СУББОТА, 15 МАЯ 1943 г. № 113 (8105)

Схватка

Канонала, разыгравшаяся  нзожиданно,
как гроза в ясный солнечный день, скоро
достигла большой силы. Советские пуш-
кя били по переднему краю немцев. Сна-
ряды ложились точно в заранее пристре:
лянные цели.

Немецкий гарнизон деревни,  располо-
женной в полукилометре от переднего
края, был ошеломлён нашим артиллерий-
ским огнём. Даже из соседних деревень
и рощ немцы бросились
Было видно, как навстречу солдатам вер-
хом на коне скакал’ офицер. Он остано-
вил часть Эегущих и повэрч“/1 их’ в с10-
рону наших окопов. Но было уже поздно.

Канонада оборвалась сразу, и бойцы
подразделения, где командиром т. Турков,

врассыпную.

*

ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР

Передо боем

Гвардии старший сержант Пономарев
считается в подразделении лучшим  на-
водчиком. Сейчас он уже ‘командир ору-
дия, но его традиции наводчика служат
образцом для многих наводчиков и в Учё-
бе, н в бою. Все новички-наводники хо-
тят быть такими же искусными в этом
деле, как Пономарев.
  На учебной стрельбе гвардии сержант
 Галлиулов по команде Пономафева дела-
  ет три попаданая из трех выстрелов. По-
номарев говорит:

— Отлично! Промахов на войне не дол-
жно быть.

Свой авторитет меткого наводчика Поно-
Mapes приобрёл в боях за родину. На

бросились на передний край противника н
на деревню. Они действовали быстро,
помня указание командозания, что главное
в атаке — темп.

Через полчаса после того, как закончи-!
лась артиллерийская подготовка, командир!
получил рапорт:

— Цель достигнута, деревня занята, гар-
ЕИЗОН 6ё ПОЧТИ. полностью уничтожен.
Оставшиеся в живых немцы взяты в плеён
я конвоируются в штаб.

Враг понёс большие потери. Разведчик
Ныров заколол штыком троих гитлеровцев
и одного захватил в плен. Боец Соловь-
&в очередью из автомата прошил .пяте-
рых немцев; трое подняли перед ним ру-
КН.

Немцы три раза предпринимали  контр-
атаки, но принуждены были откатывать-
ся, теряя много солдат-и офицеров уби-
тыми и ранеными.

К концу боя над передним краем появился
немецкий самолёт-разведчик. Огнём из вин-
товок, автоматов HM противотанковых ру-
жей бойцы сбили фашистскую машину, и
она рухнула на землю. Командир экипажа
вражеского самолёта был ранен, выбро-
сился с парашютом и попал в плен.

Подразделение командира Туркова улуч-
шило свои позиции. За день бойцы этого
подразделения истребили несколько сот
гитлеровцев, взяли пленных и трофеи, в
том числе много двтомагов.

Л. КУДРЕВАТЫХ,
спеп, корреспондент «Известий».
ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 14 мая.

Дневной налёт
разведчиков

В последнее время на нашем участке
активизировали свою деятельность развед-
Чики,

„Немцы вели сильный огонь по нашему
переднему краю и ближним тылам. Неожи-
данно орудия и миномёты замолчали, на-
ступила тишина. Это показалось подозри-

зельным. Старшему лейтенанту Баяну бы-  Скоро Галлиулов показал себя виртуозом

ло поручено произвести разведку.

Старший лейтенант организовал
тцательно. Командиром группы был назна-
чек старший сержант
отправились помощник заместителя коман-
лира полразделения по политчасти т, Сте-
панов, старший сержант Ивин и красногр-
меец Морозов.

Вооружившись
гранаты, ‹ разведчики поползли вперёд.
Путь лежал по заболоченному, залитому
водой участку. Двигаться было чрезвычай-
но трудно. Порой приходилось пробираться
по горло в воде.

Но вот нейтральная зона преодолена.
Первым поднялся старший сержант. Кудря-
шев и бросил противотанковую гранату в
немецкий дзот. Выход из него был зава
лен. Но оказалось, что дзот имеет дру-
гую дверь, через которую стали убегать
немцы.

Кудряшев и другие разведчики брося-
лись наперерез бегушим. Один из немцев,
обер-ефрейтор Teprapar Клингер, был
схвачен Мвиным и Морозовым. Вместе с
пленным бойны стали быстро уходить от
переднего края. А в это время Кудряшев
и Степанов открыли огонь и уничтожили
несколько фашистов. Дзот был взорван
гранатами.

Разведчики привели
часть,

Каждого из участников этого дерзкого
налёта командующий армией наградил op-
деном Красного Знамени,

А. РОЗЕН.

