Ва
out

ок

ra

СТОРНИК, 13 АПРЕЛЯ 1943 г. № 86 (3079)

ИИ и В о НЫ ЕЕ

На Кубани

Батальон капитана Гуна с хода ворвался
в маленький полуразрушенный хутор. Воз-
ле хутора проходила грейдерная дорога.
Немало немецких машин прошло здесь.
Дорога была хорошо накатана. Однако наз
ней сейчас не было ни души. Капитан Гун
решил скрыть свое присутствие. На хуто-
ре бойцы замаскировались самым тшатель-
ным образом.

лето мотора послы-
mau данно. е 4
a мецкий связной

Бойцы подбили мотоцикл и захватили
ото a В его сумке нашли сроч-
ный па — ‘донесение
oe, » Что хутор занят
Связной ехал дальше, намереваясь пре-

дупредить части, в тыл которым зашел
батальон капитана Гуна. «Надо, значит
ожидать гостей», — решил капитан. И

бойцы его остались на прежних местах.
Расчеты командира оправдались. Через
короткое время послышался гул автомо-
бильного мотора, и вскоре легковая маши-
на показалась на дороге.

— Подпустить как можно ближе.

скомандовал Гун, — и захватить немец-
кую машину!

Однако захватить немцев живьём не
удалось. Двумя выстрелами противотанко.
вой пушки машина была разбита, а не по-

желавшие сдаться в плен немецкие офи-
церы убиты.

— Приём продолжается! — повторяли
бойцы, снова прячась в свои укрытия.
Действительно, прием продолжался.

Вскоре одна за другой несколько немец.
ких машин с солдатами, офицерами: и воен-
ными грузами попали в руки красноармей-
цев. :

Западня действовала безотказно.

Потом батальон капитана Гуна получил
приказ продвигаться дальше.

Несколько разбитых немецких машин и
тпуны фашистов остались лежать на том

месте, где была так Удачно организована
западня.
*

Разрывная пуля попала в вешевой ме-
шок, где хранился неприкосновенный запас
питания. Всё разлетелось вдребезги.

Красноармеец Гулия и ефрейтор Чичвад-
зе, находившиеся на передовой линии, в
глубоком окопе, с сожалением посмотрели
на разорванный мешок, на уничтоженные
продукты.

Немцы вели автоматный и пулемётный
огонь. Гулия и Чичвадзе внимательно наб-
людали за всем, что делалось у против-
ника.

Солнце катилось по небу, время бежало
быстро, незаметно. Прошел день. Начало
вечереть. Тогда Гулия опустился на дно
окопа и сказал:

— Сейчас я с удовольствием с’ел бы
хороший, жирный шашлык, такой, как де-
лают у нас на родине. Длинный розовый
кусок баранины — разрезается,  посыпается
перцем и солью и жарится, жарится...

Чичвадзе ничего не ответил. Он только
посмотрел на разорванный вешевой ме-
шок и подумал, что, вероятно, им придет-
ся просидеть без еды довольно долго. По-
том он проглотил слюну и потуже подтя:.
нул пояс.

— И еше я скушал бы с удовольствием

настоящего плова, — не унимался Гу-
лия. — Знаешь, такого...

— Довольно! — оборвал его Чичвад-
зе — Невозможно слушать. Это даже не-

честно говорить о шашлыке и плове, когда!

немцы перепортили нам все продукты.

— А, может быть, старшина придёт, —
нерешительно заявил Гулия.

— Зачем ему приходить? — ответил
Чичвадзе — Да и как он прошел бы под

‘таким огнём!

Над полем, действительно, не умолкая,
свистели пули.

— А все-таки старшина придёт! — упря-

‚мо сказал Гулия.
Чичвадзе не ответил. Нечего было на- ящиками и бочками. Потом с тыла на них!

Танк

1. Маневр

Бой, завязавшийся на рассвете по ини-
циативе немцев, длился уже пятый час.
Трижды артиллерия противника обрушива-
ла массированный огонь на наш передний
краи, стремясь пробить брешь в системе

ороны. Трижды подкатывались к нашим

‘

окопам волны эсэсовской пехоты и, поре-

девшие, откатывались
немцы решили сломить упорство наших
войск танками. Навстречу им вырвались
ee две группы наших танков под
: и гвардии лейтенантов Губина

Командир танкового подразделения гвар-
дии майор Яблоков и его помощники вни-
мательно следили с наблюдательного пунк-
та за всеми перипетиями этого боя. Обста-
новка на поле беспрестанно менялась.
Только-что немцы, занимающие выгодные
позиции и имеющие перевес в силах, тес-
нили наши контратакующие танки. Теперь
вот наши -танкисты ловким маневром, ус-
кользнув от ударов, заставили противника
отступить. И вдруг... Яблоков теснее при-
льнул к стереотрубе. Очевидно, немцы
увлекли наших на заранее пристрелянный
рубеж. Танки Губина и Антонова попали
под губительный огонь вражеской- артил-
лерии. Одновременно большое количество
гитлеровских танков выползло с разных
направлений и стало обтекать наши флан-
ги. Положение стало напряжённым. Замы-
сел противника был ясен —= смять наши
танки и всей массой своих бронированных
чудовищ навалиться на передний край обо-
роны, протаранить её.

