4.

ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТО

Выступление Илена в палате общин   Американские газеты

ЛОНДОН, 8 апреля. (ТАСС). Как пе-
редаёт английское министерство информа-
ции, министр иностранных дел Иден вы-
ступил сегодня в палате общин с заявле-
нием о своей поездке в США и Канаду.

В начале своего выступления Иден на-
помнил о своей поездке в Москву, имев-
шей место свыше года назад, и сказал:
«Мы приветствовали возможность начать
аналогичные переговоры с США». Иден
заявил, что, как он может заверить палату
общин, его переговоры в США имели ши-
рокий характер. «Я, — продолжал Иден,—
могу также заверить палату, что к англий-

ским гостям в США и Канаде была про-  домой, ободрённый общим согласием, кото-

явлена полная сердечность. Сам президент

не жалел времени для бесед, которые я шую ценность для нас будет представлять

вёл сним лично и сего советниками. В по-
следний период своего пребывания в Ва-
шингтоне я был гостем в Белом Доме. Кор-
дэлл Хэлл в равной мере оказал мне са-
мый сердечный приём и предложил своему
департаменту полностью предоставить ce-
бя в моё распоряжение и в распоряжение
моих коллег по министерству иностранных
fen. Этот жест встретил глубокую благо-
дерность, и мы полностью им воспользо-
вались».

Далее Иден заявил, что он с одобрения
‘премьер-министра пригласил Хэлла посе-
тить Англию в любое удобное для него
время.

«Я, — сказал Иден, — уверен, что па-
лата согласится со мной, что если Хэлл
найдёт возможность совершить эту поезд-
ку; то ему‘ будет оказан самый сердечный
приём». Иден заявил далее, что он имел
также возможность встретиться с вице-
президентом Уоллесом и почти со всеми
членами правительства США. Иден рас-
сказал о своих неофициальных беседах с
членами комиссии по иностранным делам
палаты представителей. «Мы, — продол-
жал Иден, — вполне откровенно обменя-
лись мнёниями, что было очень полезно
для меня». Иден сказал, что он встрегил-
ся также с Гувером, с мэром Нью-Йорка
Ла Гардиа, с Уилки и комментаторами пе-
чати и радио. Эти встречи дали ему ши-
рокую возможность составить себе пред-
ставление и попытаться понять различные
тенденции, существующие в общественном
мнении США.

Затем Иден перешёл к вопросу о своих
переговорах, протекавших по: трём основ-
ным направлениям. Первое направление за-
трогивало такие вопросы, которые обыч-
HO не входят в компетенцию министерства
иностранных дел, то-есть «вопросы, кото-
рые всегда возникают в военное время
между союзниками, участвующими в общей
борьбе». Обе стороны удовлетворены ре-
зультатами переговоров по этим вопрбсам.

Касаясь другой стороны переговоров —
политического сотрудничества —Иден ска-
зал: «По мере того, как развивается война,
тесная увязка военных и политических
вопросов приобретает всё большее и боль-

шее значение. Если мы сможем уста-
новить тесное взаимопонимание, то мы
лучше сможем выдерживать напряжение

и трудности, которые неизбежно будут воз-
никать. Я хотел бы привести один пример
таких трудностей — Северную Африку. В
США, несомненно, существовало мнение,
что в Англии неправильно представляют
себе задачу, которую ставило перед собой
американское правительство, поддерживая!
отношения с ‘правительством Виши. Я могу
заверить палату, что мотивы, которыми
руководствовалось американское правитель-
ство, не об’яснялись его особыми симпати:
ями к Виши. Американское правительство
считало, и мы согласны с этим, что, под-
держивая отношения с Виши, оно сможет
не без пользы для себя сохранить окно в
Европу, которое в противном случае было
бы для него закрыто. Я не сомневаюсь,
что мы были правы и что правительство
США также было право. Вот другой при-
мер. Только благодаря сохранению этих
отношений ‘американское — правительство
смогло послать в Северную Африку значи-
тельное число своих агентов, которые ока-
зали неоценимую услугу в деле ‘подготов-
ки условий для высадки союзных войск.
В противном случае это было бы невоз-
мсежно. Мне стало совершенно ясно, что,
по,мнению многих людей в США, мы при-
цисывали Америке симпатии к Виши, к
Петэну, Лавалю и остальным, симпатии,
которые в действительности она не пита-
ла. Я упомянул о характере тех вопросов,
которые нужно было обсудить, и мы обсу-
Anam их. Я удовлетворен тем, что по во-
просу о будущей политике в. отношении
Франции между нами

существует полная
договоренность. У нас и США единое
стремление — добиться, чтобы все слои
французского народа, готовые драться с

общим врагом, об’единились. Мы сделаем
всё, что сможем, для того, чтобы помочь
им об’единиться, но это не всегда являет-
ся простым делом».

