0 Koy
ДИТ
Kany
relate
DK
терм
‚Ка
Чон, В
He th
находл
И №
OMY 0

Убе

Snort
Ha a
по №
рьба x
be TH
‚ Инь
Совет
у №

стуть
гол
BO п
бла
но №

ОВ,
ий»

лег,
jack
eKTp
mmpons
eK Tp
it qe
Ha He
apone
Tp
oxy
Я
epee
и

пая
ceo

pelts
д}

ВЫ
Пе
ory

Mee

eu

ith

СУББОТА, 10 АПРЕЛЯ 1943 г. № 84

(8077)

ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР

Сын Белоруссии

Уйдя из Порошинска, Заслонов не бросил
облюбованного им участка железной доро-
ги: диверсии производились извне, и в после-
деповский период заслоновские люди,
ушедшие с ним в леса, взорвали ешё
шестьдесят пять паровозов и немало по-
ездов пустили под откос. Но
из Порошинска’ Заслонов попал на при-
вольные поля и леса своей страны, перед
ним открылись широкие возможности, во-
круг него жили десятки тысяч его земля-
ков, он мог действовать свободнее—за ним
не ходили по пятам немецкие соглядатаи.
И он расширил свои связи с‘ крестьянами
окрестных деревень, установил контакт с
соседними партизанскими отрядами, соби-
pal HM воспитывал свою группу отрядов.

Лесную партизанскую жизнь делили с
Заслоновым его близкие друзья и товари-
щи: его комиссар и самый близкий по-
мощник Лявон, бывший ранее партийным
работником, Анатолий, Петр, Саша Со-
ловьёв, Кадо, Алексей, Михаил, Фомич,
Володя.
пошадную борьбу против немецких частей
полиции, карательных отрядов. Партизаны
организовали целую серию взрывов, кру-
шении, поджогов, нападений на волостные
управы, комендатуры, транспорты и обо-
зы, на склады и хранилища горючего.

Слава о Заслонове широко прогремела в
округе. Имя его стало любимым не толь-
до среди партизан но и среди широких
масс крестьянства. Партизаны называли его
дядей Костей. Крестьяне — Константином
Сергеевичем. Достаточно было явиться
в село посланцам от Константина Сергее-
вича, как со всех сторон несли им муку,
хлеб, сало,, крупу. Партизаны были очень

после ухода Н

С их помощью повёл ‘он бес-

i

oppo

_Э. ВИЛЕНСКИЙ

By a

нием собралось, около двух тысяч человек.
о все его силы оказались в полукольце,
которое готово было с часу на час зам-
кнуться.

Две тысячи человек были обречены на
гибель, на поголовное, уничтожение. Это
было ясно командирам отрядов и они с
надеждой смотрели на своёго полководца,
который в сотый раз изучал карту и без
конца советовался с местными крестьяна-
ми-лесовиками, хорошо знавшими этот пу-
танный район лесных массивов.

Мне нужно два часа, — сказал За-
слонов, — надо выкроить два часа. Потом
всё будет хорошо. Мы рубанём их...

И его основной отряд получил задачу
выкроить нужные два часа. Его отряд при-
нял на себя главный удар в то время, ко-
гда остальные отряды спешно начали пе-
 редвижение. Немцы не знали, что перед
ними всего сотни людей, и бросились на
них всей своей массой, обрушили на них
тучу снарядов, мин, пуль... Но партизаны
выстояли и дали Заслонову нужные два
часа.

А затем произошло всё то, что придумал
и подготовил Заслонов. Нескольким деёсят-
кам людей он приказал отступать. Они
разыграли вынужденное отступление, кото-
рое враг может принять за последнее уси:
лие еще  сопротивляющихся, но уже раз-
битых и деморализованных людей. Малень-
кая группа людей уходила на юг, уводя за

скромны и брали только необходимое. Так
учил их Заслонов, который говорил. своим
людям, уходившим за продовольствием: «Бе-
рите только. самое нужное».

Для своих командиров и бойцов он стал
родным отцом. Об’единив под своим нача-
лом многие сотни людей, он оставался про-
стым человеком, заботливым и ласковым.
Партизаны чувствовали в нём и началь-
uuka, M друга—ближе которого нет. Одна-
KO он был очень строг. Он всегда
требовал безоговорочного выполнения сво-
их приказаний, не выносил недисциплини-
рованности, безответственности, неоргани-
зованности.

Вечером Саша ушёл, и Заслонов сразу
загрустил—операция была очень опасной.—
Спел бы что-нибудь, Женька, — сказал он
своему ад’ютанту, Евгению Корженю, во-
семнадцатилетнему шустрому нареньку, ко-
торый ни на шаг не отходил от своего ко-
мандира. Женька был очень близок За-
слонову, предан ему целиком и, не заду-
мываясь, отдал бы жизнь по первому
взгляду командира. Пел он хорошо, высо
ким радостным голосом, очень быстро за-
поминал мелодии и особенно любил песен
ки из кинофильмов:— Разве мне, дядя Ко-
стя, в партизанах быть, — говаривал он.—
Мне бы в Москве, в Большом театре
петь... Вот кончим войну—с Козловским
конкуренцию устрою...

