ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР _,

ВОСКРЕСЕНЬЕ, 13 ДЕКАБРЯ 1942 г. № 292 (7978)

Западнее
Ржева

Наиболее  ожлеточённые бои велись
на одном из участков в районе за-
палнее Ржева. Противник, стянув сюда
танеи и пехоту, пытался контратажовать
наши части. Попытка противника не увен-
чалась успехом.

Нелитьг несут огромные потери в жи-
вой силе. Наши части сильно потрепали
немепкую пехотную дивизию,

Захваченный в плен солдат этой диви-
зни на допросе показал, что один из ба-
тальонов его полка располагал всего 80
активными штыками. В последнем 00ю
батальон вновь понёс большие потери и
тенерь насчитывает всего 30 солдат.

` Отнако, несмотря на большие опоте-
ри, немцы He прекращают контратак.
В олном 3 пунктов они предприняли

крупную контратаку,
танками. В другом пункте контратаку не-
мепкой пехоты поддерживали
В обоих случаях натиск противника был
отбит. Немпы отступили. оставив на поле
боя два танка.

Противник неоднократно предпринимал
попытки прорватьея к  блокированному
нами гарнизону. На помощь к нему шали
танви, пробивалась пехота,
самолёты. Дорото заплалили немцы за эти
попытки, но ничего не добились.

Веё сильнее разгорается борьба за
освобожденее родной земли от немецких
оккупантов, всё упорнее и настойчивее
сражаются воины Красной Армии.

Героями дня являются бойцы подразде-
ления, которым командует т. Поспелов.
Отнём миномётов они отсекли контрата-
кующую немецкую пехоту от танков 4
истребили много’ гитлеровцев. Гранатомёт-
чики этого подразделения
фашистских танка. Контоатака противни-
ка была отражена.

Исключительный героизм проявил
красноармеец. Шевелев. Он осталея один
в окопе, только-что ‘отбитом у немцев.
Немцы снова пошли в контратаку. У
Шевелева уже не оставалось патронов.
Он взял патроны убитого товарища и
огнём встретил гитлеровцев. Расетреляв и
эти патроны, смелый боец выскочил из
окопа и CO штыком ринулся на протгив-
ника. Шевелев был один. Но порыв его
был настолько силён и дерзок, что немцы
не выдержали и повернули вспять.

Полобрав немецкий автомат, Шевелев
вернулся в окоп и оттуда продолжал
стрельбу по убегавшим немцам.

Слели артиллеристов большой ‘популят-
ностью пользуется стрельба прямой навод-
кой.

Отно налие подразделение наступало на
сильный узел сопротивления немцев. На
крыше высокого холодильника и вышке
пругого здания у немцев находились наб-
людательные пункты, с которых отлично
проематривалось наше расположение. Для
того, чтобы продвинуться вперёд, требо-
валось прежде всего ликвидировать наб-
люталельные пункты врага и тем парали-
зовать активность его артиллерии и ми-
номётов.

Выполнить эту задачу поручили бата-
рее, которой командует старший лей-

подлержанную 12)

4 танка.

етремились

подбили два’

Авиация

Снежная метель. Уже не первый день
в сводке по фронту мы читаем лаконич-
ную фразу: «Действия авиации были ог-
раничены плохими метеорологическими ус-
  повиями». И весе же авиация действует,
авиация наступает. Ни енег, ни ветер, ни
низкая облачность He могут помешать
нашим лётчикам обрунтивать мошиные уда-
ры на головы гитлеровиев.

{)с0бо активно действуют штурмовики.

Девятка летчиков под командованием
т. Лебедева получила задачу — уничтм-
жить артиллерийские орудия на огневых
‚позициях противника. Выйдя к цели,
лётчики © первого же захода произвели
штурмовку. № моменту второй атаки цель
была закрыта сонегопадом, но штурмовики
поразили её на бреющем полёте.

Мощные удары по артиллерийским и
миномётным позициям противника нанес-
ли группы штурмовиков под командова-
нием т.т. Щербакова, Штыкова и Марко-
ва. За день ими было уничтожено 15 вра-
жеских автомашин, 25 повозок с груза-
ми и пехотой, две артиллерийских бата-
реи и до сотни гитлеровцев.

