=~

h

ву

‘

tay
пу.
tna
Uo
Bi
Hay
Me,
ка,

ep
0»
Xo

3.
ЧЁ,
HH.
ус,
Bi

adi

BOT
ee

и»,

Ух

кой
УНу

ЧЕТВЕРГ, 3 ИЮНЯ 1943 г. № 1729 (8122)

de ee eee een a aera

LUtypmosuKu
Суворова

— Это и есть Суворов, тоже Алекезтлр, зиций,

yo не Васильевич, а Яковлевич. Не ееми:
десятн лет, а только двалнати семи. Не!
пехота, а воздушный человек, сказал
командир авиаполка, знакомя нае е коман-
диром эскадрильи штурмовиков,

Ещё накануне мы слыщали это имя, но
не среди летчиков, не на аэрод е, а
среди пехотинцев. В блиндаж вошёл сер.
жант, предупреливший, что к напгим позн-
диям приближаются советские самолёты.

Восемь штурмовиков летели на неболь-
шой высоте, держа курс на немецкие пе.
реловые позииии. Навстоечу поднялиеь!
«Мессершмитты». Они резко набирали вы-
cory, чтобы получить преимущество при
атаке, Штурмовики рэззвернулись и стали’
заходить на цель. Командиры, слелившке
за смелыми, слаженными действиями на-
ших лётчиков, почти одновременно Bac:
кликнули:

— Это эскадрилья Сувопова!

Штурмовики, построивигись в замкнутый.
круг, с ожесточением бомбили передний
край противника и’ ловко. отбивались от
«Мессершмиттов», Потом оне понеслись
над расположеннем немцев, стреляя из пу-
лемётов и пушек.

Более часа холил таким образом во
главе своей группы Суворов, не обращая
внимания на наседавшие истребители. По-
сле этого штурмовики ушля на свой аэро-
дром. Восторженными криками бойцы при-
ветствовали лётчиков.

И вот сегодня мы разговаривалн с Але-!
ксаклром Яковлевичем. Несколько лет на-
зад он был учлётом в аэроклубе, потом!
инструктором, летал на «У-2». В фронто-
вой авнапии совершил 50 боевых вылетов,
и все с хорошим результатом. Сбил пять
вражеских самолётов, действуя на штур-’
мовике, как на истребителе. Впрочем, авна-.
часть знает теперь много примеров, когда!
на «Илах» наши лётчики с успехом ведут
зоздушные бой.

Пря недавнем налёте на крупный немец-
кий аэродром Суворов во главе восьмер-
кн штурмовиков встретил яростное сопро-
тивление зенитной артиллерии врага. Су-
воров преодолел огневой заслон и про-
рвался к лётному полю, В помощь зенит-.
кам стали группами прибывать «Мессер-!
mutts. Всего их набралось больше.
двадцати.

Истребители повели стремительные атаки,
стараясь оттеснить советских лётчиков от
аэродрома. Но штурмовики и не думал’
отказываться от работы. Вихрем налетали’
они на стоянки «Юнкерсов». Первыми же
бомбамн было зажжено несколько машин.
От снарядов и пулемётных очередей: заго-
релось сразу много самолётов. Пожар бы-
стро распространялся, а штурмовики про-
должаля носиться, загоняя немцев в ще-
ли, никому нс позволяя подняться в воз-
дух. «Юнкерс», пытавшийся взлететь, был
ютчас же сбит.

«Мессеримитты» из кожи вон лезли, но
fe могли сковать действий штурмовиков.
Влруг в хвост машины лётчика Огурцова
зашёл ‘немецкий истребитель. Это случи-
лось как-раз в тот момент, когда Суворов
после очередной атаки выводил свою ма-
шину ‘из пикирозания. Заметив, что Огур-
позу грозит опасность, командир эскад-

‚ ильм рванулся наперерез немецкой маши-

пул

ее
pe
PBA,
fet
ука
CH

‘Ha
три

™

1е, пробил её снарядом снизу, и она, по-
теряв управление, свалилась на землю.
Несколькими минутами позже Огурцов
пришёл на выручку командиру. Он и
жил. чемца,  преследовавшего Суворова,
когда тот пикировал. Огурцов  почёсся,
вслед ‹за «Мессершмиттом» и свалил его
на землю, прошив пулемётной очерелью.
Подстать этим храбрецам лётчик Васи-
ий Моисеев. Он известен в полку тем,
что стремительно срывается в пике,
бьёт одновременно из пулемёта и пушки,
бомбит с ошеломляющей быстротой.
Суворов и Моисеев — друзья. Они со-
шлись прежде всего на почве взаимното
уважения, почуяв один в другом настоя-
щего штурмовика. т

Недавно над полем боя появилась груп-
па наптих штурмовиков. Их нриход совпал
‹ началом атакн немецкой пехоты. Во гла-
ве штурмовиков шёл искусный воздушный
бей Иван Морозов, часто летающий на
OlepannH одновременно <  Суворовым..
Штурмозики обрушились на вражескую _пе-
хоту с небольшой высоты и прижали её к
звиле. Началось массовое истребление

шённый Киев,

ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ

Мы слышим твой зов, Украина!

