mes

Е y Sine

Благоустройство городов
и рабочих поселков

Ha pany с крупными промышленными и
культурными центрами — Новосибирском,
Томском в нашей области довользо мно-
го малых городоз — Татарск, Барабинск,
Куйбышев, Черепаново, Искитим, Колпаше-
во и большое число рабочих поселков и
районных центров. Развивая коммунальное
хозяйство Новосибирска и Томска, мы по-
следние годы почти совершенно He зани-
мались малыми городами. Между тем за
время войны все эти города выросли, обо-
гатились эвакуированными предприятиями.
Каждый из этих прежде незначительных

городов сейчас представляет собой или
значительный промышленный узел, или
экономический центр грутивх прилегающих
к нему  сельскохозяйственных районов.
Сильно возросло и населенне, состояние
же коммунального хозяйства осталось

здесь на прежнем уровне. Никто не зани-
мается благоустройством, ремочтом зданий,
озеленением. У некоторых работников ме-
стных Советов одно время даже сложи-
лась вредная «теория»: «Сейчас война —

не до этого. Кончиям войну, тогда займём-

ся наведением чистоты, порядка».

Почти два гола войны советского наро-
дла против немецко-фашистских захватчиков
показали всю вредность такого отношения
к насущным нуждам широких масс населе-
ния. Некоторые местные Советы уже с
прошлого лета начали ‘уделять больше
внимания благоустройству ` городов, насе-
лённых пунктов. В небольшом сельском
районном нентре — Чистоозерном тру-
дяшиеся без каких-либо государственных

ассигнований посадили ‘на улицах, площа-
отремонтировали
построили

дях 12 тысяч деревьев,
дороги, соорудили два моста,
500 погонных метров тротуаров и даже
провели водопровод к бане. Вее эти рабо-
ты ни в какой мере не отразились на ходе
текущих сельскохозяйственных кампаний.

В нынешнем году исполком
ского областноге Совета поставил своей
задачей поднять малые города и районные
центры, силами самих трудящихся прове-
сти в широких размерах благоустройство. .
Исполком разработал конкретные меропри-
ятия по улучшению бытового обслужива-
ния трудящихся по каждому городу, ра-
бочему посёлку, районному нентру.

В Татарске в этом году будет построе-
на новая баня, проложена водопроводная
магистраль протяжением свыше километра,
выстроены два новых шахтных колодца.
Большие работы будут проведены там по
ремонту дорог, тротуаров, мостов и озеле-
нению улиц. В Куйбышеве строится водо-
провод с переключением водозабора из}
реки на скважину, расширяются бани, озе-
леняется ряд улиц. Черепановский горсо-
вет ремонтирует 26 тысяч квадратных ме-
тров улиц, строит более тысячи квадрат-
ных метров тротуаров. В городе будут
также отремонтированы мосты и переобо-
рулована электростанция. Значительные
работы намечены в Бердске, Барабинске,
Болотном, Тогучине и других городах и
рабочих посёлках.

Население с большим пол’ёмом встрети-
ло мероприятия по благоустройству своих
городов. Этому вопросу были посвящены
сессии местных
трудящихся во главе с депутатами Советов
ранней весной приняли участие в очистке
своих городов. По примеру Новосибирска,
где в очистке города в начале весны уча-
ствовало 450 тысяч человек, большую ра-
боту но наведению чистоты и санитарного
порядка провели Советы Томска, Иски-
тима, Черепанова, Колпашева.

Новосибир-

Советов. Десятки тысяч

В Шегарском районе коллективы пред-
приятий, учреждений взяли обязательство

‚ежедневно работать несколько часов по!
благоустройству районного центра. В тече-
‘ние двух месяцев шегарцы выполняют
обязательство. Сейчас в селе Мельниково—
\ центре Шегарского района—силами трудя-
щихся ведётся строительство тротуаров,
 профилизование, гравирование улиц; в Ке-
  дровом Бору устраивается парк культуры
и отдыха, заканчивается оборудование
  спортивной площадки. Большие работы по
озеленению проводят Мошковский, Аси-
новский районные Советы. В Болотном на-
‘чаты мощение улиц, строительство новых
  тротуаров; уже закончено высаживание ше-
  сти. тысяч декоративных деревьев. В Ми
‘хайловском, Пышкино-Троицком, Чановском
  районных центрах строятся’ бани. В’ Чере-
 нанове построили. прачечную, заканчивает-
‘ся оборудование прачечной и в Куйбыше-
ве. Во многих городах и районных цен-
трах с мая развернулись работы по строи-
тельству, капитальному ремонту комму-
нальных предприятий жилого фонда.
Проведение этих работ в большой мере
зависит от обеспеченности необходимыми
строительными материалами. Исполком об-
ластного Совета обратил особое внимание
нз увеличение производства местных строй-
материалов. Леспромхозы области в ми-
нувшую зиму заготовили для нужд мест-
ного коммунального строительства и ре-
монта 120 тысяч кубометров древесины.
Первые баржи с лесом для Новосибирска
и западных районов области отправлены
уже из Нарыма. Прибыли первые плоты
заготовленного леса из Ордынского и Су-
зунского районов. В Новосибирске, Томске
срганизована распиловка древесины, пред-
назначенной для ремонта` жилого фонда.
В Искитиме выработаны крупные партии
  искусственного мела, извести. Приняты ме-
  ры к увеличению выпуска на предприя-
тиях промкооперации оконного стекла—до
конца года будет выпущено не менее’
50.000 квадратных метров. Исполком об-
ластного Совета решил организовать в го-
родах магазины, склады по торговле кир-
пичом, мелом, известью, чтобы трудяшие-
ся могли по доступной цене приобрести
необходимые для ремонта материалы.
Потребность в материалах для ремонт-
ных работ и благоустройства должна быть
полностью обеспечена на месте. Но было!
бы неправильно делать, скажем, тротуары

