Beg eh i ащикие

Своими

`” Фтояюща Узбекистана — Ташкент-—в дни
Великой Отечественной войны превратилась
в один из крупнейших промышленных и
культурных центров Советского Союза.
Значительно увеличилось и население го-
рода. На территории Ташкента размести-

лись десятки предприятий,  эвакуиро-
ванных из прифронтовой полосы, с
многотысячными ^ коллективами рабочих,

служанших и инженерно-технических работ-

ников. Сюда прибыло много научно-иселе-

довательских институтов и учебных заве-
дений.

В военных условиях резко повысилась
ответственность городского и районных Со-
ветов депутатов трудящихся
охрану здоровья,
труда и быта.

Ташкент ещё недостаточно благоустроен,

за улучшение условий

Крунный недостаток коммунального хозяй-

ства города — устаревшая система очист-
ки от нечистот и мусора.

Незадолго до начала войны был решён
вопросе о строительстве в городе канали-
зации. Но начатые работы были приоста-
новлены в первые дни войны. Строитель-
ство требовало больших денежных и ма-
териальных затрат, а главное— огромного ко-
личества железа, пемента и леса, необхо-
димых на строительстве оборонных соору-
жений.

Перел горсоветом, неред всей обще-
ственностью города встали, казалось бы,
непреополимые препятствия. Отдельные ра-
ботникя уже начали поговаривать, что на-
веление чистоты в городе—дело не воен-
ого времени, придётся, мол, сооружение
канализации отложить до окончания вой-
ны. Олнако выход вскоре был найден.

Узбекистан является родиной массового
народного скоростного строительства круп-
нейних ирригационных сооружений. Опыт
этих строек в дни войны был перенесён
в промышленность. Исполком городского
Совета решил возобновить стройку город-
ской канализация этими  инснытанными
наролными методами. -

Обсуждение этого вопроса было выне-
сено на заседание сессии городского
Совета. Депутаты единогласно решили
начать строительство канализации силами
трудящихся города. ,

При исполкоме городского Совета
был создан штаб строительстта,  воз-
главляемый начальником стройки —
заместителем председателя _/ Совнаркома
республики депутатом Родичевым. Вся
территория, где должна проходить канали-
запионная сеть, была разбита на шесть
строительных участков, но количеству рай-
онов города. Начальниками участков были
назначены депутаты городского Совета;
главными инженерами были утверждены
лучшие инженеры города. Заместителями
начальников участков по политико - массо-
вой работе горком партии выделил нервых
секретарей райкомов.

аткента за

силами

Работы начались в апреле 1942 года.
Трудящиеся горячо откликнулись на при-
зыв партийных и советских организаций
города и приняли самое активное участие
И стройке. Почти 125 тысяч человеко-дней
они затратили на строительство, Широко
было развернуто социалистическое сорев-
нование между строителями.

В основу строительства были` положены
совершенно другие принципы, чем в до-
военное время. Если до войны все внима-
  ние было сосредоточено на сооружении
очистной станции, требующей огромного
расхода железа и цемента и не дающей
непосредственного эффекта, то перед на-
родным строительством ` была поставлена
задача скорейшего ввода главного кана-
лизационного коллектора в центре города,
что обеспечивало немедленный приём сточ-
ных вод, Очистка канализационных стоков
решалась не механическим путём, а через
поля орошения с устройством загородного
коллектора протяженностью более 9 ки-
лометров.

На строительстве широко поошрялась
рационализаторская мысль инженерно-тех-
нических работников. Они внесли целый
ряд упрощений как в конструкции, так
и в методы самого строительства. Целый
ряд  остродефицитных материалов был
изыскан на месте и широко использован.
Например, бетонная подушка была заме-
нена кирпичной выстилкой. Вместо кренёж-
ного леса применялось устройство земля-
ных уступов, давшее экономию строитель-
ного леса до 1.500 кубометров. Повсее-
дневное творчество рационализаторов — ин-
женеров, техников и рабочих, а также ак-
тивное участие трудящихся в стройке даля
сниженяе стоимости работ на 22 проц.
против намеченных предположений.

Сейчас закончены и введены в эксллоа-
танию два участка канализации протяжен-
ностью около 4,5 километра, обеспечи-
вающие приём нечистот от ряда крупных
промышленных преднрнятий и 50-тысячно-
го коллектива населения.
закончен стронтельством девятикилометро-
вый загородный сбросной коллектор, вы-
ложен километровый кирпичный коллектор.
с диаметром 800 миллиметров и закончено

строительство временной водопроводной
линии на протяжении 4,5 километра с
устройством водоразборных колонок.
В текущем году правительство Союза’
предусмотрело в своих ассигнованиях на
строительство  ташкентской канализации
emé больше средств, чем в проньлом году.

