ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР

Заявление Черчилля
о наступлении 8-й армии

редаёт arenteTso Рейтер, английский
премьер-министр Черчилль об’явил в па-
лате общин о новой победе 8-й армии.
«Я получил, — сказал он, — доклад
верховного командования вооружёнными
силами в Тунисе в том, что армия пу-
стыни ‘добилась новой победы. В -4.30
мин. утра 6 апреля под покровом полной
темноты генерал Монтгомери дал приказ
своим основным силам штурмовать пози-
ции Акарит к северу от Габеса. Насту-
плению дивизий английской и индийской
пехоты  прелшествовала артиллерийская
подготовка, в которой участвовало 500
орудий, созлавших такую же огневую за-
весу, как нод Эль-Аламейном. Противник,
повидимому, был захвачен врасплох этим
нападением в полной тьме. Его укренлён-
ные позипии были опрокинуты, и к ie
лулню все господствующие ключевые
WYHRTH находились в наших руках. В
пентре 12-мильной линии обороны против-
ника совершён прорыв, и нашим броне-
танковым и мобильным силам немелленно
был дан приказ двинуться в этот про-
рыв. Противник сражался с яростью,
стремясь восстановить положение, но весе
ето контратаки были отражены. Пролви-

ЛОНДОН, 7 апреля, (ТАСС). Как =]

Военные действия в Тунисе

ЛОНДОН, 7 апреля. (ТАСС). В коммю-
нике штаба союзников в Северной Африке
сообщается, что в результате успешного
штурма позиций противника у Акарит (в
12 милях к северу от Габеса) части 8-Й
армии б апреля после очень тяжёлых боёв
вклинились в расположение противника.
Контратаки противника были отбиты. За-
хвачено 6 тыс. пленных: В секторе Эль-
Геттара продолжаются бои.

6 апреля бомбардировшики «Бостон» и
«Митчелл» в сопровождении истребителей
совершили несколько налётов на посадоч-
ные площадки противника в Тунисе.

Авиация союзников потопила 6 судов из
состава вражеского каравана и ещё одно
судно, груженное боеприпасами. В Трапа-
ни было потоплено и повреждено несколь-
ко судов противника.

Из всех этих операций на свои базы не
вернулись 5 самолётов союзников.

ЛОНДОН, 7 апреля. (ТАСС). По сооб-
шению алжирского радио, американские
войска под командованием генерала Пат-
тона продолжают продвигаться к юго-вос-
току от Эль-Геттара. Американцы отбили
новую контратаку противника.

щению специального корреспондента агент-
ства Рейтер, находяшегося на централь-
ном участке тунисского фронта, американ-
ские войска продвигаются вдоль дороги
на Габес, не встречая сильного сопроти-
вления противника.

Алжирское радио передаёт специальное
коммюнике штаба союзников в Северной
Африке, в котором говорится, что амери-
канекие и английские войска в Тунисе со-
единились. д

Марокканское радио сообщает, что в
районе Меджез-Эль-Баба отмечается повы-
шенная активность артиллерии. Возможно.
что генерал Андерсон также предпримет

атаку.

ЛОНДОН, 7 апреля. (ТАСС). Морское

жение английских бронетанковых частей
продолжалось, и к наступлению ночи ан-
тлийские войска достигли открытой ме-
стноети. Пока взято свыше б-тыс. плен-
ных. Армия Роммеля теперь отступает к
северу, энергично преследуемая нашими
частями. Эта успешная битва и лобовая
атака должны ‘дать армии пустыни в03-
можность соединиться с американскими
войсками. которые непрестанно произво-
дят нажим на противника с запада. Все
операции группы армии тунисского фрон-
та осуществлены генералом Александером
пох верховным командованием главноко-
манлуюлето вооружёнными силами с0ю3-
ников генерала Эйзенхауэра».

Заявление Черчилля было встречено
тромкими аплолиементами. Лейборист Бел-
ленджер спросил: — «Премьер-миниетру

несомненно известно, что с этим 0вязз-

ны и другие вопросы. Могу ли я eupo-
сить, Что представляли. coho вооружён-
ные силы противника,
этом бою, — основные силы или арьер-
rapa?» Черчилль ответил: «Моё заявле-
ние охватывает все вопросы. Отетупле-
ние противника началось лишь после
удачного петурма».

министерство передаёт, что английская
подводная лодка атаковала в Мессинском
проливе итальянский крейсер класса «Ре-
голо».  В результате атаки последовал
сильный взрыв. Другие английские полвод-
ные лодки, оперирующие в Средиземном
море, торпедировали два ‘неприятельских
танкера и одно транспортное судно сред-
них размеров. .