только из досок, когда во многих наших

городах можно их сделать из плетня, за-
сыпать шлаком, песком. Заборы кое - где
думают строить только из теса, в то: вре-
мя как имеется болышая возможность де-
лать их из глины или плетневые, обмазан-
ные глиной и побелённые известью.

В городах отделы кеммунального хозяй-
ства создают ремонтно-строительные брига-
ды из домохозяек и учашихся. В ряде
мест с успехом привлекаются к ремонту
домов на договорных началах сами жильцы.

Огромную роль в выполнении намечен-
ной программы работ по благоустройству
должно сыграть социалистическое сорев-
нование. Областные организации учредили
переходящее Красное Знамя и создали
особый фонд премирования городов и ра-
бочих посёлков, сумевших наиболее ус-
пешно провести работы по благоустройству
населённых пунктов. В июле будут под-
ведены первые итоги этих работ..

И. ГРИШИН,
председатель исполкома Новосибир-
ского областного Совета депутатов
трудящихся. ;

НОВОСИБИРСК. (По телеграфу).

{Щены фронтовиков овладевают горняцкими профессиями

ЧИТА, 1 июня. (По телеф. от соб. корр.).
Жена фронтовика домохозяйка Чумутина,
в первомайские дни этого года впервые
спустившись в шахту, стала работать от-
катчицен на руднике «Балейзолото». Быст-
ро освоившись с работой, она через не-
сколько дней стала не только выполнять,
но и изо дня в день перевыполнять уста-.
новленные нормы.

Недавно Чумутина обратилась с пПись-
MOM K домохозяйкам, жеёнам фронтовиков,
в котором призывала их последовать е8
примеру, итти работать на добычу золота!
‚и редких металлов.

ек. многие из которых с первых же дней,
стали перевыполнять установленные нормы
выработки.

Живой отклик обрашение Чумутнной на-
шло на приисках Усть-Карского района,
На руднике Зерен группа женщин-домохо-
зяек и жён фронтовиков вышла на добычу
оловянного концентрата. С первых же дней.
женщины стали хорошо работать, освонли!
специальности забойщика и крепильщика и
совместили обе профессии. На-днях жен-
ская бригада на руднике об’явила стаха-
новскую вахту. В первый же день звено
Якимовой выполнило норму добычи оло-

Верховного Совета РОФСР т. Кропачевой

путины, многие рыбозаводы Охотско-Аян-

Нонференция

ленинградских

учителей
ЛЕНИНГРАД, 1 июня. (По телеф.
от co6. корр.). Закончила работу Ha-

учно-педагогическая конференция учителей
ленинградских школ. В работе конферен-
ции, которая продлилась четыре дня, уча-
ствовало около 500 директоров школ и
учителей Ленинграда. На пленарных засе-
даниях конференции были заслушаны до-
клады: директора института. усовершен-
ствования учителей т. Раскина «Система
дисциплинирования школьника» и «Ленин-
градские школы во втором году Отече-
ственной войны», учительницы депутата

«Воспитание чувства национальной гордо.
сти в школе», учительницы т. Ивашкеви$.
«Восинтательная работа учителя в школь-
но-сельскохозяйственном отряде» и другие.

Свыше 30 научно-педагогических докла-
дов, обобщающих опыт работы ленинград-
ских школ в условиях войны, были заслу-
шаны на секциях русского языка, литера-
туры, математики, физики, истории, гео-
графии и других.

