих пор или вовсе
не имели распространения на Алтае, или
были рабпространены в совершенно не-
достаточных размерах, — баклажаны и
перец, кабачки и горошек, тмин и чес-
нок. По предложению ученого совета за-
падно-сибирская овощная опытная стан-
ция займется разведением этих культур.
Она организует вблизи консервных заво-
дов свои опорные пункты.

В магазинах Барнаула вы найдете
сколько угодно кофе. Но для того, чтобы
сварить из него полноценный напиток,
нехватает цикория. Алтайский краевой
торговый отдел обратился за содействием в
ученый совет. Здесь делу быстро помог-
ли. Профессор 0. В. Троицкая разрабо-
‚тала способ получения цикория из оду-
ванчика. Специалисты признали этот
цикорий превосходным. Профессор Троиц-
кая вплотную занялась также пробле-
мой использования многих дикорастущих
растений для хругих хозяйственных нужд.

Только-чаю ученый совет провел все-
стороннее обследование 15 сельскохозяй-
ственных  научно-исследовательских уч-
режлений и вузов. Имелось в виху выяс-

сироп, пряники и!

ный материал, который ляжет в основу
важных практических решений.

Можно ли, однако, утверждать, что
научно-исследовательская работа в облас-,
ти сельского хозяйства внолне cooTReT-
ствует сегодняйиным требованиям?
говорить 06 этом, к сожалению, еще

Больной вопрое для Алтая -— низкие

это, ни одно
местным климатическим условиям.

храя играет скотоводство. Межлу тех
здесь теперь нет ни одной опытной стан-

новодства.  Существовавшая раньше в
Ойрот-Туре  зоотехническая станция по
совершенно непонятным причинам за-
ЕРЫТЗ.

Основное зло и главная беда научно-

ванности от сельскохозяйственного  про-
изводства. На всю страну прогремели
имена алтайских колхозников и колхоз-
ниц, выращивающих ‘невиданно высокие
урожая. Но 0 них как будто не слышиа-
ли работники некоторых алтайских чн-
ститутов и опытных станций.

На Алтае бъет в глаза  разительный
контраст между рекордно высокями уро-
жаями, которые получают ефремовпы, и
низкой средней урожайностью колхозных
полей. Однако замечательный опыт еф-
ремовцев не изучен научно-исследова-
тельскими учреждениями н He pacnpe-
странен так, как он того заслуживает. В
свою очередь достижения научных работ-
ников слабо внедряются в колхозное про-
изводство, мало и вяло пронагандируют-
ся. Барнаульская селекционная станция
предложила простой и весьма доступный
с10соб резкого повышения урожая озн-
мых—посев их по летним кулисам пол-
солнечника. Ho из 936 тыю. гектаров,
которые алтайцы в нынешнем году за-
сеяли озимыми культурами, только на
18 тысячах гектаров посевы были
проведены по кулисному похсолнечному
пару. Почему? Потому, что подавляющее
большинство алтайских колхозов 0 до-
стижениях  барнаульских  селекционеров
ничего не знает. Председатель перехового

колхоза имени Шевченко тов. Яценко
говорит:
— Если бы кто-нибудь  заблаговре-

менно растолковал нам, что кулисы под-
солнечника повышают урожай озимой
ржи на 7 центнеров с тектара, мы бы,
разумеется, обеими руками ухватились
за это предложение. Никто самому себе
не враг.

Овощная станция разработала arpo-
правила, обобщающие ве многолетний
опыт. В колхозы они, однако, не попа-
ли, так как отпечаталя их на пишущей
машинке в количестве всего 4 экземпля-
ров, которые к тому же все до единого
погибли где-то в недрах крайплана я
крайзо. Даже на самой станции He ос-
талось ни одного экземпляра. —^

Много миллионов пудов хлеба и oBO-
щей мог бы Алтай дать фронту и стра-

` не дополнительно, если бы опытные стан-

ции и колхозы были связаны крепкими
нитями делового сотрудничества.