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 14 мая.

‹языка» в свою

Кудряшев. С ним

томат paca тив РИЛЛ
те ЗИ RS a wasnt па братьев, но Андрей у него

практике он убедился, насколько необхо-
дима полная взаимозаменяемость бойцов
всего орудийного расчёта. Когда во вре-
мя боя выбывает один из номеров, его
должен с полным знанием дела заменить

другой. А, если этого не предусмотреть

заранее, то оказывается в тяжёлом поло-
жении весь расчёт, может ‚ умолкнуть
орудие. Е

Однажды в самый разгар вражеской
контратаки выбыл из строя командир озу-
дия, где Пономарев был наводчиком. Об-
становка создалась напряжённая. Немцы
напирали, и стоило только’орудию умолк-
нуть, они ринулись бы в эту сторону. На-
водчик Пономарев в критическую минуту
заменил командира офудия, и по его ука-
занкиям расчёт ` обрушился на огневые точ-
ки противника. Немны пытались уничто-
жить пушку миномётами, стреляли по ней
из орудий и, наконец, послали танк под
прикрытием миномётного и пулемётного
огня. Но Пономарев двумя снарядами
разбил вражеский танк,

В другом ожесточённом бою командир
орудия Пономарев был рамен в голову.
Но он не ушел на медпункт, а занял ме-
сто раненого наводчика, так как появи-
лись немецкие танки.

Один за другим были пущены три сна-
ряда. Головной танк завертелся на одной
гусенице и стал. К нему поспешил дру-
гой, намереваясь отбуксировать подбитую
машину. Пономарев несколькими точными
выстрелами поджёг и этот танк. Немец-
кие танкисты стали выскакивать из обеих
машин через верхние люки и тут же
гибли под огнём советских автоматчиков.
Контратака была отбита.

Гвардии сержант Галлиулов пришёл в
подразделение угрюмым, неповоротливым
парнем. Первое время многие в подразде-
лении были им недовольны. Но перед на-
ступлением его зачислили в расчёт Поно-
марева.

— Будет из парня прок, голова у него
на месте, — сказал Пономарев и иринял-
ся учить и воспитызать Галлиулова.

С каким рвением, с какой настойчиво-
стью боролся потом Галлиулов за место
наводчика! И Пономарев, став команди-
ром орудия, назначил его ° наводчиком.

наводки. Честь  орудийного расчёта OH

дело оберегал теперь, как свою личную честь.

От прежней его нелюдимости, неуклюже-
сти не осталось и следа.

— Галлиулов родился в наступлении, —
шутят товарищи.

На учебной стрельбе выступают также
новички — два брата донбассовны Ku-
и Андрей `Коровченко- Кирилл —

\ помощником. С начала войны и до не-

давнего времени Кирилл Коровченко был
партизаном. На его счету десятки убитых
немецких солдат и полицейских. С осво-

бождением Красной Армией родного’ рай-
‘она Кирилл попал в артиллерийское под-

разделение. С ним пришёл и его стар-

‘швий брат.

Кирилл Коровченко жадно. изучал тех-
‘нику стрельбы, расспрашивал стариков,
  как ведёт себя орудие в бою, и теперь
держит экзамен на наводчика. Ему даны.
три снаряла для поражения движущегося
танка. Кирилл, ‘услышав команду, спокой-
но, но очень быетро навёл орудие и дал
‘три выстрела, Все три снаряда попали в
цель. )

Сноза прозвучала команда. За тря ми-
 нуты Андрей Коровченко двумя снарядами
  уничтожил цель.

На этом же полагоне происходила ио-
верочная стрельба бронебойщиков. Здесь
отбирались лучшие из них для общевой-
‘скового слёта бронебойщиков. Это в боль-
шинстве своём люди, не раз смело встре-
чавшие танки врага. У каждого есть уже
свои приёмы уничтожения вражеских
  машин. Но, делясь воспоминаниями 0
прошлых сражениях, каждый прислуни-
вается к словам товарища: не скажет ли
тот чего-нибудь нового, что может быть
полезно в бою.

Боец Арцыбашев несловоохотлив.

— У нас все курские такие, — гово-
рит он.

Рассказывают, что Арцыбашев, придя в
подразделение, первое время отвечал на
вопросы одним словом: «да» или «нет».

Теперь Арцыбашева не узнать.

— Участвовали мы в боях два раза,—
рассказывает он. Да что это за бой,
когда шло отступление... А вот мы были
в бою, когда наступали,
другая жизнь! Занимаем это мы проти-
вотанковую оборону, а немны о возьми и
прорвись. С восьмью танками и двумя
батальонами пехоты они подошли к “селу
и были нами уничтожены начисто... Мы
  из противотанкового ружья уничтожили
один танк и два пулемёта... Лично я, го-
есть. Прополз навстречу танку и ударил.
 Ну, он там и остался. без задних ног...