Успешный пов сельди
на Дальнем Востоке

ХАБАРОВСК, 1! июня. (По телеф. от
соб. корр.). Рыбозаводы и рыболовецкие
колхозы успешно ведут добычу сельди в
Охотском море и в Татарском проливе.
Рыбаки Широкой Пади и многих других
районов Советского Сахалина дали сверх
майского задания больше 60.000 пудов

рыбы.
Несмотря на сильные штормы, бущшевавшие

a

‘в Охотском море в самый разгар .сельдянон

тадир залившиков Н. А. Карчевцев,

Руководители некоторых районов Алтая,
перефразируя народную ноговорку, со вздо-
хом говорят:

— Близок локоть, да не догонишь!
ись отличных результа- ; i
one er ae Se Имеется в виду Локтевский район, ко-

ATH едового на охот- я E z
тов. Так, коллектив перед  торый, — идёт ли речь о севе, 06 уборке

ском побережье рыбозавода № 23 выпол-  г 2
z бозаготовках, — неизменно выходит
Нил годовой план лова сельди и уже дал ИЛИ Хле 30

Cr ЕДА,

Н-СКИЙ ЗАВОД. Разливка металла. Лучшая разливщица М. И. Буркина и лучший бри-

Фото Н. Петрова.

Плохо сеют на Алтае

ния его в местных условиях. Начались па-
хота`и сев. И весь актив района переклю-
чился На то, чтобы мобилизовать колхоз-
ников, трактористов на преодоление труд-
  ностей. В каждой женской тракторной
‘бригаде, например, работает агитатор. Ре-
гулярно выпускаются. стенные газеты и

дополнительно 10.000 пудов рыбы.

Среди лучших бригад ставных неводов
особенно выделяется стахановский коллек-
тив Николая Бортового с охотского рыбо-
завола № 2. Его бригада на-днях завер-
ила свое годовое задание и обязалась в
ответ на приказ товарища Сталина выло-
вить дополнительно 30.000 пудов сельди.

Первые 4.000 пудов в счёт своего обяза-

тельства бригада уже сдала на завод.

Первый месяц сплава
на Каме

МОЛОТОВ, 1 июня. (По телеф, от соб,
корр.). Первый месяц сплава на Каме за-
кончился успешно. Рейды Камосплава

Ha 117 прон., по формовкё плотов — на
107 проц. Камские снлавшщики ¢ честью
выполнили своё обязательство,
связи с обсуждением первомайского  при-
каза Верховного Главнокомандующего.
Как н в прошлую навигацию, впереди

других рейдов идёт Иньвенский (директор

т. Попов). Здесь майский план перевыпол-
нен по всем показателям. Работа идёт
строго по графику. .
Основная масса древесины зимней сплот-
‚ки уже отправлена. Июньский план дол-
жен быть выполнен тлавным образом за
счёт навигационной сплотки. В первых
числах июня все сплоточные 3anaHH бу-
дут пущены в работу ва полную мощ-

на
4 дня раньше срока завершили майский
план, в том числе по сплотке древесины!

взятое В.

на первое место в крае. Вот и сейчае. В боевые листки. Выставлены доски показа-
то время, как, скажем, косихинцы или со-  телей, на которых ежедневно после окон-
рокинцы не одолели ещё и половины по- чания рабочего дня записывается выработ-.
севного плана, локтевны ещё 19 мая вы- ка трактористов.   ий
полнили план сева ранинх зерновых и сей-  В локтевском ‘колхозе «Советский путь»
 час засевают тысячи сверхнлановых гек- полевые ‘работы развёртывались сначала
‘ таров.   медленно, Тогда во всех бригадах состоя:
На-днях крайисполком и крайком нод- лись краткие деловые совещания. Едино-

передовых машинно-тракторных станций и пахать на лошадях не меньше двух гек-
10 из 22 передовых сельскохозяйственных таров (норма 1,50), на волах — полтора’
артелей — локтевские.  гектара (норма 0,90).

Трудности войны коснулись и этого   Сейчас «Советский путь», давно
района. В Локтевском районе не ‘больше, выполнивший план сева, засевает
чем в. любом другом, рабочих рук и тяг- сверхплановых
ловой силы, не больше и тракторов. Но на получение переходящего` красного зна-
здесь умеют полностью мобилизовать и до мени крайисполкома и крайкома.
конца использовать все людские резервы,
все материальные ресурсы.   план весеннего сева,

Косихинцы, располагающие достаточным время закончили ремонт тракторов, на ряду
количеством живого и механического тяг- с тракторами и лошадьми поставили в 6o-
ла, ухитрились за 28 дней засеять только! розду три тысячи голов ‘крупного рогато-
4 тысячи гектаров. Между тем они имеют го скота, потому что работают они не с
в своём распоряжении 310 сеялок, Однако прохладцем, а упорно и напряжённо, по
этот инвентарь находится где угодно, 18 часов в сутки. За всеми этими «потому
только Не в борозде. А у локтевцев все  что» стоит ешё одно. Причина причин
сеялки, и тракторные, и конные, работают  уснеха локтевцев в весеннем севе заклю-
полным ходом, максимальной чагрузкой. чается в том, что их советские и партий-

