“>

ЧЕТВЕРГ, 13 МАЯ 1343 г, № 111 (8104)

Учимся, воюя

Гвардин подполковник А ШЕРСТНЕВ
командир Н-ской гвардейской части о

В первый раз натна часть приняла уча-
стяе в наступательных боях против неё-
мецко-фашистских войск почти через пол-
тора года после начала Отечественной!
войны. Готовясь к этим боям, мы изучили!
опыт ВОЙНЫ, накопленный передовымн ча-
стями Красной Армин, сумевшими в труд-
ных условиях нанести ряд сильнейших

ударов но врагу, И всё же после первого’

боя, которого с таким нетерпением ожидал
весь ЛИЧНЫЙ состав части, мы убедились, !
что нам ешё многому надо учиться.

Бойцы и командиры в этом бою прояви-
ли исключительную самоотверженность и
героизм, но задачу, поставленную перед
HaMH командованием, мы всё же не вы-
Полнили. т

В чём же заключались наши слабости?
Участок, на котором, нам пришлось вое-!
вать, был занят протявником вскоре после
качала войны’ и превращён немцами в
сильно укреплённый район, богато насы-
шеяный огневыми средствами. В траншеях
олнога отбитого нами у немцев небольшо-
го рубежа, протяжением не более 600—
700 метров, мы захватили более 50 став-
ховых пулемётов. Но не только отонь
противника помешал нам выполнить зада-
ние командира соединения. Главное заклю-
чалось в том, что мы недооценили развед-
ку. значение которой неоднократно под-
чёркивал товарищ Сталин. Заняв перед
атакой исходный рубеж, мы не имели
точного. представления о находящемся про-
тив нас противнике и были серьёзно на-
казаны за эту ошибку. Когда один из на-
ших батальонов после окончания артилле-
рийской подготовки поднялся в атаку, ему
пришлось до переднего края противника
пробежать по открытой местности расстоя-
ние почти вдвое большее, нежели мы
предполагали. В итоге атака сорвалась.
Ещё более грубой ошибкой было непра-
вильное построение боевых лорядков. Hx
густота приводнла к тому, что вторые
эшелоны её до вступления в бой под-
зергались воздействию огня противника.

Всё это были серьёзные промахи, но,
осознав их, мы кашля пути ях преодоле-
ния. От нас, командиров, требовалось од-
но — научиться распоряжаться своими под-
разделениямя. так, чтобы при минимальных
потерях нанести наиболее чуВтвительный
удар по врагу. ` ;

Получив новое залание командования я
обобщив накопленный в боях опыт, кряти-
чески осмыслив его, мы уже по-иному ста-
ли готовиться к предстоящим схваткам.

Мы знали, что нам в условиях зимы
придётся форсировать реку с крутыми, от-
крытыми берегами. Тзательно  разведаз
местность, мы стали производить учебные
занятня в обстановке, наиболее прибли-
женной к будущим сражениям. К кониу
занятий мы постигли TOTO, что вся часть
вместе с пулемётами, мияомётами и артил-
дерией форсировала реку в течение 5—6
минут. Мы научили наших людей втаски-
вать материальную часть на крутой берег,
преодолевать трудные барьеры, снежные
завалы, залитые водой валы. На вооруже-
нии части появились верёвочные  лестни-
цы, кушаки, альпенштоки. Всё время мы
неустанно зели разведку, ежедневно про-
веряя наши сведения о противнике.

Вот, наконец, наступил день боя. Ещё
не смолк голос орудий, обрабатывазших
передний край противника, а наши людя
уже пошли вперёд. Смело под огнём про-
тивника геодолевая реку, подразделения
вступили в непосредственное соприкосно-
вение с противником. Бон на этом участ-
ке были ожесточённымая. И всё же по-
ставленную перед нами задачу мы решили
полностью:

В этом бою наши командиры показали,
что они выросли, научились трезво облу-
мывать создавшуюся в бою обстановку и
быстро находить слабые звенья в системе

обороны противника. Капитаны тт. Соба-
кин-и Пономарёв в ходе операции убеди-
лись, что ранее намеченный план по за-
хвату населённого пункта не может быть
нми выполнен, если не будут отсечевы
позиции противника на соседнем ‘участке.
Правильно распределив свои силы, они
атаковали немцев в пункте Н. и захватили
его. Этим они не только ускорили выпол-
нение поставленной церед ними задачи,
но и помогли продвижению соседей слева.