Слово украинцев-фронтовиков

В глубокой балке. близ передовых п9-
т в сумерки началось оживление.
Небольшими тгруппамя сходились сюда
бойцы гвардейского стрелкового полка —
украинцы-фронтовики. К ним на фронт
долетели голосд лучших сынов Украины,
выступавших на антифапгистсеком митинге
представителей украинского народа в
Москве, слова привета
Армии. Слышится напаваемая вполголоса

родная украинская песня. Слышатся воз-

тласы: «Ёто тут из Полтавы?». «А киев-
ляне есть?» Ишщут земляков, друзей, зна-
KOMIK...

На собрания украинцев-фронтовиков
первым выступает твардни поднолковник
Иван Яценко. Лвенатнать раз был ранен
В боях командир-гварлеец, сын колхозни-

ка с Полтавщины. Орзен Красного Знаме-

ни украшает грудь героя.
Великой любовью к ролной Украине

проникнута речь Яценко, клятвой звучат

его слова:

— Мы слыпгим твой зов, батьковиина!
Мы освоболим тебя из немецкой неволи.
Не пожалеем ни сил, ни крови, ни жизни
своей для блага родной земли. Нас зовёт
в бой святое беесмертное слово Тараса
Шевченко. Нас зовёт в бой память отцов
наших — пюрсовцев и богунцев.

— Воины-украинцы! — обращается к
землякам гвардии лейтенант Илья Юрчен-
ко. — Тяжолый путь у нас позади. Я
прошёл через разбитую Жмеринку, ‘через
пылающую Белую Церковь, через опусто-
через всю истерзанную,
стонушую Украину. Как и вы, я оставил
там родных, и вот уже почти два года не
знаю 0 судьбе своей семьи. Ho мы верили
и верим, что вернёмся в родную хату, что
не для немцев будут цвести сады на бе-

воинам Красной

рого отца, поглумились нах моими сестра-
‘ми, загнали в неволю монх подруг. Pog-
 ная Красная Армия освободила нас. Я
  хобровольно вступила в её ряды, стала
 разведчицей и дала клятву метить нем-
 WaM, беспощадно метить. До пометы, бра-
ты! — бросает гнавный клич украинская
  девушка.

ae Радостно мне слышать здесь родное
украинское слово, — товорит  гвардеен
  Иван Дигтяренко. — Вот уже скоро два
  года, как я сражаюсь за нашу родину. Я
‘защищал любимую Москву, я пролил свою
кровь под Сталинградом. Там я сражалея
‚и за мою Украину. Четыре раза я был
ранен в боях, но уничтожил много фа-
  шистских гадов и ещё отплачу воротам
лютой местью. Рядом со мной проливали
нарупгил нашего бралокото eowsa, нашей
 пружбы. Потому возвеличилась я красова-
лась наша боветская Украина, что жили
 МЫ в одной семье с великим русских
  народом, со всеми вольными народами
Советской страны, и каждый друг кругу
  Womoraa строить светлую, богатую жизнь.
От этой братской семьи нае, украинцев,
никто и никогда не оторвёт. Украина
была и будет советской!

— Не пановать вшивьым немцам ча
нашей славной Украине! Сегодня оная
ещё выкраивают себе имения на наптех
колхозных полях,
им по три арптина на могилу.

Всего несколько слов сказал земля-
кам боец Степан Третьяк, но это были
слова, идущие от самого серлиа:

— Седеют наши матери в немецкой
  веволе, плачут наши  коханые, и зовёт
нас мать-Украмна, зовёт сынов свонх. И
хочется крикнуть во весь голое: «Чуе-

perax Днепра, что не запрячь им Украину   мо, чуемо, мы скоро придем, мы вызво-
в немецкое ярмо. Мы освободим  ротную лим вас!». Мы стоях уже

на родной

землю, и снова расцветёт великая украин-  украинской земле, на Ворошиловградщи-

ская созетокая держава в братекой семье   не.

вародов СССР!
Аплодисментами, возгласами: «Правиль-
но! Правильно!»
слова оратора.
Просто и залушевно рассказал на собра-
нии © своих чувотвах и думах гвартии
сержант Михайло Микитенко,

танки и дзоты.