На основании данных, полученных в
ходе обследования, ученый совет разра-
ботал проект постановления крайкома
BRIL(6) и крайнсполкома. Здесь намече-
ны практические меры, обеспечивающие
наибыстрейшее использование в колхозах
й совхозах последних достижений науки.

Мы рассказали только об одной части
многогранной деятельности ученого сове-
та —0 работе его в сельскохозяйствен-
ной секции. Но и этого достаточно для
того, чтобы составить себе некоторое
представление о характере молодой орга-
низации, сила которой заключается в
соединении авторитета науки с авторите-
том высшего в крае органа советской
власти.

нить, в какой мере перестроили они
свою деятельность применительно к ye-
ловиям военного времени. Получен цен-

каждой свиноматки выхаживала To 22—
23 пороебнка. На выставке Всесоюзной
была. Орден Ленина от советского пра-
вительства получила. Заработала и почёт,
и уважение во всём районе. Нет теперь
свиноводческой фермы в колхозе «Красный
маяк». Нет, но будет, можно сказать, поч-
ти есть... Ноехала Марфа Субботина по
другую слорону Москвы, в деревню, кото-
рая не испытала немецкого разбоя; pac-
сказала Марфа, что натворили немцы в её
дому, в её колхозе... И привезла она 20
поросят — меныше, чем приплод от одной
свиноматки,— начало свиноводческой фез-
мы заложено. Настанет пора, и поедет
Марфа Субботина снова в Москву на Все-
союзную сельскохозяйственную выставку,
чтобы показать, каких она потомков выхо-
дила от 20 поросят военного времени.

Много людей ушло на войну — и не
только мужчин, & и девушек, а район
уже в первую осень после освобождения
перевышолнил планы посева зерновых, по
льНу план выполнил и многих других хо-
POMLAX показателей добился.

Много скрытых сия у русского чело-
века. скромен он по натуре, не бах-
валится, не хвастает эй силой. Ho
понадобится она и — раскрывается эта
его могучая сила. У одних — на фрон-
те, у других — в тылу. Поначалу и
сам человек удивляется: откуда э№ у
меня? В page не замечал раньше?

Вот так жил до войны колхозник Иван
Николаевич Егерев. Работая исправно,
рядовым колхозником был. За исправ-
ность и аюкуралноеть назначили ero в
колхозе бригадиром. Так и война его за-
стала бригадиром. Колхоз был хороший,
работати в нем люди честно. И всегда
Иван Етерев удивлялся, почему это в
соседнем колхозе народ нерадивый... А

так же, как и в его родном, всё разру-
шил: и кузню, и три риги, и шат@ёр для
молотьбы, и двигатель сломал немец.
Злобствовал варвар, когда его прогоняли.
А когда пропнали немца — вышло так,
что предложили Ивану Егереву пойти в
этот самый, перадивый ранее колхоз. Не
хотел Иван Егерев сначала итти, но mo0-!

Когда-то на свиноволческой ферме кол-

TOM подумал, что как же он так может

тут пришел немец и в соседнем колхозе!

во время войны OT ответелвенного дела

А. ЛАНДАУ,

с0б. корр. «Известий».
БАРНАУЛ. 7

хал в соселнюю деревню, председателем
колхоза «Завет Ильича». И какой колхоз
‚сего приходом стал... Первый в районе.

всё потому, что Иван Erepes лично
правильный человек. Он косить хлеб с
ненсправной косой не пойдёт. Если есть
неровность на косе, выправит oH её
сначала, и только тотла пойдёт в поле.
А выйет в поле, взмахнёт широко косой
и скажет:

— Чур, от меня не отставать!

Кому хочется от председателя отстать?

Все за ним идут, а обедать сядут, гово-

рят ему:

Умучил ты нас, Николанм...

А Erepes посмеивается:

— Умучил? А ши хлебаете?

— Хлебаем...