На испытательной стрельбе Арцыбаше-
ву пришлось вызтупать два раза. Оба ра-
за он мгновение думал, примерял в уме,
а потом все его шесть выстрелов точна
поражали цель.

Война научила бойцов” любить своё
оружие, беречь его и в совершенстве вла-
деть им.

— Колхозницу ‘° Анастасью всё ещё
крепче любишь, чем  противотанковое
ружьё? — шутя, спрашивает командир у
Арцыбашева.

— А кто его знает, товарищ  коман-
дир! — отвечает бронебойщик. — Настя
девушка хорошая. И ружьишко работает
пратив врага всегда безотказно. Вот 4
полюбишь его. Идёт на тебя фашистский
танк, смерть изрыгает, а ты обнял ружье:
выручай! И выручает, Танк становится
мёртвым, а то и вспыхнет ешё, если хо-
роню угодишь...

Со  стрельбища уходят бойцы, дав
85 процентов отличных попаданий #
15 процентов хороших. А через’ два часа
истребители танков. спешат занять боевые
позиции,

‘ Иван ЛЕ,
спец. корреспондент «Известий».
ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ.

Браттям

Друзья мои! Прекрасен наш союз...
Пушкин.

Шоб ус слов’яни стали
Добрими братами...
р Шевченко.

Коман, що рфжаля за Сулою,
Ржуть 1 нин] в далях огняних,
Древн! стяги нас ведуть до бою
За проммня верховин нових.

Труби, що трубили в Невоградь —
Хто урве 1х несмертельний звук,

Щоб. дали уклы мн ржав@ зрадь
Ноб зламали Святослав в лук?

Чи дарма, коли восна жадана
Обяла вольную см’ю,

Як правицю м!лного Богдана,
Мк до Сходу простягля свою?

по Союзу

Поруч, браття, ми були в невол,.
Разом ми громили вражу рать,
Тож тепер на мор! Й суходом
Нас нхто не може роз’еднать.

Хто ж дав право зрадникам лукавим
Вщ того народу говорить,
Що в змаганн! з нелюдом кривавим
бднстю 1! дружбою горить?

Мозок наш — Москва високочола,
Серце наше — славний Ки!в-град;
Хай наш Мськ тепер — пустиня гола,—
Завтра знев розквйтне в, як сад!
\ 1
Bigua KaatTBa: 8 panocti i B гор!
Йти нам опл, вольност! сини, —
Г в нмецьюм не потонуть мор!
Наш! братськ! золотЁ човни!

Максим РИЛЬСЬКИЙ.

так STO COBCEM

ЧЕРНОМОРСКИЙ ФЛОТ.

Эскадренный гвар-
дейский миноносен «Сообразительный» идёт
на боевую операцию. ‘

Фото Е. Халдея. (ТАСС).

Производственные
мастерские
ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

По окончании учебного года городские
школьники выедут в деревню на сельско-
хозяйственные работы, в пионерские лаге-
  ря, здравницы и на дачи. Но значительное
количество учащихся средних и неполных
средних школ, а также воспитанников го-
  родских детских домов останется на лет:

ний период в городах,

Летом прошлого года в Москве и неко-
торых областных центрах при школах бы-
ли созданы производственные мастерские,
которые сыграли большую воспитательную
роль и дали подросткам профессиональные
навыки. $

В нынешнем году с той же целью на-
мечается широко развернуть сеть произ-
водственных мастерских при школах; дет-
ских домах и внешкольных учреждениях.

Продукция, выпускаемая этими произ-
водственными мастерскими из отходов
производства местной промышленности и

промкооперации, будет распределяться ме-
жду детскими учреждениями для удовлеё-
творения ‘нужд самнх учащихся.

_ Продолжителеность работы в мастер-
ских —4 и 6 часов в день. На каждые
100 учащихся в мастерских будет один
‚преподаватель-воспитатель.

Комсомольские организации обязаны по-
мочь органам народного образования в
оборудовании мастерских, в снабжении их
отходамн производства, подборе воспита-
телей‘ и, главное, в организации воспита-
тельной работы срели школьников, об’еди-
нённых в производственные коллективы.

