м
а

I

ity

ny

Г
у
М!

Ay

№
[№

A,
Nb
ma

Rey
mul

Ee-Ff23 5

СРЕДА, 7 АПРЕЛЯ 1943 г. № 81 (8074)

Cu10u KOCHID

Люди потеряли чувство времени, М если
бы не яркое солнце, стоявшее высоко в!
небе, артиллеристы не могли бы с уверен-
ностью сказать, что сейчас: утро, `день
или вечер. Все помыслы людей были со-
средоточены на том, чтобы удержаться на
клочке родной земли, не пропустить врага.

В короткий миг затишья командир Куд-
рявцев услышал предсмертный хрип. Взгля-
нув назад, он увидел, что в поросшей ку-
старником лощине бились в судорогах ло-
шади. Обе упряжки были сражены залпом
микомбтной батареи врага. Кудрявцев за-
метил также едва различимые фигуры на
дороге, ведущей в наш тыл.

«Немцы!» — понял командир. Как они
попали сюда, каким образом сумели обойти
батарею, —0б этом думать было некогда.
Враг отрезал последние пути отхода. Две!
советских пушки оказались в кольце.

— Данилов, — громко крикнул Кудряв-
mes, — разворачивайте орудия!

Раздался пушечный выстрел. Среди бе-
жавших на ‘батарею немцев взвился чёр-
ный клуб дыма.

— Ещё раз! — скомандовал Кудрявцев.

Когда рассеялся дым второго разрыва,
на дороге никого не было. Но Кудрявцев
слышал монотонный посвист пуль и знал,
что немцы лежат в грязи и будут ползти
снова. Он вытер ладонью потный лоб и’
оглянулся. Две пушки и шесть советских
бойцов защищали левый фланг части, за-
крывая дорогу врагу. р ‘

Немцев было не менее 300. Они лезли
упорно. Некоторые из них притворялись
мёртвыми, лежали навзничь, раскинув ру-
ки, Но, когда аргиллеристы оставляли их
в покое, немцы рвались ‘вперёд.

Командир ещё раз посмотрел на своих!
боевых друзей— и на тех, что лежали
мёртвыми, и на тех, что стояли около’ ды-
мящихся пушек.

Откуда-то донеслось шипение тяжёлой
мины. Она разорвалась недалеко oT 6aTa-
рек. Боец Данилов вопросительно посмот-
pel Ha командира... Кудрявцев кивнул го-
ловой. Пушка была повёрнута дулом в
сторону немецкого миномёта. Через не-
сколько минут миномёт замолчал.

Тем временем поднялась в атаку Ффа-
шистская пехота. Немцы бежали по раз-
мокшей земле, едва вырывая ноги из чёр-
ной жижи. Казалось, земля хватала за но-
ги’ наглых захватчиков.

— Прямой наводкой! — крикнул Куд-
рявцев.

Обе пушки рявкнули почти одновремен-
но. Косые брызги металла свалили немало
гитлеровцев в весеннюю воду. Но осталь-
ные двигались на батарею прямо с фронта.

Мина за миной ложились среди немцев
¢ поразительной методичностью и обдуман-
ным выбором цели.

— Наши бьют!—уверенно крикнул Куд-
рявцев.

Было очевидно, что на помощь артилле-
ристам пробились миномётчики. :

Двадцать семь бойцов подошли во-вре-
мя. На батарее кончались снаряды. Бое-
припасы находились ‘неподалёку, но путь
к ним лежал через овраг, оба склона ко-
торого немецкие автоматчики держали под
огнём. у

Бойцы Наумкин и Титов поползли к
оврагу. Огонь усилился. Очевидно, против-
ник заметил советских бойцов. Совсем ря-
дом с ними упала мина. Титов и Наумкин
застыли на месте, но. через несколько ми-

Что стоит на холме. Родные и люди, чт

Чужой здесь только врат. Но земля ТВОЯ горы плачет в чужой, дальней сто-
  никогда не будет чужбиной.   ране...»
«Выль, моя ‚мамуся, раненьке, ‘песлу-  Чужая речь, чужая жизнь, чужая,