Одновременно

Об’&м работ на народной стройке значи-
тельно увеличивается, и мы твёрло уве-
рены, что трудящиеся Ташкента справятся
с поставленными задачами. Начатая борь-
ба за чистоту города будет увенчана

успехом.

С. ХУСАИНОВ,
председатель исполкома Ташкент-
ского городского Совета депута-
тов трудящихся.

Резервы Болоховских шахт

Призыв товарища Сталина-—-работать для
фронта с удвоенной энергией—побудил нас
по-новому взглянуть на наши производ-
ственные возможности, более строго от-
нестись к своим резервам. Коллективы
Болоховских угольных шахт, системати-
чески пеёревыполняя свои производственные
программы, накопили немалый опыт работы
но-новому. Этот опыт надо более активно
и широко распространять

Показателен пример шахты № 17-бис,
которая сумела лучше всех обеспечить
себя линией забоя, перевыполняя все пла-
ны подготовительных работ. Руководители
шахты Колесников и Ковалёв организова-
ли скоростное прохождение штреков по ме-
тоду известного мастера угля Таруты. На-
чальник участка Григорий Николашин ввёл
в забой два отбойных молотка вместо од-
ного и стал проходить в течение месяца
по 150—180 метров штрека, т.-е. в два с
лишним раза больше того, чем предусмот-
рено нланом,

Заслуживает внимания и опыт коллекти-
ва шахты № 18, удачно применившего но-
вую систему разработки одинарными лава-
ми вместо широко распространённых в:
Подмосковном бассейне спаренных лав.
Одинарными лавами начал работать первый
участок восемнадцатой шахты, руководи-
мый Василием Федорковым. Его лава
№ 80 за месяц продвинулась вперёд на 48
метров, дала с’ём с одного погонного мет-
ра 5,2 тонны угля и обеспечила произво-
дительность одного навалоотбойщика в
9,45 тонны. А на соседнем участке спарен-
ные лавы №№ 78, 79, имеющие такие же
геологические условия, что и лава Федор-
кова, за это же время продвинулись вле-
ред только на 24 погонных метра, дали
c’ém 2.6 тонны и производительность тру-
да навалоотбойщика — 8,4 тонны. Опыт!
Федоркова раскрывает новые резервы для
увеличения добычи угля в Подмосковном
бассейне. Изучая организацию  технологи-
ческого процесса лавы № 80, мы перене-
сём её опыт в новые одинарные лавы,
которые готовим’на ряде шахт.

Большую работу проводят наши инже-
нерно-технические работники по переводу
лав на двухсменную работу. Трест разра-
ботал графики работы лав с выемкой угля
в 0,75 цикла в сутки. Предусмотренная

ИЗВОДИТЬ

графиком переноска конвейеров за каждым
врубом совершенно устраняет
угля и сокращает
доставочными механизмами. Всё это, не-
сомненно, значительно’ повысит производи-
тельность труда навалоотбойщика. С пере-
водом лав на` двухсменный график. и уве-
личением цикличности трест получит при-
рост добычи угля из действующих лав
примерно на 30 проц; }
Лавы, уже переведённые на двухсменный
график, лали весьма положительные ре-
зультаты. В шахте № 21 сделано за ме-
сяц 21,4 цикла вместо прежних 11,5, до-
быча выросла на 21 проц. Двухсменный
режим работы позволил своевременно про-
ремонт всех механизмов и
резко сократить число аварий. Примерно
такие же результаты получены после пе-

ревода лав на двухсменную работу в
шахте № 9-бис:
Расширяя фронт работ, мы введём до

конца первого полугодия в эксплоатацию
6 новых спаренных лав Hu 3 одинарных
лавы, т.-е. увеличиваем фронт работ на
23 проц., соответственно расширяя нроиз-
водственные мощности шахт и треста.

Для скоростного прохождения штреков
трест вводит на шахте № 20 универсаль-
ную проходческую машину «Самсон». Она
обеспечит прохождение штрека до 180 мет-
ров. в месяц. Одновременно с машинной
выемкой угля доставка его тоже будет
осуществляться машиной — качающимся
конвейером.

Борясь за перевыполнение плана добычи
и подготовительных работ, вводя в экс-
плоатацию дополнительные тяжёлые врубо-
вые машивы, стремясь закончить на всех
шахтах перевод лав на двухсменный ре-
жим, мы взялись за большое, серьёзное!
дело. Но это дело вполне под силу вы-
росшему коллективу, нашим стахановцам,
мастерам угля, перевыполняющим нормы и
воодушевляющим своим примером осталь-
ных рабочих.

добавочные резервы и возможности для
того, чтобы целиком выполнить свой
долг — дать родине ешё больше угля.

И. ПРИХОДЬКО,
управляющий трестом «Болоховуголь».

г. БОЛОХОВО Тульской области.