Женька спел народную песню «Бадай па-
на», начал «Спи мое дзщятка», но Засло-

нов плохо слушал и вскоре уложил всех собой по густому.. лесу

спать. А сам ходил по сонному лагерю и
напевал свою любимую песню:
Сядь-ка рядом, что-то мне не спится,
Письмо в Москву сегодня написал.
Письмо в Москву, далёкую столицу,
Ту, которую давно я не видал...

‘’Рерой Советского’ Союза
К. С. Заслонов

немецкую орду.
Вдруг немцы увидели, как поредели де-

ревья, как засинело небо в просветах ча-
щи. Перед ними открылась безлесная рав-
нина, на другом конце которой скрывались
Не

в лесу фигурки последних партизан.

_-JIOBCK двести...

ли совсем белые, на одной два пальца на-
чали темнеты — Да, друг Коржик, —
сказал, нахмурившись, Заслонов, — дело
твоё не. праздник, прямо скажу.

—-Дядя Костя, — умоляюще сказал
партизан, — вы про меня бросьте думать.
Ненароком немцы придут. Уходите луч-

е...

А дядя Костя уже послал Женьку за
Лявоном и Платонычем, ночевавшими в
соседней избе, и принялся` растирать обмо-
роженные ноги Коржика, смазал их каким-
то жиром, а потом, стянув с себя сапоги
и размотав портянки, снял толстые, гру-
бой вязки щерстяные носки. Он осторожно
натянул их на Коржика, а потом снова
обулся. В это время пришел Платоныч.

— Здоров, начштаба, — сказал  Засло-
нов. — Вот Коржик говорит, что гости к
нам идут. Действуй, да побыстрей. Всех
больных и раненых, цинки с патронами и
мясо сейчас же отвези в землянку. А нока
 выставь дозор в лесочке, что к Сычёвке
тянется, и на дороге к Ивановке. Из Ива-
 новки, правда, вряд Ли придут, но челове-
 ка всё же поставь.

Начштаба повёл из избы Коржика и,
быстро отдав приказания, так же быстро,
усадил на сани больных, нагрузил мясо и
цинки и повёз к базе. Заслонов с Ляво-
ном и Женькой стали собирать по деревне
людей.   ‘

В это время из Сычёвского леска загре-
мели выстрелы. Человек тридцать парти-
зан, ночевавшие той ночью в деревне, уже

собрались возле Заслонова,  Лявона и
Женьки.
— Товарищи, — сказал Заслонов, —

время дорого. Надо их задержать, пока на-
ши больные к базе доберутся.

Тяжело переваливаясь в глубоком снегу,
партизаны огородами побежали к Сычёв-
скому леску. Заслонов задержался возле
хаты, чтобы отдать какое-то приказание
четырём оставшимся возле него партиза-

Предмайское Командиру Чехослова
социалистическое В  НЫНУ полко
соревнование Господин полковник, © искренней ра-
a достью я прочёл сообщения, что Halla

часть на восточном фроте была под

Слава инструментальщиков

Разнообразнейший режуший инструмент,
выпускаемый ‘заводом. «Фрезер» имени
М. И. Калинина, пользуется заслуженной
славой в специальных частях Красной Ар-
мии, на всех фабриках и заводах Совет-
ского Союза. Калининцы свято оберегают
свою славу мастеров советского  инстру-
ментального дела. Они дают стране всё
новые и новые образцы инструмента,
обеспечивают неизменный рост количества
выпускаемой продукции.

В предмайском соревновании коллектив
завода прннял на себя новые обязатель-
ства. В марте месячный план был выпол-
нен за два дня до установленного обяза-
тельствами срока. Завод дал на 36,6 про-
цента больше инструмента, чем было пре-
дусмотрено государственным планом. Мно-
го новинок поступило с «Фрезера» на ин-
струментальное оснащение наших заводов
и Красной Армии. 20 лучших производст-
венников завоевали на заводе звание знат-
ных специалистов. Среди передовиков—не
только старые мастера-инструментальшщики
тт. Чикарев и Киселёв, но и много жен-
щин, юношей, девушек. Токарь Маланки-
на, фрезеровщица Иванцова, затыловшица
Хаева, револьверщица Горкина, нарезчица
Левина встречают   мая достойными ве-
ликого праздника производственными побе-
дами,

ВЦСПС и Наркомат станкостроения ре-
шили вручить переходящее Красное Зна-
мя Государственного Комитета Обороны и
выдать первую премию коллективу завода
«Фрезер» имени М. И. Калинина.

