Ma

ПИ

ВТОРНИН, 15 ДЕКАБРЯ 1949 г. }5 293

м Же. ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР

В районе
Великих Лук

—

В районе Великих Лук бой носят ожесто-
ченный характер. Немцы сопротивляются
с такой яростью, на какую толкает только
отчаяние. Врат изо всех сил пытается’
вернуть утраченные позиции и устоять на
тех, куда его в эти дни отбрасывали Haun.
войска. Пятясь на запад, немпы беспре-
рывно предпринимают яростные контратаки.

В упорных боях наши бойцы и коман-

иры показали чудесные примеры муже-
ства, Доблести и геройства.
Командир  пулемётного подразделения.

Шкиль, на-днях принятый в партяю, с
группой своих бойцов в одном бою уни-
чтодил три вражеских танка и один под-
бил. Отважная горстка бойцов, окрылён-
ная этим успехом, преследовала разгром-
ленного врага и неожиданно оказалась в
окружении вражеских автоматчиков. С
разных сторон немцы ударили огнём из’

автоматов. Олнако, несмотря на трудное
положение, Шкиль не растерялся и ско-
мандовал:

— Гранаты! — и сам метким броском
ттожил на месте четырёх вражеских ав-
TOMATTAKOB. ee

Вой раненых hammeron покрыл разры-
вы гранат. Оставигиеся в живых фрицы
уали. Шкиль на этом но Успокоился
Пробравитиеь в подбитый танк, находив-
шийся неподалёку от врата, он открыл
по немцам огонь из пушки танка, вы-
пустит 45 снарядов, поднял панику в
стане врага и вынудил его очистить за-
вимаожный ` рубеж.

Господствующая над местностью высо-
та, на которой раскинулось село М., вне-
заппым налётом была взята группой под
Бомандовалиюм тов. Смоль. 14 советеоких
бойцов укрепилиеь на высоте и заняли
оборону у церкви, возвышающейся среди
иевни. Это была исключительно выгод-
ная точка. С ной просматривалась вся
окрестность на много километров. Потеряв
выгодную позицию, немпы ‘настойчиво
пытались вернуть её. Под прикрытием
сильном миномётного и артиллерийского
`тня они двенадцать раз с танками Opo-
сались па птгурм высоты,  обороняемой
четырнадпатью советскими бойпами. Фа-
шясты обрушили на церковь свыше 300
снарядов, но не сломили духа советских
тероев, отбивтих Bee атаки врага. На
склонах высоты У деревни М. немцы по-
ложили больше 150 солдат и офицеров.

Ал. КУЗНЕЦОВ,
спец. корреспондент «Известий».

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ФРОНТ, 14 декабря.

/

Награждение лётчиков
орденом Отечественной войны

ТЕМИНГРАДСКИЙ ФРОНТ, 14 декабря.
(Спецкор ТАСС). За время великой оте-
чественной войны гвардяи капитан Па-
варин уничтожил 8 самолётов противни-
к, среди них есть и «Юнкерсы», и
«Хейнкели», и «Мессершмитты». Высокое
летное мастерство неоднократно позволяло
виу выходить победителем из. самых труд-
EBX CXBATOR.

За доблесть и мужество, проявленные в
боях с врагом, летчик Памарин награждён
орденом «Красная Звезда». Ныне он от-
мечен новой высокой наградой — орденом
(течетвенной войны 1-й степени.

Неуклонно растёт истребительный счёт
другого советского лётчика — твардии

хайора Молтенинова. Недавно, патрулируя! лруг к другу.

ночью на подступах к `Ленинграду, от-
важный пилот сбил немецкий бомбарди-
мвщик «Хейнкель-111», летевший с гру-
30M Goud к городу.

Гвардии майор Молтенинов также на-
mame орденом Отечественной войны 1-й
степени, z

es

CaHO, что колхозники рады услышать та-
  кие вести 09 своём земляке и шлют по-

] лагур, Сорокин-—молчаливый, застенчивый.

В землянке

В овраге среди кустов лозняка притан-
чись землянки. В полукилометре от этат
землянок за колючей проволокой прячут-
ся немцы. И OTTOTO, что немцы так
близко, бойпу Годловнёву не спится. 0
видел сожжанные хаты и чёрные ет пеп-
ла поля. Он видел, как разрушают враги
благородное дело человеческих рук, я он
ненавидит немцев. Над входом в землян-
Ry — 64 зарубки: 64 немца убиты бой-
цом Головнёвым.

