a,

ye

fe

ee

yi

А.

чо

fi,
Ги

а.

ope

ris:

СУББОТА, 6 МАРТА 1943 г. № 54 (8047)

ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР

Так дается победа

Накануне я рассматривал с ‘топогра-

фом карты района нашего наступления.

Я хатехл бы, чтобы каждый из читающих
скупые стоки  сробщевий  Советекого
Пифорчбюро, rte перечисляются взятые
ами ебла и города, взглянул на эти
карты и представил себе естественные
теаграфические условия. войны хотя бы
а этом маленьком участке. т

Немцы < дьявольским- хитроумнем зае-
пялись там, Tle самый надёжный и коеп-
хий щит возтвигхаА aan  обороняюшисся
войск сама природа. Пни укрепились на
Пато, изрезанном глубокими оврагами и’
лоттнами. Перед немецкими позициями
была река с крутыми обрывистылеи бе-
Тегами. :

Река -— лишь начало всех трудностей.
За нем местность валымается к запаху. На
этах участке фронта позиции немцев выше
яаптих в среднем на SO метров. Бесчислен-
ными узлами сопротивления они прятши-
ты железобетоном к буграм и высот
КАЧ, OT которых во все стороны разбега-
ются оврагя, когда-то размытые в лессо-
вай почве’ капризными, меняющимя рус-
a4 Взгляните

речушками и ТУЧчЧЬями.
Ba топографическую карту, и у Bac
закружится голова,  зарябит в глазах.

Яры и овраги, жющины извиваются, как
языки пламени, разверзаются, как пасть
хтбочноге дракона, мечутся во все сто-
розы, как бегущие от шатов человека
ящерицы. Разведчик прошёл в этих ме-
стах 30 километров и встретил на свобм
Путя 22 оврага глубиной xo 60 метров.
Ha языке ройны такой район именуется
танканепрохохичым.

Mae показаля другую карту —= схему.
пемацких оборонительных сооружений.
Ситими  эначками обозначены Ha Heit

эскарны, рвы,‘ стрелковые окопы, нуле-
мётные” гнёзда, блинлажи,  железебетонные
деть: и перед ними — минные поля, ко-
лючая проволока. Синяя паучья сеть.
Её нарантивали в течение года.
пояед жёсткой обороны.

Четыре
Немцы — на

< = р
греонях высот, на обуграх, на верикинах

с ‘кругозором до 25 километров. Узкие,
глубокие долины дают ям возможность
скрытного передвижения и сосредоточения.
войск. Перех нами — лабиринт мёртвых,

нопоазматрярлемых площадей. На каждом
холме пас встречает ненавихящий глаз

Сумастадитий март! В затопленных oKo-

не оборачиваясь назад, стреляя, сверля
тлазами плотную стену бутрава.
Пехота вместе с сапиёрами пробилась к

немецкой проволоке и успела сделать не-
сколько проходов. Пурга помешала пер-!
вой подготовительной атаке.

Нжле бурана

вдруг выпал

AOA.
пах  зваланки сменили на сзпоги и
ботинки. Потом епять ударил мороз. Хо-
леда на замечали: шла горячая работа
на расчищаемьх для подвоза . снаряхов
хорогах, на реке, гхле ночами втайне от
немоз строили мост, на новых. артил-
лерийских позициях, куда татили новые
Е новые орудия, на всей равнине, откуда
осторожно я неотвратимю напеливахли но-
BE YR.

Как строили мост? Инженер Яковлев

кратили свое участие в огиевом поехин-
ке, задохнулись. Над их позицией повис-
ло чёрное дымное небо, каждый миг раз-
дираемое молнией разрывов. Потом отку-
ха-то слева послышалось исполинское шШи-
пение, будто тысячи паровозов разом вы-
пустили пар. Из-за деревьев веером вон-
зились в небо жгутом оранжевые стрелы.
Пышный сноп огня, како распущенный
хРост жар-птины, закрыл половивт неба,
и звук разрывов стал  непомерным, как
будто треснула земная кора.