— И ешё с лобавком?

С добавком.

А говорите, умучил? Умучил — это
тогла, когда не то, что добавку, a лож-
ку ко pry не поднесёте. -

..Заметают декабрьевкие снега, укры-
вают заботливо озимые посевы на полях.
Гед назад на этих полях шли смертные
бои, гудела шромёрзшая земля...

Сейчас метёт снег, врывается мороз-
ный ветер. на  водоколамские улицы,
шевелит на крышах ржавые клочья же-
леза...

Шумит городская электростанция, ми-
гают в окнах домов светлые огоньки.

Шумит локомобиль — тонит воду в
водонапорную башню, разгоняет по водо-
проводным трубам. Всё заново собрано,
построено, восстановлено — и электростан-
ция, и водопровол, и многое хругов.

Через окна светлого дома доносится
женский голос:

— Ели сторона прямоутольного трёх-
У№льника равна...

Чему она равна — не слышно. С со-
седнего здания оторвался кусок железа п
с грохотом полетел на почерневиие кир-
ПИЧИ, я

Но опять слышен голос:

— Rarer AB...

Й ешё — дом. Голубой, израненный,
с обнажёнными кирпичными звмятинами. ..

—=

Детевий крик слышится через окна. Это

— детские яели.

хоза «Красный маяк» Марфа Субботина от отказаться? Не иожет. И пошел. Перее-  Сегодня y ребят радость. Из Москвы

урожаи яровой шиеницы. Несмотря на’ eps
научно-исследовательское СЕОВСКОЙ области. Этот колхоз

учреждение не вывело скороспелого сор-  СИЛЬНО пострадал от фалистских захват-
та этой культуры, приспособленного к, ЗИБОВ.

исследовательских учреждений—в их отор-,

Почин трудящихся
Ашхабада

‚- АХАБАД, 7 хежабря. (По теле. от соб.
ковр.). В День Сталинской Конституции
трудящиеся Андреевского района Ашхабада

Нет, положили начало замечательному делу, в

котором ещё раз нашла себе выражение

рано.   сталинская дружба народов СССР. Они взя-

ли шефство над колхозом имени Сталина
‘в селе Теряево Волоколамского района М -
особенно

Трудящиеся Андреевского района реши-

:   \ вцам быстрее залечить ра-
Огромную роль в сельском хозяйстве ТИ ПОМОЧЬ теряеви р а

ны, нанесённые титлеровскими извергами.
Вместе с письмом в адрес правления кол-

Е. за отправлена ия ылок-—180 па
ция, занимающейся проблемами manor.   03% ee Tes 06 р

белья, 35 одеял и простынь, кишмиш, пря-
ники, книги для школьняков, большая ан-
  течка, Текстильщицы в неурочное время
вырабатывали для этих посылок ткань,
 швейницы шили бельё,

Совешание работников
лекционных бюро

Заковчилось  созванное Наркомпросом
 РОФОР совещание работников областных
лекционных бюро, посвящённое пропаган-
де научных знаний среди населения. Во
 Вступительном олове наротный комиссар
‘просвещения РОФОР тов. В. П. Потёмкин
подчеркнул исключительный интерес тру-
‘дяшихся к науке. Это лучше всего под-
‘тверждают цифры: в Москве за первый
‘квартал этого года было прочитано 842
лекции для 174 тысяч слушателей в
‘третьем квартале число лекций достятло
 1.970, а количество слушателей — 550
тыкяч человек.

Совещание. продолжалось несколько
дней и детально обсудило практические
вопросы  лекционной работы. На сме-
 циально проведбиных семинарах участти-
ки его ознакомились с методикой чтения
лекций.

Парад пионеров Баку

БАКУ, 7 декабря. (По телегр. от соб.
корр.). В Баку состоялся общегородской
парад юных пионеров, торжественно при-
 сягавших своей социалистической родине.
Парад принимал генерал-майор Бескров-
ный. Дружное пионерское «ура» перека-
тывалось по площали. Генерал-майор Бес-
кровный читал с трибуны слова пионер-
ской клятвы, и многотысячный хор дет
ских голосов вторил ему.