Бой за овладение пунктом М. длился
несколько дней. Он nomen был завер-
шиться решительной атакой, которая была
намечена нами Ha спределённое время.
Приблизительно за час до этого срока
мне неожиданно позвонил капитан Соба-
кин:

— Разрешите доложить: я отдал приказ
наступать.

— Почему? В чём дело? — спрашиваю я
Собакина, которого всегда знал, как очень
исполнительного и аккуратного командира.

— Обстановка этого ‘требует, товариш
подполковник.

Ведя неустанное наблюдение за против-
ником, тов. Собакин заметил, что немцы
проявляют нервозность и з.суетливость.
Естественно, в таких условиях нельзя бы-
ло терять ни одной минуты. И тов. Соба-
кин проявил необходимую для команпира
решительность, отдав приказ наступать
раныие установленного командованием сро-
ка. Он хорошо понял, что опередить про-
тивника—значит приблизить победу. Мень-
ше чем через час тов. Собакин доложил,
что он занял последние артиллерийские
позиции противника. Пути отхода немец-
кого гарнизона были отрезаны.

От боя к бою растут наши люди, ра-
стёт в них уверенность в своих силах.
Они учатся бить протнвника там, где он
меныне всего ждёт удара. В одном из
последних боёв нам предстояло взять одну
деревню. По условиям местности предва-
рительный план составили с такям раечё-
том, что основной удар наносится в цен-
тре высоты К. Олнако ход операнни опро-
кинул наши предварительные расчёты.
Внимательно следя за ходом боя, мы уви-
дели, что соседу слева раньше нас’ уда-
лось пробить брешь в обороне противни-
ка. Воспользовавшись успехом наших то-
варищей, мы ввели в образовавшийся про-
рыв два наших подразделения, которые
ударили по высоте с тыла, где их меньше
зсего можно было ожидать. Высота была
взята, и путь к опорному пункту против-
ника открыт. ,

Изучая первомайский приказ товарища
Сталина, мы хоропю видим, что нам ещё
многого нехватает. И сейчас, каждую мя-
нуту используя для учёбы, мы стремимся
преодолеть имеющиеся у нас недостатки.

Мы ‚учим бойцов тому, чтобы во время
атаки, входя в соприкосновение с против-
нихом в глубине его расположения, они
вели непрерывный огонь, не прекращая
его даже во время перебежек. Уже пер-
вые занятяя показали, что меткость отня
от этого не снизилась.

Приказ товарища Сталина влил новую
струю в нашу боевую учёбу. Командиры

занятиям, повысились ответственность и
требовательность к подзинённым. Раныше
некоторые из командиров, прихоля на так-
тические учения, ставили задачи и этим
ограничивались.. Теперь же ‚руководители
тактических занятий всё время следят за
их ходом, усложняют задачи, приучая ко-
мандиров подразделений к быстрому. при-
нятию решений, к. находчивости.

Мы ‘учимся, воюя. Впереди у нас тяжё-
лые бои с гитлеровскими бандитами. ‘От
каждого из нас потребуются огромная вы-
держка, железная стойкость. Мы   этому
научились, неустанно совершенствуя Н
обогащая свои энания и опыт.

Немцы зверски истребляют пленных красноармейцев

КАЛИНИНСКИЙ
(Спецкор - ТАСС).

ФРОНТ,
Нанм ° бойцы,

12 мая. облиты горючей жидкостью и сожжены.
заняв! Вое трупы имеют следы варварских пы-

населённые пункты Чернозём, Хлопково и ток. У пяти вспороты животы, у многих
Разинки, обнаружили 74 трупа красноар- видны резаные раны, у 12›отрублены ко-

подразделений стали лучше готовиться

мейцезв и командиров, зверски замученных! нечности, а у трёх рассечены черепа и вы-
немецко-фашистскими палачами. 33 трупа колоты глаза. Много трупов заминировано.

Академик Александр БОГОМОЛЕЦ
Президент Украннской Академии наук

ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ

Автоматчики
нунвте.

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ.

ведут бои в паселённом

подразделения, где командиром тов. Тучин,

Фото С. Panopra.
{

Юноша из Люксембурга

— На\ф, только не по-немецки! Может
‘быть, вы говорите по-франиузски или по-
датски?