В колхозе «Октябрьская революция»   ные руководители умело возглавили и ор-
Каменского района можно наблюдать уди- ганизационно закрепили ‘патриотический
вительное зрелище, Каждое утро колхоз- порыв -масс, горячо откликнувшихся на
ницы приводят на поле своих коров... для   первомайский приказ товарища Сталина.
того, чтобы они паслись. Совсем Весна сейчас стоит в Алтае наред-

уже
сотни

с

гектаров. ‘Он — кандидат!

Локтевцы первыми в Алтае выполнили   реди
потому что они во-

2 ИЮНЯ 1943 г. № 123 (8121)

__ ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВТДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР

В Ворошиловграде

i

14 февраля 1943 года’ останется в исто“

рин г. Ворошиловграда, _ как’ радостная,
незабываемая ‘дата освобождения OT не»
мецкого рабства,

Гитлеровские палачи оставили в городе
тяжёлый след своего черного разгула;
трупы замученных стариков, женщин .и де-
тей в бесчисленных рвах и канавах, в
подвалах, на углах Улиц. Немцы заму-
чили в нашем городе свыше 8.000 человек,
они морили голодом всё население, они
угнали на. немецкую каторгу 19.000 цвету-
ших юношей и девушек — ворошиловград-
цев, они разрушили то, что своим трудом
создавали поколения наших людей, надру-
гались над нашей культурой.

Носители гитлеровского «нового порядка»
разрушили здания пединститута, сельхоз-
института, медтехникума, техникума физ-
культуры, художественную школу, маши-
ностроительный техникум, вновь построен-
ные советской властью 16 прекрасных
средних школ. Погибли почти все кино-
театры, облдрамтеатр, ряд поликлиник и
других общественно-культурных зданий. В
городе разрушено свыше 10.000 домострое-
ний.

Berperupimee с огромной радостью и
восторгом родную Красную Армию насе-
ление Ворошиловграда с колоссальным
под ёмом стало залечивать нанесённые го-
роду раны. Е

С первых же дней восстановления в го-
роде свободной советской жизни органы
власти и партийные органы сделали всё
возможное в условиях освобождённого и в
то же время прифронтового города, чтобы
оказать максимальную поддержку нашим
людям, изголодавшимся и оцепеневшим от
7-месячного неменкого ига.

В феврале жители города уже получа-
‘ли хлеб в 18 магазинах и питались в
5 столовых. В марте 70 магазинов снабжа-
\ли хлебом, а столовых было открыто 17;
‘в апреле работало 38 столовых. В городе
  работают 10 детских учреждений,
Отходя под мошными ударами Красной
Армии, фашистские разбойники разрушя-
ли и взорвали все предприятия, взорвали
даже цехозые сооружения на ряде заво-

дов. Нам удалось за три месяца, ми-
нувшие после изгнания фашистских го:
ловорезов, частично восстановить работу

многих предприятий:
Местная промышленность даст во BTO-

вели итоги социалистического соревнова- душно решили:   ром квартале продукции на 205,5 тыс.
ния Ha первом этане ‘весенних полевых  — Всем поголовно перевыполнять нор- руб. Мромартели города во ПИ квартале
работ. Две_из ‘четырёх выделенных ими мы. Каждый ‘пахарь должен ежедневно должны дать продукции на 1.155,2 тыс,

руб. За половину Февраля и март мы да:
ли. фронту продукции на 233 тысячи руб-
лей.

Население города получило более 90
тыс: огородов. В колхозах развёртывается
широкое движение помощи  горожанам-
огородникам семенами, рассадой.
Сделаны буквально первые шаги. Впе-
много большой, сложной работы.
Проведённые собрания партийного и
советского актива наметили дальнейшие
задачи, среди которых всесторонняя по-
мощь Красной Армии, забота о непри-
ступности города для врага занимаю”
первостепенное место.

Проводится ряд больших работ по даль-
нейшему восстановлению горолекого  хо-
зяйства, по’ налаживанию нормальной ра’
боты школ, всех учреждений и предприя-
тий. Всё это подчинено одной’ задаче —
всеми силами помогать Красной Армия
разгромить фашистские орды. Для совет»

колхозах. кость

иную

-
картину видишь в локтевских удачная. Согретая ярким  солн-
Там на обученных коровах подымают даже цем, земля то и дело увлажняется обиль-

НОСТЬ.