ОТСРОЧКА ОТ’ЕЗДА ДЕ ГОЛЛЯ
В АЛЖИР

ЛОНДОН, 7 апреля. (ТАСС). Агентство
АФИ передаёт следующее сообщение ге-
нерального штаба Сражающейся Франции:

«Как уже сообщалось в печати, генерал
де Голль и некоторые члены Французско-
го Национального комитета уже несколь-
ко дней собираются выехать в Алжир
для того, чтобы содействовать восстанов-
лению единства Франции, требуемого на-
циональными интересами и французским
общественным мнением как в метрополии,
так и в колониальных владениях. Генерал
Эйзенхауэр . обратился к генералу де Гол-
лю с просьбой отсрочить его приезд в Се-
верную Африку. Де Голль и Националь-
ный комитет сожалеют об этой отсрочке,
продление которой не может не повлечь
за собой серьёзных последствий».

ВСТРЕЧА ИДЕНА С ДЕ ГОЛЛЕМ

ЛОНДОН, 7 апреля. (ТАСС). Диплома-
тический обозреватель агентства Рейтер
передаёт. что английский министр  ино-
странных дел Иден принял вчера генерала
де Голля. ]

ВСТРЕЧА ГЕНЕРАЛОВ
МОНТГОМЕРИ, ЖИРО И ЛЕКЛЕРКА

ЛОНДОН, 7 апреля. (ТАСС). Мароккан-
ское радио сообщает о встрече в Габесе
генералов Монтгомери, Жиро и -Леклерка.

Последствия налетов английской авиации на Берлин

ЛОНДОН, 7 апреля. (ТАСС). Как пе-
редаёт английское министерство инфор-
мации, аэрофотос’ёмка показала, что ‘на-
лёт английской авиации на Берлин, со-
вершённый в ночь на 2 марта, является

одним из самых успешных налётов, ко-
гда-либо производившихся на столицу
Германии. После этого английской авиа-

цией было совершено два ешё более ин-
тенсивных налёта на Берлин. В резуль-
тате первого налёта значительный ущеоб
был причинён возникшими в городе по-
жарами. Опустошения имели место глав-
ным образом в районах к западу и к foros
западу от центральной части города.
Был причинён материальный ущерб при-
мерно 30 заводам. Разрушены здания ре-
монтных мастерских близ сортировочных
станций Темпельгофа на плошади более
чем в 22 акра. На заводе компании «Те-
лефункен» разрушена. значительная часть
главного здания и причинены поврежде-

ния другим зданиям. Серьёзно. поврежде-
ны два крупных завода, производящих
радиоприемники, завод оптических и точ-
ных приборов, цехи и служебные зда-
ния двух заводов, производящих  теле-
фонное оборудование, и завод роликовых
подшипников. Разрушены или серьёзно
повреждёны цехи и служебные — здания,
завода, производяшего ремонт ‘ моторов.
На химическом заводе прямым  попада-
нием разрушена часть главного здания и
два склада. Бомбардировкой разрушено
также большое здание канатной фабрики.
На вагоностроительном заводе пожаром
уничтожено пять цехов и повреждены
материалы на складах. На литейном за-
воде в результате пожара ийричинены по-
вреждения постройкам на Млощади почти
в 5 тыс. квадратных футов. Разрушено
много складов на окраинах Берлина. При-

чинены повреждения Ангальтскому и
другим вокзалам Берлина.

участвовавитие в.

тех разделах истории,

ЧЕТВ

Выступление помощника государственного
секретаря США Берли

НЬЮ-ЙОРК, 5 апреля. (ТАСС). Высту- трудностей Китай неуклонно боролся про-  же создают цепь государств,

пая с речью в Ридинге (штат Пенсильва-

THB одной из самых сильных совремённых

враждебно
настроенных к России, .— так  называемый

ЕРГ, 8 АПРЕЛЯ 1943 г. №. 82 (8075)

В СОВНАРКОМЕ СССР

у

0 выдаче единовремениого пособия
и назначении персональной пенсии севье
полковника т, ОТЕПАНЧЕНОН В, А,
погибшего пря исполнении служебных

ния), помощник государственного’ секрета-  военных держав. Дружба между Китаем и «санитарный кордон». Конечно, ee. os обязанясстей

- США должна ‘оставаться ‘основой про- лоё ознакомление с фактами опровер H: ых Комиссаров Союза (бр
ря США рии т YBePeHHOCTE B TOM)   OAUMON Америкой политики Ha Тихом и ту и другую пропаганду. Совет Народны a 7 /
что Советский Союз одержит победу В океане. «Разум, справедливость, здравый! Советская Россия, когда она окажется постановил: 3
войне, и заявил, что Советский Союз впра- смысл ‘требуют, чтобы Китай был ве- победоносной, — a она окажется  та-   . Выдать единовременное пособие ма-
ве рассчитывать на самое полное сотруд- ликой восточной державой в мирной си- ковой — и когда она очистит СВОЙ щи и ‘жене полковника Т. Слепанченох
ничество со стороны Америки в деле по-  стеме». земли от нацистских войск, — а она это в’ д. матери Прасковье Михайловне

слевоенной реконструкции, равно каки в
той борьбе, которую он ведёт в настоящее
время.