Эта. просьба кажется странной в устах
человека, одетого в серую ‘форму немецко-
го солдата и носящего явно немецкие имя
‘и фамилию — Генрих Вагнер.

— Какой же ваш родной язык?

— Ни один из этих трёх, — отвечает
плевный. — Мой родной язык — люксем-
бургский, В нём встречаются слова из
всех этих языков, но произносятся они по-
другому. Дома co своим отцом и невестой
я говорил только по-люксембургски...

Мы неправильно назвали Генриха Вагне-
ра пленным. Он пришёл к нам сам, в
тёмную безлунную ночь, обманув бдитель-
ность немецких дозорных, принёс с собой
винтовку и две круглые немецкие гранаты.
Перелавая их нашим бойцам, сказал:

— Я хотел притащить с собой ешё ry-
  лемёт нового образца, но не смог, он ока-
 зался слишком тяжёлым. А мне надо было
ползти под’ проволокой...

—- Расскажите, как вы попали в герман-

скую армию?

На бледном лице юноши появляется ру-
мянец волнения и гнева.

— Как я туда попал? Но разве вы не
слышали ‘0 том, как они нас насильно за-
брали и какое волнение это вызвало в на-
шей стране? Всеобщую забастовку, рас-
стрелы, массовые аресты! Я был как-разв
числе тех первых двух тысяч новобранцев,
из-за которых всё это случилось.

И перебежчик начинает рассказывать
всё по порядку.

— О том, что немцы хотят нас призвать
в свою армию, мы узнали неожиданяо из
речи их гаулейтера. .

Густав Симон — зовут эту обезьяну. Не
знаю, кто первый дал сигнал. Призыв К
всеобщей забастовке передавался шопотом
из уст в ‚уста: <«Нроклятые, пруссаки заби-
рают наших парней. Не допустим этого!
Завтра никто ие выходит на работу». Од-
на за другой прекратили работу фабрики,
закрылись магазины, остановились поезда и
трамваи. Немцы `рассвирепели. Начались
массовые аресты. В поисках зачинщиков
они хватали людей прямо на улице.
каждый день, в каждом городе и местечке
расстреливали по нескольку самых ува-
жаемых граждан. Так продолжалось пять
дней. Они предупредили, что лишат всё
население продовольственных карточек.

Постепенно люди стали возвращаться на
работу, но, когда наступил день нашей от-
правкн в Германию, все родители захотели
провожать своих ‘сыновей до самого Люк-
сембурга. Немцы испугались демонстрации
и во многих городах не пустили провожаю-
щих в поезда. С другой стороны, они хо-
тели, чтобы всё выглядело так, как будто
ничего не случилось. На вокзалах оркест-
ры играли военные марши. Здоровенные
немецкие девицы из союза фашистских
девчонок принесли нам цветы и папиросы.
Но наши парни тут же на их глазах вы-

riot

Увранна moma сделать выбор weeny
тремя соседними державами:  Герованией,
Польшей и Россией. С кем же из них

брасывали все эти подарки за окошко £9}
словами: «Мы ничего не хотим принимать
от немцев!»

Что творилось тогда на вокзале! Неиз-
вестно откуда’ появились запрещённые
трёхцветные флаги, и звуки наших нацио-
нальных песен заглушали немецкие марши.

Когда мы приехали в Люксембург, нем-
цы захотели провести нас с музыкой по
городу, но мы сорвали эту затею. Как
только нас выстроили, часть новобранцев
запела национальный гимн.

В сопровождении нескольких немецких
солдат нас стали отводить на вокзал не-
большими партиями. Там нас уже ждал
прибывший из Германии поезд. У всех
станционных дверей и возле вагонов стоя-
ли немецкие часовые.

Нас разместили в казармах около Берли-

Немецкие офицеры сразу же запретили
нам говорить между собой на люксембург-
ском наречии, потому что немецкие солда-
ты нас не понимают и не могут узнать, о
чём идет разговор. Мы же говорили толь-
ко 0б одном, что не хотим быть солдатами
германской армии и воевать против рус-
ских и англичан. Немцы это поняли и
рассовали нас но разным частям. Несколь-
ко раз они грозили нам переводом в
штрафную роту или даже расстрелом.