Майору позвонили с командного пункта
части, потребовали во что бы то ни стало
сорвать план  массированного танкового
удара по нашей пехоте. Яблоков держал
в резерве группу тяжелых танков под
командованием гвардии старшего лейтенан-
та Толстикова. Но бросить сейчас этот
резерв в бой значило растрепать все
свои силы, не добившись успеха. У нем-
цев были во много раз превосходящие си-
лы, позиции их были значительно выгод-
нее. К тому же артиллерии на этом участ-
ке у них было больше.
ко в том; чтобы расчленить противника и
бить его по частям.

Майор решил схитрить.

— Тару от снарядов и горючего не вы-
везли? — спросил он У ад’ютанта.

— Нет ещё, лежит на месте заправки,
товариш гвардии майор. у

Яблоков приказал немедленно соорудить
ложные артиллерийские позиции из яши-
ков от снарядов и бочек из-под горючего,
оставшихся на месте заправки машин. Уме-
ло и быстро была расставлена тара. Изда-
ли казалось, что это стоят замаскирован-
ные батареи.

Тогда командир об’яснил свой план: от-
сюда справа, с ложных артиллерийских по-
зиний произвести несколько выстрелов из
тяжелых танков, продефилировать машина-
ми, затем-быстро через ближние тылы пе-
ребросить их на левый фланг. Этот маневр
отвлечет огонь вражеской артиллерии на-
право и толкнёт немцев на ложное напра-
вление движения своего резерва.

Когда с нашего правого фланга прогре-
мели первые выстрелы, а потом залязга-
ли гусеницы, немецкие наблюдатели насто-
рожились. Вскоре их артиллерия перенесла
сюда свой огонь. Спешно перегруппирова-

“2ь и немецкие танки. Яблоков довольно
ры руки. Часть вражеских машин о от-
делилась и свернула к фальшивой артил-
лерии. Тогда майор. двинул в атаку свой
резерв, уже сосредоточенный на новой ис-
ходной позиции. Удар был настолько не-
ожиданным, что левая групна ‘немецких
танков заметалась в беспорядке.
ко машин запылало, остальные поспешно
ретировались.

назад.

Артиллерия нротивника и часть его’ тан-
ков в это время разделывались с пустыми

деяться на приход старшины до завтраш- навалились лёгкие танки лейтенанта Губи-

него вечера.

Нельзя требовать, чтобы че- на и тяжелые машины резерва. Вот когда

ловек шёл на верную смерть только по-\кемпы поняли наш маневр. Но было уже

тому, что разрывная пуля попала в веще-

вой мешок ефрейтора Чичвадзе.
Темнота опускалась над полем
Немцы не прекращали огня.

боя

ту, наугад.

— А все-таки старшина Макаров при-
дёт! — вдруг снова повторил Гулия.

— Смешно, — ответил Чичвадзе.

Но вот\ в темноте послышался шорох.
— Ну, как вы тут
раздался веселый голос.

окоп спустилась высокая фигура
старшины. В руках у него виднелось что-
то темное, и Гулия понял, что надежды
его оправдались.

— Видишь, я говорил, что он придёг!—
торжествующе обратился Гулия к Чичвад-
зе. — Старшина Макаров всегда прихо-
дит. Огонь ему не страшен.

— Кушай, кушай, — спокойно прервал
его Макаров. — Мне некогда. У меня та-
ких, как ты, знаешь сколько!

И скоро он опять скрылся в темноте.

А над полем свистели пули, и, казалось,
никто не может пройти сквозь эту огневую

завесу.
Вадим СОБКО.
ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ.

—<——-
ai
„Глаза армии

Работа воздушного разведчика трудна,
ответственна и своеобразна. Об этой. рабо-
те рассказывают ‘мастера воздушной раз-
ведки в небольшой, хорошо изданнон
книжке «Глаза армии» *). И

Открывается книжка статьей генерал-
майора авиации, Героя Советского Союза
А. В. Белякова — «На защиту родины».
Первая высшая школа штурманов нашеи
авиации возникла по инициативе и лично-
Му указанию товариша Сталина. «Мне бы-
ло поручено почётное дело — создание
этой школы для подготовки кадров, спо-
собных наносить дальние бомбардировоч-

ные удары по врагу». — пишет А. В. Бе-
JAKOB.