В «нелётный» день поднялась В во0з-
дух и четвёрка машин под командованием
т. Колесникова. Несмотря на плохую ви-
димость и низкую облачность, лётчики
точно вышли на цель. Немцы никак не
ждали, что советские самолёты могут по-
явиться в такую погоду. Налёт оказался
внезапным и ошеломляющим.

Штурмовики поодиночке атаковали
цель и сделали по шести заходов. ЛДётчи-
ки Колесников, Верднев, Пикаев и Шед-
ров. проявили отвагу и боевое мастерство.

Отлично выполнив задание, они возвра-
тились на свой аэродром.  Задержалея
только старший сержант Пикаев. Люди на
аэродроме волновались: по их расчётам,
запас бензина у Пикаева был на исходе,

тенант Петренко. On решил вести
отонь прямой наводкой.
С рассветом орудия открыли огонь.
Система немецкого огня была дезорга-
низована. После этого батарея стала бить
по высоте, на которой засели немцы.
Наша пехота перешла в наступление,
и вскоре опорный пункт немцев пал.

Капитан П. КОРЗИНКИН.
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ФРОНТ, 12 декабря.

a лётчик всё не возвращался.

Наконец, послышалея гул мотора. Пи-
каев, произведя посадку, доложил о вы-
полнении задания. Оказалось, что он «да-
вал жару» гитлеровцам и пробыл в в03-
духе со своим запасом горючего рекордно
долгое время.

Успешно действуют также наши. бом-
бардировщики. На-днях они налесли силь-
ный бомбовый удар по станции Н., кото-
рая играла большую роль в снабжении

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ. Сапёры взрывают дзоты противника

Фото П. Мелентьева, (ТАСС).

наступает

войск противника. Через эту станцию
немцы подвозили к линии Фронта педкре-
пления, боеприпасы, продовольствие. №
тому же, как было установлено развед-
кой, на ней находились многочисленные
склады.

Командование  приказало разбомбить
этот об’ект. Тщалельно проверив маршрут
по карте, шесть экипажей под прикры-
тием труппы истребителей поднялись в
воздух. Когда машины пересекли линию
фронта, немцы открыли по ним интенеив-
ный зенитный огонь. Однако лётчики,
применяя противозенитный маневр, иро-
должали итти по маршруту. Близ пели
на бомбардировщики напала группа «Мес-
сершмиттов». Атаку фашистов отбили на-
ши истребители, и «Мессершмитты» убра-
лись во-свояси.

Заработали зенитки, расположенные в
районе стажции. Снаряды рвались рядом
с нашими самолётами...

Но вот, наконец, и цель. Ведущий от-
крыл бомбовые люки и дал команду. Се-
рия бомб понеслась вниз. Примеру веду-
щего побледовали остальные. Бомбовый
груз попал в эшелоны, стоявшие на
станции, и склады. Высоко в воздух
взметнулись столбы чёрного дыма.

Сделав круг, машины легли на обрат-
ный курс. Вскоре их уже встречали на
родном аэродроме.

Разведка установила, что в результате
этого налёта противник потерпел боль-
шой урон. Станция Н. вышла из строя,
и враг лицвился возможности подбрасы-
вать своим войскам подкрепления и бое-
припасы.

На-днях немецкое командование спеш-
но перебрасывало в район боёв резервы

на помощь своим потрёпанным частям.
Налиа авиаразведка засекла место продви-
жения. немецкой пехоты, и BCKOpe на
гитлеровцев обрушился удар штурмовиков.
Группа лётчиков во главе с младшим лей-
тенантом - Бердниковым разбила колонну
автомашин с немецкой пехотой.

Так вместе с наземными войсками ус-
пешное наступление ведёт и наша авиа-
ЦИЯ. }

Майор М. КРУГЛЯНСКИЙ,
спец. корреспондент «Известий».

Пулемётчик Григорьев
‘уничтожил 47 немцев

р расположение противника и стало про-
  хвигаться вперёл. Немцы начали обхо-
дить напих бойцов ‘© фланта. Командир
приказал нулемётчику Григорьеву ветре-
`тить гитлеровцев сокрушающим огнём.
Умело используя местность, Григорьев
  незаметно выбрал удобную огневую по-
зицию. Немцы двигались двумя эшело-
нами. Ничего не подозревая o подгото-

рост. Пулемётчик ничем не выдавал сво-
его присутетвия.