Переходя

к рассмотрению политики
по отношению к. Испании, Португалии
и Турции, Иден сказал: «Мы пришли

к соглашению по всем вопросам этой по-
литики. Мы совместно рассмотрели усло-
вия, существующие в других частях Евро-
пы, как в лагере противника, так и в ок-
купированных им странах. Мы пришли к
общему мнению, что наша совместная по-
литика будет упрочена путём расширения
нашей информации, откровенного обмена
сведениями о том, что происходит в этих
странах, и обмена нашими взглядами по
этим вопросам. Мы наметили определён-
ный план, который должен содействовать
достижению этой задачи. Что касается ок-
купированных стран, то существует толь-
ко одна политика, которую преследуем мы
и США, а именно — сделать всё возмож-
ное для восстановления в них полной сво-
боды в кратчайший срок».

Третий пункт, указал Иден, охватывал
многочисленные вопросы‹в том числе прак-
тические проблемы, которые возникнут по-
сле капитуляции противника. Перед прави-

дача предотвратить возможность BO3HHKHO-

вения новой агрессии. «Мы, — заявил да-
лее Иден, — весьма тесно связаны одина-
ковыми интересами. Естественно, что про-
изведенный обмен мнениями целиком но-
сил предварительный характер. Эти пере-
говоры не накладывали каких-либо обяза-
ни на наше
правительства, да и не могли их наложить,
будет проконсуль-
тироваться с другими правительствами. Мы
меньше всего желали поставить союзников
перед совершившимися фактами и связы-

тельств ни на американское,

поскольку необходимо

вать их готовыми формулами. Я вернулся
рого мы достигли. Несомненно, что боль-

полный обмен мнениями, который произой-
дёт как между нами и США, так и меж-
ду другими правительствами, являющимися
нашими союзниками».

Далее Иден говорил об общем характере
отношений Англии с правительством и на-
родом США. «Я, — сказал он, — считаю

ошибочным пытаться основывать эти отно-
шения главным образом на чувствах. Не
всегда дела будут обстоять так, что мы
будем друг другу нравиться, но я считаю
также ошибочным пытаться ‚ основывать
эти отношения на общности точек зрения,

традициях и даже на общности языка. Я

хотел бы, чтобы эти отношения базирова-
лись на прочном фундаменте — на общей
заинтересованности в сохранении мира во
всём мире и в предотвращении повторения
этих катастрофических мировых конфлик-
тов через каждые 20 лет. Если мы смо-

жем сохранить этот фундамент, то в англо-

американских отношениях не будет той из-
менчивости, которая в них иногда наблю-
далась. Я считаю, что это определение
основ наших отношений будет глубоко
осознано по обе стороны Атлантики. Мы
здесь признаём необходимость создания
определённого органа, который обеспечи-
вал бы силой такое положение, при KOTO-
ром ни Германия, ни Италия, ни Япония
не смогут повторить агрессии. Я полагаю,
что американский народ разделяет эту
точку зрения, но для того, чтобы она
стала эффективной, надо, чтобы все миро-
любивые народы внесли свой вклад. Из
последних 30 лет мы, англичане, провели
8 лет в войне с Германией, и никто не
может сказать, когда наступит конец про-
исходящей борьбе. Я поэтому заявил в
США, что если я правильно понимаю на-
строения английского народа, то у него
нет намерения после войны доверять свою
судьбу фортуне. Я обнаружил точно такие
же настроения и в США. Поэтому я счи-
таю, что отвлечение нашего внимания раз-
личными дебатами о послевоенных про-
блемах является столь же неблагоразумным,
как и ослабление наших усилий, напра-

выиграть войну. Вместе с тем ‘необходимо,
чтобы правительства стран, прежде всего

Иден привёл выдержки из заявления,
сделанного недавно по этому вопросу
Уэллесом. Далее Иден рассказал о своём
посещении штата Мэриленд. «После моего
выступления, сказал он. законода-
тельное собрание было достаточно любезно,
чтобы принять и направить народу Англии
послание, составленное в самых трогатель-
ных выражениях. Это послание гласит:
«Депутаты Мэриленда на своём заседании
торжественно выражают от своего имени
и от имени граждан Мэриленда, которых
они представляют, своё глубокое восхише-
ние замечательной борьбой нашего доблест-
ного английского союзника в его смер-
тельной схватке с державами оси. Мы пре-
клоняемся перед известными всем достоин-
ствами английского народа, его непоколе-
бимой решимостью в защите дела, которое,
по его и по нашему мнению, является
правым, перед его мужеством, проявлен-

ным в его тягчайший час испытаний, пе-
ред его неиссякаемой энергией, его пора-
зительной самодисциплиной и благородным
стремлением придерживаться принципов че-

даётся впечатление, что народ США

ное и мирное времена».