Колхозные инспектора по качеству

В эти напряжённые весенние дни неуто-
мимыми борцами за соблюдение качества
сева выступают уважаемые люди колхоз-
ного села, опытные  хлеборобы-старики.
Чтобы использовать богатый опыт стари-
ков, в крае проведена большая организа-
ционная работа.

Прежде всего в каждом колхозе выде-
лены инспектора по качеству сельскохо-
зяйственных работ, замзчательные мастера
высоких урожаев. Ни одной отрасли в
колхозе сейчас нет, куда бы не проникал
хозяйственный глаз инспектора по каче-
ству. Они проверяют работу всех трак-
торных, полеводческих бригад, звеньевых,
колхозных ферм, конюшен, кузниц, пасек,
всех участков, где работают колхозные
люди:

Колхозные старики оказывают большую

помощь производству. Тов. Опанасюк из
колхоза «Красная заря» Будённовского
района задолго до сева вместе с ко-

миссией, проводившей общественный смотр
готовности колхоза к весне, проверил ка-
чество семенных фонлов, готовность к по-
левым работам живого тягла, состояние
плугов, борон, сеялок, культиваторов, про-
верил хранение навоза ‘и других местных
удобрений. Сейчас он с утра до ночи —
в поле. ‘

Тов. Клименко из артели им. Вороши-

‘было проведено боронование.
` поле сеяля без предварительной культива-

Старик не уходнт ‘с поля. Тракторист Ва-
силий Кондратюк вспахал участок и оста-
вил огрехи. Инспектор заметил это к до-
ложил председателю колхоза, Председа-
тель выехал на место. Напрасно трахто-
рист показывал, что качество пахоты было
хорошим. Инспектор настаивал, чтобы ра-
бота’ была переделана Тов. Княшко также
заметнл, что на одном поле некачественно

На другом

$

ции. По требованию инспектора все рабо-
ты были переделаны, а с виновников было
удержано за плохое качество работы.

Хоропю организует борьбу за высокое
качество инспектор колхоза имени Лечина
Будённовского ‘района Иван Школянок. В
бригаде бригадира Кочубея тракторист Ме-
няйло сеял овёс. Школянок обнаружил,
что на участке плохо заделываются семе-
на, и потребовал переделать работу. Ука-
зание инспектора было выполнено. В бри-
гаде Калиевского тот же тракторист сеял
ячмень. Было сыро, и диски сеялки не ра-
 ботали, часть семяя оставалась Незаделан-
  ной. По требованию инспектора на этом
участке работа также переделана. На холу
были исправлены и другие недостатки в
качестве сева з этом колхозе.

У всех колхозных инспекторов по каче:
ству большие права. Им вручены мавлаты

лова Михайловского района вместе с
председателем колхоза и бригадирами, уста-
новнв тшательное наблюдение за поспева-
нием почвы, обеспечил буквально с пер-
вого дня надлежаший размах полевых
работ И в том, что колхоз им. Вораши-
лова в числе первых закончил сев — нема-
лая заслуга колхозного инспектора.

В колхозе имени Ворошилова Молотов-
ского района инспектором HO качеству
утверждён Софрон Владимирович Каялико.

и поручено общеколхозное дело. Работа,
выполняемая инспекторами, находит самую
  горячую поддержку со стороны партийных
Я советских организаций. В своей работе
инспектора опираются на колхозный актив,
У них особенно тесная связь со специали-
стами сельского хозяйства — агрономами,
зоотехниками, ветеринарамн и т, д.

Б. МАРТЫНОВ,
ВЛАДИВОСТОК.

Мы мобилизуем все наши трамваев

ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР

Н-ОЕЙЙ ЗАБОД. Формовка ‘деталей для ма-
Fran. На снимке: лучитий фоэмовшие sano-
да А. Н. Голубков, выполняющий произ-
водственный плаза на 249 процентов.

Фото Н. Петрова.

Выставка работ
художников Ленинграда _

ЛЕНИНГРАД, 2 нюня. (По телеф. от
соб. корр.). Открылась весенняя выставка
работ ленинградских художников.

Более 50 художников представили на
выставку 300 своих произведений — живо-
пись, графику, скульптуру. Много и пло-
дотворно работают художники фронтового
города. Среди произведений выставки вы-
деляются работы В. Серова. Огромное
панзю «8 января 1943 года» показывает
радостную встречу войск Ленинградского
и Волховского фронтов. Оно написано
совместно с художниками Серебряным и
Казанцевым. Выставлена новая картина
Серова «Этого мы никогда ие забудем»,
изображающая зверский расстрел отваж-
ных советских патриотов ‘гитлеровскими
захватчиками,

Больнюй интерес вызывает серия работ
художника Накуляна: «Виды Ленинграда
в дни блокады».