И неожиданно в этом вертящемся, вою-

тем  пекле появижся мирный  одино-
кий самолёт «У-2». Казалось, on @I-
жен развалиться на кубки в Про

зённой снарядами толще  восдута. Ho
OH. тихий голубь, спокойно столь
зил под невидимой  траектораей огня,

на жевоте облазал весь передний край СТРекотал над опнедышащей землёй, ос-
немцев. Место для постройки моста вы-  Матривал, обшаривал вывернутый — намз-
брали в извилине реки, в мёртвом про- Нанку район немецкой обороны, улетаз,
странстве, недоступном для косоприщель-  Возвращалея, кружил и кружил, к у вет,
ного ик флангового опня немцев. Строили! КТе сидех в траншеях, сердце замирало от

НыЫМ

схелать немпев глухими. напи лётчики в

ночью. Сапёры работали  по-пластунски,
притнувигись всем телом ке лыу. Неосто-
рожный громкий yiap считался серьёз-
проетупком. Немецкйе уши рядом.
Лунки дхя свай во льду не пробивали, а)
просверливали буравами. Десять человек
спускали, с крутого берега сваю длиною
в 3 метра. Десятьи таких свай. Их
нужно забить в грунт надежно, прочно. —
через мост пойлут танки. Тут не обой-
хенться без шума сваи затоняют в гручт
ручными  херевянными бабами. Чтобы

эти ночные часы бомбами заколачивали
немцев в землю. Тода и сапёры начина-
ли заколачивать в TO треки тяжелые,
сваи. Перед рассветом торчащие из льла
концы свай обваливали снегом: тах дела-
ли немпев и глухими, и слепыми, немцы
не увилели моста. На хругой участок pers’
сапёры свозили лес, бревна, мостострои-
тельный материал. Немепкие миномётчи-
ки всалили сюла сотни мин, к нани санё-
‚ры смеялись. Русская хитрость оказалась
хитрее немепкой.

Три ночи работали сапбры в воде.
Лейтенант Васильев ва инженерной pas-
ведке провалился в пробитую бомбами!
воронку. Железной кошкой его вытащили
из волы. Он вылил воху из толенишои,
мокрый ло нитки. в промёрзшей оежхе.
работал её двенадцать часов. — Hacraa

НИ   для моста приготовили в стороне, в лесу.
ие  т и vay Se ee   Осталось уложить его на готовые сваи,
. f   сшить скобами и затем aMMOHAIOM и т9-
Я перех этим лабиринтом, внизу, рУС- лом полорвать высокие берега, сделать
ская река. Нани окопы на берегу. Map-  спуск © крутизны к переправе. Эт
товакле бури и оттепели заваливали ИХ   оперуция шумная. Её оставили на послел-
снегом, заливали волой и CHOBA OAPRAAH B yoy минуту. когда рёв артиллерийской
толстую корку льда. В утренних 3ам0703- подготовки наглухо забъёт немцам упги. В
Eat игинели Ha бойцах стат коробох,   глубине наших Нозиций на лесной хороге
Кр: В а  уже стояли люсты в указателями: на
Вперели русская река. Её нужно вер- мост! на мост!
RYTb, HY EGO пройти по aby на тот б=-  И новый приказ пришел. Наступленяе.
рег. И в ‘трулном бюю на скатах. высот. Вю взводах и ротах, в траншеях люди
на холмах взломать оборону врага. давали клятву. Простые слова, порою
Брюцы пересчитаны, бугры перечисле-  нескладная речь. Но пусть заговорят пу-
зы, высоты пронумерованы, овраги на-  Теметы я тужья —- каждое слево рус-
несены на карту — булничная тема, мало ской клятвы станет для немцев
кому известная работа разведчиков, тэпо-  смертью.
графов, инженеров Приходит первый пря- В восемь утра дрогнула земля на oo
kas 0 атаке, бьют пушки артил-  щирном пространстве. В эмт чае мы ис-.
лерийбкой  полготовки, поднимаются из кали хорогу к команхному пункту полка и
окопов первые пени пехоты. В бой\вышли из леса на открытое пространство
вмешизаелся дикий, изменчивый месяц перех рекой. Вдруг земля сильно и резко
март. Был лоный рассвет, но врут <  толкнула нас. Воздух ударил в уши, огонь
неда свалилась пузга. В глаза наступаю- пранул в глаза. Следующие полтора часа
шим бил ветер с хлопьями снега, коман- мы шли, как в кратере вулкана, оглу-
лиры на наблюдательных пунктах вяезап- шённые, подавленные, невольно
HO ослепли, как будто на головы им на- шись от свиста над головой, от  равно-

= =   =
брасиля белый мешок. Пушки били по на- мерного тула, в котором русские батарей-

страха за него и от восторга перед невоз-
мутимо спокойной храбростью неизвестно-
го летчика, наблюдавшего зону обстрела.
Вке девяносто минут он провёл нах кра-

доблести!