имел возможность встретиться. с
людьми, которые

соответствует нашему военному кабинету

гим интересующим нас вопросам.

канадского парламента».

лежностью к Британскому

ского парламента».

ключение: «Я вернулся с

ные возможности.

тельствами США, Англии, России, Китая
и других Об’единённых наций встанет за-

Действия сою
ЛОНДОН, 9 апреля (ТАСС). Штаб аме-

из Каира, что днём 7 апреля бомбардиров-
щики «Либерейтор» атаковали гавань Па-
лермо (Сицилия). Отмечены прямые попа-
дания бомб в об’екты на пристани и в
районе базы гидросамолётов. Все амери-
канские самолёты вернулись на свои базы.

ЛОНДОН, 9 апреля. (ТАСС). В коммю-
нике английского министерства авиации го-

лать».

зной авиации

ворится, что в ночь на 9 апреля самолёты
риканских военно-воздушных сил передаёт английской бомбардировочной авиации со-
ожесточённый налёт на различ-
ные об’екты в Руре. Атмосферные условия
над территорией Германии были неблаго-
за
Английские
вод
противника. 21 бомбардировщик не вернул-

вершили

приятны, что затруднило наблюдения
результатами бомбардировки.
самолёты продолжали  минирование

ся на базы.

.

Французы не хотят работать на гитлеровцев

ЛОНДОН, 9  апреля. (ТАСС). Небезызве-
стный гитлеровский агент во Франции
Марсель Деа поместил в своей газете
«Эвр» статью, в которой жалуется на са-
ботаж французским населением всех меро-
приятий сккупационных властей и «прави-
тельства» Виши, в частности на массовое
уклонение французов от об’явленной вла-

нищин, В. Фризе, Г. Флейшман — вот

славные имена наших погибших  товари-

щей, память о которых наполняет  гор-
французов работать на гитлеровцев этот достью и вместе с тем горечью наши
предатель квалифицирует как «измену». сердца. Вероятно, это далеко не полный
«Измена, — пишет он, — проникла во все список. Некоторые, как, например, М. Глух,
oe ee Левнев, были ранены и, поправившись,

fi . =.

Новую oGusitisauie ох и Вернулись к композиторской деятельности.
пускаются на все ухищрения, чтобы ук-  Большинство ведёт творчески  пропаган-

рыть их. Многие чиновники, врачи и мэры   Дистскую работу в своих

вленных к выполнению основной задачи—

заинтересованных в этих проблемах, уже
сейчас начали определённую подготовку».

сти».
Касаясь своего посещения американ-
ских военных лагерей, Иден заявил: «Соз-

со-
стоит из молодых энергичных людей, це-
‘ликом посвятивших себя борьбе и преис-
юлненных решимости трудиться совместно
со всеми Об’единёнными нациями в воен- (центральная

Иден указал, что в Канаде он пробыл
три дня, посетив по приглашению премьер-
министра Оттаву. «Я, продолжал Иден,—
теми
несут ответственность
за поистине поразительные военные уси-
лия Канады. Я имел две встречи с члена-
ми канадского военного комитета, который

Я сообщил им о своих беседах в Вашинг-
тоне, и мы обменялись мнениями по мно-
После
этого я выступил Ha совместном заседании

Повторив свою высокую оценку военных
усилий Канады, Иден добавил: «В резуль-
тате моего посешения Канады у меня сло-
жилось впечатление, что канадцы — ве-
ликий народ, неуклонно проявляющий лой-
яльность в борьбе, гордый своей принад-
содружеству
наций и своей великой преданностью нам
в самый тяжёлый для нас час. Я привёз
с собой послание доброй воли от канад-

Подчеркнув своё убеждение в’ большом
значении своей миссии, Иден заявил в за-
совершенно
иным мнением о чувствах, испытываемых
США как по отношению к происходящей
борьбе, так и к послевоенному периоду. Я
верю в то, что для нас открылись огром-
которые имеют более
широкий размах, чем я предполагал. Если
своими переговорами я внёс хотя бы са-
мый незначительный вклад в дело разви-
тия англо-американских отношений, то я
ничего больше не желаю и не мог бы же-