Здесь, на фронте, — рассказывает далее
перебежчик, — немцы нарочно держат
люксембуржцев подальше от переднего
края, чтобы они не перебежали к русским.
Большинство находится во втором эшело-
не, около лошадей, но мне повезло, я по-
пал в пулемётную роту.

— О своей ненависти к немцам юноша
готов   говорить, не умолкая. В последние!
недели он получал из дому письма, кото-
рые укрепляли в нём эту ненависть. Гит-
леровцы стали применять новый способ
расправы с населением маленькой непо-
корной страны. Они начали высылать всех
«подозрительных», независимо от возраста
и профессии, в оккупированные ими рус-
ские области. С собой разрешают брать
только самое необходимое. Имущество
всех изгнанных поступает в немецкую каз-
ну. Среди них оказался, между прочим,
известный люксембургский певец, Билля
Паукси, вина которого состояла в том, что
он отказался петь в немецкой опере.

— Но этим они ничего не добьются, —
уверенно говорит Генрих Вагнер. — По
сравнению с Германией Великое Герцог-
ство Люксембургское — совсем крохотная
страна. Но стойкости у нас больше, чем
у них!

Все люксембуржцы думают только о
свободе ин налеются на скорую радостную
встречу в полностью  освобождённом от
врага нашем любимом Люксембурге.

Р. ПЕРЕСВЕТОВ.

ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР _

Налеты нашей авиации на железнодоронные узлы,
` автоколонны и аэродромы противника

11 ив ночь на 12 мая налца авлашия крупными силами пренавела налёты ва
железнодорожные узлы и сланции — Днопропетровок, Полтава, Брянев, Харьков,
Орёл, Красноград, Лозовая, Барвенково, Мненск, Карачев, Людиново, Ярцево я Еру-
гие. Одновременно наши самолёты бомбарлировали на шоссейных дорогах автоколон-

ны противника.

В результате боевых лействий нашей авиации уничтожено и повреждене бель-

ное число железнодорожных эшелонов и

азтомашин противника с ваеннымия груза

ши. На железнодорожных узлах Днепропетровек, Полтава ч Брянск паблюдалиеь

сальные взрывы составов с боеприпасами

х воинских складов.

Налиа авиация уопепеню бомбарлировала также ряд немеценх аэродромов.

‚ Оружие для фронта

В эти дни коллектив каждого пред-
приятия взвептивает своп возможности и
намочает реальные пути  дальнейнего
увеличения производства, чтобы достойно
ответить на первомайский приказ това-
риша Сталина.

За минувшие 4 месяца 1943 года
наш завод по сравнению ¢  соответ-
ствующим периодом 1942 года увеличил
выпуск боевой продукции более чем в
2 раза. 3a 4 месяпа было дано сверх
плана вооружения для ‘нескольких азна-
пионных и чехотных дивизий. Себестон-
мость продукции за это время снизилась в
1,7 pasa, а  пронзволительность труда
увеличилась на 75 процентов.

Интересы общенародной войны против
немецко-фаптистеких захватчиков  тре-
буют от нас нового напряжения, нового
роста производства. До сих пер мы
справлялись CO своими, замачами благо-
даря удачному сочетанию старых и MO-
лодых кадров, благодаря техническому
соверптенствованию производства. В ко-
фоткие сроки был у нас пересмотрен тех-
нологический процесс по ряду изделий,
и это дало возможность сократить в два
раза промаводственный цикл их изготов-
ления. Время на обработку основных из-
делий снижено на 41 проц. и по BOBBIN
зилам баевой продукции на 24 процента.

Накопленный нами опыт позволяет
успеньню решить новые, более сложные
задачи. К тому же и возможинести нашя
выросли. Мы ввели в эвеплозтапию ди-

тейный цех, и теперь Fee стальное
`литьв получаем на месте. Мы отказахись
  от услуг ранее кооперированных е нами
  прехприятий — детали и многие виды
полуфабрикатов ‘получаем у себя,
Повьшшая KYABTYPY производства, вне»
pad ps ортанизационно-технических
  мероприятий, завод. прочно стал Ha HOTE
 и перевышолняет программу на протя-
  жении последних восьми месяцев, Кол-
Глектив завода  добилея равномерной ра-
боты по суточному графику.