Прошли бомбардировщики и штурмовики.
ТГул канонады обэрвалея. Пехота, бейцы
Иванова поднялись из окопов на штурм.

тером вулкана — крылатый образ русской  .

Не смешите переставлять ‘на карте фла-
жок, для этого будет ешё время. Побеха
даётся в кровавом трудном бою. Взгляните
снова на карту топографов. В открытом
поле чудовищные хевяносто минут артил-
лерийской потготовки стерли бы в раепо-
ложении немцев всё живое. Но злесь зе-.
мля изрезана прелательскими оврагами, я
в них. оглушенные, ополоумевитие, но ещё
живые; сидели уцелевшие немцы. С греб-
ней холмов они открыли огонь WO Hartel

иехоте. Кровь на льду, кровь на белых
скатах холмов.
Пехота не останавливается. Штурм,

пегурм! Bata момент, когдз первые цепи
смельчаков вст&бт. вырывается вперёд, ре-
жет проволоку, река уже позади, HK TONS
вся Масса налних людей снова поднимается
с земли. На‘канатах, но лестницам, коте-
рые тащили с собой, атакующие лезут на
облехеневший, обрывиетый берег, карабка-
отея, скользят, ползут, срываются вниз
и снова ползут. Вышибленные артиллерией
из укрытий, кочующие по ходам сообще-
ний немецкие пулемёты продолжают бить
из глубоких нор, из дальних логовищ.
Ложные немецкие лзоты молчат, (но вдруг

залегли у немецкой проволоки. Но грунна

НА ЗАВОДЕ вм. ВЛАДИМИРА ИЛЬИЧА. Лучший мастер завода А. Ф, Гудков = лучйтий бригадир цеха 28 2 К. Г. Гоголевь за про.

смотром

готовой продукции.

~~

Фото Н. Петрова.

В фонд Главного   Совещание работников сельского
хозяйства Московской области

Командования

TOPOX H., 5 марта. (По телеф. от с06.
корр.). На прехприятиях Южното Урала с
болышой радостью встретили предложение
куйбышевцев © создании особого фонда’
Главного Командования Красной Армии.

Вступая в предмайское  социалистиче-
ское соревнование, коллектив трижды op-
хеноносного Кировского завода взях на
себя обязательство закончить мартовскую,
и зпрельскую программу не позднее 29-го,
числа; выпустить сверх плана боевые ма-
шины, передав их в 060бый фонд Глав-
ного Командования Красной Армии: в
марте выпустить поковок на 20 проц.
больше, чем в феврале, и в апреле на
5 проц. больше, чем в марте: стальных
отливок выпустить в марте на 25 проц.

1 проп. больше, чем в марте; сэкономить
в марте 500 тьыкяч киховатт-часов элек-
троэнергии я не менее 10 проп. жидкого

оживают хдзоты невидимые, замаскирован- топлива,

ные. Склоны далёких холмов густо проши-

‘ты амбразурами, бойницами, наша нехота

входит в лЬявольский лабиринт. смерти.
Кризис боя. Самое страшное— потерять
темп. Мгновенье нерептительности — и на-
ступление захлебнется. Но теперь  вету-
пает в строй творение сзибров— мост. Че-
рез мост бурей проносятся танки. На том
берегу они давят, кромсают немецкие
пушки и миномёты, утюжат траншеи, и
наша пехота делает ещё один рывок
вперёд. Контратака немцев гаснет и рас-

сынается трупами пе снегу, и вот через!