— В борьбе за жело Ленина-—Сталина
будьте готовы! — раздаётся с трибуны.

— Всегда готовы!-—отвечают пионеры:

Свыше двух часов отряд за отрядом
проходили юные ленинцы мимо трибуны,
дружно отвечая на приветствия.

На следующий день состоялся обще-
бажинский слёт юных пионезв.

„Отчизна“

НОВАЯ ПРОГРАММА АНСАМБЛЯ
ПЕСНИ И ПЛЯСКИ НКВД

6 декабря в Центральном клубе НЕВД
состоялся общественный ‘просмотр новой
программы. Стержневая тема програхиье—
 Патриотизи советского народа. Пюстанов-
щику, лауреату Сталинской премии, заслу-
женному деятелю искусств С. Юткевичу
Удалось создать яркое, красочное предетав-
ление. Музыкальным фоном программы
служили музыка и песни, специально на-
писанные композиторами Д. Шостаковн-
чем, Н. Чемберджи, В. Мурадели и др.

Большой успех имели песни и пляски

народов ОССОР, поставленные  балетмей-
стером В. Голейзовским.
Начавшись торжественной увертюрой

Д. Шостаковича «Октябрь 1917 т.», про-
грамма закончилась торжественным «Гим-
ном Москве» — музыка 3. Лунаевекого,
художественного руководителя и дирижёра
ансамдля.

Большюе одобрение у публики вызвали
интересные по замыелу и выполнению де-
Борации художника П. Вильямса.

привезли новые ‘игрушкм. Игрушки во-
онного времени, не очень яркие, в се-
феньких платьицах матрёшки, паяцы и
мишки. Ходит голубоглазая девочка, ука-
чивает бесхвостого зайца, подхолит к кро-
ватке, там лежит завеёрнутый в красное
одеяльше малыни...

— Bo, зайка, — протягивает левочка
малышу зайца. Но малышт тарашит нено-
нимающе глаза. Он ешё молодой — ему
два месяца...

в райкоме комсомола на месте сок-
ретаря сидит Герой Советского Союза ком-
сомолец Ильюша Кузин. В нему приходят
  школьницы с пионерскими красными гал-
стуками и ралортуют:

— Товарищ Герой Советского Союза,
товарищ секретарь райкома Бузин, мы
помогли семьям бойцов, доставив им на
квартиру дрова...

Кузин принимает рапорт, а затем дело-
вито расспралиивает пионеров, как обето-
ят у них дела с учёбой...

А год назад он, Кузин, стоя в лесу за
сосной с противотанковой гранатой в py-
Re, терпеливо пропускал грузовик, напол-
ненный немецкими солдатами, а затем
бежал велед за ним и на глазах ошалев-
ших от страха немцев забрасывал грана-

ту в кузов. Все наличные немцы ле-
тели в воздух. «Забота о Фрицах», —

так называлея этот приём у Кузина.

Ha одном из высоких холмов, над
городом, на небольшой обнесённой невы-
сокими елями прлявке стоит скромный
временный памятник. Под ним похороне-
ны восемь московских комсомольцев, пар-
тизаны, бойцы и командиры, отлавшие
свою жизнь за освобождение города Во-
локоламска. На трёх сторонах памятника
перечислены имена героев, на четвёртой—
красная эвезда, обращённая на запад.

Далеко от Волоколамска ушли соват-
окие войска. В снегах и в л лесах на
Центральном участке фронта ведут они
наступательные бои, теснят немцев, от-
жимают их на запад.

И с высокого холма, от заснеженной
могилы светит им с памятника звезда
героев, направляя бойцов всё дальше и
дальше, на запад.

А. СОФРОНОВ.

ВОЛОКОЛАМСК. Декабрь, 1942 г.