Первомайский приказ товаряша
Сталина вызвал на заводе могучий пат-
риотический нод’ём. Горя желаетем бы-
стрее разгромить ненавистного врата,
кан коллектив принял  обязалельство
досрочно выполнить  полугдевую пр9-
трамму и дать сверх плана в фонд Глав-
кого Командования Красной Атаити стрел-
кового вооружения для оснащения несволь-
ких пехотных и авиационных полков.

Копктрукторы и технололи в тесном
сотружестве с передовыми  производ-
ственниками неустанно совершенствуют
виды изделий, упрощают узлы и меха-
низуы с тем, чтобы ещё болыше сокра-
тить производственный цикл, повысить
их эксплоаталионные качества,

`Мы торты сознаняем, что даём фрон-
ту боевое оружие высокого качества. В
отвот на приказ товарища Сталина наш
коллектив изо дня в день будет узели-
чивать выпуск вооружения.

Директор завода Ф.

ГОРОД Н.

ЧАРСКИЙ.

Лучитие угольные участки комбината Тулаутоль

ТУЛА, 12 мая. (По телеф. от саб. Kopp.)-
Широко развернули социалистическое со-
тульских

ревнование угольные участки
шахт. Победителем в апреле вышел уча-
сток Петра ‘Гордеева на шахте № 8 тре-
ста «Шекинуголь».

Участок Гордеева выполнил
план добычи угля на 144,5 проц. и пере-

дал в особый фонд Главного Командования

Красной Армин свыше 2.000 тонн угля. За-
дание по пройзводительностия труда реали-
зовано на 126 проц. Образцово работает
участок и в мае.

-Среди подготовительных участков пер-
венство завоевал участок Куроедова шах-
ты № 3 Черепетского  шахтоупразления.
Он дал наивысшую проходку штреков в

в апреле

Тульской области, выполнив план подгото-
вительных работ на 124,2 проц. Этот уча-
‘сток добился также самой высокой в бас-
сейне производительности труда.

Замечательно работали в апреле также
участок Федоркова на Болоховской шахте
‚№ 18, участок Картунова на Болоховской
шахте № 16, участок Кобзева на Боло-
 ховской шахте № 20, участок Ивлева на
Шекинской шахте № 2, участок Кондра-
тенко на Шекинской шахте № 16 и ряд
других.

Новым трудовым под’ёмом и ешё более
мощным развёртыванием сопиалистическо-
го соревнования отвечают тульские уголь-
шики на первомайский приказ товарища
Сталина.

Индивидуальные огороды
ленинградцев

ЛЕНИНГРАД, 12 maa.
обрабатывают этой весной под
видуальные огороды трудящиеся Ленин-
града. Массовые выходы на огороды про-
водят ленинградцы в выходные дни. Науз-
ные работники Ботанического
Академии наук СССР прочтут ряд лекций
об индивидуальном огородничестве — 0
выкадке рассады огородных культур, вы-

(По телеф. от
co6. корр.). Свылше 2.000 гектаров земли
инди-

института

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ. ращизании помидоров и т. д.

Вот почему украинский народ сделал   шая творческая работа из гатантах
окончательный выбор и решил
тому ‘назад закаючить государственный и в сотнях вновь созданных научночис-

25 лет инской индустрии, в сельском хозяйстве

Советская Украина и украинско-
немецкие националисты в Канаде

Украннский народ, ведущий  гереиче- 1918 году сытраяа  пронемецкая Цент-   правной нацией. Союз с Германией
скую борьбу ¢ немецкими трабителями,   ральная рада.
хорошо знает свонх друзей и вратов. Ук-  Украины. Её соглапеняе
своих было сигналом для

раинский  нарох горячо любит

Морда заключить прочный cows Yxpa-
ина?
Для того, чтобы юеюз был прочным,

союзниками взанынюге уважения, необхо-
чтобы украинцев равно-
в
хобихась
с
начала

Она отделения   ху этого абсолютно исключается для
Германией Украины, так как немцы и 5 эпу войну

вторжения   показали, что они не только не уважалот

братьев — украницев, живущих в Каназе,  австро-немецких войск в феврале 1918   украянцев, а презирают их, Kak ‹«яиз-

которые вместе с всем канадским ва- года в Украину для её оккупации.