Гитлеровцы подходили всё ближе. Оста-
лось 150 метров. Пулемётг молчал. 125
метров. 100.., Когда до врага осталось
‘70 метров, заговорил пулемёт Григорьева.
Смелый вонн обрушил ливень свинца на
второй эшельн немцев, Правильно рас-
считав, что этим самым вызовет панику
в рялах противника и нанесёт ему серьёз-
ный урон. Так и случилось. Около 30 гит-
леровцев замертво свалилось на снег. Веё
произошло настолько неожиданно, что
немцы не поняли, в чём дело. А Гри-
горьев, не медля ни одной минуты, пе-
ренёе огонь на первый эшелон. Еще 17
гитлеровцев погибли от ето метких пуль.
Ряды фашиетов расстроилиеь. Hemmer в
беспорядке попятились назад, спотыкаяеь
о трупы своих солдат, а пулемёт все
строчил и стоочил. Вражеская контратака
‘была отбита.

СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ФРОНТ. (0т спе-
п корреспондента «Известий»).

Миномётный расчёт
братьев Шумовых

(Спецкор ТАСС). Восемь
пять сыновей Никиты  Шумова: Иван,
Александр, Лука, Арсентий и Василий.
Старигий подал заявление и сказал:

— Нас пятеро. Хотим итти на фронт.
Просим зачислить всех нас в одну часть.

Просьбу братьев удовлетворили. Они
были зачислены на курсы миномётчиков,
учились старательно,  подтягивали друг
друга и закончили курсы © отличием.
Александр стал наводчиком, Василий 3a-
ряжающим, Иван снарядным, Арсентий
подносчиком, Лука подвозным. Всех их
направили в одну часть, где сформирова-
ли миномётный расчёт.

В первом же бою расчёт братьев Шу-
мовых отличился меткими ударами —
уничтожил две огневые точки противника
и истребил больше десятка гитлеровцев.
Вскоре расчёт стал известен во всем под-
разделении,

Бои следовали один за другим. Вырос-
ли и обогатились опытом братья Шумо-
вы. Каждого из них правительство награ-
дило медалью «За отвагу». Е

На-днях расчёт братьев Шумовых под-
вёл первые боезые игоги. За короткий

срок «шумовекий миномёт» уничтожил
9 вражеских огневых точек и истребил

гитлеровцев.

Боевой счёт олного орудия

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 12 декабря.
(Спецкор ТАСС). Орудийный расчёт, ко-
торым командует старйпий сержант Сии-
ричев, славится точной стрельбой и вы-
соким темпом огня.

За время войны на текущем счёту
этого орудия значитея уже свыше 1.000
истреблённых немецких солдат и офице-

ров, девять уничтоженных орудий про-
тивника, 14 миномётов, 19 пулемётов,
2 танка, 9 автомашин с военным гру-

зом, 16 дзотов.

`

Полразделение Н-окой части ворвалось не друзей и родных младшего лейтенанта

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 12 декабря. «Торькавская коммуна»
месяцев назад! передовой статье, напечатанной в газете
они прибыли в воонкомат всей семьёй-— 14 ноября. Газета писала:

/

Триста

- Война, как ураган, разметала по стра-

Валентина‘ Прилепокого, Где товарищи
детства и задорной юности, где близкие
сердцу друзья, вместе с ним выходивигие
на просторы прекрасной жизни, Вален-
тин не знал. В боевых походах, в око-
пах, в схватках с врагом MAA лей-
тенант нашёл много новых, дорогих и
близких ему людей, таких друзеи, память,
о которых, любовь к которым сохранятся

вленной им «ветрече», они шли во весь у него на всю жизнь. Но всё же, когда

«ротный почтарь» весело выкликал фа-
милии счастливчиков, получавигих от род-
ных или эмакомых пакеты с десятками
поцелуев и приветов, Валентину При-
  лепскому становилось грустновато. Това-
PHIM показывали ему полученные пись-
ма. Вее они, как правило, были написаны
взволнованно, согреты лаской, проникну-
ты любовью. Но’ эти письма были адре-
сованы товарищам, а не ему, Приленоко-
му. За ‘тод пребывания на фронте Вален-
тин не получил ни одного письма, ни
разу «ротный почтарь»? не выкликнул
его фамилии.   e