реку уже ведут опарашенных пленных.
Первая линия немецких окопов преололе-
на. -Но за ней вилнеются на дальних вы-
сотах другие. Темнеет. Бои прололжают-

ся ночью. и на следующее утро, и Ha
следующий день, и ешё ночь, и ещё
день. Бон продолжаются и теперь, в Te

слова.
Здесь, на этих высотах, виден поххлин-

.  ный день Красной Армии.
2 ым пе) ‹ллериеты но ви- ные залпы сливались © далёким громом   . i
cia ar По а ее Е   Трулный день и великий— в бою, в or-

дети, ге рвутся их собственные снаряды, разрывов, и нам начинало казаться, что’
не могли мановрировать траекториямн, ме- весь видимый мир, земля и небо, состоят
нать направление огня.
в глубокие 6

блинлажи, нады. Так мог бы чувствовать себя мура-

сотнув-   УИНУТЫ, когда телеграф отстукивает эти

‘не, в исполинском труде. С предельной яс-
Немцы забились только из звуков этой чуховищной кано- Тю оШущаоцгь: ЗДроь слова  TOBAp HIS

галина 0° TOM, что каждый километр Ha-

рассынались 19)

Кроме того, кировцы обязуются зазер-
ить программу по произвохству занас-
пых частей к тракторам,  отгрузить их
своевремонна потребителям, выпустить
сверх плана запчастей для ремонта 200
тракторов.

Обязательства трактористов
Армении

ЕРЕВАН, 5 марта. (flo телефону).
Постановление Совнаркома CCOP и ШК
‘BRI(G) © подготовке трахторов я селр-
скохозяйственных машин Е полевым рабо-
там застало трактористов Зангибасарской
МТС уже на весенних полях. Эта МТС,
успешно закончив  ромонт тракторов,
развернулл уже пахоту под хлопчатник.
Траклористы в ответ на забету партии
и правительства репили ещё вые нод-
нять производительность машин.

С большим оживлениеи прошяе в МТС
обсуждение мероприятий, направленных к
лучшему использованию мзпин, Выюту-
пявший на собрании бригадир тракторной
бригады т. Манукян заявил: `

— Hama бригаха об’являет себя фроч-

B MR BRII(6) состоялось  сбвощалие
секретарей райкомов партии, председателей
исполкомов районных Советов, заведующих
районными земельными отделами, агроно-
мов, директоров совхозов, нредседателей п
Сригадиров колхозов. Совещажие обсудило
вопрос 6 повьшпении урожайности карто-

феля к овощей.

Докладчик — заведующий областным
земельным отделом тов. Соколов — под-
робно остановился на мероприятиях, ко-
торые должны быть проведены для повы-
шения урожайности. Нахо уплотиять по-
садку картофеля до 40—45 тысяч кустов
на гектар, добиться равномерного ралпре-
деления клубней, более тщательно обра-
батывать почву, усилить вывозу удобре-

хорошей обработке почвы и тапательному
уходу за растениями. Паптут. здесь из
глубину 30 сантиметров, вносят больное
количество навоза, Твёрло соблюдается сево-
оборот. Совхоз ‘засевает большое количест-
во многолетних овощей, с избытком 0бес-
печен семенами.

С болыним интересом участники  6ве-
щаняя выслушали выступление академика
Т. Д. Лысенко. Он указал, что самый э$-
фективный в нынентних условиях способ
использования удобрений — внесение их
в лунки, пех ‘корень. Несколько горстей
перегноя, брошенных под клубень картп-
Geta, в полтора-два раза увеличивают
урожай. Семена овощей тов. Лысенко pe-
комендует предварительно  намачивать,

ний, Ло начала сева надо провести обмен
рядовых семян картофеля на сортовые для
посева на семенных участках.

Важнейшее значение имеот правильная
организация труда. В некоторых колхозах
овошные ‘участки обезличены, Необходимо
создать специальные бригады или звенья,
птироко стимулировать хорошо работающих
колхозников дополнительной оплатой за
превышение плановой урожайностя.

Выступявшие по докладу т. Соколова
председатели колхозов, агрономы, заве-
дующие райземотхелами и учбные расска-
зали о подготовке к весеннему севу, но-
делились опытом получения выкоких у1о-
жаев. §

Секретарь Ленинского райкома ВКП(б)
тов. Розанов сообщил, что район слал
государству по лесяте тонн овошей с тек-
тара, а нынче решил сдать не менее чем
по 12—13 тонн. Полностью зажончен ре-
MOHT тракторов и инвентаря. 800 гекта-
ров картофеля будет  засеяно яровизиро-
ванными семенами. Приволится в порядок
40 лождевальных установок.