До рассвета встаёт сибиряк, надевает
валенки, стёганый ватник, шинель, натя-
гивает белый халат с капюшоном и по
узким ходам сообщения пробирается в
поле. Трещит ли мороз, бесится ли над
полем пурга, все равно в любую погоду
выходит боец подстеречь и Убить немца.

Е *

В печке пылают дрова. Розовые отеве-
ты пламени освещают — заплетенные
прутьями стены землянки и пирамиду
винтовок. Над печкою сушатея валенки.
Пахнет распаренной шерстью, махоркой,
ружеиным маслом. На столике тускло го-
рит каганец, и при свете его красноарме-
ец Шайдулла Шаринов в десятый раз пе-
речитывает письмо, написанное на офи-
циальном бланке. Боец шевелит губами,
качает головой и говорит:

— Хорошее письмо, настоящее письмо!

Десять месяцев минуло с тех пор, как
Шарипов покинул ролные места. Был он
бригадиром колхоза, первым просыпался,
последним ложился спать, веюлу успевал
заглянуть хозяйственным. глазом. Tze
надо, — покричит, где надо, — поможет.

В самом начале войны проводил Шари-
пов в Красную Армию старшего сына и
стал ещё строже, ешё горячее работать.
Котла пришла пора и самому поехать на
фронт, Шарипов пелый день ходил по
усадьбам, поучал женщин, что и как надо
делать, как подойти к чему, а на рас-
ставанье по-отцовски обнял своего млад-
шего сына и сказал:

— Ну, сынок, тебе уже семнадцатый
год пошёл, ты уже взрослый, видел, как
жил отеп! Работай же, не ленись.

— Не сомневайся, —— ответил сын.

И теперь красноармеец Шарипов всё ду-
мает о доме. Как там? Каков урожай?
Справились ли < уборкой?

И вот получил Шарипов письмо. Оно
было адресовано командиру взвода, но тот
отдал его бойцу Недели три назад коман-
лир написал на родину красноармейца о
том, что Шарипов — примерный боец,
знает службу. беспощадно уничтожает врз-
гов, и колхоз может гордиться бывшим
своим бригадиром.

Колхоз не замедлил с ответом. На сие-
циальном бланке, со штампом, было напч-

кидать ноле боя.

атак немецкая пуля еразила Сехьникоза.
Сорокин попеловал убито друга и снова
бросился в бой.

Вечером, отбросив немпев с позннии, 328
которую они упорно держались, подразе-
ление хоронилмю товарищей. Mos
ча стоял Сорокин над телом Мельникова,
а потом подошёл к командиру ‘и что-то
сказал ему. Командир утверхительно Екиз-
нул головой.

Сорокин взял винтовку и ушёя к пе
реднему краю немцев. Вернужя он HO}
утро и принёс три автомата, офицерский
револьвер и целую пачку немецких дову-
ментов. На следующую ночь он опять
ушёл и опять вернулся только OX YTS.

Семь ночей под рях совершал Сорокин
смелые вылазки. Он подкрахывалея к не-
мепким окопам, бесшумно снимал часовых
и забрасывал немцев гранатами. Он про-
никал к ним в тыл, рвал проволоку поле-
вых телефонов, полжигал артиллерийские
склады. В нём бушевала жажда мести.

..Дрожит золотой язычок  катаниз,
скупо освещая землянку. Я гляжу Ha
юношеское, но уже по-сождатски суровое
лицо красноармейца Сорокина. Часа пол-
тора назад он пришел из разведки. Лёг.
отдохнуть и уснул.

Нал ето головой к етене пришпилена
фотографическая карточка. Слишком бле-
ден свет ночника, чтобы разобрать чет-
ты изображённого на ней человека. Но
я знаю — это карточка Мельникова.

*

Красноармеец Лев ПЦвижба, армянин,
был ранен, лечился и теперь снова вер-
нулея на фронт. Вот истерия ere в03-
вращения.

..Шёл бой за безымянную высоту,
маячившую над полем. Горстка наших
смельчаков атаковала численно превос-
ходящие, силы противника. В этом 6010)
осколком мины Цвижба был ранен. Кровь
заливала ему лицо, слепила глаза, но,
разгорячённый атакой, он не хотел по-
Товарищи чуть не на-
сильно отправили еге в госпиталь.

Лечился Цвижба беспокойно, нетерпе-
ливо и всё рвался в часть. Так, не за-
кончив лечения, ещё © повязкой на ране,
он и вернулся в окопы.