У Приленского Bee время  гнезди-
лось естественное желание — состоять
в переписке с добрым человеком.  И тогда
он сам налисал письмо. Алресованное не
одному человеку, а всем горьковчанам. Он
надеялся хотя бы на один отклик. Письмо
своб Прилепский послал в Горький, в ре-
дакцию областной газеты «Горьковская
коммуна». Он писал:

«Я решил обратиться yepes Bally
газету к девушкам Горьковской области
и просить их, чтобы они написали мне
0 своей жизни в глубоком тылу».

Выдержки из письма  Прилепекого
опубликовала В

«Боец; потерявший. родных, не будет
забыт, он всегда найдёт друзей и то-
варищей в нашем тылу».

Газета была права. Прошёл всего де-
сяток дней, и работники 886-й полевой
почтовой станции заявили:

— Задыхаемся. .

Двадцать второго ноября в адрес млад-
шего лейтенанта Валентина Прилепокого
пришли первые письма — несколько де-
сятков. На следующий лень этих писем
поступило еще больше. За семь дней Ва-
лентин Прилейский получил триста пи-
сем. На его просьбу отозвались триста
горьковчан, главным образом девушки:
работницы, инженеры, студектки, школь-
ницы, колхозницы, шофёры, учительницы.

Все ночи напролёт Прилепский читал
эти письма и не успевал прочесть их.
Письма читали его товарищи по подхразде-
лению и по части. В каждом письме бой-
цы находили ласку, порыв блатородных
чувств к родине и й Армии.

06 этом лучше всего расскажут сами
писыма. Приведём некоторые из них, взя-
тые наугад:

Письмо первое. ‘
«Добрый день, счастливый вечер!
С приветом к вам, колхозная девушка

Лена. Во-первых, что я должна вам на-
писать, это следующее: бейте врага без
пощады. Вы на фронте никогда не будете
забыты, всегда найдёте родных, знакомых,
близких. Пишу о себе. Я работаю в кол-
х03е, в этом году выработала 290 трудо-
дней. Все работы закончили хорошо. (-
бираем тёплые вещи для Красной Армии.
Будем, значит, знакомы. Вы не хумайте,
что больше никого у вас нет. Нет, друт,
на каждом шагу — все ролные, если в
них сердце советского человека. И вы —
мой родной, хотя и незнакомый для меня,

писем

2 котла получите письмо, будем знакомы.
С комсомольским приветом остаюсь родная
paw Jena Onyruna. Cr. Горбатовка, дерев-
ня Красная Горка, дом № 2>.

Письмо второе.
«Bana! Мы,  девушки-горьковчанки,
Катя и Клава решили рассеять ваши
грустные мысли и рассказать вам не-
сколько слово себе. Мы работаем на 0б0-
ронном заводе, 0бе стахановки. Неревы-
полняем задания в пять-шееть pas. Tar
мы оказываем вам. помощь в разгроме
врага. Валя, бейте кровавых бешеных с0-
бак — гитлеровцев, которые нарушили
нашу мирную жизнь. Если вы пожелаете,
мы буем < вами самыми хорошими
друзьями. До свиданья, Валя! Inmate,
ждем. Подруги Катя и Влава. Горький. 14.
Улина Альтинистов. 4, кв. 3, Кале Водо-

виной».

Письмо третье.

«Здравствуйте, дядя Прилепокий. Пи-
тет вам по вашей  провьбе из газеты
Сукач Вова, ученик 4-го класса «А».

Дядя, вы и все вани бойцы и командиры
зашищаете советскую землю. Мой папа
тоже защищает тород Ленина. За это он
награждён орденом Ленина, уже третьим.
Дядя, бейте немцев, как мой папа, а мы,
пионеры, в тылу будем помогать фронту
хорошей учёбой и собирать железо и
цветной металл. Писал Вова Сукач. Горь-
ковская область, ст. Урень, улица Попо-
ва, 19».

Письмо четвертое.