родом прилагают все усилия к сжоерей-

шему разгрому общего врага всето про-   разогнали
грессивного человечества —— гитаеризмз. её новым немецким

С тем болышам недоумением встретя-
ли общественные ‘круги Советской Укрз-
HHH сообщение канадской прессы 6 TOM,
че в Канало существует особый «Ук-

раянский кзнадский комитет», ^ который   ия по угнетению и

не только воображает себя представите-
лем украинского народа, не и позволяет
©бе говорить OT © имени с прави-
тельством Каналы, якобы выражая чаа-
ния украинского народа,

«Украинский ванадокий комитет», 00-
стоящий из кучки  пронемецких Уукра-
инских сепаратистов, заявляет, что Ук-
раинны якобы желают иметь «сепарат-
ное независямое украинское государство
в Европе». :

Значит, каналекие сепафатисты хотят
прежде всего, чтобы Советская Украяна
расторгла нынешний союз © русским, бе-
лорусским и другими народами
выделилась в отлельное государстве.
хотят далее, чтобы, отделявшиеь

СССР, Советская Укрзина ликвидировала жавы.
COCP против 06- харствах
его втага, лишила бы себя и наролы таретво,
оказы-   от своих д
таким   агрессивной Германии? Чтобы

елиный фронт нарохов

CCCP той помощи, которую они
эают друг другу, и ослабила бы
образом как себя, так и СССР.

Нетрудно понять, Что TOIHKO
тели могут предлагать подобный

‘устроения Украины.

Разтоворы © «сепаратной независимой
Украиие» — не новость для  УБра-
инского народа. Эти разговоры уБраян-
ско-немепкяе националисты  подымают
пря каждой попытке фашистской Герма-
нил ззхватить и превратить в свою ко-
зовию Украину.

У нае есть печальный опыт огделе-
вм Украины от России. Это было В
1918 тожу. Увраюнский mapox хорошо
помнит предзтельскую роль,

ССР и  средаие независимые государства не
бня   состояния 3
от  перед натиском великой агрессивной дер-   ции, котла парься фусский ‘имиюриализм

ори средних размеров должно. войти B тесный перед друпими нажилии, ‘— эжесь
союз с соседней великой свободолюбивой  надии разноправны. Здесь нет больше и

в   дерство comapos.

0х-  шую расу», и стремятся к истреблению
нако уже в апреле 1918 года немцы   укралнского населения, чтобы таким 00-
Центральную раду и заменили   разом очистить для себя богатыю украян-
ходопюм, бывигим  свие земли. В союзе с Германией Украи-
пареким генералом Скоропадеким — ма-  ну ожидало бы работво и онемечению.
рионеточных гетманом Украины. Ках  He зучше obcrauT дело и © вомож-
Пентральная рада; так и Скоропадекий   ностью заключения союза с другим ©0-
фактически оказались немецками атента-   селом Украины —- е Польшей.  Правя-
ограблению украин-  щие круги Польши и сейчае me скрыва-
ского нарола немцами. Сетаратная Ухк- ют своих империалистическх профа-
раина оказалась обманчивой вывеской, з  пАистоких тевденцяй. Ona всетда  стре-
поработение Украины “и превращение еб   мились к угнетению украннекого народа»:
в немецкую колонию — фактом. к его ополячению, Е ето поерабощению, к
Таковы факты.   захвату ни. Ероме ptt aIbI-
Такую же позорную роль предателей   НОИИНЯЯ Bo показала, что  потыша
своего народа играют  ткранноко-немеп- отнюдь He относнтея к могущественным

кие националисты о нынелгней войне
ях педголоски в але. es
Вопрос об отдельнои и независимом ый sina Poe ie Росбия
существования ‘малых и едких госу- етокяй
ларств является серьёзной проблемой.
Опыт проньюй, как п нынешней, миро-
вай РейНыЫ показывает, что малые

ПомопЕи ©0 СТОРОНЫ.

Союз.
Пока в России господствовали царь Ff
русские империалисты, народам Poeocm,
в том числе и русских, жилось  пюхо,
у они нахолилиеь в угнетенном состоянии,
2 а украинская культу уваетасъ.
отстоять своё существование ну a foes И а.