Случилось, что как-раз в день  воз-
врашения Цвижбы взвод снова пошёл в
бой за ту же высоту. Противник открыл
пулеметный огонь. С визгом летели ии-
вы. Немпам уже казалось, что они су-
мели прижать красноармейцев к земле.
Но вдруг кад полем поднялся Цвижба и
с гранатой в руке рванулся вперёд. Он

бежал прямо к гнезду  пулемётчиков.
Взрыв, грохот, и вражеский пулемёт за-
хлебнулся.

Увлечённые порывом храбреца, подня-

клон всему взводу. Колхоз работает по-
фронтовому, богатый урожай ‹обран пол-
ностью, с озимым CeBOM управились в9-
время. В похарок фронту колхозники сла-
ли пять полунгубков, десять паф валенок,
сорок тёплых перчаток, мясо, масло, зерно.

Внизу слояла смелая, размашистая по1-
пись: за предселателя правления  колхо-
за — бригадир Шарипов.

Перечитывая письмо, красноармеец ещё
й ещё раз рассматривает подпись, горде-
ливо улыбается и говорит:

— Сын! :

*

( крепкой солдаской дружбе, о пла-
менной ненависти к врагу рассказали мне
в этой землянке.

Было их двое — Сорокин и Мельни-
ков. Отногодки, ещё <овсем молохые, они
встретились на фронте и  привязались

Многи\ эта привязанность казалась ути-
вительной, потому что слишком разные!

были характеры у друзей. Мельников ба-

Но они крепко ‹сдружились, и всегда их
можно было видеть вместе — в окопах,
в бою. Осенью, во время одной из наших

лись в атаку и другие бойцы. Цвижба
оглянулся и увидел, что именно здесь
его ранило в прошлый раз. Отсюда
скровавленным уносили его товарищи.

Когла враг, оправившись, попытался
вернуть утерянные позиции, наши бой-
цы встретили его дружным огнём. Без
отдыха стрелял Цвижба. С яростью це-
лился он в фашистов, приговаривая:

— Ировь за кровь!

Двекадцать немцев убил в этот лень

с каждым днём увеличивает
енрипасов для Фронта. На

Н-ский seer
выработку 0
переднем плане — упаковщица А. А. Бори-

сова, выполняющая не ниже двух норм.

Фото Н. Неграш. (ТАСО).

Восстановление

цветной металлургии

Больше ураль
для вооружения

Плавильщик  Южноуральского никеле-
вого комбината сержант-комсомолец Ни-
колай Гаврилов прислал с фронта вол-
нующее письмо товарищам по цеху:

«Мы уничтожаем врага из пушек,
пулемётов и автоматов, его давят и рас-
стреливают наши танки. У нас прекрас-
ные танки, настоящие крепости. Я видел,
как немецкие снаряды, ударивииись об их
броню, не могли её пробить. В этой бро-
не — никель, который вы даёте фронту.
Знайте же, что Ball труд сохраняет
жизнь тысячам наших танкистов и лёт-
чиков, помогает уничтожать фапкистскую
погань. Будьте упорны в своём труде, как
мы в 6010, повышайте проплав на печах,
давайте больше никеля. Если вам трудно,
спепите зубы и удвойте усилия, утройте
энергию. Победа будег наша!»

С волнением читали письмо Николая’
Таврилова все наши никельщики, и каж-
дый дал себе слово так работать в тылу,
как бьют врага на фронте налии отваж-
НЫ@ ВОИНЫ.

В июле мы отгрузили тажковой про-
мышленности первый вагон никеля, вы-
плавленного сверх месячного плана. С.
тех пор нал комбинат выполняет госу-
дарственный план по выплавке металли-
ческого никеля из месяца в месяц и во
Всесоюзном соревновании предприятий

железных дорог
в районе Сталинграда

Километр за километром  восстанавли-
вают железнодорожные войска рельсовый
путь в местах, освобожденных Красной
Армией от немцев в районе Сталинграла.
На ряде участков уже возобновилось хви-
жение поездов, доставляющих вооружение
и боеприпасы.

Тяжёлые картины разрушения сменяют
здесь одна другую. Многие станционные
здания сгорели. Железнодорожное полотно
на некоторых участках разрушено полне-
стью. Станпионные пути забиты вагонами,
которые немцы пригнали сюда из Герма-
нии, Италии, Польши, Франции. ,

Отлично организовали восстановление
пути командиры Фень, Авдохин, Лыков a
другие. В железнолорожном полотне нахо-
хились немецкие дзоты и землянки. Зем-
лю густо усеяли глубокие воронки от раз-
рывов б0мб и снарядов. Здесь нельзя бы-
10 найти ни олной пелой шпалы, ни од-
ного рельса. За короткий срок бойцы же-
лезнолорожных войск уложили на этом
участке 20 тысяч шпал, 33 тонны pas-
личных скреплений, 5 километров рель-
сового пути.