Рыба и рыбные консервы
сверх плана

ВЛАДИВОСТОК, 14 мая. (По телеф. от
соб. корр.}). Рыбаки Приморья, успешно
резлизовав ‘апрельский. план добычи и об-
работки рыбы, продолжают увеличивать
темпы своей работы. Рыбокомбинат «Пу-
тятин» за последнее время добыл сверх
плана 18.000 пудов рыбы и дал 750 ящи-
ков консервов,

Рыбокомбинат острова Попов к началу
этого месяца сверх плана добыл более
20.000 пудов рыбы и дал 2.000 ящиков
консервов. В связи с первомайским прика-
зом товариша Сталина коллектив этого
комбнната обязался добыть в нынешнем
году сверх плана 120.000 пудов рыбы, го-
довой план выработки консервов выпол-
нить к 1 августа и к концу года дать
сверх плана 15.000 ящиков консервов.

Всевобуч в Сталинграде

СТАЛИНГРАД, 14 мая. (ТАСС). Под-
ходят к концу занятия по 110-часовой
программе в подразделениях  всевобуча.
Подразделение младшего лейтенанта т. Во-
робъёва хорошо освоило программу. Моло-
дые бойцы умело стреляют, окапываются,
бросают гранаты, ловко переползают по-
пластунски,

и ——_——_—————————————————————о—.

Готовность

Ветренный майский день подходит к
концу. Медленный закат позолотил ‘том-
кий край облака, проплывающего над
аэродромом. Стихает порывистый ветер.

Младший лейтенант Бизяев выходит из
землянки и маправляется к самолёту,
стоящему возле взлётной площадки. Би-
зяев одет в синий летний комбинезон.
В руках у него кожаный шлем с. длин-
HHMH проводамн радионаушников.

Возле самолёта его встречают техник
и оружейник. Он обменивается © ними,
двумя-тремя фразами. Надев mapannor 4
став сразу после этого неуклюжим, лётчик.
взЗбирается на крыло истребителя и, ото
двинузв прозрачную, полукруглую крышу
кабины, садится в машину.

Через секунду ` из самолёта, откуда-то)
из самых недр его доносится глухое ур-
чанье электромотора. Трёхлопастный винт
пряходнт в движение. Он’ вращается все.
быстрее и быстрее, как бы подгоняемый
усиливающимся рёвом мощного мотора.
Самолёт слегка покачивается, Ему трудно
устоять на месте, Розовые блики заката
отражаются, как в зеркале, в сверкаю-
щем круге винта. 5
Техник стоит возде самолёта, слушая,
знакомый ва всех оттенках голос мотора.
Пилот то прибавляет, то убирает газ. Он
пробует мотор на малых и На’ больших.
оборотах. Далеко позади самолета взле-
тает над землей оброненная кем-то газета.
Прягибается под сильной струёй воздуха’
весенняя светлозелёная травка.
Опробовав мотор, прогрев его как сле-
дует, пилот выключает зажигание. Сразу
наступает удивительная тишина, Слышно,
как где-то под самым облаком прощает-
ся с солицем жаворонок. Далеко, на про-
тивоположном краю аэродрома беззвучно.
приземляется едва различимый в сгустив»
шихся сумерках связной «У-2».

Бизяев сидит в кабине самолёта. Кон-
цы проводов, идущих от наушников его
шлема, присоединены к радиоприемнику
К горлу пилота прижаты эластичные пла-
стинки  ларингофона. Бизяев негромко
произносит: «Я ландыш номер один.
Хорошо меня слышите?» Он дважды по-
вторяет этот вапрос, Ответ приходит сра-
sy. B наушниках звучит‘ знакомое: «Я =
тюльпан. Слышу. вас хорошо».

Саязь с командным пунктом полка про»
варена. Теперь остается проверить покА-

никах

номер один

зания приборов. Пилот включает свет в
кабине. Перед ним на доске приборов ка-
чаются, передвигаются с места на место,
вздрагивают от прикосновения его руки к
кнопкам и рычагам белые, красные, оран-
жевые стрелки на чёрных циферблатах.

Итак, всё в полном порядке. Можно
взлетать.
Лётчик откидывается на спинку си-

денья и снимает ноги с педалей. Так си-
дит он, положив руки на’ рычаг управле-
ния, провожая взглядом неторопливо ухо-
дящее на запад, вслед за солнцем, теперь
уже потемневшее облако.

Проходит. час. Ничто Ha аэродроме не
предвещает близкого старта. Техник и
оружейник разостлали на траве возле са-
молёта брезент и сидят, негромко разго-
варивая о чем-то. ;

Ешё один час уходит в ночь. Стало
совсем темно. Контуры истребителя сли-
ваются с тёмной стеной соснового леса,
окаймляющего аэродром, х у

Бизяев сидит в кабине самолёта. Он
находится в состоянии готовности номер
олин. Это значит: как только в его науш-
прозвучат слова; «В воздух!» —
истребитель будет уже над аэродромом и
пойдёт в атаку. Это значит, что пилот и
его скоростная машина готовы к бою в
любую секунду, и в любую секунду мо-
гут встретить грудью оврага и преградить
ему дорогу к городу.