о военном положении

НЬЮ-ЙОРК, 9 апреля. (ТАСС). Ком-
ментируя итоги зимней кампании ‚ Красной
‚Армин, газета «Нью-Йорк геральд  три-
бюн» подчёркивает, что зимнее наступле-,
ние советских войск является самым.
крупным из всех предпринятых в нынеш-
ней войне и одним из самых крупных
контрнаступлений, известных в истории. В
результате своего Зимнего наступления со-
ветские войска не только свели на-нет до-
стижения прошлогоднего летнего наступле-
ния немцев, но и добились ешё больших
результатов. Необходимо вместе с тем по-
мнить о том, говорится в газете, что рус-
ские испытали этой зимой огромное на-
пряжение. Материальная помощь, оказан-,
ная Советскому Союзу, операции в Север-
ной Африке и воздушные налёты на Гер-
манию, несомненно, способствовали успен!-,
ному наступлению Красной Армии. Тем He
менее, пишет газета, западные державы
внесли небольшой вклад по сравнению с.
тем, что сделал Советский Союз. «Аме-
риканцы, так же, как и русские, сознают
необходимость одновременной концентра-
ции максимально возможных сил против,
врага». Газета подчёркивает, чго союзни-
ки должны сосредоточить все свои силы
для того, чтобы в самое ближайшее вре-
мя разгромить гитлеровцев.

Военный обозреватель газеты  «Нью-
Иорк геральд трибюн» майор Элиот вы-
смеивает хвастливые заявления немцев о
том, что они якобы укрепили всё европей-
ское побережье против возможного англо-
американского вторжения. Элиот указы-
вает, что’ подобная пропаганда обнаружи-
вает слабость немцев и их нервозность.
Гитлеровцы не могут уже больше вести
маневренную войну. В настоящее время
они вынуждены ожидать наступления со-
юзников, не зная, где и когда это насту-
пление будет предпринято. Отмечая, что
никогда ешё не было таких укреплений,
которые исключали бы возможность втор-
жения, Элиот указывает, что в 1918 году
всех сил Германии оказалось недостаточно
даже для того, чтобы удержать един-
ственную короткую ‘укреплённую линию
между Швейцарией и морем. В настоящее
время немцы располагают на западе да-

леко не достаточным количеством войск и
гарнизонов, их система обороны на конти-
ненте далеко не такая, какой пытается
представить её гитлеровская пропаганда.
«Мы можем,—пишет Элиот,—избрать время,
место, направление для атаки. Немцы же
могут только выжидать и потом уже убе-
диться в том, какой шаг мы предприня-
ли. Хвастаясь силой своих оборонитель-
ных линий, немцы пытаются устрашить
нас при помощи пугала, которое, как об
этом свидетельствует история, является их
фабрикацией. Они пытаются вселить уве-
ренность народам стран оси при помощи
призрака новой линии Мажино. Однако
этот призрак будет развеян реальными со-
бытиями войны». NF

Известный радиокомментатор Браун, вы-
ступая по радио, призвал Англию и США
организовать наступление в Европе весной
  этого года. «Это было бы, —заявил Браун,—
наилучшим способом укрепления тесных
взаимоотношений с Советским Союзом как
во время войны, так и после её оконча-
НИЯ». з

Война на Тихом океане

нике штаба об’единённого командования
союзников в юго-западной части Тихого
океана сообщается, что самолёты союзни-
ков сбросили бомбы на японские военные
об’екты в бухте Финша (Новая Гвинея) ‘и
в Кавиенге (Новая Ирландия).

НЬЮ-ЙОРК, 9 апреля. (ТАСС). В ком-
мюнике морского министерства США гово-
‚рится, что 50 японских бомбардировщиков
в сопровождении 48 истребителей атакова-
ли американский караван судов в районе
о. Гвадалканар (Соломоновы острова). В
воздушных боях сбито 10 японских истре-
бителей, 5 пикирующих бомбардировщиков
и !!1 других японских самолётов. Амери-
канцы потеряли 7 самолётов. Амерникан-
ские пикирующие бомбардировщики в со-
провождении истребителей атаковали япон-
‘ские военные об’екты в районе Вила
часть (Соломоновых остро-
вов). Бомбы были также сброшены на
японские военные об’екты в районе Кахили
о. Шортленд). Бомбардировке подверглось
небольшое японское судно в районе остро-
ва Изабель.

Связь ленинградских композиторов с
фронтом постоянная, живая и многообраз-
ная.

Характерно то, что во многих случаях
инициатива этой связи исходит от самого
воинского подразделения. Сержант Перга-
менщиков привозит набросанную каранда-
WOM в блиндаже партитуру «Кантаты о
Сталине», которая должна исполняться на
смотре фронтовой самодеятельности. Он
просит товарищеских указаний и советов.
По заданию командира. дивизии присыла-
ются стихи сержанта Альшица для напи-
сания строевой песни Н-ской краснознамен-
ной стрелковой дивизии. Дом отдыха сред-
него начсостава просит организовать твор-
ческий самоотчёт композиторов об их ра-
боте за время Великой Отечественной вой-
ны. Группа раненых командиров-гвардейцев
обращается в Союз композиторов с прось-
бой организовать исполнение 7-й симфонии
Шостаковича.

