тзты? кт

Seo Sa ee

Tea wt

BET RPSSTIUTSeST

Ma-

СРЕДА, 3 ДЕНАБРЯ 1942 г. {№ 288 (7974) 7

ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР

—_ыаааАЗ аи

В ВЦСПС и Наркомчермете

ВЦСПЮ и Наркомчермет,  расомотрев!
итоги Всесоюзного социалистического co-
ревнования за ноябрь 1942 т., признаи
нобедителями в социалистическом ворев-
новзнии следующие пехи и прехприятия
и решили:

Вручить переходящее Нрасное Знамя
Государственного Номитета Обороны и
присвоить звание «Лучший доменный
цех Советского Союза» доменному цеху
Белорецкого  металлургического завода
(директор т. Марков, начальник цеха
т. Антошечкин, секретарь парторганиза-
ции т. Хлёсткин, предцехкома т. Рябов),
передав знамя с доменного цеха Ново-
Тагильского  металлургического завода’
(хиректор т. Резников, нач. цеха т. Те-
вин, секретарь парторганизации т. Охот-
ников, предцехкома т. Ратнер).

присвоить звание «Лучший сталеплавиль-
ный цех Советекоте Союза» мартеновеко-
му пеху № 3 Магнитогорского метал-
лургического комбината им. Сталина (ди-
ректор комбината т. Носов, и. 0. на-
чальника цеха т. Гарченко,  парторг
т. Степанский, предцехкома т. Холопов),

передав знамя с мартеновокого цеха за-

Bora № 700.

Оставить переходящее Красное
Государственного Комитета
сохранить звание «Лучший прокатный
цех Советского Союза» за срехнелисто-
вым цехом Матнитогорокого металлурги-
ческого комбината им. Сталина (лиректор
комбината т. Носов, начальник цеха
т. Стукалов, парторг т. Ковтанюк, пред-
цехкома т. Казимиров).

Вручить переходящее Краснов Знамя
Государственного  Номитета Обороны и
присвоить звание «Лучитий коксовый цех.
(Советского Союза» коксовому цеху Ке-
меровского коксохимического завода (хи-

Обороны

Мартеновекому цеху ордена Ленина за-

Знамя
и

т. Осипов), передав знамя с EORCOBOTO

цеха Нижне-Татильского коксохимическо-

го завода.

Вручить переходящее Красное Знамя
Государственного Комитета Обороны ип
присвоить звание «Лучший фудник Совет-
ского Союза»  Высокогорекому руднику
(управляющий т. Жиайло, секретарь парт-
организации т. Осипов, прехрудкома т. Ки-
риллов), передав его с рудника горы Маг-
HUTHOH. `

Оставить переходящее Красное Знамя
Государственного Комитета Обороны у элек-
тростанции Кузнецкого металлургическом
комбината им. Сталина (лиректор комбина-
та т. Белан, начальник элежтростанция
т. Маньков, секретарь  парторганизации
т. Лаврентьев, предцехкома т. Лебедев).

Выдаль вторые премии цехам и пред-
приятиям: \

Доменному цеху Кушвинского металяур-
гического завода (директор завота т. Овча-
ренко, начальник пеха т. Танеев, секре-
тарь парторганизации т. Клюев, прелцех-
кома т. Потягайло);

Вода № 700 (лиректор завода т. Белобров, !
Г`начальник т. Устинов, секретарь партор-
ганизации т. Ленский, предцехкома т. Ба-.
Ta IE);

Сортопрокатному цеху металлургическо-
го завода, где директором т. Ильйн (на-
чальнию цеха т. Белозёров, парторг т. Лео-.
HOB, предцехкома т. Зотов):

Воксовому цеху Губахинского коксохи-
мического завода (директор завода т. Буб-
ликов, начальник коксового цеха т. Жда-
нов,  парторг т. ` Кюзюра,  предцехкома
т. Иванишев):

Рулнику горы Магнитной (нач. ropxo-
рудного управления т. Котов, начальник
рулника т. Серебряков, секретарь партор-

секретарь  парторганизащии
предцехкома т. Головняков).

т. Шадрин,

Выдать третьи премии следуюнцим me

хам и предприятиям:

мартеновскому цеху Омутнинокото xe-
талклургического завода (директор т. Алей-
нов, начальник цеха т. Малаха, парторг
т. Сердюк, предцехкома т. Прозоров):

сортопрокатному цеху Златоустовекою
металлургическотю завода (лиреклюр завоха
т. Крамер, начальник цеха т. Шуралев,
mapropr т. Юловаюин, предцежкома т. Пер-
BYHOB);

Полуночному марганцевому  руднику
(управляющий т. Новиков, секретарь парт-
организации т. Маслов, прелрулкома т. За-
рубин);

ПВС-1 Магнитогорекого  металлургиче-
ского комбината ‘им. Сталина
комбината т. Носов, начальник  ПВС-1
т. Березин, секретарь  парторганизации
т. Сецко, предцехкома т. Тукьянов).