В тот час, когла Бизяев и четверо его
друзей в машинах, стоящих в один ряд
возле взлётной полосы, находятся в со-
стоянии готовности номер один, город
отдыхает после трудового дня.

Такое же небо простирается и над этим
будто крепко уснувшим аэродромом. Лю-
ди, оберегающие с воздуха подступы к
городу, бодрствуют, руки их лежат Ha
рычаге управления, воля и внимание их
напряжены и собраны для ь

Днём и ночью, сменяя друг друга, пи-
лоты сидят в кабинах истребителей, Де-
журные эскадрильи, находящиеся в CO-
стоянии готовности номер один, ‘стерегут
воздушные рубежи.

В то время как ночные эскадрильи
стоят у взлётной полосы, в землянках
отдыхают - лётчики, чей день прошёл в

чем напряжении,
n Сегозия, ак обычно, ‘проведены быля
разнообразные _ полёты:

Лётчик, подобно музыканту, должен не-
прерывно тренировать себя, чтобы в ре-
шающие минуты воздушного боя быть во
всеоружии своего лётного мастерства. Йо-
этому не только молодёжь полка, но
и опытные лётчики, украсившие кабины
своих самолётов пятью—семью звёздами
по количеству сбитых вражеских машин,
проходят ежедневную тренировку. Она
органически входит в то состояние готов-
ности номер один, которое ‘несовместимо
с малейшим ослаблением боевой выучки.

Ровно в полдень ушли в воздух две
эскадрильи истребителей. Одну из них
возглавил Герой Советского’ Союза ка-
питан Горбатюк, другую — капитан По-
ляков. Обе эскадрильи получили задание
пройти по маршруту и в определённый
час над заранее условленным пунктом
встретиться и провести воздушный бой.

Полёт по’ маршруту прививает лётчик
навыки точной ориентировки, доведённо
HO такой степени, когда он, не глядя на
карту. мгновенно определяет своё место.
Обстановка воздушного боя требует Ta-
кой способности ориентироваться на ме-
стности, при которой не будет зря по-
трачено ни одной секунды на определе-
ние пункта, оказавшегося под крылом са-
молёта. й

ИНурман полка майор Федотов, сидя в
землянке командного пункта, наблюдал за
полётом двух эскадрилий. Перед ним ле-
жала карта маршрута, и, слушая краткие
донесения экипажей, спрашивая их по ра-
дио, он следил за выполнением боевого
задания, отмечая каждый промах, каждую
неточность, скрыть которую никак невоз-
можно при. наличии радиосвязи с каждым
самолётом.

Первая часть полёта прошла почти бе-
зукоризненно. Все’ самолёты о выполнили
задание по маршруту на заданной высоте
и в точные сроки. Штурман ждал с не:
терпением момента встречи  эскадрилий
над населённым пунктом. Здесь им пред-

завязавшегося боя. Первым увидел про-
тивника Поляков. Он повел в атаку свою
эскадрилью. У него уже большое пре-
имущество перед Горбатюком. Кто пер-
вым увидит в воздухе противника, тот
даже при совершенно равных силах уже
получил преимущество в бою, Он выиграл
секунду-другую, он атакует первым.

Горбатюк провёл этот бой столь же хо-
ролю, как и его «противник», штурман
полка не усмотрел в его действиях ни-
каких погреностей, но победителем при-
знан был Поляков. Он первым увидел
противника. Восемь минут длилась воз-
душная схватка над населённым  пунк-
том. самолёты правильно вышли из
боя и точно по маршруту вернулись на
аэродром.

‘Ha обратном пути обе эскадрильи про-
вели ещё штурмовку наземных целей. Са-
молёты один за другим заходили на цель,
представлявшую собой макеты самолётов.
В задачу стрельбы по наземным целям
входило поражение трёх макетов на «от-
лично» и двух макетов на «хорошо». На
этот раз штурман не мог выделить ка-
кую-либо из двух эскадрилий. Обе они
одинаково хорошо выполнили задание,

После неболышой передышки, во время
которой техники и оружейники осмотрели
машины, заправили их горючим, пополни-
ли боезапас. лётчики снова заняли свои
места в кабинах и провели учебные по-
лёты .со стрельбой по конусу н одиноч-
ным воздуптым боем, Это была TpeHH-
ровка на точность стрельбы в различных
  положениях, с разных дистанций и целый
каскад фигур высшего пилотажа, Это бы-
ла подготовка личного состава полка к.
тому состоянию готовности номер один,
которое возможно только при условии
непрерывной тренировки.