Калининцы приняли на себя дополнитель-
ные обязательства по выпуску продукции
сверх резко увеличенного на апрель го-

нам. В эту секунду со стороны Ивановки
хлопнул одиночный выстрел и за ним се-
ребряной дробью рассыпалась в морозном
воздухе автоматная очередь. — За мной! —
крикнул Заслонов и побежал, размахивая
маузером, назад, к дороге на Ивановку.
Навстречу ему мчался молоденький пар:
тизан. — Дядя Костя, там их много, че-
силища...

ты испугался? — Заслонов  за-
смеялся, но тут же снова стал серьёзным.
С ним было шесть человек — Женька и
пятеро партизан. Он седьмой. Небогато, но
немцев надо остановить, надо защитить
тыл отряда, который дерётся на другом
конце деревни.

В воздухе засвистели пули, и Заслонов
открыл встречный огонь. Немцы были уже
совсем близко. Женька не отходил от За-
слонова, старался вылезть вперёд и тре-
щал из своего автомата. Вдруг он вздрог-
нул и начал оседать. — Женя, Женичка,
что с тобой? — Заслонов бросился К
ад’ютанту. В этот момент он почувствовал
удар в грудь и сразу стало горячо под ко-
жанкой, и всё поплыло вокруг...

Тридцать человек, отстреливаясь, ушли в
лес. Они не могли удержаться, противник
бросил на кучку партизан два батальона.
Немцы вошли в деревню и остановились у
тела Заслонова: Они пригнали крестьян и
стали спрашивать, кто лёжит, кого это
они убили. Крестьяне молчали, мрачно
глядя на тело Заслонова, и проходили ми-
мо. Только Авдотья, у которой ночевал

раздумывая, бросились немцы через равни- Заслонов, сказала переводчику:

ну, даже не заботясь о том, что идут без

— А кто его знает. Партизан — это

Он знал только один куплет, повторил  техники, ибо их танки и пушки не могли верно. Да разве у них узнаешь. Все у них

его неосколько

раз, а потом свистел и так быстро пробраться через лесную чашу.   Максимы или Иваны или дяди

Антоны.

сновёпел. Он нё спал всю ночь и утром И тут их встретил ‘сюрприз Заслонова. Оя Кабыть, Петром его звали...
первым встретил сашиного друга Андрея, долго искал такую равнину— узкую, удоб-

который вернулся с
Внимательно посмотрел на него и увидел
на поясе пистолет Саши. — Говори, —
сказал он Андрею. — Говори всё, слышишь,
всё... — Застывшими глазами смотрел на
Андрея, пока TOT докладывал, а потом
уронил голову на руки и заплакал. Этого
ещё никогда не видели партизаны, но они
понимали командира — он потерял люби-
мого человека. :

— Что-ж, дядя Костя, сказал Андрей,—
это ведь война...

— Что? Да, да... война. Слушай; Паа-
тоныч, поезжай к ребятам, успокой их.
Скажи, что я назначил командиром отряда

самого близкого’ друга Саши Соловьёва —

Андрея. ИМ быстрее возврайайся.

К вечеру Платоныч вернулся Заслонов

подробно и с пристрастием расспрашивал
его о настроении бойцов, о деталях налё-
та. Когда же Платоныч стал говорить о
подробностях смерти Соловьёва, Заслонов
Сразу помрачнел и слушал его с невыра-,
зимой грустью.
4 6. $

Возле деревни  Рогачки ‘немцы нащупали
в лесу один из заслоновских^ отрядов и
стали подбрасывать к этому лесу силы.
Заслонов решил углубиться в лес.

Но утром выяснилось, что немцы, почти

налёта на склады  ную для засады. Лесовики
найти её. И он, поручив отступать лишь

нов уже был далеко, уведя свои отряды

помогли ему

маленькой группе, создал по бокам равни-

ны два мощных кулака — по семьсот —
восемьсот человек. Ha незащищённых ле-
сом немцев обрушился страшной силы

удар. Полторы` тысячи винтовок и автома-
тов, шестьдесят пулемётов ударили по вра-
жеской пехоте, и немцы стали падать це-
лыми косяками, покрывая зелёную траву
равнины толстым серо-зелёным слоем своих
тел. Партизаны выскочили из-за кустов,
из-за деревьев, закричали «ура!» и броси-
лись в атаку. Две тысячи гитлеровцев
осталось тогда на равнине, окружённой
густыми лесными чащами, а когда немец-
кое командование. пришло в себя, — Засло-

почти без потерь.