В ВЦСПС и Наркомчермете

ВЦСПС и Наркомчермет,  расемотрев
итоги Всесоюзного  социалистического со-
ревнования строителей металлургических
заводов и цехов за ноябрь 1942 года, при-
знали
соревновании следующие стройки и решили:

Оставить переходящее Нрасное Знамя
Государственного Кемитета Обороны и.вы-
дать первую премию строительному упзав-
лению «Доменстрой» треста  «Магнито-
строй» (управляющий трестом т. Дымитиц,
начальник строительного управления т. Ба-
кума, парторг т. Полухин, профорт т. Пе-
стов). `

Выдать вторую премию тресту «Ста-
линскпрометрой»

ректор завода т. Мажеимов, начальник

т. Кратенко, парторг т.
танизации т. Коновалов,  предрудкома профорг т. Кучеров). И
т. Кондаленко). Выдать третью премию тресту «Труб-
Электростанции ордена Ленина завода строй» (управляющий треслюм т. Вротов,

коксовых печей т. Диденко, парторг ЦК: № 700 (лиректор завода т. Белобров, на-  парторг т. Дмитриев, профорг т. Кожевни-

т.

ВА (6)

В ВЦСПС и Наркомавиапроме

ВИСПС и Наокомавиапром, фасомотрев
ревнования работников авиационной про-
мышленности за ноябрь 1942 года, при-
знали победителями в социалистическом со-
ревновании следующие заводы и решили:

Оставить ‘переходящее Нрасное Знамя Го-
сударственного Номитета 0Обероны-и вы-
дать первые премии: заводу, где директо-
рем т. Белянский, паргоргом ПА ВКП(б)
т. Федоренко, предзавкома т. Кудрин;

Заволу, где хиректором т. Солдатов, парт-

оргом ЦЕ ВКП(б) т. Кошельков, предзавко-`

ма т. Аникин;

Заводу, где директором т. Жезлов, се-
вретарем парткома т. Румянцев, предзав-
кома т. Устинов; Е

Заводу, где директором т. Баландин,
парторгом ЦК ВАП(б) т. Голованов, пред-
завкома т. Павлов;

Заводу, гле директором т. Марочкин,
парторгом ЦЕ ВАП(б) т. Литвиненко, пред-
завкома т. Дмитриев:

Заводу, где директором т. Белов, парт-

Уразовский,  предзавкома!

чальник электростанции т. Красильников,  ков).

оргом ЦК ВКП(б) т. Тарасов, прехзавкома
т. Тимошенко:

Заводу, где директором т. Романов, парт-
оргом ЦЕ ВЕП(б) т. Олнолетков, предзав-
кома т. Гуяров;

заводу, где директором т. Дикатев, пзрт-
оргом ЦЕ ВЕП(б) т. Трапезников, предзав-

Государетвенного Комитета Оборены и вы-
дать первую премию заводу, гле лирекло-
pon т. Федин, парторгом ЦК BRII(6)
т. Сталятинов, предзавкома т. Урузманов,
передав эт знамя с ззрода, THe лиректо-
ром т. Атаджанов, mapropr IIR BRII(6)
т. Агуреев, предзавкома т. Боков.

победителями в сопиалистическом,

(управляющий трестом!

кома т. Лобанов.

Вручить пероходящее Красное Знамя
Государотвенного Комитета“ Обороны и вы-
ae первую премию заводу, где лиракто-
pom т. Окулов, парторгом ПК ВЕП(б)
т. Жуков, предзавкома т. Тюрин, перелав
310 знамя © завода, где диреклором т. Ле-
вин, парторг ЦЕ ВКП(б) т. Золотов, пред-
завкома т; Пчелинцев.

Государственного Комитета Обороны и вы-.
хать первую премию заводу, где директо-
юм т. Абрамов,  парторюм ЦЕ ВКП(б)
т. Зенков, предзавкома т. Расторгуев, пе-
рехав это знамя © завода, тде директором
т. ‚ паугорг ЦЕ ВЕПСб) т. Зам-

‚ нрелзавкома т. Чернов.

Выдать вторые премии заводам, где хи-
ректорами тт. Ивайкин, Казажюв, Еремеев,

Аржаков, Дворкин, Лещенко, Киселевокий,

Засульский, Пветков, Горелик. Смирнов,
Лурье, Ермолов, Алешин.