Заготовки топлива

‘ства секрет успеха локтевцев. Локтевские тевском районе. Во многих местах исклю-

целину, перевыполняя нормы выработки.  ными дождями. Старики сулят  небы-

Не в большом количестве и не в высо-   вало высокий урожай. К сожалению, да-
ком качестве орудий и средств производ-!леко не везде работают так, как в Лок-

ского человека и для нас, ворошиловград-
цеввтом числе, нет более святой задачи,

С. СТЕЦЕНКО,
секретарь Ворошиловградекого
горкома КП(б)у.

Я ВИН   руководители, в первую очередь предеела-  чительно благоприятные климатические ———@-——

De en 1 июня. (По телеф. о райисполкома т. Уваров и секретарь   условия используются из рук вон скверно,

корр.). Население городов и районных райкома т. Сердцев, понимают: успех по-  допускается, например, огромный разрыв ме 6 С
‚ ется, ), ме- о

центров Калининской обласли должно В девых работ зависит прежде всего от че-   жду пахотой и севом. В четырёх колхозах База ПНГ производства
этом году заготовить для своих нужд ловека, который ремонтирует трактор и Ново-Колнаковского сельсовета Алейского вооружения
т THIC. ими древесного и ухаживает за конём, который на этом   района подготовлено 542 гектара земли, а ЧЬИ

ители областного центра заготовят 00- тракторе и на этом коне пашет, сеет. засеяно только 59 гект   Е

e , ; : аров. (Остальная  Непрерывно увеличивая выпу ‹
лее 110 тысч кубометров, Вышнего Волоч- Злесь любую хозяйственную кампанию нашня вохнеёт в ожидании сеяльшика. М ? р vagy kid bil

ka-—60 tHe. кубометров и т. д. Левосеки  начинают с мобилизации ‘людей, с раз’яс-

ния для наших славных авиаторов, артил-

дело тут не в «об’ективных причинах», не леристов, танкистов, пехотинцев, к ‹

и д i Г , > стоз, ев, коллек

для самозаготовителей отведены челоа: нения им стоящих на очереди дня задач.  в отсутствии сеялок, которых у алейцев тив нашего завода прокиквут горячим
леку от рек, чтобы транспортировать за- Подготовка ко второй. военной весне не меныше, чем у локтевцев, стремлением до конца использ a
готовленное топливо водой — молевым  прошла в Локтевском районе под знаком! Локоть близок. Догнать его можно, В

сплавом, на плотах и баржах.
Самозаготовки начались. Калининцы 3a-

готовили первые 20 тыс. кубометров дров.

На берегу Волги уже выгружаются шта-

цгирочайшей популяризации в массах госу-
Ддарственного плана развития сельского
хозяйства на 1943 г. Каждый раздел, ка-
ждый пункт этого документа был под-

Были бы только у руководителей других
районов Алтая охота и умение в военное
время работать по-военному, так, как ра-
ботают локтевцы.

скрытые производственные резервы, изы-
скать на месте новые реальные источники
для увеличения маештабов пронзводства.

Наш завод растёт, развивается, возмож:

`В ответ на призыв патриотки на работу вянного концентрата на 304 процента, зве-(беля дров и торфяного пня. В ближайшие вергнут в полеводческих и тракторных A, ЛАНДАУ, [HOC™ ето становятся всё богаче. Пример
в шахты н на старательские участки Ба- но Филюшиной — на 272 проц. и Дими- дни по реке Тверце пригонят ещё 13 ты-  бригадах всестороннему обсуждению © соб. корр \ Hisaaaratn тому—строительство газогенераторной стан-
лея пришло больше 100 женщин-домохозя-!денко — на 254 проц. сяч кубометров топлива, точки зрения практического осуществле-  БАРНАУЛ.   : *  [Щии. Металл, лесоматериалы и всё не-
: обходимое для монтажа станции мы

и на заводе. В апреле был дан газ

аа обр аьюаа бааий бен Соб ое ы ade ] аи вым четырём печам кузнечного цеха, а

Высшая школа нака нуне собствует bcimbiesalo учебной дисциплины. выпускников средней школы и лены и в Московском институте стали. в мае на газе уже работало 17 печей; по-

завершения учебного года

С. KADTAHOB

Председатель Комитета по делам

Высшая школа нашей страны в июле
заканчивает 1942—1943 учебный год =
второй в условиях Отечественной войны.
С 15 июня во всех высших учебных заве-
дениях страны начинается весенняя экза-,
менационная сессия, а через два месяца в
нангу промышленность, транспорт, сельское
хозяйство. в советские, медицинские H
другне учреждения страны вольются но-
вые отрялы молодых специалистов. В этом
году советская высшая школа выпустит.
сколо 30 тысяч специалистов — инженеров,
врачей, агрономов, учителей, экономистов,
юристов.