После этих боёв Заслонов понял, что
нельзя собредоточивать в одном месте
большие силы. Он разделил своих людей на
небольшие отряды и, продолжая руково-
дить ими, выделил каждому район дей-
ствий. Новая система дала невиданные
результаты. В десятках пунктов нача-
лись пожары, загрохотали взрывы, на-
рушились коммуникации врага... Сто семь-
десят восемь паровозов   первого перио-
да деятельности отряда Заслонова ока-
зались только почином. На свой счёт
он записал пятьдесят крушений поездов,

не отрываясь, идут за партизанами. Про- у
десятки тысяч тонн сожжённого и отобран-

Немцы ушли, забрав с собой двадцать
мужчин, и приказали похоронить убитых.

На похороны пришла вся деревня. Кре-
стьяне ‘пошли длинной вереницей мимо мо-
гилы. Они шли по одному, медленно, хму-
рые, сосредоточенные в торжественном мол-
чании, сквозь которое глухо прорывались
рыдания женщин. Люди останавливались у
могилы, отвешивали поклоны, бросали
горсть земли и говорили;

— Прошай, наш друг, Константин Сер-
геевич...

Утром на могилу пришёл ещё раз про-
ститься с дядей Костей Лявон. Он стоял
у маленького холмика, на: который ночная
пурга намела много пушистого, мягкого
снега, долго стоял, без шапки, глядя на
этот холмик, словно хотел пронзить взгля-
дом землю и хоть на мгновенье снова
увидеть любимого командира. Потом он
присел на пенёк, вынул из сумки листок
бумаги — это было начатое письмо дру-
гу — и стал писать: «Пришёл я сейчас на
дорогую могилу Константина  Сергеевича и
заплакал. Никогда это застывшее тело не
затрепещет ни от ласки поНелуя, ни от
страха, ни от страдания. Больше никогда
не увидим мы этого бесценного человека.
Спи, мой дорогой, спокойным сном. Твои
партизаны завершат наше дело до конца.
Я сам поведу их в новые бои...» „

Он остановился, перечитал последние
строчки и, подумав, добавил:

«Клянусь над твоим прахом, что

враг

сударственного плана. Вновь организован-
ное в апреле соревнование между цехами,
отделами и производственными участками
завода в первые же дни значительно по-
высило использование оборудования.
План перевыполняется. Завод готовит к
мая ряд производственных новинок.
Впервые в инструментальной промышлен-
ности организуется поточное производство
накатных метчиков, специальных новых

Вашим команлованием введена в бой про-
тив немецко-фалтистеких Opi, принимая
таким образом участие в славном совет-
ском настунлении, Она отлично показала
себя и < честью выполнила свою задачу,

боёв победоносной Красной Армии. Горячо
благодарю Вас и всех остальных офице-
рев, унтер-офицеров и рядовых за <озна-
тельное исполнение своего патриотического
лолга. Для нас является прямо символи-

Командир фронта, на котором Участво-
вала Ваша часть. высоко оценил её бое-
вые качества и храбрость. Мозлравляю
Вас и всех офицеров и бойцов батальона
от имени Чехословацкой армии заграни-
цей по случаю честной защиты военных

Передаём доблестным офицерам и солда-
там Чехословацкой воинской части на
фронте и её командиру полковнику Свобо-

Крылатые

Гварлейцы Н-окого авиапохразделения
не любят говорить о своих подвигах. Но
вглядитесь в лица лётчиков, уходящих в
грозное военное небо, вслушайтесь в их
короткие, скупые донесения о боях © ГИТ-
леровцами, и перед вами предстанет облик
летчика-гвардейна, весь путь этого ‹лав-

сверл и другого режущего инструмента.

Шахтёры Востока принимают
добавочные обязательства

ЧЕРНОВСКИЕ КОПИ, 9 апреля. (По
телеф. от соб. корр.). Коллектив шахты
имени Ленина треста «Востуголь» в мар-
те передал в ‘фонд Главного Командова-
ния 2.000 тонн угля, добытого сверх пла-
на. Готовясь достойно встретить 1 мая,
горняки Ленинской шахты обязались в
апреле сдать в особый фонд уже 3.800
тонн. Своё обязательство они с честью
выполняют. Ежедневно с начала месяца
средняя производительность на шахте дер-
жится на уровне 115 процентов. Рабочие
участка «Сахалин» обязались выдать в
апреле сверх плана 700 тонн угля, за
первые восемь дней уже выдано 450 тонн.
На проходящих по Ленинской шахте смен-
ных собраниях шахтёры берут добавочные
социалистические обязательства.

ного подразделения, уже год дерущегося
под гвардейским знаменем.

...Молодой комиссар Одинцов ветретил-
ся в воздухе с пятью  «Мессершмитта-
ми-109». Олному из ‘них улалоеь под-
жечь истребитель Одинцова л дважды ра-
нить лётчика. Кренами и пике Одинцов
тщетно стремился ебить огонь с самолёта.
Пламя охватило кабину, обожгло лицо и
руки. На аётчике загорелся комбинезон.
Но ненависть к врагу сильнее боли. Мет-
нулась стрелка высотомера, и пылающий
ястребок ринулся на немца.