В Первой высшей ‘школе штурманов был
создан полк дальней разведки. Экипа-

жи, умея водить самолёты в облаках и
ночью по приборам, стали совершать ча-
стые рейсы в глубину вражеского распо-
ложения. Штаб полка наладил системати-
зацию разведывательных данных, обработ-
ку и расшифровку фотоснимков.

Авторами книжки и являются эти JHO-

ди — штурманы капитан П. Торбин. стар-
ший лейтенант Л. Путилов, лейтенант
В. Моторин. лётчики капитан В. Кармугин,
лейтенант Н. Кучелев и другие.

В их кратких рассказах _HOABOAAT-
ся некоторые итоги героической деятель-
ности полка. Рассказы эти свидетельству-

ют также с том, что «глаза армии» про-
должают пристально следить за противни-
ком. Красная Армия получает и будет по-
лучать от воздушных развелчиков ценные
сведения о расположении, передвижениях

тлеровцев.
и намерениях ги р в. М.

*) «Глаза армии». Из фронтовой ese
лётчиков авиации дальнего д ос-
издат Узбекской ССР. Ташкент. 1943 г.

Они знали,
что ночью надо ждать активных действий
наших бойцов, и потому стреляли в темно-

живы-здоровы? —

поздно Их замысел массированного танко-
вого удара был сорван.

2. Засада

Вернувшиеся к вечеру разведчики доло-
жили, чта, судя по характеру передвиже-
ний з ближних немецких тылах, противник

Подарок герою-пулемётчику

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 12 апреля.
(Спецкор ТАСС). Во время боя пулемёт-
чик Козюра со своим «максимом» нахо-
дился на фланге гвардейского подразделе-
ния. Он поддерживал огнём действия пе-
хотинцев. Когда немцы, не выдержав. уда-
ра, начали отступать вдоль дороги, они
попали под огонь Козюры. Многих фаши-
стов сразил пулемётчик. Его наградили ор-
деном Красного Знамени. ie

В полдень!

Выход был толь-\

Несколь:

ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР

MCT bi

после ряда неудачных лобовых атак соби-
рается нанести удар по одному из флан-
  тов. Командир части решил на пути пред-
‘полагаемого наступления врага организовать
  танковую засаду. Эта задача была возло-
‘жена на младшего лейтенанта Захарова.
План организации засады был продуман
ло мельчайших деталей. Ночью танк дви-
 нулся к лесу, где он должен был укрыть-
ся. Из обрубка дерева сделали специаль-
  ную волокушу. Прицепленная сзади танка,
она заметала следы гусениц на рыхлой
весенней земле. Чтобы заглушить. ухо-
  дившего в засаду танка, другие ‘машины
совершили марш вдоль фронта и верну-
  лись в тыл.
Ночью танк подошел к цели. Захаров
  очень удачно выбрал позицию на изгибе.
опушки леса, откуда открывался хороший
круговой обзор. Прекрасно замаскировав
машину, экипаж её ждал гостей.
Появились они на заре. Батальон не-
  мецкой пехоты двигался вдоль леска к
нашим ‘окопам. Пропустив авангард, Заха-
роз, как говорится, всеми стволами обру-
 шился на главные силы. Никак не ожи-
  давшие здесь удара, немцы растерялись.
\И тогда, не давая им опомниться и при-
нять боевой порядок, в центр колонны
ворвалась грозная советская машина. Огнём
 и гусеницами провожала она повернувших
вскять гитлеровцев, рассеивая их ряды,
производя в них болыние опустошения.

3. Танк „Александр Невский“

От наших позиций до села, расположен-
ного за пригорком, два километра. В се-
ле—немны. За последнее время они ожи-
вились, но разведчикам не удалось опре-
  делить CHA противника, сосредоточенных
 B селе, и размешение его огневых точек.
Экипажу танка «Александр Невский» под
 командой лейтенанта Тимонина было при-
казано разведать боем силы немцев.

К утру, сохраняя все меры предосто-
рожности, танкисты сумели незаметно по-
добраться к селу, поставили машину в на-
дежное укрытие и стали внимательно
наблюдать. Через некоторое время немцы
открыли огонь из орудий.

— Теперь наша очередь, сказал лейте-
нант,—дадим и мы огоньку.

Меткими выстрелами с ближней дистан-

ции ‘танкисты одну 3a другой погасили
несколько немецких огневых точек.
— Вперед! :

Танк ринулся вдоль сельской улицы и
промчался через всё село, ни одного
ответного выстрела, село будто вымерло.

— Неужели немцы успели убраться —
подумал лейтенант, — нет, скорее ло-
вушка.

Развернули машину и медленно двину-
лись назад, ведя круговое наблюдение.
Так и есть — не ошибся лейтенант—из-за
угла дома высовывается противотанковая
пушка. Только один раз и успела она вы-
стрелить, два снаряда из танка подняли в!
воздух пушку и расчет.