..День и ночь у взлётной площадки
аэродрома стоят эскадрильи истребителей,
готовые по первому сигналу уйти в воз-
дух и вступить в ‘бой с вражескими са-

стояло провести групповой воздушный
бой

Стрелка часов подошла к часу дня.
Через пять минут они должны встре-
титься, — сказал Федотов, прислушива-
ясь к шелесту репродуктора.

Прошло пять минут. Под низкими сво-
дами землянки прозвучало спокойное; «Я—
ландыш номер два. Вижу справа против-
ника. Атакуюз,

— Молодец  Поляхо»! — воскликнул

молётами. В кабинах скоростных машин
бодрствуют люди. Время от времени
тишину аэродрома разрывает рёв ` мотора.
Самолеты стоят неподвижно на месте,
Лётчики  прогревают моторы. Машины
должны быть готовы в любую минуту к
бою. Самолёт и его командир стоят на
вахте в состоянии готовности номер один.

И. ОСИПОВ, .
специальный корреспондент «Известий».
ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, Н.СКИИ

Налбты нашей авиации на

ные узлы и станции — Орел, Карачев,

са—ДЛно. Новосокольники-— Себеж, Пустош

станции Сножеотьекая наблюдением устанюв

Одновременно Halla авиация пронэвела

Забота о город

/Ha протяжении ряда лет правительство
выделяло десятки миллионов рублей на
жилищно-коммунальное строительство в го-
родах и рабочих посёлках. Государство
требовало от местных Советов неустанной
заботы о населении, улучшении условий
жизни трудящихся. Особое значение при-
обрело городское хозяйство во время вой-
ны. Тёплое, благоустроенное жилище, свое-
временное снабжение водой, возможность
быстро доехать до работы, помыться в ба-
не, провести культурно досуг в парке, —
всё это совершенно необходимо для сохра-
нения сил десятков миллионов людей, са-
моотверженню работающих для фронта.
Желая поставить советских людей в
невыносимые условия, гитлеровские банди-
ты при своём отступлении из наших горо-
дов взрывали здання, варварски ломали
оборудование водопроводов и бань, Усилия
местных организаций в освобождённых го-
ролах направлены были зпрежде всего на
TO, нтобы восстановить разрушенное ком-
мунальное хозяйство, создав для граждан
хотя бы мннимум удобств, необходимых
для жизни и труда. В ранее оккупирован-
ных районах Тульской, Московской и
Калининской областей благодаря энергич-
ным действиям’ мастных советских и пар-
тийных органов ’и больнюй помощи госу-
дарства восстановлены и работают сотни
коммунальных. предприятий и учреждений.
Отремонтированы и заселены 619 разрушен-
ных домов с площадью свыше’ 70 тысяч кв.
метров в городах Тульской ‘области, 300 до-
мов с плошалью около 40 тысяч кв. метров в
Московской области. Быстро были пущены
в эксплоатапию водопрсволы в Клину, На-
ро-Фоминске, Можайске, Туле, Калуге,
Сталиногорске. Восстановлены и дают элек-
троэнергию населению. и _ предприятиям

электростанции Дмитрова, Солнечногорска,

Клина,  Малоярославца,
чительная работа по
оздоровлению городов, их санитарной
очистке. Открыто’ много бань,  прачеч-
ных,  дезинфекционных камер. В при-
фронтовых ‘условиях ленинградцы отре:
монтировали 750 километров водопроводной.
и канализационной сети, остеклили свыше!
600 ‘тысяч кв, метров окон, построили де-
сятки тысяч печей, Большую работу по’
наведению порядка в коммунальном хозяй-
стве проделала Москва. Советские органы
столицы организовали беспрерывную, в те-
чение всего года, заготовку и вывозку топ-
лива, широко привлекли население к про-
ведению ремонта жилых домов и санитар-
ной очистке города.

Местные. Советы ‘многих городов прояв-
ляют большую инициативу и изобретатель-

благоустройству и

ность в налаживании нормальной деятель-

ности коммуналыных предприятий и учреж-
дений, в наведении чистоты в городе.
Однако проверка, проведенная Наркоматом

Государственного Контроля РСФСР, пока-.

зала, что некоторые областные и городские
исполкомы Советов решили, что в условиях
войны можно не заботиться, о коммуналь-
ных нуждах граждан, Эти горсоветы ‘не
извлекли уроков из первой военной зимы
и поставили в тяжёлое положение свои
города в зимние месяцы. Кое-где почему-то
сочли возможным не заниматься заготов-
кой топлива. В результате в Горьком, на-
пример; 8/37 коммунальных домах бы-
ло ‘выведено из’ строя’ центральное отоп-

ти центральных котельных, в результате
которой повреждена отопительная система
в 19 домах. В Соликамске в 56 домах бы-
ли заморожены и водопровод, и канализа-
ция.