Великая Отечественная война значитель-
HO увеличила потребность веех отраслей’
народного хозяйства в кадрах специалистов.
Вместе с тем ответственная роль, кото-
рую сейчас играет советский тыл в обес-
печений нужд фронта, в ускорении пол-”
ного разгрома немецко-фашистских пол-.
чиш, а также задачи восстановления на-
родного. хозяйства в освобождённых райо-.
нах и районах. которые будут освобождать-
ся, диктуют наобходимость обеспечения на-.
родного хозяйства хорошо подготовленны-’
ми специалистами

Широко откликнувшись на призыв вели-
кого вождя советского народа товарища’
Сталина, профессура и весь педагогиче-.
ский состав наших вузов в дни войны са-
моотРерженчо, с величайшей. готоеностью
отдались делу высокохачественной подго-!
товки специалистов Даже в наиболее на-
пряжённые пезноды’ прошедшего военного’
двухлетия наша высщая Школа, советские!
профессора и преподаватели вузов. ни Ha}
один день не прекрашали своей работы. И.
это обеспечило возможность выпустить в
течение прошедших двух лет свыше 200’

тысяч молодых специалистов для о

кых отраслей народного хозяйства,
Второй военный учебный
вается с показателями,

год заканчи-
свидетельствующи-

ми об улучшении качества работы высшей!

Рассматривая себя как одно из.
тыла,   ные оценки),

школы.

ответственных звеньев советского

работники высшей школы ий советское сту-! т
денчество в 1942—43 учебком году пока- трудовои дисциплины на отдельных кур-

залн немало‘образцов отличной работы.
Можно назвать сотни профессоров
преполавателей наших вузов,

шихся прекрасных результатов; можно при-
вести огромный список,

ского авиационного института значительное

и
образцово!
организовавших учебную работу и добив-

насчитывающий В этих
тысячи студентов-—отличников учёбы, выя- КО-Воспитательная

высшей школы при ОНК СССР

вивших себя подлинными патриотами и
многообещающими командирами производ-
ства. Многие из них умело сочетают от-
личную учёбу с работой на производстве и
в общественных организациях своих ‘вузов.
Было бы, однако, неверно пройти мимо
недостатков в работе высшей шШколы,. в
учёбе немалого количества советских сту-
дентов. Прежде всего следует отметить
слабую дисциплину некоторой ‘части сту-
дентов, выражающуюся в так называемой
академической задолженности. Академиче-
ская задолженность — это ‘по существу
невыполнение плана, долг государству,
брак в работе. Тяжесть этого невыполняе-
мого долга перед государством усугубляет-
ся тем, что он имеет место в дни войны.
Нельзя мириться с таким положением,
когда в некоторых вузах (например, Ново-
сибирский строительный. институт, Казан-
ский государственный университет и др.)
десятки студентов различных курсов име-
ли академическую задолженность по двум
предметам. Допустимо ли такое положе-
ние, когда группа М-3039 механического
факультета Уральского индустриального
института (староста группы тов. Кандауро-
ва) к ‘началу мая имела задолженность по
37 предметам или когда 30 студентов Мо-,
сковского института химического машино-
строения в мае текушего года ешё не
приступили к составлению проекта по веду-
щей дисциплине «Процессы и аппараты»?
Приведенные примеры свидетельствуют
том, что имеются группы студентов, ко-
торые не прониклись сознанием всей от-
ветственности за свою учебную работу в
нынешние суровые для Родины дни.
Немалая доля вины за имеющуюся акаде-
мическую задолженность и неуспеваемость
части студентов (например, на А-м курсе
самолётостроительного факультета Казан-

число студентов получило на экзамене по
строительной механике неудовлетворитель-

сах некоторых вузов ложится и на их
руководителей, не принимающих действен-
ных мер по отношению к тем студеятам,

В самом деле, можно ли рассчитывать на
соблюдение твёрдого графика учебной ра-
боты студентов, когда в некоторых вузах
руководителями вносятся частые измененчяя
в расписание занятий? Можно ли рассчи-
тывать на нормальное проведение экзамё-
нов в тех вузах, где расписания экзаменов
составляются не за месяц, как этого тре-
бует Комитет по делам высшей школы, а
за 10 дней? Например, в Химико-Техноло-
гическом институте имени Менделеева ди-
рекция сочла необходимым укоротить этот
срок для студентов четвёртого курса до...
6 дней.