Страшный толчок почти лишил Олин-
цова сознания. Сквозь дым и пламя он
всб же увилел разбитый в щепы фюзеляж
с черным крестом. Собрав последние силы,
лётчик отетегиул ремень и спрыгнул с
горящего самолёта. Нал раненым лётчиком
развернулся белый купол нарапиюота.

Железнодорожники Севера
ускорили продвижение поездов

АРХАНГЕЛЬСК, 9 апреля. (По телеф.
от соб. корр.). Среди рабочих Няндомско-
го отделения Северной железной’ дороги
по почину паровозников станции Буй на-
чалось соревнование за
движение поездов. В первый же день со-
ревнования диспетчеры Разумовский, Па+
стухов и Травин организовали 13 скорост-
ных рейсов. По станциям Коноша, Нян-
дома, Лепша паровозы пропускались с хо-
да, без отцепки от поездов. На`станции
Няндома простои паровозов сокращены на
3 часа против нормы. План погрузки важ-
нейших грузов в этот день был пере-
крыт, разгружено вагонов в три раза
больше, чем было предусмотрено планом.

Машинист Григорьев довёл среднесуточ-
ный пробег паровоза до 480 километров
при норме в 269 километров. Машинист
Кухин, везя важный груз, находился

ушёл со своего поста, пока не выполнил
задания.

Жигулёвские известковые заводы
ликвидировали своё отставание

КУЙБЫШЕВ, 9. апреля. (По телеф. от
соб. корр.). Больших успехов в предмай-
ском социалистическом соревновании до-
бился коллектив Жигулевской группы из-
вестковых заводов. Ещё в конце прошлого
года эти заводы систематически отстава-
ли. (Сейчас средняя производительность

скоростное про- .

в
будке паровоза бессменно 40 часов. Он не

Красноармейцы, напряжённо следившие
за ходом боя, подняли Одинцова и снесли
ето в полевой госпиталь.

Через некоторое время Иван Одинцов
снова вылетел в бой за любимый город.

*

Война роднит людей. И, может быть,
нет на свете дружбы крепче, чем дружба
советских лётчиков.

...Восемь «чаек» вёл на штурм вра-
жеских позиций летчик-истребитель Нико-
лай Свиденко. На земле видны были не-
мецкие танки, автомашины, мотопехота.
Немцы открыли по советеким  самолётам
ураганный огонь из зенитных пушек и
‘пулемётов. Но лётчизи во главе со Сви-
денко отважно предпринимали всё новые
и новые атаки. Внизу уже валялись сот-
ни вражеских трупов и подбитые танки.

Можно было уже лететь домой. Но
вдруг в кабине Свиденко запахло гарью.
Снарядом пробило масляный бак. Ещё
мрновенье и мотор замолк. Самолёт стал
терять высоту.

До аэродрома было далеко. Прыгать
нельзя, — слишком низко, и под самым
самолётом немцы. Стиснув зубы, Свиденко
повёл свою машину на опушку леса ис
убранными шасси посадил её на крохот-
ной площадке.

Немцы ‘стали бешено обстреливать са-

которая была на неё возложена в рамках

тивник стянул уже три дивизии, педвёз
орудия, миномёты, танки. На линии ходи-
ли бронепоезда. Вся эта сила двинулась
на три сотни партизан основного отряда
Заслонова, на его соседние отряды и на
другую группу отрядов, ‘которая базирова-
Лась. неподалёку.

Радистка Ася, только-что установившая
под кустом свою рацию и забросившая на
ёлку антенну, начала устанавливать . связЪ.
В наушники ворвалась передача из Моск-
вы. Ася послушала, сорвалась с места и
помчалась к Заслонову. Он сидел с коман-
дирами, держа на коленях немецкую кар-
ту. — Дядя Костя, — закричала Ася, — вас
Орденом Ленина наградили, сама Указ слы-
шала...

Весть о награждении дяди Кости ми-
гом облетела отряды, и во время боя к За-
слонову то и дело подбегали его люди,
чтобы поздравить, пожать руку, обнять. ‹
Бойбыл трудный. Заслонов маневрировал,
хитрил, отступал, оставляя заслоны, отря-
ды прикрытия. Ему удалось обмануть нем-
цев, оторваться от них. Тихо, без вздоха
и шороха уходили партизаны в лес,

И ушли. Сделали привал, „Люди мгно-
венно уснули. А Заслонов стал вырабаты-
вать план совместных действий всех отря-
дов, базировавшихся в тех лесах. Он про-
брался к соседям и долго ‘работал там, об-
суждая с командирами обстановку и BO3-
можные варианты боя,

— Кстати, дядя Костя, — сказал ему
один из командиров соседнего отряда, —
почитай-ка эту бумажку. 3

Заслонов аш маленький, пожел-
тевший от клея листок. На нём было на-
печатано: е

«Об’явление. Тому, кто живым или
мёртвым доставит партизанского главаря
Заслонова, будет выдана награда: крупное
промышленное предприятие в Германии, в
вечную собственность или что пожелает.
Крестьяне по желанию могут получить
двойное поместье».