Школьные каникулы

Через хве недели назинаются- пкольные
каникулы. В клубах, ломах пионеров, map-
ках и на катках для детей будут устрое-
ны блки. На эти традиционные зимние
праздники у блки Е ребятам приедут Ге-
рои Советского Союза, участники отечест-
венной войны, артисты.

мололой армянин, отметив таким образом
своб возвоащение на фронт.   Ре

Но счёт его мести ещё не закрыт. С
отбятой высоты, что маячит нах заене-
женным полем, Цвижба зорко следит за
противником. Сегодня вечером, вернув-
шиеь в землянку, он сказал:
Двадцать пять!

Двахцать пять гитлеровцев уже уни-
чтожил ПШвижба.

...Тепло в солдатской землянке. Уютно
светит фитилёЕк каганца. Но людям хо-
чется поскорее оставить этот обжитой

мирок и двигаться дальше на запад.

В. ПОЛТОРАЦКИЙ,

БРЯНСКИЙ ФРОНТ.

Работники искусств намечают большую
программу мероприятий в дни школьных
каникул. Каждый театр ласт не менее
хвух спектаклей для детей. Некоторые
театры дадут бесплатные спектакли для
детей фронтовиков.

В школах будут проходить вечера само-
деятельности, концерты, встречи с героя-
ми. В сельские школы на эти дни посы-
лаются кинопередвижки, выезлные кон-
пертные бригады.

ВЦСПС вылелил срехства для ёлочных
подарков детям фронтовиков.

Каникулы для учащихся первых— чет-
вёртых классов продлятся с 1 по 10 ян-
варя, для учащихся остальных классов ——
с 1 по 6 января.

В РАЙОНЕ СТАЛИНГРАДА

Танковая атака

Падал снежок. В небольшой  лощиине
стояла зенитка. Пристально вематривались!
зенитчики в облачное небо. В этой же ло-
Цине немного поодаль валялось десятка
три ещё неубранных вражеских трупов в
зэленых шинелях и натянутых на уши
IMIOTRAX, несколько лошадей с разворо-
ченными внутренностями и огромная се-
уптонная маттина, перевернутая вверх ко-
ками. У полуразрущенного’ снарядом,
покосившегося сарая стояли два больнрих
Танка и рядом, в строю — десятка два’
бойцов в полушубках и валенках.

— Товарищ командир! Группа танкя-
ств построена для вручения правитель-
ственных наград.

Выл прочитан Указ Президиума Верхов-
ного ° Совета (COP, BH затем командир
Вручил танкистам медали.  Вое-кого из
награждённых в строю не оказалось. Они
на своих танках в засало выполняли Go-
вую задацу. Командир приказал немед-
Ленно доставить им награды туда, на пе-
редний край, на линию огня.

Веё проходило просто. но в этой просто-
Te была какая-то особая торжественность.

Вручение наград длилось нелолго. Люди
спешили. Перед ними была поставлена
новая боевая задача. Ужо через несколь-
Е минут грозные машины, разбрасывая
В стороны комья смбрзшейся земли, ушли
вперёд, туда, где слышталея гул разрывов.
Это стреляла артиллерия. Противник Bek
HOBOM рубоже обороны пытался задержать
пполвижение наптих наступающих воиск.

Командир знал, Что особенно жаркие
fon предетоят у цепи высот. сильно УК-
реплённых  немпами Достаточно было
взглянуть на карту, на сложный рисунок,
расчерченный синим и красным каранла-
шами, чтобы понять, что вся система не-
Meno обороны ‘на этом участке опира-
лась на узел из ABYS ВЫСОТ. На карте
Ola wa этих высот имела форму групи,
Ipyraa — яйца. Командир уже давно ae
хательно следил 3a этим о at

вражеского сопротивления,
Групеобразная и яйнцеобразная у
беспрерывно фигурировали В ря ; a
донесениях. Наблюдатели, разведчики
клалывали просто:, :

— Ша «трушех заметно передвижение
пехоты.

и скаты их покрыты сплошными минны-

— Автоколонна противника
Е «яйцу».