Защищая политику государственного де-
партамента, Берли указал, что сохранение
отношений с Петэном подготовило высадку
американских войск в Северной Африке.
<Такого ‘рода деятельность, — сказал он.—
должна продолжаться до окончания
войны».

Касаясь основ будущего мира, Берли зая-
вил: «Четыре великих свободолюбивых го-
сударства мира — это США, Англия, Рос-
сия и Китай. На этих четырех великих го-
сударствах, в конечном счёте, будет осно-
вываться реорганизованный всеобщий мир».
Берли указал, что англо“американская друж-
ба непрерывно развивается в течение дол-
гого времени в результате общности‘ язы-
ка и традиций, а также наличия у обеих
стран общих стремлений, несмотря на ком-

вают того, чтобы их лучше знали в Аме-
рике. В течение последних полутора сто-
летий наличие сильной России оказалось
крупным фактором, гарантировавшим безо-
пасность Америки. Когда Наполеон пытал-
ся завоевать весь мир, его планы включа-
ли значительную часть Западного полуша-’
рия. Наполеону так и не удалось осуще-
ствить этот план, главным образом, из-за
сильной Россий, которая’ не одлобряла его
планы и не позволила ему высвободить до-
статочное количество сил для обеспечения.
этих завоеваний. Поражение Наполеона
началось с отступления из Москвы, по-
добно тому, как поражение Гитлера на-
чалось с отступления из Сталинграда.

Во время гражданской войны в Америке
некоторые европейские страны проявляли’
опасное желание воспользоваться нашим!
несчастьем для того, чтобы захватить тер-
риторию на американском континенте. Одна!
из этих стран фактически водворила габ-
сбургского императора на мексиканский
трон. Русский флот прибыл на помошь
благодаря мудрой дипломатии бывшего в.
то время государственным секретарем Сю-
арда, действовавшего под руководством!
Линкольна. Это отбило охоту у других
европейских стран воспользоваться нашим,
тяжёлым положением в обстановке борь-’
бы и помогло защитить американский кон-
тинент. В войне 1914 года давление, ока-
занное русскими на Восточном фронте, не-
сомненно, предотвратило разгром - Герма-
нией Франции.  Время, которое Россия вы-
играла тогда для союзников ценой крови!
своих людей, дало Англии, США и Фран-
ции возможность встретить немцев на се-
вере Франции, отбросить германские ар-
мии и нанести им поражение.

Наконец, сопротивление русских на про-
тяжении последних 20_ месяцев, несомнен-
но, послужило поворотным пунктом в ны-
нешней мировой войне. Как Англия, так и
Соединённые Штаты оказались бы в очень
тяжёлом положении, если бы Россия прекра-
тила сопротивление в 1941—1942 гг. Таким!
образом, мне кажется, что ясно, какую
существенно важную роль играла’ Россия
в развитии американской истории Это не
означает, что нам всегда хотелось пере-
нять русскую форму государственного уст-
‘ройства. Мы не были заинтересованы в
царизме ни в период наполеоновских войн,
ни в период ‘гражданской войны. Мы
были рады, когда русские освободили
себя от господства царей. Американцы.
‚не являются коммунистами и’ вряд ли
ими будут когда-либо. Но мы при-
знаём, что форма государственного устрой-!
‘ства России — это такой вопрос, который’
Россия должна решать сама. Никто, кро-
  м профана, не может не признать многих
успехов, которых коммунистическое прави-
тельство добилось для русского народа».

Далее Берли заявил, что Китай «являет-
ся старейшим, самым гордым представите-
лем азиатских народов, обладающим вели-
чественной историей, народом, который
также являлся поборником мира и посто-
янным другом свободолюбивых сил запад-

ду против державы, располагающей преобла-

Касаясь малых Об’единённых наций,
Берли заявил: «Когда великая страна ока-
зывает ‘сопротивление другой великой
стране, она надеется выйти победительни-
цей и стремится к этому. Однако, когда
малая нация ведёт борьбу за свою свобо-

дающей силой, то непосредственным ре-!
зультатом этого является ужасная ката-
строфа. Она должна считаться с возмож-
ностью того, что она будет сокрушена в
результате крайнего неравенства сил, и
опа должна опираться на упорную борьбу
своего народа, продолжающего сопротивле:
ние даже после того, как его армии побе-
ждены. Такая страна связывает свою веру
с победой свободолюбивых народов и об-
щей справедливости. Многие Об’единённые
вании представляют собой малые страны,
слабые в военном отношении, но обладаю-!
щие несокрушимым духом. В общем соче-