«Товарищ Приленский! Я уверена, что
на вашу просьбу откликнулись уже сотни
голосов. Присоединяю и я свой голос. ПШо-
словица говорит, что друзья познаются в
беде, лучше оказать — в борьбе. Я про-
стая советская учительница. Признаться
вам, несколько лет назад мне эта работа
была не по душе. Но сейчас... 0, сейчае
я совсем друтого мнения! Я вижу, что
MOH питомцы стали уже лётчиками, тан-
кистами, другие готовятся ими стать, что-
бы CO всей своей яростью бить врага. Вак
радостно сознавать, что посеянные мною
семена дают хорошие веходы! Все мои ре-
бята шлют вам привет. Антонина \Цестря-
нова. Горький, улица Свердлова, 46,
кВ. 2».

И таких писем триста! Пришли они ms
одной области, к одному бойцу воего за
несколько дней.

Прилепский физически не смог ответить
на каждое письмо. На помощь ему пришля
его товарищи. Многие командиры и бойцы
с согласия Прилепекого написали горьков-
чанкам пространные ответы от своего
имени. Так завязывается тесная, душев-
ная ©вязь одной фронтовой части © ты-
ловой областью. И связь эта неразрывная,
кровная,

Триста писем Прилепекому — это три-
ста дополнительных снайперских выстре-
лов по врагу, идущих от всего сердца руе=
ского народа. Триста писем Прилепекому—
это душевная и “моральная монолитность
фронта и тыла, которая вносит коренные
поправки во все существующие теории 9
военной тактике и стратегии. Триста пи-
сем младшему лейтенанту  Приленекому,

танки, построенные Ha средства тамбоз-
ских, московских и других советских
колхозников, эшелоны поларков, ©0 вех
ROHISOB идущих на фронт, — В. 370
проявления того, чему имя — советский
патриотизм.

: Л. КУДРЕВАТЫХ,

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ.

Песня.

Быстро проносились над лесом рваные

облака.

Tie-To BHICOKO, BBICOKO, за самыми o6-
лаками курлыкали журавли. И каждому
хотелось увидеть их, и все вглядывались
в глубокую темень неба, силясь угадать,
различить в далёком мерцании звезд, в
разрывах облаков силуэты чудесных. за-
тадочных птиц. Но они уже были дале-
ко. Еле-еле долетала журавлиная песня
и. поглощённая ночью, ветрами, незамет-
но сливалась © шелестом листьев, © шо-
рохом трав, с неумолчным гомоном бора.
Й только на сердце долго отдавалась она
тянущей, шемящей болью, горечью не-
высказанной утраты.

— Да-а... полетели... —‘ прошептал
то-то рядом.

Ему никто не ответил. Каждый занят
был своими думами.

Над лесом взошла луна. Чётко высту-
пили зубчатые вершины елей, в бледном
серебристом сиянии встали задумчивые
сосны, глубокие тени окутали лесную
поляну. Люди приникли к земле, не ше-
велились, жадно вслушивались в Звуки
осенней ночи.

Где-то впереди проходила железная до-
рота.

Когда свежий ветер вз‘ерошил вершины
деревьев, бросив на землю охапки шур-
шащих листьев, послышались далёкие,
так долго ожидаемые звуки.

—- Идёт! — торжественно прошептал
лежавший рядом со мной человек и до
боли сжал мою руку. Это был командир
засады.

И никто не проронил больше ни сло-
‘ва, ни звука. Все напряжённо велушива-
лись в шумное дыхание ночи, в неспокой-
ные порывы ветра. Сомнения не было:
Téa поезд. До него было ещё километ-
Тов пять, шесть. Звуки то замирали —
поезд проходил  лощину, то постепенно
усиливались — поезд приближался, взби-
ралея на погём. Лежавшие под деревьями
давно определили по звуку: товарный,
два паровоза, тяжело гружённый.

— Теперь помчит плод уклон, только
держись... Управились ли только наши
там? —и в голосе молодого командира
сквозила тревога за своих, за подрывни-
ков, которые должны бы уйти уже от

НОСТЬ,

#

мести

ИМ,
‘езда нарастал, переходил в грохот. И все
мы видели уже снопы искр, вылетавшие
из 0боих паровозов, бледный свет под
ними, там, где находились раскалённые
топки, и черные силуэты вагонов, быстро
мелькавшие один за другим. Один за
другим, один за другим...

