ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ

ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР

¢

ПЯТНИЦА, 14 МАЯ 1943 г. Ja 192 (8105)

Итало-германские войска в Тунисе
прекратили сопротивление

ЛОНДОН, 13 мая. (ТАСО).

вооружённое сопротивление
15 мин. 12 мая,

ЛОНДОН, 13 мая. (ТАСС). Штаб
союзников в Северной Африке сообщает,
что в течение всего утра 12 мая против-
ник продолжал ещё оказывать упорное

Слециалъ-
ный корреспондент агентства Рейтер пере-
дал из штаба союзников в Северной Афри-
ке официальное сообщение о том, что ита-
ло-германские войска в Тунисе’ прекратили
в 20 часов

больнше группы солдат, нытавиихся на
маленьких лодках достичь острова Пан-
теллерия. Вчера утром е острова Зембра
в 12 милях к западу от мыса Бон было
снято 126 германских и итальянских` сол-
дат,

_ Минувшей ночью бомбардировиики про-
тивника пытались совершить налёт на
район Алжира. Налёт был отбит огнём зе-
НИТНОЙ артиллерии и ночными истребите-
лями. Сбито по крайней мере три враже-
ских самолёта.

сопротивление на всём фронте 8-й армии, Несколько сброшенных бомб вызвали
предпринимая даже контратаки против   Жертвы среди населения. Небольшой
первой дивизии Сражающейся Франции. ущерб нанесён частным постройкам.

Эта дивизия, осуществившая за три по-
следних дня успешные местные продви-
жения, отбила все атаки противника. Со-
противление противника в районе Загхуа-
на сломлено, ‘и 11—12 мая французские
войска захватили здесь более 22 тыс.
пленных. 4-я индийская дивизия близ
Сент-Мари-дю-Зит захватила в плен глав-
нокомандующего итало-германскими  вой-
сками генерала фон Арнима. 12 мая силь-
ная атака бомбардировочной авиации со-
юзников, предпринятая в 15 час. 30 мин.
против войск противника, окружённых в
береговом секторе к северу от Энфида-
вилля, заставила в конце-концов 1-ю ар-
мию противника запросить 06 условиях
сдачи, Подразделения 7-й бронетанковой
дивизин, продвигавшиеся с севера, соеди-
нились с 8-й английской армией. Это яви-
лось концом всякого организованного со-
противления противника. Ещё остается
очистить от противника небольшие изо-
лированные «мешки». -
Морские силы союзников продолжают
вести неустанное наблюдение над обоими
берегами полуострова Бон, чтобы поме-
шать всякой попытке противника бежать
морем. За два последние дня морские си-
лы союзников захватили различные не-

ЛОНДОН, 13 мая. (ТАСС). По сообще-
нию специальных корреспондентов агент-
ства Рейтер из штаба союзников в Северной
Африке, среди пленных имеются ешё два
немецких генерала — командир 90-й лёг-
кой пехотной дивизии и командир 10-й
 бронетанковой дивизии. После пленения
  фон Арнима число взятых в плен немец-
ких и итальянских генералов составило
одиннадцать.

ОБСТОЯТЕЛЬСТВА ПЛЕНЕНИЯ
ФОН АРНИМА

ЛОНДОН, 13 мая. (ТАСС). Специальный
корреспондент атентства Рейтер при 1-й
английской армии в Тунисе сообщает, что
генерал-полковник фон Арним был взят в
плен частями 4-й индийской дивизии. До
своего пленения он послал парламентёров
к генералу Андерсену с запросом об усло-
виях капитуляции. Однако в это время оч
неожиданно для него был захвачен в
своём штабе Сент-Мари-дю-Зит быстро
продвинувшейся вперёд частью индийской
дивизии.

Вчера вечером частями 8-й английской
армии был взят в плен командующий
итальянскими войсками на юге Туниса ге-
нерал Мессе. - ‘

Заявление Эттли об

окончании кампании

в Северной Африке

ЛОНДОН, 13 мая. (ТАСС). Заместитеяь
английского премьер-министра. Эттли сде-
лал сеголня в палате общин следующее
заявление:

«Я беру слово для того, чтобы офипи-
ально заявить палате общин об окончании
кампании в Северной Африке. (Громкие
аплодисменты). Когла 11 мая я сообщил
палате о занятин Туниса и Бизерты, я. от-
метил, что мы не можем сказать, сколько
времени ешё пройдёт до тех пор, пока
противник будет изгнан из Северной Аф-
рики, и сколько войск противника уйдёт
из сети, расставленной для них генералом
Александером. Победа наступила скорее
й оказалась более полной, чем мы пред-
полагали. Генерал Арним и все его вой-
ска, за исключением нескольких неболь-
цих изолированных  групн, капитулирова-
ли. (Аплодисменты). Вчера генерал Алек-
сандер сообщил, что германские военно-
пленные, едушие на своих машинах, обра-
зовали густую колонну по ‘дороге от
Громбалиия к Меджез-эль-Бабу.
пленных превышает 150 тысяч зеловек, и
в наши руки попало болышое количество
вооружения — свыше 1.000 орудий, 250
танков и несколько тысяч автомашин,

Таким образом, менее чем за неделю
большая афмия, сильно укрепивнтаяся на
хороших позищиях, не только разбита, но
и полностью уничтожена. Африканский
континент полностью очишен от всякой
нацистской и фашистской заразы. Я уве-
рен в том; что только-что закончившаяся
битва будет считаться классическим 06б-

Число

разцом военного искусства, и честь этого.
великого триумфа разделяется бойнами
Англии, Британской империи, Соединённых
Штатов Америки и Франции, чъи войска
возродили свою былую славу.