ного у немцев зерна, много убитых бурго
мистров, старшин, полицейских, комендан-

Смоленска,
менников, шпионов: А главной
Заслонова была ‘цифра истреблённой его
регулярной германской армии: по самым
  строгим и скромным подсчётам, партизаны
Заслонова уничтожили свыше пятнадцати
тысяч немцев. he

Осенью тысяча девятьсот сорок второго
года общее собрание
‘приняло Константина Сергеевича Засло-
нова в партию. ‘

‘Ee

В этой деревне все знали дядю Костю.
Не было, пожалуй, такого дома, где не
побывал Заслонов, где не почаёвничал он,
где не спел вместе с Женькой и хозяева-
ми любимых песен.

В полутора километрах от деревни гор-
билась в лесу штабная землянка отряда.
Её построили по чертежу и под руковод-
ством Платоныча. Два врезанных в землю
глубоких уступа служили нарами, на ко-
торых о расположиться около полу-
сотни человек. Между этими уступами бы-
ла вырезана траншея.  В пол её упирался
столб, поддерживавший потолочный брус.
Возле столба топилась печка.

В землянку партизаны уходили при’ по-
явлении в ‘округе немецких карательных

‘или регулярных частей. Если же быао спо-

койно, — люди в перерывах между опера-
циями отдыхали в деревне.

Дядя Костя провёл эту ночь в деревне.
Он спал, как обычно, на полу, не желая
стеснять хозяев. Проснулся рано, встал,
собрал солому, служившую ему постелью,
вынес в сени. Хозяйка возилась у печки, и
оттуда тянуло тёплым запахом свежего
хлеба. — Скоро, Константин Сергеевич,
вынимать буду. — сказала она и улыбну-
лась широкой и доброй улыбкой.
Звякнула щеколда, и в избу вошёл рос-

*«
Утром снова немцы нащупали партизан,
и снова три дивизии бросились на них. Это’
был самый тяжёлый бой Заслонова. Он
взял на себя большую ответственность —
руководство нё только своими, НО И сосед-
ними отрядами. Всего под его командова-
Окончание.
апреля,

См. «Известия» от 7 и 9

лый партизан. Лицо его осупулось. Креп-
кий мороз подубил кожу, скулы отдавали
синевой. Он проковылял к скамье и сел.

— Плохо, дядя Костя,—сказал он.—Фри-

цы всю ночь за «мной ШЛИ. Ноги MOH CO-
всем никуда не годятся, еле ушел. Боюсь,

тов, — среди них был даже комендант
полковник, — карателеи, из-
гордостью

отрядами живой силы, солдат и офицеров

коммунистов отряда

Другой

крепко поплатится за твою смерть...»

— Клянусь! — повторил он громко. —
Клянусь!

И он ушёл, и ему казалось, что клятва
его ешё гремит над могилой  Заслонова,
что эхо передаёт её от леса к лесу, от де-
ревни к деревне, от города к городу, и
 что не смолкнет она никогда, останется,
 как вечный памятник Константину Засло-
нову.

От леса к лесу, от деревни к деревне,
от города к городу прошла молва о смер-
ти Константина Сергеевича — дяди Кости.
Не верили крестьяне, не хотели они при-
нять его смерти — так велик был в их
душе его образ, так близок был их ‘серд-
цу этот народный герой. Но. приходили
люди и еше люди, а когда их спрашива-
ли: — Это правда? — отвечали, опустив го-
лову: —Да... правда...

Во многих сёлах, деревнях и город-
ках выросли новые партизанские отря-
ды. Первый отряд организовался в дерев-
не, где погиб Заслонов. На другой день к
Лявону, который с горестью и жаром мще-
ния в груди занял место Заслонова, при-
шло тридцать человек — свидетелей смер-
ти Заслонова и участников его похорон.
«Мы =— отряд, — сказал старейший, —
мы хотим, чтоб наш отряд назвали засло-
новским». Группы и отряды имени Засло-
нова’ возникали всюду, куда приходила
горестная весть о смерти партизанского
командира. К Лявону приходили уполно-
моченные от деревень, ходоки, крестьяне-
одиночки. Бывший товарищ Заслонова но
депо Владимир организовал свой отряд.
отряд, правда, ‹ небольшой, всего
тридцать человек, сразу совершил несколь-
ко удачных диверсий. Этот отряд, дей-
ствовавший на железнодорожных коммуни-
кациях, наносил такие удары, что немцы
даже подумали: не жив ли Заслонов, не
пущен ли слух о его смерти для маски-
ровки?..