Выдать третьи премии заволам, где жи-
perropama тт. Котов, Антипов, Тимофеев,
Крупнов, Березин, Лебедев, Жихарев, Ма-
ленок, Беленков, Гавриленко, Васильев,
Казанский, Гулай, Озарский, Шелухин, исп.
обяз. директора т. Смирнов П. П., Авдеев.

ВЦСПС и Наркомавиатром отметили хо-
рошую работу в ноябре заводов, где ди-

-

Большой день
в Магнитогорске

МАГНИТОГОРСК, 8 декабря. (По тепеф.
от с0б. норр.). Магнитогорские строители
Е металлурии, выстроившие мощную пя-
тую домну в исключительно0  короткяй
срок, одержали тем самым значительную
победу. Красавица - домна выделяется сре-
ди остальных печей своей момностью
и грандиозностью.

Когда директор комбината т. Носов
приказал: —— Дать  дутьё! — словно
огненный шквал ворвался в печь. Сотни
людей, которые строили домну, экоплоа-
тационники, которые её принимали, при-
слушивалиеь к дыханию новой печи,
проверяли, как ведут себя механизмы, как
действует вся сложная аппаратура. Ма-

(лирокяюр стер Шатилин, первый вставший на бое-

вую  стахановскую вахту, через очко
фурмы заглянул в печь, и яркие зогоньки
эмитлись в 6©00 главах.

— Здорово идёт! — сказал он.

Строители уступили бвои места 9KC-
плоатационникам. Хозяином у  домны
стал Алексей Шатилин, хозяином на гор-
не — старший  горновой Полухин, у
‘пульта управления печи стал старший
‘газовщик Лычев. Уже просушены кана-
вы, поданы под желоба ROBIN, взялись
за дело горновые. И вот открыта лётка
‚и из неё огненным шквалом вырвался
чугун. С непередаваемым восторгом сле-
дили строители за бурляшщим потоком  ие-
талла. 9

... Первый расплавленный металл из
новой малнитогорекой домны торжественно
‚и плавно падает в ковш. Ha площадке
стоят, обнявитись, два шестналцатилетних
‚паренька — казах Мингалией Ахмидеев и
‘русский Павел Леднев. (ба они пришли

Сараловских, из школы ФЗО. На ‚строительстве демны

они стали опытным
месяца пох ряд 663 выходных дней, днём
я ночью, трудились они во ‘имя победы.

...В этот день в городбком театре
строители и металлурги собрались на ео-
брание. Управляющий трестом «Матнито-
строй» Наркомчермета т. Дымииц  06056-
щает опыт борьбы коллектива на строя-
 тельстве доменной печи.

— Мы будем строить новые  домны и
мартеновокие печи, будем наращивать но-
вые производственные мощности. На стро-
ительстве пятой ломны накоплен большой
и ценный опыт. Он полностью будет Нами
  использован на других строительных 60 -
ектах.

Страстным призывом к самоотверженно-
му труху для фронта, для победы прозву-
чало выступление знатного мастера цеха
металлоконструкций № 1 т. Оленковекого.

— Шесть. доменных ` я строил в
своей жизни, но никогла\не видел; чтобы
такими быстрыми темпами создавали JOM-
ну! — говорит старейший каменщик тов.
Нефедов, сын которого сражается на фрон-
те. Нефелов, несмотря на свой преклонный
poapact, самоотверженно о трудился Ha
стройке домныг.

—- Ответ на высокую опенку нашей pa-
боты по созданию пятой домны, говорит

монтажеиками. Три

ревторалеи тт. Мизюрюв, Иванов, Герасимов,
Цайцлие, Москалёв, Дьяченко и Кац (ма-
стерские «Авиамалитехонаб»).

В ВЦСПС и Наркомтанкопроме

ВИСИС и Наркомтанкопром, расемотрев
итоги Всесоюзного социалистическоге со-
ревнования работников танковой промыш
ленности за ноябрь 1942 года, признали
победителями в социалистическом сорев-
новании нижеюледующие предприятия и
penn:

Оставить переходящее Ирасное Знамя
Государственного Комитета Обороны и вы-

дать премию заводу, где  хиреютороч
т. Кочетков, парторгом ЦК ВВП(б) т. Ха-
ритонов, председателем завкома т. Спирин.

BUCHG и Наркомтанкопрома и выдать
премию заводу, где директором ‘т. Орлов,
парторгом ЦЕ ВЕП(5) т. Ярославцев. пред-
  седателем завкома т. Савостьянов; передав

Знамя с завода, гле директором т. Волков.