Если мы воыюмним чёрные дни 1940 г.,

когда слабые и плохо оснашённые войска
зантищали Египет от значительно более
многочисленного противника, если мы
вспомним, что лишь за несколько месяцев
до битвы у Эль-Аламейна Муссолини ду-
мал, что через несколько дней он с три-
умфом вступит в Александрию, мы пой-
мём, как велико значение перемены в на-
шей судьбе и чем мы обязаны людям,
сражавшимся и победившим в Северной
Африке. (Аплодисменты). Эта кампания, в
ходе которой враг был отброшен на 2.700
километров через континент и которая за-
кончилась великой битвой и полным уни-
чтожением мощной армии противника, вой-
дёт в историю как великолепный подвиг.
Мы можем радоваться и ликовать, Позже
будет указано, каким образом ‘эти чувства
смогут быть выражены публично.

Северная Африка наша. Но её заня-
тие — не самоцель. Она не является боль-
ше уязвимым районом, который следует,
защищать, а передовой базой, откула в
надлежащий момент будут преднриняты
новые атаки против держав оси для того,
чтобы в своё время Гитлер, подобно гер-
манским генералам в Тунисе, был вынуж-
ден в результате ударов Об’единённых на-
ний пойти на безоговорочную капитуля-
ЦИЮ».

Борьба франпузских
патриотов

ЖЕНЕВА, 13 мая. (ТАСС). Швейцарская
газета «Газетт де Лозанн» сообщает, что
в Ницце (на юге Франции) на-днях были
ранены французскими патриотами два италь-
янсьлх офицера. В качестве репрессии
итальянские оккупационные власти ввели в
городе чрезвычайное положение. Населению
запрещено показываться на улицах с на-
ступлением темноты. 2.000 жителей города
оштрафованы на крупную сумму.

В Лионе французскими патриотами убит
один немецкий’ солдат и несколько солдат
ранено. Уже несколько дней в городе за-
крыты все театры, кино и кафе. В Клер-
мон-Ферране выстрелом в голову на-диях
был убит немецкий майор.

Боевые действия
югославских партизан
ЖЕНЕВА, 13 мая. (ТАСС). Из Ютосла.

вии сообщают, что в районе города Ник-
mua, в Черногории, югославские партизаны

после ожесточённых боёв разгромили круп-

ную колонну итальянцев. Противник поте-
рял 470 солдат ин офицеров убитыми, 500
итальянцев были взяты в плен. Партизаны
захватили большие трофен.

На железнодорожной линии Любляна—
Карловац в результате действий партизан
прервано движение поездов. Итальянцы по-
слали карательную экспединню с целью
очистить от партизан территортю между
„Любляной и Карловацем. Несколько парти-
занских отрядов, об’единившись, вступили
в бой с итальянскими оккупантами в уни-
зтожили более 150 солдат и офицеров про-
тивника,

Пребывание Черчилля
в Вашингтоне

ЛОНДОН, 13 мая. (ТАСС). Агентство
Рейтер передаёт из Вашингтона, что пере-
говоры английского и американского гене-
ральных штабов продолжались до утра
13 мая, сегодня—продолжение переговоров
между Черчиллем и Рузвельтом. О продол-
жительности пребывания Черчилля в Ва-
шингтоне ие сообщается, но полагают, что
он останется здесь несколько дней, тем
более, что премьер-министр Канады Мак-
кензи Кинг заявил о своём намерении при-
быть в Вашингтсн для участия в перегово-
рах.

Совещание английских военных
и гражданских руководящих
деятелей на Ближнем Востоке

ЛОНДОН, 12 мая. (ТАСС), Агентство
Рейтер сообщает, что в Каире происходит
совещание английских командующих и ру-
ководителей британской ° администрации
всех ближневосточных стран. В совещании
участвуют главнокомандующий вооружён-
ными силами в Сирии и Ливане Литхем,
губернатор Мальты фельдмаршал Topr,
командующий английскими вооружёнными
силами на Ближнем Востоке генерал Виль-
сон, командующий военно-воздушными си-
лами Англии на Ближнем Востоке глав-
ный маршал авиации Дуглас, главнокоман-
дующий английскими вооружёнными силами
в Иранеи Ираке генерал Поунолл, главно-
командующий английскими ‘вооружёнными
силами в Восточной Африке генерал-лейте-
нант Платт, руководитель администрации на
Ближнем Востоке Линдбелл, заместитель
английского государственного министра
на Ближнем Востоке Мойн, посол Англии
в Каире Лэмпсон, носол Англии в Багда-
де Корнуоллис, носол Англии при грече-
ском правительстве в Лондоне Липер вер-
ховный комиссар Палестины Мак-Майкл,
губернатор Кинра Вули, губернатор Адена
Холл, посланник в Сирии и Ливане, Спирс,
английский посланник в Иране Буллард и
английский посланник в Аддис-Абебе Хау.