— Ранили меня раз, — рассказывает
Микитенко, — потом в другой раз, по-
том в третий. Эге, думаю, чортов Гитаер,
так это ты хочешь меня убить, чтобы п
детей своих я не увицел, и жинки своей,
и Украины налней родной! Брешетшь, под-
люка! И злость взяла меня за серлие,—
ещё лютее я стал в бою. Брешете, про-
клятые немцы! Мы будем жить, и Украи-
на наша будет жить, А вам, собакам,
подыхать и гнить в нашей земле!

Выпало- гвардейшу Микитенко великое’
счастье — гнал он немцев из родного

одобряют фронтовики. принимает

отважный жаться
аргиллерист, ч5ё орудие громило немецкие серлце бьётся в нашей py

Ho пас ждут Днепропетровиина пл

Цолтавиина, нас ждут Киев и Львов.
С бюлыпшим воодушевлением собрание
обралщение к вомнам-земля-
кам. Сурово и торжественно звучат сло-
ва обращения:
«Клянемсл тебе, родная земля, сза-

с ненавиетным врагом, пока
ти!  Калянёмся,

что завоюем в жестоких боях счастье A
свободу нашей отчизне! Плянемея тебе,
  народ украинский, что за все твон му-
 Ки и горе. за елёзы и кровь отплатаям
врагу сторицей!..

Мы знаем, снова фаспветет наша род-
‘ная Украина в братской семье  наролов
‘Советского Союза. Занветут вишнёвые са-
 хы для нас, и буйные xaeda зашумаят
на колхозных нивах, задымят фаблики
и заводы, и прекрасная украинская
пееня прозвенит из края в край.

Никогда свободолюбивый украинский
народ не станет Ha колени пере немег-

Ворошиловтрада, повихал своих сынков,
жену,

10, — говорит один. — Но моя-то семья
на Киевщине». А другой е Житомирми-
ны, третий из Винницы, и у каждого й0-
лит, кровью обливается сердце. Her, ro-
ворю себе, рано ты, Михайло, радуепться!
Ещё топчет немец украинскую землю, и
нет нам радости, нет нам жизни, пока
ворог терзает ными родной край. Смерть
немцам, лютым ворогам нашим!

Выступает твардии краснозрмеея Клав-
дия Мудра.

— Я, украинская девушка, родилась
й жила нехалеко отсюда, в селе Веселая
Тарасовка. И была наша Тарасовка дей-

ворвались к нам проклятые немцы. Они

немцев. Самолёты заходили один за дру-
м без перерыва. Они пролетали совсем
низко над залегшими пехотинцами. Сам
Морозов скашивал немцев пулемётом —
группу за группой. Ловко маневрируя, он
перегонял немцев с места на место и во
время перебежек истреблял их десятками.
Суворов и его помощникя Самойленко,
Огурцов и другие подоспели как-раз в ту
иитуту, когда немцы пытались подняться
после ухода Морозова. Группа Суворова
уложила гитлеровцев на прежнее место и
множество немцев истребила. Немецкая
атака была окончательно сорвана.

На азродроме лётчиков ожидала теле-
грамма от наземного командования:

«Две группы самолётов действовали пою
колоннам противника отлично. Войска
восхищены работой штурмовиков, Дорога

‚ Завалена трупами немецких солдат и офя-

церов».

Отзывы наземного командования — до-
кументальное подтверждение — искусной,
смелой работы штурмовиков над целью.
Такие телеграммы — лучшая похвала для

Зтчиков.
me А. АЛИНИН,
спец. корреспонлент «Известий»,
ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 2 кюяя.

Подвиг танкиста

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 2 июяя.
(Спецкор ТАСС). Шёл  ожесточёнвый
бой. Прорвав оборону немецкого перелне-
го края, танк Шарафана огиёмы и гусени-
цами уничтожал и давил вражеские ору-
дия, дзоты, метавнтихся фашистов. Вдруг
от мощного удара танк  содрогнулся.
Неприятельский снаряд разбил ходовую
часть, и машина застыла на месте. Ранало
я танкистов. Гитлеровцы стали окружать
машину. Экипаж открыл сильный огонь.
Гитлеровцы сосредоточили на неподвиж-
ном танке артиллерийский огонь я подо-
жгли его. Весь экипаж, за исключением
Шарафана, погиб,

Раненый Шарафан выдержал страшны
артиллерийский обстрел врага, ио его ду-
шил едкий дым пылающего танка. Надо
немедленно выйти. Шарафан вылез через
люк из танка и лёг рядом с ним с авто-
матом в руках. И теперь он дрался не
менее упорно, чем прежде. От его авто-
Матной очереди погибло 6 фашистов.

Немцы окружили Шарафана. В рукопаш-
HOA схватке рядом co своей машиной по-
гиб герой-танкист.

Приказом Военного Совета армий Вла-
димир Шарафан навеки зачислен в списки
Личного состава танкового подразделения.