тании их сопрот J
я безграничным и ieee pecan бе Е
«Сильная победоносная Россия, —продол- и бе а Mbt Haneemen  Другие басни, касающиеся буфер-
жал далее Берли,—необходима Соединён- одержать. В Boose Об’единённые нации, НЫХ Государств, исходят из простого
там. хочу напомнить здесь о р , мя «буферные го-
ным Шта я У Koropnie sacnyaxn, группирующиеся вокруг США, Англии   Невежества. В былое Время «буфер

России и Китая, покажут себя непобели-!
мыми в войне. Я убежден в том, что тот!
же самый союз, если он будет перенесён
на мирный’ период, позволит реорганизовать
всеобщий мир». °

«Наши противники, — сказал далее
ерли, — использовали всевозможные про-
пагандистские трюки, пытаясь вызвать
раскол среди Об’единённых наций. Из со-
общений, которыми мы_ располагаем, нам
известно, что нацисты и японская воении-
на уже потеряли веру в свою способность
одержать военную победу. Однако они: на-
деются избежать суровой кары, которая их
ожидает, —путём раскола свободолюбивых
стран и достижения таким путём компро-
миссного мира. Им это не удастся. Но нам!
известны методы, которые они расбчиты-
вают использовать для этого. Одним из
таких методов является попытка вызвать
в Англии и США боязнь Советской Рос-
сии. При этом они исходят из того факта,
что Англия и США являются некоммуни-
стическими странами и их цивилизации
прочно построены по индивидуалистическо-
му, а не коллективному образцу. В соот-
ветствии с этим они распространяют ту-
манные слухи относительно обширных им-
периалистических планов. якобы замышляе-
мых Советской Россией, в надежде, что
дураки поддадутся.’на их’ удочку и осла-
бят помощь вооружённым силам России.

Этим усилиям нацистской пропаганды ча-
сто помогают различные сеятели смуты в
Англии и США — пуганники, развязные
элементы или чистой марки лжецы, кото-
рые любят распространять дикие басни,
всегда лишённые доказательств, о том, что
государственные деятели недостаточно дру-
жественно. относятся к России или же, на-
оборот, что они слишком дружественно
относятся к ней. Вашингтону хорошо из-
вестны и те и другие слухи. Каждое утро
я нахожу по две кипы корреспонденций на
своём столе. В одной кипе находятся
письма,  гласящие: «Остерегайтесь России»,
которые обычно исходят от` людей, вво-
димых в заблуждение какой-нибудь про-
пагандистской басней, рассчитанной на то,
чтобы пугать людей. В другой Kune —
письма или же сообщения, в которых ука-
зывается, что среди государственных дея-
телей имеется заговор с целью измотать
Россию, при чём эти слухи. также обычно
исходят от благонамеренных людей, вве-
дённых в заблуждение пропагандой, рас-
пространяемой людьми, которые, исходя
из своих собственных соображений, хотят
создать разлад между русскими и амери-
канцами. Последнего рода письма за по-
следнее время часто исходят из басен о
том, что Англия или США, либо различ-
ные английские и американские официаль-
ные представители занимаются созланием
буферных государств против России или

НЬЮ-ЙОРК, 7 апреля. (ТАСС). Как пе-
редаёт корреспондент агентства Юнайтед
пресс из Ло-Паса (Боливия), правительство

ного   мира». В обстановке исключительных

Боливии об’явило о состоянии войны с

‚круг России, можно было бы

сделает, — очутится перед титанической за-
дачей реконструкции своей
страны. По нашему мнению, она не станет

жертвой какого-либо стремления захватить
K

большие дополнительные _ территории
своему уже огромному  государству- То,
к чему Советская Россия будет  стре-
миться и к чему она должна хотеть стре-
миться, это сохранность’‘и безопасность
для своей собственной страны, которая на
протяжении 95 лет дважды подвергалась

вторжению варваров, что приводило к He:

ключительно кровавым . последствиям,
своей работе по реконструкции Россия бу-
дет вправе рассчитывать на полное CO-
трудничество, которое мы ей сможем пред-
ложить, а пока она ведёт борьбу, преде-
лом нашей помощи является предел наших
возможностей, Военные. операции, которые
имели место, в Северной Африке, оказали
существениую помощь,’и’ я уверен в том,
что они будут становиться всё более и

сударства» были неот’емлемой частью тай-
ной дипломатии прошлого века; они пред-
ставляли собой государства, созданные
для того, чтобы разобщить великие дер-
жавы, которые не могут. мириться друг
с другом. В настоящее время идея буфер-
ных государств стель же мертва, как и
птица додо (вымершая птица). Нельзя
иметь «буферные государства» в обстанов-
ке воздушной войны. Через любое буфер-
ное государство или же цепь буферных
государств, которые были бы созданы во-
перелететь
при помощи современной авиации в тече-
ние нескольких минут и, по всей вероят-
ности, уничтожить их в течение несколь-
ких часов.