Иден о политзаключенных
в Северной Африке

ЛОНДОН, 13 мая. (ТАСС). Английский
министр иностранных дел Иден заявил в
палате общин, что в Северной Африке ос-
вобождено от 3 до 4 тыс. политических за-
ключённых, Примерно 200—300 французов
и около 2.000 лиц других национальностей,
большинство которых составляют испанские
республиканцы, ожидающие отправки в
Мексику, остаются интернированными. Око-
ло 900 человек из числа бывших политзак-
лючённых записались или об’явили о своём
намерении записаться ‘в английский корпус
инженерных войск.

Уругвай порвал отношения с Виши

НЬЮ-ЙОРК, 13 мая. (ТАСС). Как сооб-
щает корреспондент агентства Ассотниэй-
тед пресс из Монтевидео, там об’явлено,
что правительство Урутвая порвало OTHO-
шения с «правительством» Виши.

Война на Тихом
океане

ЛОНДОН, 13 мая. (ТАСС). Штаб об’е-
динённого командования союзников в юго-
западной части Тихого океана сообщает,
что тяжёлые бомбардировнтики произвели
налёт на японские военные об’екты в
Саумлаки (остров Тенимбер). Самолёты
союзников сбросили бомбы на японские
аэродромы в Гасмата и. на мысе Глоустер
(остров Новая Британия), Соединения
средних бомбардировщиков атаковали япон-
ские ‘аэродромы в Саламауа и в районе
бухты Финша (Новая Гвинея). В районе
Мубо (Новая Гвинея) происходили дей-
ствия патрульных частей.

НЬЮ-ЙОРК, 13 мая. (ТАСС). В коммю-
нике ютаба военно-воздушных сил США
в Индин и Китае сообщается, что амери-
канские бомбардировщики атаковали неф-
теперегонный завод к югу от Рангуна.
Бомбардировка вызвала крунные пожары.
В воздушном бою сбит OHH ятюнский са-
молёт. Другой самолёт повреждён. Аме-
ряканские самолёты сбросили бомбы ва
подвижной состав в’районе Швебо, а так-
же в районе Мандалая.

Боевые действия

Налёт английских бомбардировщиков на Дугсбург.—Подробности

союзной авиации

налёта американской авиации на Мессину

Рейтер передаёт, что в ночь на 13 мая ан-
глийская авиация совершила самый круп-
ный за время войны и весьма эффектив-
ный налёт ва Дуисбург. 34 самолёта не
вернулись на базы.

ЛОНДОН, 13 мая. (ТАСС). Как nepe-
даёт английское министерство информации,
совершённый в ночь на 13 мая налёт на
Дуисбург /был 61-м © начала войны налё-
том Ha этот важный транспортный и же-
лезнодорожный центр Германии. Предыду-
ший налёт был произведен 26 апреля. В
ночь на 13 мая бомбардировке подверглись
предприятия тяжёлой промышленности,
электростанция и железнодорожный узел.
Хотя, как предполагают, в налёте Ha
Дуисбург участвовало несколько (сот са-
молётов, а ‘неё тысяча, как на Кельн, об-
mu. pec бомб, сброшенных минувшей
ночью на Дуисбург, превышает” вес бомб,
сброшенных на Кельн.

ЛОНЛОН, 13 мая. (ТАСС). Как сооб-
шает агентство Рейтер, фотос’ёмкой уста-
новлено, что во время налёта американ-
ской авиации 9 мая на Мессину одно
крунное судно  противника было потопле-
но, а три судна среднего тоннажа повре-

порта 171 тонну бомб.

ЛОНДОН, 13 мая. (ТАСС). В’ коммюни-
авиации го-

я торпедоносцы
н» в сопровож-

дении самолётов «Бофайтер» атаковали гру-

ке английского министерства
ворится, что вечером 12 ма
береговой авиации «Хемпде

зовой пароход противника У норвежског
побережья. Пароход начал погружаться
воду. Все самолёты вернулись на базу:

ЧИСЛО ЖЕРТВ ВОЗДУШНЫХ
НАЛРТОВ НА АНГЛИЮ В АПРЕЛЕ

ЛОНЛОН, 13: мая. (ТАСС). В Лондоне
число жертв
населения во время
реле
ловека убитыми, а число
Среди

официально об’явлено, что

среди гражданского
воздушных налётов на Англию в ап
составило 172. xe

лостигло 205 человек.

министерство авиации сообщает, что утром

ждены. Во время этого налёта бомбарди- Том чис
ровшики «Либерейтор» сбросили на район самолет

Больше миллиона детей
едет в пионерские лагеря

Каждый год с наступлением летя 0
ромное количество детей выезжает из го
родов на дачи, в пионерские лагеря, вы
ходит на ‘летние детские площадки. Ив
Этом году, несмотря на воеяное время, из
городов выедет более миллиона ребят, в
первую ‘очередь детей участников Великой
Отечественной войны.