Выдать первые премии зазюдам, где ли-
ректорами тт. Мороз, Козлов; Туманян.

Выдать вторые премии заводам, где хи-   меннюй печи — обещает в жёсткие сроки

ректоралги тт. Пышкин, Зеликсон.

За невыполнение своих обязательств в
ноябре отобрать переходящее Красное Зна-
мя Государственного Комитета Обороны у
завода, тде директором т. Максарбв..

В ВЦСПС и Наркомбоеприпасов

ВЦОПС и Наркомбоеприпасов, рассмот-
рев итоги Всесоюзного социалистического
соревнования за ноябрь 1942 г., признали
новании следующие заводы и решили:

Оставить первходящее Красное Знамя
ЦБ РЕП(б) и выдать первую премию
заводу, где директором т. Пригульский,

Трудное: дело

Из печи показалась раскалённая чурка,
похожая на толетое отненное бревно. Свер-
XY спустились промалные клещи и попхва-
тили чурку, она повисла в воздухе. Возле

печи стоял человек, весь вид его и повадка

говорили 0 том, что это крестьянин, нелав-
но прибывший из деревни. Упёршись, ру-

ками в клещи, он двинулся вперёд, толкая

чурЕУ впереди себя, он делал это очень хо-
зяйственно, как если бы это был не раска-
ленный, источающий зной и сиянье ме-
талл, а рыбачья лодка, котофую напо было
BHTOUKHYTS Ha Geper.

Так он довёл чурку до прокалнюго стана
и здесь остановилея. Возле стана стояла

невысокого роста женщина в закопчённом и.

обгорелом мужеком комбинезоне, голова у
неё была повязана косынкой. Лицо женши-
ны было тоже перепачкано копютью, это
былю простое русское лицо, курноеое, не-
много широкое в скулах, < мелкими и мяг-
ЕИМИ чертами. Такую женщину легко мюж-
ню было представить кормящей ребёнка или
стирающей в корыте бельё; всё женствен-

ное, всё тихое и домовитое было обозначе-
она!

HO B ней очень явственно. Сейчас
стояла в громадном цехе, среди завываю-
щих печей и металла, среди искр, пры-
тающих, как опненные блохи; чурка, весом
в девяносто кило, раскалённая добела,
окруженная колышущимся облаком зноя,
двиталась прямо на неё, она хватала чур-
KY крючьями и передавала её вальцовнти-
ку, который направлял ‘чурку в стан.
Чурка, визжа, исчезала, выкжаживала по
ту сторону стана и вдруг вновь появлялась
на этой стороне, уже пюхулевшая, выпол-
зая из стана, как. громадная обненная змея,
И женшина вновь хватала эту змею
крючьями и перелавала её вальцоважику, и
тот опять толкал чурку B стан, она
уползала, и только рыжий страпитый хвост
её сокунту торчал из ‘стана, как будто она
застряла у него в горле. Но нотом исчезал
и хвост.

А в это время к стану уже подавалв
новую чурку. Она лезла огненным своим
рылом прямо на женщину, и надо было

т. Бобров. :

ЦЕ ВКП(б) и выдать первую премию за-
воду, где директором т. Двинов; парторг
ЦЕ ВКП(б) т. / Комаров,  предзавкома
т. Акулов.
Выхлать вторые прёмни:
  Заводу, где директором т. Кисурин.

кре парткома т. Буров, предзавкома

очень быстро подхватить её, чтобы она не
  обожегла и не изувечила. Но тут из стана
  выползала первая змея, уже совсем поху-
девиая, ставшая втрое длиннее. Сквозь
дымку зноя былю видно, что на той сторо-
не стана тоже стоит женщина, только мно-
то выше ростом, но в такой же бабьей ко-
вынке;, и она тоже подхватывала чурку
крючьями, посылая её через стан сюда, к!
другой женшине, как если бы они играти
в очень трудную и страшноватую игру.
 И змея © каждым разом становилакь всё
уже и длиннее и вдрут уползла от стана
  совсем, прижавшиеь раскаленным, вытяну-
‘тым телом к движущимся мостам. И здесь
женщин сменили для отдыха, и 06бе они
  отошли от стана и остановились в сторон-
ке, чтобы отлохнуть.