ограбили наших людей, убили моего ста-

старуху-мать.
— Пришёл я в роту, — рассказывает паптах!
Микитенко. — «Счастливый ты, Михай-

ствительно весёлая и счастливая, пока не’

ким паном, г
Проклятье и смерть немецким  окку-

Хай живе наша славна батьктвтиина,
великий 1 могут! й Радянський Союз!
Xai mune Biappa Радянська Укрына!
Хай живе наш Мдний батько Сталин!»
Раздаётся громкое «ура». Снова
‘снова звучат возгласы:

— Хай живо великий Сталён!

— Хай живо наша илна Укфана!

Взволнованные расходились гвардейцы
в свой окопы и блиндажи, чтобы в пред-
стояттих боях ещё  беспощаднее метить
гитлеровцам, чтобы выполнить гвалией-
скую клятву и выгнать врага из родной
Украины.

С. ЖУРАХОВИЧ.
ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 2 июня.

кровь русский, казах, грузин, и никто не!

& завтра мы нарежем

ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР

WSS

Е
oe

Знатные забойщики шахты № 4 «Ленгер-
уголь» (Казахская СОР) Мурзат Байминов
(слева) и Кульмен Байкумуров системати-
ческя выполняют нормы по добыче угля
на 293—250 процентов.

Фоте Г. Угриновича. (ТАСС.

Тиражи выигрышей
в июне

В июне в Москве состоятся три тиража
выигрышей по государственным _ займам:
5 июня—10-й тираж Займа третьей пяти-
летки (выпуск третьего года), 10 июня —
30-й тираж Государственного внутреннего
займа 1938 года и 25 июня—6б-й тираж
Займа третьей пятилетки (выпуск четвёр-
того года).

В 10-м тираже Займа третьей пятилет-
ки (выпуск третьего года) будет разыгра-
Ho 846.400 выигрышей на сумму 134.743.200
рублей.

В 30-м тираже Государственного вну-
треннего займа 1938 года будет разыграно
17.040 выигрышей на сумму 11.503.209
рублей.
  В 6-м тираже Займа третьей пятилетки

840.000 выигрышей на сумму 131.222.000

рублей.

Подготовка кадров
строителей

ЛЕНИНГРАД, 2 июня. (По телеф. от
соб. корр.). Зимой этого гола жилишное
управление исполкома Ленинградского Со-
вета организовало бригадное  ученичество
новых кадров строителей. 150 квалифици-
рованных мастеров были
обучения подростков и женщин. Сейчас
свыше , 1.700  водопроводчиков, 600 кро-

рожной станции Кафачев наши лётчики
припасов,
В райове железнодорожной станции

ными пожарами. Сфели пожаров отмечено

авиация потеряла 30 самолётов,

привлечены для!

Полыхающие в степи зарницы сливают-
ся с отблесками артиллерийских залпов.
Багровое зарево встаёт над Северным
Донцом. Даже местные люди не в со-
стоянии отличить зарницы от огненных
вспышек батарей.

Ночи на переправе часто бывают свет-
лее дня. Мост отчётливо вырисовывается
в фейерверке разрывов авиабомб, и кажется,
что горит сама переправа, отбрасывая на
воду длинные языки пламени. Но машины
мчатся безостановочно. Подкатит машина
к берегу, резко замедлит ход, осторожно
спустится к воде, загрохочет по свежему
настилу, и через минуту она уже на дру-
гой стороне реки. С моста то-и-дело не-
‘сутся возгласы:

—*”Давай, давай!

Крики людей тонут в оглушающем гуле

.

0   разрывов. При ярких вспышках бойцы воз-
(выпуск четвёртого года) будет разыграно

никают из темноты силуэтами. Отлично
видно, как, низко пригнувшись, они бегут
под разрывами бомб, обгоняя машины.

Мост живёт напряжённой жизнью. За
него идёт постоянная борьба, жестокая,
кровавая. Немцы не жалеют бомб. Врага,
видимо, не смущает, что борьба эта уже
стоит ему немало людей и самолётов.

Утром на мост налетают немецкие бом-
 бардировщики. Они долго кружатся, пи-
кируют, строчат из пулемётов. Движение
через реку прерывается. Вода шумит и пе-
HATCH OT ливня  раскалённого металла.
Осколки секут, деревянный настил. Но ни
‚одна бомба не угодила в цель.

На берегу, в кустарнике, стоят маши-
ны, ожидающие конца налёта. Водители
следят за каждым заходом немцев и, ког-

вельщиков, 200 плотников, 200 печников, да дым рассеивается, кричат:

штукатуры, маляры и другие  стронтели,
обученные бригадирами, успешно работают
по восстановлению жилого фонда города.
Многие ученики получили
пятого разряда и теперь сами
главе бригад.