В практике высшей школы существует
твёрдо установленное положение, согласно
которому переводы студентов из одного
вуза в другой должны проводиться при
наличии согласия директоров обоих вузов,
притом; не в середине учебного года. Ме-
жду тём в погоне за сомнительным попол-

других абитуриентов. Выполнение этого  Такая практика в конечном результате ве-
плана потребует от.руководителей вузов и дёт к срыву нормальной работы средней
профессорско-преподавательского состава   школы и техникумов. Понятно, что с та-
большой, тщательно продуманной работы. кой практикой нужно решительно бороться.
Наша страна располагает значительными   Заканчивая 1942—43 учебный год, гото-
резервами молодёжи, вполне подготовлен- ВЯсь со всей тщательностью к успенгному
ной к поступлению в высшие учебные за-  завершению экзаменационной сессии и
ведения, к получению высшего образова- проведению предстоящего приёма новых
ния. Можно отметить с большим удовлет- Контингентов в высшие Учебные заведе-
ворением, что, несмотря на военные усло- НИЯ, руководители последних обязаны
вия, тага юношей и девушек в высшую Уже сейчас начать работу пб подготовке
школу необычайно велика. Насколько зна- К следующему учебному году.
чительна эта тяга, можно судить хотя бы  Необходимо; не откладывая на осенние
по тому, что приёмы 1942-43 г. в меди- месяцы, приступить к подготовительным
цинские вузы страны прошли под знаком работам по приведению в надлежащий по-
исключительного под’&ма: не было почти рядок учебных зданий н студенческих
ни одного медицинского института, где   общежитий, наметить график ремонтных

степенно, без останова производства, пере-
водятся на газ и остальные лечи. Уже
одно это мероприятие позволило перевести
с мазута на газ штамлповку массового про-
изводства на двухтонных молотах и уве-
личить выпуск изделий с каждого молота,

Газогенераторную станцию строил весь
коллектив, завода, Смелость инженеров п
техников, настойчивость и’ упорство плот-
ников, землекопов, сварщиков, бетонщиков,
слесарей, литейщиков, кузнецов позволиля
успешно разрешить большую задачу. Пол:
ный перевод кузнечного цеха на газ со-
кращает потребление заводом жидкого то-
плива на тысячи тонн в год.

Значительная экономия средств и мате.

число поданных заявлений не превысило в
2—3 раза плановую цифру приёма. Есть
все основания предполагать, что такое же
положение будет и в текущем году. Боль-
июй популярностью среди советской моло-

шей страны на решающее значение высо-

за недисциплинированность,
за отсутствие подлинно военной учебной ватели ‘обязаны проявить болыную реши-

нением своих контингентов отдельные ди-
ректора вузов явно нарушают это положе-
ние и принимают в свой вузы студентов,
отчисленных из других высших учебных
заведений за недисциплинированноеть и

дёжи пользуются также многие техниче-
ские специальности, в особенности ‘авиа-
строение, геолого-разведочное дело, маши-
ностроение и др,

Очень велика тяга к получению выс-

академическую задолженность. Подобные Не ue Я
нарушения совершенно недолустимы. го образования среди участников Ве-
Условия воениого времени требуют вы- ликой Отечественной войны, вернувшихся

© фронта. Следует подчеркнуть, что, су-
дя по опыту работы в 1942—43 учебном
году, студенты-фронтовяки

сококачественной работы на всех участках
нашего хозяйственного строительства. Пар-

THA и правительство, Лично товари р показали себя
Сталин в своих выступлениях и приказах № Только образцовыми учащимися в
обращают внимание всех трудящихся на- СМЫсле успеваемости, но и дисциплини-

рованными членами студенческих коллек-
тивов, пользующимися большим авторите-

кокачественной работы, целиком подчинён-
TOM на Своих курсах и в группах.

ной нуждам и требованиям войны, делу

зашиты Родины. Высшая пжола \ обязаиа  Одним из мероприятий, направленных к
готовить стране умелых, знающих людей, УКомилектованию высшей школы новыми
Эпергичных командиров производства. Вот Контингентами, являются организованные
почему сейчас нужна особая требователь- ПРи ряде вузов Москвы и периферии

ность к студентам, к их учёбе. Предетоя-  КУрсы по подготовке.

щая весенняя экзаменационная сессия дол- Этих курсов ——в порядке краткосрочного
жна быть проведена организованно. Сту- Прохождения основных дисцинлин помочь
денты должны явиться на сессию при   абитуриентам, ранее кончившим среднюю
полном отсутствии какой-либо задолжен- Школу, подготовиться к поступлению в
ности за прошлые семестры, хорошю под- вуз. Опыт прошлых лет показал, что при
готовиться к сдаче экзаменов в весеи-   правильнои постановке дела эти курсы
нюю сессию. Оказывая повседневную дают доброкачественное пополнение.