Что можно сказать о малых госу- были ликвитировавы, а паровая Россия
Европы, если даже Такое ГОСУ   стала Советской страной, положение в
Kak Франция, изолировав ©е07   горне изменилось к лучшему. Советский

ft _ ОТСТОЯТЬ   равноправия. Здесь пет болыше и тени
себя против сильной атрессявной держа-  национального
вы, независимое государство малых Или ниущественного положения одних наций
Bee

хержавой и, если обстоятельства благо- не может быть того, тобы кто-либо Tho-

триятствуют этому. составить ¢ ней 0б-  кутался на паши украинские земли, —

тавим они все в наших руках. Здесь нет боль-
образом членом этого ©0- ше и неё может быть т0т0, чтобы кте-
юза, как союзное государстве. либо стеснял Haile напионально-культур-
Как известно, Украина учла этот опыт  ное и государственное развитие, — Ha-
уже непосродолвеныо после первой миро-  оборот, нам всячески помогают развивать
вой войны, и ‘она вступила в Союз С49-  нау  укралнекую о мультуру, Haney
релскях  Социзанститоских Реслублик,   украннекую  гобударетвеннеость. г лише
Rak то равноправный член, превратив- Советевото Союза мы, украины, обрели
шись из сепаратного государству в Гост-  родную семью, гла уважают зас в wae
помогают Bak

ший государствентый союз, став

необхохиме прежде всем ‘наличие na

==.

я Хержавам, в виду чего сама нуждается

неравноправия или пре- стьянина, шахтера,

союз < народами Советекото Союза.

Вт почему Украина вступила в
Союз Советских Социалистических  Рес-
публик, как ето раввоправный член.

Все УЕрАИНЦЫ, B TOM чЗисле и украин-
пы в Канаде, должны эналь, каких до-
стижений добилась Украина в conse ¢
русским вафодом.

слеловательских инотитутов,  котерых с9-
всем не было на Украине в прошлом.
Сотни выдающихся учёных, среди кото-
рых немало детей рабочих и колхозников,

— молодых учёных, приобревирих своими

выдающимися научными работами  паиро-
кую известность как в СССР, тах и за
его границами, приняли участие в твор-
ческой работе, охватившей Советскую Ук-

В конпе декабря 1942 года состоялось  раину. Деятельное участие в этой работе

торжественное общее
ской Академии наук, посвященное исто-
рической дате — 25

‘краин-  приняла и Академия наук Украинской

CCP — высшее научное учреждение Ук-

декабря 1917 тода, раинской республики.

дате провозглашения советской злаютя #4  3. 95 дет советокой власти Украин-

Украине, :
Торжественное общее собрание состея-
лось в стодию 6

ратскай И   исследовательских институтов.
республаки, в г. Уфе. Околе 1.500 пред- на деле указания товарища Сталина,
отавителей украинской науки, литератУ-  только прочная связь научной теории с

ская Акалемня наук выросла в одну из
крутнейнтих в мире ассоциаций научно-
Оправлывая

ры, искусства приняли Участие В ЭЮМ   практической жизнью может сделать научЧ-

=

собрании. В ‘рязе докладов пожучили   ую

работу’ плодотворной, Украинская

всестороннее освещение огромные  ЛоСТЯ-  Академия наук приняла деятельное уча-
жения укракноюомю народа за четверть  стие в социалистическом строительстве,

Этя

ской власти, пох мудрым руководством
тениальных вождей Денина и Сталича,
Советекая Укражна достигла величайше-
ro расцвета народного козяйства, круп-
ной промыпенности, науки и Ryb-

За годы, которые пришли co THA mpe-
воэглашения на Укралене советской власти,
Украинская республика
страну передовой индустини, в страну
крупнейшего в мире сельского хозяйства.

Гитанты металлургической промьзилен-
ности и машиностроения дали возможность
пгироко применить механизацию в сель-
ском хозяйстве, в разработке природных

союзников, оказалось добычей Союз построен на оснаве чашионального   ресурсов, недр Украины.

превратилась в провозглашения

Пышным пветом расцвела украиновая

национальная культура. Украинские издха- Co

тельства TIEPOKO развернули свою  дея-
тельность. В миллионах экземпляров вы-
хотлили ежегодне на украиноком  языве
украинские книги, появились сотни газет
и журналов, расцвела украинская поэзия,
литература.

Дата поовоэглатения советской власти
на Украине является одновременно датой
e6  государственности.

Украниа стала свобожной Украинской Co-

ветской Социалистической Республикой,   ПЗД.

равноправным членом великоге Союза С9-
велюких Социалистических Республик.