Другой типичной пропагандой являются
басни о том. что Англия организует заго-
вор и собирается захватить международ-
ную торговлю и что Америка должна
остерегаться этого. Совершенно верно, что
Англия является торговой нацией. Она бу-
дет нуждаться во всей торговле, которую
она сможет себе обеспечить для того; что-
бы залечить раны, нанесенные германскими

бомбами. Американские деловые предста-
вители  также надеются на расширение
торговли после войны. Однако Англия и

США не могут устранить друг друга с
мировых рынков, и они бы этого не сдела-
ли, даже если это было бы возможно.
Когда англичане расширят свою торгов-
лю, американцы поступят таким же обра-
зом. Когда в одной из этих стран исче-
зает процветание, от этого страдают обе
страны. Англия представляет собой один
из лучших рынков для американцев, а Сое-
динённые Штаты являются одним из луч-
ших рынков для англичан. Имеется значи-
тельно больше шансов на то, что мы бу-
дем сотрудничать друг с другом, нежели
на то, что мы будем отстранять друг
друга». (=

В заключение Берли заявил, что ‘необхо-
димо убрать сеятелей смуты, устранить
ложь, распространяемую пропагандистами,
сосредоточить усилия на создании и обес-
печении общего мира, обеспечении между-

собственной

Степанченок 10.000 рублей, жене Галине
Ивановне Степанченок 10.000’ публей.

». Назначить ‘персональную пенсию ма-
тери Прасковье Михайловне Степанченок
400 рублей в месяц и жене Галине Ива-
Норие Степанченок 500 рублей в месяц
пожизненно, детям =— сыну Игорю, выпу
Валерию и дочери Светлане 1 300 рублей
в месяц до совершеннолетия.

3. Похороны т. Степанченок В. А. пря-
нять на счёт государства,

далее в. резолюции, способствует

цист

ужас,

почтовых служащих заявляется,

ми путями».

народной торговли. Берли указал, что меж-
ду Англией и США уже происходит об-
мен мнениями по поводу стабилизации ва-
лю В скором времени между нациями
начнётся обсуждение
вопросов. Ведётся предварительное изуче-
ние новой обширной проблемы, касающей-
ся гражданской авиации. Всё это — нача-
ло большого количества вопросов, полдле-
жащих обсуждению экспертами,
должны предложить способы их разреше-
ния. Примеры межамериканского сотруд-
ничества, а также британского содруже-
ства наций дают основание надеяться на
то, что удастся разрешить более широ-

кие проблемы международной организации
мира.

Боливия об‘явила войну державам оси

державами оси, начиная с полудня 7 апре-

сть сами».

которые   вагонами».

Москва, Кремль. 7 апреля 1943 г.

—-—©е—

Протесты в Швеции
против транзита
германских войси

СТОКГОЛЬМ, 7 апреля. (ТАСС). По

сообщению шведской печати, в Стокголь-

ме состоялся массовый митинг протеста
против транзита германских солдат через
Швецию. Участники митинга. единодушно
приняли резолюцию, в которой обращают
ся к правительству с требованием прекра.
тить транзит германских военных через
Швецию, являющийся явным нарушением
нейтралитета. Этот транзит, указывается
герман-
и представляет
опасность для

ской оккупации Норвегии
собой прямую военную
Швеции.

Известный шведский писатель и публи:
академик Хелльстрем, выступивший
на митинге, заявил, Что ‘транзит гермая:
ских солдат должен быть прекрашен. Нез.
цы, указал ХЖелльстрем, сознательно уни.
чтожают основы шведской культуры, ом
попирают ‘права шведского народа. Наш
сказал он, ещё более усилился с
тех пор, когда немцы стали открыто пре.
тендовать на господство над всей Евр-
пой. Если наше мнение о Германии изме-
нилось, то это не наша вина.

По словам шведского журналиста Анне-
ра из Эстерсунда, выступившего на митин-
ге, немецкие солдаты, которых перевозят
через шведскую границу у Стурлиен, не
являются «отпускниками». Немецких сол-
лат перебрасывают с одного участка гер:
манского фронта на другой, избрав для
этого путь через Швецию, чтобы избе.
жать опасного транспорта по сухопутных
и водным путям Норвегии.