Безрукость некоторых местных Советов
привела к тому, что прошлогодние ассиг-
нования на ремонт эданий не были полно-
стыю исполёзованы. Например, в Молотов-
ской области средств на ремонт израсхо-
довано всего лишь 28 проц., в Горь-
ковской — 62 проц. В городе Выксе за
весь 1942 год капитально отремонтирован
только один дом. Такое «освоение» специ-
ально отпущенных государственных средств
должно квалифицироваться, как преступ-
ная бездеятельность работников комму-
нальных отделов местных Советов. На ре-
монт зданий государство отпустило в этом
году большие средства: по РСФСР — 196
миллионов рублей на капитальный ремонт
и 75 миллионов рублей на текущий ремонт
из средств местного бюджета. Надо, что-
бы эти деньги были полностью использо-
ваны, и притом’ © наибольшей пользой для
дела. у

Мало, чрезвычайно мало внимания уделя-
ют местные организации заготовке строи-
тельных материалов. В городе Кулебаки
Горьковской области ‘для ремонтных работ
нужно было заготовить 35 тысяч штук
кирпича, а заготовлено всего лишь 5 ты-
сяч. Между тем в Кулебаках имеется
кирпичный завод Местной промыитленностя,
который мог бы полностью удовлетворить
потребности в кирпиче. Руководители Мо-
лотовского облкомхоза ликвидировали обл-
жиленабобыт, передав разным организациям

ление. В Дзержинске допущена авария се-

‘иелезнодорожные УЗЛЫ,

станции и аэродромы противника

12. 13 ив ночь на 14 мая чаша авиация произвела налёты нз железнолорик-

Muenen, Волосово, Лозовая, Дебальцево и

другие. Наши. самолёты бомбарлировали таже железнодорожные эшелены и авто-
колонны противника на дорогах Тосно— Любань, Урлик-— Красное Село, Старая Рус-

ка-——Витебск- Невель, Орёл—Глазуворка,

Мценск— Орба, Харьков—Белтород, Харьков-—Дозовая, Барвенкове— Славянск. В р6-
зультате бомбардировки разбито много парозозое, уничтожено ло 300 железноторож-
ных вагонов и более 200 автомашин < вооружением и военной техникой, взорвано
несколько окладов © горючим и боеприпасами.

Особенно эффективной бомбарщировке была подвергнута
(восточнее г. Брянск) и склады боеприпасов протизнава в районе этой станции. На

станция  Снежетьекая

лены большие пожары и взрывы железно-

дорожных эшелонов. В расположении CRAB бееприпасзв также наблюдались по-
жары, сопровождавнихеея взрывами большой силы.

налёты на аэродромы противника.

В возтупных боях и на аэротромах уничтожено 72 немецких самолёта. С боевых
действий не вернулись 23 наигих самозёта..

ском хозяйстве

Н. ВАСИЛЬЕЗ

нарком Государственного Контроля РСФСР

его предприятия: лесозавод,  известковое
производство, магазины, водный и гужевой
транспорт. Эта «реорганизация» привела к
тому, что заготовкой и снабжением города
местными строительными материалами в го-
роде перестали заниматься.

Местные работники коммунального хо-
зяйства должны исходить из одного —
решает всё их инициатива, их умение
найти на месте всё необходимое для
поддержания в порядке жилишного фон-
да в городе. Каждый город, даже в пре-
делах близлежащего района. может изы-
скать и строительные материалы, и нн-
струменты, и необходимую рабочую силу.
Каждый район богат у нас сырьём, ма-
терналами и т. д. Нужно только не
ждать, пока кто-то пришлёт готовое, а
налаживать на месте производство и 3за-
готовку нужных материалов.

Плохо организована во многих городах
и санитарная очистка. В некоторых горо-
дах очистка производится кампанейски,
путем устройства месячников, декад, вос-
кресников, но нет организованной, плано-
мерной вывозки нечистот в течение всего
года. В центре города Кулебаки образова-
ны четыре свалки. Даже дворы таких уч-
реждений, как горжилуправление, KOM-
мунальный трест, милиция, нарсуд, рай-
исполком, загажены нечистотами.