Для детей, особо нуждающихся в ук-
реплении ‘здоровья, создаются пионерские
лагеря и площадки санаторного типа, где
ребята будут. оставаться В течение поду-
тора месяцеа. Для детей, которые будут
отдыхать в летних детских учреждениях,
а также для воспитанников детских домов
и интернатов ‚ сельских местностей отпу-
скается дополнительное питание.

цк ВЛКСМ обязал обкомы, крайкомы
и ЦК комсомола союзных республик обес-
печить` пионерские лагеря и ‘площадки ква-

о

раненых
убитых насчитывается 83 женщины и 26  лифицированными кадрами начальников и
детей пионервожатых. Это должны и люди,
4 6 т аботу ^
ое! способные построить. летнюю р
ЛОНДОН, 13 мая. (ТАСС). Английск о,

детьми на’ правильном

и вечером 12 мая немецкие истребители-   ственно-полезного труда x Sean vet
бомбардировщики появлялись над побе- дыха. Особое внимание Ц beats He
pexbem Восточной Англии. Оба раза были  щает на максимальное а. ро
сброшены бомбы. которые  причинили и физическое развитие детей.
ущерб. Имеются человеческие жертвы, в Обкомам, крайкомам и ЦК комсомола
ле убитые. Один неприятельский союзных республик разрешено за счёт
собранных в фонд помощи де-

был сбит огнём зенитной артил-
лерии.

Бой в Атлантическом океане между английскими

кораблями и немецкими подводными лодками

ЛОНЛОН; 13 мая. (ТАСС). В коммю-
нике английского морского министерства го-
ворится, что конвойные корабли английского
военно-морского флота, взаимодействуя с
самолётами канадских военно-воздушных
сил, успешно защитили в Атлантическом
океане караван судов ‘против целого ряда
атак подводных лодок противника. Атаки
и контратаки продолжались 8 дней и 8
ночей. В последние дни апреля 8 полвод-
ных лодок преднриняли нападение на ка-
раван судов. Большинство этих атак было
успешно отражено. 1 мая начался шторм,
продолжавшийся три дня. Когда погода
улучшилась, противник бросил в атаку
новые группы подводных лодок. В тече-
ние 4, Би 6 мая суда, входившие в сэ-
став каравана, и конвоировавише их ко-
рабли отражали нападения примерно 25
подводных лодок. Противник предприни-
мал приблизительно по’ 30 атак в сутки.
Английские корабли, несмотря на плохую
погоду, мешавшую действиям авиации,
прикрывавшей караван с воздуха, ‘реши-
тельно контратаковали противника. 4 под-
водных неприятельских лодки были по-

подводные лодки.
противник

топлены. Самолёты канадской  авяации
приняли участие в сражении и провели
несколько налётов на подводные лодки.
Возможно, что две из них ‘уничтожены.
Олин конвойный корвет атаковал подвод-
ную лодку и, забросав её глубинными
минами, заставил её всплыть. Вскоре по-
сле этого раздался сильный взрыв, и
подводная лодка больше не появлялась. _
Позлнее к каравану присоединились но-
вые конвойные корабли, предпринявшие
интенсивные атаки против подводных ло-
док. Один фрегат отметил два попадания
снарядов в рубку подводной лодки, кото-
рая пошла на погружение и была забро-
сана глубинными минами. Диём 6 мая бы-
ло предпринято ещё несколько атак на
С наступлением ночи
удалился.
По предварительным сведениям установ-

лено, что во время этих операций четыре
неприятельских подводных лодки были по-
топлены, ешё 4 были уничтожены почти   «Ряголетто»;
наверняка и две возможно
Караван потерпел
большинство торговых судов благополучно
достигло порта назначения.

уничтожены.
некоторый ущерб, но

Массовые стачки в Голландии

Гитлеровцы приговорили

СТОКГОЛЬМ, 13 мая. (ТАСС). Во мно- ря на это, нишет газета, забастовки нро- вичА
гих крупных городах Голландии происходят   должаются.
массовые стачки рабочих в знак протеста смертной казни находятся

к смерти 36 голландцев

В числе  приговорённых к

три голланд-

против ссылки солдат и офицеров голланд- ских чиновника из провинции Лимбург, ко-

ской армии в концентрационные

В Утрехте бастовали железнодорожники и писей среди служащих

рабочие механического завода Веркснор. На

лагери.  торым пред’явлено обвинение в сборе под-

под резолюцией
об об’явлении забастовки. В Амстерламе к

ряде железнодорожных линий прекратилось! смертной казни приговорён 60-летний же-
движение поездов. В текстильном районе  лезнодорожник за попытку организовать

Твенте рабочие

жестоко подавила забастовку рабочих.
участие в стачках гитлеровцы казнили
голландиев. р

СТОКГОЛЬМ,
ская газета «Дагенс нюхетер» сообщает,
что в связи с волной массовых забастовок
в Голландии немцы об’явили по всей
стране чрезвычайное положение. Военный
суд приговорил к смертной казни 36 гол-
ланднцев, обвинённых в организации сопро-
тивления оккупационным властям. Несмот-

связи между СССР. и Швецией открылась
выставка Московского Художественного
Академического театра им. Горького
{МХАТ). Выставка пользуется огромным
успехом. Среди посетителей много артистов,
художников и представителей различных
культурных и общественных организаций

13 мая.  СТАСС). Швед- стьянин,

об’явили всеобщую заба- забастовку. Железнодорожников. В Нимве-
стовку, к которой присоединились служа- гене казнены один студент и два рабо-
щие. В Амстердаме гнитлеровская ПОЛИЦИЯ, чих-печатника
За!