Росли ий продолжают расти отряды, ко-
торыми командовал Заслонов, растут дру-
гие отряды, которые носят его имя — в

своём ли названии, в своём ли пла-
менном сердце. Белоруссия мстит за своего
сына — Героя Советского Союза Заслоно-

труда на заводах составляет 137 проц. к
плану. На ряду с улучшением качества про-
дукции себестоимость её снижена на
17 проц. Жигулевская группа заводов
Дала сверх плана более тысячи тонн хи-
мического камня и 217 тонн извести.

Стахановцы заводов тт. Якушкин, Ро-
дин, Макаркин, Селезнев, Капустенко,
Ахтяров`и другие систематически выпол-
няют по две нормы.

О

Автобусное движение
в Сталинграде

СТАЛИНГРАД, 9 апреля. (ТАСС). На-
чалось пассажирское движение на первой,
только-что открывшейся автобусной ли-
нии, связывающей центр Сталинграда с
южными рабочими посёлками. Курсирую-
щие на линии машины обслуживают луч-
шие шоферы — участники обороны города.

В ближайшие дни возобновится автобус-
ное сообщение Центр — Тракторный завод.

120 лет со дня рождения
А. Н. Островского

рождения великого классика русской ‘дра-
матургии А. Н. Островского. Из 51 пьесы,
написанной автором, 22 прочно вошли ‘в
репертуар советских театров. Редкий театр
в СССР не имеет в своём репертуаре 2—3
пьес Островского.

В день юбилея большинство театров
страны даёт спектакли Островского. В Ма-
лом академическом театре открывается вы-
ставка, посвящённая драматургу. Всерос-.
сийское Театральное Общество созывает в
эти дни научную сессию, которая заслу-
шает 7 докладов — о языке Островского,
о советском актёре в репертуаре Остров-
ского, об отдельных его пьесах ит. д В
заключение лауреаты Сталинской премии,

12’ апреля исполняется 120 лет со дня.

молёт. Свиденко выстрелил из ракетницы
в бензобак: пусть горит, только бы не
досталась немцам машина. Затем лётчик
бросилея в лесу, держа натотове пистолел
и решив ни в коем случае не сдаваться
ЖИВЫМ.

А в 970 время участник дерзких атак
лётчик Алибек Слонов уже летел на по-
мощь командиру. Он посадил свою «чай-
ку» на землю, указал рукой на правую
нижнюю‘ плоскость, и Свиденко взобрался
на крыло.

Машина снова поднялась в небо. Силь-
ная струя воздуха сорвала со Свиденко
шлем и очки. Ему было очень трудно
держаться на крыле, До аэредрома пред-
стояло пролететь 70 километров. Но Сло-
нов довёл машину осторожно, на неболь-
шой скорости и благополучно сел на зе-
леном поле аэродрома.

Сойдя с самолёта, лётчики долго молча
смотрели друг другу в глаза, потом креп-
ко обнялись и раецеловались.

*

mg лётчика должны быть холодная
голова и горячее  сердие. Дратьея надо
хладнокровно, с расчётом, тогла выйдешь
из боя победителем, — любил повторять
молодым пилотам своей эскадрильи орде-
ноносец Николай Старков.

ll сейчас, баянист и певец, Старков

Государственная библиотека СССР имени
В. И. Ленина подготовила к печати биб-
лиографический указатель «Сталинский
Урал». Этот указатель включает литерату-
ру по всем вопросам развития Урала и
прежде всего даёт исключительно полный
материал о роли Урала в наши дни, как
мощного арсенала Советского Союза.

Пель указателя-—помочь ознакомиться с
историей Урала, в частности с историей его

ва, за его братьев и сестёр, за всех заму-

как бы гости сюда не пожаловали...
Но Заслонов уже не слушал‘ партизана,

Он быстро стянул с него сапоги.

Ноги бы- [рей советского народа.

ченных и убитых немцами сынов и доче-

ского.

прочтут отрывки из произведений Остров-

_ (ТАСС).

отдельных заводов, с его природными бо-
гатствами, интереснейшим фольклором, ca-
мобытными произведениями народного ис-

ИАТА

See

ЦКОЙ ВОИНСКОЙ Части
punky Свобода

ческим с точки зрения освобождения на-
шей родины, что мы можем сражаться 3%
неё на всех союзных фронтах и в 960бен-
ности также на фронте восточном вместе
< победоносной армией наших Советских
союзников. Мы будем стоять вместе < на-
шими союзниками до конца и победим.
Серлечный привет Вам и всем нашим
воинам в ССОСР. Честь и светлая память
всем тем, кто отдал жизнь за своботу на-
рода.
Верховный Командующий Чехосло-
вацких Вооружённых Сил Доктор
Эдуард БЕНЕШ.

Командиру Чехословацкой половой части в CCCP
полковнику Свобода

достоинств Чехословадкой армии. С ува-
жением и сердечностью преклоняю голову
перед Вашими павитими.