Детская здравница
на Маныче

РОСТОВ-НА-ДОНУ, 2 июня. (Пе те-
легр. от соб. корр.). Немецкие оккупанты
разрушили расположенные в Сальских
степях лечебные учреждения, в том числе
известную Манычскую  кумысолечебницу.
Недавно эти учреждения восстановлены и
на их базе создана областная детская здрав-
ница для сирот, детей фронтовиков и ин-
валидов Отечественной войны. Здравница
открыта. Сюда с’ехались нуждающиеся в
санаторном лечении дети из Ростова, Мил-
лерово, Шахт, Новочеркасска, Азова, Ba-
тайска и других мест области. Ребята
пробудут в здравнице два месяца..

квалификацию
стали’ во.

— Toni!

Тотчас же на переправу устремляются
десятки грузовиков и пешие бойны.

Через несколько минут после первого
налёта следует второй. Зенитные батареи
открывают заградительный огонь. Навстре-
чу «Юнкерсам» ндут наши истребители.
Завязывается воздушная схватка. Несколь-
ко бомб падает совсем рядом с мостом.
Одна разбросала поперечную прокладку.
Одновременно с этим на берег сваливается

горящий немецкий бомбардировщик. К не-

му бегут люди.

PeMOHTHHKH, не ожидая результатов
воздушного боя, направляются на мост.
Старший из них — Семён Тишков — nep-
вым приступает к работе. Ему помогают

Налеты нашей авиации на 20;
Смоленск и станции Марачев, Нрасный Бор

_ Налёт немецкой азнанин на

Днём 2 июня немецкая авиация крупными силами посчувета пять нзоётов
на железнодорожный узел и гарол Курск.
молётов ‘противника. Некоторое число немецких самолётов прорвались к городу и
беспорядочно еброшенными бомбами нанесли материальный ущерб. Есть жертвы.

При отражении налётов вражеской ариацин на Кутек развернулиеь CHER
птие воздушные бей. Назма истребительная арнация в результате этнх боёв нанеслу
тяжёлое поражение противнику. По прелварительным и велолным ланным. в районе
Курска наприми лётчиками сбито в воздушных боях 93 немециих самолёта. Кроме
Toro, 30 самолётов противника уничтожено огнём зенитной артитлери. Таким обра-
зом, вкево в течение дня в райсне Курока сбито 123 немецких самолёта. Hama

ne

bis

SUOMCNOMHRIA YBN

В ночь на 2 июня ната эвнация дальнего действия совернотта часоированные
налёты Ha железнодорожный узел Смоленок м станции Калачев и Красный Бор.
В результате бомбардировки этюлонов противника на железнолорожном узле Смо-
ленех возникло мчотго пожаров, сопровождавитихея взрывами. В райсне железноло-

наблюдали сильные ворывы складов 60е-

ЕЁраеный Бор (запалнее Смоленска) силь-

ной бомбарлировке были подвергнуты расположенные здесь крупныю склады про
тивника с боеприпасами, гормутим, рещевымх и пнженерно-техническим имупеством.
В результате прямых попаданий бомб вся плошаль скланов была охвачена OTPOAI-

много взрывов ботынай вилы.

Bee наши самолёты, креме одного, вернулись на свои базы.

f
aod

В этих налётах участвовало лю 500 га-

Переправа

Кривошлых, Середенко, Митрофанов. С 6e-
рега на них с восхишением смотрят бой-
цы и командиры, Ведь немцы ещё про-
должают атаку.

Когла бомбы свистят очень близко,
команда Тишкова плашмя падает на до-
ски и ждёт. Попадёт или  пронесёт?..
Просвистело, пронесло. Только в стороне
поднимаются на десятки метров вверх
огромные столбы воды да жужжат оскол-
ки. Люди немедленно вскакивают и про-
должают работу.

Иногда бомбы рвутся так близко, что
люди на время глохнут. Потом они с уди-
влением смотрят друг на друга: живы,
Удивительное везенье.

Промокшие` до нитки, усталые, но до-
вольные, ремонтники уходят, наконец, ©
моста. Тишков, повеселевший от удачи,
кричит на берег:

— Ехать можно, всё в порядке!

Однажды, ешё в ту пору, когда мост
был только-что назедён, к переправе про-
  рвалась группа немецких автоматчиков.
Но она не дошла до реки. Восемь наших
 понтонёров стали на пути вражеской груп-
  пе. Понтонёры, заканчивавшие мелкие по-
правки на выезде с моста, отложили свой
инструмент и взялись за оружие.

Восемь воинов дрались против взвода ав-

томатчиков с такими же под’ёмом и стра-
стью, с какими они строили мост, Лейте-
‘Haut Панюхов, прижатый было к самой во-
  де, поднял понтонёров в атаку. Бойны за-
бросали немцев гранатами и оттеснили их.
Потом по мосту на помощь поятонёрам при-
мчались натши автоматчики. Немцы прянуж-
лены были уйти, понеся большие потери, С
тех пор и идёт непрерывная борьба 3a
мост.
На переправе всегда шумно и оживлённо.
На ту сторону направляется пополнение,
перевозятся продовольствие, боеприпасы,
днём и ночью спешат машины.