за выпуск нелегальных
листовок, призывавших к всеобщей забас-
товке. В числе приговорённых к смерти
находится также один голландский кре-
организовавнтий забастовку 400
сельскохозяйственных рабочих. Большин-
ство приговорённых к смерти уже казнено.
В их числе несколько рабочих металлур-
гического завода в Эймейдене, угольных
копей в Лимбурге, бумажных фабрик в
Вельцене и металлообрабатывающего заво-
да в Кроммение,

Выставка МХАТ в Гетеборге

СТОКГОЛЬМ, 13 мая. (ТАСС). В Гете-   Гетеборга. Газеты ‘публикуют статьи, посвя-
борге  по инициативе Общества культурной   шённые выставке, и фотоснимки её экспо-

натов. Газета «Гетеборгс хандельстиднинг»
вляют колоссальный интерес к театру. В

Вклад МХАТ
в культуру, отмечает газета, велик и изве-
стен во всём мире.

Две встречи

Старик

— Закурить можно?
— Держите, дедусь, папиросу...
Но он отказывается от «Дели» и просит

табачку. Видимо, спокойная жизнь просто-

го человека приучила его к неторопливой
беседе или к сосредоточенным размышле-
ниям за самокруткой.

Всегда, когда в этот маленький много-
страдальный фронтовой городок приходит
наша машина, старик тут как тут. Он, не
торопясь, ощупывает тёплый от солнца ку-
зов машины, нашаривает дверную ручку и,
открыв дверцу, спрашивает;

— Приехали опять, сынки? Ну,
тому гаду проклятому будет капут?

— Скоро, дедушка!

И старик, пуская густые клубы табач-
ного дыма, умолкает.

Иной раз кто-либо из новичков, приехав-
ших с нами, спрашивает у деда, где его
семья.

— Олин
старик.

Совсем недавно у’ него были две мо-
лодых дочери. Красота сестёр броси-
лась в глаза немцам. Квартира старо-
го железнодорожника - пенснонера была
не богата, но её в первый же день за-
няли старшие офицеры гарнизона, На квар-
тиру старика немцы тащили мебель из
других домов. ‘i

Дед Карп Дегтярь родом из Полтавщи-
ны. В 1906 году он переехал в эти края
и работал мастером на железной дороге.
Ему шестьдесят пять лет. Но старик ещё
достаточно бодр. Среднего роста, с опу-

скоро

я, — обыкновенно отвечает

долголетнего трула, большими руками, он
и сейчас был бы способен к физическому
труду.

Детей от первой жены у Дегтяря не бы-
ло. Вторая жена принесла ему двух дево-
чек-близнецов, впоследствии расцветших в
красивейших девушек округи.

тепло, но не увидел
шенными плечами и обвисшими, как бы ОТ   слен. Его ослепил немецкий’ врач, подсы- сквозь шум боя откуда-то

Kak только немцы вселились в ето

квартиру, Дегтярь перешёл с девушками в
тёмный чулан, откуда целыми днями ве
 выходил сам и не вынускал дочерей. Ста-
 рик чувствовал, что в возне немцев с
его убогой квартирой кроется что-то не-
  доброе. :

Однажды вечером в домике собралось
много офицеров. Говорили. что у кого-то
из них день рождения. Девушек силой
вытащили из чулана. Онн сидели за сто-
лом, напуганные шумом пьяных голосов,
безучастные к веселью чужеземцев.

И тут произошло то, что до конца
своих дней, до последнего вздоха не про-
стит себе Дегтярь. Он на одно мгновение
забыл, что немцы — звери. Он ‘BAAN
просьбе седоватого офицера, которого все
называли доктором, выпить вина. Доктор
повторял Дегтярю, что и у него в Герма-
нии есть жена и дочери. И Дегтярь, не
выдержав характера, взял стакан из рук
офицера. Все’ смотрели на старика и на
доктора, а тот, обернувшись к офицерам,
погрозил им пальцем.

Дегтярь поднёс ’внно к губам, рез-
ко опрокинул стакан и... впал в забытье.

Когда старик проснулся, темь была та-
кая, что ничего нельзя было разобрать. Он
протёр глаза. Но темнота не рассеива-
лась. Дегтярь стал высекать огонь. Он
чувствовал запах трута, но не видел
огня, He видел искр. Дрожащими ру-
ками старик  ощупал дочерние посте-
ли, но они были пусты. Он подошёл к
печи. Жар ещё сохранился. Старик наша-
рил лучину, сунул её в печь, почувствовал
огня. ‘Старик был!