0 работе молодёжи рассказал председа-
тель Фаустовского колхоза  Виноградов-
ского района т. Люклтин. Овощной уча-
сток занимает в артели 45 гектаров. Уха-
живает за ним молодёжная бригада. Уро-

тотда воходы будут более дружными и
ранними. Резаный картофель надо обаза-
тельно яровизировать. Пока есть время,
необхохлимо заготовить максимальное коли-
чество верхушек картофеля, срезанных ©
крупных клубней. Это позволит увеличить
высев на каждый гектар и себрать высо-
Кий урожай.

На совещания выступили также проф.
Харченко, заведующий  коломенеким рай-
земотделом т. Платонов, проф. Болдырев,
„председатель Шарановского колхоза Звени-
городского района т. Бобров, директор
Мосовошетреста т. Янов, проф. Гуров. пред-
сехалель колхоза   Бронницкого
района т. Ожирков, председатель колхоза
«12-я годовшина Октября» Ухтомевого
района т. Мерозов и другие.

В заключение выступил секретарь МЕ
BRI(6) тов. Максимов. Он полчеркнул,
что важнейшая задача колхозов и совхо-
зов — добиться в текущем голу увеличе-
ния товарного выхода картофеля и овощей
в полтора-два раза. Работники райземот-
делов и колхозов должны уделить самое
серьёзное внимание- развелению  семення-
ков, произвотетву семян в размерах, виод-
‚ е достаточных лля всей плошали посева.

Подробно тов. Максимов останавливается

на вопросах организации труда п 1010л-

жай получили отличный: капусты, напри-  нительной оплаты за превышение плано-

врагам, ушли от смерти в землю. Иные вей, провалившийся внутрь гремящей ко-

были  разорваны в клочья, но многяе фейной мельницы. Пространство  ревело
упелели Я. как только канонала затихла, выло, кричало. Тихий воздух рассвета’
свова проникля на холам сообщения К стал сплошным пронзительным воплем,

своим пулемётам и стали бить сверху но как бух тысячи бичей со свистом обру-
ваступающим. Наци шля в белую мглу. шились на него, и он заметался, истерзан-
Шли по глубокому снегу, пе целине. Вра- ный, охичавигий от боли.. Мы шли _впере-
чи потом отметилн: больнгинство ранений ди наптих стреляющих батареи. _ Десять,
5 голову и в руль. Это значит, что пе-  пятнадцать немецких мин  шлепнулись
тата шла по пояс в белой трясине, шла, вблизи от орудий, и на этом немцы пре-

‘ напряжением сил,

щей ‘земли надо брать с боя. Побеха—не-

ГУ i товой, обязуясь отлично выполнить Bre
` лёгкое дело. Она даётся потом и кровью,

затания. Стахановеким трудом мы будем
Слушая скупые маны Cone ee родной Красной Армии раэгро-
  us ; ~~    MUTh HEMCIEKHX захватчиков.
При обсужмении постановления  Сов-
наркома CCCP и ЦК ВКП(б) в Бажарге-
чарской МТС трактористки т.т. Оганесян,
Аветисян, Базаян и Барсегян обязались
выполнить Этой весной на своих тракто-
pax не менее 1,5—2 норм.

ского Информбюро, глядя на карту, пере-
 ставляя очередной флажок всё дальше на

запах, каждый из нас помнит 06 этом.

Евг. КРИГЕР,
спец. корреспондент «Известий».

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 5 марта,

Дневник киевлянина *

«Столько страланий к горя причесли   Крещатях перетолнен

зам гитлеровские псы, что я ренгил вести
затеь всех событий, чобы в случае
коей смерти дети мон могли подробно 069
RCBM узнать и отомстить за зло, причия-
яённое нам проклятыми фапиистами.

Киез. 5 июня 1942 г. Сегодня прихохи-
ли тва гитлеровна. Войдя в комнату,
осмотреля обстановку и указали перевол-
чи на буфел, зеркало, стулья. Неревод-
Зипа сказала мне, что эти вещи немпам
понражились я они их у меня заберут,
Взамен лалут квитанцию, что воши взяты
лая неменцкай армии. Гитлеровиы вынесли
моя веши во двор, гхе стояла уже налю-
ловину нагруженная доугими вещами ма-
шина. С печалью урвилел я, как опустела
моя комната. соседей — Скитских и
Левала — гитлеровцы взяли два ковра,
одеяло, стол, швейную уашину и
детский горшок. Очевидно, фашисты по-
шлют все это в Германию.