Планы вывозки нечистот составляются,
за редким исключением, исходя не из
об’ема работ, а из наличия транспорта. В

Богородске скопилось свыше 15 тысяч
кубометров нечистот, а горкомхоз пла-
нирует вывозку их только в размере

90 кубометров в месяц. При таком «пла-
не», даже если он, будет выполняться на
200 проц., для очистки города потре-
буется около... 10 лет. Этот смехотвор-

Сталиногорска.   ный план Богородский горкомхоз в фев-
За время войны в стране проведена зна:

рале 1943 года легко перевыполчил, и,
хотя он скопил в городе 15 тысяч кубо-
метров нечистот, получил от облиспол-
кома переходящее красное знамя и пре-
MHL,

Эти возмутительные факты — результат
беспечности некоторых руководителей мест-
ных Советов, глупейшей антигосударствен-
HOH «теории», что раз война, то можно за-
быть и о топливе для жилищ, и о 6ба-
нях, и о прачечных, и о трамвае. Иные
«работники» руководствуются правилами
шедринского градоначальника. «..Ежели
чувствуешь, что закон полагает тебе пре-
пятствие, то, сняв оный со стола, положи
под.“ себя. И тогда всё сие, сделавшись
невидимым, много тебя в действии облег-
чит». И решают просто — постановления,
в том числе и свои, собственные, убира-
ют «под себя», а горы мусора и нечи-
стот изо дня в день растут, жилой фонд
приходит в негодность. бани перестают
  работать и т. д. Такие люди не хотят
понять, что своей нерадивостью по отно-
шению к городскому хозяйству они дезор-

ганизуют быт трудящихся и наносят
огромный ущерб промышленности,
Непорядки в коммунальном хозяйстве

об’ясняются ещё и тем, что многие руково-
дители областных и городских Советов
не занимаются подбором руководящих
кадров, ‘непосредственно  организующих
работу по благоустройству городов. Сре-
ди работников коммунального хозяйства
огромная текучесть. В Кировском районе
г. Горького в течение одного года сме-
нилось 7 начальников жилуправления, в
Ленинском районе —6, в Сталинском — 5,
в Куйбышевском —4. Только с октября
1942 г. по март 1943 г. в г. Молотове
сменилось 5 управляющих банно-прачеч-
ным трестом. Некоторые из них пролер-
жались на этой должности... по 17—
20 дней. Такая ‘чехарла наблюдается и
среди управляющих домами. Всё это ве-
дет к обезличке, к ‘безответственности,
а в конечном итоге — к развалу дела.

Ешё 17 октября 1937 года правитель-
ство приняло специальный закон «О со-
хранении жилищного фонда и улучшении
жилищного. хозяйства в городах». Этим
постановлением на местные Советы иго-
сударственные учреждения были возло-
жены управление государственным жилым
фонлом и ответственность за его сохран-
ность, Нужно, чтобы эта директива пра-
вительства строго выполнялась. Никаких
ссылок на военное время! Никаких оправ-
даний нельзя’ принимать в расчёт. И
во время войны советские города долж-
ны быть в надлежащем порядке. Этого
требуют интересы трудящихся, интересы
страны.

НО Комиссариату Коммунального
Хозяйства РСФСР следует установить
живой, оперативный и жесткий контроль
за деятельностью местных органов в 06б-
ласти благоустройства городов. Беспеч-
ности и разгильдяйству в этих делах,
какими бы соображениями эта беспеч-
ность ни прикрывалась, надо положить
конец,

Обмен книгами с США

ЛЕНИНГРАД, 14 мая. (По телеф, от
соб. корр.). В начале Великой Отечествен-
ной войны Государственная Публичная
библиотека имени Салтыкова-Щедрина от-
правнла Калифорнийскому университету
(США) книги по истории русской куль-
туры.

Недавно университет прислал письмо, в
котором благодарит работников библиотеки
за посылку и обращается с просьбой вы-
слать книги по истории русской литера-

туры. ИПодобраны и подготовлены к от-

правке «Древняя русская литература
XI—XVI веков» академика А. С. Орловз,
«История древней русской литературы»

профессора Н. К.Гудзия, «Очерки истории
русской сатирической литературы ХУШ
века» В. П. Адриановой-Перетц и другие
работы.

Калифорнийский университет, в свою
очередь, отправляет. Публичной библиоте-
ке ряд’книг, вышедших в США.

Угольные составы разгружаются досрочно

ХАБАРОВСК, 14 мая. (По телеф. от
соб. корр.). Передовые коллективы Даль-
невосточной железной дорсги с первых
дней мая резко ускорили темпы разгрузки
угольных кольцевых маршрутов.

На станция Бира угольный состав раз-
гружен и отправлен в обратный рейс на

1 час 50 минут раньше срока. На стан-
ции Вяземская рабочие склада топлива за
1 час 45 минут разгрузили 36 вагонов. с
углем. Грузчики ‚ Костюрин, Пивоваров,
Иващин и другие систематически перевы-
полняют нормы ‘выработки на 300—400 проц.
Успешно работают грузчики станций Би-
кин и Архара.