пав какого-то яда в стакан с вином.
Так у Карна Дегтяря немцы украли его’
любимых дочерей-красавиц. С тех пор ой
часто повторяет:
— Не доглядел.
На. что мне глаза в такие
дочек не доглядел. ^

Мне, старому, ничего!
‘годы? А вот

АДРЕС РЕДАКЦИИ И ИЗДАТ

Павтералтры ши исвупства --

Теперь. он смотрит на мир широко от-
крытыми, но ничего яе вндящими глазами.
Точно зрение его пропало с тех пюр, как
потерял он солнце свое и любовь свою —
своих дочерей.

Как-то Дегтярь мне сказал:

— А чув ты, сынок, про мой сон? Я во
снё видел, будто упыри сосут кровь из мо-
их дочек, гложут их кости и глазыньки
выедают. о

Что сталось с дочерьми, старик не знает.
Местные жители говорят, что в ту ночь
немецкие офицеры пьянствовали до утра.
Соседи слышали женские крики...

По приходе Красной Армин верстах в
десяти от городка, в лесу, где помещал-
ся офицерский клуб, нашли два женских
трупа. Но трудно сказать, что это тру-
пы дочерей Карпа Дегтяря. Они были
обезображены немцами до неузнаваемости.

Люся

Если бы не пылавшая деревня, ночь бы-
ла бы непроглядно чёрной. Капитану Тру-
нову казалось, что никогда ещё снаряды и
особенно мины ‘не ложились так густо. Он
опускался в попадавшиеся по дороге во-
ронки н ждал, когда обстрел ослабнет.
Потом он продолжал путь.

Ночной бой не затихал ни на минуту.
Бесполезно прятаться. Разве угадаешь, где
шлёпнется мина? В воронки Трунов ло-
жился главным образом для того, чтобы
дать передохнуть раздробленной ноге. При-
жимая ногу к сырой земле, он чувствовал,

полз в сторону, откуда раздавался этот
ночной призыв, и увидел ва краю оврага
не птицу, а девочку лет четырёх. Она ся-
дела и горько плакала, изредка прижимая
свою кудрявую головку к телу неподвиж-
но лежавшего мальчугана. Видимо, девоч-
ку вынес из горящей деревни этот маль-
чик, который теперь был мёртв.

-- Девчурочка, дочка!—прошептал Тру-
нов:

И он сжая зубы уже не от боли, а от
дикой, неистовой злобы к тем, кто поджёг
деревню, кто выбросил этих двух ребят
на холодную землю оврага и убил мальчу-
гана,

Мины со скрежетом рвались кругом, точ-
но. немцы хотели нащупать этот квадрат-
ный метр земли, где сидела со слезами, на
глазах большеглазая, кудрявая девочка, мо-
жет быть, единственная уцелевшая житель-
ница сожжённой деревни.

Трунов перехватил тельце девочки одной
рукой и, осторожно прижав её к себе, по-
полз туда, где находилась, по его расче-
там, санчасть. Сначала девочка старалась
выскользнуть нз еготоб’ятий. Но потом,
испугавшись минного разрыва, она обхва-
тила шею капитана ручонками, прижалась
 к плечу Трунова, и он почувствовал тёп-
 лое дыхание ребёнка у своего. горла.
  Теперь он полз с удвоенной энергией,
думая об одном: «Ах, если бы можно бы-
ло достать, дотянуться до главного убий-
цы — кровососа Гитлера и зубами вце-
 питься ему в глотку!»

Грохнул разрыв, и танкист прикрыл сво-
их телом тело. ребенка...

Санитарки подобрали Трунова недалеко

}

графию своей новой
неё и сказал:

как уменьшается боль.    от перевязочного пункта. Очнувшись, ou!
Лежа в воронке и набираясь сил, Тфу- спросил:

нов ничего не слыхал, кроме писка летя-  — Где девочка? Она жива?

a, - yj

щих н гула разрывающихся мин да ру-  — Жива. Е& зовут Люся, —= ответила!

жейно-пулемётной трескотнн. Ho вот вдруг
у › из темноты до
него донёсся плач ночной птицы, наномн-
нающий плач ребенка. Танкист собрался ©  — Нет, это её настоящее имя.
силами и-двинулся дальше. Но плач на- Сестра поднесла ребенка к танкисту. На
стойчнво звал его, останавливал, приковы-‘цее девочки был шнурок с привязанной к
вал к себе. нему запиской. На скомканном клочке бу-!
Сжав зубы, Трунов на одном боку, ра- маги торопливым почерком было написано
ботая лишь здоровой ногой и руками, но- только одно слово: «Люся».

сестра.
— Люся? Почему Люся?

я Это вы так’
назвали её?

ЕЛЬСТВА: Москва, 6.°Путкивская плошаль, 5. Телефоны отделов редакции: ры { 3-25-17; i : 37: : : ых
у ‚ре. я `тариата — К 3-25-11; Фроята — К 4-72-81; Экономического — К 1 42.05; Се;
К 0.57.1} Ымоотранного => # 4-81-54 Плоеы — В ат.) ь ia bi Sg la

ХАрасвестневнога = В 5.28.53, Издательство — И 4

через линию
нов, пряча ка

не, когда этого
родно вздернут на виселиц

-74.34, Прием об ’хвльннй в Мосива — Б 5-74-38;

И. И_ Сазоодова-Слеалога, Dymonesaa promamn, 5.