помощь студентам консультациями, допол-  Однако. не во всех вузах подошли к

нительными занятиями, специальными об-
зорными лекциями по пройденным курсам,
подтягивая случайно отставших студентов,

организации, курсов по подготовке в ву-
зы с достаточной серьёзностью. Имеются
директора высших учебных заведений, ко-

руководители вузов, профессора и препода- торые  передоверили это серьёзное дело
малоответственным работникам и факти-
тельность в отношении ‘нерадивых студен- чески не руководят  комплектованием

тов, нарушителей правил внутреннего рас-
  порядка в высших учебных заведениях, не
останавливаясь перед. отчислением из ву-

дители некоторых вузов пошли на явное
нарушение существующих.

которые систематически не выполняют
учебной программы. Следует отметить, что
вузах слаба поставлена и полити’
работа среди студентов,

зов злостных нарушителей учебно-трудо-
вой дисциплины. :

В текущем году вузы Соватекого Союза
должны будут принять свыше 120 тыс. че.

плектования курсов. Например,

Яа на курсы учашихея средних школ и
техникумов; аналогичные факты установ.

Основная задача!

студентов
  покрыты неувядаемой славой. Десятки ты-
  сяч студентов,
успешно
 B
 печить
подлежит сомнению,

курсов В погоне за количеством руково-  1944 г. наша

правил ком-
дирекция
Московского торфяного института приня:

hee he вародного хозяйства

работ и тотчас же после окончания Te:
кущего учебного года приступить к де-
jay. Руководители вузов, возможно, столк-
нутся здесь с некоторыми  трудяостями,
вызванными условиями военного времени,
но мы гасполагаем многочисленными при-
мерами успешной, ‘подготовки вузов 2
1942—43 учебном году.
Партия и правительство, неустанно забо-
тясь о высшей школе, о студенчестве и
профессорско-преподавательских кадрах,
  создали для них все необходимые условия
для нормальной работы. Организация под-
собных хозяйств, обеспечение вузов необ-
ходимыми фондами, перевод студентов на
рабочее снабжение и ряд других  меро-
приятий открыли вузам большие возмож-
ности для успешной работы высшей шко-
лы. Теперь дело: только за руководителя:
ми и работниками вузов, за самими сту-
дентами, обязанными хорошо учиться и
работать, принимая непосредственное уча-
стие в заготовке топлива для своих выс-
ших учебных заведений, в проведении
сельскохозяйственных работ и т. д.

За прошедшие два учебных года в ye-
  ловиях Отечественной войны советская
высшая школа показала своё уменье пере-
строиться в полном соответствии с требо-
ваниями времени. Многие тысячи студен-
тов с оружием в руках сражаются с злей-
шим врагом — фашизмом. Имена многих
героев Отечественной войны

показывая образцы учебы,
работают на предприятиях и
сельском хозяйстве, помогая  обес-
фронт всем необходимым,
С что в новый 1943—
сшая шШко;
  мечательная студенческая нь i
учные работники вступят в полной ме
подготовленными к тому, чтобы успешной
подготовкой будущих специалистов для всех

содейство-
вать стране в укреплении и фронта, и тыла.

Не!

рналов с одновременным увеличением п7о:
изводства вооружения может быть достиг-
нута не только путём организации газо-
снабжения. Для того, чтобы снизить рас-
ход электроэнергии, переведён на дооза Н
торф ряд электроподогревов. Это еберегеет
миллионы киловаттчасов., Развёрнуто строй-
тельство цеха для получения каустика и
смол. Создан новый инструментальный цех,
который в короткий срок осваивает 150 ме-
таллорежущих станков и Начикает выпуск
необходимого цехам режущего и мернтель-
ного. инструмента. В мае на заволе нача:
лась ударная стройка нового корпуса. Она
ведётся без помощи со ‘стороны, сзочми
средствами, из своих материалов. На раду
со строительством второй очерели Tagore
нераторной станции и других об’ектов за:
водской коллектив приступает к большо-
му строительству жилых домов, также ба:
  зируясь лишь на свон силы и средства,
Творческая мысль инженеров, техников,
стахановцев непрерывно раскрывает ^ все
новые зозможности для роста прочзвод-
ства. Всесоюзное значение имеют предло-
жения инженерно - технических работников
инструментального отдела Абрамова, Дми-
триева, Казанского, Павлова, Панова 1 Po-
ждественского по изменению способа об:
работки пазовых и концевых фрез. Энту-
знасты рационализации помогают заводу
упростить процесс производства, сократить
время обработки деталей, экономить ме-
талл, электроэнергию и вспомогательные
материалы. Их предложения дают заводу
более 5 миллионов рублей экономии в год.

Наши люди стремятся работать слажея-
но и четко, с удвоенной энергией, чтобы
добиться новых решающих успехов в борь*
бе за план, за досрочный выпуск боевых
  машин для фронта.

В. ФОМИН,

директор завода ордена Трудового
Красного Знамени т

ГОРОД Н,

я м

THN

ti
Bat

м
IMR

ae
# =

az