Тут можно было разглядеть и вторую
женщину, Которая стояла раньше т ту
сторону стана, и лицо её только мелькало
сквозь розовое отненное облако, a сейчас
она была хоропю видна. Она впрямь была
  высокая, костиотая, со смуглым, как у
украинюи, лицом и очень спокойными гла-
зами -—— глазами ровного и ясного света.
  Копоть забилась во все моршинки на её
  лице и 9бозначила их точнее, и от этого
женшина казалась сталише. Но очень м0-
лолюй она и не могла, быть, потому что,
‘как мне сказали, у неё было четверо дё-
  тей. Она действительно была украинкой, ,
фамилия её была Аникиенко, Анастасия
Аникиенко. Первую женщину, ту, что по-!
меныше ростом, звали Евлокией Виногра-
Joris

Возле бтанюв было жарко, как в хухов-
ке, & здесь, чуть ототупя, тянул морозный,
ветерок, былю не так шумно и можно было
разговаривать. Женщины стояли, облоко-
тивигись на штабели металла, но по тому,
как легко держали они плечи, тю той BO
боле и прямоте, которая ощущалаюь вю всей
их позе. в теле, в руках, — был ВИНО,
10 этот отлых не был на том прелеле, 3a}
которым наступает изнурительная  уста-
лость, и что отдыхают они легко и с удо-
BOTECTBHEM.

Заводу, где директором т. Антонов.

Заводу, где директором т. Середин.

Заводу, где директором т. Крысин.

Заводу, где директором т, Канатов. .`

Выдать третьи премии: ;

Заводам, где директорами тт. Брусилов-.
ский, Костылёв, Нарикашвили, Закощи-
ros, Barnes, Беленький и Платонов.

Рабюта, которую они делали, была очень!
тяжёлой dro работа для мужчины. и
издавна, сколько существовал этот завод,
такую работу только. мужчины и делали,
Когда думалось, как управляютея сейчас с
этой работой женщины, то представлялись
здоровые, коромастые девчонки, такие, что
корни выворотят из земли, в беретах, едви-
нутых на олню ухо, с круглыми и тверты-
ми, как яблоко. щеками, Девчонки. кото-!
рых раньше мюжнао было вийеть на стадио-
нах или в бассейнах для плевания, иди на
катке, гоняющими хоккейный мяч.

Il Bipyr возле стана стояли двое жен-
щины, в домашних платочках, многодет-
ные; у старшей, Аникиенко. было четверо
детей, у Виноградовой — roe. Ode они ра-
НЮ потеряли мужей и воспитывали летей
сами и сами были кормильцами в семье, и
хозяевами, и главней опорой в доме. Ло
войны 002 они работали на этом же заво-
де сортировшицами; это была работа mpo-
стая, довольно лёгкая. и делали её главным
образом женигины.

Когда началась война, они одни из пер-
вых пошли на работу в прокатный цех,
чтобы заменить мужчин, призванных в
армию. Было лето, и в прокатном цехе в
TY DOpy былю жарко, как в чертовой пели,
H новички выскакивали оттуда соверменно
очумелые и стояли на ветру, открыв рты,
как рыбы. И, когда нало было возвразщать-
ся назай, опин из HEX окривил рот и 8а-
кричал плачущим голюеом:

— К чертям собачьим! На какой угодно
завод пойду, только бы уйти из этой ду-
ховки проклятой. Работы я другой не.
найлу, что. ли?

Он стоял, переминаяеь, злой и красный,
й 00е женщины стояли возле него. Они
тоже с непривычки устайи и им было
очень жарко, и пот тёк у них по лицам,
оставляя грязные бороздки. Одна из жен
шин, Анивиенюо, хотела что-то сказать ему
H даже упбрлаеь рукою в бок. чтобы вы-
шло злее и обниней, но потом вируг заетее-
нялаеь и поотла в цех. По дороге она боге
мотала пол ное: «Легкой жизни захотел в
такое время, — ни стыда, ни совести
нету...»

виТься © этими задачами.

ещё быстрее, ввюжить в строй новые до-

директор Магнитогорското комбината тов.
Носов, — может быть один — дать стране
как можно больше металла. В 1943 году
нах надо сдать в эксплоатацию во что бы
То ни Стало ещё ну доменную печь,
6—8 мартеновских печей, коксовые бата-
рей. Сделаем всё возможное, чтобы спра-

Тов. Горностаев “— мастер  вювой до-

освоить проектную мопиность хомны № Б.