Й вдруг всё исчезло, пропало: и тре-
петный свет луны, и серебристое сияние
задумчивых сосен. WH даже ветер, каза-
лось, притих, умолк. Вё осветилось жёст-
ким багровым светом, и мы увидели,
как передний паровоз поднялея и повис
в огненном емерче,—бешено кружились на
месте колбеа. Веб это длилось какую-то
долю секунды и рассыналось, распалось
в отлушающем грохоте, в тысячах гро-
мовых раскатов, веколыхнувших,  каза-
лось, само небо и землю. Бешеные вихри
промчались над лесом, тяжело  загудели
сосны и ели, сполохом наполнились тре-
петные осины, берёзы. Когда замерло по-
следнее эхо громового раската, слышно
было, как, надрываясь, шипел пар, что-то
трещало ещё, корбжилось, ломалось. В
нескольких местах занимались ‘робкие
языки пламени, и в их отблеске видно
было беспорядочное нагромождение битых
вагонов,  покорбженных платформ, не-
сколько уцелевших вагонов, взгромоздив-

шихея друг на друга. Среди них были
два классных. Там выпрыгивали перепу-
танные люди, что-то кричали, кто-то во-
пил истошным голосом, доносились ‘при-
тлушённые стоны. :

— Посолить их, нечистое племя!.. Под-
дай им соли, Устиныч! — кривнул че-
рез плечо командир засады, и сразу же
заговорил пулемёт, захлёбываяеь то мел-
кими, то длинными очередями. Я взгля-
нул на пулемётчика. Он ‘лежал строгий,
подтянутый и казалея припаянным к пу-
лемёту, до того он прилип к нему, елил-
ся се ним. Дрожали от пулемётной дроби
наглухо сжатые кулаки, и жёлтое пламя
выстрелов сполохом отблесков  пробегало
на его рытянутом лице, освешало обвис-

шие усы. Глаза человека были широко!

открыты и горели каким-то
блеском. Hero omecrouenne,
нето упоение 0б0ем отражалось в
их взгляде. На впалых щеках играла
улыйка./ Она затухала порой, и тогда ше-
велилиеь губы, да щурились глаза на
беснующееея пламя, охватившее железную
дорогу. Человек nero пел, нето гово-

странным
нето  жад-

линий дороги и не мешать в случае чего

рил сам с собой. И в перерывах между

пулемётными очередями мне почудилиеь
какие-то знакомые слова. Я прислушался.
Человек действительно пел, тихо, вполго-

засаде. Шум приближающегося по- 106а, про себя: Слова пропадали в пуле-.

мётной дроби, но в перерывах, в мгно-
венно наступавшей густой тишине они
явственно вырывались, выплывали знако-
мой мелодией. Это была детская песенка,
простая,  намввзя. Полная  задушевной
теплоты, она вызывала в памяти детекие
личики, клебнчатые нагрудники, малень-
кие полотенца ©` вышитыми эмблемами:
белка, кленовый лист, серп и молот и
весёлая птица воробышек. Сколько pas)
мы слышали эту песню в детеких хоро-
водах, в детских садах и домах, в млад-
ших классах школ. В песне пелось о
письме Ворошилову, о Красной Аомии...
И когда раздавались её слова, так есте-
ственно, казалось бы, увидеть запыхавиги-
еся детские лица, голубые и тёмные гла-
зёнки, стремительный мяч, неуклюжего
минку с протёртым носом...

Но эта песня была так He K месту,
так не вязалась она с кровавым заревом.
пожарища, с захлебывающимея пулемё-
том, что, когда веё кончилось, — где-то
невдалеке уже взвивались, сигналили 0
бедствии ракеты немецких  патрулей, и
раздалась команда отхолить назад, домой,
— я дернул за рукав пулемётчика:

— Послушайте, товарищ!

Не остывший ещё от боя, он не услы-
шал моего вопроса, а командир группы
тихо сказал мне на Ухо:

— Но надо... Не трогайте › его...

Он понял, о чём хотел я спросить у
пулемётчика.