Среди произведений выставки — работы
художников Рутковского «Вручение гвар-

дейского знамени» и «Бурная ночь»; Ка-

занцева — «Русская женщина», Николае-
ва — «Пурга на Неве» и «Уходят в леса».

На выставке представлены также аква-
рели покойного художника Белуха «Арт
обстрел», «Часовой», «Зенитка», «Бой за
населённый пункт», Ксенофонтова «Оборо-
ва Колпина», фронтовые зарисовки Нико-
лаева, работы художника-мариниста Тито-
ва, этюды краснофлотца Тимкова, скульп-

перекидку   туры Исаева, Боголюбова, Пинчука, Стре-
неполадки и аварии с кавина,

я

Разведчики вод

АЛМА-АТА, 2 июня. (По телеф. от соб.
корр.). С наступлением лета многочислен-
ные партии гидрогеологов направляются в
бескрайние стени Казахстана. Их цель —
находить воду в самых, казалось бы, без-
водных местах, давать её развертывающе-
муся с каждым днём промышленному
строительству, железнодорожному транс-
порту, сельскому хозяйству, пищевой про-
мышленности.

Уже разрешена проблема водоснабжения
одного крупного завода, строительство
которого проектируется в Казахстане. Во-
да для этого предприятия найдена в до-
статочном количестве.

Сейчас  гидрогеологи Казахстана рабо-
тают над составлением подробной гидро-
геологической карты республики. Карта
эта явится итогом всех разведок на воду,
произведенных не только в последнее де.
сятилетие, но и в дореволюционный  пе-
риод.

В Ростове пущен трамвай

РОСТОВ-НА-ДОНУ, 2 нювя. (По те-
легр. от с06. корр.). После десятимесяч-
ного перерыва в Ростове возобновилось
трамвайное движение. С 1 июня пошля
трамваи по центральному маршруту Про-
летарский `парк—Ворошиловский проснект.
В ближайшие дни движение трамвая возоб-
новляется по маршруту Мясокомбинат —
Хлебозавод. Одновременно ведётся подго-
товка к открытию грузового движения

Заготовки местного
топлива

НОВОСИБИРСК, % июня. (Пе телеф. ет
с0б. корр.). На предприятиях местной топ-
ливной промышленности Новосибирской об-
ласти идут заготовки всех видов топлива,
На месяц раньше, чем в прошлом году,
начался торфяной сезон, В отличие от
прошлых лет новосибирские городские ор-
ганизации и городской Совет оказывают
деятельную помощь местной топливной
промышленности.  Новосибирские предприя-
тия ноготовляют для неё оборудованне и
материалы. Ha Ереснинском  торфопред-
приятин вводятся в. эксилоатацию две
электрические торфоформовочные машины,
изготовленные одним нз местных заволов.
Безлесные западные районы области раз-
вернули интенсивную заготовку кизяка,
Купинский район — камыша,

В нынешнюю вавигацию по Оби н её
притокам будет сплавлено 136 тысяч
бометров древесины. 45.000 кубометров
уже пущено в сплав.

1.200 концертов
Краснознамённого ансамбля

Краснознамённый ансамбль красноармей-
ской песни и пляски Союза ССР выехал
из Москвы для обслуживания частей Мо-
сковского военного округа. За время вой-
ны ансамбль дал на фронте ив тылу
около 1.200 концертов. Из исполняемых им
песен 118 созданы за последние полгора
года. Среди них — недавно  разученная
хором «Поэма об Украине», написанная
художественным руководителем ансамбля
лауреатом Сталинской премии проф.
А. Александровым.

В нынешнем году ансамбль отмечает 15-
летие свого существования. За это время
он дал 5.000 концертов. Репертуар его
пополняется новыми русскими народными
песнями, фрагментами из опер Римского
Корсакова, Бороднна, Шаорина, пронэве-
пекяхыи других композитороя. ‘

„^ МЕТВЕРГ,^ 3° ИЮНЯ 1843 `г. № 129 (8122)

Климент

\ркадьевич Тимирязев

(К столетию со AHA рождения)

3 июня 1943 года советская и мировая
наука отмечает столетнюю годовшину с
дня рождения великого русского учёного,
классика естествознания, гражданина и
патриота нашей родины Климента Ар
кадьевича Тимирязева.