В шведской печати почти ежедневно пу:
бликуются протесты многочисленных швед-

ских общественных организаций, в кото:

рых они требуют от правительства немед:
ленного прекращения транзита германских
военных. р
В резолюции гетеборгского профсоюза
что этот
транзит «угрожает свободе и независимо:
сти Швеции». Профсоюзная организацая
Гульдмедсхюттана. отмечает, что «немцам
нехватает шведских железных дорог и они
начали теперь пользоваться для перебро-
ски войск и оружия шведскими воздушны-
В резолюции эрпенского от-
дела профсоюза шведских железнодорох-
ников говорится, что «поезда, в которых
едут так называемые германские «отпуск:
ники», переполнены оружием и боеприпа-

Профсоюзы района Эмтланд ‘в своих
резолюциях с возмущением указывают Ha
то, что «германские военные свободно
распоряжаются шведскими пассажирскимя

Аналогичные резолюции протеста были
приняты также на собраниях многих дру:
гих шведских общественных организаций,

СТОКГОЛЬМ, 7 апреля. (ТАСС). Газета
«Афтонбладет» сообщила, что через Шве-
цию в течение недели проходят в среднем
20 поездов с немецкими военными, направ-
ляющимися в Норвегию и из неё. Немен-
кие воённые пользуются, кроме того, дву:
мя пассажирскими вагонами, которые ходят
между Финляндией и Норвегией по марщ-

ля. Боливия порвала отношения с ем руту Хапаранда—Стурлиен.

нией, Италией и Японией с января 1942
года. i

Oona cmanuua

Еогла позали тебя сотни и сотни кило-
метров пути по земле, которую жёг, гра-
бил, истязал и калечил враг, то, кажется,
вряд ли где-нибудь впереди ты станешь
свидетелем страданий и народного горя,
превосходящих ранее виденное, и сердце
твоё епособно будет сжаться ещё большей
болью. и к иссохшей гортани твоей под-
ступит и станет душить с новой силой и
искать выхода Горький клубок жажды
мести. И вот ты идёшь ‘вперёд. На этих
новых километрах  освобождённой земли
ты не встретил ничего такого, чего нельзя
было бы ожидать от немцев. Злодеяния,
чинимые ими, однообразны. Это—олноюбра-
зие. кошмара. который можно развеять
только огнём пушек и пулемётов. подавить
ударами бомб и гусеницами танков.

Я побывал в станице Славянской, из
которой наши войска недавно выбили нем-
пев. Кто на Кубани не знает Славян-
скую? Она была достопримечательностью
края. Представьте себе гигантский сад на
берегах сулохолной peru. Пирамидальные
деревья оторачивают его просеки-улнцы,
влоль которых  белеют рялы казачьих,
крытых черепицей и железом хат, He
было на Кубани более изобильной, мно-
голютной. пветутей станицы. И вот она
лежит перел нами голая, ° обезлюдевшая,
разорённая. Старик-рыбак силит на бере-
гу реки у взорванного немпами моста.
Злобный норл-ост пронизывает его AO RO-
стей. Но он даже не пытается укрыться
от порывов ветра. Он преллагает похходя-
шим к реке бойцам свою лодку — един-
ственное уцелевшее у него имущество. Сы-
ны его на фронте, внук“ его расстрелян
немцами, лом его сожгли немцы. Трупный
смрад стоит в изуродованных сахах. Розо-
вая лымка вешнего цветения’ окутаег их
ий в этом голу, но печален будет этот
празлник природы над могилами замеча-
тальных саловолов Славянской, вокруг. их
разпушенных жилищ.

Срели салов, полетупивших к восточ-

АДРЕС РЕДАКЦИИ И

р

ному берегу реки, ещё вое несколько
дней назад существовал хутор Золотарев-
ский. В нём насчитывалось четыреста
дворов. Напрасно вы будете искать хутор:

он полностью уничтожен немцами. Они
не жгли хаты. Они взорвали их, эти
опрятные казачьи мазанки, одну за дру-

гой — все четыреста. Никакими coodpa-
жениями военного характера нельзя, kO0-
нечно, об’яснить этот акт холодной мети-
тельности немецкого зверья. Хутор не был
крепостью. Но он показал себя подлинной
твердыней русского духа: жители его не
подчинились приказу немецкого офицера
перебраться следом зь отступающим вра-
гом на западный берег реки. Они uper-
почли остаться среди развалин, жить в
землянках, но дождаться своих.

Местная колхозница говорила мне:

— Мы прислушивались к каждому вы-
стрелу: не наши ли? И однажды легли и
проснулись и услыхали первое за восемь
месяцев русское слово: «Но!» Скрипели
колёса, и кто-т понукал лошадь не по-
немецки — «Йе!», а по-русски, и жен-
шины бросились было туда, но потом по“
думали, что, может, это гонят наших аре-
стованных, и побоялись, что немцы будут
стрелять, а это, действительно оказались
наши бойцы, и тбтда все бросились туда,
и кто смеялся, кто падал на-земь, и даже
папа мой, вы его видели, какой он ста-
рый, плакал. И у нас на квартал была
одна корова, мы ‹ё прятали, чтобы её не
сели немцы, и мы поили своих молоком,
и угощали кто чем мог, — мы не знали,
как выразить свою радость...