шай. не твоя ли дочь горько плачет

\были написамы чёрной краской по-немеп-

была родная земля, —— затаженная. из-

лажони. Поезд тронулся,
  горола и чужие полустанкм. И вот этои

Сёстры
Ве время войны м особенно полне   враг украл беспечность лотстяа, — Rcex
ae слово «родина».  Никотда не детей, оставленных им без семьи и крова,
ых так дорог нам каждый ручей, каж- всех детей, июкалеченных пулей я бомбой.
Aaa pena каждое дерево у дороги, каж-  Счёт наш длинен, и враг ответит за RCC.
дал ‘хата в селе. Лежит дереве на боку, Но есть отдельный счёт, который мы
вывороченное © корнем, прохладный и велём. Там затисаны девутики, утнанные

oe березовый сок течёт по х0ре.  врагом на чужюину. Есть нечто, горе
OAT хата. подожженная немцем, крас- смерти, — рабство.
ный петух скачет тю крыше, 6567) роюблые Гали и Наталюм. румяные, бой-

крыльями большая беда. Землю. изранен-
ную немцем, ощущаешь, как рану на
своем теле.

Но во время войны прозвучало и ело-
BO «чужбина». Нет, земля, захваченная
врагом, никогда не будет чужбиной. Всё
здесь 0в0ё и всё ролное, м хата и
ставок возле хаты, и криница, м тополь,

кие на-язык. хохотуньи.  Доярки, которые
‚становились денутатами Верховного (ове-
`та, льноводки,  которыю шли Учиться в
университет. Налти девчата, наши сбстры.
‹Те, что вместе с вами привыкли к про-
 стору и справедливости напей страны, к
вере в счастье, которое не пройлёт мимо
  двери. Те, что выросли в спокойном и
  ясном сознании своей свободы, права]
`строзть свою жизнь. «Выдь, моя мамуся,
  раненько, послушай, не твоя ли дочь

бедуют © тобой, и делят корку хлеба с
TOOOH, и ненавидят врата TAK me, Kak TH.

3 злая страна. Чужая семья и чужое гряз-
Hoe бельё, которое надо стирать, чужое
поле, в котором мало работать, постылый

труд, и всё чужое, злобное и страшное,

чужой, дальней стороне...» й

Советскую девушку Належлу Грызлову
немцы везли ¢ эшелоном в Германию.
На полустанках стояли неменкие  солда- куда ни посмотри. Короток ночью сон и
ты, из теплушки была слышна немепкая  снится только разлука.
речь, немецкий унтер проходил по Baro- а ереть
нам. За окнами теплушки были  вилны  ат а ar pet 0)
станционные здания, на жёлтой  фанере Идёт дождь, в худых бапмамах ххюпает
вода. Мертвый дождь и мёртвая земля
вокруг, и птицы, которым не верить,
когла они шебечут о. весне. Русская де-
вушка повесилась на скотном дворе. Она
не смогла дождаться дня освобождения. ,
Имя немки, которая была хозяйкой её
‚судьбы, мы запомнили, мы записали от-
дельно.

Русские — хобрый и великотущеый
народ. Сейчас мы перестали быть добры-
мя. Русокие женщины умеля прошать
зло. Сейчас т нас другое серлще. Наша
ненависть стала глубже, острей.

ки названия станций. Но все-таки это

раненная, но своя земля, не чужбина. И
котла поезд подошёл к границе, и мель-
кнул последний верстовой столб, и ваго-
ны на минуту остановились, — девушка
вышла из тепяушки, наклонилаеь и взя-
ла в руку комочек родной земля. Он был
холодным ‘и влажным, она  дефжача ео.
зажав в лалони, немецкий солдат захохо-
тая и, ударив её по руке, оказал: «Дура!
Ведь это теперь тоже наша земля».

Но девушка уже шла к ватону, неся с
собой ком земли, ототревавиийся в её
поли чужие

терую ударила чужая злая рука. И
притти в той, которая плачет в немет-
ROH неволе, мы тоже сейчас не можем.
Мы можем и холжны делать одно: работать
для их освобождения. Мы стоим за стан-
вами и иногда устаём, и болит спина, и
дома ещё много работы. Но всё, что мы

была чужбина.

Й левушка писала матери,  нажхонясь
над письмом:

«Выль, моя мамуся, раненыке, нослу-

шай, не твоя AH JOU горько плачет в лехаем, me бы ни был приложен нат
чужой, лальней стороне...» труд, приближает чае победы, час
Мы велбм свой счёт. Мы заятисываем в освобождения. Этому отданы наш трух и

наше сердие. И мы — дома, на своей
земле. Это придаёт нам силу, которую.
мы, женщины, раньше в себе не знали.