12 июня. Страшная дороговизна, няче-
го нельзя купить. Колхоэники рассказы-
вают, что им только с болыним трудом
улабтся пробираться в Киев. По доротам,
у вхола на мосты. у причалов, на улицах
полинейские и солдаты останавливают.
прохожих и отбирают продукты. Украдкой
купив что-нибудь втридорога, люли CTa-
рательно прячут покупку и спешат домой.
Я был остановлен полипейскими. Они про-
верили содержимое моей корзины, полови-
ну протуктов забрали себе и бросили кор-
зену мне пох ноги. На мои протесты п9-
зипейские ответили, что «излишки рекви-
зяруютея для нужи германской армии».

26 июня. Сеголня тоховииюна выборов в
Верховный Совет Украинской ССР. Какой
это был весёлый и счастливый лень! По.
случаю праздника я назестил своего ¢Ta-
poro друта. Оя страшно изменился. He
узная меня. Шел к нему по Крешалтику.

*) Выдержки из дневника киевлянина

чаду. Вера Сергеевна Скятская.

италекими к воен-
ными гитхеровцами. У зданАй немепких
общежитий усиленные патрули.

15 августа. Заболел, не могу подняться
с кровати. Вызвать доктора нельзя, яе-
карств никаких нет.

24 августа. Впервые после болезни был
в городе, Продал пальто сына. Куда ни
ступи, звезде натыкающься на полицей-
ских. Похоже. что в Киеве на кажлого жи-
теля прихолится с десяток жандармов и по
крайней мере два десятка полицейских.

27 августа. Вечерам товарищи’ привели
жеслоко избитого Женю Скитокого. On
был схвачен на улице и отправлен на
строительство моста неделю назад. Мастер-
немец придрался к мальчику и избил его
металлическим прутом. -

2 сентября. Весь день шрюшех, как В
тихая,
слабая женщина, YOON зарубила топором
свою спавигую дочь Галочку, а затем бро-
силакь с балкона третьего этажа и разби-
лакь. Она оставила хлинное письмо, в ко-
тором пишет, что у нее нет больше сил
бороться © голодом, < наглыми пристава-
ниями гитлеровиез, и она решила убить
дочь Л покончить с с060й, чтобы не му*
ЧИТЬСЯ.

19 сентября. Сегодня управляющий до-
MOM и полицейский выбросили на двор моя
пожитки и заперли за мной дверь кварти-
ры, в которой я прожил двадпать лет.
Крюме того, я должен был дать полиней-
скому подписку,   что задолженность 3a
квартиру внесу не позже, как через не-
делю. Спасибо старым знакомым Голутви-
ным. Они предложили мне поселиться У
них. и я пишу эти строки в маленькой
комнатушке на олной из улип Похола.

28 сентября. Мне предложили раббгу в\

ets

артели. Я должен продавать производимые

артелью спички. Цена коробки — пятнах-.
пать рублей. Это огромная сумма, так как.
заработать несколько рублей в Киеве чест-

+ oO , }
Павла Петровича Назаренко,  бывшег VER трудом могут лишь очень немногие.

абочего завола «Гранссигнал». Через ли-, ore neaeral
tie фронта эти conan перенесла комсо- В мою пользу илуз двадцать коиеек, с важ-

малка Люся Балакирева.

Металлист, инвалих труда, — м
продавать спички! Но лучше sto, чем
работать на немцев. Дожить бы только хо
побехы нал гитлеровцами, до возвращения
MOHX JOPOTHX хетей.

1 октября. Я продаю спички на углах
улиц. Каких только сцен не увидишь
здесь! Нахальство немцев не имеет гра-
вин. Они бесцеремонно останавливают жен-=
щин, нагло и цинично смеясь, предлагают
кусок хлеба за ночь. На моих глазах мо-
лодая девушка ударила  гитлеровца по
хицу. Её тут же застрелили, а труп брю-
CHIH B развалины одного из домов.