В телеграмме на имя товадища Сталина
мапнитогорокие  метатлутми и строители
клянутся работать ещё лучше; строить

менные и мартеновекие печи, коксовыюе
батареи и другие взжные  металлургиче-
ские об’екты. з

Новая матнитогорская  ломенная печь
работают отлично. За трой AAA выплавле-
HO несколько сот тонн чугуна. По-боевю-
му несут почётные вахты бригады масте-
ров Шалилина и Дупикина: Их боевой де-
виз — Kak Momo быстрее освоить. про-
CKTHYIO мотность печи, добиться ежеюу-
точной выплавки двух  тыкяч тонн

Заслуженная норадв

Говорят, что дети перестают пхакать,
когда ин берет их на руки, словно они по-
нимают его болыпую любовь к ним. Более
полумиллиона детей прошло через руки
Георгия Нестеровича Сперанского за 44
года его медицинской деятельности. Сколь:
ко человеческих жизней спас он! С именем
профессора Спералюним связана вся работа,
проделанная в нашей стране по охране ма-
теринства и младенчества. Говорить о
нём — значит говорить о развитии этого
благородного и великого дела. =

Ещё задолго xo революции Сперанокий
создал на Пресне ‘первую в Москве кон-
сультацию для детей. В 1910 году там же
открылаюь организованная им первая в

Нроф. Г. Н. Сперанский

Москве, а может быть, и в России, боль-
ница для детей раннего возраста.

До тех пор этот возраст не привлекал
внимания врачей. Долгое время считалось,
что детей, особенно в раннем возрасте, во-
обще лечить нельзя. А смертность среди
детей была огромная. Из десяти роливпгих-
ся выживало два-три ребёнка, при чём
одна треть детей умирала, не дожив до го-
да. Существовала масса предрассулков в
уходе за детьми. Тяжёлое положение
трудящихся предопределяло высокую дет-
скую заболеваемость и неэффективность
попыток некоторых представителей меди-
пины ооганизовать лечение детей.

В таких условиях начинания Сперанско-
го и ещё четырёх-пяти энтузиастов мало

что могли дать.

Поэтому, когда в ноябре 1917 года cne-

циальным декретом при Наркомсобесе «была

создана охрана материнства и млаленче-

ства, у Сперанского, по его словам. дух
захватило от необ’ятности перспектив ий
возможностей. Ни в одной области медици-

ЗНАНИЕ ANN NAAT

ны не произошло таких фезких и past
тельных изменений, как в педиатрии.

Советское государство взяло ша себя 35^
боту о матери и детях. По всей стране
была создана целая система детских уч-
реждений, прототипом которых являлись
созданные когда-то Спераноким на Пресне
детская консультация, больница и т. х. До
сих пор наша страна остаётся елинствен-
ной в мире, THe охрана материнства и
младенчества является делом государствен-
ным, а не только частным делом родите-
лей и отдельных блатотворителей. Такого
размаха, какой получило у нас дело охра-
ны материнства и младейчества, нет нагде
в мире.

В городах и сёлах для матерей создано
множество родильных домов. Благодаря
этому смертность женшин от ролов сни-
 зилась почти до нуля. В десятках тысяч
консультаций, организованных по Союзу,
женщины получают боветы по уходу за
детьми. Консультации берут на учёт всех
грудных здоровых\и больных детей своего
района и систематически следят за ними.
В случае необходимости врач и сестра по-
сетают детей на дому.

Необычайно широкий размах получили
У нас ясли. Перед войной насчитывалось
более четырёх миллионов ясельных мест.
У нас имеются специальные детские мо-
лочные кухни, комнаты матери и тебён-
ва на железнодорожных станциях. С
1922 года существует Институт охраны
материнства и младенчества, первым хи-
ректором которого в течение восьми лет
бъл профессор Сперанский. Если когда-
TO педиатры васчитывались елинипалви,
то в 1941 году их былю уже около 20 ты-
сяч и сфеди них много ‘учеников  про-
фессора Сперанского. Это — целая ар-
мия людей, борющихся за жизнь и здо-
ровье молодото поколения. WH эта борьба
принесла свои плоды. Смертность детей
снизилась перед войной Gores чем B
два раза.

В настоящее время Центральный на-
учно-иселедовател ысклей педиатрический
инетитут, где профессор Сперанский ру-
ководит научной частью, ведёт большую
работу по борьбе е корью, коклющем и
дифтерией. Серьёзно изучается проблема
питания детей.

Георгию Нестеровичу Сперанскому ско-
р0° исполнится самьдесят лет. Он полон
энергии и работает попрежнему много и
плодотворно. Сперанский заведует кафел-
рой детоких болезней в Центральном ин-
ституте усовершенствования врачей, пред-
сехлательствует во Рсесоюзном обществе
детских врачей и в Комисоии лечобно-
профилактической помощи детям при
Наркомздраве ССОР ит. 4.

Долголетняя научная, обганизатолская п
практическая врачебная деятельность пэ-
фессора Сперанского увенчана вполне за-
служенной им высокой наградой: публикуе-
мым сегодня Указом Прёзилиума Верхов-
ного Совета СССР Георгий Нестерович Сие-
ранский награждён орденом Ленина.