Всю свою долгую жизнь К, А. Тими-
рязев посвятил своей родине, борьбе за
материалистическую науку и против идеа-
листических извращений её, борьбе за
просвещение народа и против всяческой
реакции. ‘

Упорным трудом нескольких десятиле-
тий Тимирязев. заново создал важнейшую
отрасль биологической науки — физиоло-
гию растений, он создал предпосылки для,
научной агрономии и под’ёма сельбкого
хозяйства. Неустанно и активно пронпаган-
дировал он в России дарвинизм, защищая
его от всяких нападок, разоблачая неве-
жественность и реакционность этих напа-
док, и творчески продолжил разработку!
учения Дарвина. С исключительной убе-
дительностью доказал Тимирязев необхо-
димость применения исторического метода
в бнологии и тем самым сушественно ре-
формировал биологию на матеряалистиче-
ской основе. С огромной страстью Тими-.
рязев выступай против идеализма и вита-
лизма. el

Тимирязев писал и выступал нренмуще-
ственно перед русской аудиторией, но его
научные труды по физиологии растений
составили целую эпоху в мировой ботани-
ческой науке; его непреклонная борьба за
дарвинизм получила широкий отклик за
границей и его боевые статьи против ан-
тидарвинистов служили зачастую для за-
рубежных дарвинистов руководством к их
борьбе; его принципиальная борьба против
витализма снискала ему симпатии учёных-
материалистов всего мира.

В тяжёлой обстановке царского режи-
ма К. А. Тимирязев был представите-
лем передовой науки, которая только в
условиях советского государства получи-
ла все условия для своего свободного
развития, той науки, «которая имеет сме-
лость, решимость ломать старые тради-
  нии, нормы, установки, когда они стано-
вятся устарелыми, когда они превращазюот-
ся в тормоз для движения вперёд, и ко-
торая умеет создавать нозые  традицпня,
новые нормы, новые установки» (Сталин),

*

прекрасное домашнее o6pa-

А. поступил в 1861 г. в
Петербургский университет на естествен-
ное отделение физико - математическо-
го факультета, но уже через год был
уволен из университета за отказ под-
писать обязательство «не принимать уча-
стия в общественных беспорядках». Это
был первый политический протест 19-лет-
него студента против царских законов, за-
  ковывавших высшую школу и душивших
просвещение.

К. А. Тимирязев находился под сильным
влиянием революционных демократов вто-
рой половины прошлого века, зачитывался
произведениями Чернышевского, Добро-
любова, Писарева. Тимирязев снова вер-
нулся в Петербургский университет,
уже вольнослушателем. На лекции проф.
С. С. Куторга впервые услышал он о кни-

Получив
зование, К.

но!

са

вице-президент Академии наук СССР

о

Академик Л. ОРБЕЛИ

поставил себе две параллельные зад

а да, п
работать для науки И писать для народа, Е

т.-е. популярно».

Хотя ый идеи в биологии
высказывались за много лет до Дарвина,
но опубликование ero первой большой
книги было настоящей эпохой в биологии.
Дарвин обосновал своё эволюционное уче-
ние не на логадках и предположениях, &
на огромном фактическом материале, ге-
ниально обобщив его на материалистиче-
ской основе, и тем действительно рефор-
мировая биологию на подлинно научной
базе. Своим учением Дарвин «нанес силь-
нейший удар метафизическому вэгляду Ha
природу, доказав, что весь современный ор-
ганический мир, растения и животные, а
тем самым и человек, суть продукты про-
несса развития, длившегося миллионы

революционизировал теоретическую биоло-
гию и создал предпосылки для воздей-
ствия человека на природу в целях ис-
пользования её для нужд и потребностей
человечества,

Передовые биологи во всех странах
мира сразу стали сторонниками дарвиниз-
ма ин начали пропаганду учения Дарвина.
К ним в первую очередь относятся К. А.
Тимирязев в России, Т. Гексли в Англии,
Аза Грей в США. Но не было недостатка

паганлистам дарвинизма ‘пришлось всту-
 пить на путь борьбы с антидарвинизмом.
Отражая нападки всяких  антидарвинч-

тывал учение Дарвина Как ва один из
многих примеров его творческой работы в
этом направлении, следует указать на раз-
работку им проблемы вида.

Рассуждения Тимирязева о виде блестя-
ше свидетельствуют о безупречности его
позиции в таком чрезвычайно важном во-
просе, который даже Дарвина ставил в не-
которое затруднение.

*

Тимирязев был внимателыьнейним наблю-
дателем природы н обладал даром широ-
ких научных, обоснованных фактами 060б-
ений. Он считал, что только наука учит
тому, как добывать истину из её единствен-
ного первоисточника — из действительно-
сти. В своих обобщениях он всегда исхо-
дил из фактов, но никогда не ограничивал
своего кругозора только узким кругом
фактов. «Ни морфология, со своим блестя-
щим и плодотворным сравнительным мето-
дом, ни физиология, со своим ешё более

могущественным экспериментальным мето-1

лом, не покрывают всей области биологии,
не исчерпывают её задач; и та, и другая
ищет дополнения в методе историческом».
Так К. А. Тимирязев формулировал поло-
жение исторического метода в биологии.
Глубокое и вдумчивое изучение
кретного явления природы неизбежно при-
‚водит к изучению его истории, Это осо-
бенно проявилось начиная с проньлого ве-