7 онтября. За лень наслуналея столько
криков. что они беспрерывно звучат в моих
ушах. На улицах гитлеровцы ловят моло-
лежь и людей срелних жет хля посылки на
принутительные работы. Погоня начинает-
ся < раннем утра. Случайных прохожих
титлеровны и полицейские задерживают и
велут на работы: ремонт дорог, сбор же-
хезного лома, рубку дров. Для поимки
киевлян немцы и полиция применяют раз-
личные уловти. Каждый житель города co
своей стороны принимает все меры, чтобы
не нонасться,

28 онтября. Просидех семнаднать хней
в тюрьме. 1[ октября гиглеровцы ‘привез-
ли К нам в артель кянопередвижку. Прех-
ложили никому He уходить под страхом
увольнения и смотреть фанистский кино-
журнал. Отвралиение и возмушение налюл-
нили наши серлна. когда мы увидели на
экране снену бомбежки фапистскими са-
молётамн одного из наних родных городов.
Нам казалось, что бомбы летят прямо в
нас. Раздалиь крики, свист. В темноте
слыпгно было: «Разбойники! Фапгистекие
убийцы!» :

Немцы прекратили  демонстрирование
фильма и включили свет. Все прикутство-
вавиие векочили со скамеек, Гитлеровские
пропаганлиеты вызвали себе на помощь
немецкий ^отрях. Всех нах, стариков, ин-
валиков, из которых ков-кло елва пере-
лвиталея, арестовали и погнали в Иукья-
HOBCKY IO тюрьму.

(емналиать дней заключения были ля’

вхруг

стен сочилась вода. Сизти мы вповалку
na полу. Получали в день 50 граммов
хлеба и чашку кипятьу. Днём и ночью
нас поочередно допрашивали, при чём били
резиновыми палками, Не вернулись с до-
просов умершие от истязаний 60-летний
Гурий Григорьевич Трушников, 65-летний
Семён Никифоровит Дробязко, 62-летний
Тарас Сергеевич Красницкий, 68-летний
Евгений Николаевич Хобот.

Or болезней умерли в камере семь че-
ловек, среди них мои старые друзья и то-
варищи по pavore на «Транссягналяе» —
инвалих труда Михаих Алексеевич Дружи-
нин и Викентий Викентьевич Панасюк. Кто
кричал во время виносеанса, фалтистам всё
жеё установить не уталось. Оставигихея в
живых выпустили, вернее, вынесли из
тюрьмы с предупреждением, что наша бла-
гонадёжность пох сомнением. В случае,
если что-нибудь обнаружится, нах повесят

в первую очередь. Артель нашу -рас-
пустили. i
7 ноября. Годовщина Октябрьской co-

цизлистической революции. На сердце ра-
хостно. Великий праздник, и живёт, не-
смотря на тяжёлые невзгоды, живёт Co-
Бетский Союз! На улицах усиленные отря-
лы жандармерии и полиции. Почти у всех
прохожих проверяют документы. Опасают-
ся партизан. В различных частях города,
лаже на сленах дома немецкого генерал-
губернатора, обнаружены  надниси на
украинском и неменком языках: «Да

здравствует годовщина Октября!», «Да.
здравствует Сталин!», «Да здравствует!
Совелская Украина!», ‘«Украмнцы, бори-

тесь ло полной победы нах фалпиетскими
оккупантами!» Полиция тщательно стира-
ла лозунги. НА улицах многие были аре-
стованы. F

OG этом мне расеказали пришедиие’ на-
вестить меня соседи по старой квартире.
Мы вопоминами о назтих детях, о нашем

счастливом прошлом, и в этих воспомина-
ниях черпали уверенность в победе совет-\
ского народа над гитлеровскими захват-
чикамри,.. >” \

На этом дневник обрываетея.
Нетрович Назаренко, 63 лет, бывний wa-

Павел

нас настоящей пыткой. Ветер са свистом

дой проданной коробки. Я согласился.  врывалея в сырую, холодную камеру. Сода, умер 9 ноября 1942 года.

стер завола ‹Транесигнал», нивалил тру

\

`рамекой

в гектара, Государству ‚сдали в три раза
больше, чем полагалось. Много овощей
выдали кодхозникам на трулотни. В этом
году артель заклалывает 7,5 тектара се-
менников овощных культур.

хоза «10 лет Октября» т. Автустинович.
Хозяйство ежегодно получает высокий

мер, собрали по 600 с лишним центнеров.

Ценным опытом поделился агроном сов-

урожай овощей. Это хостигнуто благодаря

вой урожайности,

В работе совещания принял.
секретарь МЕ и МГК ВКНС5)
  Щербаков.

Совещание приняло обращение ко всех
колхознинам и колхозницам, работникам
МТС и совхозов и спепиалистам сельского
  хозяйства Московской области с призывом
усилить борьбу за высокий урожай ‘кар-
тофеля и овощей. ь (ТАСС).