Женщина показала © Ha  разваленные
взрывами хаты, на обломанные ветки
яблонь, на свою полуторагодовалую доч-
RY, вздрагивавтую всем  тельцем при
каждом стуке’ и сказала: я

— Ho y Mena нет её уловлетворения

мести, и я не могу так жить!,:
Именно так сказала она, я дословно
залисал, что она говорила.

ИЗДАТЕЛЬСТВА: Москва. 6. Пупкинская плотадь, 5. Телефоны отделов редакции: Секретарната — К 5-25-11; Фронта —К 4-12-37; Экономического—К 1-42-05:
-Литературы и искусства — К 0-57-27; Иностранного — К 4-81-54; Писем —К 3-15-17;

= —————Оо—бо0—

Б340.

Типография «Известий Советов депутатов трудящихся ccc

Рыбак перевез нас на Тот берег. Бой-
цы перекинули через шею ремни автома-
тов и гуськом потянулиь к центру
станицы. Старик медленно работал namé-
лыми веслами. Вдруг он обернулся к
нам и окликнул уходящих:

Эй, диты!

Ло этого он не сказал нам ни слова.
Бойцы остановились. Может быть, кто-
либо из них забыл что-нибудь в лодке
или старику. нало было сказать им что-
0 очень нужное.

— 9, литы! — донеелось до нас co
средины реки. — Вы тов... бейте ero
покрепче, немца-то! И тово..? гоните его
подальше! ..

На первом же перекрестке улиц

мы
прочитали надпись: «За переход в этом
месте — расстрел!» На следующем стол-

бе было наклеено
Bor ero текст: 3 bs

«Иван Ношка из Петровской наказан
смертью. через повешение, потому что он
перерезал часть телефонного кабеля и
этим совершил саботаж. 06 этом отове-
щается население станиц Славянской и
Петровекой.

печатное  об’явление.

Фельдкомендант».

Or станичников. я узнал, что Ивану
Ношке не было семнадцати лет. Тело его
висело пять суток, едва не касаясь земли,
так. что люди в сумерки наталкивались
на него, Свой страх перед «партизанами
и саботажниками» немцы отремилиеь по-
лавить, терроризируя мирное население.
В первый же день прихода в станицу
они ‚взяли заложников с каждого кзар-
тала н расстреляли их.

Моего отца румыны зарезали, —
рассказывал мне Борис Смых, восемнад-
 цатилетний колхозник.

OH показал ножевые порезы на своей
ватной куртке. Улар был нанесён со сни-
ны под левую лопатку и пришёлея, ви-
димо, в серлие.

— Вот в этом ватнике ходил мой отец.
За что они его убили? Разве можно было
00 этом спрашивать?! Ну, я спюшу ©
них, пойлу вот в армию. Они от-ве-тят!..

Инженер 1-ч выкопал сегодня из имо-
гилы В 0244у трупы свой жены н
12-летней дочери. Они были замучены
немцами на его глазах.

Ветер грохочет ‘сорванным железом
крыш. Под ногами хрустит битое стекло.
Рваные провода свисают над улицами, по
которым бродят” редкие пешеходы. Люди
вылезли из вырытых ими ям и земля-
нок. Обескровленные лица. Обветшалая
одежда: Наконен-то они могут: вздохнуть
полной грудью! Вот идёт женшина. По-
вачиваясь, как от смертельной устало-
сти, она несёт ведёрко капусты. Это всё,
что удалось Марье Семёновне Дзюба со-
хранить от прожорливых фрицев в своём
кротовом жилье.

— Hoe дай бог, детка, что они с нами
сделали! — говорит Дзюба, и слёзы те-
EY? по 66 щекам.

Сколько ей лет? Трудно, невозможно
определить. и восемь месяцев неволи
стоили ей целой жизни. Впрочем, в ста-
нице остались только пожилые люди да
дети до 12 лет. Где остальные? :

— Hemen угнал!

В центре станицы по улице Красной
был некофда тенистый сад, пвели в нём
цветы, играли дети, девушки нели песни.
Немцы превратили его в солдатское клад-

бище. Геометрические — прямоугольники
могил. Чёрная каска, как ворон с ког-
тями — свастикой, на каждой мотиле,

Сотни прямоугольников, сотни касок. На
кабкдой могиле был ещё и крест. Но кре-
сты немцы, отступая, спилили и увезли
с собой. Это ново. Видимо, масеовое
производетво надгробных крестов отстаёт
У них от фактической потребности. Эта
кресты им ешё приголятся!