В сумерки лвижение на переправе стано-
вится особенно оживлённым. С наступле-
нием темноты появляются первые вестники
предстоящей фейерверочной ночи. Яркие
ракеты взвиваются в небо. Но люди при-
выкли ко всему. Они идут на переправу,
как на бой. ИМ мост живёт, несмо-
тря на все старания немцев уничтожить его.

Майор А. КОЖАНОВ.
ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 2 июня.

ПВН ИН &§ —__—£$_—_§——____.

Успехи женской бригады

ГОРОД Н., 2 пютя, (Пе телеф. от соб.
корр). На заводе, где директором тов. Ар-
тёменко, в мае повысился выпуск оборон-
ной продукции. Особых успехов достигла
бригада цеха № 1 (начальник Козьяков),
выполняющая ежедневно норму на 600
проц. Жена красноармейна работница Мар-

келова, проявляя трудовую доблесть, вы-
полняет производственную норму на 800—
900 проц. Соревнующаяся с ней работни-
ца Иванова вырабатывает . в день до 7
норм. По четыре нормы выполняют работ-
ницы Толмачева и Герасимова. Их приме-
ру следуют многие работницы завода.

Пищевая индустрия Средней Азии

Республякя Средней Азии за годы со-
ветской власти стали крупными ноставии-
ками пищевой продукции. Появились про-
мышленные предприятия, оснащённые но-
вейшей техникой. Тысячи тони масла, кон-
сервов, сухофруктов, кишмиша, вин еже-
годно отправляются во все концы Совет-
ского Союза. Небольшая группа энтузиа-
стов. положившая при конкретной и по:
вседневной помошя партийных организаций
начало пишевой промышленности в сред-
не-азиатских республиках, выросла в ог-
ромную армию квалифицированных и знат-
ных пищевяков.

При всём этом мы всё же мало знаем
6 больших богатствах и огромных воз-
можностях, которые таят в себе эти рес-
публики. Отечественная война с фашист-
скимн захватчиками широко раскрыла про-
изводительные силы Средней * Азии. С боль-
шим  под’ёмом взялись в Средней
Азии за освоение новых отраслей пищевой
промышленности, за расширение мошности
существующих пищевых предприятий для
удовлетворения потребностей фронта и на-
селения.

В Уэбекистане в короткий срок создана
сахарная промышленность; впервые кол-
хозники Узбекистана начали сеять свёк-
лу — культуру, ранее совершенно здесь
неизвестную. Результатом колхозного тру-

ла был богатый урожай, что  позво-
лило уже в этом году пустить в
эксплоатацию Четыре крупных сахарных

завода. Узбекистан вправе гордиться свои-
ми новыми современными предприятиями:

Кокандским,  Красногвардейским,  Зира-
Вулакским и Янги-Юльским  сахарными
заводами.

Пищевикя Киргизни закончили  строи-

тельство Ново-Троицкого и Токмакского
сахарных заводов, в скором времени всту-
пит в строй епё Беловодский завод. В Ка-
захстане закончено строительство Алма-
Атинского сахарного завода и - заканчи-
вается Кара-Булакский.

Это — лишь начало широкого развития
сахарной промышленности в Средней Азии.
Сотни маршрутов высокосортного средне-
азиатского сахара пойдут для

бекистана, Киргизия, Казахстана, Таджи-
кистана, Туркмении.
Богатые районы Узбекистана, Киргязии

и Казахстана позволяют ешё больше рас-

и на этой базе
сахарных заводов.
в Кашкадарьинской

игирить посевы свёКЛЫ
построить ряд новых
Намечен посев свёклы

Красной
Армии, для нужд трудящихся Советского
Союза, в том числе для трудящихся У?з-

области. Развиваясь в более короткий ве-
гетационный период, свёкла требует менъ-
ше влаги, чем хлопок, и поэтому посевы
свёклы могут быть внедрены во всех тех
районах, где для хлопка нехватает влаги.

В  Средней же Азии создаётся всё необ-.

ходимое для дальнейшего развития здесь
сахарной промышленности. На Ново-Тронц-
ком сахарном заводе организуется маши-
ностроительная база, а в ряде мест нача-
ты разработки известкового камня для
нужд сахарной промьииленности.