Танк с места открыл огонь по дому,
возле которого стояла пушка. Из него
 горохом высыпало десятка два гитлеров-
ines. Они выбежали, подняли трясущиеся
руки.

— Пощупаем. соседей, командует лейте-
нант. $

После первых же выстрелов из соседне-
го дома выбежало elle десятка полтора
  фрицев. Бросив оружие, они присоелини-
лись к первой группе. Танкисты продол-
жали вести. огонь, и из хат выбега-
ли всё новые’ и новые труппы немцев.
Толпа пленных росла. Скоро их набралось
около сотни.

Тимонин-вылез из танка и приказал гит-!
  леровцам построиться в колонну по четы-
  ре. Они выполнили это приказание и сдали
  личное оружие. Среди пленных оказалось
  несколько офицеров. Одному из них лей-
тенант, указав направление, приказал вести
колонну.

Опасливо оглядываясь на шедший сза-
ди грозный «Александр Невский», немед-
кий офицер привёл сотню. своих солдат к!
штабу нашей части.

М РУЗОВ,
спец. корреспондент «Известий».

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 12 апреля.

Недавно в подразделение, в котором
служит пулемётчик Козюра, шефы — рабо-
чие Н-ского завода прислали подарок —
новый пулёмёт. Оружие было передано
Козюре Поцеловав пулемёт, гвардеец ска-
зал: «Благодарю за подарок, Заверяю, что
в будущих боях ‘уничтожу ешё больше

советскую энциклопедию»

Сельхозартель` имени Кагановича (Свобод-

ненский район, Амурская область) закон-
чила ремонт борон, плугов и другого
инвентаря. На снимке: кузнец А. К. Пе-
соцкий ремонтирует конную сеялку.

Фото К. Фарафонова.

Прямое железнодорожное
: сообщение
Москва — Сталинград

Восстановлено прямое железнодорожное
сообщение между Москвой и) Сталингра-
дом,

В воскресенье,
ушёл первый поезд ва Сталинград.
сажирами его были, главным
строители и инженеры, которые направ-
ляются в Сталинград для восстановления
заводов и предприятий города.

Пас-

Первомайские подарки
фронтовикам

АЛМА-АТА, 12 апреля. (ТАСС). Тру-
дящиеся Казахстана готовят фронтовикам
первомайские подарки. Рыбаки Каспия и
Арала выделили сотни центнеров ‘свежей
рыбы. Колхозники Джамбулской области
приготовили к отправке в Действующую
Армию три вагона крупы и сахара. Много
копченья и риса получат фронтовики от
колхозников Кзыл-Ординской области.

Издание советеких
энциклопедий

Государственный институт «Советская
энциклопедия» выпустил в свет «Краткую
в одном томе,
которая состоит из 133 авторских листов
и содержит около десяти тысяч терминов.
В этой энциклопедии можно найти крат-
кие справки по основным вопросам науки,
искусства. техники, а также по политиче-
ским и международным вопросам, особен-
но связанным со второй мировой войной.
В ближайшее время выйдет в свет спра-
вочник «Британская империя». 1
Сдан в набор 50-й том Большой Совет-
ской Энциклопедии (от «Ручное огнест-
рельное оружие» до «Сережка»).
Подготовлен к набору ХГ том Малой
Советской Энциклопедии (от «Ум» до «Яя»).

По Советскому Союзу

* Свыше 81 миллиона рублей внесли в
сберегательные кассы трудящиеся Ленин-
града за время Отечественной войны.
Только за три последних месяца внесено
свыше 7 миллионов рублей, из них около
полутора миллионов по выигрышным
вкладам.

* «По следам фашистского зверя»; до-
кументальный фильм производства Грузин-
ской киностудии, демонстрируется на эк-
ранах Тбилиси. Авторы фильма запечатле-
ли на плёнке потрясающие картины немец-
кого разбоя в районах Северного Кавказа
в период оккупации.

* Более 200 детских площадок создаёт-
ся на период полевых работ в районах
Кзыл-Ординской области Казахстана. В
одном только Казалинском районе 40 пло-
щадок обслужат 1.200 ребят. Для воспи-
тательниц оргавизованы семинары.

* Новый сахарный завод в Токмаке
(Фрунзенская область) выдал первые тон-
ны сахара из свёклы урожая прошлого го-

фашистской нечисти. Буду драться по-
ЕО до полной победы над вра-
гом».

»

Налёт советских самолётов
на Кенигсберг

В ночь на 11 апреля советокие самолёты соверигили
и бомбардировали военно-хозяйственные об’екты этого города.

пожары и взрывы.