Занимался рассвет. Группа пробиралась
гуськом по глухой тропинке леса. Утом-
ленные люлР перебрасывалиеь скупыми
словами. Вто-то убеждённо уговаривал:

— Да чудак ты! Пойми, еколько тан-
ков одних сожгли, а пушек! Чем же плохо?

— Их было маловато... Мало... Мало...—
неудовлетворённо бросил пожилой человек,
высвобождая из корневища застрявшее кд-
лесо пулемёта. Его лицо было обычным,
проетым. Будничны были ero русые, ©
рыжинкой усы. Й во веём облике, в дви-
жениях, в его походке ничего не осталось
от того пулемётчика, тах необычно подие-
вавшего ночью своему пулемёту. Лицо его
осунулоеь, посерело, усталые глаза близо-
руко шурились на бледную полоеку при-
ближающегося рассвета.

Мы шли позали группы © командиром

о
*

..Мальчику было лет пять, может быть,
несколько меньше. Он <тоял и доверчиво
протягивал ручонки. Синие глаза искри-
лись просьбой, смущённо хмурилиеь бро-
ви, выжидающе складывались губы, и
вея его низенькая потешная фигурка тя-
нулась виерёд, к этому капризному мячу,
который может так славно прыгать по

траве, а потом вдруг сорваться куда-ня-
будь в сторону и катиться, катиться,
катиться...

— Отдай, дядя, мяч!

Маленькое личико хмурилось, серлилось.
Оно оборачивалось назад, — а может быть,
придёт кто-нибудь на помощь. Но этим
ребятишкам не до него. Они только-
что играли в жмурки, играли в парти-
зан, и теперь, взволнованные, запыхав-
шиеся, они уселись на груде камней и,
стараясь перекричать друг друга, поют
песню. Песня весёлая, весёлая. Вепугну-
The песней воробьи вспорхнули чирикаю-
щей стайкой, закружились нал старым
клёном и все вместе дружно шарахнулись
вниз и сели на камнях, на кирпичах, на
обломках стен. Тут была школа. Когда
бомба убила тётю Веру, тогла не стало и
школы. Школа тоже упала. Тётя Вера хо-
ропю пела, хорошо пели дети. Теперь нет
тёти Веры.

Тичико
заплачет.

— Это мой мяч, отдай, дядя!

Офицер смотрит непонимающе на этот
круглый предмет, который толкнул его,
отпрыгнул, потом подкатилея под ноги.
Офицер пьян, еде держится на ногах. На
всякий ‹лучай его сопровождает патруль-
ный солдат, он же и переводчик.

— Uro `эт07 — несвязн0 спрашивает
офицер у солдата.

— Мяч, гоеподин лейтенант... Детский

кривитея, морщится, вот-вот

мутным глазом в  краено-синие полосы,
что-то силитея вепомнить. Взглял его не-
брежно скользит по детекому личику. Мяч.
детские кудри, — и на лице офицера го-
тово явитьея некое подобие улыбки. Оно
даже ухмыльнулось, нерешительно, BAA,
всё вепоминая 0 чём-то. трудно, мучи-
тельно. Не инзче, эт» песня мешает 0
чём-то вепомнить. Эта песня... Он при-
слушиваетея к ней, настораживаетея. На-
ставив ухо, он вематриваетея вдоль улн-

засады, и он расеказал мне простую исто-

рию пулемётчика, \

цы, взгляд его проясняется, лицо делает-

Мяч...
Офицер поднимает мяч ‘и, Е
ся жестким, подтянутым, На wp seiner

площади городка солдаты BRAMBIBAIOT
столбы, .трамбуют землю вокруг. Всё это
так понятно и просто.

— 0 чём поют? — коротко бросает он
солдату.

— 0 Красной Армви, господин лейте-
нант... Но это детекая...

— Огонь, мерзавец! — исетуплённо.
кричит офицер и в приливе бешеной
ярости выхватывает из рук замешкавше-
гося почему-то солдата его автомат.

Мяч на земле. Спотыкаясь, бежит к
детишкам ребёнок, испугавшийся дикого
голоса человека.

Очередь автомата коротко обрывается.