Шефство городов и районов. Московской области
над шахтами - новостройками Подмосковного
бассейна

Торода, районы и рожи Москов-
ской области взяли шефство над шахтами-
новостройками  Подмосковного угольного
бассейна. 12 промышленных городов и 15
районов уже организовали действенную по-
мощь вновь строящимся угольным шахтале,

Предприятия Заторска послали на под-
шефную шахту 13 сомециалистов по мон-
тажу и ремонту оборудования, направили
8 вагонов кирпича, 2 вагона строителыно-
0 леса, вагон инструмента и инвентаря
для столовых и общежитий. В ближайшие
дни из Загорока отправляются ещё 8 ваго-
нов с ценным оборудованием и стройтель-
ными материалами. 1

Значительную помощь оказывают под-
шефным шахтам-новостройкам предприятия
городов Серпухова, Ногинска, Кунцева,
Пушкина, Краюногорска и Каширы.

Рабочие промышленных предприятий
Московской области своими силами изгото-
вили для шахт часть оборудования, приво-
дят в порядок предназначенные для от-

чугуна.

Она проплываль в громадной люльке над
печами и отанами, и мать инотда подымала
голову и смотрела ей велел. Трое младших
девочек еше училиюь в школе. У Винюгра-
довой дочки были совсем маленькими, и
помощи от них не было никакой. Когда
женщины возвралцалиюь © завода домой, им
надо бью накормить детей, навести в доме
‘порядок, постирать бельё. В других вемьях
приходили с работы мужья и помогали
женам. Сквозь окню было видно; как мужья
колют во дворе дрова и тащат нз спине
домой громадные вязанки. Через стену бы-
л0 JEBIIHIO, как соседка говорит хыну:
«Погоди, вот пюжалуюсь на тебя отцу».
У Виноградовой и Аникиенкю не былю ни-
кого, они сами были хюзяевами в доме.
Они сами талцили на опине дрова. Они са-
ми управлялиюь © детьми, когда, те катриз-
ничали. Они всё делали сами и привыкли
К Этому.

Конечно, можно было выбрать на заводе
более лёгкую работу, Если очень захотеть
лёгкой жизни, можно отпроситься Y Hat
чальника в другой цех, ге работа иная и
силы для неё надо куда меньше. Если за-
хотеть лёгкой жизни, всё можно построить
иначе. И день будет другой, и отдых 6у-
дет другой. Только для этого надо не иметь
никакого стыда. Они так и думали» нато
не иметь стыда, чтобы сейчас выбирать
cate TO, что полегче, и стоять в сторонке,
и смотреть, как хрутой лелает вместо тебя
твоё дело, очень тяжёлое дело, но уже.
ставшее своим. Надю не иметь ни совести,
ни сердца, чтобы отказаться от гордости за
свой труд, за своё ремесло, за профессию,
которую ты выбрала. «Боже ж ты мой—
товорила Евдокия Виногралюва и стояла
передо мною в бабьем своём платочке, ма-
ленькая, с перепачканным сажей курно-
сым носом, — боже ж ты мой, — говорила
опа. — Виданное дело. сейчас себе лёгкую
жизнь выЮирать...»

068 они работали на заводе хорошо. и
мастер, Иван Васильевич Горюнов, оказал
Зиногоаловой, чо в скороети её могут пе-
ревости на работу вальцоващика. На заводе
пока ‘ещё ни одна женшина не работала
РАТЬЦОВИЩИКОМ, Эта работа была куда слож-

Старшая тачь Анякиенко, Люба, тоже
поступила на этот Завод  крановаципей.

нее и -ответственнее, и Евлокия даже opo-
беза, когда подумала © Она не на-

>
A

летом
траве, визжа и всилёскивая руками, и ле-
нивые коровы лежали нё опушке, и шёл

правки станки, компрессоры, электромото-
ры. На шахты-новостройки послано 38 ме-

пилась, # что оказать маютеру, и он уже
отошёл и иочез в прохладной темноте,
какая была по ту сторону багровото потока
света и эноя, идущего из печи. Но она
покосилаюь на вальповащика, промадного че-
ловека в высокой шапке, от которой он
казался ещё выше, на его длинные, чёр-
ные и крепкие, hak корни, руки и полу-
мала робко: ,

— Наверное, слправлюзь...