ге Дарвина, опубликованной в 1859 году

видов,

`Познакомившись с этой книгой, молодой
студент уже в 1864 году выступает в пе-
чати с тремя статьями под общим заголовком
«Книга Дарвина, ее критики и комментато-
ры». В 1865 году эти статьи вышли отдельным
изданием под заглавием: «Краткий очерк
теории Дарвина», а с 1883 года эти ста-
тьн с некоторыми дополнениями и изме-
нениями начали печататься под заглавием
«Чарльз Дарвин и его учение» и выдержа-
ли 6 изданий до 1917 года и 8 изданий
за последующие 25 лет. Эта книга сде-
лалась наиболее широко распространенной
среди русского читателя; в классически
популярной форме оча излагает учение
Дарвина, совершенно не уклоняясь от точ-
ности оригинала. После изложения поло-
жительной части учения Дарвина Тимиря-
зев даёт резкую отповедь антидарвини-
стам, не оставляя от их построений камня
на камне.

Ещё со студенческих лет, в начале 60-х
годов, начал К. А. Тимирязев борьбу за
дарвинизм. Это была эпоха, когда моло-
дая русская наука блистала именами таких
учёных, как Сеченов в физиологии, Меч-
ников и Ковалевский в эмбриологии,
Менделеев в химии. К. А. назвал эту
  эпоху «..дуновением общей весны, которое
пронеслось из края в край страны, про-
буждая от умственного окоченения и спяч-
ки, сковывавших ее более четверти сто-
летия».

Книги и статьи К. А. Тимирязева по дар-
винизму имели широкое распространение,
так как они, будучи мастерски изложены,
облегчали читателю труд понимания гени-
ального произведения Дарвина. Абсолютно
прав был К. А., когда писал: «С первых
шагов своей умственной деятельности, я

в Лондоне под заглавием «Происхождение

ка, и с полным основанием К. А. Тими-
рязев говорит; «едва ли не самой харак-.
теристической чертой, отметившей развитие’
естественных наук за ХГХ столетив, дол-

жно признать тот коренной переворот в!
наших воззрениях на природу, который!
сблизил по методу изучения две области

человеческого знания, казалось, имевшие!
так мало общего, — биологию с историей».

*

Тимирязев свыше 50 лет работал в об:
ласти физнологии растений по фотосинтезу
и сделал ряд крупнейших открытий по
усвоению растениями лучистой знергни. Он
был подлинным учёным, понимавшим выс-
шее торжество науки в сочетании теории
с практнкой, в передаче народному хозяй-
ству научных достнжений. Определяя «ос-
новные задачи физиологии растений», он пн-
cam: «физиолог не может довольствовать-
ся пассивной ролью наблюдателя:
экспериментатор, он является деятелем,
управляющим природой». Для чего же уп-
равлять природой? Для того, чтобы по-
ставить её на службу человеку, для мак.
симального улучшения и облегчения жиз-
ни человека.

К. А. — подлинный создатель научной
апрономии в Россий, неусташный пропаган-
дист «обновления ^ земли» для под’ёма
сельского хозяйства, Работы Тимирязева
по физиологии растений получили очень
высокую оценку за рубежом, а изобретен-
ные им аппараты н приборы копировались
и внедрялись в других лабораториях.

с0бое внимание работам Тимирязева по
физиологии растений уделяется в нашей
стране после Великой Октябрьской социа-
листической революции. Тимирязев создал

школу талантливых реформаторов. сельско-
го хозяйства в лице Д. Н.

Н. Г. Холодного, Ф. Н. Крашенинникова,   Аркадьевича
‚ Максимова и других

Н. А

ачи: Общества

лет» (Ф. Эягельс). Тем самым дарвинизм

и в противниках учения Дарвина. И про-!

стов, К, А. Тимирязев творчески paspada-)

ных. Творчески разрабатызая научное mi

следстко К. А. академик Т. Лысенко
добился блестящих результатов.
За свою выдающуюся  маучиую дея.

тельность Тямирязев был избран членом.
корреспондентом Российской Академия
Наук, членом ‘Лондонского Королевском
(соответствует Академии Наук),
очётным доктором университетов Жене.
Кембриджа, Глазго и ряда других.

*

В течение ‘всей  свовй ` сознательной
жизни Тимирязев был общественным дел,
телем в лучщем смысле этого слова, О
не только никогда не отгораживалея от
народа, а служил народу, передавал ему
все завоевания науки добровольно, с
охотой.