— 0, господи, никогда не дадут от-
дохнуть... — ПЬЯНО, устало бормочет
офицер и идёт своей дотогой. Солдат
натягивает каску на самые уши 4,
избегая взглянуть по сторонам. илёт за
офицером, старательно и пугливо прино-
равливая свой шаг `к неуверенной посту-
пи господина лейтенанта.

Шумной стайкой унеслись е пустыря
воробьи. Пара подбитьх листков медлен-
но падает с клёна, задумчиво кружится
над землей. Громкие крики,  перепуган-
ные детские голоса, чей-то сдержанный!
плач, чьи-то тревожные вопросы шоно-
TOM:

— Что такое? Что такое?
Пять убито? А ранено?

Из уцелевшей от всей школы сторож-
ви торопливо выходит человек, и, зады-
хаясь, жадно хватая воздух широко рас-
крытым ртом, он бежит на пустырь, об-
жигая руки о крапиву, сбивая 9 кир-
пич босые ноги.

— 32а чт0? 38 чт0? — падает он на
колени. Вот и ero двое. Отарший. A
вот и менышийг Лежит, раскинув ручон-

Наповал?

ки. В рувых кудрях запуталась божья
коровка, все пробует взлететь, топыря
красные чешуйки надкрылий. Человек

замечает
поднимает,

— Вот и мяч твой, сынок мой... Ну,
как же мы с тобой теперь будем... Вот
и поиграть теперь с мячом некому...

Умолкает. Кто-то вехлипывает рядом,
кто-то сглатывает приглушённые слезы.
А человек сидит окаменелый, и в

мяч, бесцельно идёт к нему,

взад и вперёд по улице. Заступ был
очень тяжёлым. Видно, налинла земля,
сырая, непросохшая глина. И когда
тень часового упала близко к дереву,
под которым стоял человек, — железо
заступа грузно опустилось выше плеч
часового. Фигура часового — надаомилаеь,

упала. Тихо стукнула о землю” винтов-
ка. Приглушённые удары были частыми,
неистовыми. Но вот хрустнула, — елома-
лась ручка. Железо заступа черкнуло в
камень и, тускло блеснув, отлетело в
сторону.
5 Вобрав голову в плечи п зябко по-
еживаяеь от ночного холода, человек
пошел, пошатываяеь, пустырём,  огоро-
дами, держась на болотинку, поросшую
мелким кустарником. :

Усталого, полубезумногя Устиныча
нодоорали в ‘лесу партизаны. Это было
в прошлом году.

*

Вечером мы видели Устиныча
опушке леса у импровизированной
‘тизанекой кузницы. Вместе ‘со
кузнецом он мастерил специальную те-
лежку для немецкого пулемёта, енятого
c пэзбитого танка. В ход были пущены
колёса нето с комбайна, нето с лру-
гой какой-то машины. Всё сооружение
получалось довольно солидным и вну-

Ha
пар-
старику

шительным.
— Ну, как орудие, Устиныя? —
полушутливо,  полусерьёзно обратился Е

пулемётчику командир отряда, такой же
пожилой человек, каки он.
— Орудие как ору)
a Удие... — в тон ему
ответил Устиныч. — Бу-у-дет петь.
Из-под русых бровей блеснули, живые
синие глаза, и в их взгляде и RO всём
оолике этого человека, несколько но-
Склздном и мешковатом из-за просторно-
To ватника,_ выло столько уверенности,
столько глубокой внутренней силы, 310
хотелось сказать вместе е ‘ним:
— Да, будет петь...

Мне вспомнилась ночь, мне BCTIOMHE-
лнеь рассказы 0 других делах бесетратше
Horo пулемётчика, и я понял весь сокро-
венный смысл тех двух слов. обпонён-

потухших глазах его туекло и ХОЛОДНО
переливается трепетный багрянец солнеч-
ного заката.

Детей похоронили ночью. Долго стоял
человек С заступом, Всё чт9-те думал
обдумывал. При бледном свете луны уви.
дел он часового, медленно проходившего

ных HM ночью в лесу, в засале: «Мало...
мало...» Он говорил 0 тех, кто оборвал
так безжалостно жизнь ето детей, 0б9р-
вал их детские песни.

Эти песни были ещё не допеты,

Михась ЛЫНЬКОВ.
Перевод с белорусского.