Я пристала в обеим женщинам, хопра-
привая, тяжело ли им работать, я вилела,
Rak жаркю воэле стана, и знала, что чур-
ка весит девяносто кило, и брать её на
крючья, должно быть, очень трудно, и от
этого могут болеть поясница и живот; я
видела, как этот громадный кубок раюка-
лённого металла лезет прямо на тебя, и тут
могут взять оторопь и страх, и если даже
привыкнуть, — всё равно, может на ве-

таллюобрабатывающих станков, 20 комтрес-
соров и трансформаторов, 121 электромо-
тор, 2.600 метров электрокабеля, 2.350
метров стального троса, большое количе-
ство электролами и т. д. На строительство
шахт отправлено также около 5.000 ло-
пат, молотков, напильников, слесарных
RAWYCH, IOMOB, топоров и другого инстру-
мента. Помимо этого, в Подмосковный бас-
сеин направляются десятки вагонов с раз-
личным строительным материалом, в том
числе свыше 3.600 метрэв различных
труб, 100.000 штук кирпича, свыше
2 километров рельсов для узкоколеек.

Большую заботу шефы проявляют и о
бытовых нуждах горняков и рабочих-стро-
ителей. Посланы сотни комплектов постель-
ных принадлежностей, много столовых при-
боров, оборудование для кухонь, красных
уголков и общежитий.

Оказываемая районами и предприятиями
Московской области помошь даст возмож-
ность быстрее ввести в эксплоатацию но-
вые шахты и получить для страны допол-
нительное количество топлива.

навстречу паютух © большой бородатой со-
бакой. 0 вечерах, когда в города горели Bee
фонари, и казалось, что иначе быть не мо-
жет, и она Шла с детьми по широкой и
светлой улице. 0 покойной работе, неелож-
ной и нетрудной, и покойных мыслях пе-
ред сном, плывущих неторопливо и гланко,
где всё было ясно — работа,  вловаль
молока для детей, поездка летом ka Укран-
ну в деревню, и снова завол, и работа, в
которой привыкла,

Всё это было до войны и теперь каза-
лось очень далёким, совсем другой жизнью,
и казалось, что даже ты сама была тогда
совсем не та.

А сейчас всё было по-иному, и работа
стала иной, и была она тавая трудная и
долгая, какой не было раньше никогда.
Многое стало сложным, и с многим трудно
былю управиться одной, — труднее, чем

кунлу охватить жуть при одной мысли о

‚ том, что от рассеянности твоей или неточ-

ности эта пылающая глыба может ринуть-
ся на тебя. И я страптивала женщин:

— Тяжело работать?

Но они отвечали, потумав:

Нет. Не тяжелю. ‘

Ню я основа спралиивала, вепоминая де-
тей, которых надо дома накорфуить, обитить и
оботирать, и духоту в цехе летом, и зной,
от которого обгорает кожа на лице, и,
вспоминая всё 90, вгляхывалась в жен-
щин, чтобы увидеть, не пройдёт ли по ли-
Цам их тень, и как они ответят. —-из са-
молюбия или от сердца. И снова спра-
шивала:* ® ‘

— Тяжелю работать?

Й они 066 думали, как бы проверяя
себя, и отвечали снова:

— Her. He тяжело.

Но старшая из них, Аникиенко, подума-
ла еще немного и сказала влрут:

— Трудно, ню не тяжелю. Как бы вам
это 9б’яенить... :

И тут началея разговор о лёгкой жизни.

О лёгкой жизни и лёгком труде, о мир-
HOM ype довоенного дня; в чербмухе и
овежем, ветре, о детях, которых она везла
в деревню, и они бегали там по

можно былю предотавитъ.

Никогда раныше она не подумала, бы, что
сможет справиться © такой работой, и
Никто другой тоже этого, наверное, не по-
думал бы. Но она справлялась, — и более
лёгкой работы сейчас хля себя не хотела.
Жизнь стала сложной и трудной для всех,
и, если потребовали сейчаю от тебя лелаль
трулнюе дело, то делай ето по совести, по
чести и гордиеь, воли оно у тебя выхолит.

И тогда не о чем думать по ночал, по-
TOMY что ночью спишь крепко и, просы-
паясь утром, знаешь, что поступаешь, ках
нато. И работать тружно, но He тяжелю, по-
TOMY что тяжело, — эю другое, когла
серлще тяжелюе и все не так, не по тебе.
Вот тогда тяжело. А сейчас всё можно
выдержать, хотя и устаёшь.

060 всём этом женщина рассказывала
долго и подробно, и-на курносом маленьком
носу у неё выступили капельни пота; она
стёрла их и размазала сажу по лицу. И
заправила волюсьт под коеБлиюу. очень при-
вычню и очень по-женеки. как лелали
мать её и бабка, потом неожиданно поття-
нула тирокие мужекие играныг и поитла к
своему стану, —— омовитая, сохраниригая
даже в этой странной одёже женскую
опрятность и степенность.

oe

Татьяна ТЗСС.