Все эти дастижения украинского нароха

А разрушаются. грязными руками не-

навиестного врага. Немецкие армии сжига-

Выставка произведений
старейших художников

В Третьяковской галлерее открылась вы-
ставка произведений старейних художни-
ков. Выставлены работы В. Мешкова,
И. Грабаря, К. Юона, Е. Лансере, И. Пав-
лова, В. Бакшеева и В. Бялыницкого-Биру-
ли. Известные мастера представили на вы-
ставку произведения последних лет, рабо-
ты, написанные уже в дни Отечественной
войны, а также старые картины, принесшие
им заслуженную славу.

увра- именне из их среды немцы вербуют среих

атентов — предателей украинского народа.
По указанию этих предателей производят-
ся массовые расстрелы украинского насе-
ления. Они помогают немцам отбирать у
населения последние остатки имущества и
продовольствия, они своей предательской
деятельностью помогают немецким захват-
чикам в борьбе против украинских парти-
зан.

Захвачениая врагами, измученная, угне-
таемая Украина не покорилась захватчи-
кам. Миллионы украинцев сражаются в
рядах доблестной Красной Армии.

Приближается час окончательного раз-
грома немецкого фалпизма, приближзется
час освобождения родины.

Многочисленные партизанские  отряхы
оказывалт героическое сопротивление зах»

что  ВатЧикам, уничтожают их оружие, разру-

шзют коммуникалии, кровавой местью от-
вечают на злодеяния фашистских мерзав-
пев и истребляют немепких грабителей и
предателей украинского народа, пособников
немщев — украинско-немецких национали-
CTOB.

Как равноправный член великого Союз»
ветских Социалистических Республик,
Советская Украина может н продолжает
вести героическую борьбу за свою своболу
против немецких империалистов, уверенная
в победе, уверенная, что её не постигнет
участь Франции, Чехословакии, Польши и
других европейских стран, раздавленных
гитлеровской военной машиной.

Под могучимя ударами Ерасной Аруии
ненавистный врат уже откатился на 3a-
Близится час окончательного уничто-
жения врага. Близок час освобождения.
Близок час, когда снова возрохитея вся
великая дружная семья народов Союза ССР,
та «новая вольная семья», о которей ещё
100 лет тому назах мечтая  тениальный
поэт Украины Тарас Шевченко. В этой

Ралостным стал труд украинского кре- ют сёла, разрушают города, безжалостн®  семье одне из почётных мест будет при-

центров
красными домами для рабочих, со школа-
ми, клубами, театрами, больницами, пар-
ками культуры и отдыха.

Вместе с развитием матеряальной куль-
туры росла и развивалась духовная куль-
тура Украины. В тысячах вновь выстро-
енных школ на родном украиноком языке
миллионы детей рабочих, колхозников, `ин-
теллигенции получали бесплатно первона-
чальное и срелнее образование, — которое.
стало обязательным для всех. В этих шко-
дах воспитытались будутие молодые у5-
POORER ждаха ЗАХВТЬыВЗЮ“

рудокопа, Вот истребляют мирное наюеление. Они раостре-  надлежать и свободной, цветущей Совет-
Вокруг новосозданных индустриальных  дивают стариков я детей, насилуют и ской Украине.

вырастали новью города © Пре ‘бизают женщин и девушек, посылают

Но в этой свободйой Советской Украине

значительную часть населения ‘на каторж-  никогда не булет места для её прелате-

ную работу в Германию.

Особую ненависть фашистские варвары СТ0В, В их
‘проявляют к украинской науке и культу-
[pe Ou разрушают школы и университе-

ты, музеи, библиотеки, научио-исследова-

лей — украиноко-немецких о напионали-
числе и для предателей, обра-
зующах так называсмый «Украинский
каналевий комитет».

Вот 0 чём должна знать Канадская

тельские институты. В этих гнусных по- Украинская Ассоциация, под патриотиче-

пытках уничтожить украинскую науку и ским
нарол  Канаде украинцы оказывают великую п9-

культуру, мотребить’ украинокий:

руководством которой живущие в

самую двятельную помопть оказывают HC-  MOB своим заокезиским братьям, мужест-
менкий варварам украинско-немецкие на-  венно, героически борющимся за свою сво.
пионалисты. Их ничтожная кучка, но бодную, счастливую жизнь.