Кам, эк
места из-за минного поля. В то же время
тяжёлые танки стали обтекать высоту

движется

- Разрубить этот узел, овладеть высота-
ми — значило окончательно  расшатать
здесь немецкую оборону, лишить её фун-
ламента. Сюда и намечалось  нанестя
тлавный удар. Командир знал, что от это-
го удара зависит успех всей операции.
Но он предвидел также, что этот успех
достанется нелегко. Подходы к высотам

ми полями. Со всех сторон были противо-
танковые препятствия. За высотами со-
средоточивались пехота  противияка и
большое количество артиллерии. Ёроме то-
го, в глубине своей обороны, в ближних ты-
лах немцы держали наготове мощный резерв.
Поэтому предстоящую операпию коман-
дир танкистов разрабатывал с особой тща-
тельностью. Вместе с командиром пехот-
ной части они ещё и ещё раз проверяли
готовность подразделений. изучали мест-
ность. Овраг справа от высот представ-
лял ‘большие трудностя для движения, и
там нужна была исключительная осто-
рожность. Слева передний край противния-
ха нахолился особенно близко, всего B
одном километре, и в этом месте требова-
лась наибольшая стремительность удара.
К вечеру накануне атаки вся подго-
товка была закончена. план предстоящего
боя уточнён. Ночью танки  сосредоточи-
лись на исходных позициях. Внезапности
нашего удара помог туман, как дымовой
завесой закрывший бойцов от наблюлате-
лей противника. Когда началась артиляе-
рийская подготовка и грохот пушек за-
глушил гудение моторов и скрежет гусе-
ниц, танки пол покровом тумана были
полвелены ешё ближе, почти вилотную к
переднему краю немцев. Репено было на-
чать атаку сразу же за последним выстре-
ома леристов.
  eae ешё не успели опомниться OT
артиллерийского шквала, как на них На-
валились танкисты. Передний край 000ро-
пы противника был прорван © ходу. Но в
глубине его, как и предполагалось, наши
машины и следовавшая за пими пехота,
натолкнулись на вторую линию укрепле-
ний. На грушеобразной высоте у широко-
то минного поля пехота залержалась. Ар-
тиллеристы на колёсах вынеслись к тан-
которые вели огень по противнику (

справа и слева.

С наблюхательного пункта было хоро-
шо видно, как мастерски был осуще-
ствлён этот манёвр. Развернувшиеся вее-
ром, извергающие пламя машины обруши-
лись на немецкие фланги. Лейтенант Тур-
чак с групюй танков прорвался к блин-
дажам противника слева и стал обетрели-
вать их в упор, с дистанции в сто мет-
ров. Потом его машины гусеницами под-
мяли ешё уцелевпкие пулемётные и мино-
мётные гнёзда противника и вышли в
тыл грушеобразной высоте. Сюла же вы-
шли танки, обхолившие выюоту справа, и
пехотные подразделения.

Вомандир по радио приказал танкам
сделать быстрый рывок к следующей вы-
соте и, пробившись в тылы отетупающего
противника, встретить на марше его ре-
зервы, если они будут вводиться в бой.
Это дало блестящие результаты. Танкисты
врезались в боевые порядки отступающих
немцев. догнали их артиллерийский диви-
зяон, менявший огневые позиции,  рас-
стреляли и рассеяли прислугу у пушек.
Шедшая следом за танками пехота захва-
тила несколько совершенно исправных
орудий врага.

Первая часть плана была осуществае-
на — обе высоты оказались в наших ру-
ках. Теперь для завершения операпии
следовало нанести удар по населённому
пункту, гле были сосредоточены немецкие
резервы и находился крупный штаб.

Небольшую паузу командир использо-
вал на усиленную разведку, собирая в 10
же время свои силы в кулак. Разведчики
доносили, что противник спешно укрепляет
оборону населённого пункта. Данные раз-
велки были подтверждены «языком».

Командир решил еше раз проверить
данные разведки и показания пленных и
вызвал к себе лейтенанта Денисенко, спе-
циальноеть которого — разведка боем вра-
жеских тылов. На лёгком танке Денисенко
и командир машины младший лейтенант

шмаков не раз пробирались в самое ло-
гово гитлеровиев и всегда привозили са-
мые подробные свеления. Глаз у Денисен-
ко острый, память превосходная. Смел он
до дерзости. После его доклада становятся
ясными не только размещение и чиелен-
ность основных сил противника, но и де-
сятки других необходимых подробностей.

И в этот раз, как и всегда, не только
командир жлал Дениеенко. Ждали его вс
боевые друзья. На командном пункте от-

давали распоряжения, выелушивали докла-
ды, но нет-нет да и поглядывали на чахы.
Бло-нябудь спрашивал внептее О:

— Как-то там наш лейтенант, добрал-
ся ли’.