Все наши самолёты вернулись на свои

Налёт немецкой а

налёт на КВенигоберг
Наблюлались большие

базы. -

АДЕНОМА я

виации на Курск

11 апреля немецкая авиация совершила налёт на г. Курск. Большая часть
вражеских самолётов нашими истребителями и отнём зенитной артиллерии была

рассеяна на подступах к городу. В город проник
которые беспорядочно сбросили бомбы, причинив

Есть жертвы. . é
В воздушных боях и отнём зенитной
Наши потери — 2 самолёта, летчики ко

— —

несколько самолётов противника,
е некоторый материальный ущерю.

артиллерии сбито 9 немецких самолётов:
торых спаслись на. парашютах:

Налет немецкой авиации на Краснодар

12 апреля немецкая авиация совершила наяёт на г. Враснолар. На толетумах
к городу вражеские самолёты были встречены нашими истребителями и мощным

огнём зенитной артиллерии. Проникитие в

сбросили бомбы н% жялые дома и причинили им разрушения. Военные

горох самолёты противника беспорятючно
06 ORTH

не пострадали. Среди населения есть убитые и раненые. Действиямя наших истре-
бителей и огнём зенитной артиллерии в тайоне Краснодара уничтожено 25 немец-
ких самолётов. Наши потери — 5 самолётов.

)

Помощь освобожденным районам

СТАВРОПОЛЬ, 12 апреля. (ТАСС).

помошь Ставропольскому краю в органи-

байджана получено 422 трактора и 45
автомашин? Узбекистан прислал `531 трак-

тор, Дагестан — 140 тракторов. Мяого

11 апреля, из Москвы Братские республики оказывают большпую  автомашин прибыло из Грузии и Армении.

В освобожденный край приезжают из

образом,   зации весенних полевых работ. Из Азер-  других областей СССР специалисты сель-

ского хозяйства. Многие из них уже ра-
ботают в колхозах, совхозах и МТС,

В Шадринеке плохо готовятся к севу

Шадринские
ранней весной.

— Незаметно для нас наступила весна—
сокрушенно говорит секретарь Шадринско-
го райкома ВКП(б) Емельянов.

Нетрудно догадаться, почему в Шад-
ринске так встревожены наступившим теп-
лом. Начать с того, что из 322 тракторов
в МТС района отремонтировано только
270, а добрая половина машин, вышедших
из ремонта, как показала проверка, нуж-
дается в повторном ремонте.

— Мы наметили привлечь к работе 5.000
коров, — повествует секретарь райкома
Емельянов. — Правда, подготовили всего
1.020, но что ноделаешь, коли люди туго
идут на это дело.

В прошлом году сев на полях Шадрин-
ского района, как правило, проводили
вручную. Пахали мелко, сеяли по стерне.
В результате многие колхозы вырастили

руководители недовольны

речисляя по фамилиям пахарей, которые бу-
дут участвовать в полевых работах, сказал:

— На пахоте не подведём. Землю всна-
шем и засеем лучше, чем в прошлые годы.
Такая у меня уверенность.

Совсем иначе на этом фоне выглядит
колхоз «Трудовик», соседствующий с «Но-
вой жизнью». Сельскохозяйственный ин-
вентарь полностью He отремонтирован,
сбруя не подготовлена, лошади на под-
кормку не поставлены. В прошлые годы
бороновали в один след маленькими семи-
зубковыми боронами. Нынче также не го-
товят двадцатиугольных борон с крючка-
ми так, как это добротно, по-хозяйски сде-
лано в колхозе «Новая жизнь». Почему
все это происходит?

Когда‘ комбайнера Косцова вызвали и
предложили занять пост председателя
колхоза, он робко спросил:

— А справлюсь ли? Ведь опыта у меня

тощие, мелкозёрные хлеба. Произошло это
потому, что, когда надо было выезжать в
поле, обнаружилась  неподготовленность
сеялок. Сейчас положение не изменилось.
Из 625 сеялок готовы только 297.

Руководители района эти, по их выраже-
нию, недостатки в подготовке к весне об’-
ясняют «трудностями военного времени».

— Положение у нас трудное. Война! —
вторит секретарю ‘райкома председатель
райисполкома Дегтянников.

И оба руководителя вместо того, чтобы
мобилизовать колхозников на преодоление
трудностей, сокрушённо разводят руками.
А в районе есть ведь колхозы, образцова
подготовившиеся к севу. Возьмите, напри-
мер, колхоз «Новая жизнь». ,

— У нас готовы к весне все плуги,,.
сеялки, бороны, — рассказывает предсела-
тель т. Шуплецов. — Привели мы в поря-
док и сбрую. Наш колхозный шорник
Братцев, несмотря на свои 67 лет, 40 ком-
плектов сбруи сам приготовил. Не найдёте
у нас и ни одной лошади побитой. Наши
молодые ребята прямо чудеса творят.