Танкист задумался. Что сталось се роди-
телями девочки? Отец её сражается где-

— Сейчас отправляем её в тыл, — ска-

зала сестра.

— Подождите, — ответил

Вы нашли свою дочь?
— Да, я удочерил эту девочку в бою

Отправьте её вместе со мной.

— Но девочка слаба, измучена голодом.
м стоит на ногах. Вам будет трудно

\
— Ничего. Теперь это моя дочь.

В госпитале Люсю откормилн, отпопли
молоком. › Через неделю девочка начала
ходить. Выйля из госпиталя, Трунов помё-
стил её в ближайшем прифронтовом горо-
де, у знакомой старушки. у которой когла-
то жил на квартире...

— Так вот и вожу ‘этот синмок с собой

Перед боем всегда гляжу на него и вспо-
минаю ту ночь. Мне хотелось перемахнуть
фронта и вцепиться в горло!

Гитлеру... Ну, да ничего, — добавил Тру

Может, мне побчастливится быть в Берли

кровавого ‘изверга всена

А. БУЛГАКОВ
снеп. корреспондент «Известий». р
ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ.

Трунов. —
Это моя дочь. Я не отпушу её так, одну.

дочери, посмотрел на

рточку в записную книжку. —

средств,
тям, выделить около 60 тысяч бесплат.

ных путёвок для детей бойцов и. коман-
диров Красной Армии.

Новые приобретения
Публичной библиотеки

ЛЕНИНГРАД, 13, мая. (ТАСС). Руко-
писный фонд Публичной библиотеки име-
Салтыкова-Шедрина приобрёл ценные
укописные материалы, относящиеся к
коншу ХУШ века, прошлому столетию я
началу ‚, ХХ века. — автографы,. письма,
дневники, наброски, рисунки, альбомы.
Среди них — рукописи и автографы Ле-
скова, Брюсова; Блока, Маяковского, не-
бликованные письма Тургенева, До-
стоевского, Гончарова, Чехова, компози-
тора Листа и полярника Амундсена. Око-
ло тысячи писем содержит один лишь
архив писателя Станюковича.

aS
РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ.

Издатель: ПРЕЗИДИУМ

ВЕРХОВНОГО СОВЕТА CCCP.
EL TIES TT ES Te

ФИЛИАЛ БОЛЬШОГО ТЕАТРА — 14/У on
15/У оп. «Травиата». Нач. спект.

в 7 ч. Bet.
МАЛЬИ ТЕАТР — 14// «Фронт». Нач. в7 м. в.

ФИЛИАЛ МАЛОГО ТЕАТРА — 14/У утро и
веч. «Стакан воды». Нач. утрен. в 12 4, дня,
веч. в 7 ч, веч.

МХАТ OCCOP им. ГОРЬКОГО — 14/У «Фронть
Нач. в Т ч. вез. ;

ФИЛИАЛ МХАТ — 14//У «коза злословия».
Haz. в 1 9. веч.

ГОС. МООК. МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР им.

К С СТАНИСЛАВОКОГО и Вл. И. НЕМИРО-
-ЛАНЧЕНКО (Пушкинская ул., 17, тел.
К 1-42-50) — 14. «Евгений Онегин», 15/У «Дочь

Анго». Нач. в Т ч. вез,

МОСК. ГОС. ТЕАТР им. ЛЕНИНОКОГО КОМ-
ОСОМОЛА — 14 и 15/У «Васса Железнова». Нач,
в Т ч. веч.

МОСКОВСКИЙ ТЕАТР ДРАМЫ (ул. Герцена,
19) —14/У «Дворянское гнездо». Нач. в 1 ч. в.

ЦЕНТР. ДОМ КУЛЬТУРЫ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖ.
НИКОВ (Комебмольская пл., 1/131) — Спектакля
Центр. театра `Транспорта — 14/\  и 15/У «Дым
отечества». Нач. B 7 4. Bex.

MOCK. TOC. TEATP МИНИАТЮР (ул. Горы
кого. 5} — 14/\ «Коротко и ясно», Нач. 57.3085
15/V два спектакля —в 5 4. дня и в 7.20 вез.

ФИЛИАЛ МОСК. ТЕАТРА ОПЕРЕТТЫ (®. ба.
довая, 18) — 14// «Свадьба в Малиновье». Нач.
в Тч. веч.

МОСК. ОРДЕНА ЛЕНИНА ГОСЦИРК — Сего-

дня и ежедневно ‘обновлённая программа,
  Новое иллюзионное ревю засл. артиста РОФОР
RHO с (75-ю ассистентами и новая цирковая
программа. Нач. в 5.30 дня и в Тч. веч.