Mmoroe бы дала сейчас каждая из нас
за 190, чтобы наш голое, говорящий 6
pepe в победу, © теме и счастье,
услышали тв, которых врал утная на
чужбину, у которых враг украл свободу
и родину. Налши свотры, кровь от нашей
RDOBE.

этот счёт сожжённые немцами сёла, раз-
грабленные музей, разрушенные вражьим
снарядом лома. Мы записываем в этот
счёт смерть каждого нашего бойца и слё-
зы каждой матери. На маленькой  при-
фронтовой станции в нашему вожнекому
энтелону подхолит девочка, Joao и нере-
шительню стоит, потом, тлядя в землю,
спраптивает пеопотом: «Дядя, у Bac He
осталось супчику?» Мы записываем в

нут снова поползли вперёд. Только теперь
они двигались значительно медленнее, оста-
вляя после себя кровавый след. Оба были
ранены; Вот они перевалили за гребень
и ‘нырнули в овраг.

Миномётчики одни сдерживали натиск
врагаа Кудрявцев мог помочь им лишь
своей винтовкой. Между двумя выстреля-
ми он бросал взгляд в сторону, где двое
смельчаков делали своё дело. Под огнём
немцев Титов и Наумкин перетащили через
овраг тяжёлый груз. Снова послышались
уверенные залпы наших пушек, снова нем-
цы, подошедшие почти вплотную к бата-
рее, прижались к земле.

Прошел ещё час напряженного боя.
Опять кончились @енаряды. Но теперь уже
неоткуда . было ждать пополнения. Куд-
рявцев вспомнил, что у него ешё остава-
лось несколько ящиков гранат. Он вскрыл
ящики, и оставшиеся в живых бойцы ра-
зобрали гранаты. , i

— Ждать моей Komanan!—npuKasan Kya-
рявцев.

Ничто не нарушало тишины. Hemp
осторожно поднялись ‘с земли и со всех

Татьяна ТЭСС.

Мы ве можем сейчас запеитить ту, ко-

ский и Вичугский районы. Бригада театра

очёт возмездия и эту девочку, у которой

Героическая батарея
Противник открыл очень сильный артил- с правого фланга,  нытаясь окружить
лерийский огонь, под прикрытием которого   храбрецов, забросать их гранатами. Тогда
двигалась пехота. бойцы заняли круговую оборону.

Командир батареи противотанковых пу-  Лейтенант Загайнов сказал:

шек лейтенант Сергей Загайнов подал! — Будем драться до последнего снаря-
команду: да, до последней гранаты, но не пропу-
— Огонь! стим врага.
Противотанковая батарея стала стре-  Лейтенант развернул орудие вдоль
лять по пехоте противника, и ряды нем- опушки леса и прямой наводкой уничто-

жил большую группу автоматчиков,
торые пытались обойти батарею.

Враг не унимался. Новую свою атаку
немцы поддержали огнём танка. ,

У батарейнев к тому времени осталось
  лишь одно способное стрелять орудие.
Бойцы расчета и раненый командир бата-
реи лейтенант Загайнов продолжали ве-

цев начали быстро таять. ко-

В разгар сражения одно орудие вы-
шло из строя. Командир второго орудия
т. Тимофеев пал смертью героя, но его
пушка не замолчала. Лейтенант Загайнов
заменил  храбреца и вместе с красноар-
мейцами Кулнаревым и Афанасьевым
продолжал вести меткий огонь по врагу.

Немцы подходили всё ближе и ближе.
Скоро вышло из строя второе. орудие, но

сти из него огонь. Раненые артиллеристы
гранатами отражали атаки немцев.

командир батареи и другие артиллеристы

сторон кинулись на батарею. Напряжение продолжали отражать натиск немцев.

Фашистский танк удалось подбить. По-
следняя немецкая атака захлебнулась.

росло’ с каждой ‘минутой. И только  Враг увидел, что в лоб здесь не прой- :
Korqa 10. BparoB оставалось не более ти, и решил прибегнуть к хитрости. Не-  ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 6 апреля.
30 метров, Кудрявцев крикнул: мецкие автоматчики стали просачиваться  (От спец. корр. «Известий»)..