Шуплецов воспитывает молодых и старых
колхозников в духе непримиримости к ле-
ни; разгильдяйству. Вам в колхозе с гор-
достью расскажут о 16-летнем Александре
Деулине и о 15-летнем Владимире Дружи-
нине, которые в прошлом году, работая на
бороновании, в 3—4 раза перевыполняли
нормы. Вас познакомят с 17-летним Алек
сеем Лопатиным, которого уважает вся де-
ревня, потому что никто так не пашет,
как он:

Мы присутствовали на артельном собра-
нии, когда обсуждалось постановление
Совнаркома СССР и ЦК ВКП(б) о госу-
дарственном плане развития сельского хо-
зяйства на 1943 год. С какой активностью
и деловитостью намечали люди план ор-

да. К концу лета намечено закончить
строительство в Киргизии ещё двух сахар-
ных заводов.

ганизации полевых работ,
людей по бригадам! Бригадир полеводче-
ской бригады Рыбин Иван Андреевич, пе-

распределяли

нет, впервые придётся управлять артель-
ным хозяйством.

Ему директор Понькинской МТС Таска-
ев ответил:

— Берись за дело, Косцов. Мы тебе по-
можем.

Обешал помочь и председатель Красно-
мыльского сельсовета Антропов.

— Не бойся, — сказал ему также пред-
седатель райисполкома Дегтянников.

Но никто ни в чём не помог. Выдвинули
Косцова и забыли. А это за короткий
срок — пятый председатель в колхозе,

За столом, где мы беседовали с Косио-
вым, сидели две комсомолки — счетовод
колхоза Таня Шуплецова и молокосбор-
шина Мария Гневашева. Они ‘вмешались в
наш разговор. -

— Много: хороших ребят у нас, — сказа-
ла Таня. — Такие бы дела творили, кула
лучше, чем деулинские ребята, но на нас
махнули рукой. Секретарь райкома комсо-
мола заезжает только в колхоз «Новая
жизнь», к нам он дорогу забыл. Секре-
тарь райкома партии едет туда же. Дирек-
тор МТС проносится на лошадях мимо нас
и держит путь к ним же, а ведь там ком-
сомольцы, молодёжь, старики хорошо pa-
ботают ибез того дружно ведут дело. Нас
бы встряхнуть, подсказать, научить, что
делать. Так нет. Секретарём комсомоль-
ской организации у нас учительница Хиг-
PAK, но уже пятый месяц мы её у себя не
видим, газет не читаем. И все говорят
нам: «Вы отстающие, вам сколько ни по-
могай, пользы не получится».

То, что происходит в колхозе «Трулдо-
вик», не редкое явление в районе. Сказы-
вается негодный стиль районного руковод-

ства колхозами.
А. СЛАВУТСКИЙ,
соб. корр. «Известий».

(По

ШАДРИНСК,
телефону).

Курганская область.

Сердце зероя

В прифронтовых городах давно  при-
выкли жители к смене военных посто-
яльцев, из которых одни стали добрыми
друзьями и другие — родными людьми.
Война — это великое поле разлуки — вме-
сте с тем и сближает людей, сокращая
срок распознавания человека, и уже не
удивляешься, проезжая в третий раз зна-
комый прифронтовый городок, что оживлен-
ный мальчишечка бежит навстречу шоферу:
«Лядя Миша приехал!» и. что хозяин об-
стоятельно, как и полагается сроднивше-
муся человеку, расскажет о случившихся
семейных делах. Е

После длинного путевого дня и ветра, и
сырости марта увидели мы в синеве су-
мерек знакомый городок и заранее порадо-
вались тенлу и крыше. Всё, начиная от
лампы с уютливым потрескиваньем налито-
го в неё горючего до семейных фотогра-
фий в огромной раме — история семьи, ка-
залось, в наглядном приближении была
рассказана здесь, — все было знакомо, и
я знал уже портрет хозяина молодым — в
сюртуке, и жены его — в белом подвенеч-
ном платье, и детей во все возрасты... Но
в этот раз в угол рамы была воткнута
бумажная роза — как-раз под фотографи-
ей младшего сына Павлика, всю жизнь
которого от младенческих лет до механи-
ка на маслобойном заводе можно было
прочесть в последовательных фотографиях,
и роза означала, что Павлик погиб.

Павлик Корягин погиб несколько месяцев
назад. и о его гибели семья, оказывая
гостеприимство очередному проезжему, слу-
чайно ‘узнала от хмурого и молчаливого

капитана Орлова.

Свыше года вазад,; когда немцы подо-
шли к окраине города и бой шёл уже на
кирпичном заводе, Павлик вызвал отца
ночью во двор. Город в зловещей тишине
выжидания был нем и мертв, сровно HH-
когда не жили в нём люди, и только там,

за городской чертой, в холоде пустого по- лонна и где находится командир автобатальо-

на. Солдат, бывший лифтёр дамского кон-
знакомой  фекциона, всхлипывая и проклиная войну,
если

ля ешё шёл ночной бой.
— Вот что,‘ папаша, — co
твёрдостью сказал Павлик отцу,

допытываться кто будет про нас, —

скажите, пропали,

мол/ без вести Па- ший пункт назначения

вел Корягин и Яша
чего о них вы не знаете. А мы, может,
недалёко уйдем...