Через час в стане врага послышались
выстрелы, а потом через высоту на пол-
ной скорости перевалила танкетка. Лей-
тенант вернулся весёлый, возбуждённый
боем. Он доложил командиру о результатах
разведки, а потом в кругу товарищей рас-
сказал подробности своей дерзкой вылазки,

— В’ехали мы по балке свободно, раз-
велали всё, что надо, и решили обратно
пробиваться напрямик. Насели на немеп-
кую пехоту сзади. Их там больше роты
было — автоматчики и три миномбта. Я
по миномёту ударил, Ишмаков — по ми-
номётчикам. Несемся на полном газу. Но
вдруг машина остановилась. Гитлеровиы
осмелели, стали наседать. Я бился, бился,
но мапгину завёл, гусеницами на нах —
й до свидания!

...Уточнив ‘таким ` образом обстановку,
командир несколько изменил свой ранее
разработанный план. Для того, чтобы ус-
корить решающий пргурм и не дать нем-
Цам возможности эвакуировать склады
боеприпасов и военного имущества, он ре-
шил опрокинуть врага ударом в лоб, про-
рваться через укреплённую высоту, овла-
деть станицей.

Этот последний ‘бой был особенно на-
пряжённым. Захватом высоты удалось
разрезать войска противника на две ча-
сти. Но он продолжал оказывать отчаян-
ное сопротивление. Бой перенёсся на ок-
раины станицы, Немцы двинули из заса-
ды в контратаку последние свои резервы
при поддержке нескольких тяжёлых тан-
ков. Но и наш командир кое-что прибе-

рёг для решительного удара с фланга. На!
танки под’

контратакующих навалились
командованием старшего лейтенанта Ку-
рипко. Это решило исход боя Немцы. ос-
тавили станицу. Нели танкисты захвати-
ли несколько складов с пенным имуше-
ством, до 30 орудий и много автомашин.

Вечером мы сидели в одной из хат
только- что отвобёванной у немцев стани-
цы. Весело потрескивали дрова в печи.
Командир части пригласил к себе команди-
ров подразделений. Он вспоминал разные.
истории из своей боевой практики. Млал-
ний лейтенант Зайцев под аккомпанемент.
гитары пел любимые песни танкистов. Не’
верилось, что эти люди целые сутки вели,
тяжёлый бой, что они уже много дней но.
раздеваются, спят только урывками и что’
на рассвете носле короткого отдыха сно-
ва выйдут на линию огня бить немцев,

М. РУЗОВ,
спец. корреспондент «Известий»,

вую технику Красной Армии, установить

занимает одно низ
передовых мест. .
Уровень выдачя никеля комбинатом в
этом полугодии в полтора раза превысил
уровень производства второго полугодия
1941 года. Извлечение никеля из руды

за этот же период мы увеличили по
сравнению с довоенным временем Ha
20 проц.

Наши первые успехи —— результат са-
моотверженной работы всего коллектива
на оборону, результат подтянутости и
дисцинлинированности наших людей,

следствие того, что никельщики научи-
лись работать по-военному. Рабочие и
инженеры Южуралникеля неустанно 60-
DIOTCA за освоение и внедрение в про-
изводство передовой технологии и умень-
шение потерь никеля на различных эта-
пах производетва.

За время войны мы значительно укре-
пили рудную базу, а это — основа 0бес-
печения бесперебойной работы комбината.
Повышению производительности рудников
значительно содействовали технически
правильный выбор методов разработки
месторождения, насыщение рудников мош-
ным экскаваторным парком и своевре-
менная подготовка рудных запасов. До
войны комбинат обычно в зимнее время
испытывал” большие  затрулнения из-за
недостатка руды Я флюсов. В зиму
1942—43 года мы вступаем с месячным
запасом руды и флюсов.

Основой всей нашей технологии яв-
ляется правильная шихтовка разнообраз-
нейших сортов руды. Неравномерность
химического состава руды создаёт боль-
шие затруднения при плавке. Наши ин-
женеры разработали и применяют сейчас
такие методы шихтовки, которые обеспе-
чивают получение равномерной рудной
пихты, кондиционной по всем компонен-
там химического состава. Этим создана
прочная база для интенсификации шахт-
ной плавки агломерата из этой руды.