— Бей их, гадов, гранатами! .

Ещё одну атаку удалось отразить. На-
двигались сумерки. Гранаты были израсхо-
дованы. Теперь можно было рассчитывать
лишь на винтовки. Горстка советских бой-
op у безмолвных пушек отбивала натиск
врага. Ещё мгновение, и немцы захватили
бы орудия. Кудрявцев поднялся во весь
рост и с винтовкой наперевес кинулся на
врага. Он был ранен, и кровь бежала по

‘ero лицу. Были ранены почти’ все бойцы.

Но никто не пожелал остаться в укрытии.
Артиллернсты и Миномётчики кинулись за
командиром и отбросили немцев.

..Над полем боя опустилась ночь. Hem:
пы ушли, отказавшись от попытки завое-
вать этот клочок советской земли. Стой:
кость наших людей восторжествовала.

В потёмках несколько бойпов достали
лошадей, привели их на батарею, и под
утро пушки были вывезены.

В. АНТОНОВ,
cnen. корреспондент. «Известий».

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ.

Танковая колонна
„Советский моряк“
передана Красной Армии

Вчера Действующая Армия приняла на
вооружение танковую колонну, построен-
ную на средства работников морского фло-
та СССР. Боевые машины выстроились В
два ряда в лагере танкового соединения,

Первым выступил на митинге замести-
тель наркома морского флота СССР’ тов.
Самборский °

— Советские моряки,
самоотверженно служат родине. Они до-
ставляют Красной Армии транспорты ©
военными грузами, отражая атаки враже-
ских самолётов: и подводных ‘лодок. Сего-
дня работники морского флота делают но-
вый вклад’ в фонд обороны’ страны, пере-
дают фронту отряд сухопутных. броненос-
цев, которые понесут огонь и’ смерть фа-
шШистеким ‘захватчикам.

После выступлений

говорит он, ——

капитана дальнего
плавания тов. Филатова и представителя
олитуправления морского флота CCCE
тов. Виноградова, зачитавшего. боевой на-’
каз танкистзм, командир Танка ‘лейтенант,
Гайда от имени экипажей танков заявил:
— Мы клянёмся, что’ не посрамим чести

советских ‘моряков в бою и полученное от,
них оружие покроем славой. °

Команлир части полковник Дорофеев,
благоларил моряков за боевой подарок. .

К небу взлетает ракета. По этому сигна-,
Лу танки разворачиваются и один за дру-
гим, развивая скорость, скрываются из,
вида.

(успело двинули сахарную свёклу в Н0- шее увеличение площадей под сахарной

Союзе He осталось. Все области могут! рены носевы подсолнечника, Плошахи пох
‘считаться свекловичными. махоркой в перечисленных районах уве-
В некоторых колхозах перечисленных личились приблизительно в полтора раза.

на орошаемых участках даже в

ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ CCCP

В Кузбассе. Переноска конвейера в лаве.
Фото М. Зильбермана. (ТАСС).

Производство графита
в Приморье

ВЛАДИВОСТОК, 6 апреля. (По телеф.
от. соб. корр.). В начале войны в Приморье
были обнаружены богатые залежи высоко-
качественного кристаллического графита. В
районе города Ворошилова руда выходит
почти на поверхность земли. Толихина пла-
ста превышает в отдельных местах 16 мет-
ров. Лабораторные исследования показали,
что содержание графита в руде достигает
20, а кое-где и 40 процентов.

В конце 1941 года в районе Ворошилова
были начаты рудные разработки. Во Вла-
дивостоке создан завод, который стал обес-
печивать металлургическую  промышлен-
ность края местным графитом.

В этом году графитное производство в
Приморье значительно раснгиряется. Растет
добыча руды. Мошная установка для про-
изводства графита будет оборудована не-
посредственно на руднике.

тАНКеры

дедним покинул фейд, заверптив

caer ant

По Волге пошла нефть!

‚ (От спец.