участие
Ton. A.C.

Ни часу промедления

Из Южно-Казахстанекой области при-
шла первая весенняя весть — в CapH-
Атачеком и Келесском районах на выбо-
очных участках колхозы приступили к
посевным работам. Весна пришла, и от
южных границ огромной республики она
неудержимо двинется 10 полям, охваты-
вая новые колхозы, районы, области.

Казахстан располагает огромным трак-
торным парком, OT использования ROTO-
рого зависят успех полевых работ, суль-
ба урожая. Со всех концов республики
всё чаше поступают сообщения о  хос-
речном ‘заверлении плана ремента трак-
торов. МТС ‹Авангарл» первая в Акмо-
линекой области закончила ремонт 10
января. Запорожская МТС этой области
рапортовала 0 выполнении плана 10 фев-
раля.

Комсомольская и Свердловская — МТО
Джамбулской области закончили ремонт
5 Февраля, Кзыл-Кумекая и Лелгерская
станции Южно-Казахстанекой области, To-
больская — Кустанайской — 10 февраля
и так далее, —

Значительно лучше, чем в PO TTIOKM
году, готовят тракторный парк Raparan-
динская, Кустанайская, Акмолинская,
Актюбинская областя.. Повсеместно отме-
чаетея выюокое качество ремонта.

Ознако при всём этом южные области
Казахстана, гле время не жибт, отстают с
ремонтом. Здесь МТС, выполинвшие план,
насчитываются единицами. От работников
южных областей можно нередко yeah
шать жалобы’ на сжатые сроки подготов-
Ки тракторного парка, на  «невыгодные
условия», в которых, якобы, находятся
МТС этих областей пю сравнению с се-
верными областями, более насыщенными
промымилелными предприятиями.

Межлу теми опыт передовых MTC
Южного. Казахстана -—— Лентерекой и Сай-

i

RARROM порядке, они Налатизи изтотовле-
` ние и реставрацию их свовми ‘силами. В
мастерских навели строгий поряток,
внехрили жёсткую лиспиплину.

Всего этого нехватало и нехватает по
сей лень многим МТС Южного Казахстана.

Ролыпую помошь  малтинно-тракторным
станциям холжны овазать промышленные
предприятия. Там, гле к произвотетвенно-
му шефетву нах МТС полопьли по-телово-
му, темпы и качество ремонта трактов
несравненно лучше, чем в областях, ле
«шефство пребывает в стадии разговоров и
обещаний» и гле руковохители прехприя-
тий предпочитают отмахиватькя от шеф-
ских забот. ~

_ МТС Кустанайской областв уногим ofa-
заны шефам, помогающим запчастями, ин-
струментом, массовой работой. Б Кустанай-
ской. области нет ни смной МТС, нал ко-
торой не шефствует промышленное прел-
приятие. 0бком партия перполически ce-
зывает руковохятелей заволов и фабрик,
помогает им, направляет их в этой ра-
боте. № вот в Алма-Ата завол Наркометел-
Maia MeOH был в 4-м квартале лать
значительное количество поршкей Lan
тракторных двигателей. Ни олного поринл
завод, однако, не лал. После долгой певе-
писки и размворов завох начал, наконст,
ИВговяять поршни, но даёт их разуеря
вовсе неприголным. Все попытки добиться
выпуска порминей необхохимых размеров
нЕ к чему не привели.

Восьмой пленум ЦК ЕИ(б) Казахстана
обязал закончить ремонт тракторов и пря-
цепного сельхозинвентаря в Южных 0бла-
стях республики к 10 марта, в Актюбин-

ской, Запално-Казахстанской, Гурьевской,
Семипалалиножой -—/1 апреля. По осталь-
ным областям — 15 амреля. В Казахета-

не проволится месячник завершения под-
готовки к полевым работам. В эти хни,
на пороге второй военной весны не лолж-

натисто отметает эти жалобы.

но быть ни чаеу промедления в ремонте

Директора этих станций позаботились 09  тракторов.

прететолием ременте ещё в летние меся-
цы, не тогда, пе поналеямнись на снад-

А. ЭВЕНТОВ,
с0б. корр. «Известий».

жение запасными частями в пентрализо-  АЛМА-АТА, 5 марта. (По телеграфу):