Неизмеримо улучитил в военное время
свою работу головной цех завода — дро-
бильно-агломерационный. Одним из нам-
‘больших достижений коллектива этого
цеха и его инженеров Багрянова и Ива-
нова надо считать значительное улучше-
ние качества атломерата. >

До отечественной войны нам не’ уда-
валось достаточно повысить температуру
отходящих газов с атломашин, что при-
водило к быстрому износу газовой си-
стемы и роторов мощных эксгаустеров и,
как следствие, —к большим простоям агло-
машин. Начальник цеха Дроздов прелло-
жил теплоизолировать газовую систему и
выложить  вакуум-камеры — чугунными
плитами. На ряду с упорядочением техно-
логии спекания осуществление этого ме-
роприятия повысило сроки раббты эксга-
устеров во много раз.

Проектная производительность конвер-
торов намного перекрыта. По иницизтиве
начальника конверторов Костина, масте-

ского никеля
Красной Армии

месяцы введены в практику тяжеловес»
ные плавки файнштейна.

Костин — молодой советский инженер,
пытливый рапионализатор. Он обратил
внимание на то, что вместе ,е гранулиро-
ванным  шлаком, которым  заправляли
жолоба перед выпуском штейна, уходило
много никеля. К этим потерям привыкли,
считали их нормальными. Костин подечи-
тал, сколько никеля теряется зря, и пред-
ложил подсыпать в жЖ0лоб вместо пглака
коксовую мелочь. С ним спорили, говори-.
ли. что из этого ничего не выйдет, но №о-
стин был настойчив. Попробовали, и pe-
зультаты превзошли все ожидания. Потери
никеля сократились на 4 тонны в месяц.

До войны проектная мотщность трубча-
тых печей обжитового цеха, задачей ко-
торого является полный выжиг серы из
файнштейна, не была Хостигнута. Про-
цесс на трубчатых печах не был освоен.
Тепляки трубчатых печей стояли всего
10—15 дней. Горели чугунные кольца.
Ремонты носили непрерывно аварийный
характер,  расходовалось много огнеуно-
ров. Из двух печей фактически работала
только одна. Этот цех был узким местом
на комбинате. Теперь благодаря введе-
нию жёсткой технологической лиспипли-
ны и осуществлению рационализаторских
мероприятий, внесённых начальником це-
ха Щука, технологом Бочкатёвым и други-
ми, тепляки по году работают без ремонта,
трубчатые печи достигли производитель-
ности в два раза выше проектной. Пех
перестал быть узким местом. Образовалась
даже резервная мощность.

В целях дальнейшего сокращения по-
терь никеля уже во время войны по-
строена и пущена вторая очередь энек-
трофильтров и осуществлён ряд ценных
рационализаторских предложений. В част-
ности, по предложению молодого инженс-
ра Кудрявцева изменена система стряхи-
вания электродов коттреля. Это хаёт воз-
можность улавливать дополнительно из
  отходящих газов несколько тонн никеля
в месяц.

В начале ноября из-за рада трудно-
стей комбинат снизил темпы. Особенно
трудно в ноябре пришлось коллективу
электропечного цеха. Недоставало элек-
тродов нужного диаметра, магнезятового
порошка, огнеупоров,  футеровка печей
была изношена, а план, и весьма напря-
жеённый, необходимо было во что бы то
ни стало выполнить. На комбинате давно
лежали без дела электроды диаметром в
два раза меньше, чем требовалось. Обыч-
HO использование их означало уменьше-
ние мощности печей. Электроплавильщи-
ки изготовили специальные вкладыши,
которые зажимали сразу 2—3 элеклтро-
да. Это усложняло работу, но мощность
печей не была снижена.  Электропла-
вильщикм сумели провести в ноябре го-
рячий ремонт печи. В короткие промежутки
межлу окончанием розлива и началом
загрузки, пока наращивали электролы, на
горячих печах производился ремонт раз’
еденных мест стен и еволов. Мастера Сне-
rapes, Осокин, плавильщики  Хасанов,
Аржников, Ивахно и другие под руковод-
ством начальника пеха Рябова проявили
настоящую  самоотверженность, работая
в опасных условиях, оставаясь после
работы для помощи следующей смене:

За время войны по предложению ин-
Женеров Пискунова и братьев Булах на
комбинате разработана и внедрена совер-
шенно новая технологическая схема по-
лучения никеля из полупролуктов, не мо-
гущих быть  переработанными обычным
способом. Эта новая и оригинальная схе-
ма уже обеспечила выхачу нашей 0обо-
ронной промышленности дополнительно
сотен тонн никеля.