Скованный льдами канал, по которому

корреспондента «Известий»)

моряк — ето отец 43 года проплавал меха-

суда подымаются из Каспийского моря к’ Ником, два стадупих брата — на судах,
Возте, прегралил путь грузовому потоку. дялька — боцман, — Борпе Васильевич
Зима обрекла на бездействие водную ма- принадлежит к той плеяде  каспийских

гистраль Баку — Астрахань -— Сталинград.
Ло последнего часа, раздвигая носом на-
раставттие льдины, могучие  каспийские
пробивались к баржам, ° слета
опороженить свои трюмы. Теплоход «Берия»,
точно катитан вкет нефтяного флота, пос-
наввга-
цию, которая им же была открыта.
Можно было ожидать, что экипаж 06-
легчённо вэдохнет. На ‘холю ето выпали
неслыханной сложности задачи, ранее не-
знакомые подобным судам. Не в том толь-
ко хело, что он, как маятник, без устали
уерил километры межлу берегом и астра-
ханским рейлом, перекрывая всякие мыс-
лимые рекорды люгрузки в порту и пере-
качки в открытом море. .

— Завтракали в Махач-Кала, ужинали

Ha рейде, — вспоминает капитан Ворис
Васильевич Калинцев. — Если, конечно,
было время ужинать... — добавляет он.

Танкер порой превращался в обычное
сухогрузное судно. На его палубах, .0т-
нюдь не’ приспособленных к этому, в не-
сколько рядов укладывали ящики © 606-
припасами, в проходах располагались
люди.

— Учтите, что в «брюхе» везем бен-
зин, — строго предупреждали людей, —
о курении не может быть и речи! Да me-
релвитаться желалельно поменьше!

Бойпы понимали. Они сидели, ках
прироспгие.

Так вот, заверптив подобную  навига-
WH, He грешно порадоваться. Однако ра-
дость была неполной. Никогха ещё из-
вечные законы природы, оставляющей
зиму без волнотго пути, не казались таки-
ми нестраведливыми. Прощальные гудки
отходящего от рейда танкера для моряка,
для воина были сигналом тревоги: прер-
зан кратчайший путь к фронту, в Cra-
лингралу, где в тео лни вырисовывались
уже очертания исторической победы co-
ветского оружия.

..Нетертетивое ожидание. навигации,
испытываемое кажлой весной, в нынешнем
году тем более возросло. Каопийпы были
буквально одержимы олной мыслью, олним
стремлением — скорее в тей! Теплоход

Бригады актеров ‘

выезжают в колхозы

ИВАНОВО, 6 апреля. (По телеф. от соб.
корр.). Коллектив работников искусств
Ивановской области создал и направляет в
колхозы 15 бригад артистов для культур-
ного обслуживания колхозников во время
весеннего сева.

Артисты областного драматического те-
атра выезжают в Ивановский, Комсомоль-

Музкомедии будет выступать в сёлах Ко-
хомского и Лежневского районов. Две
бригады посылает областная филармония.

Ростовский драматический ‘театр имени
Горького, находящийся сейчас в городе
Коврове, также выделяет лучшие силы
своего коллектива для выступлений в кол-
хозах. Активное участие в обслуживании
колхозников примет Государственный ху-
дожественный ансамбль Латвийской ССР.

Мастера театра окажут. помощь в рабо-
те сельским кружкам художественной са-
модеятельности. Sey

Правила внутреннего
распорядка в вузах

Комитет по делам высшей школы при
СНК СССР утвердил общие для всех “ву-
зов правила внутреннего распорядка, кото-
рые точно определяют обязанности студен-
тов, строго разграничивают функции дея-
тельности кафедр и факультетов, устана-

«Берия» 13 марта пришвартоваяся к
причалам завода «Закфедерация». Й, не-
смотря Ha то, чте четыре года этот теп-
лоход плавал без заводского ремонта, он
уже 30 марта вышея в море. Срок, дан-
ный налкомом. был сокрашён вдвое. Слож-
ные работы по главному и вспомогатель-
ным двигателям, почти весь палубный
ремонт совершены самим экипажем.

Руководители Каспийского нефтеналив-
ного пароходства непрерывно сносились ©
Астраханью, выясняя ледовую обстановку.
Как на зло, весна задерживалась. Баржи,
вышелигие © Волги. застряли в ледяной
кромке. Ждать, пока они достигнут тей-
да, значило потерять драгоценное время.
Пришли к решению: ещё до офицгального
открытия навигации отправить из Баку
первый караван, чтобы ‘вн отстаивался
гле-либо неподалеку от тейла, & при пет-
вой возможности тотчас двинулея бы на-
встречу баржам.

Крупнейшие каспийские танкеры