МОСК. ГОС. ФИЛАРМОНИЯ. КОНЦЕРТНЫЙ
ЗАЛ им. П. И. ЧАЙКОВСКОГО — 14/У, в Тч.
веч. Концерт англо-американской литературы
и музыки. Выступают: А. Остужев, И. Яун-
зем, Г. Абрамов. Г. Баринова, А. и М, Гот.
либ, Э. Каминка, М. Лебедев, А. Шварц, Гос,
вокальный квартет Моск. Гос. Филармонии,
  Мелодн-оркестр под руководством и при уча
стин H. А. Полевой-Мансфельд; 15/У, нал. в
7 «4 веч, Гос. русский вародный хор пм.
Нятницкого. Хулож. руководители: В. Г. 3а-
харов и ПИ. М. Казьмин; 16/У, в 1 ч. дня Кон-

сишет, что народы Советского Союза проя- щерт для школьников. Выступают: писатели—

A

Барто, Л. Кассиль

Чуковский;
Ойстрах, И. Яунзем,

оловкина, А. Ру-

Yn
с.

Советском Союзе театр стал доступным для  денко. Вокальный квартет Моск. Филармония
широких масс населения.

и/ др.; 16У, нач в Т ч. веч. Гос, ансамбль
народного танна СССР. Худож. руковод, Игорь
Моисеев. ь

MOCK. TOO. ФИЛАРМОНИЯ. БОЛЬШЮЙ ЗАЛ
КОНСЕРВАТОРИИ — Пятнниа, 14/У — Шестой
симфонический концерт никла &Русская му.
зыка». Гос. симфоначеский оркестр Союза
СОР. Дирижёр А. И. Орлов, солистка Мария
Гринберг. В программе: Глазунов. Чавковский,
Танеев.. Нач. в Т ч. веч.; суббота, 15/У— Кон.

нибудь с врагом Han погиб? Где мать?  церх при участии народных и заслуженных
Убита? Ведь многие жители так и остались
в подвалах подожжённых немцами домов.
А может быть, немцы угнали её в рабство,
и несчастная женщина, у которой вырвали
из рук ребёнка, написала для соседей, род-
ных, знакомых это имя: «Люся», чтобы лю-
ди знали, чтобы пригрели девочку.

артистов. лауреатов всесоюзных и междуна
родных Бонкурсов и солистов Моск. Гос. Фя-
лармонии; воскресенье, 16/У — Гос. симфония.
ческий оркестр Союза COP. Дирижёр А И.
Орлов, солист Эмиль Гилельс, В программе:
Рахманинов, Хачатуряи. Нач, в 7 4, Req,

МОСК. ГОС. ФИЛАРМОНИЯ ОКТЯБРЬСКИЙ
ЗАЛ ДОМА СОЮЗОВ — Суббета, 15/\ — Про:
фессор. Александр Каменский (рояль). В про-
Hanes Мусоргский. Рахманинов, Прокофьев,
de юсси, Равель, Лист. воскресенье, 18/У
анцовальная музыка, Исполнители: Л. Ель»
чанинова, Н. Казанцева, Овятослав Кнушевиц»
кий, Адольф и Михаил’ Готлиб, Нач. в1ч, веч.

MOCK, TOO. ФИЛ ЗА

О Ч ЗАЛ ДОМА

Mine tac ee 15/V Вечер артистов

еее ees в Т Ч. веч.; воскресенье. 16\—

= уреат убсесоюзного конкурса мастеров худо’
ественного слова Эммануил Каминка, В про-

трамме Марк Твен (ам :
На a pees (американские рассказы),

АРМОНИЯ.

Всесоюзное _Гастрольно-К й
-Концертное Об’едине
НЫ ЭСТРАДЫ (помепт, т-ра Сатиры)—
; HO Ленинградский джаз-ансамбль под

ee и при участии Клавдии ШТульженко
me димира Коралли. Солисты: Алла Ким и
атолий Кастелио. Нач, в 7 ч. веч.

РЕПЕРТУАР КИНОТЕАТРОВ

— Жаль что ребёнку
, вельзя было на 14 мая 1943
остаться в бригаде, — сокрушённо Ht en
о 2 заявил зучно. популярный ПЕСК
мне Трунов. — Я теперь холостяк. Семья А АА ме. te .
где-то в оккупированном районе, о ней ни Вкл В риарнк, Метрополь, Москва.
слуху, ни духу. И я полюбил Люсю, как  «МУЗЫКАЛЬНАЯ ИСТОРИК,
pont „дочь. Посмотрите на её кудряш- ue ne Моск. Планетарий _ т
a : БАРС» — Москва (инё
я днём).
Он достал из кармана гимнастёрки фото СОЮЗКИНОЖУРНАЛ № 29— Метрополь.

В ближайшие дни ва
экраны кннотеатров
ВЫПУСКАЕТСЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ
ФИЛЬМ

«ОНА ЗАЩИЩАЕТ РОДИНУ»
А М. Блеймана, И. Бондина.
mn Somat On ene Сталинской премия
vite оператор т лауреат Оталинской
т. Te ite удожник Н, Суворов.
В главных ролях:
Сталинской премии В. Марецвая,

Лауреат

артисты Л. Смирнова. И. Алейников.
. Производетво
Об`единённой киностудии художественных
фильмов,

г. Алма-Ата — 1948 г.