хорошо понимаете.

Он нащупал в темноте руку отца, пожа
её на прощанье, и Павлик Корягин, меха-
ник с маслобойного завода, и Яша Мель-
ницын, диспетчер на железной дороге,
комсомольцы и ровесники, ушли в черно-
ту зимней ночи. К ‘утру немцы про-
никли в город со стороны кирпичного
завода и железнодорожной станции, и го-
род’ узнал смертную тоску и гибельное
 окаянство убийства и разрушения.

а пока слова нашего не пять
скажем — не вернемся, и вы это, папаша,   каждый в отдельности должен был повто--

л щадным и не жалеть своих сил,

В Шумове к Корягину и Мельницыну
присоединилось пять человек из комсо-

двадцатилетним опытом механика. Кроме
Toro, OH успел зарыть в землю несколько

ии именсньлисинниииии етики eee eee ИЖЕ ЕЕ ни

под’езжала серая машина с флажком, и
Павлик Корягин знал теперь в лицо ко-

мольского актива, в грузовике с пробиты- бочек с бензином и лигроином. Зимней но-   менданта, но ни подойти к нему близко, ни

ми колесами оказалось оружие, и часть

Мельницын... и ни- его хорошо спрятали в лесу. Теперь Пав-
и лик Корягин выстроил на лесной поляне

присоединившихся комсомольцев, и
рить слова присяги: «Клянусь быть беспо-
и выпол-
нять любой приказ командира». Присяга

была короткой, но она означала, что люди

оба не случайно присоединились к ним и что

каждый связан теперь друг с другом
клятвой. Три часа спустя, всемером они по-
дошли к Бегунам со стороны прибрежных

зарослей, и в Бегунах — точно — между
деревьев и в колхозных дворах стояло
много замаскированных машин, и, можно

было предположить, что именно здесь на-

Два дня спустя, подвечер, в селе Ма- ходится командир автобатальона.

лый Колодезь, в двенадцати километрах
от города, остановилась на ночлег ко-
лонна немецких машин. Это были большие,
темносерые крытые, с тупым коротким
радиатором грузовики. Шоферы и несколь-
ко человек из сопровождавшей охраны
разместились по. избам, и у в’езда и вы-
езда из села поставили часовых. Крайний
пост часового был у выселок, возле оди-
нокой избы на бугре, месте ветреном и
неприютном. Часовой облюбовал большую
дуплистую иву, у ствола которой’ можно
было укрыться бт ветра, и здесь Павлик
 Корягин и Яша Мельницын в беззвучной
тишине ночи пробили ему череп шкворнем:
‘это было единственное их оружие, Теперь
они захватили автомат с полной обоймой
и еше запасную обойму и тесак.

Из села Малый Колодезь они ушли но-!
чью и на другой день на лесной глухой
дороге между Полозовскими  Дворами и
Шумовым пробили очередью задние коле-
са отставшего от колонны грузовика и в
  перестрелке убили шофера и захватили
‘живым сопровождавшего солдата старшего
‘срока. Солдата они привели в село Шумо-
 во и через местную учительницу, знавшую
немецкий язык, опросили, куда движется ко-

клялся, что место нахождения команлира
ему неизвестно и“он знает только ближай-

ной

де
основного — взрывчатых веществ,
НИК,
лом с подрывом
— деревню Бегуны.   Павлику Корягину всего себя со своим   лое небо, К дому,

Один из комсомольцев, Гриша Ярощук,
у которого в Бегунах была замужняя се-
стра, ушёл на разведку в деревню. Он
пробрался огородами, нашёл сестру и от
ребятишек узнал, что офицер помещает-
ся в колхозном клубе. Погода была вет-
реная и скоро стал падать мокрый снег.
Когда закрутила метелица и сплошной си-
ней мутью начали нарастать сумерки, Яро-
щук провёл Павлика Корягина и Мель-
нинына к колхозному клубу, а остальных
к трем большим замаскированным автоци-
стернам. Взрывом цистерны от брошенной
слишком близко гранаты один из комсо
мольцев был смертельно обожжен, от взо-
рвавшейся цистерны взорвались две дру-
гие, и Павлик Корягин и Мельницын ус-

пели тоже бросить гранаты в окна клуба. ,

Потом все бежали, задыхаясь в липком
снегу метели, обратно к прибрежным за-
рослям, и это было первое боевое дело.