Над дверями  стансовета  развеваетея
красный флаг. Сейчае в стансовете” ©о-
бралея актив. В. большинстве это люли
обстрелянные, нолучившие боевую закал-

стансовета Поликарн Зозуля вошёл в ста-
ницу вместе с нашими передовыми ча-

Художественного — К 5-36-53. Издательство — К 4-74-34. Прием об явлений в Москве —К 5-74-38;

Р» именм И. И. Скворцова-Степанова, Пушкинская площадь, 5

Ky в партизанских отрядах. Председатель

ниБающих © момента освобождения совет
ского села от фашистской погани и тре-
бующих немедленного разрешения, захва-
тили его целиком. .)

_— Ще дома но бул — говорит Зо-
зуля и просит Бориса Смыка сбегать до
дому. разыскать его семейных и сказать,
что он уже здесь, где ему и следует
быть, и что пусть родные не тревожат-
ся, ели он и в эту ночь не выберет
часа, чтобы навестить их.

— Иервое и основное, — говорит он
затем, извинивитись перед активом за то,
что отвлекся от дела, — первое и основ-
ное, товарищи, это выявить напги колхоз-
ные возможности и  по-больтевистски
взяться за подготовку к севу. Наши ор-
деноносные колхозы «Красный таманец»,
имени Карла Маркса...

Говорит Зозуля неторопливо и не
очень складно, но посмотрите на про-
светлённые липа внимающих ему людей:
самый пламенный и опытный оратор
позавидовал бы Зозуле. Marko ловят
люди 69 слова, и кажхлое слово’ ложит-
ся, как кирпич на общей стройке. ве-
сомо и к месту, утверждая незыблемость
основ: привычного советском бытия.

Во дворе тем. временем `красноармей-
ские жены станицы организовали chop
подарков для Красной Армии,

крупичек трошки, та узвар-

свой дар к тому,

Муж вернется — все будет!.

вах!

П. БЕЛЯВСКИЙ,
спец. корреспондент «Известий».

Станица Славянская, Кубань.

Сельского хозяйства — к

Касаясь этого сообщения, газета «Дагенс
нюхетер» пишет в передовой статье, что
между Финляндией и Норвегией ходят че:
тыре вагона, в которых ездят главным об-
разом немецкие офицеры. Всё это, пишет

› выглядит особенно странно, если
ть о заявлениях шведского прави-
тельства насчёт того, что оно  принципи-

не допускает перевозки войск с
фронта на фронт.

Ненависть карельского нарола

к немецко-финским оккупантам

Стокгольм, 6 апреля. (ТАСС). Дат-
ий военный корреспондент Хольгер Хан-
сен изложил в книге «По слелам войны»
свои впечатления от поездки по оккупиго-
ванным финскими и германскими войсками
районам Карело-Финской ССР.

втор пишет, что во время его. поездки
немецкие и финские офицеры прилагали все
старания для того, чтобы убедить его
«в необычайно низком уровне жизни насе-
ления этих районов до их оккупации». Но
Хольгер. Хансен пришёл к обратному BHl-
воду. «До оккупации этих районов, пишет
он, — население не знало’ никакой нужды.
Карелия шла по пути неслыханно быстрого
прогресса. Карельский народ горой стоит
за своё правительство и ненавидит финских
и немецких  вахватчиков, Финны не могут
скрыть этот неприятный для них факт»,

ансен пишет, что оккупанты ведут се:
бя, как разбойники. Они систематически

уничтожают все ценности в оккупировзн-
ных районах.

ск

, и столы   ворится,
и ящики уже ломятся от глечиков со   ЛИЙские

: и электростанни
чику, — говорит молодуха, присоединяя  6 апреля цию в Мондевиле.
что уже принесено.—   атаковали

Сколько любви в этих скромных при- ЭНГЛАйский
нотениях! И сколько веры в этих ело- ЭТОЙ операции.

в Ленинграде — 36-78.

Действия английской авиации

лондон, 7 апреля. (ТАСС). В коммю-
нике английского министерства авиации TO
что в течение дня 6 апреля анг
истребители-бомбардировщики

3 8
сметаной, яичек, _ КУСКОВ сала, меточков Co истребителей подвергли
с мукой, крупой, сушёными фруктами.   20М Сы аэродром противника 8

— 0 ент-Омере, а также сталелитейный завод

Вечером
ля английские самолёты «Москито»
. паровозное депо
ную станцию в Роне, близ

истребитель

и сортировоч-
Намюра. Один
не вернулся #3

РЕДАНЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ;

Издатель: ПРЕЗИДИУМ
ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР

Пропаганды —К 1

5-76-17;

42-86;

YW