Коллектив комбината не успокаивается
на достигнутом. Наши инженеры пролол-
жают упорно работать над преодолением
новых трудностей, над дальнейшим увели-
чением производства никеля. В повседнев-
ной борьбе за план и увеличение произ-
водительности коллектив комбината воолу-
шевляют героические подвиги славной
Красной Армии, чувство ответственности
перед родиной и нашим вождём товаришем
Сталиным.

А. МАЛИНИН,

ров Яковенко и Емельянова в последние

На-днях в Колонном зале Дома Сою-
  зов состоялось собрание комсомольского
актива Москвы.

С докладом 06 очередных задачах Mo-
сковской городской комсомольской

тов. Павлюков.

— Все усилия, жизнь и работа ком-
сомола, говорит тов. Павлюков,
должны быть посвящены осуществлению
задач, поставленных товарищем Сталяным
в докладе 6 ноября 1942 года
партией, народом и Красной Армией. В
течение последних семи месяцев кэиео-
иол и молодёжь Москвы принимали ак-
тивное участие в развёртывании социа-
листического соревнования на фабриках
и заводах, в увеличении выпуска воеру-
жения и боеприпасов для фронта, в за-
готовке топлива для Москвы. Комсомол
должен быть первым помощником пар-
 тийных организаций в борьбе за чёткую
и ритмичную работу предприятий, пре-
доление всех трудностей военного време-
ни, использование всех материальных,
технических и людских резервов  про-
иышленности и транспорта, всемерное
повышение производительности труда.

Московские комсомольцы наряду с са-
моотверженной работой на производстве
обязаны систематически и упорн» овла-
девать военными знаниями, ‘изучать бо%-

контроль за подготовкой бойцов в ппд-
разделениях всевобуча. Этой зимой в Мэ-
скво предстоит ‘обучить хесятки тысяч

лыжников. Задача комбомола — носта-
вить на лыжи всю молодёжь столицы,
подготовить стойких и умелых бойцов,

способных совершать длительные марши.

В заключение тов. Павлюков гозорят
0 необходимости усилить воспитательную
работу, phir KOMCOMOABCKYIO  диснп-
плину, всемерно укреплять  революцион-“
ную блительность. Фронт, родина  тэе-
буют ещё большего напряжения сил для
поддержки Красной Армии. Помочь Kpac-

opra-
  низации выступил секретарь МГК ВЕЛ(5).

церед   С!

директор Южноуральского нике-
левого комбината.

Собрание номеомольсного актива Москвы

гитлеровских мерзавцев — вот цель, ко-
торэй должны быть подчинены все силь,
помыслы и дела советской молодёжи.
Выступившие в прениях по докладу
‘тов. Наваюкова секретари райкомов и за-
водских комитетов BAIRCM полелились
опытом своих организаций, векрыли psx
существенных недостатков в практике
комсомольской работы.
Секретарь МГК ВЛЕСМ тов.

Шелепия
подверг >

резкой критике Сокольнический,
верлловский, Бауманский райкомы
  ВЛЕСМ, которые не уделяют дослаточного
внимания военной учёбе молодёжи. Под-
готовка резервов для Красной Армия
должна быть в центре внимания каждой
  комсомольской организации.

В заключение выступил секретарь
МГК ВКП(б) тов. Г. М. Попов. Ox ome-
THI, что за время войны состав комсо-
МолЬской организапии столицы изменился.
Лучшие воспитанники московского ‘коме
мола ушли на фронт запишать родилу,
многие выехали вмесле со своими пред-
приятиями, эвакуировавшимися в вослоч-
ные районы страны. Комсомольская орга-
низация столицы пополняется за счёт но-
вых молодых калров, недавно пришелигих
на производство. Поэтому иеключительное
значение приобретает воспитательная ра-
бота срели молодёжи.

Тов. Попов призвал московскую кочсо-
мольскую организацию оказать лействен-
ную повседневную помошь пгахтам Полуо-
CKOBHOTO угольного бассейна и поставил
конкретные задачи перед комсомольнами
PATA московских заволов, изготовляющих
для Подмосковного бассейна различное
оборудование. Помочь шахтёрам увеличеть
добычу угля — это и булет практиче-
ская комсомольская  помопь ‘стране к
фронту.

В привятой резолюции собрание актиза
наметилю мероприятия пю въиюлнению за-

дач, стоящих перед московеким комеомолом,
С огромщым воодушевлением собрание
комсомольского актива Москвы приняло

ной Армии очистить родную землю от

приветствие товаришу Сталину.