Будучи настоящим поборником просве,
шения народа, К. А. писал: «Я желал
бы, чтобы наука не оставалась  под слу.
дом, а распространялась из университета
во все стороны, чтобы она также могла
светить и тем, кто бредёт по тёмной до.
 роге невежества. Избранники, занимат-
щиеся наукой. должны смотреть на зна.
ния, как на доверенное им сокровище,
составляющее ‘собственность всего ква.
рода». :

Замечательный русский ученый подлер.
живал оживлённую переписку с много-
численными зарубежными учеными, 90
бенно . с англичанами, Часто ездил с
научной целью за границу и Лично близ.
ко знал и ‘высоко ценил подлинных учё.
ных других стран. Но © особенным вни.
манием и любовью он относится к рус.
ской науке, одним из лучших представи,
телей которой был он сам.

Характеризуя пути исторического раз.
вития русской науки со времени начала
деятельности первого русского ученого

М. В. Ломоносова, К. Тимирязев ro.
ворил: «Едва лия можно — сомневаться
в том, что русская научная‘ мысль дви:

жется наиболее естественно и успешно
не в направлении метафизического умо-
зрения а в направлении, указанном
ьютоном, в направлении точного знания
и его приложения к жизни. Лобачевекие,
Зинины, Ценковские, Бутлеровы, Пирого-
вы, Боткины, Менделеевы, — Сеченовы,
Столетовы, Ковалевские, Мечнниковы -
вот те русские люди... которые в обла.
ти мысли стяжали русскому имени проч.
ную славу н за пределами отечества»,
Горячо ратовал Тимирязев за русскую
науку потому, что он был истинным учё
ным, верным сыном своей великой роду.
ны, горячим патриотом. К. А. твёрдо
верил в русскяй народ, в его мотучую
созидательную силу. Он питал «безгра-
кичную любовь к истине. и кипучую не.
нависть ко всякой, особенно обществен.
ной, неправде». Вот почему Тимирязев с
самого начала своей общественной дея:
тельности стал в славные ряды борцов
за  раскрепощение своей родины, вот
почему К. А. зи в голы под’ёма обше.
ственного духа, и в чередующиеся поло-
сы полного тоужества тёмной реакции»,

КОН-   никогла не изменял себе. не менял своих

убеждений, остался верен своим револю-

ционно-демократическим идеалам.

‚революции Тимирязев встал

нление
‘Ou ‘Hubler  пламенные

как,

С первых же дней Великой Октябрьской
на сторону
советской власти и без колебаний поимкнул

к большевикам. Весь остаток своей жиз:
  ни он умер в ночь с 27 на 28 апрем

1920 года— К. А отдал борьбе за укр
молодого советского государства,
статьи, составляет
последний предсмертный сборник «Науха
ий демократия», получивший высокую оцен-
ку Владимира Ильича, работает в каче:
стве депутата Московского Совета и члена
Государственного Учёного совета пря
Наркомпросе. Г

Своё отношение к советской власти. к
партяи большевиков Тимирязев лучшие все.
‘го выразил в словах, сказанных лечивше:
му его врачу-коммунисту:

«Я всегда старался служить человече.
ству и рад, что в эти серьёзные для меня
минуты вижу вас, представителя той пар-
тии, которая действительно служит чело-
вечеству. Большевики, проводящие лени-
низм, —я верю и убеждён -= работают для
счастья народа и приведут емо к счастью,
Я всегда был ваш, и с вами. Передайте
Владимиру  Ильичу моё восхищение ers
гениальным разрешением мировых вопро
сов в теорин и на деле. Я считаю за сча.
стье быть его современником и свидете-
лем его славной деятельности. Я прекло,
  няюсь перед ним и хочу, чтобы 06 этом
все знали, Передайте геем товарящам мой
искренний привет и пожелание дальней.
шей успещной работы для счастья чело
вечества».

Таким был (Климент Аркальевич Тими
рязев.
*

`Яркий образ перелового человека на
шей эпохи и крупнейшего деятеля науки,

Прянишникова,   великого сына русского народа Климента

Тимирязева навсегла octa-

известных учё- нется в памяти народной.

Выполнили план сеза зерновых

ЛЕНИНГРАД, 2 иювя. (ТАСС). Колхо-
зы области выполнили план сева зерновых
культур, завершив его уа 10 дней рань-
ше, чем в прошлом году. В Опеченском
районе сверх задания засеяно 1.300 гек-
таров, в Боровичском — 1.729 гектаров ин
в Любытинском — 621 гектар. Перевыпол-
нил план освобождённый от немецких за-
хватчикозв Лычковский район.  Продол-
жается сев в фонд обороны и помощи
районам, пострадавшим от окхупантов.

Колхозы области приступили к под’ ёму

паров и прополке озямых и етих яро-
вых хлебов, x

*

КУСТАНАЙ, 2 июня. (ТАСС). На 12
дей раньше, чем в прошлом году, кол-
хозы области завершили сев зерновых,
Амангельдинский район выюолнил план на
138 процентов, Тургайский — на 121, Орд-
жоникидзевский — на 108, Карасуский —
на 102 проц. В области поднято целины
и залежей 88.394 гектара.