Министр Национальной Обороны
Дивизионный Генерал ИНГР.

Приветствие членов Чехословацкого парламента,
находящихся в СССР, Чехословацкой воинской части

Да наши ‘торячие поздравления и восхи-
щение её боевыми подвигами. :
Отимени членов Чехословацкого

парламента, находящихся в СССР,
ГОТВАЛЬД, КОПЕЦКИЙ.

гварлейпы

привлекает лётчиков на земле своей
жизнералостностью так же, как в воздухе
увлекал их боевым мастерством и бесстра-
mew. Сларкову были чужды понятия:
вынужденная посадка, авария. С ним
лётчики шли на самые смелые дела. Они
проходили нал высокими облаками. По его
команде они сбрасывали точно на цель
свой бомбовый пруз. В жестоких воздуш-
ных боях стальн кольцо лётчиков во
главе с Николаем Старковым не размыка-
лось, пока противник не оказывалея раз-
битым.

В олин из боевых вылетов Старкову и
летевшему с ним в паре лётчику Зорину
припелось встретиться в воздухе с две-
надцатью «Меессеримиттами».

— В атаку! — скомандовал Старков.

Не ожидавииие такого дерзкого натиека,
гитлезовны дрегнули. Старков ударил из
всех пулемётов по ведущему «Мессершмит-
ту», и машина роага, запоревеиеь, рух-
нула на землю. В это время Зорин сбил
другого немца.

Но снарялы и пули преследовали совет
ских лётчиков, и Старков внезащно ^ по-
чувствовал острую боль вгруди и в руке.

— Я ранен, — перелал он по рааио-
телефону Зорину и тут же онова скоман-
ловал: — В атаку!

От выпущенных Старковым и Зориным
снарядов загорелся и Упал третий «Мес-
сершмитт». Но свинцовый дождь поливал
самолёты COBCTCKUX лётчиков, и Зорин
тоже почувствовал. что он ранен.

Немцы уже выходили из строя. Но
вдруг кабину Зорина окутало лымом и
пламенеи. Лётчик быстро отетегнул нояс-
ной ремень, скользнул се крыла самолёта
в воздушную бездну и, дёрнув кольцо па-
рашюта, опустился на своей территории.

*

За все раны, нанесённые Ленингралу.
з& стонушую под немецким игом родную
землю жестоко мстят врагу крылатые
гвардейцы.

Сейчае в их руках новые, построенные
на трудовые сбережения советских лютей
истребители < надписью на фюзеляжах:
«Саратовский колхозник». Лётчики сама
получили эти машины на построивших их
предприятиях.

— Берите самолёты! Летайте! Бейте.
насмерть фашистскую нечисть! — напут-
ствовали гвардейцев рабочие.

Начались напряжённые дни тренировоч-
ных полётов.

Лётчики научились на новых машинах
внезапно появляться над станом врага и
на бреющем полёте громить его аэродромы,
обрушивая на них тонны 60мб, налетать
с глубокого тыла ‘на фашистские автоко-
лонны, подавлять бешеный огонь зениток
и расстреливать в воздухе гитлеровекие
самолёты,

Молодой, но совершивший за время
Отечественной войны около 250 боевых
вылетов, командир Мочалов повёл свою
эскадрилью в первый боевой полёт на но-
вых машинах. Истребители держались над
шедшими на штурмовку «Илами». На .пол-
пути к пели в облачном коридоре коман-
дир заметил группу вражеских бомбарли-
ровщиков. Они летели под прикрытием
«Мессершмииттов» курсом на Ленинград.

Сотая доля минуты, — и уже принято
решение. Мочалов бросил часть эскадрилья
на бомбардировщики врага. Он видел, как
«Мессершмитты» кинулись на выручку к
своим машинам. Открыв ураганный огонь
из пулемётов, советские ястребки смело -
пошли в атаку.

Стремительность наших лётчиков внес-
Ла смятение в строй противника. Немен-
кие бомбардировщики беспорядочно побро-
сали бомбы на ближние рощи и вместе со
своими провожатыми помчались на пре-
дельной скорости назад.

Людмила ПОПОВА.
ЛЕНИНГРАДСКИЙ ФРОНТ, 9 апреля.

Библиографический указатель „Сталинский Урал“

кусства (деревянная скульптура, художе-
ственное литье) и бурным ростом Урала в
годы социалистического строительства.
Библиография содержит также разделы:
«Урал в искусстве» (описи репродукций
картин, посвященных Уралу, памятники
архитектуры и проч.), «Урал в музыке»,
«Лучшие представители искусства Урала».
В разделе «Урал в художественной ли-

тературе» широко представлены различные

местные издания, имеющие большой ли-
тературный интерес, произведения дорево-
люционных писателей, посвящённые Уралу.