Необходимо подчеркнуть одну чрезвы-
чайно важную особенность в развитии
Обычно заводы имеют значительные поте-
ри свёклы при продолжительном её хра-
нении, и поэтому свёклу приходится пере-
возить на большие расстояния, чтобы пе-
реработать её на менее загруженных за-
водах. В Узбекистане успешно проведён
опыт солнечной сушки свёклы. Опыты про-
шлого года показали, что без затрат то-
плива могут быть высушены сотни тысяч
центнеров свёклы, при чём в сушёном
виде свёкла может быть использована не
только, как сырьё для сахарных заводов,
‚но и для других пищевых предприятий.
Расширение сушки свёклы ликвидирует
проблему сезонности в сахарной промыш-
ленности на юге.

Так обстоит дело с сахаром. Консервная
промышленность Средней Азии также по-
лучила большюе развитие. На базе эва-
куированного оборудования пищевых пред-
приятий из временно оккупированных нем:
цами районов построен ряд новых кон-
сервных заводов в Узбекистане (Андижан-
ский, Ферганский, Самаркандский). Боль:
ше. чем вдвое раслнирена мощность суще-
ствующих заводов, Вступает в строй ряд
новых заводов. В текущем году войдут
новые Янги-Юльский и Китабский заводы
в Узбекской ССР, Токмакский —в Кир-
гизской ССР, Газылкентский —в  Казах-
ской ССР ит. д.

Консервы узбекских и казахских заво-
  дов пользуются заслуженной славой У
бойцов и командиров Красной Армии.
Многообразный их ассортимент, высокая
питательность и портативность высоко це-
нятся в походе и на отдыхе. Продукция
  Алма-Атинского консервного завода (быв.
«Трудовой Октябрь») была премнрована Ha
международной выставке.
Богатые урожаи цветущих
бекистана, Таджикиствиа и

садов

Уз-  Алма-Ата и Фрунзе. В Паркентском, Ор-
Гуркмении! джоникидаевском, В
1 дают возможность значительно расширить   ском и др.

производство сухофруктов и выработку
кишмиша в республиках Средней Азни.

Пищевые ресурсы Средней Азия богаты
и многообразны. Надо лишь приложить
энергию, чтобы использовать их для нужд
фронта и населения. Взять, к примеру,
хлопковые семена. Богатые урожаи хлоп-
ка не могли быть полностью переработаны
на существовавших, реконструнрованных и
построенных здесь за годы советской вла-
сти маслобойных заводах. Приходилось
десятки тысяч тонн хлопковых семяи еже-
годно перевозить на маслобойные заводы
европейской части Советского Союза,

За время войны производственная база
маслобойной промышленности значительно
расиирена. В 1943 году вступают в строй
на полную мошность маслозаводы в Уз-
бекистане —в Денау, Алимкенте, Гижду-
ване, Чимкентскяй маслозавод — в Казах-
стане; ряд маслозаводов — в Таджикской
и Туркменской ССР. Стронтся нять ма-
слозаводов в Хорезмеком оазисе и Кара-
Калпакской АССР, маслозаводы в дру-
гих республиках. Нетрудно представить
экономический эффежт, который дадут
эти предприятия, если учесть, что из
каждых перевезённых шести тонн хлопко-
вых семян можно получить только одну
тонну растительного масла. Теперь рядом
с хлопкоочистительным заводом, под од-
ной трубой возникает‘ маслозавод.

Ежегодно из далёких районов Советско-
го Союза завозили в Среднюю Азию мы-
ло, несмотря на то, что основное сырьё
для производства мыла — масло вырабаты-
валось на заводах Средней Азии. Уже за
годы войны организовано производство
мыла в целом ряде мест—в Ташкенте, Са-
марканде, Фрунзе, Алма-Ата и др. В те-
кущем году введён в эксплоатацию цех
при Чимкентском маслозаводе. В настоя-
щее время полностью «разрешена задача
обеспечения потребности в мыле населения
республик Средней Азии.

В Средней Азии во’ время войны впер-
 вые введена культура махорки. Посевы
махорки в 1943 году уже составляют око-
  ло 10 тысяч га. На базе эвакунрованного
оборудования построены махорочные фаб-
рики в Ташкенте и Алма-Ата.

В ряде районов Узбекистана, Казахста-
на и Киргизни произрастают лучшие сор-
та винограда. Из этих сортов—«пинофран»,
«рислинг», «‹алиготе», «кульджинский» и др.
получаются хорошие шампанское и’ сухие
вина. На ‘базе местного ‹ виноградарства
развбрнуто строительство Ташкентского
‚ шампанского комбината, проектируется так-
же строительстве. шампанских заводов в

ar ge Si Man-
збекской ССР

закла-  Абада

дываются большие виноградники  специ-
ально шампанского направления.
Красные вина Киргизской ССР типа

«кабэрне» и «сапэрави» — весьма высокого
качества, они могут быть поставлены в ряд
с лучшими винами Союза — «Кабэрне Аб-
рау» и «Сапэрави» Грузии. В связи с этим
в Киргизни организован специальный вя-
нодельческий трест.