Повсеместно
в фонд обороны.

В ответ на призыв колхоза Горшиха

ГОРЬКИЙ, 2 июня. (По телеф. от соб.
корр.). Колхозы Горьковской области, вы-
полнив план весеннего сева на 16 дней
раньше прошлого года, в фонд обороны и
помощи районам, освобождённым от немец-
ких оккупантов, посеяли сверх плана 9.872
гектара.

*

БАРНАУЛ, 2 июня. (Пе телегр. от соб,
корр.). Колхозы Локтевского района, вы-
полнив 26 мая план сева всех яровых
культур, приступили к вспашке паров, за-
севают гектары сверх плана в фонд обо-
роны и помоши трудящимся освобождён:
ных районов. Артель «Советский путь» за-
сеяла уже 196 внеплановых гектаров,
«Путь Сталина» — 93, «Общий труд» — 70.

В помощь отстающему в севе Курьин-
скому району локтевцы послали 60 плугов.

ОМСК, 2 нюмя.
Десятки колхозов, выполнив плаи сева,
продолжают сеять сверх плана в фонд
обороны и помощи освобождённым райо-

нам. Крупнейший колхоз Павлоградского BeH
Я Засеять   ние

района «13 лет Октября» обязалс

в фонд обороны 114 га и своё обязатель-

ство выполняет успешно.
Широко развернулось соревнование за с
сверхплановый сев в колхозах Калачин

ского района. 19 колхозов ра
лись посеять в фонд оборон
помощи освобождённы
Колхоз «Красный самолёт»
колхоз им. Буденного,

другие — по 30 га. 3

помощи выделили также
овец, 49 голов крупного

йона обязаз
HOH OB

сеет 50 га,
«Новый мир» и
колхозы в фонд
26 лошадей, 219
рогатого скота,

eee

Предприятия пищевой пром

СТАЛИНГРАД, 2 июня. (По телегр. от
соб. корр.). Один за другим вступают в
строй цехи кондитерской фабрики имени
Ленина, разрушенной немцами. Пущены
цехи по изготовлению мягких конфет я
прявично-ковлитерских изделий. Их eyroys
ная кронззолятельность — около десятая

ышленности в Сталинграде

тонн. Накануне пуска каходится шоколад. РАбОТнИиЦ фабрики М. Н.

ный цех.

производственных помещен
алкогольных напитков.
оборудования. На-днях
завода будет сдал ь

ий завода без-
Илёт

ацию,

продолжается ces яровых  участка в 208 тканкях

“ сти; как отличные

; установка мануфактуры —
PRA цехов этого

Участок в 208 платтовеких
станков

‚Выдающийся рекорд в текстильной
промышленности

ИВАНОВО, 2 июня. (По Телеф. от сб.
хорр.). Вчера помощник мастера Большой
зановсжой мануфактуры имени Молотова
Александр Мухин и его сменщик Алек:
санлр о Лузев перешли на обслуживание
станков. системы
«Платт», заправленных трудоёмким сортом
технической ткани.

Товарищи Мухин и Лузев. давно из
вестны текстилыцикам Ивановской обла
мастера своего дела
способные организаторы производства, Он
не раз ставили рекорды производительноети
оборудования и завоевывали областное пер
ство в соревновании. Им присвоено зва-
«лучшего помощника мастера текстиль“
ной промышленности Иванолской области».
До этого рекордного уплотнения oun 06
луживали участок в 104 станка (норма 36
ткачихи. AX ( комплекта
двухсотницы, обслуживающие по 8 станков

—

м районам 240 га. ВМ@сто 4-х по норме. Комплект изо дня в

день выдаёт сверх плана ткани в особый
фонд Главного Командования.

В первый день комплект в 208 станков
показал образцы чёткой и блаженной рабо
ты. О рекорде помощников мастеров узнала
все цехи фабрики. Их пример воодушевил
несь коллектив ткачей Одна из лучших

Гурова стала ва
Участок в 10 станков. До этого она рабо-

Большой  Изановской

одно из передовых пров»
зодств города. Мабекий плал ва выпол“
за на 103 кроя,

восстановлению   Тала на 8 станках,

Ткацкая фабрика

ff

SS =

B=sSss

ne

mug

ров

мыло
mt

\

iy
pit
№
cra
ол
  кая
  мя
  а
  Oy cy
  yee
be
  жа
bm
AVX
«Ма
вм
Bapyr
  чиёл
  inch
  еле
ну
‘у
ab
4 пр
ion
Hee
fund
KUN
Kory,
BCE!
Ha
По
mi
бьёт
биби
Cys
ЛИСЬ
узже
СА
Нед
Тм на
  C Ray
we

Set

(лера

Уж
Уж
т а

r ta
Ммм
‘Jp

ta
Ур
Rung

м
ть

Tay
us