Наша героическая Красная Армия, плоть
от плоти великого советского народа, бо-
рясь с ненавистным врагом; живёт жизнью,
полной широких культурных запросов и
творческих интересов. На ряду с перво-
классной боевой техникой она «принимает
на вооружение» все средства массово-по-
литической, культурной работы. А с
другой стороны, ленинградские композито-
ры верно поняли свою ‚задачу во ‘время
Великой Отечественной войны.

Композиторы-фронтовики, — мобилизован-
ные или добровольно ‘ушедшие в армию,
составляют значительную часть ленинград-
ского Союза советских композиторов. Не-
которые из них героически погибли в боях
с заклятым врагом, почти не успев‘ твор-
чески откликнуться на события Великой
Отечественной войны. В. Томилин, В. Ива-

дд

а

частях. Здесь

В. БОГДАНОВ - БЕРЕЗОВСКИЙ

председателе Ленинградского  Союза
советских композиторов

i
\

В ТРУДЯЩИХСЯ СССР

СУББОТА, 10 АПРЕЛЯ 1943 г. № 84 (8077)

Военные действия в Тунисе -

ЛОНДОН, 9 апреля. (ТАСС). Коррес-
пондент агентства Рейтер на северном

участке тунисского фронта передаёт, что.

атака английской 1-й армии в Северном
Тунисе, начавшаяся утром 7 апреля, была
направлена против господствующих высот,
удерживавшихся войсками держав оси на
северном краю дороги Уэд-Зарга — чАед-
жез-эль-Баба. На рассвете

ников проникли в германское
ние и продолжали продвигаться по хол-
мам. Первые атаки пехоты были поддержа-
ны танками, которые уничтожили много
германских укреплённых пунктов. Атакам
предшествовала сильнейшая артиллерий-
ская подготовка. Внезапность и ожесто-

чённость артиллерийского огня, повидимо-,

му, захватили артиллерию Роммеля врас-
плох.

В секторе к западу от фронта операций
8-й армии английские войска предприняли
атаки к северу от озера Шотт-Джерид и
захватили Бирум-Алил. Англичане взяли

много пленных и трофеи, в том числе 20!

полевых орудий.

ЛОНДОН, 9 апреля. (ТАСС). По сооб-
шению алжирского радио, германские вой-
ска всё ещё находятся в нескольких милях
от Эль-Геттара. Роммель пытается продол-
жать сопротивление в этом секторе, цеп-
ляясь за позиции _вблизи Эль-Геттара. В
районе дорог Макнасси—Махарес и Гаф-
са—Сус идут бои. Занятие союзниками
этого района приведёт к установлению бо-
лее тесного контакта между американски-
ми и английскими войсками и к оконча-
тельному занятию союзниками Централь-
ного Туниса.

щению алжирского радио, американские
войска, продвигающиеся к юго-востоку от
Макнасси, достигли города Меззуна, при-
близительно в 24 километрах к юго-восто-
ку от железной дороги Макнасси—Сфакс.

нике штаба союзников в Северной Африке
сообщается, что вчера в северном и юж-
ном секторах ‹тунисского фронта войска
союзников продолжали осуществлять на-
жим на противника. На фронте операций
8-й армии противник продолжал отступать,
преследуемый английскими войсками. Об-
щее число пленных, захваченных со време-
ни битвы за Вади-Акарит, на одном только
фронте 8-й армии в настоящее время пре-
вышает 9.500 человек.

Американский 2-й корпус продолжал
операции в районе к востоку от Эль-Гет-
тара. В течение нескольких дней в этом
районе захвачено много пленных. На севе-
ре 1-я английская армия продолжала ата-

войска союз-‘
расположе-,

ки и заняла вчера важные в тактическом
отношении пункты.

В ночь на 8 апреля бомбардировщики
«Веллингтон» атаковали центры KOMMYHH-
капий противника во районе Сфакса и
транспортные колонны. Вчера крупные coe-
динения лёгких. бомбардировщиков и истре-
бителей - бомбардировщиков! продолжали
атаки ‘против войск и автотранспорта про-
тивника в Южном Тунисе. В центральном
секторе в результате операций авиации
союзников подожжена транспортная колон-
на противника. Из всех этих операции не
вернулись на свои базы 7 самолётов. союз-
HHKOB. 4

ЛОНДОН, 9 апреля, (ТАСС). Специаль-
ный корреспондент агентства Рейтер, на-
 ходящийся при штабе союзников в Север-
ной Африке, передаёт подробности проры-
‘ва позиций войск Роммеля У Вади-Ака-
рита. ‘