Из Бегунов, которые немцы после взры-
ва цистерн намоловину сожгли, к отряду
присоединилось ещё тринадцать человек,
среди них механик  машинно - трактор-
станции и несколько подростков,
оставшихся без родителей. В глухой лес-
ной деревне жёны красноармейцев на-
ладили выпечку хлеба, и теперь в отря-
были хлеб и оружие, но. не. было
Меха-

чью втроем с Павликом Корягиным и
Мельницыным на участке железнодорож-
ного пути, плохо охраняемом немцами, им
удалось развинтить несколько рельсов, и это
был первый эшелон, который сумели они
пустить под откос. Теперь они стали бо-
гаты — у них были тол и боевые припасы,
и первый самолёт «У-2» нашёл вскоре по
выложенным знакам лесную поляну, и
только Павлик Корягин и Яша Мельни-
цын могли вспомнить, как в чёрную ночь
ушли они вдвоём из родного города, не
имея ничего, кроме шкворня, и лишь нена-
висть и стойкость души вели их к цели.

Из родного города, где Павлик Корягин
простился ночью с отцом, немцы угнали
много близких ему людей и товарищей, и
Павлик Корягин узнал, что они угнали
младшего его брата Александра и сестру
Таисию. В городе всё было опустошено, и
пробравшийся из города фельдшер Тряпи-
цын рассказал, что ночью страшно кача-
ются на площади Свободы трое повешен-
ных, что в городе нет ни одной семьи, из
которой не был бы кто-нибудь угнан или
опозорен. или убит, и что комендант горо-
да—лютый и безжалостный зверь. Вечером
Павлик Корягин собрал людей отряда и
сказал им: «Мы с Яшей Мельницыным
должны отомстить за наш родной город.
Может быть, из наших семейств никого и
в живых не осталось, но дело сейчас не
в этом. Нужно убить коменданта города
за все его сволочные дела, и мы это сде-
лаем, я и Яша Мельницын».

И они ушли ночью вдвоём в родной го-
род. На второй день они пробрались в не-

го со стороны кирпичного завода, откуда в

свое время вошли в него немцы. Город
был завален грязным снегом и наполовину
разрушен, и под зимним ветром гремело
железо сорванных крыш. Комендант горо-
да помещался” в здании бывшего Дома
колхозника, и‘там стояли часовые. Только
издали увидел Павлик Корягин ‘родной
дом —он был нем и глух, и казалось, что
в нём не осталось никакой жизни.

Два дня они скрывались в полуподвале
бывшей керосиновой лавки. Здесь земляной

восхищённый ловко сработанным де-
автоцистерн, предложил

пол жирно пропитался керосином, и сквозь

‘вающим

встретиться вплотную не удавалось. На
третий день, когда серая машина стояла у
«Дома колхозника», Павлик Корягин по-
дошел к часовому, показал ему длинную
бумагу с печатями —это был акт об утеч-
ке, который нашёл он в керосиновой лав-
ке — и стал требовать, чтобы часовой про-
пустил его в дом. Часовой не понимал и
сердился, и вэту минуту из здания бывше-
го «Дома колхозника» вышел комендант и
захотел посмотреть бумагу. Часовой подал
ему бумагу, и Павлик дважды наугад вы-
стрелил в коменданта, не вынимая писто-
лета из кармана, чтобы его не успели схва-
тить за руку. Пули на уровне руки в кар-
мане пришлись в пах коменданту, и тот
упал, но застрелиться Павлику не удалось,
ий он был повален и схвачен. Яша Мельни-
цын видел, как его ударил в грудь солдат
и повалил, и это была гибель Пав-
лика Корягина в родном городе, рядом
с домом, где, может быть, жили ешё его
близкие, так ничего не увидевшие и не
узнавшие.

Только полгода спустя рассказал Яша
Мельницын прилетевшему на «У-2» в пар-
тизанскую сторону капитану Орлову о
жизни и смерти Павлика Корягина и по-
казал ему его портрет, опознанный Орло-
вым в раме с семейными фотографиями. Но
главное было в том, что за Корягина
комсомольцы хорошо отплатили: у них бы-
ло теперь на счету четыре сваленных под
откос . эшелона и взорванный мост через
реку, и это. значило, что жизнь Павлика
Корягина не кончилась и что иногда
смерть означает только возвращение, жиз-
HH.

Желтая бумажная роза была воткнута
теперь в угол рамы, где фотографии пере-
числяли ‘ недолгую жизнь комсомольца,
ученика’ ФЗУ; механика на маслобойном
заводе. и партизана Павлика Корягина. И
полуподвальная эта квартирка с потрески-
горючим в лампе и сиротством
когда-то’ налаженной жизни, и веерами се-
мейных . фотографий в раме была как бы
переполнена теперь тем богатством, какое
на самых разрушительных дорогах войны
приносит несогнутая и упорная душа чело-

провалившуюся крышу вилно было тяже-
где был комендант,

века.
Вл. ЛИДИН.