Заслуживают также внимания вина Бы-
сокого качества, произведённые из сортов
винограда, выращенного в Узбекистане, —
«Дюрбэ де Марсель» и «Турига». Пенное
наследство оставил работавший долгое
время в Узбекистане проф. Ховренко. Он
взёл культурные европейские сорта ви-
ограда, а на облагороженных сортах
организовал производство новых местных

вин «Алеатика», «Узбекистан» и др.

Таков беглый обзор неисчислимых 60-
гатств Средней Азии, которые должны
сыграть значительную роль в общесоюзном
балансе пищевых ресурсов. Доля Средней
Азни в пищевой промытленности Союза
становится с каждым месяцем всё более
весомой. Надо, нтобы все эти богатства
были поставлены на службу родина. На-
роды Средней Азии с под’ёмом решают
эту большую и почётную задачу.

На смену ушедшим в армню мужчичам
к станкам впервые в широких маситтабах
в республиках Средней Азин встали жен-
щины. Быстро овладев высокой квалифн-
хацией, они совмещают ряд сложных нпро-
фессий и значительно перевыполняют норму.

Многие ‘пищевые предприятия Средней
Азии завоевали первенство в соцниалисти-
ческом соревновании, ‘союзные премии по-
лучили хлебозаводы, консервные, масло-
бойные и винодельческие заводы. Ряд
предприятий. премировался из месяца в
месяц.

Но всё, что уже сделано в Средней
Азии,—только начало перестройки пишевой
промышленности. Многое ешё предстоит
сделать, чтобы богатства Средней
Азни былн наиболее рационально ис-
пользованы для развития пищевой про-
мышленности. Emé недостаточно мобили-
зованы ресурсы плодороднейших Ферган-
ской, Чуйской и Таласской долин. Бога-
тые природные условия этих долин по-
зволяют создать в Средней Азии ряд но-
вых отраслей пищевой промышленности.

Народы средне-азнатских республик по-
требляют большое количество чая. За ты-
сячи километров перевозится чай из Гру-
зии. Между тем проведённые опыты по-
казали полную возможность вырастить от-
личные сорта чая в этих долинах. Уже в

текушем году намечена опытная закладка
чайной плантации.

В Киргизской ССР, в районе Джалзл-
кмеется свыше 200 тысяч га орехо-

плодовых насаждений. На этой базе начато
строительство крупного витаминного ком-
бината. Он даст Советскому Союзу сотни
миллионов человеко-доз витамина «С».

На пищевых предприятиях имеется етиё
огромное количество неиспользованных
ресурсов, так называемых «пищевых отхэ-
дов». Правда, и здесь уже заработала
творческая мысль, и кое-какой опыт сред-
не-азиатских республик может быть пе-
ренесён в другие республики Советского
Сотюза.

В сахарной промынгленности, например,
по сложившимся традициям, отходы на
мойке шли обычно на корм сжоту. Между
тем эти отходы содержат сахар и могут
быть переработаны на спирт. Сотни тонн
дополнительного каучука может быть по-
лучено при полном использования этих от-
ходов в масштабе всей сахарной промыш-
ленности Союза. Такое опытное получение
спирта будет поставлено на Кара-Балтин-
ском сахарном заводе Киргизской ССР, где
авторы этого предложения—инженеры Ша-
кин и Потапов осуществят его в Hpous-
водственных условнях.

В вннодельческой промышлениости вы-
жимки винограда уходили на корм ско-
ту, тогда как оня содержат высокоценную
виннокаменную кислоту. В Узбекистане
построен теперь завод виннокаменной кя-
слоты.

Для производства мыла нужно большюе
количество шблоков. Они завозятся в Уз-
бекистан из далёких районов. Между тем
зола от сжигаемой на маслозаводах хлоя-
KOBOH лузги содержит большой процеят
поташа. Именно использование этих щё-
локов и позволило увеличить производство
мыла, теперь уменьшен и завоз шщёлоков
извне.

Деятельно готовятся народы Средней
Азии к сбору богатого урожая.

Проезжая по полям и сёлам средне-
азиатских республик, видишь  кипучую,
напряжённую работу сотен тысяч людей,
мужественно покоряющих природу для
блага и моши нашей родины.

Преодолевая затруднения военного вре-
мени, республики Средней Азии день за
днём всё больше расширяют производство
пищевой продукции и улучшают использо-
вание сырья.

Первомайский приказ товарища Сталина
вызвал среди пищевиков средне-азяатских
республик новый творческий под’ём, и
можно с уверенностью сказать, что под
руководством партийчых и советских ор-
ганизаций этих республик будет  oGecne-

чено ещё большее увеличение выпуска
пищевой продукции. ;
Н. ПРОНИН,
A. о. народного комиссара пищевой

промышленности СССР.