Утром 6 апреля, пишет корреспондент,
 8-я армия в течение двух часов обеспечила
  себе предмостное укрепление для новон

атаки против войск держав оси в районе
Габеса. Атаке предшествовал сильнейший
огонь сотен артиллерийских орудий. Вско-
ре после 4 часов утра 8-я армия атакова-
ла и захватила две возвышенности, нахо-
дящиеся непосредственно против её пози-
ций. Эти возвышенности — Джебель-Теба-
га и Джебель-Румана находились прибли-
зитёльно в центре оборонительной линии
войск противника, которая идёт от побе-
режья к озеру Шотт-Джерид. Первые
об’екты были захвачены в 6 час. утра. По-
следовавшая вслед. за тем контратака про-
тивника была отбита, ик 6 ч. 30 м. утра
организованное сопротивление врага в этом
районе прекратилось. Английские, войска
обосновались на этих возвышенностях.

Под угрозой 8-й армии, продолжает кор-
респондент, войска держав оси, преграж-
давшие дорогу “американцам, усилили свое
сопротивление, и две попытки американцев
захватить господствующие высоты к югу
от дороги Джебель—Крерун не имели ус-
пеха. Эта возвышенность прикрывает все
подступы с запада. Американцы после не-
удачной попытки захватить возвышенность
утром снова предприняли атаку после по-
лудня. Эта атака также была приостанов-
лена. Войска держав оси оказывают здесь
сильное ‘сопротивление. Американцы, одна-
ко, продвинулись на 9 миль к северу от
Макнасси и оказались в 200 ярдах от вхо-
да в горный проход Майзила.

В то время, как 8-я. армия вэла наступ-
ление, английские и американские бомбар-
дировщики совершили самый крупный за
всю тунисскую кампанию налёт на аэро-
дромы` противника.

{
Немецкие лавочники напуганы «тотальной мобилизацией»
СТОКГОЛЬМ, 9 апреля. (ТАСС). В по- вручается непосредственно адресатам, дей-

рядке об’явленной Гитлером
мобилизации» в Германии идёт массовое
закрытие оптовых и розничных торговых
предприятий. «В эти дни, — пишет гитле-
ровская газета «Кельнише цейтунг»,
владельцам многих магазинов вручается
распоряжение о ликвидации предприятий.
Это распоряжение является звеном тоталь-
ной мобилизации, которая требует прекра-
щения существования торговых предприя-
тий».

Немецкие лавочники напуганы этим ме-
роприятием гитлеровцев.
«Несмотря на то, — пишет газета —

что даны основательные раз’яснения о ме-

роприятиях по ликвидации магазинов и ла-
вок, всё же это распоряжение, когда оно

Попытки немцев тарно вывезти в Германию подробные карты Швеции

СТОКГОЛЬМ, 9 апреля. (ТАСС). Швед-
ское телеграфное агентство сообщает, что
«при перегрузке На станции Хапаранда то-
варного вагона, шедшего из Финляндии в
Германию, был повреждён один тюк. При
этом выяснилось. что в нём находились
карты Швеции и Норвегии. Шведское ми-
нистерство иностранных дел об’явило, что
этот вагон будет отправлен в Стокгольм
для осмотра грузов таможенными,
цейскими и военными властями. Дальней-

«тотальной ствует на них удручающе. После первого !

иснуга они начинают внимательно вчиты-!
  ваться в полученное распоряжение и раз-
мышлять о том, понему ликвидируется
именно их магазин. Начинаются обжалова-
ния». Газета“ напоминает лавочникам, что.
жаловаться бесполезно, ибо «распоряжение
о ликвидации торгового предприятия со-
держит одно дополнение, которое может!
быстро разочаровать владельцев предприя-
тий. Это дополнение гласит, что закрытие
магазина обжалованию не подлежит».

Газета подчёркивает, что даже в таком
подвергающемся воздушным налётам горо-
де, как Кельн, владельцы магазинов, ко-
торые по существу не имеют возможности
торговать, также выражают недовольство
закрытием предприятий.

шие меры будут приняты в соответствии
с результатами осмотра. Содержимое

остальных грузов, находящихся в вагоне,
ещё неизвестно. ;
Шведская газета «Норрлендска социал-
демократен» указывает, что найденные кар-
ты были чрезвычайно подробными. На них
нанесены даже телеграфные линии, а так-
же телефонные и почтовые станции всех

поли- более или менее крупных Населённых
пунктов».
Забастовка на заводах ‚.Фиат“ в Турине
стовало более 50 тыс. рабочих. Рабочие

ЛОНДОН, 9 апреля. (ТАСС). Как сооб-
щает корреспондент газеты «Таймс», по
полученным сведениям, во второй половине
марта в Турине на заводах «Фиат» заба’

А. Маклакова, Л. Энтелиса, В. Барбе,
А. Цурмилена, Н. Будашкина и безвремен-
но погибшего Бориса Гольца.

Но и вся, если можно так выразиться,
«гражданская» часть ленинградских компо-
зиторов теснейшим образом связана с
фронтом, работает по заданию командова-
ния отдельных армий, дивизий, бригад и
полков. При Доме Красной Армии именй
Кирова в контакте с ансамблем песни и
пляски Ленфронта под управлением А. Ани-
симова работают композиторы Ю. Кочуров
иН. Леви. Их строевые, походные, эстрад-
ные, концертные, сольные и: хоровые песни
стали широким достоянием красноармейско-
го быта. Значительная часть их создана «на
переднем крае» в землянках, в боевой об-
становке и использует стихи поэтов-фрон-
товиков, воспевающие героев своей части.
Война изменила творческий, психологиче-
ский облик большинства композиторов.

Исключительным примером творческой
продуктивности. является деятельность ле-
нинградского композитора Б. Асафьева. За
сравнительно короткий срок в труднейших
бытовых условиях он написал большюе
количество разнообразных музыкальных
произведений (в том числе антифашист-
ский балет «Милица» о борьбе югослав-
ских партизан и симфонию «Родина») и на-
учно-исследовательских трудов.

Во время блокады зимой 1941—42 года
композитор А. Пащенко создал лучшее своё
произведение — «Реквием памяти героиче-
ских бойцов, жизнь свою положивших в
дни Великой Отечественной войны» для
солистов, хора и. оркестра на собственные
стихи. Не говорю уже о классическом
примере «зачатой» в Ленинграде 7-й сим-
фонии Д. Шостаковича, прозвучавшей во
всех свободолюбивых странах мира, как
яркое воплощение воли советского народа
к победе.

Тема Ленинграда занимает значительное
место в музыкальном тверчестве ленин-
градских композиторов. Это отнюдь не
местная тема. Это тема всесоюзная, все-
мирная, обязывающая к определённой вы-
соте идейно-политического звучания. Зву-
чание это уловлено и по-разному прелом-

«Композиторы Ленинграда

организовали массовую демонстрацию с
требованием мира, повышения зарплаты и
улучшения продовольственного снабжения.

рова на стихи Виссариона Саянова, в его!
же «Героической арии» на стихи А. Ре-
шетова, в «Ленинградском блок-ноте» —
серии безымянных фортепианных пьес мо-
лодого композитора О. Евлахова, в песне
А. Каменского «Ленинград — Сталинграду»,
в «Песне о Петре» М. Глуха, в детской
песенке В. Ежевова «Ленинградским де-
тям» на стихи С. Маршака.

Тема Ленинграда конкретна и многооб-
разна. Она даёт материал и для широких
обобщений, и для типических зарисовок. Пе-
сенно-симфонический цикл «Ленинград»
О. Евлахова, состоящий из’ ряда оркестро-
вых, хоровых и сольных,
«Героический марш» для симфонического
оркестра А. Животова, опера «Сила вой-
ны» пишущего эти строки, кантата Г. Но-
сова «Сказ о городе-герое» — вот приме-
ры различной и жанровой, и стилистиче.
ской её интерпретации.

Музыка — наиболее тонкое и, казалось
бы, наиболее отвлечённое из всех искусств,
наиболее отдалённая и высокая из «куль-
турных надстроек». Музыка — искусство,
требующее определённых бытовых предпо-
сылок для своего созидания — инстру-
мента, чувствительного к температуре, све-
та для мелкой чертёжной работы партитур-
ного письма.“ И это искусство создается
под огнём, в условиях громадного напря-
жения интеллектуальных и физических
сил. И это не только песня, наиболее опе-
ративная массовая форма художественной
агитации. Это — инструментальные произве-
дения:. фортепианные, скрипичные, ансам-
блевые. Это—произведения крупной формы:
хоровые, симфонические (кантаты, орато-
рии, кенцерты, симфонии) и музыкально-
сценические (оперы, балеты, музыкальные!
комедии).

Быть может, именно музыка, созданная
за время Великой Отечественной войны в
Ленинграде, является одним из самых вер-
ных и неопровержимых показателей духов-
ной силы ленинградцев, живым свидетель-
ством того, что осаждённый в течение
больше чем полутора лет, непрерывно об-
стреливаемый, бомбардируемый с воздуха
бессмертный город Ленина жив и продол-
жает жить напряжённой, разносторонней и

стями трудовой повинности. Нежелание [стараются помогать саботажникам». надо назвать награждённых Г. Носова и 1лено в песне «Город-крепость» Ю. Кочу- полной созидательной, творческой жизнью
АДРЕОС РЕДАКЦИИ И ИЗДАТЕЛЬСТВА: Москва, 6. Пушкинская площадь, 5. Телефоны отделов редакции: Секретариата —К 5-25-11; Фронта —К 4-12-37; Экономического—К 1-42-05; Сельского хозяйс
Литературы и искусства —К 0-57-27; Иностранного — К 4-81-54; Писем — К 3-15-11; Художественного — К 5-36-53. Издательетво — К 4-14-34. Прием об`’явлений в Москве — К 5-74-38; в Ленинграде — 36-78
5342.

Типография «Известий Советов депутатов трудящихся СССР» имени И. И, Скворцова-Степанова,

TBA —K

8 апреля 1943 года после тяжелой б-
  тезни скончался начальник Центральном
  военного госпиталя НАО  генерал-майу
мехицинской ®лужбы Петр Васильевич
  Мандрыха..
` Тов. Манирыка вступил в ряды Брактой
Армии в самом начале её создания. Пред.
 ставитель прогрессивной части старой из-
‘теллитенции, он отдал э0е @вои знания т
силы лечебной работе в Красной Армии.

Пётр Васильевич бъл He ‘только тала
ливым организаторох, но и прекрасных

врачем-хирургом. Он стае сотни  жизвей`

бойцов и командиров, любовью которых и
  нензменню пользёвался. Его иоключитеть-
` ную чуткость, отзывчивость и заботу т-
“pound IMOMEAT Bee больные и раненые, вв

враацённые им в жизни и труду.

За время своей 33-летней врачебной
деятельности Петр Васильевич находился
на посту начальника Центрального воен-
ного госпиталя в течение 20 лет, будуи
одновременно и главным хирургом госпи-
таля. Невзирая на тяжелую болезнь, жот-
рая началась несколько месяцев наз,
Петр Васильевич всё время продолжал pa-
ботать и производил сложные, операция. $
два дня до смерти он ещё оперировал.

Петр Васильевич занимался также в-
просами теоретической медицины. В 1939
тоду он получил учёную степень кан.
дата медицинских наук.

Горячий патриот нашей родины, глуб.
Ko преданный делу Ленина — Сталин,
Петр Васильевич в дни Отечественной вой-
ны вступил в ряды коммунистической
партии.

Советское правительство. высоко оцени:
ло заслуги П. В. Мандрыки и наградил
его орденом «Красная Звезда».

Светлая память о чутком враче, т-
лантливом хирурге, старейшем работниЕе
военно-медицинской службы на долгие г-
ды сохранится в сердцах бойцов, коман-
диров и военню-медицинских работников
Красной Армии.

Ворошилов, Жуков, Василевский,
Буденный, Воронов, Хрулев, Городо-
виков, Говоров, Тюленев; Громов,
Мерецков, Тимошенко, Смирнов, Редь-
кин, Кулик, Ходорков, Журавлев,
Болдырев, Бурденко, ‘Лелюшенко,
Волынкин, Вовси, Гирголав, Иванов,
Кузнецов, Хмельницкий, ` Виноградов,
Шустов, Ратгауз, Шевкуненко, Ко-
ровай, Федченко, Хотенко, Соколов-
Соколенок, Кутузов, Антонов, Алек-
сеев.

В СОВНАРКОМЕ СССР

06 обеспечении семьи
и увеховечения памяти умершего
Гезерал- мзйора медицинской службы
тов. МАНДРЫКА Петра Васильзвича`

Совет Народных Комиссаров Союза ССР
постановил: \

1. Выдать елиновременное пособие же
He генерал-маиора медицинской CAYO

тов. Мандрыка Петра Васильевича —
Мандрыка ‚Нине Георгиевне в размере
10.000 рублей.

2. Назначить персональную пенсию

жене генерал-майора медининской служ-
бы тов. Мандрыка Петра Васильевича —
Мандрына Нине Георгиевне в разуер?
(00 рублей в месяц — пожязненно.

3. Закрепить за тр. Мандоына Ниной
Георгиевной занимаемую ею ныне жа
площаль. у

4. Присвоить имя тов. Манпрыка П. 8.
Центральному Вознному  госпиталю Нарол-
ного Комиссариата Обороны в г. Мое

5. Похороны тенерал-майора mera
ской службы тов. Мандрыка Петра Ва-
сильевича принять за счёт госуларетва.

Москва, Кремль. 9 апреля 1943 тол.

вокальных пьес, a ar ae ee eae ети чистота

т

РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ,
Издатель: ПРЕЗИДИУМ
ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР.

ee кп

ФИЛИАЛ БОЛЬШОГО ТЕАТРА — ЛУ on.
San ans ee aay Утро оп. «Демон», в23
„ «Дон-Кихот». Нач. .